Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано на подводных лодках (ПЛ) при выполнении спасательных операций.
Известна конструкция комплекса спасательного универсального надводного (КСУ-Н) по патенту РФ №2436704 (МПК В63С 9/22, B63G 8/00, В63С 9/02, заявка №2010103696, дата подачи 03.02.2010), которая предназначена для спасения личного состава аварийной ПЛ, находящейся в надводном положении. Комплекс спасательный универсальный надводный состоит из герметичных контейнеров с размещенными в них плотами. Контейнеры оборудованы передними крышками с приводами для их открывания. Они размещены в ограждении подъемно-мачтового устройства ПЛ. Выпуск плотов осуществляется с помощью устройства выпуска плота, работающего от системы сжатого воздуха ПЛ. При этом плоты в исходном для посадки положении находятся на боковой наклонной поверхности корпуса ПЛ.
Однако спуск плота на воду известного технического решения осуществляется после посадки в него членов экипажа ПЛ, что приводит к большим нагрузкам на плот в месте закрепления карабина одерживающего устройства, что не в полной мере гарантирует надежность и безопасность эвакуации людей с использованием спасательных плотов в морских условиях при волнении моря свыше 1,5 баллов.
Известные на сегодня решения обеспечения эвакуации людей с надводных судов: авторское свидетельство СССР №1594062 (МПК В63В 27/14, заявка №4409080, дата подачи 13.04.1988), патент US №4684079 (МПК B64D 25/14, B64D 25/00, заявка US №19850809088, дата подачи 13.12.1985) невозможно использовать с ПЛ по условиям их размещения и хранения при внешнем воздействии гидростатического давления.
Техническим результатом заявляемого изобретения является создание комплекса спасательного универсального (КСУ), обеспечивающего гарантированную посадку в морских условиях личного состава экипажей аварийных ПЛ в спасательные плоты.
Актуальность изобретения подтверждается тем, что вопросы обеспечения гарантированной посадки личного состава аварийной ПЛ в плоты в морских условиях до настоящего время не решены.
Указанный технический результат достигается тем, что комплекс спасательный универсальный для подводной лодки, находящейся в надводном положении включает размещенные на подводной лодке спасательные плоты. Он обеспечивает посадку в плоты спасаемых членов экипажа при проведении эвакуационных операций. В составе комплекса имеется устройство эвакуации, обеспечивающее гарантированную посадку членов экипажа аварийной подводной лодки в спасательные плоты.
Устройство эвакуации состоит из закрепляемых к подводной лодке устройства канатно-спускового и «перильного» троса. «Перильный» трос является направляющим элементом, закрепляемым вторым концом у входа в спасательный плот, и гарантирует попадание на плот спасаемых членов экипажа с аварийной подводной лодки. На концах троса устройства канатно-спускового сформированы петли и в них заведены оттяжки, прикрепляемые при спуске к «перильному» тросу.
При этом количество устройств эвакуации соответствует количеству плотов комплекса, размещенных на подводной лодке. «Перильный трос» оборудован карабином и зажимом, позволяющим осуществить его натяжение перед спуском спасаемых с аварийной подводной лодки.
Кроме того, устройство канатно-спусковое и «перильный трос» устройства эвакуации с помощью карабинов закрепляют на рымах, установленных на палубе подводной лодки.
Заявляемое изобретение поясняется на фиг. 1 и фиг. 2.
На чертеже (фиг. 1) приведены состав и конструкция УЭ.
На чертеже (фиг. 2) показана схема использования УЭ.
УЭ состоит из устройства канатно-спускового (УКС) и «перильного» троса. УКС является основным элементом УЭ и представляет собой доработанное устройство канатно-спусковое пожарное с автоматическим поддержанием заданной скорости спуска «Самоспас» по ТУ 4854-002-88345304-10 (далее - устройство «Самоспас»), которое используется при эвакуации людей с высотных зданий. Устройство «Самоспас» состоит из тормозного блока с тросом, на концах которого закреплены спасательные косынки. Данное устройство обеспечивает спуск спасаемого с заданной скоростью под действием собственного веса. При этом устройство работает по типу коромысла: когда спасаемый спускается вниз на одном конце троса, второй конец троса поднимается в исходное положение для спуска следующего человека.
УКС доработано в части демонтажа косынок устройства «Самоспас», обеспечения требуемой длины троса и формирования на его концах петель, к которым прикрепляются оттяжки. При этом длина троса УКС определяется высотой надводного борта ПЛ, с которой оно используется.
«Перильный» трос является направляющим элементом УЭ, который одним концом закрепляется на ПЛ, а второй конец закрепляется у входа внутрь спасательного плота, в который осуществляется эвакуация людей. «Перильный» трос оборудован карабином и зажимом, позволяющим осуществить его натяжение перед спуском людей.
На чертеже (фиг. 1) приведены состав и конструкция УЭ.
УЭ состоит из УКС 1 и «перильного» троса 2.
УКС 1 включает в свой состав тормозной блок 3 с заправленным тросом 5 устройства «Самоспас», на концах которого сформированы петли 6 и заведены оттяжки 7. Тормозной блок 3 оборудован карабином 4.
«Перильный» трос 2, оборудован карабином 8 и зажимом 9.
На чертеже (фиг. 2) показана схема использования устройства эвакуации 10, с помощью которого спасаемый 11 спускается с аварийной ПЛ в плот 12.
В условиях ПЛ комплекс КСУ, оборудованный УЭ, используется по схеме, предусматривающей последовательное выполнение следующих операций:
- выпуск плота с приведением его в рабочее состояние и его подтягивание (швартовку) к борту ПЛ с помощью одерживающего фала;
- закрепление на рымах, установленных на палубе ПЛ, с помощью карабинов УКС и «перильного» троса;
- сброс длинного конца УКС и «перильного» троса с палубы ПЛ в направлении пришвартованного плота;
- первый спускаемый член экипажа, одетый в гидротермокостюм спасательный (ГТКС), находясь на палубе, закрепляет карабин ГТКС к петле конца троса УКС и спускается в плот, одерживаемый (пришвартованный) у борта ПЛ.
- после попадания в плот он закрепляет второй конец «перильного» троса у входа в плот и выбирает его слабину с помощью зажима. Отцепляет карабин ГТКС от троса УКС;
- после спуска первого спасаемого второй конец УКС поднимаясь, оказывается в районе закрепления УЭ на палубе;
- второй спускаемый, закрепляет карабин ГТКС к концу троса УКС, заводит оттяжку за «перильный» трос и, используя его в качестве направляющей, спускается в плот;
- после завершения спуска и перехода в плот спасаемый отцепляет карабин ГТКС от УКС, а оттяжку - от «перильного» троса и размещается в плоту.
Расчетное количество членов экипажа, размещаемых в данном плоте, осуществляют поочередный спуск в него по схеме второго спускаемого.
При этом первый спустившийся обеспечивает страховку последующих спускающихся в части их попадания в район входа в плот и переход в него.
С аварийной ПЛ эвакуация осуществляется одновременно во все спущенные на воду плоты комплекса.
Таким образом заявляемый комплекс спасательный универсальный (КСУ) обеспечивает гарантированную посадку в морских условиях экипажей аварийных ПЛ в спасательные плоты.