×
23.05.2023
223.018.6e1a

Результат интеллектуальной деятельности: Носовая оконечность арктического судна с бульбом

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области судостроения арктических судов с носовой оконечностью, имеющей бульб, и направлено на повышение их ледопроходимости. Предложена форма носовой оконечности с бульбом, имеющим в диаметральной плоскости в своей верхней части ребро с уклоном вперед и пересекающее плоскость ватерлинии, при этом ледовые ватерлинии бульба в районе сопряжения с носовой оконечностью выполнены с сужением, обеспечивающим уменьшение сопротивления льда, углы наклона бортов носовой оконечности к ледовым ватерлиниям за этим сужением составляют не более 80°. Технический результат заключается в повышении эффективности эксплуатации судна за счет улучшенной его ледопроходимости. 2 ил.

Изобретение относится к судостроению, а точнее к арктическим судам с носовой оконечностью, имеющей бульб, взламывающий лед за счет создания усилия на ледовое поле снизу-вверх. Бульб взламывающего типа имеет верхнее ребро для вспарывания льда, которое стыкуется с форштевнем корпуса выше ватерлинии, наклонено вниз и вперед, пересекает ватерлинию и оканчивается скругленной лобовой частью под водой.

Известны корпуса судов, которые с помощью носового бульба ломают лед таким способом.

В патенте RU 2 646 042 С1 описана конструкция рыбопромыслового судна с носовой оконечностью, имеющей наклонный бульб. Бульб осуществляет разрушение льда путем его взламывания своим верхним ребром. Кроме этого, такой бульб снижает волновое сопротивление движению судна, тем самым повышая его скорость движения на чистой воде.

Примером судна с носовой оконечностью с бульбом, взламывающим лед, является судно тылового обеспечения проекта 23120 "Эльбрус" (см. https://www.mvestnik.ru/newslent/novejshee-sudno-obespecheniya-elbrus-skoro-pribudet-v-murmansk/).

Форма носовой оконечности этого судна с бульбом запатентована патентом RU2536568C1. Борта носовой оконечности выполнены с развалом шпангоутов. Нижняя часть бульба является продолжением обводов днища корпуса, плавно поднимающихся к скругленной лобовой части. Верхняя часть бульба имеет в диаметральной плоскости наклонное ребро с постепенным подъемом от его лобовой подводной части к месту сопряжения с форштевнем корпуса выше ватерлинии. Бульб имеет выпуклую форму. Поперечные сечения бульба образованы расширяющимися вниз от ребра шпангоутами, которые плавно закругляются и в нижней части сходятся в диаметральной плоскости, при этом поперечные сечения бульба мало меняются по ширине. Данная форма бульба обеспечивает снижение волнового сопротивления на чистой воде, повышенную ледопроходимость и принята в качестве прототипа.

Недостатком конструкции прототипа является наличие в районе ледовых ватерлиний вертикальных участков сопряжения обшивки бульба, выполненной с завалом шпангоутов, с носовой оконечностью, имеющей развал шпангоутов. Наличие вертикальных участков корпуса в районе ледовых ватерлиний приводит к резкому увеличению давления льда на корпус и соответственно к росту ледового сопротивления вследствие того, что в этих районах разрушение льда происходит не за счет его ломки при изгибе, а за счет его объемного сжатия, при котором разрушающие напряжения на порядок больше изгибных.

Целью настоящего изобретения является предложить конструкцию бульба взламывающего типа, обеспечивающую снижение ледового сопротивления при движении судна во льдах.

Цель достигается выдвижением бульба в нос от корпуса и выполнением бульба с сужающимися к корпусу ватерлиниями, что позволяет обеспечить ломку льда его взламыванием по ширине бульба на ледовой ватерлинии, образование за бульбом в районе сужения канала с разрушенным льдом с последующей ломкой льда за каналом от бульба наклонными бортами, при этом вертикальные участки обшивки в районах сопряжения бульба с корпусом размещаются в сужении ватерлиний внутри канала, что обеспечивает отсутствие их сжатия ледовым полем.

Заявляемое изобретение поясняется чертежами.

На Фиг. 1 приведен теоретический чертеж носовой оконечности судна, где а) боковая проекция - бок, b) горизонтальная проекция - полуширота, с) поперечная проекция - корпус.

На Фиг. 2 представлен теоретический чертеж судна, выполненный с использованием изобретения в трех проекциях, где а) боковая проекция - бок, b) горизонтальная проекция - полуширота, с) поперечная проекция - корпус.

Носовая оконечность 1 судна (Фиг. 1, Фиг. 2) содержит бульб 2, имеющий наклонное ребро 3. Бульб 2 стыкуется с корпусом 4 носовой оконечности 1, имеющей развал бортов, по линии стыковки 5. Ватерлинии 6 бульба 2 перед линией стыковки 5 сужаются на величину не менее 5% их максимальной ширины, при этом угол наклона шпангоутов b носовой оконечности к ледовой ватерлинии за районом сопряжения бульба с корпусом составляет не более 80°.

При прохождении судна акватории с ледовым покровом бульб 2 ребром 3 взламывает ледовый покров снизу-вверх. За счет заужения ватерлиний 5 за бульбом 2 образуется канал, заполненный разрушенным льдом, что обеспечивает отсутствие давления со стороны льда на вертикальные части обшивки в зоне сопряжения поверхности бульба 2 с корпусом 4, находящиеся вблизи линии стыковки 5. Разрушение льда по ширине судна за участком сопряжения бульба с носовой оконечностью производится наклонными бортами, образующими с ледовой ватерлинией угол β путем его излома с последующим перемещением льдин под судно. Данное решение значительно уменьшает сопротивление льда за счет исключения из него составляющей, обусловленной объемным разрушением.

При движении судна по чистой воде за бульбом 2 образуется волновая впадина, которая уменьшает подпорную волну перед корпусом 4 судна, тем самым уменьшая волновое сопротивление.

Носовая оконечность арктического судна с бульбом, имеющим в своей верхней части наклонное ребро, сопрягающееся с форштевнем выше ледовой ватерлинии, пересекающее ватерлинию и идущее вперед к головной части бульба под водой, отличающаяся тем, что поверхность обшивки верхней части бульба имеет выпуклые ватерлинии с сужением перед местом сопряжения с обшивкой корпуса, при этом сужение ватерлиний составляет не менее 5% их ширины, а углы наклона бортов носовой оконечности к ледовым ватерлиниям за этим сужением составляют не более 80°.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-9 из 9.
25.08.2017
№217.015.b808

Спасательный подводный аппарат

Изобретение относится к области судостроения, в частности к спасательным подводным аппаратам (СПА), предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок (ПЛ) и других подводных объектов. СПА имеет стыковочный узел для стыковки его с аварийными ПЛ. В люке аппарата установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615029
Дата охранного документа: 03.04.2017
20.01.2018
№218.016.117a

Быстроразъемное замковое соединение

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в плавучих объектах, предназначенных для проведения работ различного назначения, а более конкретно для соединения модульных понтонов между собой при сборке из них барж-площадок, плашкоутов, наплавных мостов и других плавучих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634063
Дата охранного документа: 23.10.2017
10.05.2018
№218.016.4756

Система безопасности объекта в открытой акватории

Система безопасности объекта в открытой акватории, включающая в себя донные гидролокационные станции, донный коммутатор, пункт управления, магистральный кабель, автономный необитаемый подводный аппарат, характеризуется тем, что донные гидролокационные станции, кроме локальных целей в охраняемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002650798
Дата охранного документа: 17.04.2018
02.08.2018
№218.016.7796

Аппаратно-батарейный комплекс подводного аппарата

Изобретение относится к области электротехники, а именно к судовым электроэнергетическим системам подводных аппаратов. Аппаратно-батарейный комплекс подводного аппарата содержит литий-ионные аккумуляторные батареи напряжением 110 В-440 В, распределительное устройство, преобразователь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662802
Дата охранного документа: 31.07.2018
23.10.2018
№218.016.94f4

Камера спасательная всплывающая

Изобретение относится к области судостроения, а именно к аварийно-спасательному оборудованию подводной лодки в обеспечение спасения экипажа в случае аварии. Камера спасательная всплывающая (КСВ) для подводной лодки представляет собой прочный корпус с верхним и нижним входными люками и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002670348
Дата охранного документа: 22.10.2018
15.03.2019
№219.016.dfd9

Регулятор расхода газа

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, предназначенной для регулирования расхода газовой среды, и может быть использовано в системах управляемого снижения давления (декомпрессии) в емкостях, в которых находятся люди под избыточным давлением. Например, отсек подводной лодки, камера...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681869
Дата охранного документа: 13.03.2019
17.03.2019
№219.016.e27b

Спасательный подводный аппарат

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к спасательным подводным аппаратам, предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок. Спасательный подводный аппарат, имеющий отсек управления для размещения экипажа аппарата и спасательный отсек для размещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682146
Дата охранного документа: 14.03.2019
24.05.2019
№219.017.5f7a

Камера спасательная всплывающая

Изобретение относится к области судостроения, а именно к аварийно-спасательному оборудованию подводной лодки. Камера спасательная всплывающая для подводной лодки содержит прочный корпус с верхним и нижним входными люками, устройство для крепления к комингс-площадке подводной лодки и систему...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002688569
Дата охранного документа: 21.05.2019
01.12.2019
№219.017.e8fd

Спасательная авиадесантируемая система

Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к спасательным подводным средствам. Спасательная авиадесантируемая система состоит из двух и более обитаемых подводных буксировщиков и прочной спасательной эвакуационной капсулы. Доставку системы к месту проведения работ осуществляют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002707860
Дата охранного документа: 29.11.2019
Показаны записи 1-10 из 31.
20.04.2013
№216.012.3652

Способ подъема, перемещения и монтажа объектов обустройства морских месторождений углеводородов в подводно-подледном положении

Изобретение относится к области освоения минеральных ресурсов арктического шельфа. Способ подъема, перемещения и монтажа объектов обустройства арктических морских месторождений углеводородов в подводно-подледном положении, при котором подъем, перемещение и монтаж производят с использованием сил...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002479459
Дата охранного документа: 20.04.2013
10.06.2013
№216.012.47d2

Ледокольное судно

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания ледокольных судов, предназначенных для прокладки широкого ледяного канала. Ледокольное судно содержит корпус, состоящий из основного головного корпуса и жестко связанных с ним побортно расположенных симметрично...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483966
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.06.2013
№216.012.47d4

Морская плавучая электростанция

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно - к плавучим средствам выработки электроэнергии. Морская плавучая электростанция (МПЭС) включает корпус с формой равнобедренного треугольника в плане, по углам которого расположены опоры с размещенными на их верхних концах ветровыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483968
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.06.2013
№216.012.4e04

Способ проведения 3d подводно-подледной сейсмоакустической разведки с использованием подводного судна

Изобретение относится к области морской геофизической разведки и может быть использовано для исследования морских акваторий, лежащих под сплошными паковыми льдами для поиска полезных ископаемых в морском дне. Геофизическую 3D подводно-подледную разведку предложено осуществлять посредством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485554
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.04.2014
№216.012.aff1

Морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа

Изобретение относится к области судостроения и касается создания ледостойких платформ для освоения месторождений нефти и газа на шельфе замерзающих морей. Морская технологическая ледостойкая плавучая платформа оборудована выносным турельным устройством, состоящим из блока и размещенной в нем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510756
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.07.2014
№216.012.dc67

Судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях

Изобретение относится к области судостроения, а именно к морским судам, предназначенным для транспортировки и хранения сжиженного природного газа (СПГ) при низких температурах, и решает задачу по повышению технико-экономической эффективности судна-газовоза для перевозки СПГ. Судно-газовоз для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522201
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.01.2015
№216.013.1f35

Сейсмографическое судно для сейсморазведки по 2d технологии в арктических морях вне зависимости от ледовых условий

Изобретение относится к области сейсморазведки подводных месторождений нефти и газа в арктических морях. Предложено судно с конструкцией, объединяющей преимущества надводного корабля (высокий уровень обитаемости, безопасность, большие площади палуб, позволяющие производить обслуживание и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539430
Дата охранного документа: 20.01.2015
27.04.2015
№216.013.4587

Научно-исследовательское ледокольное судно для сейсморазведки по 3d технологии в арктических морях

Изобретение относится к области судостроения, в частности к надводным научно-исследовательским судам. Предложено научно-исследовательское ледокольное судно для проведения сейсморазведки по 3D технологии вне зависимости от ледовых условий, имеющее корпус, в котором размещается сейсмическое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549303
Дата охранного документа: 27.04.2015
27.04.2015
№216.013.473b

Ледокольное судно для работы преимущественно в мелководных замерзающих акваториях

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно - к ледокольным судам и буксирам, предназначенным для эксплуатации во льдах в условиях мелководных акваторий. Ледокольное судно содержит корпус с кормовым подзором санного типа и размещенный в кормовом подзоре движительно-рулевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549739
Дата охранного документа: 27.04.2015
10.11.2015
№216.013.8c8b

Направляющий раструб бурового научно-исследовательского судна для бурения без использования райзера

Изобретение относится к буровым научно-исследовательским судам (БНИС) для бурения без использования райзера. БНИС сборной конструкции состоит из двух симметричных половин, закрепленных на сдвижных крышках люков буровой шахты. Каждая половина выполнена выдвижной из днища судна, а их выдвижение и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002567586
Дата охранного документа: 10.11.2015
+ добавить свой РИД