×
16.06.2023
223.018.7aa1

Результат интеллектуальной деятельности: Система транспортировки нефтяной смеси для ликвидации подводных разливов нефти устройством типа "Купол"

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к нефтегазовой отрасли, в частности к способу транспортировки на поверхность обводненной нефтяной смеси при ликвидации подводных разливов нефти. Техническим результатом изобретения является транспортировка обводненной нефтяной смеси, образующейся в результате аварийного разлива нефти под водой с больших глубин. Изобретение представляет собой теплоизолированную систему типа «труба в трубе». По наружному незамкнутому контуру (межтрубному пространству) от котлоагрегатов судна-носителя к теплообменнику устройства типа «купол» движется горячая вода, которая после омывания теплопередающей поверхности выходит через перфорированную теплоизолированную наружную поверхность теплообменника. По внутреннему подогреваемому контуру при помощи погружного насоса происходит транспортировка нагретой нефтяной смеси. Для контроля производительности системы на «куполе» предусмотрены датчики системы контроля среды. 1 ил.

Изобретение относится к нефтегазовой отрасли, в частности к способу транспортировки на поверхность обводненной нефтяной смеси при ликвидации подводных разливов нефти.

При большом давлении и низких температурах нефтяная смесь в сочетании с процессом обводнения становится нетранспортабельной по следующим причинам:

1) образование газовых гидратов с последующей закупоркой проходного сечения транспортировочного трубопровода;

2) образование парафинов и других кристаллических отложений (в зависимости от состава пластовой нефти), на стенках транспортировочного трубопровода.

Все два указанных процесса с определенной долей вероятности могут развиваться во время операции по транспортировке.

В нефтегазовой промышленности для борьбы с газовыми гидратами, для снижения вязкости перекачиваемой нефтяной смеси и уменьшения доли отложений в трубопроводе хорошо зарекомендовал себя метод подогрева нефти.

Существует два основных метода подогрева нефтяной смеси при течении ее через трубу:

- греющим кабелем;

- прокачкой теплоносителя.

К первому методу относится способ подогрева саморегулирующимися греющими кабелями, которые монтируются вдоль трубопровода с дальнейшим нанесением наружного теплоизоляционного покрытия (RU 2 665 776 С1, опубл. 04.09.2018). Полимерная армированная труба с электроподогревом, состоящая из внутреннего полимерного слоя, на наружную поверхность которого последовательно наносят армирующий слой, промежуточную полимерную оболочку, повив из изолированных проводников, имеющих дополнительную внешнюю оболочку в виде сектора кольца, ограниченного внутренним и внешним радиусом укладки проводников, и внешнюю полимерную оболочку, при этом армирующий слой выполнен из повивов металлических или полимерных лент, полимерных нитей или металлических проволок. Сечение проводников рассчитано таким образом, чтобы выделяемая при прохождении электрического тока тепловая мощность как минимум компенсировала тепловые потери транспортируемого флюида.

При моделировании использования данного технического решения для нагрева и транспортировки обводненной нефтяной смеси с больших глубин водоемов на поверхность выявляется следующий недостаток: применение трубопровода с греющим кабелем не обеспечивает интенсивный нагрев смеси в зоне входа в трубопровод, а предназначено лишь для компенсации тепловых потерь в трубопроводе и поддержания температуры уже нагретого продукта (что приведет к образованию газовых гидратов и закупорке сечения на входе).

Устранение этого недостатка осуществимо (при сохранении в качестве источника энергии электрического тока) путем установки электрического теплообменника в зону входа нефтяной смеси, но для его нагрева до оптимальной температуры существует необходимость в передаче большого количества электроэнергии с поверхности (с судна-носителя), что в свою очередь приводит к возрастанию сечения токопроводящей жилы пропорционально рабочей глубине, сопровождающимся увеличением жесткости и гидродинамического сопротивления перемещению трубопровода с кабелем во время операций спуска и наведения устройства типа «купола», а также к введению в схему габаритных и дорогостоящих трансформаторов глубоководного исполнения.

Второй метод представляет собой омывание нефтепровода теплоносителем. Известен способ подогрева трубопровода, по которому подогрев осуществляется с помощью теплообменной системы, установленной на пункте подогрева нефти, при помощи первичного теплоносителя - воды, нагрев которой осуществляется в водогрейном котле (RU №2 336 456 С2, опубл. 20.10.2008). Данный способ используется при подогреве промышленных магистральных трубопроводов. Используемые котельные агрегаты, арматура и трубопроводы являются стационарными.

Техническим результатом изобретения является транспортировка обводненной нефтяной смеси, образующейся в результате аварийного разлива нефти под водой, с больших глубин.

Технический результат достигается тем, что система транспортировки нефтяной смеси для ликвидации подводных разливов нефти устройством типа «Купол», включающая в себя водогрейные котлы судна-носителя и теплообменную систему, снабженную внешним контуром и внутренним контуром, и включающую снабженное теплообменником устройство типа «Купол», и транспортировочный трубопровод, связанный одним концом с судном-носителем, и другим концом подключаемый к устройству типа «Купол», Система транспортировки нефтяной смеси для ликвидации подводных разливов нефти включает интегрированный в трубопровод в качестве транспортировочного погружной насос, снабженный корпусом, выполненным с возможностью циркуляции теплоносителя. Система транспортировки нефтяной смеси для ликвидации подводных разливов нефти включает автоматическое соединительное устройство, размещенные на конструкции устройства типа «Купол» датчики контроля среды.

Причем наружная поверхность теплообменника устройства типа «Купол» выполнена с перфорированными отверстиями, выводящими теплоноситель, представляющий собой нагретую забортную воду, из внешнего контура наружу в окружающую среду. При этом система транспортировки нефтяной смеси выполнена с возможностью развертывания с судна-носителя, находящегося на поверхности воды вне зоны действия нефтяного пятна, и подключения транспортировочного трубопровода к устройству типа «Купол» с помощью средств наведения и автоматического соединительного устройства.

Кроме того, система транспортировки нефтяной смеси выполнена с возможностью контроля производительности транспортировки нефтяной смеси посредством данных, получаемых от датчиков контроля среды.

Предлагаемое изобретение представлено на чертеже.

Предлагаемое изобретение направлено на решение проблемы с транспортировкой обводненной нефтяной смеси с больших глубин водоемов с обеспечением противодействия образованию газовых гидратов, снижения вязкости перекачиваемой нефтяной смеси и уменьшения доли отложений в трубопроводе.

Система транспортировки нефтяной смеси для ликвидации подводных разливов нефти устройством типа «Купол» включает в себя водогрейные котлы судна-носителя, теплообменную систему, погружной насос 4, датчики контроля среды 9 и автоматическое соединительное устройство 10.

Теплообменная система подогревает нефтяную смесь 1 теплоносителем 5, который нагревается в водогрейном котле судна-носителя. Теплообменная система состоит из устройства типа «Купол» 2 и транспортировочного трубопровода 6. Она снабжена внешним контуром, предназначенным для циркуляции теплоносителя 5 от водогрейного котла судна-носителя к устройству типа «Купол» 2 и внутренним контуром - для транспортирования нефтяной смеси 1 от устройства типа «Купол» 2 к резервуарам судна-носителя.

Устройство типа «Купол» 2 снабжено теплообменником 3. Наружная поверхность 8 теплообменника выполнена с перфорированными отверстиями 7. Перфорированные отверстия 7 обеспечивают вывод через них теплоносителя 5 из внешнего контура теплообменной системы наружу в окружающую среду. При этом теплоноситель 5 представляет собой нагретую в водогрейном котле судна-носителя забортную воду, выводимую через перфорированные отверстия 7 наружу в окружающую среду.

Транспортировочный трубопровод 6 представляет из себя теплоизолированную концентрическую систему типа «труба в трубе» для транспортировки обводненной нефтяной смеси 1 из подводного разлива с больших глубин водоемов на судно-носитель с возможностью дальнейшей транспортировки или утилизации. Транспортировочный трубопровод 6 состоит из набора прочных гибких композитных труб и подключается к устройству типа «Купол» 2. Для противодействия образованию газовых гидратов, снижения вязкости нефтяной смеси 1 и вероятности закупоривания проходного сечения внутреннего контура из-за образования кристаллических отложений подогрев нефтяной смеси 1 осуществляют в зоне омывания теплообменника 3 и входа в транспортировочный трубопровод 6.

Погружной насос 4 снабжен корпусом, выполненным с возможностью циркуляции теплоносителя 5. Погружной насос 4 соединен с транспортировочным трубопроводом 6 при помощи фланцев. Он применяется в качестве транспортировочного насоса.

Датчики контроля среды 9 установлены на судне-носителе и на конструкции устройства типа «Купол» 2. Они обеспечивают системе транспортировки нефтяной смеси возможность контроля производительности транспортировки нефтяной смеси 1 за счет получаемых параметрических данных среды.

Автоматическое соединительное устройство 10 позволяет выполнять развертывание системы транспортировки нефтяной смеси с судна-носителя, находящегося на поверхности воды вне зоны действия нефтяного пятна, и подключать с помощью средств наведения транспортировочный трубопровод 6 к устройству типа «Купол» 2.

Система транспортировки нефтяной смеси для ликвидации подводных разливов нефти устройством типа «Купол» работает следующим образом. Обводненная нефтяная смесь 1 локализуется в устройстве типа «купол» 2, внутри которого расположена поверхность теплообменника 3. При взаимодействии с теплообменником 3 перекачиваемая эмульсия нагревается до оптимальной температуры (40°С) и при помощи погружного насоса 4 транспортируется на поверхность. Теплообменник 3 устройства типа «купола» в свою очередь нагревается проходящим внутри теплоносителем 5, которым является нагретая забортная вода.

Горячая вода подается к теплообменнику 3 с поверхности от водогрейных котлов судна-носителя по транспортировочному трубопроводу 6. Транспортировочный трубопровод 6 представляет собой гибкую теплоизолированную концентрическую систему типа «труба в трубе». По внутренней трубе (внутреннему контуру) транспортировочного трубопровода 6 происходит транспортировка обводненной нефтяной смеси 1 от устройства типа «купол» 2 к резервуарам судна-носителя (с последующей транспортировкой на наливные суда), а по межтрубному пространству (внешнему контуру) от судна-носителя к теплообменнику 3 устройства типа «купол» 2 движется теплоноситель 5.

Горячая вода циркулирует по незамкнутому контуру для оптимизации, связанной с уменьшением диаметра транспортировочного трубопровода 6 (и соответственно массы и гидродинамического сопротивления перемещению трубопровода в воде) ввиду отсутствия обратного контура (что также снижает гидравлические потери на транспортировку теплоносителя «вверх») и прочной несущей конструкции, рассчитываемой на забортное давление.

В водогрейные котлы судна-носителя вода поступает из-за борта, выход теплоносителя 5 предусмотрен через перфорированные отверстия 7 теплоизолированной наружной поверхности 8 теплообменника 3 устройства типа «купол» 2. Вывод теплоносителя 5, воды, через перфорированные отверстия 7 наружу в окружающую среду.

Температура внутри транспортировочного трубопровода 6 сохраняется благодаря низкому коэффициенту теплопроводности материалов труб. Производительность системы и проходные диаметры трубопровода 6 позволяют транспортировать до 475 м3 обводненной нефтяной смеси в час.

В качестве транспортировочного насоса применяется погружной насос 4, интегрированный в транспортировочный трубопровод 6. Корпус погружного насоса 4 выполнен таким образом, что позволяет организовать через него циркуляцию теплоносителя 5. Соединение погружного насоса 4 с транспортировочным трубопроводом 6 осуществляется при помощи фланцев.

Развертывание системы транспортировки нефтяной смеси с судна-носителя, находящегося на поверхности воды, а также подключение транспортировочного трубопровода 6 к устройству типа «Купол» 2 осуществляют при помощи средств наведения и автоматического соединительного устройства 10. При этом судно-носитель может находиться вне зоны действия нефтяного пятна.

На устройстве типа «купол» 2 и на судне-носителе (в пункте сбора откачиваемой нефтяной смеси) установлены датчики контроля среды 9 (датчики температуры, анализаторы нефтепродуктов, гидроакустические датчики обнаружения сопутствующих газов).

На основании сигналов указанных датчиков 9 вычислительный блок системы управления определяет необходимость в изменении производительности системы транспортировки и подает соответствующие управляющие сигналы на органы управления водогрейных котлов и насосных агрегатов. Поэтому система является интеллектуальной и позволяет непрерывно в автоматическом режиме производить регулировку производительности в зависимости от переменных внешних воздействий (изменение параметров подводных течений, дебита нефтепродуктов, температуры).

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет осуществлять транспортировку обводненной нефтяной смеси, образующейся в результате аварийного разлива нефти под водой, с больших глубин.

Система транспортировки нефтяной смеси для ликвидации подводных разливов нефти устройством типа «Купол», включающая в себя водогрейные котлы судна-носителя и теплообменную систему, снабженную внешним контуром и внутренним контуром, и включающую снабженное теплообменником устройство типа «Купол», и транспортировочный трубопровод, связанный одним концом с судном-носителем, и другим концом подключаемый к устройству типа «Купол», отличающаяся тем, что включает интегрированный в трубопровод в качестве транспортировочного погружной насос, снабженный корпусом, выполненным с возможностью циркуляции теплоносителя, автоматическое соединительное устройство, размещенные на конструкции устройства типа «Купол» датчики контроля среды, причем наружная поверхность теплообменника устройства типа «Купол» выполнена с перфорированными отверстиями, выводящими теплоноситель, представляющий собой нагретую забортную воду, из внешнего контура наружу в окружающую среду, при этом система транспортировки нефтяной смеси выполнена с возможностью развертывания с судна-носителя, находящегося на поверхности воды вне зоны действия нефтяного пятна, и подключения транспортировочного трубопровода к устройству типа «Купол» с помощью средств наведения и автоматического соединительного устройства, и с возможностью контроля производительности транспортировки нефтяной смеси посредством данных, получаемых от датчиков контроля среды.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 63.
26.08.2017
№217.015.e958

Катализатор изодепарафинизации углеводородного сырья с10+ для получения низкозастывающих масел и дизельных топлив и способ получения низкозастывающих масел и топлив с его использованием

Изобретение относится к области катализа и нефтепереработки, в частности к составу и способу приготовления катализатора изодепарафинизации, а также способу получения низкозастывающих масел или дизельных топлив путем преимущественной изомеризации н-парафинов углеводородного сырья с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002627770
Дата охранного документа: 11.08.2017
19.01.2018
№218.016.08a3

Гидравлическое масло арктического назначения

Гидравлическое масло арктического назначения с улучшенными низкотемпературными свойствами, предназначено для использования в гидравлических системах строительно-дорожных машин, экскаваторах, бульдозерах, снегоходах, буровых установках и другой технике, которая должна сохранять работоспособность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002631659
Дата охранного документа: 26.09.2017
20.01.2018
№218.016.15bc

Способ получения депрессорной присадки к дизельному топливу и депрессорная присадка к дизельному топливу

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии. Описан способ получения депрессорной присадки к дизельному топливу. Проводят реакцию радикальной сополимеризации малеинового ангидрида и широкой фракции 1-олефинов C-C при соотношении исходных реагентов от 1:0,92 до 1:3,7. Реакцию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635107
Дата охранного документа: 09.11.2017
04.04.2018
№218.016.36aa

Способ получения мезопористой наноструктурированной пленки металло-оксида методом электростатического напыления

Изобретение может быть использовано при изготовлении металлооксидных солнечных элементов, сенсоров, систем запасания энергии, катализаторов. Для получения мезопористой наноструктурированной пленки металлооксида методом электростатического напыления напыляемый материал помещают в контейнер с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002646415
Дата охранного документа: 05.03.2018
10.05.2018
№218.016.3c8d

Способ получения диспергирующей присадки к дизельному топливу и диспергирующая присадка к дизельному топливу

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к способу получения диспергирующей присадки к дизельному топливу. Проводят реакцию метатезисной сополимеризации функционализированного норборнена и циклоолефина и 1-гексена в качестве агента переноса цепи в присутствии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002647858
Дата охранного документа: 21.03.2018
10.05.2018
№218.016.4120

Сенсибилизированный красителем металлооксидный солнечный элемент

Изобретение относится к области солнечной фотоэнергетики, в частности к созданию устройств для прямого преобразования солнечной энергии в электрическую с использованием сенсибилизированных красителем металлооксидных солнечных элементов (МО СЭ). Наиболее успешно настоящее изобретение может быть...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649239
Дата охранного документа: 30.03.2018
09.06.2018
№218.016.5f51

Способ получения синтетической нефти

Настоящее изобретение относится к способу получения синтетической нефти из продуктов синтеза Фишера-Тропша, включающий гидрирование смеси синтетических углеводородов в реакторе с неподвижным слоем никельсодержащего катализатора в токе газа гидрирования, включающего моноксид углерода и водород....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656601
Дата охранного документа: 06.06.2018
11.06.2018
№218.016.614c

Фотосенсибилизатор для солнечных элементов

Изобретение относится к области солнечной энергетики, в частности к фотосенсибилизаторам для металлоксидных солнечных элементов. Фотосенсибилизатор представляет собой 4-[(Е)-[(2Е)-3-[4-(диметиламино)фенил]проп-2-ен-1-илиден]амино]бензойную кислоту. Фотосенсибилизатор получают одностадийным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657084
Дата охранного документа: 08.06.2018
01.07.2018
№218.016.697c

Способ получения циклопентана

Изобретение относится к способу получения циклопентана, включающему последовательно осуществляемые частичное и исчерпывающее гидрирование циклопентадиена в растворителе в присутствии катализатора. Способ характеризуется тем, что частичное гидрирование ведут при температуре 10…40°С, давлении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659227
Дата охранного документа: 29.06.2018
10.07.2018
№218.016.6ee7

Способ определения величины максимального горизонтального напряжения нефтегазового пласта

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и может быть использовано для определения величины максимального горизонтального напряжения в продуктивных пластах нефтегазовых месторождений для выбора оптимальной технологии бурения и эксплуатации скважин. Способ включает проведение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002660702
Дата охранного документа: 09.07.2018
Показаны записи 1-10 из 30.
10.06.2013
№216.012.47d2

Ледокольное судно

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания ледокольных судов, предназначенных для прокладки широкого ледяного канала. Ледокольное судно содержит корпус, состоящий из основного головного корпуса и жестко связанных с ним побортно расположенных симметрично...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483966
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.06.2013
№216.012.47d4

Морская плавучая электростанция

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно - к плавучим средствам выработки электроэнергии. Морская плавучая электростанция (МПЭС) включает корпус с формой равнобедренного треугольника в плане, по углам которого расположены опоры с размещенными на их верхних концах ветровыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483968
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.08.2013
№216.012.5c87

Герметичный контейнер для плота спасательного комплекса

Изобретение относится к спасательным средствам на подводных лодках. Герметичный контейнер для плота спасательного комплекса выполнен из высокопрочного пластика. Контейнер состоит из двух частей, крепление которых друг к другу обеспечивается за счет вакуума, создаваемого в соединяемых фланцах....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489308
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.04.2014
№216.012.aff1

Морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа

Изобретение относится к области судостроения и касается создания ледостойких платформ для освоения месторождений нефти и газа на шельфе замерзающих морей. Морская технологическая ледостойкая плавучая платформа оборудована выносным турельным устройством, состоящим из блока и размещенной в нем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510756
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.07.2014
№216.012.dc67

Судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях

Изобретение относится к области судостроения, а именно к морским судам, предназначенным для транспортировки и хранения сжиженного природного газа (СПГ) при низких температурах, и решает задачу по повышению технико-экономической эффективности судна-газовоза для перевозки СПГ. Судно-газовоз для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522201
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.01.2015
№216.013.1f35

Сейсмографическое судно для сейсморазведки по 2d технологии в арктических морях вне зависимости от ледовых условий

Изобретение относится к области сейсморазведки подводных месторождений нефти и газа в арктических морях. Предложено судно с конструкцией, объединяющей преимущества надводного корабля (высокий уровень обитаемости, безопасность, большие площади палуб, позволяющие производить обслуживание и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539430
Дата охранного документа: 20.01.2015
27.04.2015
№216.013.4587

Научно-исследовательское ледокольное судно для сейсморазведки по 3d технологии в арктических морях

Изобретение относится к области судостроения, в частности к надводным научно-исследовательским судам. Предложено научно-исследовательское ледокольное судно для проведения сейсморазведки по 3D технологии вне зависимости от ледовых условий, имеющее корпус, в котором размещается сейсмическое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549303
Дата охранного документа: 27.04.2015
27.04.2015
№216.013.473b

Ледокольное судно для работы преимущественно в мелководных замерзающих акваториях

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно - к ледокольным судам и буксирам, предназначенным для эксплуатации во льдах в условиях мелководных акваторий. Ледокольное судно содержит корпус с кормовым подзором санного типа и размещенный в кормовом подзоре движительно-рулевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549739
Дата охранного документа: 27.04.2015
10.11.2015
№216.013.8c8b

Направляющий раструб бурового научно-исследовательского судна для бурения без использования райзера

Изобретение относится к буровым научно-исследовательским судам (БНИС) для бурения без использования райзера. БНИС сборной конструкции состоит из двух симметричных половин, закрепленных на сдвижных крышках люков буровой шахты. Каждая половина выполнена выдвижной из днища судна, а их выдвижение и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567586
Дата охранного документа: 10.11.2015
10.11.2015
№216.013.8e2d

Якорная система позиционирования бурового судна

Изобретение относится к якорным системам на буровых судах и предназначено для их удержания в точке бурения. Якорная система позиционирования бурового судна включает якоря, якорные линии из тросов или цепей и турель для подсоединения якорных линий, расположенную под буровой шахтой судна....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002568006
Дата охранного документа: 10.11.2015
+ добавить свой РИД