×
14.06.2018
218.016.6196

Результат интеллектуальной деятельности: РОТОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ С НАРУЖНОЙ ОБОЛОЧКОЙ, ОБРАЗОВАННОЙ ПУТЕМ НАМОТКИ, СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТАКОГО РОТОРА И ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ТАКИМ РОТОРОМ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002657291
Дата охранного документа
13.06.2018
Аннотация: Изобретение относится к ротору электродвигателя. Ротор (3) электродвигателя содержит магнитопровод (4), закрепленные на нем по окружности магниты (5) и провод (6), намотанный соприкасающимися витками на магнитопровод (4) и магниты (5). Провод (6) содержит металлический сердечник, окруженный электроизолирующим слоем, покрытым наружной оболочкой из термоадгезионного материала. При этом витки провода адгезионно соединены между собой в соприкасающихся областях наружной оболочки провода. Кроме того, изобретение относится к способу изготовления такого ротора и к электродвигателю с таким ротором. Техническим результатом является упрощение изготовления ротора. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к ротору электродвигателя с постоянными магнитами, к способу изготовления такого ротора и к электродвигателю, содержащему такой ротор.

Известны роторы электродвигателей, содержащие металлический магнитопровод с постоянными магнитами, закрепленными по его окружности. Постоянные магниты могут быть, например, приклеены к магнитопроводу.

В результате центробежных сил магниты могут оторваться от магнитопровода, и для предотвращения этого магниты помещают в стальные втулки, также называемые обоймами, плотно прилегающие к магнитопроводу и магнитам. Для достаточно плотного прилегания втулки необходимо точно установить ротор и магниты, а внутренний диаметр втулки подвергнуть точной механической обработке. Поскольку от толщины втулки зависит размер зазора между магнитопроводом ротора и статором, необходимо отрегулировать наружный диаметр втулки посредством механической обработки после установки втулки на магнитопровод и магниты.

В документе US 4930201 А указано, что такая втулка имеет недостатки, заключающиеся в повышении инерции ротора и в содействии появлению вихревых токов в двигателе. Предложено заменить стальную втулку оболочкой, образованной путем намотки нитей из стекловолокна, арамидного и эпоксидного волокна, погруженных в полимер. Такая оболочка имеет несколько преимуществ:

- обеспечивает меньшую инерцию по сравнению со стальной втулкой;

- не электропроводна, и поэтому не способствует протеканию вихревых токов;

- оболочка имеет меньший коэффициент теплового расширения, чем магнитопровод, поэтому нагрев ротора повышает сжимающее действие оболочки на магнитопровод.

Тем не менее, такое устройство сложно в изготовлении. Нить предварительно пропитывается полимером в жидкой или вязкой форме, из-за чего с ней становится трудно обращаться. Можно применить пропитку полимером после намотки нитей, но это добавляет дополнительную операцию и требует равномерного распределения полимера по всей поверхности оболочки и по ее толщине.

Задачей изобретения является разработка простого в изготовлении ротора.

Указанная задача решается путем преобразования технологии намотки, обычно используемой при изготовлении индукционных катушек и катушек возбуждения, в технологию изготовления оболочек для роторов электродвигателей.

Обычно для изготовления таких катушек используется электропроводный металлический провод, покрытый электроизоляционным слоем, который в свою очередь имеет оболочку из термоадгезионного материала в твердой форме. Провод наматывается соприкасающимися витками на тело и затем нагревается, чтобы термоадгезионный материал соседних витков полимеризовался, и витки прикрепились друг к другу.

Согласно изобретению ротор электродвигателя содержит магнитопровод, закрепленные по его окружности магниты и провод, намотанный соприкасающимися витками на магнитопровод и магниты. При этом провод включает в себя металлический сердечник, окруженный электроизоляционным слоем, покрытым наружной оболочкой из термоадгезионного материала, причем витки адгезионно соединены между собой в соприкасающихся областях наружной оболочки провода.

Кроме того, объектом изобретения является также способ изготовления ротора электродвигателя, включающий в себя этапы на которых:

- крепят магниты по окружности магнитопровода ротора;

- наматывают соприкасающимися витками на магнитопровод и магниты провод, имеющий металлический сердечник с электроизолирующим слоем, покрытым наружной оболочкой из термоадгезионного материала в твердой форме;

- нагревают провод для адгезионного соединения витков между собой в соприкасающихся областях наружной оболочки провода.

Еще одним объектом изобретения является электродвигатель, содержащий статор, ограничивающий полость для размещения в ней с возможностью вращения описанного выше ротора.

Другие особенности и преимущества изобретения станут более понятны из дальнейшего описания вариантов его осуществления со ссылками не чертежи.

На фиг. 1 схематично показан электродвигатель в соответствии с изобретением, вид в поперечном разрезе;

на фиг. 2 схематично показана часть электродвигателя, вид в продольном разрезе;

на фиг. 3 - зона III на фиг. 2, вид в увеличенном масштабе;

на фиг. 4 - то же, но в другом варианте выполнения;

на фиг. 5 схематично показан первый вариант завершения намотки, вид с частичным продольным разрезом;

на фиг. 6 - второй вариант завершения намотки, вид в продольном разрезе;

на фиг. 7 - третий вариант завершения намотки, вид в продольном разрезе.

Как показано на фиг. 1-3, электродвигатель в соответствии с изобретением содержит статор 1 стандартного типа, содержащий корпус для прохождения магнитного потока. Корпус ограничивает полость 2, в которой расположен с возможностью вращения ротор 3.

Ротор 3 имеет по существу цилиндрический магнитопровод 4 и постоянные магниты 5, закрепленные по окружности магнитопровода 4. Магниты 5 расположены в наружных выемках магнитопровода 4 и приклеены к нему. Конструкция магнитопровода 4 и магнитов 5 известна специалистам в данной области техники.

Ротор 3 также содержит провод 6, намотанный соприкасающимися витками на магнитопровод 4 и магниты 5, образуя оболочку для удерживания магнитов 5 на магнитопроводе 4. В данном примере провод намотан в два слоя, витки касаются парами в пределах одного слоя, а также касаются между слоями. Таким образом, шаг намотки равен наружному диаметру провода 6. Натяжение провода 6 выбрано таким, чтобы провод 6 плотно прилегал к магнитопроводу 4 и магнитам 5.

Провод 6 имеет металлический сердечник 7, окруженный электроизоляционным слоем 8, который, в свою очередь, покрыт наружной оболочкой 9 из термоадгезионного материала в твердой форме. Витки, образованные проводом 6, адгезионно соединены между собой в соприкасающихся областях наружной оболочки провода. Например, наружный диаметр провода 6 составляет 0,1 мм, а толщины электроизолирующего слоя 8, и наружной оболочки 9 составляют по несколько микрометров. В данном примере металлический сердечник 7 выполнен из немагнитной стали. Этот материал обладает тем преимуществом, что он, также как и магнитопровод 4, выполнен из стали, поэтому провод 6 и магнитопровод 4 имеют одинаковые коэффициенты расширения, и нет необходимости учитывать возможные различия в расширении этих элементов при определении натяжения провода 6.

Концы провода 6 свободно расположены на магнитопроводе 4 и адгезионно связаны с лицевыми частями наружной оболочки 9 провода.

Оболочка ротора выполнена так, чтобы удерживать магниты 5 на магнитопроводе 4. Хотя металлический сердечник 7 провода 6 обладает электропроводностью, провод 6 не проводит вихревые токи из-за электроизоляционного слоя 8.

Способ изготовления такого ротора включает в себя следующие этапы:

- крепят магниты 5 по окружности магнитопровода 4, например, посредством адгезионного соединения;

- наматывают соприкасающимися витками провод 6 на магниты 5 и магнитопровод 4;

- нагревают провод 6 для полимеризации термоадгезионного материала наружной оболочки 9 провода и адгезионного соединения витков между собой в соприкасающихся областях наружной оболочки 9 провода.

Провод 6 наматывается намоточной машиной. Так как термоадгезионный материал наружной оболочки 9 провода имеет твердую или сухую форму, проводом 6 легко манипулировать, в частности, при использовании намоточной машины.

Нагрев осуществляют на основе эффекта Джоуля путем пропускания через металлический сердечник 7 провода 6 электрического тока необходимой силы. В данном примере выполнения нагрев осуществляют непосредственно в намоточной машине сразу после завершения намотки. Благодаря нагреванию термоадгезионный материал полимеризуется, тем самым связывая между собой соприкасающиеся части наружной оболочки 9 провода. Это приводит к тому, что витки в некоторой степени адгезионно связываются и с магнитопроводом 4.

В варианте выполнения, показанном на фиг. 4, провод 6 наматывается в два слоя, а витки в каждом слое не соприкасаются. Тем не менее, витки одного слоя касаются витков другого слоя, т.е. каждый виток наружного слоя опирается на два смежных витка внутреннего слоя. В этом случае шаг намотки должен быть больше наружного диаметра провода 6 и меньше двойного диаметра провода 6.

Для вариантов выполнения, соответствующих фиг. 5-7, способ включает в себя дополнительный этап закрепления по меньшей мере одного конца провода 6 на магнитопроводе 4. Закрепление концов провода 6 позволяет концам провода 6 не выступать за пределы ротора 3. Это упрощает обращение с ротором 3 и гарантирует надлежащий контроль его максимального диаметра.

Как показано на фиг. 5, концы провода 6 прижаты к части 10 магнитопровода 4, имеющей форму усеченного конуса, и на этой части 10 закреплен колпачок 11 в виде кольца с внутренней конической поверхностью, так что концы провода 6 оказываются закрытыми. Как вариант, каждому концу провода 6 может соответствовать свой колпачок 11, в частности, при нечетном количестве слоев, когда концы провода 6 расположены с противоположных сторон намотки.

В варианте выполнения, показанном на фиг. 6, каждый конец провода 6 вставлен в отверстие 13 в магнитопроводе 4. Отверстие 13 может быть сквозным или глухим.

На фиг. 7 показан вариант выполнения, согласно которому каждый конец провода 6 вставлен в три отверстия 13 в магнитопроводе 4 так, чтобы они прилегали друг к другу. По меньшей мере два отверстия 13 являются сквозными, а конец провода 6 проходит через отверстия 13 и переплетается между ними, образуя петлю, которая обеспечивает закрепление конца провода 6.

Разумеется, изобретение не ограничивается описанными вариантами его осуществления и охватывает любой вариант в пределах объема формулы изобретения.

В частности, металлический сердечник 7 может быть выполнен не из стали, а из другого металла, например, из алюминия или меди. Металлический сердечник 7 может быть также выполнен из магнитной стали, в частности, когда магниты имеют сравнительно большие кольцевые размеры, ограничивая тем самым потери в местах сопряжения, поскольку между крайней магнитной частью ротора 3 (то есть проводом 6) и статором 1 можно получить маленький воздушный зазор.

Провод 6 может быть намотан только в один слой или более чем в два слоя.

Колпачок 11 может иметь другую форму, кроме описанной выше.

Провод 6 может нагреваться на намоточной машине или после того, как магнитопровод 4 с намотанным на него проводом 6 будет извлечен из намоточной машины. При этом необходимо предусмотреть, чтобы концы провода 6 были закреплены во избежание их разматывания до нагревания.


РОТОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ С НАРУЖНОЙ ОБОЛОЧКОЙ, ОБРАЗОВАННОЙ ПУТЕМ НАМОТКИ, СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТАКОГО РОТОРА И ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ТАКИМ РОТОРОМ
РОТОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ С НАРУЖНОЙ ОБОЛОЧКОЙ, ОБРАЗОВАННОЙ ПУТЕМ НАМОТКИ, СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТАКОГО РОТОРА И ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ТАКИМ РОТОРОМ
РОТОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ С НАРУЖНОЙ ОБОЛОЧКОЙ, ОБРАЗОВАННОЙ ПУТЕМ НАМОТКИ, СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТАКОГО РОТОРА И ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ТАКИМ РОТОРОМ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 39 items.
17.02.2018
№218.016.2cce

Устройство управления полетом для летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления полетом летательных аппаратов. Устройство (1) управления полетом для летательного аппарата содержит опору (2), рычаг (3), установленный с возможностью поворота на опоре, и механическое средство для создания возвратного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643858
Дата охранного документа: 06.02.2018
10.05.2018
№218.016.3c04

Оптоэлектронный прицел с модульной броневой защитой

Группа изобретений относится к оптоэлектронному прицелу с модульной броневой защитой и боевому наземному транспортному средству. Прицел включает в себя оптоэлектронное устройство, опорный подшипник, приводные средства, средства управления, модульную броневую защиту. Модульная защита...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647811
Дата охранного документа: 19.03.2018
29.05.2018
№218.016.52bc

Устройство соединения схемы или радиочастотного компонента, напечатанных на мягкой подложке, с коаксиальным проводом

Изобретение относится к устройству соединения схемы или радиочастотного компонента, напечатанных на мягкой подложке, с коаксиальным проводом. Технический результат – создание устройства, позволяющего соединить напечатанные на подложке схему или радиочастотный компонент с коаксиальным проводом,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653589
Дата охранного документа: 15.05.2018
25.06.2018
№218.016.6663

Способ и моторизованное устройство наводки

Группа изобретений относится к моторизованной наводке или ориентации элемента в заранее определенном направлении и, в частности, к совмещению орудия с линией визирования. Способ управления устройством наводки содержит этапы, на которых производят автоматическое регулирование привода двигателя в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658555
Дата охранного документа: 21.06.2018
29.06.2018
№218.016.68e3

Оптоэлектронная система наблюдения с переменным оптическим полем

Изобретение относится к области приборов визуального наблюдения в дневное или ночное время и, в частности, к оптоэлектронной системе наблюдения в видимой области или инфракрасной области. Заявленная оптоэлектронная система наблюдения содержит съемочное устройство, включающее по меньшей мере...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659096
Дата охранного документа: 28.06.2018
05.07.2018
№218.016.6b71

Устройство ввода/вывода для передачи и/или приема данных на и/или от устройства управления

Изобретение относится к технологиям сетевой связи. Технический результат заключается в повышении скорости передачи данных. Устройство ввода/вывода для передачи данных на и/или приема данных от устройства управления выполнено с возможностью передачи данных из энергозависимого запоминающего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659751
Дата охранного документа: 03.07.2018
10.07.2018
№218.016.6f0b

Блокируемый привод и соответствующий ограничитель момента

Изобретение относится к приводам с блокировкой. Технический результат состоит в обеспечении объединения элемента блокировки заклиниванием и ограничителя усилия. Привод содержит неподвижную конструкцию и приводной элемент, подвижный относительно неподвижной конструкции. Устройство блокировки в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002660658
Дата охранного документа: 09.07.2018
12.07.2018
№218.016.702d

Способ геопозиционирования мобильных устройств, перемещающихся внутри замкнутой структуры

Изобретение относится к области позиционирования. Техническим результатом является повышение точности позиционирования в здании, например, при спасательных операциях или во время работы пожарных. Предложен способ позиционирования, относительно координирующего устройства (50) связи, группы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002660839
Дата охранного документа: 10.07.2018
14.07.2018
№218.016.712d

Электрическая система управления полетом для летательного аппарата

Группа изобретений относится к электрическим системам управления полетом для летательного аппарата в двух вариантах. В первом варианте система содержит аэродинамические рули и рукоятку для управления ими, средство управления пилотированием, средство вычисления положения рулей, три главных линии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661247
Дата охранного документа: 13.07.2018
14.07.2018
№218.016.712e

Способ навигации беспилотного аппарата в присутствии постороннего летательного аппарата и беспилотный аппарат для осуществления способа

Способ навигации беспилотного аппарата в присутствии по меньшей мере одного постороннего летательного аппарата в зоне пространства, окружающего беспилотный аппарат, согласно которому на основании мощности принимаемого сигнала вычисляют оценочное расстояние между беспилотным аппаратом и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661242
Дата охранного документа: 13.07.2018
Showing 1-7 of 7 items.
27.06.2013
№216.012.5022

Гондола двигателя летательного аппарата, содержащая подвижный капот, перемещаемый электродвигателями

Изобретение относится к области авиации, более конкретно к гондоле для размещения двигателя (2) летательного аппарата. Гондола содержит неподвижный трубчатый капот и подвижную часть, соединенную с неподвижным капотом через средства перемещения подвижной части между ближним положением и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486107
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.04.2014
№216.012.b3ad

Привод с датчиком усилий

Настоящее изобретение относится к конструкции приводного устройства для измерения и/или контроля усилий, которые оно передает или которые оно воспринимает. Заявленный роторно-линейный привод содержит кожух (4) и крышку (1) на одном из концов этого кожуха, при этом кожух (4) воспринимает усилия,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511713
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.02.2015
№216.013.232a

Датчик углового положения и узел, содержащий вращающуюся систему и такой датчик

Изобретение относится к измерительной технике и представляет собой датчик для непрерывного измерения углового положения (θ) вала. Датчик содержит статор, ротор, соединяемый с валом. На статоре или роторе расположены постоянные магниты чередующейся полярности. Также датчик содержит магнитный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540455
Дата охранного документа: 10.02.2015
20.01.2016
№216.013.a3d7

Силовой привод с многофазным двигателем и способ управления таким силовым приводом

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления полетом самолета. Технический результата - повышение надежности и ремонтопригодности. Силовой привод содержит по меньшей мере один многофазный двигатель (100), имеющий фазы (101), обращенные к ротору (102),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002573585
Дата охранного документа: 20.01.2016
13.01.2017
№217.015.8529

Магнитный тормоз с уменьшенным ступенчатым гистерезисом

Изобретение относится к электротехнике, к магнитным тормозам и может быть использовано, в частности, в интерфейсе «человек-машина» для создания усилия сопротивления смещения объекта, такого как устройство управления для манипулирования. Технический результат состоит в выравнивании остаточного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002603133
Дата охранного документа: 20.11.2016
13.01.2017
№217.015.8c0d

Устройство и способ для активного управления силовой обратной связью для устройства управления

Группа изобретений относится к воздушному судну, способу и устройству для управления силовой обратной связью для устройства управления воздушного судна. Устройство активного управления силовой обратной связью для устройства управления содержит вычислитель, датчик положения, привод. Для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604950
Дата охранного документа: 20.12.2016
19.01.2018
№218.016.02aa

Электрический двигатель с низким моментом короткого замыкания, приводное устройство с несколькими двигателями и способ изготовления такого двигателя

Изобретение относится к электрическому двигателю с низким моментом короткого замыкания, предназначенному для использования в приводном устройстве с несколькими двигателями, приводящими в движение один и тот же элемент. Технический результат – осуществление двигателя с магнитом,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630254
Дата охранного документа: 06.09.2017
+ добавить свой РИД