×
16.05.2023
223.018.63df

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОНСТРУКЦИИ УЗЛА СОПРЯЖЕНИЯ ДНИЩА РЕЗЕРВУАРА С ЕГО СТЕНКОЙ

Вид РИД

Изобретение

Правообладатели

№ охранного документа
0002772702
Дата охранного документа
24.05.2022
Аннотация: Изобретение относится к области строительства резервуаров, в частности к сварке угловых соединений стенки резервуара с днищем из листового проката из низкоуглеродистых и низколегированных сталей с временным сопротивлением разрыву до 588 МПа и эквивалентом углерода (С) от 0,28 до 0,46 с применением электродуговой сварки при строительстве резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов. Технический результат заключается в повышении эксплуатационной надежности и долговечности вертикальных резервуаров стальных путем повышения качества сварных соединений сопряжения стенки резервуаров с его днищем при их изготовлении за счет полного проплавления конструктивного непровара в корне шва за счет выбора оптимального давления сварочной дуги. 1 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к области сварочного производства, в частности, к сварке угловых стыков резервуаров с применением электродуговой сварки для выполнения корневых, заполняющих и облицовочных слоев угловых соединений стыков стенки резервуара и может быть использована при строительстве, реконструкции и ремонте резервуаров из низкоуглеродистых и низколегированных сталей с временным сопротивлением разрыву от 335 до 588 МПа и эквивалентом углерода (Сэкв) от 0,28 до 0,46.

Известны способы сварки угловых стыков сопряжения стенки резервуаров с днищем дуговыми методами сварки такими, как ручная дуговая штучными электродами, полуавтоматическая сварка порошковой проволокой, автоматическая под флюсом или в среде защитного газа проволокой сплошного сечения, самозащитной порошковой проволокой.

Известна оригинальная конструкция уторного узла соединения стенки резервуара с днищем (патент US 4216874 А, дата публикации 12.08.1980), заключающаяся в использовании дополнительной кольцевой пластины между днищем и стенкой резервуара. К данной пластине, лежащей в плоскости днища, приваривается стенка резервуара, а она, в свою очередь, приваривается к днищу резервуара с торца.

Недостатком данного способа сварки является нестабильность уровня дефектности корневого слоя шва по периметру стыка, из-за недостаточного давления дуги для его проплавления, что снижает эксплуатационную надежность резервуара при эксплуатации.

Известна конструкция вертикального цилиндрического стального резервуара для хранения нефтепродуктов (патент RU 2695181 С1, дата публикации 22.07.2019). Согласно изобретению, цилиндрическая стенка и днище цилиндрического стального резервуара соединены между собой конструктивным элементом в виде тороидального перехода с радиусом, равным радиусу резервуара, с полками расчетного размера и по толщине листа, равной толщине стенки первого пояса. При этом, по всему контуру стенки между тороидальным переходом и фундаментом резервуара устанавливается подпятник.

Недостатком данной конструкции является сложное конструктивное исполнение соединения стенки резервуара с днищем, что создает дополнительные проблемы при сборке, и приводит к удорожанию сварочно-монтажных работ.

Также известны резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов, включающие стенку и днище, соединенные между собой сварным тавровым швом, такое соединение называется уторный узел.

Недостатком данного решения является то, что напряжения при заполнении и опорожнении резервуара концентрируются в сварном уторном шве, в зоне конструктивного непровара, причем деформация узла происходит скачком за счет потери устойчивости системы при нагружении. Повышенный уровень напряжений в зоне их концентрации при контакте с подтоварной водой способствует появлению коррозии под напряжением. В результате надежность и остаточный ресурс существенно снижается (на уровень до 30%), что непосредственно влияет на срок безопасной эксплуатации всего резервуара.

Также к недостаткам можно отнести высокий уровень сварочных дефектов в корневых слоях шва из-за наличия конструктивного непровара, невозможность качественно оценить дефектность уторного шва ультразвуковым методом контроля, недостаточное давление сварочной дуги для полного проплавления притупления кромки и ликвидации конструктивного не провара. Наличие конструктивного непровара и недостаточное давление сварочной дуги приводит к образованию дефектов сварочного происхождения (непровары, подрезы, несплавления кромок, шлаковые включения, поры), и как следствие низкая стойкость металла в этих зонах сварного соединения к образованию горячих, холодных и усталостных трещин. Кроме того, наличие дефектов приводит к резкому снижению механических свойств металла шва и, как следствие, к снижению эксплуатационной надежности резервуара в дефектных зонах.

Для обеспечения бездефектного формирования корневого слоя сварного шва сопряжения днища резервуара с его стенкой производят в процессе сварки регулирование параметров режимов сварки (сварочного тока, напряжения дуги, напряжения холостого хода), также возможно введение дополнительных технологических операций.

При выборе различных способов сварки возникают следующие проблемы:

- при сварке корневого валика по периметру стыка в следствии тепловых деформаций уменьшается ширина зазора между кромками, что не дает возможность качественно проплавить корень шва. Для этого нужно или увеличивать давление дуги, или вводить дополнительную технологическую операцию - «пропил» зазора до требуемой ширины;

- останавливать процесс сварки и корректировать сварочные режимы за счет увеличения мощности дуги, что приводит к неравномерному распределению сварочных напряжений по периметру стыка, снижению трещиностойкости металла шва, увеличению уровня дефектности, и как следствие, проведение дополнительных работ. Эта проблема особенно актуальна при сварке резервуаров с толщиной стенки более 12 мм.

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в получении качественных, без сварочных дефектов, сварных соединений в корневых слоях шва при дуговой сварке узлов сопряжения стенки резервуара с его днищем.

Технический результат, достигаемый при реализации заявляемого изобретения, заключается в повышении эксплуатационной надежности и долговечности вертикальных резервуаров стальных путем повышения качества сварных соединений сопряжения стенки резервуаров с их днищем при их изготовлении за счет полного проплавления зазора в корне шва.

Заявляемый технический результат достигается за счет того, что способ изготовления конструкции узла сопряжения днища резервуара с его стенкой из низколегированных и низкоуглеродистых сталей с временным сопротивлением разрыву до 588 МПа и эквивалентом углерода (Сэкв) от 0,28 до 0,46, характеризующийся тем, что осуществляют разделку кромок торцов стенки резервуара под углом от 30 до 65° с притуплением кромки не более 7 мм, сборку элементов сварки стыковых соединений, предварительный подогрев кромки торцов стенки резервуара до температуры от 150 до 160°С, наложение корневого валика электродами диаметром от 2,5 до 3,5 мм при давлении дуги от 9 до 12 кПа, наложение заполняющего валика в течение 10 минут после наложения корневого валика электродами диаметром 4,0 мм при давлении дуги не менее 4 кПа и температуре между корневым и заполняющим валиками не ниже 150°С, наложение облицовочного валика по периметру стыка с выдержкой температуры между корневым и заполняющим валиками от 150 до 160°С, после чего охлаждают сварное соединение до температуры 50°С путем наложения теплоизолирующих поясов.

Развитием и уточнением предлагаемого изобретения является то, что сварку стыковых соединений осуществляют путем наложения не менее 3 сварных валиков - корневого, заполняющего и облицовочного, при этом каждый последующий сварной валик перекрывает предыдущий не менее чем на 70%.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена схема сборки узла сопряжения днища резервуара с его стенкой (форма и параметры разделки кромок стенки резервуара); на фиг.2 представлена схема сварки узла сопряжения днища резервуара с его стенкой (порядок наложения сварочных валиков - корневого, заполняющего, облицовочного).

На чертежах позиции имеют следующие числовые обозначения:

t1 - толщина стенки резервуара; 12 - толщина днища резервуара; t3-ширина притупления кромки свариваемого элемента; t4 - зазор между днищем резервуара с его стенкой; α - угол разделки кромок; 1 - днище резервуара; 2 - стенка резервуара; 3 - корневой валик; 4 - заполняющий валик; 5 - облицовочный валик.

Данное изобретение применяется для сварки стыков сопряжения днища резервуара 1 с его стенкой 2 из низколегированных и низкоуглеродистых сталей с временным сопротивлением разрыву до 588 МПа и эквивалентом углерода (Сэкв) от 0,28 до 0,46, в частности из марки сталей 09Г2С, 17Г1С или 17Г1СУ при температурах строительства и ремонта не ниже минус 20°С.

Способ реализуется следующим образом.

Предварительно осуществляют разделку кромок стенки резервуара 2 под сварку под углом 30-65° по периметру сварного стыка с притуплением кромки от 1 до 7 мм, обеспечивающим удобство работы сварочным инструментом, и сборку элементов сварки.

Осуществляют сборку элементов сопряжения днища резервуара 1 с его стенкой 2, их фиксацию для предотвращения смещения сварочных кромок элементов стенки резервуара.

Осуществляют предварительный подогрев кромки стенки резервуара по его периметру до температуры от 150 до 160°С с целью снижения скорости охлаждения, влияющей на структуру сварного соединения, остаточное напряжение в сварном стыке, и склонность металла сварного соединения к образованию горячих трещин.

Осуществляют дуговую сварку стыка наложением корневого валика 3 электродами диаметром от 2,5 до 3,5 мм при давлении дуги от 9 до 12 кПа.

В течение 10 минут накладывают заполняющий валик 4 электродами диаметром 4,0 мм при давлении дуги не менее 4 кПа, причем температура между корневым 3 и заполняющим 4 валиками должна быть не ниже 150°С.

Затем осуществляют наложение облицовочного валика 5 по периметру сварного стыка с выдержкой температуры между корневым 3 и заполняющим 4 валиками от 150 до 160°С.

Охлаждают сварной стык до температуры 50°С путем наложения теплоизолирующих поясов с целью получения требуемой структуры и механических свойств металла в зонах сварного соединения.

В процессе сварки осуществляют контроль тепловложения в металл в диапазоне от 0,5 до 1,5 кДж/мм посредством контактного пирометра.

Температуру между корневым 3 и заполняющим 4 валиками измеряют контактным пирометром.

Сварку стыковых соединений осуществляют путем наложения не менее 3 сварных валиков (корневого, заполняющего, облицовочного) при этом каждый последующий сварной валик перекрывает предыдущий не менее чем на 70%.

По результатам производственных испытаний в условиях строительства и ремонта резервуаров при выполнении сварочно-монтажных работ было установлено следующее.

Наложение корневого валика 3 электродами диаметром от 2,5 до 3,5 мм при давлении дуги от 9 до 12 кПа обеспечивает полное проплавление зазора между днищем резервуара 1 с его стенкой 2 и предотвращает образование дефектов в корневом валике 3 сварного шва.

При давлении дуги менее 9 кПа стабильного проплавления технологического зазора между свариваемыми элементами конструкции узла сопряжения днища резервуара с его стенкой не будет.

При давлении дуги более 12 кПа в зазоре между свариваемыми элементами конструкции узла сопряжения днища резервуара с его стенкой будет появляться дефект в виде «прожога», что приводит к забракованию сварного соединения.

Наложение заполняющего валика 4 в течение 10 минут после наложения корневого валика 3 электродами диаметром 4,0 мм при давлении дуги не менее 4 кПа обеспечивает получение качественной равновесной структуры металла сварного шва с оптимальными механическими свойствами, при превышении указанного интервала времени в сварном соединении образуются склонные к трещинообразованию закалочные структуры нижнего бейнита, что приводит к образованию горячих трещин в сварном соединении.

Температура между корневым 3 и заполняющим 4 валиками должна быть не ниже 150°С, что обеспечивает оптимальное тепловложение в металл и отсутствие горячих трещин в корневом слое сварного шва.

Наложение облицовочного валика 5 по периметру сварного стыка с выдержкой температуры между корневым 3 и заполняющим 4 валиками от 150 до 160°С обеспечивает оптимальное тепловложение в металл и отсутствие горячих трещин в заполняющих 4 и облицовочных 5 валиках сварного шва.

Охлаждение сварного соединения до температуры 50°С обеспечивает равномерное остывание сварного соединения и отсутствие закалочных структур бейнитного и мартенситного класса с высокой твердостью и повышенной склонностью к образованию трещин в зоне термического влияния.

Предлагаемый способ сварки с применением ручной электродуговой сварки позволяет получить структуру сварного соединения с вязкой составляющей не менее 60%, что обеспечивает повышение конструктивной прочности резервуара при температуре строительства не ниже - 20°С.

Сварка выполняется электродами с целлюлозным и основным металлургическим видом покрытия по ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75.

С целью определения работоспособности конструкции резервуара и ее оптимальных характеристик были проведены натурные опытные работы в производственных условиях при температурах окружающего воздуха от +20 до - 20°С. Элементы узла сопряжения днища резервуара 1 с его стенкой 2 из стали временным сопротивлением разрыву 530 МПа с толщинами стенок 12 мм и класса прочности К54 по ГОСТ 31447-2012 были сварены в производственных условиях.

Для проверки качества выполненных сварных соединений используют схему ультразвукового контроля, рекомендованную ГОСТ Р 55724 «Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые».

Схема ультразвукового контроля предусматривает прозвучивание углового сварного соединения стенки резервуара с его днищем с использованием ультразвуковой фазированной решетки большой протяженности.

Неразрушающий контроль методом УЗК показал полное проплавление технологического зазора между свариваемыми элементами конструкции резервуара, отсутствие дефектов сварочного происхождения, а также механических повреждений и трещин.

В результате были установлены параметры технологии сварки, указанные в таблице 1.

Применение предложенного способа обеспечивает получение качественного сварного соединения. Дефекты сварки типа непровар, подрез, не сплавление кромок отсутствуют. Полученный металл шва отличается высоким металлургическим качеством и высокими механическими (вязкостными и пластическими) свойствами.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 161.
27.05.2015
№216.013.4f2d

Единая система управления трубопроводной системой "восточная сибирь - тихий океан - ii" (есу тс "всто-ii")

Изобретение относится к системам управления, предназначенным для обеспечения дистанционного контроля технологическим процессом транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам. Технический результат - обеспечение надежности и безопасности перекачки нефти. Система содержит связанные каналами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551787
Дата охранного документа: 27.05.2015
20.09.2015
№216.013.7dc4

Способ сварки трубопроводов из высокопрочных труб с контролируемым тепловложением

Изобретение относится к способу сварки трубопроводов из высокопрочных труб. Разделывают кромки соединяющих торцов труб под сварку с соотношением суммарной ширины разделки кромок к толщине свариваемых элементов в диапазоне от 1,3 до 2,0. Собирают элементы. Осуществляют предварительный подогрев...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563793
Дата охранного документа: 20.09.2015
20.05.2016
№216.015.40ac

Устройство для ремонта стенки вертикального стального резервуара, изготовленного методом рулонирования

Изобретение относится к области строительства, в частности к устройствам для ремонта стенки вертикального стального резервуара, изготовленного методом рулонирования, включающее в себя держатель вставки. Держатель выполнен из двух частей, временной монтажной опоры, привариваемой к вставке, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002584709
Дата охранного документа: 20.05.2016
12.01.2017
№217.015.58f6

Централизованная система противоаварийной автоматики магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов

Изобретение относится к нефтяной промышленности и может быть использовано на трубопроводах в качестве централизованной системы автоматических защит от превышения давления, обеспечивающей безаварийность технологического процесса транспортировки нефти (нефтепродуктов). Централизованная система...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002588330
Дата охранного документа: 27.06.2016
12.01.2017
№217.015.634c

Способ неразрушающего контроля литых корпусных деталей

Использование: для неразрушающего контроля литых корпусных деталей. Сущность изобретения заключается в том, что выполняют секторное сканирование датчиком ФАР посредством качания луча с одновременным перемещением датчика ФАР по участку контроля сначала в поперечной, а затем в продольной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002589456
Дата охранного документа: 10.07.2016
13.01.2017
№217.015.67cd

Способ построения карты экзогенных геологических процессов местности вдоль трассы магистрального нефтепровода

Изобретение относится к области получения топографической информации о рельефе земной поверхности по данным аэрофотосъемки и лазерного сканирования местности с борта воздушного судна, в частности к мониторингу участков трассы магистрального нефтепровода (МН) для выявления признаков экзогенных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002591875
Дата охранного документа: 20.07.2016
13.01.2017
№217.015.8242

Опора подвесная для участков подземной прокладки трубопроводов

Изобретение относится к области строительства подземных трубопроводов в условиях вечной мерзлоты. Опора подвесная содержит подвижную и неподвижную части, соединенные гибкой цепной подвеской. Подвижная часть включает ложемент в виде полуцилиндра с полукольцевыми шпангоутами на внешней стороне....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601651
Дата охранного документа: 10.11.2016
13.01.2017
№217.015.8247

Сейсмостойкая двухсвайная подвижная опора трубопровода и демпферное устройство для сейсмостойкой двухсвайной подвижной опоры трубопровода

Группа изобретений относится к области строительства надземных трубопроводов. Опора состоит из закрепленного на двух сваях через опорные муфты опорного стола-ростверка с подвижно установленной на нем подошвой опоры, шарнирно соединенной с ложементом опоры. Ложемент разъемно соединен с по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601683
Дата охранного документа: 10.11.2016
13.01.2017
№217.015.8588

Устройство механохимической очистки внутренней полости трубопровода

Изобретение относится к области транспортирования и хранения нефтепродуктов, в частности к очистке внутренних полостей магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов от отложений и остатков транспортировавшегося продукта перед сменой вида транспортируемого продукта. Устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002603155
Дата охранного документа: 20.11.2016
25.08.2017
№217.015.99a7

Способ подготовки магистрального нефтепровода для транспортировки светлых нефтепродуктов

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта, в частности к способам очистки внутренней поверхности магистральных нефтепроводов. Осуществляют химическую очистку внутренней поверхности нефтепровода, предварительного разделенного на очищаемые участки, путем пропуска по всей длине...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002609786
Дата охранного документа: 03.02.2017
Показаны записи 1-10 из 11.
27.11.2013
№216.012.84b9

Способ удлинения сваи

Изобретение относится к строительству, в частности к свайным фундаментам, закладываемым в грунты с вечной мерзлотой. Способ включает разделку торцов элементов сваи. После разделки осуществляют сборку элементов сваи. Затем осуществляют приварку четырех шестигранных усиливающих накладок к внешней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499655
Дата охранного документа: 27.11.2013
10.07.2014
№216.012.db4e

Способ сварки трубопроводов без предварительного подогрева стыков

Изобретение относится к способу сварки трубопроводов без предварительного подогрева стыков. Способ включает в себя соединение 2-х и более цилиндрических металлических труб, трубных секций, трубных плетей сварным кольцевым стыком с применением дуговой сварки по всему периметру трубы. Каждый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521920
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.09.2015
№216.013.7dc4

Способ сварки трубопроводов из высокопрочных труб с контролируемым тепловложением

Изобретение относится к способу сварки трубопроводов из высокопрочных труб. Разделывают кромки соединяющих торцов труб под сварку с соотношением суммарной ширины разделки кромок к толщине свариваемых элементов в диапазоне от 1,3 до 2,0. Собирают элементы. Осуществляют предварительный подогрев...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563793
Дата охранного документа: 20.09.2015
12.01.2017
№217.015.634c

Способ неразрушающего контроля литых корпусных деталей

Использование: для неразрушающего контроля литых корпусных деталей. Сущность изобретения заключается в том, что выполняют секторное сканирование датчиком ФАР посредством качания луча с одновременным перемещением датчика ФАР по участку контроля сначала в поперечной, а затем в продольной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002589456
Дата охранного документа: 10.07.2016
19.01.2018
№218.016.02c0

Способ ремонта отливок с применением дуговой сварки

Изобретение относится к способу ремонта отливки. На ремонтируемом дефекте осуществляют разделку кромок под сварку. Удаляют дефектный участок отливки. Осуществляют предварительный подогрев по контуру ремонтируемого дефектного участка на ширину не менее 250 мм в диапазоне температур от 150 до...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630080
Дата охранного документа: 05.09.2017
17.02.2018
№218.016.2a07

Способ дуговой сварки трубопроводов

Изобретение относится к способу дуговой сварки трубопроводов. Выполняют разделку кромок торцов труб под сварку, сборку труб и предварительный подогрев кромки торцов труб при температуре от 180 до 270°С. Осуществляют наложение сварных валиков, формирующих стыковое сварное соединение, с выдержкой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643120
Дата охранного документа: 30.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a1e

Способ дуговой сварки тройниковых соединений (велдолетов) магистральных трубопроводов

Изобретение относится к способу дуговой сварки тройникового соединения магистрального трубопровода в виде трубы и велдолета. Выполняют технологическое отверстие в трубе. Осуществляют разделку кромок под сварку, предварительный подогрев кромок в диапазоне температур от 150 до 200°С и нанесение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643118
Дата охранного документа: 30.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a67

Способ дуговой сварки велдолетов из аустенитных сталей к трубопроводу из низкоуглеродистых и низколегированных сталей

Изобретение относится к способу электродуговой сварки велдолетов из аустенитных сталей с трубами из низкоуглеродистых и низколегированных сталей. Выполняют технологическое отверстие в упомянутой трубе, разделывают кромки под сварку и осуществляют предварительный подогрев кромок. Затем наносят...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643098
Дата охранного документа: 30.01.2018
14.12.2018
№218.016.a6d8

Способ приварки ремонтной конструкции к трубопроводу

Изобретение относится к области ремонта сваркой трубопроводов подземной и надземной прокладки, а конкретно к способу дуговой сварки угловых сварных швов ремонтных конструкций при их установке на трубопроводы из труб с контролируемой прокаткой. Способ включает разделку кромок торцов ремонтной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674826
Дата охранного документа: 13.12.2018
29.01.2019
№219.016.b513

Способ ремонта корпусных конструкций

Изобретение может быть использовано при выполнении ремонтных работ, в частности резервуаров из низкоуглеродистых и низколегированных сталей. Осуществляют разметку и вырезку в дефектной зоне технологического окна и установку листовой ремонтной вставки с зазором между свариваемыми кромками с ее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678357
Дата охранного документа: 28.01.2019
+ добавить свой РИД