×
10.04.2015
216.013.3c74

Результат интеллектуальной деятельности: СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ ПРОТОЧНЫМ ХЛАДАГЕНТОМ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002546964
Дата охранного документа
10.04.2015
Аннотация: Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности, к охлаждению электрических машин. Статор электрической машины содержит корпус, рубашку с каналами для проточного хладагента, магнитопровод с рабочей обмоткой, охлаждение лобовых частей которой осуществляется посредством расположенных между слоями либо над слоями лобовых частей обмотки теплоотводящих элементов в виде цилиндров с ребрами на наружной поверхности, отходящими в радиальном направлении и контактирующими с рубашкой. Каждый из цилиндров теплоотводящих элементов выполнен с полостью между его внутренней и внешней стенками, а в качестве ребер использованы присоединенные торцевыми концами к внешним стенкам цилиндров тепловые трубы, плотно примыкающие своими торцевыми конденсационными концами к рубашке с каналами для проточного хладагента. Полость между внутренней и внешней стенками цилиндров и полость тепловых труб сообщаются между собой и составляют герметичную систему, заполненную рабочей жидкостью тепловых труб. Техническим результатом является повышение надежности. 3 ил.
Основные результаты: Статор электрической машины с жидкостным охлаждением проточным хладагентом, содержащий корпус, рубашку с каналами для проточного хладагента, магнитопровод с рабочей обмоткой, охлаждение лобовых частей которой осуществляется посредством расположенных между слоями либо над слоями лобовых частей обмотки теплоотводящих элементов в виде цилиндров с ребрами на наружной поверхности, отходящими в радиальном направлении и контактирующими с рубашкой, отличающийся тем, что каждый из цилиндров теплоотводящих элементов выполнен с полостью между его внутренней и внешней стенками, а в качестве ребер использованы присоединенные торцевыми концами к внешним стенкам цилиндров тепловые трубы, плотно примыкающие своими торцевыми конденсационными концами к рубашке с каналами для проточного хладагента, причем полость между внутренней и внешней стенками цилиндров и полость тепловых труб сообщаются между собой и составляют герметичную систему, заполненную рабочей жидкостью тепловых труб.

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к охлаждению электрических машин, и касается особенностей конструктивного выполнения их статора с жидкостным охлаждением. Изобретение может быть использовано при создании электрических машин с интенсивным охлаждением статора.

Известна электрическая машина с охлаждением статора, Науменко В.И. Конструирование источников и преобразователей электроэнергии: Учебное пособие. - М.: МАИ, 1986, с. 39. Для приближения проточного хладагента к местам тепловыделения в данной электрической машине применены кольцеобразные пустотелые теплоотводы, внутренние полости которых соединены с каналами корпуса для проточного хладагента. Существенным недостатком предложенной конструкции является ее невысокая надежность из-за возможности разгерметизации и утечки хладагента из гидравлического тракта на границе между сердечником и теплоотводом. Кроме того, дополнительные системы, применяемые для отвода хладагента из внутренней полости электрической машины, ухудшают ее массогабаритные показатели.

Наиболее близким к предлагаемой конструкции статора электрической машины с жидкостным охлаждением проточным хладагентом по техническому решению является электрическая машина с интенсивным охлаждением статора, представленная в авторском свидетельстве №313258 «Электрическая машина», МПК H02K 9/22, опубл. 31.08.1971 г. Бюлл. №26. Для передачи тепла от лобовых частей секций рабочей обмотки к охлаждаемому проточным хладагентом корпусу в данном техническом решении применены кольцевые теплоотводы, размещенные между слоями лобовых частей обмотки, с припаянными металлическими ребрами, проходящими между проводниками секций и контактирующими с охлаждаемым корпусом.

Основным недостатком вышеназванного технического решения, принятого за прототип, является низкая эффективность охлаждения лобовых частей рабочей обмотки статора из-за недостаточной теплопроводности металла, используемого для изготовления металлических ребер, контактирующих с охлаждаемым корпусом. При этом применение в конструкции сплошных металлических ребер ведет к значительному повышению массы электрической машины в целом.

Задача заявляемого технического решения - повышение надежности работы за счет повышения эффективности охлаждения лобовых частей рабочей обмотки статора при сохранении его оптимальных массогабаритных показателей.

Технический результат достигается тем, что в статоре электрической машины с жидкостным охлаждением проточным хладагентом, содержащем корпус, рубашку с каналами для проточного хладагента, магнитопровод с рабочей обмоткой, охлаждение лобовых частей которой осуществляется посредством расположенных между слоями либо над слоями лобовых частей обмотки теплоотводящих элементов в виде цилиндров с ребрами на наружной поверхности, отходящими в радиальном направлении и контактирующими с рубашкой, каждый из цилиндров теплоотводящих элементов выполнен с полостью между его внутренней и внешней стенками, а в качестве ребер использованы присоединенные торцевыми концами к внешним стенкам цилиндров тепловые трубы, плотно примыкающие своими торцевыми конденсационными концами к рубашке с каналами для проточного хладагента. Полость между внутренней и внешней стенками цилиндров и полость тепловых труб сообщаются между собой и составляют герметичную систему, заполненную рабочей жидкостью тепловых труб.

Такое конструктивное выполнение заявляемого статора электрической машины с тепловыми трубами, внутреннее пространство которых образует единую полость с замкнутым пространством между внутренней и внешней стенками цилиндров теплоотводящих элементов, заполненную рабочей жидкостью тепловых труб, позволяет в полной мере использовать высокую теплопроводность тепловых труб, которая значительно выше теплопроводности любого металла. При этом значительно повышается эффективность охлаждения лобовых частей рабочей обмотки статора, тем самым повышается надежность работы электрической машины в целом. Применение легких тонкостенных тепловых труб позволяет сохранить оптимальные массогабаритные показатели.

Изобретение иллюстрируется рисунками, на которых показаны:

фиг.1 - схема статора электрической машины с жидкостным охлаждением проточным хладагентом,

фиг.2 - поперечное сечение статора электрической машины с расположенными над слоями лобовых частей обмотки теплоотводящими элементами,

фиг.3 - поперечное сечение статора электрической машины с расположенными между слоями лобовых частей обмотки теплоотводящими элементами.

Статор электрической машины с жидкостным охлаждением проточным хладагентом (фиг.1, фиг.2, фиг.3) содержит корпус 1, рубашку 2 с каналами 3 для проточного хладагента, магнитопровод с рабочей обмоткой 4 с ее лобовыми частями 5 и теплоотводящий элемент, состоящий из цилиндра 6 и отходящих от него в радиальном направлении тепловых труб 7, заполненных рабочей жидкостью 8 тепловых труб 7.

Охлаждение лобовых частей рабочей обмотки статора электрической машины осуществляется следующим образом. Проточный хладагент для охлаждения поступает в каналы 3 рубашки 2. Магнитопровод с рабочей обмоткой 4 плотно прилегает к рубашке 2, что обеспечивает отведение тепла к проточному хладагенту от самого магнитопровода и от пазовой части рабочей обмотки 4. Отведение тепла от лобовых частей 5 рабочей обмотки 4 обеспечивается теплоотводящим элементом, состоящим из теплоотводящего цилиндра 6 и тепловых труб 7. Теплоотводящий элемент может быть расположен между слоями (фиг.3) либо над слоями (фиг.2) лобовых частей 5 рабочей обмотки 4. Цилиндр 6 выполнен с полостью между его внутренней и внешней стенками. Тепловые трубы 7 как ребра, отходящие в радиальном направлении, присоединены торцевыми концами к внешним стенкам теплоотводящих цилиндров 6, а своими торцевыми конденсационными концами плотно контактируют с рубашкой 2 с каналами 3 для проточного хладагента. Полость тепловых труб 7 и полость между стенками цилиндра 6 теплоотводящего элемента составляют герметичную систему и заполнены жидкостью 8 тепловых труб 7. Омические тепловые потери, возникающие в меди лобовых частей рабочей обмотки 4 при протекании по ней электрического тока, нагревают рабочую жидкость 8 тепловых труб 7. В процессе нагревания рабочая жидкость 8 начинает испаряться и образовавшийся газ непосредственно по самим тепловым трубам 7 перемещается к своим более холодным конденсационным концам, примыкающим к рубашке 2, обтекаемой по каналам 3 проточным хладагентом. На этих более холодных концах тепловых труб 7 происходит конденсация рабочей жидкости 8, которая затем по специально структурированным стенкам тепловых труб 7 поступает обратно в полость между стенками цилиндра 6. Указанный процесс превращения и перемещения рабочей жидкости 8 тепловых труб 7 обеспечивает интенсивный перенос тепла от лобовых частей рабочей обмотки 4 к рубашке 2 с каналами 3 для хладагента.

Выполнение в статоре электрической машины с жидкостным охлаждением проточным хладагентом теплоотводящих элементов в виде цилиндров с полостью между их внутренней и внешней стенками, а также использование тепловых труб с их рабочей жидкостью, наполнение герметичной системы рабочей жидкостью тепловых труб дает возможность постоянно осуществлять интенсивный отвод тепла от лобовых частей рабочей обмотки.

Таким образом, существенно повышая эффективность охлаждения лобовых частей рабочей обмотки статора электрической машины, заявляемое техническое решение позволяет сохранить оптимальные массогабаритные показатели, значительно повысить надежность работы статора и, соответственно, электрической машины в целом.

Статор электрической машины с жидкостным охлаждением проточным хладагентом, содержащий корпус, рубашку с каналами для проточного хладагента, магнитопровод с рабочей обмоткой, охлаждение лобовых частей которой осуществляется посредством расположенных между слоями либо над слоями лобовых частей обмотки теплоотводящих элементов в виде цилиндров с ребрами на наружной поверхности, отходящими в радиальном направлении и контактирующими с рубашкой, отличающийся тем, что каждый из цилиндров теплоотводящих элементов выполнен с полостью между его внутренней и внешней стенками, а в качестве ребер использованы присоединенные торцевыми концами к внешним стенкам цилиндров тепловые трубы, плотно примыкающие своими торцевыми конденсационными концами к рубашке с каналами для проточного хладагента, причем полость между внутренней и внешней стенками цилиндров и полость тепловых труб сообщаются между собой и составляют герметичную систему, заполненную рабочей жидкостью тепловых труб.
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ ПРОТОЧНЫМ ХЛАДАГЕНТОМ
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ ПРОТОЧНЫМ ХЛАДАГЕНТОМ
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ ПРОТОЧНЫМ ХЛАДАГЕНТОМ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 16 items.
27.04.2013
№216.012.3bde

Система генерирования электроэнергии

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения системы генерирования электроэнергии, снабженной электрогенератором с возбуждением от постоянных магнитов. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480887
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.07.2013
№216.012.5789

Двигатель для утилизации энергии текущей среды

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано для преобразования энергии текущей среды в электрическую. Двигатель для утилизации энергии текущей среды содержит погруженный в последнюю каркас 1 и корпус 2, жестко связанную с ними наружную площадку 3, как...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488017
Дата охранного документа: 20.07.2013
27.01.2014
№216.012.9d0a

Ротор высокооборотной электрической машины

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в высокооборотных электрических машинах различного назначения. Технический результат заключается в улучшении показателей надежности и технологичности, а также возможности улучшения энергетических характеристик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505908
Дата охранного документа: 27.01.2014
20.02.2014
№216.012.a2e1

Приливно-волновая электростанция

Изобретение относится к области электротехники, разрабатывающей устройства генерирования электроэнергии от возобновляемых источников. Приливно-волновая электростанция выполнена на базе двух турбин 1 и 2. Каждая из турбин 1 и 2 имеет по меньшей мере два диска 3, связанных между собой осями 4, на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507412
Дата охранного документа: 20.02.2014
20.05.2014
№216.012.c5f9

Ротор электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в высокооборотных электрических машинах различного назначения. Предлагаемый ротор электрической машины содержит вал, магнитопровод, выполненный из равномерно чередующихся магнитных и немагнитных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516440
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.06.2014
№216.012.d251

Силовой мини-привод петлеобразной формы

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в приводах автоматических систем управления летательных аппаратов. Силовой мини-привод петлеобразной формы состоит из одного или нескольких выходных редукторов (10), внутри которых размещены механические передачи, входные звенья...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519612
Дата охранного документа: 20.06.2014
20.07.2014
№216.012.df90

Статор электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании электрических машин с интенсивным охлаждением статора. Предлагаемое устройство содержит корпус (1), внутри которого сформирована герметизированная полость с циркулирующим внутри нее нагнетаемым через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523018
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.10.2015
№216.013.826e

Многоканальная система электроснабжения (варианты)

Изобретение относится к электротехнике и, в частности, к системам электроснабжения. Многоканальная система электроснабжения содержит N идентичных каналов генерирования переменного тока, каждый из которых состоит из последовательно соединенных двигателя, m-фазного генератора, основных фидеров,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564987
Дата охранного документа: 10.10.2015
20.10.2015
№216.013.856f

Система электропитания постоянного напряжения

Изобретение относится к электротехнике, в частности к построению систем электропитания постоянного тока особо важных потребителей электроэнергии, требующих повышенного качества электроэнергии. Система электропитания постоянного напряжения содержит нерегулируемый генератор с переменной частотой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565762
Дата охранного документа: 20.10.2015
27.10.2015
№216.013.8983

Способ электростартерного запуска авиационного двигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для электростартерного запуска маршевых авиадвигателей. Технический результат - обеспечение высокой энергетики и обеспечение раскручивания авиадвигателя до оборотов, соответствующих или превышающих синхронную частоту...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566806
Дата охранного документа: 27.10.2015
Showing 1-10 of 22 items.
27.04.2013
№216.012.3bde

Система генерирования электроэнергии

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения системы генерирования электроэнергии, снабженной электрогенератором с возбуждением от постоянных магнитов. Технический результат, достигаемый при использовании настоящего изобретения, состоит в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480887
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.07.2013
№216.012.5789

Двигатель для утилизации энергии текущей среды

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано для преобразования энергии текущей среды в электрическую. Двигатель для утилизации энергии текущей среды содержит погруженный в последнюю каркас 1 и корпус 2, жестко связанную с ними наружную площадку 3, как...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488017
Дата охранного документа: 20.07.2013
27.01.2014
№216.012.9d0a

Ротор высокооборотной электрической машины

Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в высокооборотных электрических машинах различного назначения. Технический результат заключается в улучшении показателей надежности и технологичности, а также возможности улучшения энергетических характеристик...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505908
Дата охранного документа: 27.01.2014
20.02.2014
№216.012.a2e1

Приливно-волновая электростанция

Изобретение относится к области электротехники, разрабатывающей устройства генерирования электроэнергии от возобновляемых источников. Приливно-волновая электростанция выполнена на базе двух турбин 1 и 2. Каждая из турбин 1 и 2 имеет по меньшей мере два диска 3, связанных между собой осями 4, на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507412
Дата охранного документа: 20.02.2014
20.05.2014
№216.012.c5f9

Ротор электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в высокооборотных электрических машинах различного назначения. Предлагаемый ротор электрической машины содержит вал, магнитопровод, выполненный из равномерно чередующихся магнитных и немагнитных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516440
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.06.2014
№216.012.d251

Силовой мини-привод петлеобразной формы

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в приводах автоматических систем управления летательных аппаратов. Силовой мини-привод петлеобразной формы состоит из одного или нескольких выходных редукторов (10), внутри которых размещены механические передачи, входные звенья...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519612
Дата охранного документа: 20.06.2014
20.07.2014
№216.012.df90

Статор электрической машины

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при создании электрических машин с интенсивным охлаждением статора. Предлагаемое устройство содержит корпус (1), внутри которого сформирована герметизированная полость с циркулирующим внутри нее нагнетаемым через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523018
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.10.2015
№216.013.826e

Многоканальная система электроснабжения (варианты)

Изобретение относится к электротехнике и, в частности, к системам электроснабжения. Многоканальная система электроснабжения содержит N идентичных каналов генерирования переменного тока, каждый из которых состоит из последовательно соединенных двигателя, m-фазного генератора, основных фидеров,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564987
Дата охранного документа: 10.10.2015
20.10.2015
№216.013.856f

Система электропитания постоянного напряжения

Изобретение относится к электротехнике, в частности к построению систем электропитания постоянного тока особо важных потребителей электроэнергии, требующих повышенного качества электроэнергии. Система электропитания постоянного напряжения содержит нерегулируемый генератор с переменной частотой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002565762
Дата охранного документа: 20.10.2015
27.10.2015
№216.013.8983

Способ электростартерного запуска авиационного двигателя

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для электростартерного запуска маршевых авиадвигателей. Технический результат - обеспечение высокой энергетики и обеспечение раскручивания авиадвигателя до оборотов, соответствующих или превышающих синхронную частоту...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566806
Дата охранного документа: 27.10.2015
+ добавить свой РИД