×
15.03.2019
219.016.e087

Результат интеллектуальной деятельности: АВИАЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Авиационный газотурбинный двигатель содержит размещенный в его внутренней полости электрогенератор с комбинированным возбуждением, включающий в себя индуктор, статор и ротор. Ротор соединен с установленным в переднем и заднем подшипниках валом, соединенным с осевым компрессором. Статор с рабочими обмотками запрессован в тонкостенную цилиндрическую гильзу с фланцем. Индуктор включает в себя обмотку регулирования, размещенную на внутренней цилиндрической части кольцевого магнитопровода, имеющего также наружную цилиндрическую и торцевую стенки. Внутренняя полость, в которой размещен электрогенератор, образована внутренней поверхностью корпуса направляющего аппарата и щитами передней и задней опор, входящих в состав осевого компрессора. Торцевая стенка кольцевого магнитопровода индуктора закреплена на торцевой стенке задней опоры, а его наружная цилиндрическая стенка либо ее часть размещена внутри обоймы ротора. Фланец цилиндрической гильзы прикреплен к торцевой части кольцевого выступа, выполненного на внутренней поверхности корпуса направляющего аппарата со стороны задней опоры. Изобретение позволяет обеспечить минимальное аэродинамическое сопротивление внутреннего воздушного тракта устройства, минимизировать его наружный объем и улучшить аэродинамические характеристики. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к области авиационного двигателестроения, и может быть использовано при проектировании авиационных двигателей с встроенными электрогенераторами, приводимыми во вращение без промежуточных редукторов.

Известен газотурбинный авиадвигатель, содержащий встроенный электрогенератор, включающий в себя статор и ротор, соединенный с валом трансмиссии. Генератор размещен во внутренней полости трансмиссии, образованной ее опорами и крышкой [1]. Известное устройство имеет сложную конструкцию узла регулирования системы генерирования энергии. Это объясняется тем, что для обеспечения стабилизации выходного напряжения необходимо использование силового управляемого выпрямителя, характеризующегося большой массой и, следовательно, высокими тепловыми потерями, что ведет к снижению КПД и увеличению габаритов всего устройства.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является газотурбинный авиадвигатель, содержащий размещенный в его внутренней полости электрогенератор с комбинированным возбуждением. Электрогенератор включает в себя индуктор с обмоткой регулирования, размещенной на магнитопроводе, статор с рабочими обмотками и ротор. Ротор соединен с установленным в переднем и заднем подшипниках валом, на котором закреплен осевой компрессор. В данном устройстве внутренняя полость, в которой установлен электрогенератор, образована опорами и передней крышкой трансмиссии. Охлаждение статора производится маслом, которое поступает через предусмотренный в корпусе опор трансмиссии канал. Недостатком известного устройства [2] является сложность конструкции и сложность его сборки, а так же низкие аэродинамические характеристики, обусловленные значительными размерами поперечного сечения двигателя.

Техническим результатом, которого можно достичь при использовании данного изобретения, является упрощение конструкции и ее сборки, а также улучшение аэродинамических характеристик устройства.

Технический результат достигается тем, что в авиационном газотурбинном двигателе, содержащем размещенный в его внутренней полости электрогенератор с комбинированным возбуждением, включающий в себя индуктор, статор и ротор, при этом ротор соединен с установленным в переднем и заднем подшипниках валом, соединенным с осевым компрессором, статор с рабочими обмотками запрессован в тонкостенную цилиндрическую гильзу с фланцем, а индуктор включает в себя обмотку регулирования, размещенную на внутренней цилиндрической части кольцевого магнитопровода, имеющего также наружную цилиндрическую и торцевую стенки [2], внутренняя полость, в которой размещен электрогенератор, образована внутренней поверхностью корпуса направляющего аппарата и щитами передней и задней опор, входящих в состав осевого компрессора, причем торцевая стенка кольцевого магнитопровода индуктора закреплена на торцевой стенке задней опоры, а его наружная цилиндрическая стенка либо ее часть размещена внутри обоймы ротора, при этом фланец цилиндрической гильзы прикреплен к торцевой части кольцевого выступа, выполненного на внутренней поверхности корпуса направляющего аппарата со стороны задней опоры. Кроме того, в торцевой стенке кольцевого магнитопровода индуктора выполнен канал, обеспечивающий подачу хладагента через задний подшипник на обмотку регулирования индуктора и заднюю торцевую поверхность ротора. Межкатушечные соединения и выводы рабочих обмоток статора могут быть выполнены в виде кольца, расположенного со стороны задней опоры. Концы каждой из рабочих обмоток статора могут быть выведены на соответствующий им разъем, на который также выведен соответствующий ему конец обмотки регулирования индуктора. При анализе известных аналогов данного изобретения не обнаружена подобная модификация размещения генератора внутри авиадвигателя, что позволяет сделать вывод о соответствии данного технического решения критерию «изобретательский уровень».

На чертеже изображен продольный разрез авиационного газотурбинного двигателя.

Устройство содержит электрогенератор с комбинированным возбуждением, включающий в себя индуктор 1, статор 2 и ротор 3, размещенные во внутренней полости 4 авиадвигателя, образованной внутренней поверхностью осевого компрессора, установленного на валу 5. Осевой компрессор включает в себя переднюю и заднюю опоры 6, 7 и направляющий аппарат 8. Вал 5, установленный в переднем 9 и заднем 10 подшипниках, размещен между щитами передней 6 и задней 7 опор. Статор 2 с рабочими обмотками запрессован в тонкостенную цилиндрическую гильзу 11 с фланцем 12, который прикреплен к торцевой части кольцевого выступа 13, выполненного на внутренней поверхности корпуса направляющего аппарата 8 со стороны задней опоры 7. Ротор 3 состоит из передней и задней стенок, а также обоймы, выполненных заодно. Индуктор 1 включает в себя обмотку регулирования, размещенную на внутренней цилиндрической части кольцевого магнитопровода, имеющего так же наружную цилиндрическую и торцевую стенки. Торцевая стенка кольцевого магнитопровода индуктора 1 закреплена на торцевой стенке задней опоры 7. Наружная кольцевая стенка магнитопровода индуктора либо ее часть размещена внутри обоймы ротора. В торцевой стенке кольцевого магнитопровода индуктора 1 выполнен канал 14, обеспечивающий подачу хладагента через задний подшипник 9 на обмотку регулирования индуктора 1 и заднюю торцевую поверхность ротора 3. Выводы рабочих обмоток статора 2 размещены со стороны задней опоры 7. Межкатушечные соединения и выводы рабочих обмоток статора 2 выполнены в виде кольца 15, расположенного со стороны задней опоры 7. Концы каждой из рабочих обмоток статора 2 выведены на соответствующий им разъем, на который также выведен соответствующий ему конец обмотки регулирования индуктора 1. Разъемы установлены на наружной поверхности двигателя.

При работе авиадвигателя вал 5 осевого компрессора вращает установленный на нем ротор 3 генератора, в результате чего в обмотках статора 2 возникает электрический ток. При изменении частоты вращения вала 5 и электрической нагрузки выходное напряжение генератора стабилизируется путем изменения тока в обмотке регулирования.

Хладагент, в качестве которого используется топливо, поступает через предусмотренные каналы в форсунку переднего подшипника 9. Через подшипник 9 хладагент попадает на переднюю торцевую стенку ротора 3, его обойму и на лобовые части рабочих обмоток статора 2. Благодаря выполненному в торцевой стенке кольцевого магнитопровода индуктора каналу 14 охлаждающее топливо через задний подшипник 10 поступает на обмотку регулирования индуктора 1 и заднюю торцевую поверхность ротора 3. В устройстве охлаждению подвергаются все узлы генератора, что значительно повышает надежность их работы, при этом использование топлива в качестве хладагента позволяет упростить весь процесс отвода тепла.

В случае работы энергосистемы на мостовой выпрямитель наиболее оптимальный режим регулирования, обеспечивающий минимальные массу и габариты выходного фильтра, достигается за счет использования шестифазной двенадцатизонной обмотки, формирующей на выходе выпрямителя напряжение с двенадцатикратной пульсацией.

Шестифазная обмотка может быть выполнена в виде двух трехфазных обмоток, одноименные фазы которых сдвинуты на 30 эл.град.

Каждая из рабочих обмоток статора выведена на свой электрический разъем, на который также выведен соответствующий конец обмотки регулирования. Размещение выводов рабочих обмоток статора 2 в зоне задней опоры 7 осевого компрессора и установка индуктора внутри обоймы ротора позволяет обеспечить минимальное аэродинамическое сопротивление внутреннего воздушного тракта устройства.

Таким образом, указанное размещение узлов электрогенератора внутри авиадвигателя позволяет минимизировать его наружный объем, что способствует улучшению аэродинамических характеристик.

Оптимальные аэродинамические и массогабаритные показатели двигателя позволяют ему быть наиболее предпочтительным для использования в классе двигателей с встроенными электрогенераторами.

Источники информации:

1. RU 2168024, С F02С 7/32, 1998 г.

2. RU 2211348, C1 F02С 7/32, 2002 г.

1.Авиационныйгазотурбинныйдвигатель,содержащийразмещенныйвеговнутреннейполостиэлектрогенераторскомбинированнымвозбуждением,включающийвсебяиндуктор,статориротор,приэтомроторсоединенсустановленнымвпереднемизаднемподшипникахвалом,соединеннымсосевымкомпрессором,статорсрабочимиобмоткамизапрессованвтонкостеннуюцилиндрическуюгильзусфланцем,аиндукторвключаетвсебяобмоткурегулирования,размещеннуюнавнутреннейцилиндрическойчастикольцевогомагнитопровода,имеющеготакженаружнуюцилиндрическуюиторцевуюстенки,отличающийсятем,чтовнутренняяполость,вкоторойразмещенэлектрогенератор,образованавнутреннейповерхностьюкорпусанаправляющегоаппаратаищитамипереднейизаднейопор,входящихвсоставосевогокомпрессора,причемторцеваястенкакольцевогомагнитопроводаиндукторазакрепленанаторцевойстенкезаднейопоры,аегонаружнаяцилиндрическаястенкалибоеечастьразмещенавнутриобоймыротора,приэтомфланеццилиндрическойгильзыприкрепленкторцевойчастикольцевоговыступа,выполненногонавнутреннейповерхностикорпусанаправляющегоаппаратасосторонызаднейопоры.12.Авиационныйгазотурбинныйдвигательпоп.1,отличающийсятем,чтовторцевойстенкекольцевогомагнитопроводаиндукторавыполненканал,обеспечивающийподачухладагентачереззаднийподшипникнаобмоткурегулированияиндуктораизаднююторцевуюповерхностьротора.23.Авиационныйгазотурбинныйдвигательпоп.1или2,отличающийсятем,чтомежкатушечныесоединенияивыводырабочихобмотокстаторавыполненыввидекольца,расположенногососторонызаднейопоры.34.Авиационныйгазотурбинныйдвигательпоп.1,отличающийсятем,чтоконцыкаждойизрабочихобмотокстаторавыведенынасоответствующийимразъем,накоторыйтакжевыведенсоответствующийемуконецобмоткирегулированияиндуктора.4
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-7 of 7 items.
10.02.2013
№216.012.24df

Система генерирования напряжения

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании электромашинных систем генерирования электроэнергии, предназначенных для электрооборудования летательных аппаратов и других автономных объектов. Техническим результатом является повышение надежности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474941
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.04.2013
№216.012.3bde

Система генерирования электроэнергии

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения системы генерирования электроэнергии, снабженной электрогенератором с возбуждением от постоянных магнитов. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480887
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.07.2013
№216.012.5789

Двигатель для утилизации энергии текущей среды

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано для преобразования энергии текущей среды в электрическую. Двигатель для утилизации энергии текущей среды содержит погруженный в последнюю каркас 1 и корпус 2, жестко связанную с ними наружную площадку 3, как...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488017
Дата охранного документа: 20.07.2013
27.01.2014
№216.012.9d0a

Ротор высокооборотной электрической машины

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в высокооборотных электрических машинах различного назначения. Технический результат заключается в улучшении показателей надежности и технологичности, а также возможности улучшения энергетических характеристик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505908
Дата охранного документа: 27.01.2014
20.05.2014
№216.012.c5f9

Ротор электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в высокооборотных электрических машинах различного назначения. Предлагаемый ротор электрической машины содержит вал, магнитопровод, выполненный из равномерно чередующихся магнитных и немагнитных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516440
Дата охранного документа: 20.05.2014
19.04.2019
№219.017.311d

Электроэнергетическая установка

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для электрозапуска и самообеспечения электроэнергией газоперекачивающих агрегатов турбокомпрессорных станций. Техническим результатом является возможность получения большего количества электроэнергии и упрощение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002419957
Дата охранного документа: 27.05.2011
09.05.2019
№219.017.4b3a

Преобразователь постоянного напряжения в трехфазное переменное

Устройство предназначено для использования в области электротехники в качестве источника электропитания. Техническая сущность: устройство содержит три необратимых конверторных ячейки (1) с гальванической развязкой, присоединенных соответственно к трем однофазным управляемым инверторным ячейкам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290743
Дата охранного документа: 27.12.2006
Showing 1-10 of 20 items.
10.01.2013
№216.012.1a7e

Синхронный бесконтактный генератор

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании источников питания, выполненных на основе механоэлектрических систем генерирования, применяемых в летательных аппаратах и других автономных объектах. Техническим результатом является уменьшение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472274
Дата охранного документа: 10.01.2013
27.04.2013
№216.012.3bde

Система генерирования электроэнергии

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения системы генерирования электроэнергии, снабженной электрогенератором с возбуждением от постоянных магнитов. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480887
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.4281

Способ управления преобразователем частоты

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании узлов управления инверторами, входящими в состав систем генерирования энергии переменного тока с жесткими требованиями по электромагнитной совместимости. Техническим результатом является улучшение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482595
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.05.2013
№216.012.4284

Способ управления системой генерирования электрической энергии и устройство для его реализации

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в самолетостроении. Техническим результатом является повышение качества выходной энергии без значительных усложнений схемы и с минимальными затратами. В способе управления системой генерирования в устройстве, содержащем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482598
Дата охранного документа: 20.05.2013
20.07.2013
№216.012.5789

Двигатель для утилизации энергии текущей среды

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано для преобразования энергии текущей среды в электрическую. Двигатель для утилизации энергии текущей среды содержит погруженный в последнюю каркас 1 и корпус 2, жестко связанную с ними наружную площадку 3, как...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488017
Дата охранного документа: 20.07.2013
27.01.2014
№216.012.9d0a

Ротор высокооборотной электрической машины

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в высокооборотных электрических машинах различного назначения. Технический результат заключается в улучшении показателей надежности и технологичности, а также возможности улучшения энергетических характеристик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505908
Дата охранного документа: 27.01.2014
20.05.2014
№216.012.c5f9

Ротор электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в высокооборотных электрических машинах различного назначения. Предлагаемый ротор электрической машины содержит вал, магнитопровод, выполненный из равномерно чередующихся магнитных и немагнитных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516440
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.06.2014
№216.012.d251

Силовой мини-привод петлеобразной формы

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в приводах автоматических систем управления летательных аппаратов. Силовой мини-привод петлеобразной формы состоит из одного или нескольких выходных редукторов (10), внутри которых размещены механические передачи, входные звенья...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519612
Дата охранного документа: 20.06.2014
20.07.2014
№216.012.df90

Статор электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании электрических машин с интенсивным охлаждением статора. Предлагаемое устройство содержит корпус (1), внутри которого сформирована герметизированная полость с циркулирующим внутри нее нагнетаемым через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523018
Дата охранного документа: 20.07.2014
27.08.2014
№216.012.ef35

Система генерирования переменного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при проектировании источников электропитания переменного тока для бортовых систем летательных аппаратов. Устройство содержит магнитоэлектрический генератор, входные выводы фаз которого соединены друг с другом через узел...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527056
Дата охранного документа: 27.08.2014
+ добавить свой РИД