×
01.12.2019
219.017.e8fd

Результат интеллектуальной деятельности: СПАСАТЕЛЬНАЯ АВИАДЕСАНТИРУЕМАЯ СИСТЕМА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к спасательным подводным средствам. Спасательная авиадесантируемая система состоит из двух и более обитаемых подводных буксировщиков и прочной спасательной эвакуационной капсулы. Доставку системы к месту проведения работ осуществляют транспортным самолетом, с борта которого сбрасывают элементы спасательной авиадесантируемой системы, после приводнения которых и «отстреливания» парашютов проводят операцию по стыковке спасательной эвакуационной капсулы с коминг-площадкой аварийной подводной лодки для спасения личного состава. Достигается сокращение времени доставки спасательных средств к месту проведения работ. 4 ил.

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к спасательным подводным средствам.

На сегодня отечественный и зарубежный опыт использования средств спасения личного состава терпящей бедствие подводной лодки и иных подводных аппаратов предлагает в качестве средств доставки использовать надводные и подводные суда-носители, что влечет за собой задержку начала проведения спасательных работ. Задержка по времени увеличивается с ростом расстояния, которое необходимо пройти носителю к месту проведения работ и может достичь критического значения.

Например, в качестве подводного носителя средств спасения использовалась подводная лодка «Ленок» проекта 940 («Подводные силы России», под ред. В. Масорина, Москва, 2006). В настоящее время в качестве носителей применяются надводные суда проектов №05360, («М. Рудницкий»), №05361 («Г. Титов»), №537 («Алагез») и др. («Подводные силы России», под ред. В. Масорина, Москва, 2006).

Техническим результатом предлагаемой спасательной авиадесантируемой системы является значительное сокращение времени доставки спасательных средств к месту проведения работ, поскольку в качестве транспортного средства в ней используется авиация.

В состав предлагаемой к патентованию спасательной авиадесантируемой системы (САС) входят как минимум три элемента:

- 2 рабочих подводных буксировщика (РПБ);

- спасательная эвакуационная капсула (СЭК).

Рабочий подводный буксировщик представляет собой обитаемый подводный аппарат с прочным корпусом, состоящим из двух отсеков. Первый отсек - это отсек управления с необходимым набором радиоэлектронного оборудования, там же находятся рабочие места для экипажа РПБ - командира-пилота и его помощника. Второй отсек - энергомеханический.

Для пространственного маневрирования РПБ вооружены вертикальными и горизонтальными подруливающими устройствами, для маршевого движения и транспортировки СЭК используется движительно-рулевой комплекс (ДРК) типа «Винт в насадке».

В носовой части корпуса РПБ расположено стыковочное устройство с корпусом СЭК, там же находится парашют, необходимый для десантирования и «отстреливаемый» после приводнения РПБ.

На фиг. 1 приведена схема РПБ в положении при десантировании, где поз. 1 - парашютная система; поз. 2 - устройство стыковки со спасательной эвакуационной капсулой; поз. 3 - обтекатель.

На фиг. 2 приведена схема РПБ в рабочем положении без обтекателя с «отстреленным» парашютом, где поз. 4 - входной люк для экипажа.

На фиг. 3 приведена спасательная эвакуационная капсула - двухкорпусная конструкция цилиндрической формы с конусовидной кормой. В прочном корпусе расположен отсек для спасаемых поз. 5 с переходной камерой поз.6 и входным и выходным люками поз. 7.

В носовой части легкого корпуса расположена парашютная система поз. 8 («отстреливаемый» парашют и поплавок-буй, связанный тросом определенной длины с корпусом СЭК). Под буем-поплавком расположен наполнитель, обеспечивающий положительную плавучесть поз. 9, и твердый балласт замещения с устройством его отдачи поз. 10.

В кормовой части СЭК находится устройство стыковки спасательной эвакуационной капсулы с аварийной ПЛ - поз. 11, закрытое обтекателем поз. 12, который «отстреливается» к моменту стыковки с аварийной ПЛ.

В средней части легкого корпуса расположены устройства стыковки спасательной эвакуационной капсулы с РПБ - поз. 13.

На первом этапе проведения спасательной операции вылетевший с места базирования транспортный самолет с загруженными элементами САС (фиг. 4) выходит в точку проведения работ, где происходит их сбрасывание. После приводнения и «отстреливания» парашютов начинается вторая фаза операции.

Следом за парашютом у СЭК освобождается и всплывает буй-поплавок, вытягивая за собой на длину троса заглубившуюся при приводнении капсулу. По окончании заполнения водой через шпигаты в легком корпусе межбортного пространства спасательная эвакуационная капсула переходит в статическое состояние, то есть за счет своей отрицательной плавучести повисает на буе на заданной глубине. Роль демпфера играет трос, длина которого выбирается из условия исключения влияния волнения моря.

Для определения своего местоположения спасательная эвакуационная капсула оборудована звукопередающим устройством и GPS-передатчиком на буе, которые включаются автоматически. Буксировщики по сигналам, полученным от передающих устройств спасательной эвакуационной капсулы, находят ее и пристыковываются через устройства стыковки (поз. 13).

Эти устройства являются многофункциональными, они обеспечивают не только прочный контакт элементов САС, необходимый при буксировке, но и обеспечивают посредством насосов РПБ, при необходимости, прием и откачку воды, продувание, передачу электроэнергии на СЭК, включение и отключение ее устройств и систем.

Следующая часть операции - это буксировка СЭК к месту проведения работ, т.е. к аварийной ПЛ. Направление движения при буксировке корректируется тягой движителей РПБ. Пристыковавшись к капсуле, буксировщики приводят СЭК к нулевой плавучести и активируют устройство «отстреливания» буя-поплавка.

С этого момента, по полученным координатам нахождения подводной лодки, РПБ начинают буксировку в направлении аварийной ПЛ.

Подойдя к ПЛ и зависнув над комингс-площадкой, один из буксировщиков включает устройство стравливания воздуха из переходной камеры поз.6 до получения минимальной отрицательной плавучести, величина которой может быть скомпенсирована тягой вертикальных подруливающих устройств буксировщиков.

За счет плавучести СЭК начинает медленно опускаться на комингс-площадку, одновременно рабочие подводные буксировщики посредством своих движительно-рулевых комплексов придают ей необходимые углы наклона для получения соосности с комингс-площадкой.

После установки соосности проводится стыковка и присасывание спасательной эвакуационной капсулы к аварийной ГШ и последующий переход спасаемых подводников из ПЛ в капсулу. По завершении перехода проводится выравнивание давления в переходной камере СЭК и ее отстыковка от ПЛ.

«Отстреливанием» одним из буксировщиков твердого балласта поз.10 обеспечивается придание капсуле положительной плавучести, происходит всплытие капсулы в надводное положение. К этому времени к месту проведения работ подходят основные силы аварийно-спасательной службы, в состав которых входят суда, оборудованные средствами для подъема элементов САС и имеющие все необходимое для проведения декомпрессии и необходимого медицинского обслуживания спасенных.

Спасательная авиадесантируемая система, состоящая из двух и более обитаемых подводных буксировщиков и прочной спасательной эвакуационной капсулы, отличающаяся тем, что доставку системы к месту проведения работ осуществляют транспортным самолетом, с борта которого сбрасывают элементы спасательной авиадесантируемой системы, после приводнения которых и «отстреливания» парашютов проводят операцию по стыковке спасательной эвакуационной капсулы с коминг-площадкой аварийной подводной лодки для спасения личного состава.
СПАСАТЕЛЬНАЯ АВИАДЕСАНТИРУЕМАЯ СИСТЕМА
СПАСАТЕЛЬНАЯ АВИАДЕСАНТИРУЕМАЯ СИСТЕМА
СПАСАТЕЛЬНАЯ АВИАДЕСАНТИРУЕМАЯ СИСТЕМА
СПАСАТЕЛЬНАЯ АВИАДЕСАНТИРУЕМАЯ СИСТЕМА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-9 из 9.
25.08.2017
№217.015.b808

Спасательный подводный аппарат

Изобретение относится к области судостроения, в частности к спасательным подводным аппаратам (СПА), предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок (ПЛ) и других подводных объектов. СПА имеет стыковочный узел для стыковки его с аварийными ПЛ. В люке аппарата установлен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615029
Дата охранного документа: 03.04.2017
20.01.2018
№218.016.117a

Быстроразъемное замковое соединение

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в плавучих объектах, предназначенных для проведения работ различного назначения, а более конкретно для соединения модульных понтонов между собой при сборке из них барж-площадок, плашкоутов, наплавных мостов и других плавучих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634063
Дата охранного документа: 23.10.2017
10.05.2018
№218.016.4756

Система безопасности объекта в открытой акватории

Система безопасности объекта в открытой акватории, включающая в себя донные гидролокационные станции, донный коммутатор, пункт управления, магистральный кабель, автономный необитаемый подводный аппарат, характеризуется тем, что донные гидролокационные станции, кроме локальных целей в охраняемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002650798
Дата охранного документа: 17.04.2018
02.08.2018
№218.016.7796

Аппаратно-батарейный комплекс подводного аппарата

Изобретение относится к области электротехники, а именно к судовым электроэнергетическим системам подводных аппаратов. Аппаратно-батарейный комплекс подводного аппарата содержит литий-ионные аккумуляторные батареи напряжением 110 В-440 В, распределительное устройство, преобразователь...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662802
Дата охранного документа: 31.07.2018
23.10.2018
№218.016.94f4

Камера спасательная всплывающая

Изобретение относится к области судостроения, а именно к аварийно-спасательному оборудованию подводной лодки в обеспечение спасения экипажа в случае аварии. Камера спасательная всплывающая (КСВ) для подводной лодки представляет собой прочный корпус с верхним и нижним входными люками и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002670348
Дата охранного документа: 22.10.2018
15.03.2019
№219.016.dfd9

Регулятор расхода газа

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, предназначенной для регулирования расхода газовой среды, и может быть использовано в системах управляемого снижения давления (декомпрессии) в емкостях, в которых находятся люди под избыточным давлением. Например, отсек подводной лодки, камера...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681869
Дата охранного документа: 13.03.2019
17.03.2019
№219.016.e27b

Спасательный подводный аппарат

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к спасательным подводным аппаратам, предназначенным для спасения экипажей аварийных подводных лодок. Спасательный подводный аппарат, имеющий отсек управления для размещения экипажа аппарата и спасательный отсек для размещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682146
Дата охранного документа: 14.03.2019
24.05.2019
№219.017.5f7a

Камера спасательная всплывающая

Изобретение относится к области судостроения, а именно к аварийно-спасательному оборудованию подводной лодки. Камера спасательная всплывающая для подводной лодки содержит прочный корпус с верхним и нижним входными люками, устройство для крепления к комингс-площадке подводной лодки и систему...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002688569
Дата охранного документа: 21.05.2019
23.05.2023
№223.018.6e1a

Носовая оконечность арктического судна с бульбом

Изобретение относится к области судостроения арктических судов с носовой оконечностью, имеющей бульб, и направлено на повышение их ледопроходимости. Предложена форма носовой оконечности с бульбом, имеющим в диаметральной плоскости в своей верхней части ребро с уклоном вперед и пересекающее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002758657
Дата охранного документа: 01.11.2021
Показаны записи 1-10 из 40.
10.06.2013
№216.012.47d2

Ледокольное судно

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания ледокольных судов, предназначенных для прокладки широкого ледяного канала. Ледокольное судно содержит корпус, состоящий из основного головного корпуса и жестко связанных с ним побортно расположенных симметрично...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483966
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.06.2013
№216.012.47d4

Морская плавучая электростанция

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно - к плавучим средствам выработки электроэнергии. Морская плавучая электростанция (МПЭС) включает корпус с формой равнобедренного треугольника в плане, по углам которого расположены опоры с размещенными на их верхних концах ветровыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483968
Дата охранного документа: 10.06.2013
10.03.2014
№216.012.a930

Спасательный подводный аппарат для спасения экипажа подводных лодок, в том числе и подо льдом

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к подводным аппаратам, предназначенным для спасения людей с аварийных подводных объектов. Спасательный подводный аппарат содержит корпус и камеру присоса с размещенным в ней устройством закрепления и подтягивания захвата,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509027
Дата охранного документа: 10.03.2014
10.04.2014
№216.012.aff1

Морская технологическая ледостойкая плавучая платформа судового типа

Изобретение относится к области судостроения и касается создания ледостойких платформ для освоения месторождений нефти и газа на шельфе замерзающих морей. Морская технологическая ледостойкая плавучая платформа оборудована выносным турельным устройством, состоящим из блока и размещенной в нем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510756
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.07.2014
№216.012.dc67

Судно-газовоз для перевозки сжиженного природного газа преимущественно в ледовых условиях

Изобретение относится к области судостроения, а именно к морским судам, предназначенным для транспортировки и хранения сжиженного природного газа (СПГ) при низких температурах, и решает задачу по повышению технико-экономической эффективности судна-газовоза для перевозки СПГ. Судно-газовоз для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522201
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.08.2014
№216.012.ec8d

Спасательно-транспортный подводный аппарат с устройствами крепления к комингс-площадке подводного объекта

Изобретение относится к области судостроения. Спасательно-транспортный подводный аппарат содержит камеру присоса с размещенными в ней устройством, включающим захват и обеспечивающим перемещение захвата в пространстве, например, манипулятором и устройствами крепления камеры присоса к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526365
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.09.2014
№216.012.f32a

Камера спасательная всплывающая

Изобретение относится к области аварийно-спасательного оборудования подводной лодки. Камера спасательная всплывающая содержит прочный корпус, выполненный в форме тела вращения с возможностью закрепления нижним основанием на подводной лодке. Внутри корпуса размещены места для спасаемых и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528072
Дата охранного документа: 10.09.2014
27.10.2014
№216.013.0113

Автоматизированная система шлюзования спасательного люка подводной лодки

Изобретение относится к области судостроения. Система шлюзования спасательного люка включает трубопроводы заполнения, осушения, вентиляции, сжатого воздуха управления, сливной, контрольно-измерительных приборов, сжатого воздуха шлюзования, блок подачи воздуха, автономную систему сжатого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531673
Дата охранного документа: 27.10.2014
20.01.2015
№216.013.1f35

Сейсмографическое судно для сейсморазведки по 2d технологии в арктических морях вне зависимости от ледовых условий

Изобретение относится к области сейсморазведки подводных месторождений нефти и газа в арктических морях. Предложено судно с конструкцией, объединяющей преимущества надводного корабля (высокий уровень обитаемости, безопасность, большие площади палуб, позволяющие производить обслуживание и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539430
Дата охранного документа: 20.01.2015
27.04.2015
№216.013.473b

Ледокольное судно для работы преимущественно в мелководных замерзающих акваториях

Изобретение относится к области судостроения, более конкретно - к ледокольным судам и буксирам, предназначенным для эксплуатации во льдах в условиях мелководных акваторий. Ледокольное судно содержит корпус с кормовым подзором санного типа и размещенный в кормовом подзоре движительно-рулевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549739
Дата охранного документа: 27.04.2015
+ добавить свой РИД