Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к судоремонту и может быть использовано для ремонта изношенной либо недостаточно прочной наружной обшивки судового корпуса преимущественно на участках действия интенсивных внешних нагрузок, возникающих, в частности, при плавании во льдах и при швартовке в море.
Известен способ ремонта корпуса судна, заключающийся в разметке, изношенного участка, удалении изношенных элементов, изготовлении и подгонке по месту новых конструктивных элементов, установке, поджимке и приварке последних к корпусу судна [1, с. 220].
Недостатком такого способа является то, что он связан с большими трудозатратами и продолжительностью ремонта, что объясняется значительным объемом сопутствующих работ и сложностью подгонки и поджимки заменяемых элементов конструкции по месту сборки под сварку. Кроме этого при ремонте указанным способом при замене корпусных конструкций происходит перераспределение остаточных напряжений и электрохимических потенциалов, что может приводить к усиленному износу корпусных конструкций.
Наиболее близким к заявляемому является способ ремонта корпуса судна, заключающийся изготовлении заготовки накладного листового элемента, наложении его на подкрепляемый элемент, подгонке и креплении заготовки накладного листового элемента по контуру и в плоскости [2].
Недостатком рассматриваемого способа является сложность получения в условиях воздействия интенсивных нагрузок надежного соединения накладного и подкрепляемого элементов по поверхности их соединения. Следствием этого является неполное обеспечение совместной работы накладного и подкрепляемого элементов при их изгибе поперечной нагрузкой, результатом чего является неполное использование прочностного ресурса установленного конструкционного материала.
Цель изобретения - повышение качества ремонта за счет повышения прочности отремонтированной конструкции.
Указанная цель достигается тем, что согласно способу ремонта корпуса судна, заключающемуся в зачистке изношенного участка наружной обшивки, разметке, изготовлении листового конструктивного элемента из материала с пределом текучести превышающим предел текучести материала наружной обшивки с приданием листовому конструктивному элементу кривизны в направлении перпендикулярном балкам главного направления, установке листового конструктивного элемента выпуклой стороной на внутреннюю поверхность подкрепляемой наружной обшивки прижатии листового конструктивного элемента к наружной обшивке и креплении его краев к стенкам балок главного направления.
Осуществление способа иллюстрируется фиг. 1-3, на которых приняты следующие обозначения: 1 - листовой конструктивный элемент, 2 - ремонтируемая наружная обшивка борта, 3 - прижимающие силы, 4 - стенки балок главного направления, 5 - сварной шов. На фиг. 1 показан упрочняющий листовой конструктивный элемент, имеющий кривизну в направлении перпендикулярном балкам главного направления; на фиг. 2 - ремонтируемый участок корпусной конструкции с установленным упрочняющим листовым конструктивным элементом; на фиг. 3 - отремонтированная корпусная конструкция
Предлагаемый способ ремонта корпуса судна состоит из следующей последовательности технологических операций. Удаление с поверхности металла ремонтируемого участка бортовой обшивки 2 ржавчины, старой краски и загрязнений. Разметка участка. Изготовление листового конструктивного элемента 1 из материала с пределом текучести превышающим предел текучести материала наружной обшивки с приданием ему кривизны в направлении перпендикулярном балкам главного направления в ремонтируемой конструкции. Установка листового конструктивного элемента 1 выпуклой стороной на внутреннюю поверхность подкрепляемой наружной обшивки 2. Прижатие путем приложения сил 3 листового конструктивного элемента 1 к наружной обшивке 2. Крепление краев листового конструктивного элемента 1 к стенкам балок главного направления 4, например, к шпангоутам, для чего может использоваться сварка 5.
Положительный результат достигается за счет того, что предварительно изогнутый листовой конструктивный элемент, прижатый к ремонтируемой наружной обшивки, оказывает на нее давление, направленное противоположно давлению внешней нагрузки, и, таким образом, обеспечивается снижение величины механических напряжений в ремонтируемой наружной обшивке.
Целесообразно производить заполнение зазора между листовым конструктивным элементом и ремонтируемой наружной обшивкой, возникающего вследствие неравномерного коррозионного износа обшивки, материалом, защищающим конструктивные элементы от коррозии, например, консистентной смазкой.
Источники информации, принятые во внимание:
1. Технология судостроения и судоремонта. Гуревич И.М., Беличенко Л.Я., Кулик Ю.Г. Под ред. И.М. Гуревича. Учебник для вузов водн. трансп. - М., «Транспорт», 1976. 416 с.
2. Патент RU 2448861 кл. В63В 9/00.