×
01.03.2019
219.016.d07f

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ЗАЩИТЫ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ПРОТИВОПОЖАРНОГО САМОЛЕТА-АМФИБИИ ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ И РАЗРУШЕНИЯ ВИХРЕЙ НА ВХОДЕ В ВОЗДУХОЗАБОРНИКИ ТРДД

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002463216
Дата охранного документа
10.10.2012
Аннотация: Изобретение относится к области авиации, а именно к способам эксплуатации и защиты двухконтурных турбореактивных двигателей противопожарных самолетов-амфибий от попадания посторонних предметов. Способ защиты заключается в выдуве струй высокого давления перед воздухозаборником двухконтурного турбореактивного двигателя. Выдув осуществляется водой, отбираемой из водяных баков противопожарного самолета-амфибии, создавая динамическую водяную завесу, в направлении вперед и вниз от нижнего полукольца воздухозаборника, и в экстренных случаях дополнительно - от кока двигателя по периферии в сторону вентиляторного контура. Технический результат заключается в повышении эффективности защиты двухконтурных турбореактивных двигателей самолета-анфибии. 3 ил.

Изобретение относится к области авиации, а именно к эксплуатации противопожарных самолетов-амфибий, на которых установлены двухконтурные турбореактивные двигатели (ТРДД).

Необходимость защиты силовой установки вызвана тем, что при взлете, в полете, при заходе на посадку в воздухозаборники ТРДД противопожарных самолетов-амфибий могут попадать посторонние предметы, птицы. Особенно опасными в последнее время стали случаи попадания птиц в воздухозаборники ТРДД противопожарных самолетов-амфибий при выполнении операций по тушению лесных пожаров.

Известно устройство для защиты, содержащее ротор, установленный во входном канале между воздухозаборником и двигателем. Ротор вращается в обратном направлении основного вращения двигателя. При этом во входном канале создается противодавление. В результате частицы, попавшие во входной канал, отбрасываются против потока и попадают через отверстия в сборник (1).

Недостатком устройства является существенное усложнение конструкции двигателя, недостаточная защита от попадания птиц.

Также известны способы и устройства, обеспечивающие подачу струй сжатого воздуха на поверхность ВПП перед входом в воздухозаборник двигателя (2), (3).

Недостатками данных способов являются значительные потери тяги двигателей на взлетном режиме из-за дополнительных отборов воздуха от компрессоров высокого давления двигателей (КВД).

Известен способ разрушения вихрей на входе в воздухозаборник ТРДД и устройство его осуществления (4), которые тоже предусматривают значительные отборы мощности от авиационного двигателя.

Ближайшим по технической сущности и принятым за прототип является способ защиты воздухозаборника двигателя от попадания посторонних частиц (5), в котором формируется сплошная коническая струя воздуха по оси двигателя в направлении воздухозаборника.

Недостатком рассмотренного прототипа является использование больших отборов воздуха от компрессора КВД на защиту двигателя от посторонних предметов и слабая эффективность при попадании крупных птиц массой до 4,5 кг (данная масса регламентируется современными сертификационными нормами).

Задачей предлагаемого способа является создание эффективной защиты при эксплуатации ТРДД на самолетах-амфибиях, увеличение ресурса срока службы двигателя, увеличение взлетной тяги двигателя благодаря полному исключению отбора воздуха от компрессора высокого давления.

Предлагаемый способ защиты воздухозаборника ТРДД противопожарного самолета-амфибии заключается в выдуве через форсунки центробежного типа струй воды под высоким давлением перед воздухозаборником вперед и вниз, а в экстренном случае, при попадании в стаю птиц, включается дополнительный выдув воды из отверстий на коке двигателя, через форсунки центробежного типа, по периферии в сторону вентиляторного контура ТРДД.

Засасываемые в воздухозаборник двигателя массы воздуха подхватывают поднятые с поверхности воды или земли при взлете противопожарного самолета-амфибии посторонние предметы, включая пролетающих мимо птиц, и направляют их в газовоздушный тракт ТРДД.

Особенно опасным для авиационного двигателя является попадание посторонних предметов во внутренний контур двигателя - газогенератор, где происходит разрушение лопаток компрессоров, турбин, сопловых аппаратов, что приводит к преждевременному выходу из строя двигателя и дорогостоящему ремонту, а нередко приводит к катастрофе самолета.

Необходимо также отметить часто возникающее опасное явление - воздушные вихри на входе в воздухозаборник ТРДД, приводящее к опасным срывным явлениям, - потере устойчивости работы авиационного двигателя на заданном режиме, что приводит к появлению помпажа двигателя.

Предлагаемый способ направлен на устранение указанных недостатков и позволяет полностью исключить отборы воздуха от авиационного двигателя на всех режимах полета.

По сравнению с прототипом и другими выявленными техническими решениями предлагаемый способ обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью.

На фиг.1 представлена схема воздухозаборника ТРДД и устройства, реализующего защиту от попадания посторонних предметов и воздушных вихрей.

На фиг.2 представлен общий вид модуля двигательной установки ТРДД противопожарного самолета-амфибии (вид сбоку).

На фиг.3 представлен взлет противопожарного самолета-амфибии с водяной поверхности и работа системы.

Устройство для осуществления предлагаемого способа содержит корпус воздухозаборника 1 с коллектором 2, на котором установлены центробежные форсунки 3, кок двигателя 4 с центробежными форсунками 5, систему трубопроводов 6, водяной насос высокого давления 7, установленный на коробке приводов ТРДД 8, баки для воды 9, клапан управления подачи воды 10 в коллектор 2, расположенный в носке воздухозаборника, клапан управления подачи воды 11 в коллектор 12, расположенный в коке двигателя 4, радар 13, установленный в носовой части противопожарного самолета-амфибии, блок управления работой устройства 14.

Сущность способа заключается в следующем.

При взлете противопожарного самолета-амфибии с суши или воды включается блок управления работой устройства ТРДД 14, расположенный в носовой части самолета.

Вода по системе трубопроводов из основного бака 9 противопожарного самолета-амфибии через насос высокого давления 7, установленный на коробке привода 8, поступает через коллектор 2 в центробежные форсунки 3, расположенные в полукольце воздухозаборника, и выбрасывается в виде сплошной водяной завесы вперед и вниз по отношению к воздухозаборнику авиационного двигателя.

После набора высоты самолетом система защиты отключается. Вторая часть устройства работает, как правило, в дежурном режиме. По сигналу от радара 13, установленного за обтекателем в носовой части самолета, при появлении птиц перед самолетом-амфибией на расстоянии до 100 метров сигнал поступает в блок управления 14, включается дополнительная система центробежных форсунок 5, установленных в коке двигателя 4.

Водяная завеса внутри воздухозаборника создает дополнительную центробежную силу всем посторонним предметам, попавшим в воздухозаборник, отбрасывая их в проточную часть зоны вентиляторного контура двигателя.

При отсутствии сигнала о наличии посторонних предметов (птиц) система управления 14 автоматически отключается, и вода не поступает в кок двигателя 4, в центробежные форсунки 5. Предусматривается возможность ручного управления летчиком данной системой с помощью тумблера, установленного на центральном пульте.

Данный способ также позволяет успешно бороться с воздушными вихрями, возникающими на входе в воздухозаборники ТРДД.

Использование воды, имеющей плотность в 1000 раз больше, чем воздуха, для защиты от попадания посторонних предметов и птиц в воздухозаборники ТРДД для противопожарных самолетов-амфибий, обусловлено тем, что данные самолеты имеют на борту большие запасы воды, хранящиеся в водяных баках (емкость баков самолета Бе-200ЧС до 12 тонн воды).

В настоящее время на комплексе ведутся работы по предварительной компоновке устройства на самолете Бе-200ЧС.

Источники информации

1. Устройство для защиты силовой установки самолета от попадания посторонних предметов. А.с. №865694, МПК B64D 33/02, F02C 7/04.

2. Способ защиты воздухозаборника турбореактивных двигателей силовой установки самолетов от попадания посторонних предметов В.М.Вуль, №4924034/23.

3. Способ, предотвращающий вихреобразование, и устройство для реактивных двигателей самолета. Патент US 3599429, МПК В64С 7/04, B64D 33/02, НКИ 60/39.09Р, 244/53 В.

4. Способ разрушения вихрей на входе в воздухозаборник ГТД и устройство для его осуществления. Патент №2046066, МПК6 B64D 33/02, В64С 25/00.

5. Способ защиты воздухозаборника ГТД от попадания посторонних частиц. Патент №2156369, МПК7 F02C 7/05.

Способ защиты силовой установки противопожарного самолета-амфибии от попадания посторонних предметов и разрушения вихрей на входе в воздухозаборник двухконтурного турбореактивного двигателя, заключающийся в выдуве струй высокого давления перед воздухозаборником, отличающийся тем, что выдув осуществляют водой, отбираемой из водяных баков противопожарного самолета-амфибии, создавая динамическую водяную завесу в направлении от нижнего полукольца воздухозаборника вниз, и экстренно дополнительно - от кока двигателя по периферии в сторону вентиляторного контура.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 12 items.
20.02.2019
№219.016.c472

Декоративная панель интерьера самолета

Изобретение относится к авиастроению, в частности к декоративным панелям в кабинах и салонах самолета, и может быть использовано в кабинах и салонах других транспортных средств. Декоративная панель содержит окантовочный профиль скобкообразного сечения, расположенный по контуру настила. Большая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175621
Дата охранного документа: 10.11.2001
20.03.2019
№219.016.e47f

Самолет-амфибия с низкорасположенным крылом

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в разработке гидросамолетов и самолетов-амфибий. Самолет-амфибия имеет лодку, низкорасположенное глиссирующее крыло с положительным углом поперечного V и гидродинамическую поверхность. Задняя кромка центроплана крыла...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02231480
Дата охранного документа: 27.06.2004
10.04.2019
№219.017.0a34

Самолет-амфибия (са)

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в гидроавиации. Самолет-амфибия имеет лодку с реданами, с сужением корпуса в кормовой части и с приподнятой законцовкой до высоты, которая является предельной высотой волны для самолета. Самолет-амфибия выполнен с хвостовым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02171208
Дата охранного документа: 27.07.2001
18.05.2019
№219.017.54eb

Напольное ковровое покрытие грузопассажирской кабины

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к настилам и полам летательных аппаратов, и может использоваться при переоборудовании грузовых кабин в пассажирские, а также может быть использовано на морских и сухопутных транспортных средствах. Напольное ковровое покрытие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290344
Дата охранного документа: 27.12.2006
18.05.2019
№219.017.5bd7

Подвижное соединение магистральных трубопроводов воздушно-тепловых систем летательного аппарата

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции трубопроводов, и может быть использовано в авиационной технике для компенсации тепловых перемещений, линейных, осевых и угловых расхождений при монтаже магистральных трубопроводов отдельно собранных блоков. Содержит трубы с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02169877
Дата охранного документа: 27.06.2001
18.05.2019
№219.017.5c30

Самолет-амфибия (са)

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания летательных аппаратов с глиссирующим крылом. Самолет-амфибия имеет лодку, хвостовое оперение и низкорасположенное глиссирующее крыло с положительным углом поперечного V и механизацией в виде щитков и закрылков. Размах щитков или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02151084
Дата охранного документа: 20.06.2000
09.06.2019
№219.017.803e

Способ измерения сверхмалой высоты полета самолета, преимущественно гидросамолета, над водной поверхностью и параметров морского волнения

Изобретение относится к авиационному приборостроению и предназначено для использования при создании систем автоматизированного управления параметрами полета, зависящими от его текущей высоты и параметров морского волнения, в частности для автоматической посадки (приводнения) гидросамолета на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02183010
Дата охранного документа: 27.05.2002
19.06.2019
№219.017.8595

Устройство для выдвижения закрылка

Изобретение относится к авиации, а именно к конструкциям исполнительных механизмов систем управления закрылками самолета. Устройство для выдвижения закрылка содержит неподвижно закрепленную на крыле балку 1, с которой шарнирно соединены несущий рычаг 3 и рычаг 2 привода, шатун 4, шарнирно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02214347
Дата охранного документа: 20.10.2003
19.06.2019
№219.017.860f

Комплексная система для запуска тяжелых воздушно-космических самолетов многоразового использования на околоземную орбиту, супертяжелый реактивный самолет-амфибия для нее (варианты) и способ осуществления запуска

Изобретения относятся к области авиационно-космической техники, а именно к комплексной системе для запуска тяжелых воздушно-космических самолетов многоразового использования на околоземную орбиту, к супертяжелому реактивному самолету-амфибии для комплексной системы и к способу введения в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002397922
Дата охранного документа: 27.08.2010
29.06.2019
№219.017.a1f8

Отсек кабины летательного аппарата со сборно-разборным трапом-настилом

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к оборудованию летательных аппаратов, и может быть использовано в конструкции фюзеляжей самолетов, летающих лодок и экранопланов. Согласно изобретению, отсек содержит панели фюзеляжа, пол кабины, верхний эксплуатационный и аварийные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02160210
Дата охранного документа: 10.12.2000
Showing 1-4 of 4 items.
27.09.2013
№216.012.6fcd

Устройство реверса-нейтрализатора тяги двухконтурного турбореактивного двигателя самолета-амфибии

Изобретение относится к авиации и касается устройств для изменения вектора тяги двухконтурных турбореактивных двигателей, установленных на самолетах-амфибиях. Устройство реверса-нейтрализатора тяги содержит герметичные поворотно-реверсные решетки и створки. Поворотно-реверсные решетки размещены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494272
Дата охранного документа: 27.09.2013
27.11.2015
№216.013.949a

Устройство для снижения гидродинамического сопротивления корпуса гидросамолета при взлете с водной поверхности

Изобретение относится к области гидроавиации и касается конструкций корпусов для уменьшения сопротивления при движении высокоскоростных низкосидящих, повышенной килеватости морских судов по водной поверхности. Устройство для снижения гидродинамического сопротивления корпуса гидросамолета при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569661
Дата охранного документа: 27.11.2015
13.01.2017
№217.015.8bef

Способ удаления льда и снега с поверхности самолета

Изобретение относится к техническому обслуживанию поверхностей самолета во время предполетной подготовки в зимнее время. Способ удаления льда и снега с поверхности самолета заключается в подготовке смеси горячего и холодного воздуха до определенной температуры и последующем подогреве ею...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604921
Дата охранного документа: 20.12.2016
26.08.2017
№217.015.ed33

Устройство удаления воздуха из водовоздушной струи, поступающей при заборе воды на глиссировании самолета-амфибии

Изобретение относится к гидроавиации и касается оборудования пожарных самолетов-амфибий, используемых при тушении лесных пожаров, жилых и производственных помещений, возгораний на нефте- и газопроводах. Устройство удаления воздуха из водовоздушной смеси, поступающей при заборе воды на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628632
Дата охранного документа: 21.08.2017
+ добавить свой РИД