×
20.10.2015
216.013.856f

Результат интеллектуальной деятельности: СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002565762
Дата охранного документа
20.10.2015
Аннотация: Изобретение относится к электротехнике, в частности к построению систем электропитания постоянного тока особо важных потребителей электроэнергии, требующих повышенного качества электроэнергии. Система электропитания постоянного напряжения содержит нерегулируемый генератор с переменной частотой вращения, вал которого подключен к валу авиадвигателя, и полупроводниковый преобразователь переменного тока в постоянный на тиристорах с первым контуром защиты, выполненным в виде первого датчика напряжения, связанного через первую выдержку времени с системой управления тиристорами преобразователя. Дополнительно в систему введен второй контур защиты, содержащий силовой проходной транзисторный ключ, включенный в цепь нагрузки тиристорного преобразователя, узел второй выдержки времени, второй и третий датчики напряжения, а также управляющее устройство второго контура защиты, связанное с первым и вторым устройствами управления проходным ключом. Первое устройство управления переводит ключ в режим отсечки и связано через управляющий орган защиты и вторую выдержку времени со вторым датчиком напряжения. Второе устройство управления переводит ключ в режим стабилизации напряжения и связано непосредственно с выходом третьего датчика напряжения и выходом управляющего органа защиты, причем уровень напряжения срабатывания третьего датчика напряжения больше, чем уровень напряжения срабатывания второго датчика напряжения. Технический результат - повышение надежности питания потребителей. 2 ил.
Основные результаты: Система электропитания постоянного напряжения, содержащая нерегулируемый генератор с переменной частотой вращения, вал которого подключен к валу авиадвигателя, и полупроводниковый преобразователь переменного тока в постоянный на тиристорах с первым контуром защиты, выполненным в виде первого датчика напряжения, связанного через первую выдержку времени с системой управления тиристорами преобразователя, отличающаяся тем, что дополнительно вводят второй контур защиты, содержащий силовой проходной транзисторный ключ, включенный в цепь нагрузки тиристорного преобразователя, узел второй выдержки времени, второй и третий датчики напряжения, а также управляющее устройство второго контура защиты, связанное с первым и вторым устройствами управления проходным ключом, причем первое устройство управления переводит ключ в режим отсечки и связано через управляющий орган защиты и вторую выдержку времени со вторым датчиком напряжения, а второе устройство управления переводит ключ в режим стабилизации напряжения и связано непосредственно с выходом третьего датчика напряжения и выходом управляющего органа защиты, причем уровень напряжения срабатывания третьего датчика напряжения больше, чем уровень напряжения срабатывания второго датчика напряжения.

Предложение относится к электротехнике, в частности, к построению систем электропитания постоянного тока особо важных потребителей электроэнергии, требующих повышенного качества электроэнергии не только при всех возможных внешних воздействующих факторах, включая радиационное и электромагнитное излучение, но и при всех возможных авариях силовых и управляющих элементов собственного преобразователя. Это особенно важно для тех потребителей электроэнергии, питание которых, с целью повышения надежности, осуществляется от «n»-источников постоянного тока с развязкой последних с помощью распределительных диодов. К таким потребителям относятся, например, системы дистанционного управления вертолетов и самолетов.

В этом случае при коротком замыкании в любом источнике питания или его линии последний отключается, а оставшиеся «n-1»-источники постоянного тока продолжают питать потребителей.

В случае перенапряжений на выходе любого из «n»-источников постоянного тока, вызванного аварией в самом источнике или в системе его защиты, перенапряжения поступают на вход потребителей, причем диоды оставшихся нормально работающих «n-1»-источников постоянного тока при этом запираются.

Известна система электропитания постоянного тока по патенту РФ №2257655 от 27.07.2005 г. «Система энергоснабжения потребителя электроэнергии», состоящая из генератора переменного тока, подключенного к авиадвигателю с широким диапазоном изменения оборотов, и статического преобразователя переменного тока в постоянный на тиристорах. Система также содержит контур защиты потребителей, выполненный в виде датчика напряжения, узла выдержки времени и исполнительного органа защиты. Основным недостатком данной системы энергоснабжения является то, что вышеприведенный контур защиты не спасает потребителей электроэнергии от перенапряжений во время аварий в системе его управления (не отключается преобразователь при срабатывании защиты) или в системе силового преобразования, например, при трансформации тиристора в диод, или при авариях в собственно системе защиты.

Известно также устройство по патенту РФ №71046 от 20.02.2008 г. «Устройство защиты системы электроснабжения», содержащее нерегулируемый генератор, вал которого связан с валом авиадвигателя, и тиристорный выпрямитель на тиристорах с первым контуром защиты, в которую введен второй контур защиты в виде трехфазного контактора, включенного последовательно с фазными обмотками генератора. Недостатки данного технического решения заключаются в том, что при высоких оборотах генератора и высоком напряжении невозможно подобрать контактор, соответствующий требованиям по допустимой рабочей частоте, а также время срабатывания выключения контактора измеряется несколькими миллисекундами (7÷10 мс), в течение которых перенапряжение будет проходить к потребителям, что во многих случаях недопустимо.

Цель изобретения - повышение надежности, абсолютное исключение поступления перенапряжений на клеммы потребителей электроэнергии при всех видах аварийных состояний в системе электропитания.

Поставленная цель достигается в системе электропитания постоянного напряжения, содержащей нерегулируемый генератор с переменной частотой вращения, вал которого подключен к валу авиадвигателя, и полупроводниковый преобразователь переменного тока в постоянный на тиристорах с первым контуром защиты, выполненным в виде первого датчика напряжения, связанного через первую выдержку времени с системой управления тиристорами преобразователя. В систему дополнительно введен второй контур защиты, содержащий силовой проходной транзисторный ключ, включенный в цепь нагрузки тиристорного преобразователя, узел второй выдержки времени, второй и третий датчики напряжения, а также управляющее устройство второго контура защиты, связанное с первым и вторым устройствами управления проходным ключом, причем первое устройство управления переводит ключ в режим отсечки и связано через управляющий орган защиты и вторую выдержку времени со вторым датчиком напряжения, а второе устройство управления переводит ключ в режим стабилизации напряжения и связано непосредственно с выходом третьего датчика напряжения и выходом управляющего органа защиты. Уровень напряжения срабатывания третьего датчика напряжения больше, чем уровень напряжения срабатывания второго датчика напряжения.

На фиг. 1 представлена функциональная схема системы электропитания, где:

1 - приводной авиадвигатель,

2 - генератор,

3 - управляемый преобразователь на тиристорах,

4 - система управления тиристорами преобразователя,

5 - исполнительный орган защиты преобразователя,

6 - узел первой выдержки времени (выдержка времени защиты преобразователя),

7 - первый датчик напряжения (датчик напряжения защиты преобразователя),

8 - проходной транзисторный ключ,

9 - первое устройство управления ключа 8 (режим отсечки),

10 - второе устройство управления ключа 8 (режим стабилизации),

11 - управляющее устройство второго контура защиты,

12 - узел второй выдержки времени,

13, 14 - датчики напряжения,

15 - нагрузка преобразователя.

На фиг. 2 приведены эпюры, поясняющие работу системы электропитания, где:

Uвых - выходное напряжение системы электропитания,

Uвых1 - порог срабатывания второго датчика напряжения (13),

Uвых2 - порог срабатывания третьего датчика напряжения (14),

τ - вторая выдержка (t2÷t4) времени.

Система электропитания постоянного напряжения работает следующим образом.

Авиадвигатель 1 приводит во вращение генератор 2, выход которого связан с управляемым преобразователем 3 на тиристорах и через нормально открытый проходной транзисторный ключ 8 связан с нагрузкой 15 преобразователя. Управляемый преобразователь 3 на тиристорах содержит систему защиты от перенапряжений, состоящую из первого датчика напряжения 7, узла 6 первой выдержки времени и исполнительного органа 5 защиты преобразователя 3, который воздействует на систему управления 4 тиристорами преобразователя, снимая с них импульсы управления при срабатывании первого датчика 7 напряжения, т.е. при достижении определенного уровня выходного напряжения преобразователя. Этим обеспечивается защита нагрузки 15 преобразователя от перенапряжений. В обычных условиях работы системы электропитания постоянного напряжения этого вполне достаточно. Однако при выходе из строя устройств защиты (5, 6, 7) управляемого преобразователя 3 на тиристорах или системы управления 4 тиристорами преобразователя сигналы с исполнительного органа защиты 5 преобразователя не проходят к преобразователю 3 на тиристорах, тиристоры не запираются, и, следовательно, появление высокого напряжения на нагрузке 15 ничем не блокируется. Крайний случай аварии в преобразователе 3 связан с коротким замыканием управляющего перехода собственно силового тиристора, в силу чего он превращается в обычный диод, и, следовательно, известными способами защиты нагрузку 15 невозможно оградить от перенапряжений.

Для исключения этих явлений в систему электропитания постоянного напряжения вводятся дополнительно проходной транзисторный ключ 8 и узлы 9÷14, причем проходной транзисторный ключ 8 может работать в трех режимах: нормально-открытом, нормально-закрытом (режим отсечки) и в режиме стабилизации выходного напряжения.

Например, когда выходное напряжение Uвых системы электропитания (фиг. 2) достигает уровня срабатывания датчика напряжений 13, то включается узел 12 второй выдержки времени, и если напряжение UвыхX далее не увеличивается или увеличивается ниже уровня срабатывания датчика напряжений 14, то через время Δt, равное интервалу времени t2÷t4, проходной транзисторный ключ 8 закрывается. Если же напряжение Uвых возрастает более уровня напряжения срабатывания датчика напряжения 13 и достигает уровня срабатывания датчика напряжения 14 (Uвых2), которое соответствует максимально допустимой величине напряжения на нагрузке 15 преобразователя, то срабатывает датчик напряжения 14 и его выходной сигнал поступает на второе устройство управления 10, переводя проходной транзисторный ключ 8 в режим стабилизации напряжения Uвых. При этом по-прежнему работает узел второй выдержки времени 12, который отключает преобразователь 3 в момент времени t4.

Таким образом, введение второго уровня защиты управляемого преобразователя 3 на тиристорах в виде узлов 8÷14 позволяет ограничить выходное напряжения преобразователя 3 на любом уровне, соответствующем Uвых2, и исключить поступление напряжения на нагрузку 15 преобразователя выше этого уровня при всех возможных авариях управляемого преобразователя 3 на тиристорах или в его системе управления и защиты.

Система электропитания постоянного напряжения, содержащая нерегулируемый генератор с переменной частотой вращения, вал которого подключен к валу авиадвигателя, и полупроводниковый преобразователь переменного тока в постоянный на тиристорах с первым контуром защиты, выполненным в виде первого датчика напряжения, связанного через первую выдержку времени с системой управления тиристорами преобразователя, отличающаяся тем, что дополнительно вводят второй контур защиты, содержащий силовой проходной транзисторный ключ, включенный в цепь нагрузки тиристорного преобразователя, узел второй выдержки времени, второй и третий датчики напряжения, а также управляющее устройство второго контура защиты, связанное с первым и вторым устройствами управления проходным ключом, причем первое устройство управления переводит ключ в режим отсечки и связано через управляющий орган защиты и вторую выдержку времени со вторым датчиком напряжения, а второе устройство управления переводит ключ в режим стабилизации напряжения и связано непосредственно с выходом третьего датчика напряжения и выходом управляющего органа защиты, причем уровень напряжения срабатывания третьего датчика напряжения больше, чем уровень напряжения срабатывания второго датчика напряжения.
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 11 items.
10.01.2013
№216.012.1a7e

Синхронный бесконтактный генератор

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании источников питания, выполненных на основе механоэлектрических систем генерирования, применяемых в летательных аппаратах и других автономных объектах. Техническим результатом является уменьшение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472274
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.05.2013
№216.012.4281

Способ управления преобразователем частоты

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании узлов управления инверторами, входящими в состав систем генерирования энергии переменного тока с жесткими требованиями по электромагнитной совместимости. Техническим результатом является улучшение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482595
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.4284

Способ управления системой генерирования электрической энергии и устройство для его реализации

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в самолетостроении. Техническим результатом является повышение качества выходной энергии без значительных усложнений схемы и с минимальными затратами. В способе управления системой генерирования в устройстве, содержащем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482598
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.02.2014
№216.012.a2e1

Приливно-волновая электростанция

Изобретение относится к области электротехники, разрабатывающей устройства генерирования электроэнергии от возобновляемых источников. Приливно-волновая электростанция выполнена на базе двух турбин 1 и 2. Каждая из турбин 1 и 2 имеет по меньшей мере два диска 3, связанных между собой осями 4, на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507412
Дата охранного документа: 20.02.2014
20.06.2014
№216.012.d251

Силовой мини-привод петлеобразной формы

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в приводах автоматических систем управления летательных аппаратов. Силовой мини-привод петлеобразной формы состоит из одного или нескольких выходных редукторов (10), внутри которых размещены механические передачи, входные звенья...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519612
Дата охранного документа: 20.06.2014
27.08.2014
№216.012.ef35

Система генерирования переменного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при проектировании источников электропитания переменного тока для бортовых систем летательных аппаратов. Устройство содержит магнитоэлектрический генератор, входные выводы фаз которого соединены друг с другом через узел...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527056
Дата охранного документа: 27.08.2014
10.04.2015
№216.013.3c74

Статор электрической машины с жидкостным охлаждением проточным хладагентом

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности, к охлаждению электрических машин. Статор электрической машины содержит корпус, рубашку с каналами для проточного хладагента, магнитопровод с рабочей обмоткой, охлаждение лобовых частей которой осуществляется...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002546964
Дата охранного документа: 10.04.2015
10.10.2015
№216.013.826e

Многоканальная система электроснабжения (варианты)

Изобретение относится к электротехнике и, в частности, к системам электроснабжения. Многоканальная система электроснабжения содержит N идентичных каналов генерирования переменного тока, каждый из которых состоит из последовательно соединенных двигателя, m-фазного генератора, основных фидеров,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564987
Дата охранного документа: 10.10.2015
27.10.2015
№216.013.8983

Способ электростартерного запуска авиационного двигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для электростартерного запуска маршевых авиадвигателей. Технический результат - обеспечение высокой энергетики и обеспечение раскручивания авиадвигателя до оборотов, соответствующих или превышающих синхронную частоту...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566806
Дата охранного документа: 27.10.2015
20.03.2019
№219.016.e6dc

Способ управления ветроэлектрической установкой

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании источников электроэнергии. На выходе преобразователя частоты, соединенного с магнитоэлектрическим генератором переменного тока, работающим от ветроколеса, формируют переменное напряжение стабильной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002306663
Дата охранного документа: 20.09.2007
Showing 1-10 of 12 items.
10.01.2013
№216.012.1a7e

Синхронный бесконтактный генератор

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании источников питания, выполненных на основе механоэлектрических систем генерирования, применяемых в летательных аппаратах и других автономных объектах. Техническим результатом является уменьшение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472274
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.05.2013
№216.012.4281

Способ управления преобразователем частоты

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании узлов управления инверторами, входящими в состав систем генерирования энергии переменного тока с жесткими требованиями по электромагнитной совместимости. Техническим результатом является улучшение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482595
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.4284

Способ управления системой генерирования электрической энергии и устройство для его реализации

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в самолетостроении. Техническим результатом является повышение качества выходной энергии без значительных усложнений схемы и с минимальными затратами. В способе управления системой генерирования в устройстве, содержащем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482598
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.02.2014
№216.012.a2e1

Приливно-волновая электростанция

Изобретение относится к области электротехники, разрабатывающей устройства генерирования электроэнергии от возобновляемых источников. Приливно-волновая электростанция выполнена на базе двух турбин 1 и 2. Каждая из турбин 1 и 2 имеет по меньшей мере два диска 3, связанных между собой осями 4, на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507412
Дата охранного документа: 20.02.2014
20.06.2014
№216.012.d251

Силовой мини-привод петлеобразной формы

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в приводах автоматических систем управления летательных аппаратов. Силовой мини-привод петлеобразной формы состоит из одного или нескольких выходных редукторов (10), внутри которых размещены механические передачи, входные звенья...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519612
Дата охранного документа: 20.06.2014
27.08.2014
№216.012.ef35

Система генерирования переменного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при проектировании источников электропитания переменного тока для бортовых систем летательных аппаратов. Устройство содержит магнитоэлектрический генератор, входные выводы фаз которого соединены друг с другом через узел...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527056
Дата охранного документа: 27.08.2014
10.04.2015
№216.013.3c74

Статор электрической машины с жидкостным охлаждением проточным хладагентом

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности, к охлаждению электрических машин. Статор электрической машины содержит корпус, рубашку с каналами для проточного хладагента, магнитопровод с рабочей обмоткой, охлаждение лобовых частей которой осуществляется...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002546964
Дата охранного документа: 10.04.2015
10.10.2015
№216.013.826e

Многоканальная система электроснабжения (варианты)

Изобретение относится к электротехнике и, в частности, к системам электроснабжения. Многоканальная система электроснабжения содержит N идентичных каналов генерирования переменного тока, каждый из которых состоит из последовательно соединенных двигателя, m-фазного генератора, основных фидеров,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564987
Дата охранного документа: 10.10.2015
27.10.2015
№216.013.8983

Способ электростартерного запуска авиационного двигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для электростартерного запуска маршевых авиадвигателей. Технический результат - обеспечение высокой энергетики и обеспечение раскручивания авиадвигателя до оборотов, соответствующих или превышающих синхронную частоту...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566806
Дата охранного документа: 27.10.2015
15.03.2019
№219.016.e087

Авиационный газотурбинный двигатель

Авиационный газотурбинный двигатель содержит размещенный в его внутренней полости электрогенератор с комбинированным возбуждением, включающий в себя индуктор, статор и ротор. Ротор соединен с установленным в переднем и заднем подшипниках валом, соединенным с осевым компрессором. Статор с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002316653
Дата охранного документа: 10.02.2008
+ добавить свой РИД