×
14.12.2018
218.016.a6d8

Способ приварки ремонтной конструкции к трубопроводу

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области ремонта сваркой трубопроводов подземной и надземной прокладки, а конкретно к способу дуговой сварки угловых сварных швов ремонтных конструкций при их установке на трубопроводы из труб с контролируемой прокаткой. Способ включает разделку кромок торцов ремонтной конструкции под сварку и установку ремонтной конструкции с зазором между трубопроводом и конструкцией от 3,0 до 5,0 мм. Предварительный нагрев кольцевых кромок на торцах ремонтной конструкции для угловых сварных швов проводят в интервале температур от 130 до 150°С. Затем последовательно выполняют сварку продольных и кольцевых швов ремонтной конструкции. Дуговую сварку торцов осуществляют с формированием кольцевого углового сварного шва по всему периметру трубопровода. Угловой сварной шов формируют наложением сварных наплавочных и заполняющих валиков. Установку сварных наплавочных валиков осуществляют так, что крайний сварной валик не перекрывается заполняющими валиками. После наложения заполняющих валиков по контуру углового сварного шва накладывают дополнительный сварной валик. При этом выдерживают температуру охлаждения между накладываемыми сварными валиками в интервале от 130 до 170°С, затем охлаждают угловой сварной шов со скоростью не более 40°С/с путем непрерывного сопутствующего подогрева до 170°С. Дальнейшее охлаждение выполняют путем укрытия теплоизолирующими поясами до температуры 50°С. Технический результат: повышение надежности сварного соединения при выполнении сварочных работ за счет получения структуры металла на линии сплавления и в зоне термического влияния сварного соединения с вязкой составляющей не менее 80%, что приводит к повышению несущей способности трубопровода. 1 ил., 3 табл.

Изобретение относится к области строительства, в частности, к способам ремонта сваркой трубопроводов подземной и надземной прокладки, а конкретно, к способу дуговой сварки угловых сварных швов ремонтных конструкций при их установке на трубопроводы из труб с контролируемой прокаткой.

Известен способ приварки муфты к трубе кольцевым угловым швом (Временная инструкция по технологии ремонта сварными муфтами дефектов труб и сварных соединений газопроводов, ОАО «Газпром», 2005), при котором сначала на трубу наносят наплавочные валики, а затем один на другой наносят последующие валики, при этом каждый последующий валик перекрывает предыдущий валик на величину, равную 1/3 его ширины. Катет сварного шва равен толщине привариваемой муфты. Зазор между трубой и муфтой составляет 2-3 мм. Катет сварного шва равен толщине привариваемой муфты.

Недостатком способа приварки является высокое тепловложение в металл трубопровода. На трубопроводах из сталей с контролируемой прокаткой происходит разупрочнение металла на линии сплавления и в зоне термического влияния, что приводит к снижению несущей способности трубопровода в указанных зонах, а также к образованию трещин. Использование способа приварки приемлемо только для трубопроводов из закаленных и отпущенных, нормализованных сталей, а также горячекатанных труб.

Технической проблемой, решение которой обеспечивается при осуществлении изобретения, является:

- снижение тепловложения в металл и за счет этого получение металла на линии сплавления и в зоне термического влияния с высоким металлургическим качеством и высокими вязкопластическими свойствами;

- отказ от перекрытия последнего контурного валика последующими валиками и нанесение завершающего корректировочного валика, что позволяет увеличить толщину стенки в зоне максимальной концентрации напряжений и сместить ее в сторону металла трубы в зону с более низкими концентрациями напряжений и структурами с высокой трещиностойкостью.

Технический результат заключается в повышении надежности сварного соединения при выполнении сварочных работ за счет получения структуры металла на линии сплавления и в зоне термического влияния сварного соединения с вязкой составляющей не менее 80%, что приводит к повышению несущей способности трубопровода.

Технический результат достигается за счет того, что в способе приварки ремонтной конструкции к трубопроводу, характеризующемся разделкой кромок торцов ремонтной конструкции под сварку, предварительным нагревом кольцевых кромок на торцах ремонтной конструкции, установкой и наложением сварных наплавочных и заполняющих валиков, формирующих угловой сварной шов и число которых не менее двух, на трубопроводе предварительно осуществляют установку ремонтной конструкции с зазором между трубопроводом и конструкцией от 3,0 до 5,0 мм, затем последовательно выполняют сварку продольных и кольцевых швов ремонтной конструкции, при этом предварительный нагрев кольцевых кромок на торцах ремонтной конструкции для угловых сварных швов проводят в интервале температур от 130 до 150°С, а дуговую сварку торцов ремонтной конструкции осуществляют с формированием кольцевого углового сварного шва по всему периметру трубопровода, при этом установку сварных наплавочных валиков осуществляют так, что крайний сварной валик не перекрывается заполняющими валиками, а после наложения заполняющих валиков по контуру углового сварного шва накладывают дополнительный сварной валик, причем выдерживают температуру охлаждения между накладываемыми сварными валиками в интервале от 130 до 170°С, затем охлаждают угловой сварной шов, со скоростью не более 40°С /сек путем непрерывного сопутствующего подогрева, до 170°С, и дальнейшее охлаждение выполняют путем укрытия теплоизолирующими поясами до температуры 50°С.

Способ приварки ремонтной конструкции к трубопроводу поясняется чертежом, где на фиг. представлена схема осуществления способа приварки ремонтной конструкции к трубопроводу.

На чертеже приняты следующие обозначения:

1 - трубопровод;

2 - ремонтная конструкция;

3 - контурный валик;

4 - завершающий корректирующий валик;

5 - наплавочные валики;

6 - заполняющие валики

δм - толщина стенки ремонтной конструкции;

δом - толщина стенки трубопровода;

t - зазор между ремонтной конструкцией и трубопроводом;

К1 - катет шва со стороны трубопровода;

К2 - катет шва со стороны ремонтной конструкции

Реализация способа сварки заключается в выполнении сборочно-сварочных операций в следующей последовательности:

- осуществляют установку ремонтной конструкции 2 на трубопровод 1 с зазором t между трубопроводом и конструкцией от 3,0 до 5,0 мм с помощью наружного центратора;

- выполняют предварительный подогрев продольных и кольцевых кромок в интервале температур от 130 до 150°С;

- выполняют прихватку продольных стыков;

- выполняют сварку продольных стыков;

- выполняют сварку торцов с формированием кольцевого углового шва по всему периметру трубопровода.

Наложение кольцевых валиков выполняют в следующей последовательности:

а) наносят наплавочные валики 5, при этом каждый последующий валик перекрывает, по ширине, предыдущий не менее, чем на 50%;

б) наносят контурный валик 3;

в) наносят заполняющие валики 6, при этом контурный валик не перекрывается заполняющим валиком;

г) наносят завершающий (дополнительный) валик по контуру углового сварного шва;

д) между накладываемыми валиками выдерживают температуру охлаждения в интервале от 130 до 170°С;

е) после выполнения сварки охлаждают угловой сварной шов со скоростью не более 40 0С/сек путем непрерывного подогрева до 170°С;

к) накрывают угловой сварной шов теплоизолирующими поясами и выполняют охлаждение до температуры 50°С;

- удаляют теплоизолирующие маты и выполняют дальнейшее охлаждение стыка на воздухе.

Следует отметить, что местный (на длине не более 1/6 периметра трубопровода) интервал зазора между трубопроводом и ремонтной конструкцией от 3,0 до 5,0 мм выбран экспериментально, как наиболее оптимальный и часто встречающийся на практике, т.к. сборка стыка без зазора по всему периметру невозможна из-за эллипсности трубопровода по диаметру.

Выбор предварительного подогрева кольцевых кромок на торцах ремонтной конструкции для угловых сварных швов в интервале температур от 130° до 150°С, был сделан из следующих условий:

- при нагреве кромок ниже 130°С, тепловложение в металл оказывается недостаточным и после сварки, в зоне термического влияния, образуется закалочная структура нижнего бейнита, обладающая низкой трещиностойкостью из-за высокой загрязненности границ зерен неметаллическими включениями;

- при нагреве кромок выше 150°С, тепловложение в металл оказывается избыточным, что приводит к росту зерна и снижению показателей механических свойств в части пластичности и вязкости.

Кроме того, при температурах охлаждения между накладываемыми сварными валиками в интервале от 130 до 170°С механические свойства сварных соединений в части вязкостных характеристик при низких температурах и твердости являются оптимальными.

Способ приварки ремонтной конструкции к трубопроводу показан на следующих примерах.

Пример.

На трубопровод 1 с номинальным наружным диаметром 219 мм с толщиной стенки 10 мм класса прочности К48 устанавливают ремонтную конструкцию 2 в виде герметичной муфты длиной 1000 мм (класс прочности К48, толщина стенки 10 мм, внутренний диаметр муфты 219 мм) с зазором от 3,0 до 5,0 мм. Сварку выполняют электродами типа Э50А ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467 -75) с предварительным подогревом 100°С, 150°С, 200°С. Сварку стыков выполняют на одинаковых режимах.

Результаты механических испытаний металла сварных соединений на твердость (HV10) и ударную вязкость следующие:

- предварительный подогрев продольных, кольцевых швов и кольцевых кромок 100°С: 24-44 Дж/см2 (KCV -40); 220-250 (HV10);

- предварительный подогрев продольных, кольцевых швов и кольцевых кромок 150°С: 52-68 Дж/см2 (KCV -40); 205-220 (HV10);

- предварительный подогрев продольных, кольцевых швов и кольцевых кромок 200°С: 29-45 Дж/см2 (KCV -40); 190-210 (HV10).

Пример 2.

На трубопроводе 1 с номинальным наружным диаметром 426 мм с толщиной стенки 10 мм класса прочности К48 устанавливают ремонтную конструкцию 2 в виде герметичной муфты длиной 1000 мм (класс прочности К48, толщина стенки 10 мм, внутренний диаметр муфты 426 мм) с зазором от 3,0 до 5,0 мм. Сварку выполняют электродами типа Э50А ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467 -75) с предварительным подогревом 130°С, 150°С, 200°С. Сварку стыков выполняют на одинаковых режимах.

Результаты механических испытаний металла сварных соединений на твердость (HV10) и ударную вязкость следующие:

- предварительный подогрев продольных, кольцевых швов и кольцевых кромок 80°С: 24-44 Дж/см2 (KCV -40); 225-260 (HV10);

- предварительный подогрев продольных, кольцевых швов и кольцевых кромок 130°С: 52-59 Дж/см2 (KCV -40); 200-210 (HV10);

- предварительный подогрев продольных, кольцевых швов и кольцевых кромок 220°С: 25-42 Дж/см2 (KCV -40); 180-190 (HV10);

- предварительный подогрев продольных, кольцевых швов и кольцевых кромок 170°С: 54-64 Дж/см2 (KCV -40); 180-190 (HV10).

Сварка выполняется электродами типа Э50А, Э60 по ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75.

Сварка угловых швов выполняется последовательным наложением валиков с суммарным катетом шва равным толщине ремонтной конструкции 2 без перекрытия контурного валика 3 и наложением дополнительного завершающего корректирующего валика 4.

С целью определения работоспособности конструкции и ее оптимальных характеристик были проведены натурные опытные работы в производственных условиях при температурах окружающего воздуха до минус 10°С включительно.

На трубопроводе 1 диаметром 219 мм (2 образца) и 426 мм (2 образца) были приварены ремонтные конструкции типа разрезной тройник. На трубопроводе диаметром 219 мм были приварены ремонтные конструкции с патрубками и диаметром 57 мм, а на трубопроводе диаметром 426 мм были приварены ремонтные конструкции диаметром 159 мм.

Неразрушающий контроль показал отсутствие дефектов сварочного происхождения, а также механических повреждений и трещин.

В результате были установлены параметры технологии сварки, указанные в таблице 1.

Сваренные натурные образцы были испытаны на специализированном стенде на статическую прочность и циклическую долговечность. Результаты испытания натурных образцов трубопроводов с разрезными тройниками на статическую прочность приведены в таблице 2.

Результаты испытания натурных образцов трубопроводов с разрезными тройниками на циклическую долговечность приведены в таблице 3.

Применение предложенного способа обеспечивает получение сварного соединения с высоким металлургическим качеством и высокими вязко-пластическими свойствами, что повышает его сопротивляемость трещинообразованию и, соответственно, повышает несущую способность трубопровода.

Предложенное техническое решение может быть использовано при выполнении ремонтных работ на трубопроводах.

Способ приварки ремонтной конструкции к трубопроводу, характеризующийся разделкой кромок торцов ремонтной конструкции под сварку, предварительным нагревом кольцевых кромок на торцах ремонтной конструкции, установкой и наложением сварных наплавочных и заполняющих валиков, формирующих угловой сварной шов, число которых не менее двух, при этом на трубопроводе предварительно осуществляют установку ремонтной конструкции с зазором между трубопроводом и конструкцией от 3,0 до 5,0 мм, затем последовательно выполняют сварку продольных и кольцевых швов ремонтной конструкции, при этом предварительный нагрев кольцевых кромок на торцах ремонтной конструкции для угловых сварных швов проводят в интервале температур от 130 до 150°С, а дуговую сварку торцов ремонтной конструкции осуществляют с формированием кольцевого углового сварного шва по всему периметру трубопровода, при этом установку сварных наплавочных валиков осуществляют так, что крайний сварной валик не перекрывается заполняющими валиками, а после наложения заполняющих валиков по контуру углового сварного шва накладывают дополнительный сварной валик, причем выдерживают температуру охлаждения между накладываемыми сварными валиками в интервале от 130 до 170°С, затем охлаждают угловой сварной шов со скоростью не более 40°С/с путем непрерывного сопутствующего подогрева, до 170°С, и дальнейшее охлаждение выполняют путем укрытия теплоизолирующими поясами до температуры 50°С.
Способ приварки ремонтной конструкции к трубопроводу
Способ приварки ремонтной конструкции к трубопроводу
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 150.
25.08.2017
№217.015.99a7

Способ подготовки магистрального нефтепровода для транспортировки светлых нефтепродуктов

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта, в частности к способам очистки внутренней поверхности магистральных нефтепроводов. Осуществляют химическую очистку внутренней поверхности нефтепровода, предварительного разделенного на очищаемые участки, путем пропуска по всей длине...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002609786
Дата охранного документа: 03.02.2017
25.08.2017
№217.015.a33e

Способ внутритрубного ультразвукового контроля

Использование: для обнаружения дефектов в стенке трубопровода. Сущность изобретения заключается в том, что с помощью ультразвуковых преобразователей возбуждают импульсы упругой волны в перекачиваемой по трубопроводу жидкости под заданным углом к внутренней поверхности трубопровода по ходу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002607258
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.a3e7

Способ определения точного объема вынесенного металла коррозионных дефектов по ультразвуковым данным втд

Использование: для определения точного объема вынесенного металла коррозионных дефектов. Сущность изобретения заключается в том, что способ определения точного объема вынесенного металла коррозионных дефектов состоит из следующих этапов: предварительная загрузка данных о потерях металла;...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002607359
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.a57c

Способ оценки геометрических размеров дефектов стенки трубной секции и сварных швов по данным ультразвукового внутритрубного дефектоскопа с помощью поиска связанных индикаций

Использование: для оценки геометрических размеров дефектов стенки трубной секции и сварных швов. Сущность изобретения заключается в том, что по данным ультразвукового внутритрубного дефектоскопа с помощью поиска связанных индикаций оценивают длину, ширину и глубину дефекта. Технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002607766
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.b00d

Способ контроля технологических режимов работы трубопровода

Изобретение относится к области магистрального транспорта нефти и нефтепродуктов, а именно к способу контроля технологических режимов в процессе эксплуатации трубопровода на основе обработки данных системы диспетчерского контроля управления по фактической цикличности рабочего давления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002611132
Дата охранного документа: 21.02.2017
25.08.2017
№217.015.b2d2

Способ оценки параметров движения средств очистки и диагностики (сод) по трубопроводу

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, в частности к способу автоматизации процесса оценки параметров движения средств очистки и диагностики (далее СОД) по трубопроводу в зависимости от режима работы трубопровода и свойств перекачиваемого продукта для совершенствования процесса...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613754
Дата охранного документа: 21.03.2017
25.08.2017
№217.015.b7e8

Резервуар для перевозки жидкостей с изменяющейся геометрией корпуса

Резервуар для перевозки жидкостей с изменяющейся геометрией корпуса содержит крышу, днище, попарно подвижно соединенные боковые и торцовые складные модули, съемную горловину, два силовых цилиндра, сливо-наливной и технологический патрубки и нагнетательные шланги. Резервуар снабжен эластичной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002614935
Дата охранного документа: 30.03.2017
25.08.2017
№217.015.b904

Способ маркировки трубных изделий, трубное изделие с маркировкой и система идентификации трубных изделий

Изобретение относится к области маркировки и последующей идентификации трубных изделий. Технический результат - обеспечение возможности идентификации завода-изготовителя трубных секций как во время строительства и реконструкции трубопровода, так и в процессе эксплуатации трубопровода подземной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615329
Дата охранного документа: 04.04.2017
25.08.2017
№217.015.bc3b

Способ термостабилизации грунтов оснований свайных фундаментов опор трубопровода

Изобретение относится к теплотехнике в области строительства, а именно к термостабилизации грунтовых оснований свайных фундаментов опор трубопровода и трубопроводов подземной прокладки, расположенных на многолетнемерзлых грунтах. Способ термостабилизации грунтов оснований свайных фундаментов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616029
Дата охранного документа: 12.04.2017
25.08.2017
№217.015.be09

Способ дистанционного наблюдения за состоянием линейной части магистральных трубопроводов и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к диагностике состояния линейной части магистральных трубопроводов (ЛЧ МТ), в частности к обнаружению и наблюдению за изменением технического состояния объектов магистральных трубопроводов. Заявленное устройство включает, размещенные в корпусе блок приема-передачи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616736
Дата охранного документа: 18.04.2017
Показаны записи 1-10 из 17.
27.11.2013
№216.012.84b9

Способ удлинения сваи

Изобретение относится к строительству, в частности к свайным фундаментам, закладываемым в грунты с вечной мерзлотой. Способ включает разделку торцов элементов сваи. После разделки осуществляют сборку элементов сваи. Затем осуществляют приварку четырех шестигранных усиливающих накладок к внешней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499655
Дата охранного документа: 27.11.2013
10.07.2014
№216.012.db4e

Способ сварки трубопроводов без предварительного подогрева стыков

Изобретение относится к способу сварки трубопроводов без предварительного подогрева стыков. Способ включает в себя соединение 2-х и более цилиндрических металлических труб, трубных секций, трубных плетей сварным кольцевым стыком с применением дуговой сварки по всему периметру трубы. Каждый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521920
Дата охранного документа: 10.07.2014
20.09.2015
№216.013.7dc4

Способ сварки трубопроводов из высокопрочных труб с контролируемым тепловложением

Изобретение относится к способу сварки трубопроводов из высокопрочных труб. Разделывают кромки соединяющих торцов труб под сварку с соотношением суммарной ширины разделки кромок к толщине свариваемых элементов в диапазоне от 1,3 до 2,0. Собирают элементы. Осуществляют предварительный подогрев...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002563793
Дата охранного документа: 20.09.2015
20.04.2016
№216.015.334b

Способ определения места повреждения протяженного анодного заземлителя

Изобретение относится к защите подземных сооружений от коррозии и может быть использовано при контроле работы устройств катодной защиты от коррозии. Сущность: поиск места повреждения протяженного анодного заземлителя (ПАЗ) индукционным способом осуществляют в три этапа с использованием...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582301
Дата охранного документа: 20.04.2016
12.01.2017
№217.015.634c

Способ неразрушающего контроля литых корпусных деталей

Использование: для неразрушающего контроля литых корпусных деталей. Сущность изобретения заключается в том, что выполняют секторное сканирование датчиком ФАР посредством качания луча с одновременным перемещением датчика ФАР по участку контроля сначала в поперечной, а затем в продольной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002589456
Дата охранного документа: 10.07.2016
25.08.2017
№217.015.b904

Способ маркировки трубных изделий, трубное изделие с маркировкой и система идентификации трубных изделий

Изобретение относится к области маркировки и последующей идентификации трубных изделий. Технический результат - обеспечение возможности идентификации завода-изготовителя трубных секций как во время строительства и реконструкции трубопровода, так и в процессе эксплуатации трубопровода подземной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615329
Дата охранного документа: 04.04.2017
25.08.2017
№217.015.cb92

Двудечная плавающая крыша вертикального стального резервуара для нефти и нефтепродуктов

Изобретение относится к области хранения нефти, в частности к плавающим крышам резервуаров для хранения нефти и/или нефтепродуктов. Двудечная плавающая крыша нефтяного резервуара включает в себя расположенные концентрически сегменты крыши, содержащие соединенные между собой отсеки, при этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620243
Дата охранного документа: 23.05.2017
19.01.2018
№218.016.02c0

Способ ремонта отливок с применением дуговой сварки

Изобретение относится к способу ремонта отливки. На ремонтируемом дефекте осуществляют разделку кромок под сварку. Удаляют дефектный участок отливки. Осуществляют предварительный подогрев по контуру ремонтируемого дефектного участка на ширину не менее 250 мм в диапазоне температур от 150 до...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630080
Дата охранного документа: 05.09.2017
17.02.2018
№218.016.2a07

Способ дуговой сварки трубопроводов

Изобретение относится к способу дуговой сварки трубопроводов. Выполняют разделку кромок торцов труб под сварку, сборку труб и предварительный подогрев кромки торцов труб при температуре от 180 до 270°С. Осуществляют наложение сварных валиков, формирующих стыковое сварное соединение, с выдержкой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643120
Дата охранного документа: 30.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a1e

Способ дуговой сварки тройниковых соединений (велдолетов) магистральных трубопроводов

Изобретение относится к способу дуговой сварки тройникового соединения магистрального трубопровода в виде трубы и велдолета. Выполняют технологическое отверстие в трубе. Осуществляют разделку кромок под сварку, предварительный подогрев кромок в диапазоне температур от 150 до 200°С и нанесение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643118
Дата охранного документа: 30.01.2018
+ добавить свой РИД