×
17.06.2023
223.018.7ec4

Результат интеллектуальной деятельности: СИГНАЛИЗАТОР СОСТОЯНИЯ ТОРМОЗНОЙ КОЛОДКИ АВТОМОБИЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к автомобильной промышленности. Сигнализатор состояния тормозной колодки автомобиля содержит тормозимое тело вращения, тормозную колодку с металлическим держателем и керамической накладкой, соединенной с упомянутым держателем и прижимаемой к телу вращения при торможении. Дополнительно снабжен металлическим электродом, расположенным внутри керамической накладки на глубине, равной максимально допустимой толщине износа от прижимаемой поверхности, а также электрическим выводом электрода, резистором, генератором электрических колебаний, усилителем переменного тока со светодиодом, усилителем постоянного тока со светодиодом, дискриминатором сигнала по нижнему уровню, содержащим накопительную емкость, стабилитрон и светодиод, подсоединенным к выходу усилителя переменного тока и к входу усилителя постоянного тока. Вывод электрода соединен с резистором, а резистор соединен с выходом генератора и входом усилителя переменного тока. Технический результат - уменьшение объема работ и времени контроля состояния тормозных керамических накладок и повышение безопасности дорожного движения. 3 ил.

Предлагаемое изобретение относится к автомобильной промышленности и направлено на повышение безопасности дорожного движения.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является сигнализатор состояния тормозной колодки автомобиля, содержащий тормозимое тело вращения, тормозную колодку с металлическим держателем и керамической накладкой, соединенной с упомянутым держателем и прижимаемой к телу вращения при торможении [Автомобиль КАМАЗ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - М.: Воениздат, 2010.].

В качестве сигнализатора состояния тормозной колодки автомобиля используется его внешний вид. Тормозная колодка содержит металлический держатель с соединенной керамической накладкой, которая прижимается при торможении к тормозимому телу и изнашивается. Степень износа определяется визуальным осмотром боковой поверхности накладки на держателе.

Недостатками известного сигнализатора (осмотром внешнего вида) тормозной колодки являются большая трудоемкость и простой транспортного средства ввиду необходимости частичного демонтажа деталей и узлов для доступного визуального осмотра тормозной колодки и определения степени износа керамической накладки.

Техническое решение направлено на уменьшение объема работ и времени контроля состояния тормозных керамических накладок и повышение безопасности дорожного движения.

Технический результат достигается тем, что сигнализатор состояния тормозной колодки автомобиля, содержащий тормозимое тело вращения, тормозную колодку с металлическим держателем и керамической накладкой, соединенной с упомянутым держателем и прижимаемой к телу вращения при торможении, дополнительно снабжен металлическим электродом, расположенным внутри керамической накладки на глубине, равной максимально допустимой толщине износа от прижимаемой поверхности, а также электрическим выводом электрода, резистором, генератором электрических колебаний, усилителем переменного тока со светодиодом, усилителем постоянного тока со светодиодом, дискриминатором сигнала по нижнему уровню, содержащим накопительную емкость, стабилитрон и светодиод, соединенным к выходу усилителя переменного тока и к входу усилителя постоянного тока, при этом вывод электрода соединен с резистором, а резистор соединен с выходом генератора и входом усилителя переменного тока.

Принцип действия сигнализатора состояния тормозной колодки автомобиля построен на использовании явления изменения электрической емкости конденсатора С при изменении расстояния между его электродами по формуле:

где ε - относительная диэлектрическая постоянная материала накладки; ε0 - диэлектрическая постоянная вакуума; S - площадь электродов; d - расстояние между электродами.

При этом электрическое сопротивление конденсатора по переменному току равно:

где ω и ƒ - круговая и циклическая частоты переменного тока. и линейно изменяется с изменением расстояния между электродами конденсатора.

Если встроить в изолирующую накладку тормозной колодки металлический электрод, то он образует электрическую емкость C с поверхностью тормозимого металлического тела. По мере износа керамической накладки расстояние d между электродом и поверхностью тормозимого тела уменьшается, емкость конденсатора увеличивается, и сопротивление его уменьшается. Если пропускать через конденсатор переменный ток I, то падение напряжения на нем с износом накладки уменьшается UC = I XC = I d / (2 π ƒ ε ε0 S) вплоть до нуля при полном износе накладки до электрода. По величине падения напряжения на конденсаторе можно судить о степени износа керамической накладки.

На фигуре 1 приведена схема тормозной колодки автомобиля (с металлическим электродом).

На фигуре 2 приведена функциональная схема сигнализатора состояния тормозной колодки автомобиля.

На фигуре 3 приведена принципиальная схема сигнализатора состояния тормозной колодки автомобиля (далее - сигнализатора).

Тормозная колодка автомобиля (фиг. 1) содержит фрикционную керамическую накладку 1, истирающуюся при торможении, металлический электрод 2, металлический держатель накладки 3, изолятор 4, электрический вывод 5 электрода 2, фиксируемого в накладке 1 клеевым соединением изолятора 4 с накладкой 1 и с держателем 3.

Напротив фрикционной керамической накладки 1 расположено тормозимое тело 6, которое вместе с электродом 2 образует конденсатор с электрической емкостью CT. Керамическая накладка 1 обладает малым коэффициентом износа и изготавливается, как правило, из асбесто-бакелитового материала.

При торможении накладка 1 прижимается к тормозимому телу 6 и истирается. Емкость конденсатора увеличивается до максимального значения. На фиг. 2 приведена линия В, обозначающая максимально допустимую толщину износа dmax и проходящая по плоскости поверхности электрода 2. При износе до предельной величины dmax происходит прямой контакт тормозимого тела с электродом 2.

Так как ресурс работы тормозной колодки меньше ресурса работы автомобиля в целом, то необходимо периодически проверять толщину износа накладки 1 и при износе до предельно допустимой толщины произвести замену тормозной колодки на новую.

Функциональная схема (фиг. 2) сигнализатора содержит конденсатор CT, емкость которого образуется электродом 2 (верхний электрод) и тормозимым металлическим телом 6 (нижний электрод) (фиг. 2), балластный резистор RT для ограничения тока при коротком замыкании электрода 2 с тормозимым телом 6 (фиг. 1), генератор 7 переменного тока, соединенный с резистором RT, усилитель переменного тока 8 с красным светодиодом D2 (светодиод с излучением красного света), усилитель постоянного тока 10 с желтым светодиодом D7 (с излучением желтого света), устройство 9, содержащее накопительную емкость и зеленый светодиод D6. Устройство 9 соединено к выходу усилителя 8 переменного тока и к входу усилителя 10 постоянного тока, при этом вывод электрода 2 соединен с резистором RT, а резистор RT другим концом соединен с выходом генератора и входом усилителя переменного тока. Сигнализатор питается от источника эдс Е транспортного средства, например, от бортовой сети автомобиля.

Принципиальная схема сигнализатора (фиг. 3) построена в соответствии с функциональной схемой (фиг. 2) сигнализатора с едиными обозначениями и нумерацией элементов схем. Она дополнительно к обозначенным элементам (CT, RT, D2, D6, D7) на функциональной схеме (фиг. 2), содержит транзистор Т1 (фиг. 3), образующий с резисторами R1, R2 и переходным конденсатором С1 усилительный каскад 7 (фиг. 2) переменного тока. На выходе каскада соединена нагрузка по постоянному току в виде цепи (фиг. 3): стабилитрон D1, красный светодиод D2 с резистором R3, диод развязки D4 и резистор смещения R6, а также нагрузка по переменному току: устройство 8 с накопительным конденсатором С2. В устройстве 8 содержится развязывающий по отрицательным полупериодам усиливаемого напряжения диод D3, балластный резистор R4, регулировочный резистор R5, стабилитрон D5, зеленый светодиод D6 с резистором R6 ограничивающим ток диода D6 и задающим режим транзистора Т2.

Усилитель постоянного тока 10 (фиг. 2) содержит два каскадообразующих транзистора Т2, Т3 (фиг. 3), коллекторные резисторы R7, R10„ делитель R8, R9 входного напряжения второго каскада на транзисторе T3, эмиттерный стабилизатор на основе R11, С3 по обратной связи на втором каскаде с транзистором Т3.

Сигнализатор работает следующим образом.

При торможении тормозная колодка с держателем 3 (фиг. 1) и фрикционной керамической накладкой 1 прижимается к поверхности тормозимого тела 6 (например, тормозного барабана) и в процессе эксплуатации изнашивается. Величина износа определяется по изменению электрической емкости конденсатора CT, образуемого электродом 2 в накладке 1, тормозимым телом 6 в качестве второго электрода и изолирующим материалом накладки между электродами 1 и 6. В процессе износа накладки 1 расстояние d между электродами конденсатора CT уменьшается, и емкость конденсатора CT увеличивается согласно формуле (1), его сопротивление уменьшается. На фиг. 1 проведена линия «В», определяющая уровень максимально допустимого износа тормозной накладки. Так как линия «В» проходит по плоскости головки электрода 2, то электрод 2 при предельном износе замыкается с тормозимым телом 6.

Вследствие изложенного, сигнализатор вырабатывает световые сигналы о нормальном рабочем состоянии накладок (зеленый светодиод D6) (фиг. 2, фиг. 3), об износе, близкому к критическому (желтый светодиод D7), и о критическом износе и более (красный светодиод D2). Сигналы о степени износа накладок формируются следующим образом. В начале работы накладка не изношена, расстояние d (фиг. 1) большое, емкость CT маленькая, сопротивление XC значительно больше сопротивления R1 на входе транзистора Т1 (фиг. 3). Соотношение сопротивлений RT и R1 подбираются так, чтобы обеспечить усилительный режим транзистора Т1 по переменному току. Генератор 7 переменного сигнала вырабатывает переменное (синусоидальное или прямоугольное) напряжение. Этот сигнал подается на вход транзистора Т1. При малой емкости CT амплитуда сигнала максимальная, напряжение покоя на выходе транзистора T1 меньше напряжения стабилитрона D1 (приблизительно в два раза), и стабилитрон D2 закрыт. Переменный сигнал с выхода транзистора Т1 проходит через конденсатор С1, через диод и положительными импульсами заряжает конденсатор С2 до амплитуды переменного усиленного напряжения. В результате зарядки несколькими полупериодами усиленного переменного напряжения напряжение на С2 достигает значения максимума полупериода переменного усиленного напряжения. Стабилитрон D5 с балластным сопротивлением R5 имеет напряжение пробоя несколько меньше этого значения и пробивается. При этом загорается (включается) зеленый светодиод D6. Напряжение, образуемое током светодиода D6 на светодиоде и балластном резисторе R6, открывает биполярный транзистор Т2. При этом транзистор T3 закрывается и желтый светодиод D7 не горит.

При износе накладки 1, близком к критическому, емкость конденсатора CT нарастает с обратной пропорциональностью согласно (1). При этом его сопротивление по переменному току (2) линейно уменьшается. Конденсатор CT своим малым сопротивлением шунтирует резистор R1 и полное внешнее сопротивление на затворе Т1 уменьшается, сигнал на входе уменьшается. Усиленное переменное напряжение уменьшается. При этом уменьшается и напряжение зарядки конденсатора С2. Когда напряжение зарядки конденсатора становится меньше напряжения стабилитрона D5, то последний закрывается, зеленый светодиод отключается и напряжение на входе Т2 обнуляется. При этом транзистор Т2 закрывается, а транзистор T3 открывается, и включается желтый светодиод D7. Когда накладка изнашивается до замыкания электрода 2 с тормозимым телом 6, то переменное и постоянное напряжения на входе Т1 равны нулю и транзистор Т1 закрывается. Напряжение на стоке транзистора становится равным напряжению источника эдс (питания) Е, величина которого больше напряжения стабилитрона D1, стабилитрон открывается и включается красный светодиод D2. При этом постоянное напряжение на балластном сопротивлении R3 через диод D4 поступает на вход транзистора Т2, который открывается и закрывает транзистор T3; в результате желтый светодиод D7 отключается. Входное напряжение транзистора T3, поступающее от резистора R3 перераспределяется между резистором и светодиодом и недостаточно по величине для свечения светодиода. Таким образом, схема (фиг. 2, фиг. 3) обеспечивает световую сигнализацию состояния накладки тормозной колодки непрерывно с помощью светодиодов. При достаточной толщине накладок включен зеленый светодиод; при износе, близком к критическому, включается желтый светодиод; при износе до и свыше критического включается красный светодиод. Единовременно светится только один светодиод.

Сопоставительный анализ с прототипом показал, что из процесса техосмотра автомобиля полностью исключается контрольная операция проверки толщины износа керамических накладок тормозных колодок с частичным демонтажем и визуальным осмотром тормозных колодок. Контроль толщины износа керамических накладок тормозных колодок и состояние работоспособности определяется включением сигнализатора и свечением светодиодных ламп. Световая сигнализация светодиодов однозначно характеризует работоспособность тормозных колодок.

Экономическая эффективность предлагаемого изобретения определяется затратами рабочего времени на контроль. В прототипе проводится периодический контроль толщины тормозных накладок. На одну операцию контроля толщины тормозных накладок (с подготовкой и со снятием колеса) затрачивается более 2-х часов. При стоимости одного нормо-часа 120 руб, при накладных расходах в 150% и при ежемесячной проверке (12 раз в год) годовой экономический эффект составит (120+180)12=3600 руб. Для автохозяйства в 100 автомобилей годовой эффект составит 360 тыс.руб.

Значительно большим оказывается условный экономический эффект от уменьшения вероятности предполагаемой аварии вследствие дискретного по времени контроля толщины накладок и проявления человеческого фактора при контроле. При вероятности аварии 1% и 10% ущербе только прямые затраты на восстановление материальной части составляют более 500 тыс.руб.

Сигнализатор состояния тормозной колодки автомобиля, содержащий тормозимое тело вращения, тормозную колодку с металлическим держателем и керамической накладкой, соединенной с упомянутым держателем, прижимаемую к телу вращения при торможении, отличающийся тем, что дополнительно снабжен металлическим электродом, расположенным внутри керамической накладки на глубине, равной максимально допустимой толщине износа от прижимаемой поверхности, а также электрическим выводом электрода, резистором, генератором электрических колебаний, усилителем переменного тока со светодиодом, усилителем постоянного тока со светодиодом, дискриминатором сигнала по нижнему уровню, содержащим накопительную емкость, стабилитрон и светодиод, подсоединенным к выходу усилителя переменного тока и к входу усилителя постоянного тока, при этом вывод электрода соединен с резистором, а резистор соединен с выходом генератора и входом усилителя переменного тока.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 14.
05.02.2020
№220.017.fdd8

Тренажёр для привития практических навыков по укладке куполов парашютных систем

Изобретение относится к мобильным устройствам для привития профессиональных навыков и по укладке куполов парашютной системы. Тренажер для привития практических навыков по укладке куполов парашютных систем содержит логическое устройство, соединенное с пультом обучаемого, пультом преподавателя и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002713147
Дата охранного документа: 03.02.2020
08.02.2020
№220.018.0035

Тренажёр для привития практических навыков по сборке и разборке фиксирующих и крепёжных соединений

Изобретение относится к тренажерам для привития профессиональных навыков по установке техники и грузов десантирования парашютным способом на объект и направлено на расширение функциональных возможностей тренажера. Тренажер для привития практических навыков по сборке и разборке фиксирующих и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002713581
Дата охранного документа: 05.02.2020
06.03.2020
№220.018.09d5

Способ стрельбы из бмд-4м в режиме внешнего целеуказания и система управления огнем для его осуществления

Изобретение относится к системам вооружения и военной техники, в частности к комплексам вооружения боевых машин (БМ) пехоты, десанта, танков, бронетранспортеров и т.п. Система управления огнем включают баллистический вычислитель (1) с системой датчиков входной информации (8), в состав которой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715940
Дата охранного документа: 04.03.2020
23.04.2020
№220.018.17ec

Способ обслуживания канала ствола стрелкового оружия малого калибра

Способ обслуживания канала ствола стрелкового оружия малого калибра, при котором для очистки канала ствола от продуктов сгорания пороха и омеднения применяют инструмент для чистки канала ствола стрелкового оружия, имеющий наконечник квадратного сечения для крепления патча путем нанизывания и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002719526
Дата охранного документа: 21.04.2020
03.06.2020
№220.018.2344

Малообслуживаемая свинцово-кислотная аккумуляторная батарея

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройству малообслуживаемой свинцово-кислотной аккумуляторной батареи, и может быть использовано при эксплуатации транспортных средств для обеспечения поддержания их готовности к работе. Малообслуживаемая аккумуляторная батарея...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002722439
Дата охранного документа: 01.06.2020
21.07.2020
№220.018.34de

Способ компенсации саморазряда свинцовой стартерной аккумуляторной батареи

Изобретение относится к области электротехники, а именно к способу компенсации саморазряда свинцовых стартерных аккумуляторных батарей. В предложенном способе оценивают величину разряженности и скорость саморазряда аккумуляторной батареи, определяют максимальный ток заряда =Р/(2,6 n), где Р -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002726941
Дата охранного документа: 17.07.2020
24.07.2020
№220.018.36b2

Парашютная платформа

Изобретение относится к области парашютостроения и к системам десантирования вооружения и военной техники. Парашютная платформа содержит нижнее основание, амортизатор и верхнее основание. Амортизатор выполнен в виде стальных упругих сильфонов, соединенных вакуумноплотно с основаниями....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727534
Дата охранного документа: 22.07.2020
31.07.2020
№220.018.3ad9

Способ консервации с использованием эфирных масел

Изобретение относится к консервации металлов и может быть использовано для защиты материалов машиностроения, приборостроения и т.п. от коррозии и повреждений микроорганизмами микроскопических грибов и бактерий. Способ включает смазывание всех деталей и механизмов изделия смазкой и обертывание...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728051
Дата охранного документа: 28.07.2020
02.08.2020
№220.018.3bd9

Реле прерыватель указателей поворотов транспортного средства

Изобретение относится к указателям поворота транспортного средства. Реле прерыватель указателей поворотов транспортного средства с тягачом и прицепом содержит периодический прерыватель тока, переключатель тока питания габаритных ламп, соединенный с выходом периодического прерывателя тока,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002728882
Дата охранного документа: 31.07.2020
20.04.2023
№223.018.4cc9

Тренажёр для привития практических навыков по сборке и разборке автоматических устройств

Изобретение относится к тренажерам для привития профессиональных навыков по установке средств десантирования парашютным способом техники и грузов. Технический результат предлагаемого изобретения направлен на расширение функциональных возможностей тренажера за счет изменения его конструкции....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002758982
Дата охранного документа: 03.11.2021
Показаны записи 1-10 из 39.
10.03.2014
№216.012.aa40

Способ определения зарядового состояния атомов в субнанослойных пленках на поверхности металлов и полупроводников

Использование: для определения зарядового состояния атомов в субнанослойных пленках на поверхности металлов и полупроводников. Сущность: заключается в том, что поверхность анализируемого объекта облучают ионами инертных газов низких энергий, регистрируют энергетический спектр отраженных ионов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509299
Дата охранного документа: 10.03.2014
10.03.2014
№216.012.aa42

Способ определения кристаллической фазы в аморфных пленках наноразмерной толщины

Использование: для определения кристаллической фазы в аморфных пленках наноразмерной толщины. Сущность заключается в том, что выполняют бомбардировку поверхности пучком ионов и регистрацию интенсивности отраженных ионов, при этом анализируемую поверхность бомбардируют ионами инертного газа с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509301
Дата охранного документа: 10.03.2014
20.04.2014
№216.012.bb3e

Способ изготовления фотоэмиттера с отрицательным электронным сродством для инфракрасного диапазона

Изобретение относится к области эмиссионной и наноэлектроники и может быть использовано в разработке и в технологии производства фотоэлектронных преобразователей второго поколения, эмиттеров с отрицательным электронным сродством для приборов ИК-диапазона. Способ изготовления фотоэмиттера с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513662
Дата охранного документа: 20.04.2014
10.11.2014
№216.013.04a8

Способ измерения контактной разности потенциалов

Изобретение относится измерительной технике и представляет собой способ измерения контактной разности потенциалов между проводящими материалами (металлами, полупроводниками, электролитами) и может быть использовано для измерения электродных потенциалов, работы выхода поверхности, для контроля...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532590
Дата охранного документа: 10.11.2014
27.11.2014
№216.013.0b16

Способ определения атомного состава активных нанопримесей в жидкостях

Изобретение относится к области нано-, микроэлектроники и аналитического приборостроения и может быть использовано в разработке технологии и в производстве изделий микро- и наноэлектроники, а также в производстве чистых материалов и для диагностики и контроля жидких технологических сред. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534246
Дата охранного документа: 27.11.2014
10.12.2014
№216.013.0ee3

Способ определения длительности времени плазмохимического травления поверхности полупроводниковых пластин для субмикронных технологий

Изобретение относится к области микроэлектроники. Технический результат направлен на повышение достоверности определения типа и количества загрязняющих примесей на поверхности полупроводниковых пластин после плазмохимического травления и определения оптимального значения длительности времени...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535228
Дата охранного документа: 10.12.2014
10.04.2015
№216.013.3d6f

Мультивибратор

Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в радиотехнической и автомобильной промышленностях. Технический результат - обеспечение регулирования параметров выходного импульсного сигнала: скважности, частоты следования импульсов или длительности импульсов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002547215
Дата охранного документа: 10.04.2015
20.06.2015
№216.013.5721

Устройство диагностирования контактных соединений в электрооборудовании автомобиля

Изобретение относится к области эксплуатации автомобильной техники и может быть использовано для диагностирования работоспособности электрической проводки автомобильной техники и поиска неисправностей при ремонте. Устройство для диагностирования разъемных электрических контактных соединений...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553835
Дата охранного документа: 20.06.2015
27.06.2015
№216.013.5829

Способ преобразования энергии ионизованной среды в электрическую энергию

Изобретение относится к способам получения электрической энергии и может быть использовано для создания морской электростанции по преобразованию потенциальной энергии ионов морской воды в энергию электрического тока, а также по созданию преобразователей энергии ионов плазмы в электрическую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554110
Дата охранного документа: 27.06.2015
10.07.2015
№216.013.5ce6

Устройство для компенсации саморазряда аккумуляторных батарей

Изобретение относится к электротехнике и может быть применено в устройствах для подзаряда аккумуляторных батарей, находящихся на хранении, с целью компенсации их саморазряда. Технический результат направлен на упрощение схемы устройства и расширение его применяемости. Технический результат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555323
Дата охранного документа: 10.07.2015
+ добавить свой РИД