×
23.04.2019
219.017.36c9

Результат интеллектуальной деятельности: Способ непрерывного диагностирования технического состояния опорных подшипников первичного и вторичного валов коробки передач КАМАЗ в эксплуатации

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области метрологии, в частности к способам диагностики деталей коробки передач. Способ непрерывного диагностирования технического состояния опорных подшипников первичного и вторичного валов коробки передач КАМАЗ в эксплуатации заключается в измерении радиального биения вторичного вала. При этом измеряется отклонение от номинального эталонного значения радиального биения конца вторичного вала коробки передач КАМАЗ с помощью тензометрического датчика, опирающегося опорной поверхностью из износостойкого материала на вторичный вал через внешнюю поверхность червяка привода спидометра, смонтированного в крышку заднего подшипника вторичного вала коробки передач КАМАЗ на технологически необходимом расстоянии L от подшипника, а диагностирование степени изнашивания и разрушения опорных подшипников первичного и вторичного валов коробки передач КАМАЗ в эксплуатации осуществляется по прецессии оси вторичного вала, вызванной переломом общей оси валов при изнашивании подшипников. Технический результат изобретения - обеспечение возможности непрерывного диагностирования технического состояния опорных подшипников первичного и вторичного валов коробки передач КАМАЗ. 2 ил.

Изобретение относится к области диагностики в эксплуатации, и может быть использовано для контроля износа деталей коробки передач, в частности износа опорных подшипников, поддерживающих во вращении первичный и вторичный валы коробки передач КАМАЗ.

Наиболее близким по технической сущности является способ обнаружения повреждения, по меньшей мере, одного опорного подшипника двигателя, который содержит следующие этапы: в течение всего периода измерения Р считывают текущий вибрационный сигнал (Vc) механической вибрации компонентов двигателя; в течение периода Р дискретизируют сигнал (Vc); сигнал синхронизируют относительно изменений режима N; сигнал преобразуют в частотный сигнал для получения частотных спектральных полос, упорядоченных по режиму N; вычисляют среднее значение амплитуд спектральных полос, чтобы получить текущую вибрационную сигнатуру (Sc) двигателя; вычисляют степень отклонения (Δ) между сигнатурой (Sc) и нормальной контрольной вибрационной сигнатурой (Ss); и степень отклонения (Δ) сравнивают с указателями дефектов заранее сформированной базы данных, объединяющей теоретические повреждения опорных подшипников двигателя, для определения потенциальных повреждений опорного подшипника (патент РФ №2558007 С2, 03.11.2010, G01M 13/04). Технический результат заключается в возможности проведения диагностики в реальном времени и повышении точности обнаружения дефектов на различных режимах вращения вала двигателя.

В прототипе применяется метод обнаружения износа опорных подшипников, в котором измеряют вибрационный сигнал газотурбинного двигателя для вычисления вибрационной энергии сигнала при помощи статистического метода.

Принцип, на котором основано изобретение (патент РФ №2558007 С2, 03.11.2010, G01M 13/04), состоит в том, что в сильно зашумленной среде частота, появляющаяся в результате повреждения подшипника, пропорциональна скорости вращения вращающегося вала, поддерживаемого подшипником, и что эта частота передается на датчик ускорения через компоненты двигателя, которые сами по себе вибрируют, в частности, на основных частотах.

Прототип имеет ряд недостатков. Измерения датчиков вибрации искажаются на высокооборотном рабочем режиме газотурбинного двигателя естественной вибрационной средой, что значительно затрудняет распознавание вибрационных уровней, характерных для повреждения.

Данный способ (патент РФ №2558007 С2, 03.11.2010, G01M 13/04) предусматривает считывание вибрационного сигнала, поступающего от датчиков вибрации, которые могут обнаруживать все вибрации, исходящие от компонентов газотурбинного двигателя. При этом обнаружение повреждения опорного подшипника осуществляют на основании идентификации вибрационных уровней, которые превышают порог, заранее определенный для нормального подшипника, и для которых идентифицируют один и тот же фактор. Для этого необходима база данных дефектов, объединяющая все повреждения опорных подшипников двигателя.

Чтобы выявить дефекты, сигнал измеряют во время изменения режима двигателя, то есть во время изменения режимов вращения валов.

Степень отклонения сравнивают с указателями дефектов заранее сформированной базы данных, объединяющей повреждения опорных подшипников двигателя.

Применение данного способа (патент РФ №2558007 С2, 03.11.2010, G01M 13/04) возможно в стационарных условиях при наличии заранее сформированной базы данных, объединяющей повреждения опорных подшипников двигателя путем тщательного анализа полученных данных по степени отклонения от нормы. Кроме того, каждый процесс диагностирования предусматривает получение вибросигнала во время изменения режимов работы с холостого на промежуточный, что невозможно осуществить в период работы на реальных режимах, из чего следует непригодность способа для бортового диагностирования.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является обеспечение возможности непрерывного диагностирования степени изнашивания и разрушения опорных подшипников первичного и вторичного валов коробки передач КАМАЗ в эксплуатации путем сравнения полученного сигнала с тензометрического датчика, например индуктивного датчика положения, установленного в крышке заднего подшипника вторичного вала, с эталонным.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе непрерывного диагностирования степени изнашивания и разрушения опорных подшипников первичного и вторичного валов коробки передач КАМАЗ в эксплуатации измеряется радиальное биение конца вторичного вала коробки передач КАМАЗ от внешней поверхности червяка привода спидометра через опорную пластину из износостойкого материала, для чего в крышку заднего подшипника вторичного вала вмонтирован тензометрический датчик, например индуктивный датчик положения, на технологически необходимом расстоянии L от подшипника. Отклонение сигнала от номинального эталонного значения свидетельствует о повышенной амплитуде радиального биения конца вторичного вала коробки передач из-за образования прецессии оси вторичного вала, вызванной переломом общей оси валов вследствие изнашивания хотя бы одного опорного подшипника первичного и вторичного валов коробки передач.

На фиг. 1 показана схема, иллюстрирующая способ непрерывного диагностирования технического состояния опорных подшипников первичного и вторичного валов коробки передач КАМАЗ в эксплуатации, где 1 - крышка заднего подшипника вторичного вала; 2 - индуктивный датчик положения; 3 - опорная пластина (пята) из износостойкого материала; 4 - фланец крепления карданного вала; 5 - вторичный вал коробки передач КАМАЗ модели 142; 6 - червяк привода спидометра; 7 - шестерня привода спидометра; 8 - задний подшипник вторичного вала.

На фиг. 2 показана кинематическая схема расположения валов и опор силового агрегата, где 9 - коленчатый вал; 10 - блок цилиндров; 11 - маховик; 12 - узел сцепления; 8, 13, 15, 19 - подшипник; 14 - картер коробки передач; 16 - синхронизатор IV-V передач; 17 - шестерня IV передачи; 5 - вторичный вал коробки передач; 2 - индуктивный датчик положения; 1 - крышка заднего подшипника вторичного вала; 6 - червяк привода спидометра; 18 - первичный вал коробки передач.

Способ непрерывного диагностирования степени изнашивания и разрушения опорных подшипников первичного и вторичного валов коробки передач КАМАЗ в эксплуатации осуществляется следующим образом.

Предварительно в крышку заднего подшипника 1 (фиг. 1) вторичного вала 5 (фиг. 1) коробки передач на технологически необходимом расстоянии L от подшипника монтируется тензометрический датчик, например индуктивный датчик положения 2 (фиг. 1), к которому закреплена опорная пластина 3 (фиг. 1) из износостойкого материала. Вторичный вал 5 (фиг. 2) коробки передач с исправными опорными подшипниками 8, 15 (фиг. 2) при вращении имеет определенную амплитуду радиального биения, которую через опорную пластину 3 (фиг. 1) из износостойкого материала воспринимает тензометрический датчик, например индуктивный датчик положения 2 (фиг. 1), от внешней поверхности червяка привода спидометра 6 (фиг. 1). Амплитуда радиального биения конца вторичного вала 5 (фиг. 2) коробки передач с исправными опорными подшипниками 8, 15 (фиг. 2) при вращении принимается за номинальное эталонное значение исправного технического состояния опорных подшипников 8, 15 (фиг. 2) первичного 18 (фиг. 2) и вторичного 5 (фиг. 2) валов коробки передач.

Исследованиями установлен процесс изнашивания и взаимодействия элементов при развитии отказов. Во время эксплуатации автомобиля температура в опорном подшипнике 19 (фиг. 2) первичного вала 18 (фиг. 2) повышается за счет нагрева коленчатого вала 9 (фиг. 2) двигателя от масла и блока цилиндров 10 (фиг. 2), маховика 11 (фиг. 2) за счет трения с диском сцепления 12 (фиг. 2) и резинового уплотнительного кольца, установленного на заднем торце коленчатого вала 9 (фиг. 2), за счет силы трения, возникающей при вращении коленчатого вала 9 (фиг. 2). Температура в опорном подшипнике 19 (фиг. 2) первичного вала 18 (фиг. 2) во время работы составляет порядка 150°С, что приводит к разжижению и вытеканию смазки из опорного подшипника 19 (фиг. 2) первичного вала 18 (фиг. 2). Уменьшение количества смазки приводит к более скорому изнашиванию и отказу опорного подшипника 19 (фиг. 2) первичного вала 18 (фиг. 2).

Одновременно с этим происходит повышение нагрузки на первичный вал 18 (фиг. 2) коробки передач из-за нарастания дисбаланса сцепления 12 (фиг. 2), возникающего вследствие нарушения центрирования среднего ведущего диска, что также способствует скорому выходу из строя опорного подшипника 19 (фиг. 2) первичного вала 18 (фиг. 2), установленного в заднем торце коленчатого вала 9 (фиг. 2).

Разрушение опорного подшипника 19 (фиг. 2) первичного вала 18 (фиг. 2) коробки передач, установленного в заднем торце коленчатого вала 9 (фиг. 2), приводит к тому, что первичный вал коробки передач теряет одну опору и становится консольным. Консольный конец первичного вала коробки передач воспринимает динамические нагрузки от дисбаланса сцепления 12 (фиг. 2), за счет чего возникает прецессия оси вращения первичного вала 18 (фиг. 2) коробки передач, вызванная переломом общей оси валов, когда ось вращения первичного вала 18 (фиг. 2) постепенно отклоняется от центра и начинает описывать конус, помимо собственного вращения первичного вала 18 (фиг. 2) вокруг своей оси. Это вызывает повышение амплитуды динамических нагрузок, что передается посредством кинематических связей на зубчатое сопряжение первичного вала 18 (фиг. 2) коробки передач с синхронизатором IV-V передач 16 (фиг. 2) и на шлицевое сопряжение синхронизатора IV-V передач 16 (фиг. 2) с вторичным валом 5 (фиг. 2), вызывая повышение интенсивности изнашивания этих поверхностей.

В процессе эксплуатации происходит постоянное переключение передач коробки с осевыми перемещениями валов, особенно вторичного вала 5 (фиг. 2), что приводит к возникновению осевых колебаний подшипников 8, 15 (фиг. 2) и вследствие фреттинг-изнашивания к потере неподвижного характера посадки их обойм в картере 14 (фиг. 2) или на валах. Одновременно происходят и радиальные колебания первичного вала 18 (фиг. 2) под действием дисбаланса сцепления 12 (фиг. 2), с возникновением прецессии, вызванной переломом общей оси валов, что также вызывает фреттинг-изнашивание в сопряжениях подшипников 8, 13 (фиг. 2) с картером и валами 5, 18 (фиг. 2), приводящие к потере неподвижного характера этих сопряжений. После потери неподвижности сопряжения интенсивно возрастают радиальные зазоры валов 5, 18 (фиг. 2), что существенно нарушает условия зацепления зубьев шестерен, переключения передач. Возрастает интенсивность повышения угловых зазоров за счет изнашивания элементов шлицевых сопряжений. Повышение угловых зазоров в свою очередь интенсифицирует рост осевых зазоров. В этом и проявляется взаимное влияние технического состояния элементов коробки передач в процессе эксплуатации.

Увеличение зазоров в сопряжениях вызывает повышение амплитуды динамических нагрузок, что передается посредством кинематических связей на соседние сопряжения, вызывая повышение интенсивности их изнашивания, и может быть определено предлагаемым способом.

При изнашивании и разрушении опорных подшипников 8, 13, 15, 19 (фиг. 2) первичного 18 (фиг. 2) и вторичного 5 (фиг. 2) валов коробки передач кроме радиального биения конца вторичного вала 5 (фиг. 2) появится прецессия, вызванная переломом общей оси валов, что приведет к изменению сигнала тензометрического датчика, например индуктивного датчика положения 2 (фиг. 1), воспринимаемого от внешней поверхности червяка 6 (фиг. 1) привода спидометра через опорную пластину 3 (фиг. 1) из износостойкого материала. Отклонение сигнала от номинального эталонного значения свидетельствует о повышенной амплитуде радиального биения конца вторичного вала 5 (фиг. 1) коробки передач вследствие неисправности хотя бы одного опорного подшипника 8, 13, 15, 19 (фиг. 2) первичного 18 (фиг. 2) и вторичного 5 (фиг. 2) валов коробки передач и является интегральным параметром технического состояния всех опорных подшипников, благодаря возникающей прецессии вала, вызванной переломом общей оси валов, которая принимается в качестве структурного параметра при диагностировании.

Предлагаемый способ дает возможность осуществлять непрерывное диагностирование степени изнашивания и выявлять разрушение опорных подшипников первичного и вторичного валов на ранних стадиях, что позволит избежать повышенного износа остальных деталей коробки передач, а именно вторичного вала коробки передач, шестерен и синхронизаторов вторичного вала коробки передач.

Таким образом, по сравнению с прототипом, благодаря выявленному процессу образования прецессии, вызванной переломом общей оси валов, и использованию ее в качестве структурного параметра, заявленный способ обеспечивает возможность непрерывного диагностирования степени изнашивания и разрушения опорных подшипников первичного и вторичного валов коробки передач КАМАЗ в эксплуатации путем получения сигнала с тензометрического датчика, например индуктивного датчика положения, установленного в крышке заднего подшипника вторичного вала.

Способ непрерывного диагностирования технического состояния опорных подшипников первичного и вторичного валов коробки передач КАМАЗ в эксплуатации, включающий измерение радиального биения вторичного вала, отличающийся тем, что с целью обеспечения непрерывного диагностирования измеряется отклонение от номинального эталонного значения радиального биения конца вторичного вала коробки передач КАМАЗ с помощью тензометрического датчика, например индуктивного датчика положения, опирающегося опорной поверхностью из износостойкого материала на вторичный вал через внешнюю поверхность червяка привода спидометра, смонтированного в крышку заднего подшипника вторичного вала коробки передач КАМАЗ на технологически необходимом расстоянии L от подшипника, а диагностирование степени изнашивания и разрушения опорных подшипников первичного и вторичного валов коробки передач КАМАЗ в эксплуатации осуществляется по прецессии оси вторичного вала, вызванной переломом общей оси валов при изнашивании подшипников.
Способ непрерывного диагностирования технического состояния опорных подшипников первичного и вторичного валов коробки передач КАМАЗ в эксплуатации
Способ непрерывного диагностирования технического состояния опорных подшипников первичного и вторичного валов коробки передач КАМАЗ в эксплуатации
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 112 items.
25.08.2017
№217.015.bc15

Устройство для обеспечения безопасности автотранспортного средства

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к устройствам, обеспечивающим пассивную безопасность пешеходов и участников дорожного движения, передвигающихся на двухколесных транспортных средствах, при их столкновении с передней частью легковых автомобилей. Устройство содержит набор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616110
Дата охранного документа: 12.04.2017
25.08.2017
№217.015.bc7c

Устройство для повышения безопасности легкового автомобиля

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к устройствам, обеспечивающим пассивную безопасность пешеходов и участников дорожного движения, передвигающихся на двухколесных транспортных средствах, при их столкновении с передней частью легковых автомобилей. В устройстве для повышения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616209
Дата охранного документа: 13.04.2017
25.08.2017
№217.015.bcff

Установка для принудительного таяния снега

Изобретение относится к области очистки улиц и дорог от снежной массы и может быть использовано в городском хозяйстве, на транспортных и промышленных предприятиях и других территориях. Установка для принудительного таяния снега содержит ванну с решеткой в верхней части для приема и плавления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616407
Дата охранного документа: 14.04.2017
25.08.2017
№217.015.bd2b

Противобуксовочное устройство для транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к устройствам, предотвращающим буксование ведущих колес автотранспортных средств. Противобуксовочное устройство содержит тормозные механизмы ведущих колес и связанный с ними стояночный тормозной привод, включающий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616229
Дата охранного документа: 13.04.2017
25.08.2017
№217.015.c075

Секционный смеситель проточного типа

Изобретение относится к устройству для смешивания жидкостей и может быть использовано в химической, пищевой нефтехимической и других отраслях промышленности для последовательного смешивания двух и более жидкостей в непрерывном потоке. Секционный смеситель жидкостей проточного типа состоит, как...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616664
Дата охранного документа: 18.04.2017
25.08.2017
№217.015.c2a4

Способ приготовления дисперсно-армированного строительного раствора для монолитных полов

Изобретение относится к промышленности строительных материалов, а именно к способу приготовления дисперсно-армированного строительного раствора для монолитных полов, и может быть использовано при изготовлении монолитных покрытий полов и стяжек на основе цементного раствора. Технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617812
Дата охранного документа: 27.04.2017
25.08.2017
№217.015.c704

Оптопара с шаровой лампой

Заявленное изобретение относится к технике преобразования световой энергии в электрическую и предназначено для преобразования световой энергии в электрическую. Заявленная оптопара содержит излучатель, фотоприемный элемент, закрепленные на корпусе, причем в качестве излучателя света использована...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618964
Дата охранного документа: 11.05.2017
25.08.2017
№217.015.c7d1

Пассивная система безопасности автомобиля

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к устройствам, обеспечивающим пассивную безопасность пешеходов и участников дорожного движения. Пассивная система безопасности автомобиля содержит набор датчиков перегрузок автомобиля и модуль управления, связанные электрически с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619166
Дата охранного документа: 12.05.2017
25.08.2017
№217.015.c8d2

Устройство к автомобилю для защиты пешеходов

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к устройствам, обеспечивающим пассивную безопасность пешеходов и участников дорожного движения, передвигающихся на двухколесных транспортных средствах. Устройство к автомобилю для защиты пешеходов содержит набор датчиков перегрузок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619370
Дата охранного документа: 15.05.2017
25.08.2017
№217.015.c906

Машина для плавления снега

Изобретение относится к области очистки улиц и дорог от снежной массы. Машина для плавления снега содержит ванну с решеткой в верхней части для приема и плавления снежной массы и отверстием для слива талой воды, горелки, газовые баллоны с регулятором давления, газопроводом и запальником....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619303
Дата охранного документа: 15.05.2017
Showing 1-10 of 29 items.
10.01.2014
№216.012.9527

Система подачи смазочного материала в двигатель внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при конструировании, производстве и ремонте двигателей внутреннего сгорания. Система подачи смазочного материала в двигатель внутреннего сгорания содержит масляный насос с клапанами смазочной системы - редукционным и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503877
Дата охранного документа: 10.01.2014
10.01.2015
№216.013.1b24

Турбокомпрессор двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к двигателестроению. Турбокомпрессор двигателя внутреннего сгорания содержит подшипниковый узел, в котором установлен вал ротора, с турбинным и компрессорным колесами, корпус центростремительной турбины, закрепленный на корпусе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538376
Дата охранного документа: 10.01.2015
27.01.2015
№216.013.20f9

Способ ремонта блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области ремонта корпусных конструкций агрегатов, содержащих элементы с трещинами, в частности к ремонту блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания (ДВС). В способе ремонтируемый блок размещают горизонтально заплатой вниз, в отверстия в вершинах трещины вставляют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539889
Дата охранного документа: 27.01.2015
20.02.2015
№216.013.2952

Способ ремонта цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области технологических процессов при ремонте металлических конструкций, и в частности при ремонте цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), пример, двигателей КамАЗ. Установку поршня осуществляют путем центрирования по днищу канавки под...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542035
Дата охранного документа: 20.02.2015
20.02.2015
№216.013.29dd

Способ регулирования турбонаддува двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) с турбонаддувом. Техническим результатом является расширение диапазона регулирования турбонаддува ДВС. Сущность изобретения заключается в изменении частоты вращения ротора с использованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542174
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.03.2015
№216.013.3608

Устройство контроля размера и формы гильз двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к измерительной технике и касается устройства контроля размера и формы гильз двигателей внутреннего сгорания. Устройство представляет собой нутромер с измерительной шкалой в мм и насадкой на корпусе, а также металлическую плиту,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002545316
Дата охранного документа: 27.03.2015
20.05.2015
№216.013.4ccf

Узел сцепления

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к узлам сцепления. Узел сцепления содержит маховик, ведущие средний и нажимной диски, отлитые из серого чугуна, соединенные одним комплектом сопряжений шип-паз, состоящим из четырех пазов на маховике, выполненных при его изготовлении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551177
Дата охранного документа: 20.05.2015
20.05.2015
№216.013.4d71

Способ восстановления изношенного отверстия поршня под поршневой палец и устройство для его осуществления

Изобретения относятся к области машиностроения и могут быть использованы на предприятиях при ремонте и восстановлении поршневой группы ДВС автомобилей, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин. В способе осуществляют дефектовку поршня и обработку его изношенного отверстия на станке с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551339
Дата охранного документа: 20.05.2015
10.08.2015
№216.013.6a0c

Слиток для деформирования

Изобретение относится к металлургии. Слиток для деформирования состоит из прибыли 1 и тела 2, имеющего трехлучевое поперечное сечение. Вершины лучей наклонены от головной части к донной части слитка. Угол наклона каждого соседнего луча однонаправлено, по часовой или против часовой стрелки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558701
Дата охранного документа: 10.08.2015
20.08.2015
№216.013.72da

Способ безразборной диагностики степени износа подшипников двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании двигателей внутреннего сгорания. Способ безразборной диагностики степени износа подшипников двигателей внутреннего сгорания заключается в измерении давления в масленой магистрали при работе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002560972
Дата охранного документа: 20.08.2015
+ добавить свой РИД