Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к области реактивной техники, в частности к способам диагностирования и ремонта газотурбинных двигательных установок.
Ближайшим аналогом является способ диагностирования и ремонта газотурбинной двигательной установки, заключающийся в регистрации текущих значений критериев состояния двигательной установки, сравнении их с заданными эталонными значениями, устранении выявленных дефектов и проведении контрольных проверок (RU 2069847 C1, G 01 М 15/00, 01.01.99).
Недостатком известного способа является ограниченное количество регистрируемых параметров, что уменьшает достоверность определения технического состояния двигательной установки.
Техническая задача предложенного способа заключается в расширении функциональных возможностей, увеличении достоверности определения технического состояния двигательных установок после их эксплуатации или длительного хранения.
Задача достигается тем, что в способе диагностирования и ремонта газотурбинной двигательной установки, работающей на жидком топливе, заключающемся в регистрации текущих значений критериев состояния двигательной установки, сравнении их с заданными эталонными значениями, устранении выявленных дефектов и проведении контрольных проверок, регистрируют комплектность двигательной установки, наличие повреждений, наличие протечек топлива и масла, количество топлива и масла соответственно в топливной и масляной системах, производят слив топлива и масла, удаляют газ из внутренних полостей топливной и масляной систем, проверяют наличие сигналов в электрических цепях, в цепях систем автоматического управления, измерения и регистрации и контрольно-записывающей аппаратуры, проверяют работу цепей, производят дегазацию топлива и масла, которыми после исправления обнаруженных дефектов заправляют внутренние полости топливной и масляной систем и производят их консервацию.
Устройство для реализации предложенного способа содержит:
стенд 1 визуального осмотра;
стенд 2 замера количества (объема) топлива и масла в топливной и масляной системах, слива и заправки топливом и маслом;
стенд 3 для замера сигналов в электрических и слаботочных цепях и проверки работоспособности цепей;
стенд 4 для проверки сигналов и цепей контрольно-записывающей и регистрирующей аппаратуры;
стенд 5 для дегазации топлива и масла.
Работает устройство следующим образом.
На стенде 1 визуального осмотра проверяют комплектность двигательной установки и выявляют дефекты. Выявление дефектов производят при хорошем освещении с использованием контрольно-проверочного инструмента (набор луп, зеркала с гибкими державками и т.д.), оценивают герметичность соединений, герметичность емкостей топливной и масляной систем, определяют места утечки и ее интенсивность. Контроль герметичности производится любым известным методом, например при помощи индикаторов, основанном на реакции индикатора по отношению к среде, заключенной в испытуемом объекте. В качестве индикатора может служить меловое покрытие наружной поверхности емкости, которое темнеет в негерметичных местах от вытекающей жидкости.
На стенде 2 производят замер количества (объем) топлива в топливной системе и масла в масляной системе. Жидкость в емкостях должна доходить до определенных рисок мерной линейки. Затем жидкость сливают в чистую тару и транспортируют на стенд 5, удаляют газ из внутренних полостей топливной и масляной систем, производят замену вышедших из строя резиновых прокладок, жгутов и т.д., обеспечивающих герметичность двигательной установки.
На стенде 3 производят осмотр электрических и слаботочных цепей (изоляция проводки, крепление и замена вышедших из строя электрических и слаботочных жгутов, блоков, узлов), проверяют работоспособность цепей (контрольные проверки).
На стенде 4 проверяют сигналы и цепи контрольно-записывающей и регистрирующей аппаратуры.
На стенде 5 производят дегазацию (удаление пузырьков газа) топлива и масла.
Работы по дегазации топлива и масла выполняют для предотвращения закупорки воздушными пробками трубопроводов и/или форсунок подачи топлива в камеру сгорания двигателя и масла через разбрызгивающие форсунки к подшипникам компрессора и турбины, что может привести к останову двигателя и аварии летательного аппарата.
Дегазация производится путем воздействия на емкость с жидким топливом и/или маслом попеременно низкими и высокими температурами с помощью, например, криогенной установки.
Полная дегазация достигается путем прогона жидкого топлива и/или масла через естественные высокопористые породы и/или фильтры, на поверхности которых адсорбируются пузырьки газа.
После исправления дефектов изделие транспортируют на стенд 2, где производят заправку топливной и масляной систем и их консервацию.
Предложенный способ позволяет с большой достоверностью определить техническое состояние газотурбинной двигательной установки, работающей на жидком топливе, после ее эксплуатации или длительного хранения.
Способдиагностированияиремонтагазотурбиннойдвигательнойустановки,работающейнажидкомтопливе,заключающийсяврегистрациитекущихзначенийкритериевсостояниядвигательнойустановки,сравненииихсзаданнымиэталоннымизначениями,устранениивыявленныхдефектовипроведенииконтрольныхпроверок,отличающийсятем,чтовнемрегистрируюткомплектностьдвигательнойустановки,наличиеповреждений,наличиепротечектопливаимасла,количествотопливаимасласоответственновтопливнойимаслянойсистемах,производятсливтопливаимасла,удаляютгазизвнутреннихполостейтопливнойимаслянойсистем,проверяютналичиесигналоввэлектрическихислаботочныхцепях,производятзаменувышедшихизстрояэлектрическихислаботочныхжгутов,блоковиузлов,проверяютналичиесигналоввцепяхсистемавтоматическогоуправления,измеренияирегистрации,контрольно-записывающейаппаратуры,проверяютработуцепей,производятдегазациютопливаимасла,заменурезиновыхпрокладокижгутов,заправляютвнутренниеполоститопливнойимаслянойсистемдегазированнымитопливомимаслом,послечегопроизводятихконсервацию.