Вид РИД
Изобретение
Настоящее изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам для перекачки топлива и дренажа топливных систем летательных аппаратов (ЛА), в частности для подключения подвесного агрегата заправки (ПАЗ).
Из уровня техники известен клапан (патент RU №2313025, опубл. 20.12.2007 г.). Известный клапан содержит полый корпус, в котором размещены запорная игла со сферическим запорным элементом, тарельчатый клапан и съемная заглушка. Недостатком указанного технического решения является сложность конструкции, а также расположение указанного клапана внутри корпуса летательного аппарата и жесткую связь с ним, что не позволит компенсировать угловые перемещения, возникающие при стыковке с наконечником ПАЗ.
Задачей настоящего изобретения является создание простой и надежной конструкции отжимного топливного клапана для обеспечения подачи топлива в ПАЗ при дозаправке в воздухе и прекращении подачи топлива при сбросе ПАЗ. Техническим результатом предлагаемого отжимного топливного клапана является упрощение конструкции, повышение его надежности и надежности топливной системы ЛА в целом.
Заявленный технический результат достигается отжимным топливным клапаном, содержащим полый цилиндрический корпус, в котором размещен подпружиненный тарельчатый клапан, содержащий шток и тарелку, крышку с выполненной внутри нее втулкой, цилиндрический монтажный корпус, прижимной фланец, при этом полый цилиндрический корпус расположен внутри полого монтажного корпуса и зафиксирован прижимным фланцем, в нижней части полый цилиндрический корпус имеет сферическую поверхность, цилиндрический монтажный корпус образует с прижимным фланцем сферическую поверхность, которая вместе со сферической поверхностью полого цилиндрического корпуса образует шарнирную пару, в верхней части корпуса установлена крышка с выполненной внутри нее цилиндрической втулкой, верхняя часть штока установлена в цилиндрической втулке с возможностью продольного перемещения, на нижней части штока установлена тарелка, при этом нижняя часть тарелки имеет прижимную поверхность, на которой выполнена кольцевая цилиндрическая расточка, в которую установлен кольцевой уплотнительный элемент, на внутренней части корпуса топливного клапана со стороны прижимной поверхности тарелки выполнено посадочное место с кольцевой кромкой с возможностью ее взаимодействия с кольцевым уплотнительным элементом тарелки.
Благодаря простоте конструкции отжимного топливного клапана увеличивается его надежность и простота обслуживания и ремонта, а наличие шарнирной пары между полым цилиндрическим корпусом и цилиндрическим монтажным корпусом позволяет компенсировать монтажные отклонения, возникающие при стыковке наконечника трубопровода ПАЗ с указанным клапаном.
Сущность изобретения поясняется фигурой 1, содержащей общий вид с разрезом корпуса отжимного топливного клапана.
Отжимной топливный клапан состоит из полого цилиндрического корпуса 1, подпружиненного тарельчатого клапана, состоящего из штока 2 и установленной на нем тарелки 3, крышки 4 конусообразной формы с выполненной с ней зацело цилиндрической втулкой 5. Верхняя часть штока 2 установлена в цилиндрической втулке 5 с возможностью осевого перемещения, а на нижней части установлена тарелка 3. Нижняя часть тарелки 3 имеет прижимную поверхность, на которой выполнена кольцевая цилиндрическая расточка (не показана), в которую установлен кольцевой уплотнительный элемент 6. На внутренней части корпуса 1 топливного клапана со стороны прижимной поверхности тарелки 3 выполнено посадочное место с кольцевой кромкой 7 с возможностью ее взаимодействия с кольцевым уплотнительным элементом 6. Между верхней частью тарелки 3 и крышкой 4 установлена пружина 8. По окружности полого цилиндрического корпуса 1 выше уровня верхней части тарелки 3 выполнены рабочие отверстия 9.
Полый цилиндрический корпус 1 установлен внутри цилиндрического монтажного корпуса 10 и зафиксирован прижимным фланцем 11. Пространство между стенкой полого цилиндрического корпуса 1 и стенкой цилиндрического монтажного корпуса 10 образует рабочую полость 12. При этом в нижней части наружная сторона полого цилиндрического корпуса 1 имеет сферическую поверхность, цилиндрический монтажный корпус 10 образует с прижимным фланцем 11 сферическую поверхность, которая вместе со сферической поверхностью полого цилиндрического корпуса 1 образует шарнирную пару. Для обеспечения герметичности указанной шарнирной пары между цилиндрическим монтажным корпусом 10 и прижимным фланцем 11 установлен кольцевой уплотнительный элемент 13.
Цилиндрический монтажный корпус 10 через монтажные отверстия 14 крепится к корпусу ЛА.
Заявленный отжимной топливный клапан работает следующим образом. При монтаже ПАЗ его наконечник стыкуется с отжимным топливным клапаном, тарелка 3 совершает при этом заданный ход, кольцевой уплотнительный элемент 6 перестает взаимодействовать с кольцевой кромкой 7 посадочного места, топливо от насоса двигателя ЛА из рабочей полости 12 по рабочим отверстиям 9 поступает в наконечник ПАЗ. Для компенсации монтажных отклонений полый цилиндрический корпус 1 вместе с подпружиненным клапаном имеет возможность отклоняться на заданный угол благодаря наличию шарнирной пары корпус клапана-монтажный корпус.
При сбросе ПАЗ его топливный наконечник выходит из зацепления с клапаном, под действием пружины 8 тарелка 3 возвращается в исходное положение, кольцевой уплотнительный элемент 6 прижимается к кольцевой кромке 7 посадочного места, закрывая канал поступления топлива из рабочей полости 12 через рабочие отверстия 9.
Герметичность закрытого тарельчатого клапана обеспечивается за счет взаимодействия кольцевого уплотнительного элемента 6 с кольцевой кромкой 7 посадочного места.
Заявляемое изобретение позволяет создать простую конструкцию отжимного топливного клапана, тем самым повысить его надежность, упростить его обслуживание и проведение процедуры монтажа ПАЗ и закачки в него топлива, и в целом повысить надежность топливной системы ЛА.
Отжимной топливный клапан, характеризующийся тем, что содержит полый цилиндрический корпус, в котором размещен подпружиненный тарельчатый клапан, содержащий шток и тарелку, крышку с выполненной внутри нее втулкой, цилиндрический монтажный корпус, прижимной фланец, при этом полый цилиндрический корпус расположен внутри полого монтажного корпуса и зафиксирован прижимным фланцем, в нижней части полый цилиндрический корпус имеет сферическую поверхность, цилиндрический монтажный корпус образует с прижимным фланцем сферическую поверхность, которая вместе со сферической поверхностью полого цилиндрического корпуса образует шарнирную пару, в верхней части корпуса установлена крышка с выполненной внутри нее цилиндрической втулкой, верхняя часть штока установлена в цилиндрической втулке с возможностью продольного перемещения, на нижней части штока установлена тарелка, при этом нижняя часть тарелки имеет прижимную поверхность, на которой выполнена кольцевая цилиндрическая расточка, в которую установлен кольцевой уплотнительный элемент, на внутренней части корпуса топливного клапана со стороны прижимной поверхности тарелки выполнено посадочное место с кольцевой кромкой с возможностью ее взаимодействия с кольцевым уплотнительным элементом тарелки.