×
20.07.2013
216.012.57f9

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ И ЗАЩИТЫ ОТ ЗАМЫКАНИЙ НА КОРПУС СИЛОВЫХ ЦЕПЕЙ ТЕПЛОВОЗОВ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к контрольно-измерительной технике транспортных средств с электрической тягой, а именно к микропроцессорным системам управления и диагностики тепловозов. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и устойчивости способа за счет контроля состояния сопротивления изоляции силовых цепей тепловозов, находящихся под непрерывно изменяющимся напряжением с одновременным постоянным осуществлением защиты от пробоя изоляции на корпус. Указанный технический результат достигается тем, что в способе измерения сопротивления изоляции и защиты от замыканий на корпус силовых цепей тепловозов, основанном на подключении к полюсам цепи постоянного тока цепи из двух последовательно соединенных резисторов, в место соединения резисторов между собой подключены одни концы двух измерительных цепей, первая измерительная цепь включает резистор, датчик напряжения и диод, вторая измерительная цепь включает второй резистор, второй датчик напряжения и второй диод, включенный в полярности, обратной относительно первой измерительной цепи, другие концы первой и второй измерительных цепей подключены к элементу заземления, в процессе измерения производят замер падений напряжения на резисторах в первой и второй измерительных цепях, производят замер напряжения на полюсах цепи постоянного тока, по этим параметрам рассчитывают сопротивления изоляции отдельно положительной и отрицательной цепей и при снижении одного из этих сопротивлений до заданного порогового значения считают, что произошел пробой изоляции соответствующей цепи, и принимают решение об осуществлении защиты путем снятия возбуждения с генератора, питающего силовую цепь тепловоза. 1 ил.
Основные результаты: Способ измерения сопротивления изоляции и защиты от замыканий на корпус силовых цепей тепловозов, основанный на подключении к полюсам цепи постоянного тока цепи из двух последовательно соединенных резисторов, отличающийся тем, что в место соединения резисторов между собой подключены одни концы двух измерительных цепей, первая измерительная цепь включает резистор, датчик напряжения и диод, вторая измерительная цепь включает второй резистор, второй датчик напряжения и второй диод, включенный в полярности, обратной относительно первой измерительной цепи, другие концы первой и второй измерительных цепей подключены к элементу заземления, в процессе измерения производят замер падений напряжения на резисторах в первой и второй измерительных цепях, производят замер напряжения на полюсах цепи постоянного тока, по этим параметрам рассчитывают сопротивления изоляции отдельно положительной и отрицательной цепей в соответствии со следующими выражениями: где R - сопротивление изоляции плюсового полюса;R - сопротивление изоляции минусового полюса;R∂, R∂ - сопротивления резисторов первой и второй измерительных цепей соответственно;R, R - сопротивления резисторов делителя;U - напряжение в силовой цепи;U - падение напряжения на резисторе R∂;U - падение напряжения на резисторе R∂,и при снижении одного из этих сопротивлений до заданного порогового значения, считают, что произошел пробой изоляции соответствующей цепи и принимают решение об осуществлении защиты путем снятия возбуждения с генератора, питающего силовую цепь тепловоза.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике транспортных средств с электрической тягой, а именно к микропроцессорным системам управления и диагностики тепловозов.

Известен способ измерения электрического сопротивления изоляции электрических цепей, находящихся под напряжением постоянного тока, заключающийся в том, что изменяется конфигурация измеряемой цепи путем шунтирования и производится ряд замеров измеряемой цепи, вначале измерения производятся замеры потенциалов разных участков цепей по отношению к корпусу, потом шунтируют участок цепи, имеющий более высокий потенциал, конденсатором известной емкости, и измеряют параметры переходного процесса в точках шунтирования, а по этим параметрам вычисляют значения паразитных емкостей и сопротивлений изоляции цепей по отношению к корпусу. (RU, патент №2200329, кл. G01R 27/16, G01R 27/18, опубл. 2003 г).

Недостатками известного способа являются невозможность его применения в системах с быстро изменяющимся напряжением в сети, например силовой цепи тепловозов, а также невозможность одновременного осуществления измерений сопротивления изоляции и защиты цепей от пробоя изоляции на корпус.

Известен способ измерения сопротивления изоляции в цепях постоянного тока, принятый за прототип, основанный на подключении к полюсам цепи постоянного тока цепи резисторов, состоящей из двух последовательно соединенных резисторов, включении в место соединения резисторов между собой первого конца измерительной цепи, состоящей из последовательно включенных источника измерительного напряжения и измерителя тока, подключении второго конца измерительной цепи к элементу заземления, определении измерительного тока в измерительной цепи, с целью исключения погрешности измерения от тока небаланса в цепи резисторов, подключают к полюсам цепи постоянного тока два резистора, имеющих одинаковую величину сопротивления, включают источник измерительного напряжения то в одной полярности, то в противоположной полярности полюсов, определяют абсолютные по величине значения измерительного тока, определяют эквивалентный измерительный ток, как половину суммы двух абсолютных по величине значений измерительного тока, измеренных последовательно по времени при разной полярности источника измерительного напряжения, определяют эквивалентное сопротивление цепи равных по величине резисторов, как половину величины одного резистора, делят величину напряжения измерительного источника на величину эквивалентного измерительного тока и вычитают от значения, полученного в результате этого деления, значение величины эквивалентного сопротивления цепи резисторов. (RU, патент №2384855, кл. G01R 27/18, опубл. 2010 г).

Недостатками известного способа являются ненадежность и невозможность устойчивой работы в системах с быстро изменяющимся напряжением в сети из-за отсутствия возможности одновременного осуществления измерений сопротивления изоляции и защиты цепей от пробоя изоляции на корпус в связи с отсутствием постоянного измерения.

Техническим результатом изобретения является повышение надежности и устойчивости способа за счет контроля состояния сопротивления изоляции силовых цепей тепловозов, находящихся под непрерывно изменяющимся напряжением с одновременным постоянным осуществлением защиты от пробоя изоляции на корпус.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе измерения сопротивления изоляции и защиты от замыканий на корпус силовых цепей тепловозов, основанном на подключении к полюсам цепи постоянного тока цепи из двух последовательно соединенных резисторов, в место соединения резисторов между собой подключены одни концы двух измерительных цепей, первая измерительная цепь включает резистор, датчик напряжения и диод, вторая измерительная цепь включает второй резистор, второй датчик напряжения и второй диод, включенный в полярности, обратной относительно первой измерительной цепи, другие концы первой и второй измерительных цепей подключены к элементу заземления, в процессе измерения производят замер падений напряжения на резисторах в первой и второй измерительных цепях, производят замер напряжения на полюсах цепи постоянного тока, по этим параметрам рассчитывают сопротивления изоляции отдельно положительной и отрицательной цепей и при снижении одного из этих сопротивлений до заданного порогового значения, считают что произошел пробой изоляции соответствующей цепи и принимают решение об осуществлении защиты путем снятия возбуждения с генератора, питающего силовую цепь тепловоза.

На чертеже представлена принципиальная схема устройства для осуществления способа измерения сопротивления изоляции и защиты от замыканий на корпус силовых цепей тепловозов.

Два последовательно соединенных резистора R1 и R2 подключают между положительным и отрицательным полюсами цепи, к которой подключен датчик напряжения ДН. К месту соединения резисторов R1 и R2 подключены одним концом две измерительные цепи. Первая цепь состоит из резистора R∂1, датчика напряжения ДН1 и диода Д1 подключенного анодом к элементу заземления. Вторая цепь состоит из второго резистора R∂2, второго датчика напряжения ДН2 и второго диода Д2, подключенного катодом к элементу заземления.

Способ осуществляется следующим образом: Напряжение U, имеющееся в момент измерения в силовой цепи, контролируют датчиком напряжения ДН, подключенным между положительным и отрицательным полюсами цепи. Датчик напряжения ДН1 в первой измерительной цепи контролирует падение напряжения U+ на резисторе R∂1, обусловленное протеканием через эту цепь тока утечки изоляции плюсового полюса. Датчик напряжения ДН2 во второй измерительной цепи контролирует падение напряжения U на резисторе R∂2, обусловленное протеканием через эту цепь тока утечки изоляции минусового полюса. Расчет сопротивления изоляции отдельно плюсового R+ и отдельно минусового R- полюсов осуществляется в соответствии со следующими выражениями:

Защитная функция осуществляется путем снятия возбуждения с тягового генератора (на чертеже не показана), питающего силовую цепь в случае снижения любого из расчетных сопротивлений R+ или R- ниже заданных порогов. Отношение номиналов резисторов R1 к R2 выбирают больше или равным двум, что бы обеспечить срабатывание защиты при одновременном пробое на корпус положительной и отрицательной цепей.

Введение постоянного измерения сопротивления изоляции силовых цепей тепловозов, находящихся под непрерывно изменяющимся напряжением с одновременным постоянным осуществлением защиты от пробоя изоляции на корпус позволяет повысить надежность и устойчивость работы силового оборудования тепловозов с электрической тягой.

Способ измерения сопротивления изоляции и защиты от замыканий на корпус силовых цепей тепловозов, основанный на подключении к полюсам цепи постоянного тока цепи из двух последовательно соединенных резисторов, отличающийся тем, что в место соединения резисторов между собой подключены одни концы двух измерительных цепей, первая измерительная цепь включает резистор, датчик напряжения и диод, вторая измерительная цепь включает второй резистор, второй датчик напряжения и второй диод, включенный в полярности, обратной относительно первой измерительной цепи, другие концы первой и второй измерительных цепей подключены к элементу заземления, в процессе измерения производят замер падений напряжения на резисторах в первой и второй измерительных цепях, производят замер напряжения на полюсах цепи постоянного тока, по этим параметрам рассчитывают сопротивления изоляции отдельно положительной и отрицательной цепей в соответствии со следующими выражениями: где R - сопротивление изоляции плюсового полюса;R - сопротивление изоляции минусового полюса;R∂, R∂ - сопротивления резисторов первой и второй измерительных цепей соответственно;R, R - сопротивления резисторов делителя;U - напряжение в силовой цепи;U - падение напряжения на резисторе R∂;U - падение напряжения на резисторе R∂,и при снижении одного из этих сопротивлений до заданного порогового значения, считают, что произошел пробой изоляции соответствующей цепи и принимают решение об осуществлении защиты путем снятия возбуждения с генератора, питающего силовую цепь тепловоза.
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ И ЗАЩИТЫ ОТ ЗАМЫКАНИЙ НА КОРПУС СИЛОВЫХ ЦЕПЕЙ ТЕПЛОВОЗОВ
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ И ЗАЩИТЫ ОТ ЗАМЫКАНИЙ НА КОРПУС СИЛОВЫХ ЦЕПЕЙ ТЕПЛОВОЗОВ
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ И ЗАЩИТЫ ОТ ЗАМЫКАНИЙ НА КОРПУС СИЛОВЫХ ЦЕПЕЙ ТЕПЛОВОЗОВ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 36 items.
20.02.2013
№216.012.267f

Способ регулирования тока возбуждения тормозящих тяговых электродвигателей тепловоза

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тяговым системам транспортных средств с устройствами регулирования тока возбуждения в обмотках возбуждения тормозящих тяговых электродвигателей постоянного тока в электрической передаче тепловоза с автономным тепловым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475375
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2683

Микропроцессорная система регулирования напряжения тягового генератора тепловоза

Предлагаемое изобретение относится к транспорту, в частности к электрическим передачам транспортных средств, и может быть применено для автономного тягового подвижного состава, в частности для тепловозов с электрической передачей постоянного тока. В микропроцессорной системе регулирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475379
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2830

Пульт управления тепловозом

Изобретение относится к пультам управления машиниста. Техническим результатом является повышение надежности пульта управления тепловозом, увеличение функциональных возможностей управления внешними устройствами с возможностью подключения к высоковольтным элементам внешней по отношению к пульту...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475808
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a30

Способ технического обслуживания тепловозного оборудования

Изобретение относится к области эксплуатации тепловозного оборудования. Способ технического обслуживания тепловозного оборудования, например, дизеля и вспомогательного оборудования, заключается в том, что на основе результатов работы систем бортовой диагностики, включающей определение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476327
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a35

Способ регулирования электропередачи тепловозов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования электрической передачи тепловоза. Способ заключается в том, что задают частоту вращения теплового двигателя, приводящего во вращение синхронный тяговый генератор, измеряют положение дозирующего органа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476332
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.04.2013
№216.012.39c8

Тяговый электропривод постоянного тока

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено на транспортных средствах с тяговыми двигателями постоянного тока. Тяговый электропривод содержит последовательно соединенные источник питания, первый контактор, якорные обмотки и обмотки возбуждения первого и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480353
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3d13

Устройство для автоматического регулирования скорости тепловоза с электрической передачей

Изобретение относится к устройствам для автоматического регулирования скорости тепловоза с электропередачей. Устройство содержит блок оценки скоростных параметров, задатчик и датчик скорости, блок управления током тягового генератора, блок управления регулятором дизеля, датчики тока и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481202
Дата охранного документа: 10.05.2013
27.09.2013
№216.012.7070

Стенд для диагностики микропроцессорной системы управления локомотивом

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в упрощении конструкции стенда и повышении надежности его работы. Для этого предложен стенд для диагностики микропроцессорной системы управления (МСУ) локомотивом, содержащий компьютер, источник питания, при этом стенд...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494435
Дата охранного документа: 27.09.2013
27.10.2013
№216.012.7abb

Бортовая система диагностики тягового подвижного состава

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к средствам диагностики и диагностической информации для транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания, и может быть использовано непосредственно в автономном тяговом подвижном составе, например тепловозах. Бортовая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497081
Дата охранного документа: 27.10.2013
20.12.2013
№216.012.8c97

Тяговый электропривод транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к электрическим тяговым системам транспортных средств с питанием от собственных источников энергоснабжения, например тепловозов, гибридных локомотивов, самоходных путевых машин с двигателями постоянного тока. В тяговом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501674
Дата охранного документа: 20.12.2013
Showing 1-10 of 57 items.
20.02.2013
№216.012.267f

Способ регулирования тока возбуждения тормозящих тяговых электродвигателей тепловоза

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тяговым системам транспортных средств с устройствами регулирования тока возбуждения в обмотках возбуждения тормозящих тяговых электродвигателей постоянного тока в электрической передаче тепловоза с автономным тепловым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475375
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2683

Микропроцессорная система регулирования напряжения тягового генератора тепловоза

Предлагаемое изобретение относится к транспорту, в частности к электрическим передачам транспортных средств, и может быть применено для автономного тягового подвижного состава, в частности для тепловозов с электрической передачей постоянного тока. В микропроцессорной системе регулирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475379
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.02.2013
№216.012.2830

Пульт управления тепловозом

Изобретение относится к пультам управления машиниста. Техническим результатом является повышение надежности пульта управления тепловозом, увеличение функциональных возможностей управления внешними устройствами с возможностью подключения к высоковольтным элементам внешней по отношению к пульту...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475808
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a30

Способ технического обслуживания тепловозного оборудования

Изобретение относится к области эксплуатации тепловозного оборудования. Способ технического обслуживания тепловозного оборудования, например, дизеля и вспомогательного оборудования, заключается в том, что на основе результатов работы систем бортовой диагностики, включающей определение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476327
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2a35

Способ регулирования электропередачи тепловозов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования электрической передачи тепловоза. Способ заключается в том, что задают частоту вращения теплового двигателя, приводящего во вращение синхронный тяговый генератор, измеряют положение дозирующего органа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476332
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.04.2013
№216.012.39c8

Тяговый электропривод постоянного тока

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено на транспортных средствах с тяговыми двигателями постоянного тока. Тяговый электропривод содержит последовательно соединенные источник питания, первый контактор, якорные обмотки и обмотки возбуждения первого и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480353
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3d13

Устройство для автоматического регулирования скорости тепловоза с электрической передачей

Изобретение относится к устройствам для автоматического регулирования скорости тепловоза с электропередачей. Устройство содержит блок оценки скоростных параметров, задатчик и датчик скорости, блок управления током тягового генератора, блок управления регулятором дизеля, датчики тока и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481202
Дата охранного документа: 10.05.2013
27.09.2013
№216.012.7070

Стенд для диагностики микропроцессорной системы управления локомотивом

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в упрощении конструкции стенда и повышении надежности его работы. Для этого предложен стенд для диагностики микропроцессорной системы управления (МСУ) локомотивом, содержащий компьютер, источник питания, при этом стенд...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494435
Дата охранного документа: 27.09.2013
27.10.2013
№216.012.7abb

Бортовая система диагностики тягового подвижного состава

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к средствам диагностики и диагностической информации для транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания, и может быть использовано непосредственно в автономном тяговом подвижном составе, например тепловозах. Бортовая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497081
Дата охранного документа: 27.10.2013
20.12.2013
№216.012.8c97

Тяговый электропривод транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к электрическим тяговым системам транспортных средств с питанием от собственных источников энергоснабжения, например тепловозов, гибридных локомотивов, самоходных путевых машин с двигателями постоянного тока. В тяговом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501674
Дата охранного документа: 20.12.2013
+ добавить свой РИД