×
19.01.2018
218.016.01ad

Результат интеллектуальной деятельности: Подшипниковый узел турбокомпрессора

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам турбокомпрессоров. Подшипниковый узел турбокомпрессора включает корпус (1) подшипников (3) с маслоподводящими каналами (2), подшипники (3) с маслоподводящими отверстиями (4) и стопорные кольца (5). В корпусе (1) вертикально установлен фиксатор (6), головка (7) которого расположена в посадочном месте (8) корпуса (1), соединенный с его маслоподводящими каналами (2), а нижняя часть фиксатора (6) свободно входит в отверстие (9) подшипниковой втулки (10), в которой расположены подшипники (3), причем ее маслоподводящие отверстия (11) установлены соосно с маслоподводящими отверстиями (4). Подшипники (3) выполнены из металлокерамики. Технический результат: повышение надежности подшипникового узла турбокомпрессора и, как следствие, самого турбокомпрессора. 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам турбокомпрессоров.

Известен подшипниковый узел турбокомпрессора ТКР-7С6 двигателей КАМАЗ-740.50-360 и КАМАЗ-740.51-320 (Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. Двигатели КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300, 740.30-260, 740.50-360, 740.51-320. - Набережные Челны: ОАО «КАМЗ», 2002. Стр. 173-174), в котором масло через 2 маслоподводящих канала, выполненных в корпусе подшипников, подается под давлением к подшипникам, выполненным в виде плавающих вращающихся втулок из бронзы, в зазор между валом ротора и подшипниками, затем через торцовый зазор между подшипниками и маслоотражателями масло попадает в полость корпуса подшипника и через сливной патрубок попадает в картер двигателя.

Недостатком конструкции подшипникового узла турбокомпрессора является низкая надежность из-за того, что маслоподводящие каналы на поверхности постелей для плавающих втулок у корпуса подшипников турбокомпрессора конструктивно не предусмотрены, что ведет к малому расходу масла через подшипники, вследствие чего происходит перегрев упорного подшипника, пята которого из-за температурного расширения заклинивается в П-образной втулке, маслоподводящие отверстия пят перекрываются, из-за сухого трения пар вращения происходит интенсивный износ рабочих поверхностей пят упорного подшипника. К тому же плавающие втулки, выполненные из бронзы и имеющие больший коэффициент термического расширения (по сравнению с корпусом подшипников), вследствие перегрева заклиниваются в корпусе подшипников, что вызывает торможение ротора турбокомпрессора, снижая КПД турбокомпрессора, из-за чего в цилиндры двигателя не поступает достаточное количество воздуха, увеличивается расход топлива, токсичность отработавших газов и снижается КПД двигателя.

Технический результат - повышение надежности турбокомпрессора.

Задача решается тем, что в подшипниковом узле турбокомпрессора, включающем корпус подшипников с маслоподводящими каналами, подшипники с маслоподводящими отверстиями и стопорные кольца, в корпусе подшипников вертикально установлен фиксатор, головка которого расположена в посадочном месте корпуса подшипников, соединенный с его маслоподводящими каналами, а нижняя часть фиксатора свободно входит в отверстие подшипниковой втулки, в которой расположены подшипники, причем ее маслоподводящие отверстия установлены соосно с маслоподводящими отверстиями подшипников. Подшипники выполнены из металлокерамики.

На чертеже показан подшипниковый узел турбокомпрессора.

Подшипниковый узел турбокомпрессора содержит корпус подшипников 1 с маслоподводящими каналами 2, подшипники 3 с маслоподводящими отверстиями 4 и стопорные кольца 5, обеспечивающие фиксацию подшипников 3 от осевого перемещения. В корпусе подшипников 1 вертикально установлен фиксатор 6, головка 7 которого расположена в посадочном месте 8 корпуса подшипников 1, соединенный с его маслоподводящими каналами 2, а нижняя часть фиксатора 6 свободно входит в отверстие 9 подшипниковой втулки 10, в которой расположены подшипники 3. Таким образом подшипниковая втулка 10 зафиксирована от поворота фиксатором 6. Маслоподводящие отверстия 11 подшипниковой втулки 10 установлены соосно с маслоподводящими отверстиями 4 подшипников 3.

Использование подшипниковой втулки 10 для исключения износа корпуса подшипников 1 и снижения износа подшипников 3 упрощает ремонт подшипникового узла турбокомпрессора, т.к. не происходит деформации корпуса подшипников 1, сводя его к замене лишь изношенной втулки новой, а использование в качестве материала подшипников 3 металлокерамики исключает его термическую деформацию во время работы, увеличивает надежность турбокомпрессора и его кпд.

Подшипниковый узел турбокомпрессора работает следующим образом.

Моторное масло из центральной системы смазки по маслоподводящим каналам 2, расположенным в корпусе подшипников 1, через маслоподводящие отверстия 11 подшипниковой втулки 10 поступает к маслоподводящим отверстиям 4 подшипников 3. Распределяясь по трущимся поверхностям внутри подшипниковой втулки 10, подшипников 3 и вала, через сквозной маслоотводящий канал сливается в картер двигателя (в подшипниковой втулке 10 вращаются подшипники 3 примерно = 30…40% от общей частоты вращения ротора).

Таким образом, по сравнению с прототипом, заявляемый подшипниковый узел турбокомпрессора обеспечивает повышение надежности турбокомпрессора, долговечность и технологичность ремонта конструкции турбокомпрессора.


Подшипниковый узел турбокомпрессора
Подшипниковый узел турбокомпрессора
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-9 of 9 items.
10.07.2013
№216.012.5397

Способ ремонта упрочненных азотированием шеек коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к технологии ремонта деталей, в частности коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания. Проводят обработку детали в установленные ремонтные размеры, предварительно проводят снятие с шейки материала оставшегося упрочненного азотированием слоя с помощью электроэрозионной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487002
Дата охранного документа: 10.07.2013
10.12.2013
№216.012.89b2

Подшипник турбокомпрессора

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам турбокомпрессора. Подшипник включает моновтулку с центральным маслоподводящим каналом и маслораспределительной полостью, на концах которой выполнены опорные пояски. Центральный маслоподводящий канал выполнен глухим,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500932
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.06.2014
№216.012.d20a

Турбокомпрессор

Турбокомпрессор включает корпус турбокомпрессора, корпус подшипников с маслоподводящими каналами, ротор, на валу которого расположены подшипники, маслосливную полость, маслосливную трубку. В корпусе турбокомпрессора установлен поворотный угольник с болтом поворотного угольника. Осевое отверстие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519541
Дата охранного документа: 10.06.2014
20.02.2015
№216.013.29dd

Способ регулирования турбонаддува двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) с турбонаддувом. Техническим результатом является расширение диапазона регулирования турбонаддува ДВС. Сущность изобретения заключается в изменении частоты вращения ротора с использованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542174
Дата охранного документа: 20.02.2015
10.08.2015
№216.013.6a0c

Слиток для деформирования

Изобретение относится к металлургии. Слиток для деформирования состоит из прибыли 1 и тела 2, имеющего трехлучевое поперечное сечение. Вершины лучей наклонены от головной части к донной части слитка. Угол наклона каждого соседнего луча однонаправлено, по часовой или против часовой стрелки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558701
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.12.2015
№216.013.9820

Способ изготовления модельного образца для определения деформаций

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к способу изготовления модельного образца для определения деформаций, и может быть использовано при исследовании напряженно-деформированного состояния металла в прокатном и кузнечно-прессовом производстве. Способ заключается в том,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570564
Дата охранного документа: 10.12.2015
25.08.2017
№217.015.c017

Способ изготовления модельного образца для определения деформаций

Изобретение относится к прокатному и кузнечно-прессовому производству при исследовании напряженно-деформированного состояния металла в различных процессах пластического формоизменения. На поверхности пластин одинаковых размеров из модельного материала выполняют риски треугольного профиля и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616671
Дата охранного документа: 18.04.2017
25.08.2017
№217.015.d192

Способ восстановления изношенной поверхности зубьев каретки синхронизатора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте деталей, в частности зубьев каретки синхронизатора. В способе наплавляют с помощью проволоки из материала с высокой твердостью слой в среде углекислого газа, затем восстанавливают поверхность зубьев до номинального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621942
Дата охранного документа: 08.06.2017
26.08.2017
№217.015.d82a

Способ восстановления изношенной поверхности шлицов каретки синхронизатора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для ремонта деталей, содержащих шлицевые соединения, в частности шлицов каретки синхронизатора. В способе наплавляют проволоку из материала с высокой твердостью на изношенную поверхность в среде углекислого газа, при этом после...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622551
Дата охранного документа: 16.06.2017
Showing 1-10 of 17 items.
20.02.2015
№216.013.29dd

Способ регулирования турбонаддува двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) с турбонаддувом. Техническим результатом является расширение диапазона регулирования турбонаддува ДВС. Сущность изобретения заключается в изменении частоты вращения ротора с использованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542174
Дата охранного документа: 20.02.2015
10.08.2015
№216.013.6a0c

Слиток для деформирования

Изобретение относится к металлургии. Слиток для деформирования состоит из прибыли 1 и тела 2, имеющего трехлучевое поперечное сечение. Вершины лучей наклонены от головной части к донной части слитка. Угол наклона каждого соседнего луча однонаправлено, по часовой или против часовой стрелки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558701
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.12.2015
№216.013.9820

Способ изготовления модельного образца для определения деформаций

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к способу изготовления модельного образца для определения деформаций, и может быть использовано при исследовании напряженно-деформированного состояния металла в прокатном и кузнечно-прессовом производстве. Способ заключается в том,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570564
Дата охранного документа: 10.12.2015
25.08.2017
№217.015.c017

Способ изготовления модельного образца для определения деформаций

Изобретение относится к прокатному и кузнечно-прессовому производству при исследовании напряженно-деформированного состояния металла в различных процессах пластического формоизменения. На поверхности пластин одинаковых размеров из модельного материала выполняют риски треугольного профиля и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616671
Дата охранного документа: 18.04.2017
25.08.2017
№217.015.d192

Способ восстановления изношенной поверхности зубьев каретки синхронизатора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте деталей, в частности зубьев каретки синхронизатора. В способе наплавляют с помощью проволоки из материала с высокой твердостью слой в среде углекислого газа, затем восстанавливают поверхность зубьев до номинального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621942
Дата охранного документа: 08.06.2017
26.08.2017
№217.015.d82a

Способ восстановления изношенной поверхности шлицов каретки синхронизатора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для ремонта деталей, содержащих шлицевые соединения, в частности шлицов каретки синхронизатора. В способе наплавляют проволоку из материала с высокой твердостью на изношенную поверхность в среде углекислого газа, при этом после...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622551
Дата охранного документа: 16.06.2017
23.04.2019
№219.017.36c9

Способ непрерывного диагностирования технического состояния опорных подшипников первичного и вторичного валов коробки передач камаз в эксплуатации

Изобретение относится к области метрологии, в частности к способам диагностики деталей коробки передач. Способ непрерывного диагностирования технического состояния опорных подшипников первичного и вторичного валов коробки передач КАМАЗ в эксплуатации заключается в измерении радиального биения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002685575
Дата охранного документа: 22.04.2019
30.05.2019
№219.017.6b84

Способ обеспечения автономного электропитания

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании и эксплуатации автономных систем электропитания различных объектов, в том числе при создании и эксплуатации бортовых систем электропитания космических аппаратов. Способ обеспечения автономного электропитания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689401
Дата охранного документа: 28.05.2019
01.09.2019
№219.017.c538

Способ эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи в составе космического аппарата негерметичного исполнения с радиационным охлаждением

Изобретение относится к способу эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи (АБ) в составе космического аппарата негерметичного исполнения с радиационным исполнением. Для осуществления способа производят контроль и поддержание температуры аккумуляторов АБ в заданном диапазоне, осуществляют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002698638
Дата охранного документа: 28.08.2019
15.10.2019
№219.017.d5d4

Способ заряда комплекта аккумуляторных батарей в составе автономной системы электропитания космического аппарата

Изобретение относится к области электротехники, а именно к способу заряда комплекта аккумуляторных батарей в составе автономной системы электропитания космического аппарата, и может быть использовано при эксплуатации комплекта аккумуляторных батарей, преимущественно, литий-ионных или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702758
Дата охранного документа: 11.10.2019
+ добавить свой РИД