×
16.05.2023
223.018.62f7

Результат интеллектуальной деятельности: Байпасная и импульсная обвязки линейных кранов в составе крановых узлов многониточных магистральных газопроводов, проложенных в одном технологическом коридоре

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области эксплуатации магистральных газопроводов и может быть использовано для безопасного выполнения предремонтных (опорожнение) и предпусковых (заполнение участков магистральных газопроводов природным газом) операций, а также для создания резервного питания импульсным газом приводов линейных, байпасных и свечных кранов в составе крановых узлов при возможном нарушении целостности многониточных магистральных газопроводов, проложенных в одном технологическом коридоре. Байпасная и импульсная обвязки линейных кранов в составе крановых узлов многониточных магистральных газопроводов, проложенных в одном технологическом коридоре, включают байпасные и свечные газопроводы с байпасными и свечными кранами, а также импульсные обвязки, состоящие из: стояков отбора импульсного газа с отводными кранами, емкостей резервного питания импульсным газом с входными и выходными газопроводами, отсечными кранами и манометрами, газопроводов контуров импульсной обвязки с отсечными и свечными кранами, свечными линиями и обратными клапанами, манометрами, шкафами датчиков КИПиА, фильтрами, электропневматическими узлами управления пневмогидроприводами линейных, байпасных и свечных кранов в составе крановых узлов многониточных магистральных газопроводов. При этом между байпасными и свечными кранами смонтированы узлы переключений на байпасных обвязках, состоящие из обводных газопроводов с обводными кранами и кранами-регуляторами; в импульсных обвязках смонтированы узлы переключений между стояками отбора импульсного газа, состоящие из обводных газопроводов с обводными кранами и кранами-регуляторами, между газопроводами байпасных обвязок и входными газопроводами в емкости резервного питания импульсным газом смонтированы обводные газопроводы с обводными кранами, между выходными газопроводами из емкостей резервного питания импульсным газом смонтирован обводной газопровод с обводным краном. Изобретение обеспечивает компенсацию температурного разбаланса, возникающего в крановых узлах при опорожнении (резкое охлаждение в зоне свечной линии и свечного крана) и заполнении (резкий нагрев в зоне стояков отбора импульсного газа) участков магистральных газопроводов природным газом. 1 ил.

Изобретение относится к области эксплуатации магистральных газопроводов и может быть использовано для безопасного выполнения предремонтных (опорожнение) и предпусковых (заполнение участков магистральных газопроводов природным газом) операций, а также для создания резервного питания импульсным газом приводов линейных, байпасных и свечных кранов в составе крановых узлов при возможном нарушении целостности многониточных магистральных газопроводов, проложенных в одном технологическом коридоре.

Известны формы типовых байпасных и импульсных обвязок линейных кранов (7.402-2 Типовые узлы / Монтажные узлы установки арматуры на магистральных газопроводах диаметром до 1420 мм на рабочее давление 7,5 МПа// Альбом I - «Технологическая часть». Альбом II - «КИП и Автоматика». Альбом III - «Строительная часть». ВНИПИТРАНСГАЗ. -1984), а также основные правила их технической эксплуатации (СП 36.13330.2012 Свод Правил «Магистральные трубопроводы» // Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* с изменениями №1, 2. -2012).

Типовая байпасная обвязка линейного крана в составе кранового узла состоит из двух байпасных и одного свечного газопроводов (DN 300) с двумя байпасными и свечным кранами, при этом первый «по ходу газа» байпасный кран имеет свой обводной газопровод (DN 100) с обводным краном и краном-регулятором. Типовая импульсная обвязка линейного крана в составе кранового узла состоит из: стояков отбора импульсного газа с силовыми инвентарными заглушками и отводными кранами; емкости резервного питания импульсным газом с входным и выходным газопроводами, отсечными кранами и манометром; газопроводов контуров импульсной обвязки с отсечными и свечными кранами, свечными линиями и обратными клапанами, манометрами, шкафами датчиков КИПиА, фильтрами, электропневматическими узлами управления пневмогидроприводами линейного, байпасных и свечного кранов в составе кранового узла.

Недостатками типовых обвязок линейных кранов являются: вынужденные ограничения в достигаемых скоростях сброса (при опорожнении) и подъема (при заполнении) давления природного газа в участке магистрального газопровода, существенно влияющие на время его вывода/ввода в эксплуатацию и, соответственно, на объем выполняемой товаротранспортной работы. Сами ограничения непосредственно связаны с проявлением разнонаправленных по своей физической сути эффектов Джоуля-Томпсона и Гартмана-Шпренгера и с не всегда адекватными последствиями ручного регулирования скорости потока природного газа имеющимся штатным оборудованием кранового узла. В трассовых условиях при отсутствии в обвязке кранового узла крана-регулятора кажущийся температурный баланс достигается дросселированием потока газа с помощью трубопроводной арматуры, чего допускать категорически нельзя, исходя из требований Правил эксплуатации шаровых кранов, по причине деформации резиновых уплотнительных колец шаровой пробки крана мощными потоками газа и приведения, таким образом, самого шарового крана в неработоспособное состояние (СТО Газпром 2-3.5-454-2010 Правила эксплуатации магистральных газопроводов // ОАО «ГАЗПРОМ». - 2010). Торможение потока газа трубопроводной арматурой, зачастую, операция вынужденная, но распространенная в эксплуатации, поскольку при проявлении вышеуказанных эффектов наблюдается нерегулируемые резкие охлаждение (при опорожнении) и разогрев (при заполнении) определенных участков байпасной и импульсной обвязок на крановом узле, частично снять которые возможно только организацией дополнительного (замедленного/ускоренного) массопереноса. Очевидно, что если в контуре есть массоперенос, то будет и теплоперенос. Другие, используемые на практике способы (например, установка дросселирующей шайбы, ограничивающей проходное сечение; установка дополнительной трубопроводной арматуры в тупиковых полостях; организация перетока газа в емкость резервирования импульсного газа; установка шланга высокого давления) либо малоэффективны, либо ограничены требованиями локальных нормативных актов и надзорными органами (например, неполное раскрытие крана). В итоге развивается температурный разбаланс, приводящий к риску возникновения аварийного нарушения работоспособности трубопроводной арматуры и разрушения коррозионно-защитного покрытия газопровода со всеми вытекающими последствиями.

Известен способ предупреждения нагрева элементов трубной обвязки кранового узла при заполнении участка газопровода (патент RU 2577896 С1, F16D3/00, опубл. 20.03.2016), включающий регулирование потоков газа и контроль давления за счет выполнения трубного соединения тупиковых ответвлений крановой обвязки путем фланцевых соединений и обеспечения тем самым дополнительного перепуска газа.

Согласно описанию, нагрев наблюдается в тупиковом ответвлении на заполняемом участке газопровода (на заполняющем - этого не происходит) из-за срыва потока и его пульсации в месте соединения стояка отбора импульсного газа к основной линии байпаса. В описании не уточняется тип соединения стояка отбора импульсного газа к основной линии байпаса. Хотя это уточнение является ключевым, поскольку, исходя из опыта эксплуатации, неконтролируемый нагрев наблюдается только в тех модификациях типовых проектных решений стояков отбора импульсного газа, которые собраны из тройника 300×200 мм, соответствующего перехода 200×100 мм (либо 200×50 мм) и непосредственно самого стояка - участка трубы DN 100 (либо DN 50), оканчивающегося силовой инвентарной заглушкой. А, к примеру, на соединениях типа «прямая врезка» заводского изготовления 300×50 такого нагрева не происходит. Заявленный способ работает только на предупреждение нагрева за счет компенсации эффекта Гартмана-Шпренгера. Компенсация резкого охлаждения при опорожнении из-за эффекта Джоуля-Томпсона не рассмотрена вообще, и получается, что сам крановый узел, судя по описанию, работает только в одну сторону - для заполнения газом, хотя это далеко не так. Крановый узел в зависимости от рельефа местности может быть расположен в самой высокой и самой низкой части трассы и, исходя из производственной необходимости и при соблюдении всех исчерпывающих требований безопасности, должен выполнять обе функции - работать не только на заполнение, но и на опорожнение, причем с одинаковым функционалом для любого из прилегающих участков, расположенных до и после линейного крана. Очевиден также недостаток в выборе способа установки дополнительного байпаса на крановом узле через фланцевые соединения. В газовой промышленности применение фланцевых соединений носит самый ограничений характер, поскольку при таких показателях трассового давления (от 7,4 МПа) и при наличии суточных и сезонных перепадов температур - любое фланцевое соединение из-за использования в нем материалов с различной степенью температурного расширения/сужения является потенциальной угрозой возникновения неконтролируемых утечек природного газа. Поэтому согласно руководящим и локальным нормативным актам ПАО «Газпром» вместо фланцевого соединения наиболее логичным и приемлемым представляется использование технологий сварки (СТО Газпром 2-2.2-136-2007 Инструкция по технологиям сварки при строительстве и ремонте промысловых и магистральных газопроводов / Части I и II //ОАО «ГАЗПРОМ». - 2007) в комплексе с неразрушающими методами контроля (СТО Газпром 2-2.4-083-2006 Инструкция по неразрушающим методам контроля качества сварных соединений при строительстве и ремонте промысловых и магистральных газопроводов //ОАО «ГАЗПРОМ». - 2006). Также согласно изобретению после заполнения газопровода и пуска его в эксплуатацию предложено производить обратную замену крана обратным клапаном. Эту операцию без стравливания части контура импульсной обвязки сделать невозможно по очевидным техническим причинам. Следовательно, в качестве недостатка можно отметить не только возможное наличие невосполнимых потерь товарного газа, но и вероятное нанесение вреда экологии в околотрассовом пространстве. Также в данном способе не уделено внимания усовершенствованию байпасной и импульсной обвязок с целью дополнительного резервирования импульсного газа для управления линейным, байпасными и свечным кранами в случае возникновения аварийной ситуации на магистральном газопроводе для перекрытия потока перекачиваемой среды, в том числе и на многониточных магистральных газопроводах, проложенных в одном технологическом коридоре.

Известна байпасная обвязка линейного крана магистрального газопровода, применяемая для предотвращения катастрофического развития аварийной ситуации при нарушении целостности газопровода, обеспечивающая импульсным газом привод линейного крана и используемая в качестве аккумулятора импульсного газа для него (патент RU 2714466 С2, F17D 3/00, F17D5/00, опубл. 17.02.2020).

Недостатком является неполный функционал используемой импульсной обвязки, которая после заявленного усовершенствования в аварийной ситуации обеспечивает импульсным газом только привод линейного крана, не охватывая при этом своим резервным ресурсом обеспечение приводов байпасных и свечного крана в составе кранового узла. He предусмотрено также взаимное резервирование импульсного газа для многониточных магистральных газопроводов, проложенных в одном технологическом коридоре.

Поскольку ни одно из рассмотренных выше изобретений не решает в комплексе всех насущных производственных задач, но при этом они сами по себе все-таки являются, несмотря на наличие недостатков, исчерпывающими функциональными техническими решениями части этих задач, и построены на усовершенствовании типовой обвязки кранового узла, то наиболее близким техническим решением (прототипом) целесообразно считать устройство именно типовой обвязки крановых узлов (7.402-2 Типовые узлы / Монтажные узлы установки арматуры на магистральных газопроводах диаметром до 1420 мм на рабочее давление 7,5 МПа // Альбом I - «Технологическая часть». Альбом II - «КИП и Автоматика». Альбом III - «Строительная часть». ВНИПИТРАНСГАЗ. - 1984).

В добавление к уже перечисленным недостаткам прототипа, связанным с необходимостью компенсации двух физических эффектов Джоуля-Томпсона и Гартмана-Шпренгера, приводящим к температурному разбалансу и требующим организации дополнительного перетока газа в контурах крановых узлов (взамен неконтролируемого дросселирования трубопроводной арматурой), следует отнести также отсутствие взаимного резервирования импульсного газа для управления линейными, байпасными и свечными кранами в составе крановых узлов многониточных магистральных газопроводов, проложенных в одном технологическом коридоре.

Задачей изобретения являются: компенсация температурного разбаланса, возникающего в крановых узлах при опорожнении (резкое охлаждение в зоне свечной линии и свечного крана) и заполнении (резкий нагрев в зоне стояков отбора импульсного газа) участков магистральных газопроводов природным газом; обеспечение этой температурной компенсации при осуществлении обеих функций крановых узлов (при работе на опорожнение/заполнение) для любого из прилегающих участков магистральных газопроводов, расположенных до и после линейных кранов; использование только неразъемных составных функциональных элементов и частей крановых узлов для снижения риска возникновения невосполнимых потерь товарного газа и нанесения вреда экологии в околотрассовом пространстве; газосбережение перед осуществлением технологических операций по опорожнению участков магистральных газопроводов; создание дополнительного резервного ресурса импульсного газа для управления линейными, байпасными и свечными кранами в составе крановых узлов и перекрытия потока перекачиваемого природного газа в случае возникновения аварийной ситуации на многониточных магистральных газопроводах, проложенных в одном технологическом коридоре; создание дополнительного резервного ресурса импульсного газа из участков байпасных газопроводов между байпасным и свечными кранами в период проведения ремонтных, диагностических и экспертных работ на емкостях резервного питания импульсным газом.

Технический результат достигается тем, что в известном устройстве типовой обвязки крановых узлов многониточных магистральных газопроводов, проложенных в одном технологическом коридоре, между первыми и вторыми «по ходу газа» байпасными и свечными кранами (DN 300) в байпасных обвязках (DN 300) линейных кранов (DN 1400) смонтированы узлы переключений, состоящие из обводных газопроводов (DN 100) с двумя обводными кранами (DN 100) и краном-регулятором (DN 100), между первыми и вторыми «по ходу газа» стояками отбора импульсного газа (DN 50) смонтированы узлы переключений, состоящие из обводных газопроводов (DN 50) с четырьмя обводными кранами (DN 50) и краном-регулятором (DN 50); между газопроводами байпасных обвязок (DN 300) и входными газопроводами (DN 25) в емкости резервного питания импульсным газом (DN 150) смонтированы обводные газопроводы (DN 25) с обводными кранами (DN 25); между выходным газопроводом (DN 25) из емкости резервного питания импульсным газом (DN 150) кранового узла на первом магистральном газопроводе (DN 1400) и выходным газопроводом (DN 25) из емкости резервного питания импульсным газом (DN 150) кранового узла на втором магистральном газопроводе (DN 1400), проложенном в одном технологическом коридоре с первым, смонтирован обводной газопровод (DN 25) с обводным краном (DN 25).

На чертеже представлена принципиальная схема байпасной и импульсной обвязок линейных кранов в составе крановых узлов многониточных магистральных газопроводов, проложенных в одном технологическом коридоре. Контуры демонтированных оборудования и газопроводов показан штрих-пунктирными линиями. Вновь смонтированные оборудование и газопроводы показаны жирной линией.

Конструкция байпасной и импульсной обвязки линейных кранов 1 и 2 в составе крановых узлов многониточных магистральных газопроводов 3 и 4, проложенных в одном технологическом коридоре, содержит в своем составе байпасные 5-8 и свечные 9 и 10 газопроводы с установленными на них байпасными 11-14 и свечными 15 и 16 кранами. Обводные газопроводы 17 и 18 байпасных кранов 11 и 12 с обводными кранами 19 и 20, кранами-регуляторами 21 и 22, имеющиеся в прототипе, демонтированы и установлены во вновь смонтированных узлах I и II переключений на байпасных обвязках (обозначены жирными линиями на чертеже), состоящих из обводных газопроводов 23-26 с обводными кранами 27-30 и кранами-регуляторами 31 и 32. На стояках 33-36 отбора импульсного газа с отводными кранами 37-44 демонтированы силовые инвентарные заглушки, на месте которых смонтированы узлы III и IV переключений между стояками отбора импульсного газа (обозначены жирными линиями на чертеже), состоящие из обводных газопроводов 45-50 с обводными кранами 51-58 и кранами-регуляторами 59-60. Между байпасными газопроводами 5 и 6 и входными газопроводами 61 и 62 в емкости резервного питания импульсным газом 63 и 64 с отсечными кранами 65-68 смонтированы обводные газопроводы 69 и 70 с обводными кранами 71 и 72. Между выходным газопроводом 73 из емкости резервного питания импульсным газом 63 (с отсечными кранами 74, 75 и манометром 76) и выходным газопроводом 77 из емкости резервного питания импульсным газом 64 (с отсечными кранами 77, 79 и манометром 80) смонтирован обводной газопровод 81 с обводным краном 82. Газопроводы контуров импульсной обвязки 83-86 (с отсечными 87-96 и свечными 97 и 98 кранами, свечными линиями 99 и 100 обратными клапанами 101-104, манометрами 105-110, шкафами датчиков КИПиА 111-114, фильтрами 115 и 116, электропневматическими узлами управления 117 и 118) запитаны от стояков отбора импульсного газа 33-36. Пневмогидроприводы 119-126 управляются сигналами от электропневматических узлов управления 117 и 118, импульсный газ для которых поступает по газопроводам импульсной обвязки 127-134.

Байпасная и импульсная обвязки линейных кранов в составе крановых узлов многониточных магистральных газопроводов, проложенных в одном технологическом коридоре, работают следующим образом.

При эксплуатации многониточного технологического коридора магистральных газопроводов 3 и 4 природный газ транспортируется через открытые линейные краны 1 и 2. Нормальное положение байпасных 11-14, свечных 15 и 16, обводных 27-30, 51-58, отводных 39, 40, 43, 44 кранов и кранов-регуляторов 31, 32, 59, 60 - «закрыт». Нормальное положение отводных кранов 37, 38, 41, 42 - «открыт». Обводные газопроводы 17 и 18 байпасных кранов 11 и 12 с обводными кранами 19 и 20, кранами-регуляторами 21 и 22 демонтированы. Основное питание газопроводов 83-86 импульсной обвязки с открытыми отсечными 87-96 и свечными 97 и 98 кранами, свечными линиями 99 и 100 обратными клапанами 101-104, манометрами 105-110, шкафами датчиков КИПиА 111-114, фильтрами 115 и 116, электропневматическими узлами 117 и 118 управления осуществляют от стояков 33-36 отбора импульсного газа. Импульсный газ поступает по газопроводам 127-134 импульсной обвязки на электропневматические узлы 117, 118 управления и пневмогидроприводы 119-126 линейных 1 и 2, байпасных 11-14 и свечных 15 и 16 кранов. Резервное питание газопроводов 83-86 импульсной обвязки осуществляют от емкостей 63 и 64 резервного питания импульсным газом. Нормальное положение отсечных кранов 65-68, 74, 75, 78, 79 на входных 61, 62 и выходных 73, 77 газопроводах емкостей 63 и 64 резервного питания импульсным газом - «открыт». Дополнительное резервное питание газопроводов импульсных обвязок крановых узлов при возможном нарушении целостности многониточных магистральных газопроводов, проложенных в одном технологическом коридоре, осуществляют через вновь смонтированные обводные газопроводы 69, 70, и 81. Нормальное положение вновь смонтированных обводных кранов 71, 72 и 82 - «открыт».

Для опорожнения природного газа из участков магистральных газопроводов 3 и 4, находящихся до открытых линейных кранов 1 и 2, во вновь смонтированных узлах I и II переключений на байпасных обвязках открывают вновь смонтированные обводные краны 27 и 28 на вновь смонтированных обводных газопроводах 23 и 24. Через вновь смонтированные краны-регуляторы 31 и 32 на вновь смонтированных обводных газопроводах 25 и 26 природный газ, с оптимально настроенным расходом, поступает в участки байпасных газопроводов 5 и 6 между закрытыми байпасными 11, 12 и свечными 15, 16 кранами. Линейные краны 1 и 2 закрывают. После заполнения обводных газопроводов 69, 70, 81 и емкостей 63 и 64 резервного питания импульсным газом, руководствуясь показаниями манометров 76 и 80, обводные краны 71, 72 закрывают. После этого открывают свечные краны 15, 16 и с оптимальной (для компенсации эффекта Джоуля-Томпсона) скоростью, за счет включения в схему кранов-регуляторов 31 и 32, стравливают природный газ в атмосферу, не допуская переохлаждения оголовков свечных газопроводов 9, 10 и свечных кранов 15, 16.

Для опорожнения природного газа из участков магистральных газопроводов 3 и 4, находящихся после открытых линейных кранов 1 и 2, во вновь смонтированных узлах I и II переключений на байпасных обвязках открывают вновь смонтированные обводные краны 29 и 30 на вновь смонтированных обводных газопроводах 23 и 24. Из байпасных газопроводов 7 и 8 через вновь смонтированные краны-регуляторы 31 и 32 на вновь смонтированных обводных газопроводах 25 и 26 природный газ, с оптимально настроенным расходом, поступает в участки байпасных газопроводов 5 и 6 между закрытыми байпасными 11, 12 и свечными 15, 16 кранами. Линейные краны 1 и 2 закрывают. После заполнения обводных газопроводов 69, 70, 81 и емкостей 63 и 64 резервного питания импульсным газом, руководствуясь показаниями манометров 76 и 80, обводные краны 71, 72 закрывают. После этого открывают свечные краны 15, 16 и с оптимальной (для компенсации эффекта Джоуля-Томпсона) скоростью, за счет включения в схему кранов-регуляторов 31 и 32, стравливают природный газ в атмосферу, не допуская переохлаждения оголовков свечных газопроводов 9, 10 и свечных кранов 15, 16.

Для заполнения природным газом участков магистральных газопроводов 3 и 4, находящихся до закрытых линейных кранов 1 и 2, во вновь смонтированных узлах I и II переключений на байпасных обвязках открывают вновь смонтированные обводные краны 29 и 30 на вновь смонтированных обводных газопроводах 23 и 24. Из байпасных газопроводов 7 и 8 через вновь смонтированные краны-регуляторы 31 и 32 на вновь смонтированных обводных газопроводах 25 и 26 природный газ, с оптимально настроенным расходом, поступает на заполнение в участки байпасных газопроводов 5 и 6 с закрытыми свечными 15, 16 и открытыми байпасными 11, 12 кранами. Обводные краны 27, 28 закрыты. Для компенсации эффекта Гартмана-Шпренгера на стояках 33-36 отбора импульсного газа открывают отводные краны 39, 40, 43, 44. Природный газ, проходя вновь смонтированные узлы III и IV переключений между стояками отбора импульсного газа, поступает по обводным газопроводам 45-50 через открытые обводные краны 53-56 в участки байпасных газопроводов 5 и 6 с оптимально отрегулированным кранами-регуляторами 59, 60 расходом, не вызывая при этом резкого перегрева в заполняемом участке за счет исключения тупиковых зон и организации дополнительного массо- и теплопереноса из заполняющего в заполняемый газопровод. Обводные краны 51, 52, 57, 58 закрыты. Руководствуясь показаниями манометров 105-108, при достижении перепада давления на затворе не более 0,2 МПа линейные краны 1 и 2 открывают и участок магистрального газопровода запускают в работу.

Для заполнения природным газом участков магистральных газопроводов 3 и 4, находящихся после закрытых линейных кранов 1 и 2, во вновь смонтированных узлах I и II переключений на байпасных обвязках открывают вновь смонтированные обводные краны 27 и 28 на вновь смонтированных обводных газопроводах 23 и 24. Через вновь смонтированные краны-регуляторы 31 и 32 на вновь смонтированных обводных газопроводах 25 и 26 природный газ, с оптимально настроенным расходом, поступает на заполнение в участки байпасных газопроводов 5 и 6 с закрытыми свечными 15, 16 и открытыми байпасными 13, 14 кранами. Обводные краны 29, 30 закрыты. Для компенсации эффекта Гартмана-Шпренгера на стояках 33-36 отбора импульсного газа открывают отводные краны 39, 40, 43, 44. Природный газ, проходя вновь смонтированные узлы переключений между стояками отбора импульсного газа III и IV, поступает по обводным газопроводам 45-50 через открытые обводные краны 51, 52, 57, 58 в участки байпасных газопроводов 5 и 6 с оптимально отрегулированным кранами-регуляторами 59, 60 расходом, не вызывая при этом резкого перегрева в заполняемом участке за счет исключения тупиковых зон и организации дополнительного массо- и теплопереноса из заполняющего в заполняемый газопровод. Обводные краны 53-56 закрыты. Руководствуясь показаниями манометров 105-108, при достижении перепада давления на затворе не более 0,2 МПа линейные краны 1 и 2 открывают и участок магистрального газопровода запускают в работу.

Пример 1. При проведении предремонтных операций на МГ «Ямбург-Тула I» требуется осуществить опорожнение от природного газа участка магистрального газопровода 3 до линейного крана 1.

Для этого осуществлены: демонтаж обводного газопровода 17 (DN 100) байпасного крана 11 (DN 300) с обводным краном 19 (DN 100) и краном-регулятором 21 (DN 100); сварочно-монтажные работы по установке между байпасным 11 (DN 300) и свечным 15 (DN 300) кранами узла переключений на байпасной обвязке I (DN 100), состоящего из обводных газопроводов 23, 25 (DN 100) с двумя обводными кранами 27, 29 (DN 100) и краном-регулятором 31 (DN 100). На стояках 33, 35 отбора импульсного газа (DN 50) демонтированы силовые инвентарные заглушки, на месте которых произведены сварочно-монтажные работы по установке узла III переключений между стояками отбора импульсного газа, состоящего из обводных газопроводов 45, 47, 49 (DN 50) с обводными кранами 51, 53, 55, 57 (DN 50) и краном-регулятором 59 (DN 50). Между газопроводом 5 байпасной обвязки (DN 300) и входным газопроводом 61 (DN 25) в емкость 63 резервного питания импульсным газом (DN 150) смонтирован обводной газопровод 69 (DN 25) с обводным краном 71 (DN 25). Между выходным газопроводом 73 (DN 25) из емкости 63 резервного питания импульсным газом (DN 150) кранового узла на магистральном газопроводе 3 (DN 1400) МГ «Ямбург-Тула I» и выходным газопроводом 77 (DN 25) из емкости 64 резервного питания импульсным газом (DN 150) кранового узла на магистральном газопроводе 4 (DN 1400) МГ «Ямбург-Тула II», проложенном в одном технологическом коридоре с магистральным газопроводом 3, смонтирован обводной газопровод 81 (DN 25) с обводным краном 82 (DN 25).

Для опорожнения природного газа из участка магистрального газопровода 3, находящегося до открытого линейного крана 1, в узле I переключений на байпасной обвязке открыли обводной кран 27 на обводном газопроводе 23. Обводной кран 29 при этом остался в положении - «закрыт». Через кран-регулятор 31 на обводном газопроводе 25 природный газ, с оптимально настроенным расходом, поступил в участок байпасного газопровода 5 между закрытыми байпасным 11 и свечным 15 кранами. Линейный кран 1 закрыли. После заполнения обводных газопроводов 69, 81 и емкости 63 резервного питания импульсным газом, руководствуясь показаниями манометра 76, обводной кран 71 закрыли. После этого открыли свечной кран 15 и с оптимальной (для компенсации эффекта Джоуля-Томпсона) скоростью, за счет включения в схему крана-регулятора 31, стравили природный газ в атмосферу, не допуская переохлаждения оголовка свечного газопровода 9 и свечного крана 15.

Пример 2. При проведении предремонтных операций на МГ «Ямбург-Тула I» требуется осуществить опорожнение от природного газа участка магистрального газопровода 3 после линейного крана 1.

Для этого осуществлены: демонтаж обводного газопровода 17 (DN 100) байпасного крана 11 (DN 300) с обводным краном 19 (DN 100) и краном-регулятором 21 (DN 100); сварочно-монтажные работы по установке между байпасным 11 (DN 300) и свечным 15 (DN 300) кранами узла I переключений на байпасной обвязке (DN 100), состоящего из обводных газопроводов 23, 25 (DN 100) с двумя обводными кранами 27, 29 (DN 100) и краном-регулятором 31 (DN 100). На стояках 33, 35 отбора импульсного газа (DN 50) демонтированы силовые инвентарные заглушки, на месте которых произведены сварочно-монтажные работы по установке узла III переключений между стояками отбора импульсного газа, состоящего из обводных газопроводов 45, 47, 49 (DN 50) с обводными кранами 51, 53, 55, 57 (DN 50) и краном-регулятором 59 (DN 50). Между газопроводом 5 байпасной обвязки (DN 300) и входным газопроводом 61 (DN 25) в емкость 63 (DN 150) резервного питания импульсным газом смонтирован обводной газопровод 69 (DN 25) с обводным краном 71 (DN 25). Между выходным газопроводом 73 (DN 25) из емкости 63 (DN 150) резервного питания импульсным газом кранового узла на магистральном газопроводе 3 (DN 1400) МГ «Ямбург-Тула I» и выходным газопроводом 77 (DN 25) из емкости 64 резервного питания импульсным газом (DN 150) кранового узла на магистральном газопроводе 4 (DN 1400) МГ «Ямбург-Тула II», проложенном в одном технологическом коридоре с магистральным газопроводом 3, смонтирован обводной газопровод 81 (DN 25) с обводным краном 82 (DN 25).

Для опорожнения природного газа из участка магистрального газопровода 3, находящегося после открытого линейного крана 1, в узле I переключений на байпасной обвязке открыли обводной кран 29 на обводном газопроводе 23. Обводной кран 27 при этом остался в положении - «закрыт». Через кран-регулятор 31 на обводном газопроводе 25 природный газ, с оптимально настроенным расходом, поступил в участок байпасного газопровода 5 между закрытыми байпасным 11 и свечным 15 кранами. Линейный кран 1 закрыли. После заполнения обводных газопроводов 69, 81 и емкости 63 резервного питания импульсным газом, руководствуясь показаниями манометра 76, обводной кран 71 закрыли. После этого открыли свечной кран 15 и с оптимальной (для компенсации эффекта Джоуля-Томпсона) скоростью, за счет включения в схему крана-регулятора 31, стравили природный газ в атмосферу, не допуская переохлаждения оголовка свечного газопровода 9 и свечного крана 15.

Пример 3. При проведении предпусковых операций на МГ «Ямбург-Тула I» требуется осуществить заполнение природным газом участка магистрального газопровода 3 до линейного крана 1.

Для этого осуществлены: демонтаж обводного газопровода 17 (DN 100) байпасного крана 11 (DN 300) с обводным краном 19 (DN 100) и краном-регулятором 21 (DN 100); сварочно-монтажные работы по установке между байпасным 11 (DN 300) и свечным 15 (DN 300) кранами узла I (DN 100) переключений на байпасной обвязке, состоящего из обводных газопроводов 23, 25 (DN 100) с двумя обводными кранами 27, 29 (DN 100) и краном-регулятором 31 (DN 100). На стояках 33, 35 (DN 50) отбора импульсного газа демонтированы силовые инвентарные заглушки, на месте которых произведены сварочно-монтажные работы по установке узла переключений между стояками III отбора импульсного газа, состоящего из обводных газопроводов 45, 47, 49 (DN 50) с обводными кранами 51, 53, 55, 57 (DN 50) и краном-регулятором 59 (DN 50). Между газопроводом 5 (DN 300) байпасной обвязки и входным газопроводом 61 (DN 25) в емкость 63 (DN 150) резервного питания импульсным газом смонтирован обводной газопровод 69 (DN 25) с обводным краном 71 (DN 25). Между выходным газопроводом 73 (DN 25) из емкости 63 (DN 150) резервного питания импульсным газом кранового узла на магистральном газопроводе 3 (DN 1400) МГ «Ямбург-Тула I» и выходным газопроводом 77 (DN 25) из емкости 64 (DN 150) резервного питания импульсным газом кранового узла на магистральном газопроводе 4 (DN 1400) МГ «Ямбург-Тула II», проложенном в одном технологическом коридоре с магистральным газопроводом 3, смонтирован обводной газопровод 81 (DN 25) с обводным краном 82 (DN 25).

Для заполнения природным газом участка магистрального газопровода 3, находящегося до закрытого линейного крана 1, в узле I переключений на байпасной обвязке открыли обводной кран 29 на обводном газопроводе 23. Обводной кран 27 при этом остался в положении - «закрыт». Из байпасного газопровода 7 через кран-регулятор 31 на обводном газопроводе 25 природный газ, с оптимально настроенным расходом, поступил на заполнение в участок байпасного газопровода 5 с закрытым свечным 15 и открытым байпасным 11 кранами. Для компенсации эффекта Гартмана-Шпренгера на стояках 33, 35 отбора импульсного газа открыли отводные краны 39 и 43. Природный газ, пройдя узел III переключений между стояками отбора импульсного газа, поступил по обводным газопроводам 45, 47, 49 через открытые обводные краны 53 и 55 в участок байпасного газопровода 5 с оптимально отрегулированным краном-регулятором 59 расходом, не вызывая при этом резкого перегрева в заполняемом участке за счет исключения тупиковых зон и организации дополнительного массо- и теплопереноса из заполняющего в заполняемый газопровод. Обводные краны 51, 57 остались закрытыми. Руководствуясь показаниями манометров 105 и 107, при достижении перепада давления на затворе не более 0,2 МПа линейный кран 1 открыли и участок магистрального газопровода запустили в работу.

Пример 4. При проведении предпусковых операций на МГ «Ямбург-Тула I» требуется осуществить заполнение природным газом участка магистрального газопровода 3 после линейного крана 1.

Для этого осуществлены: демонтаж обводного газопровода 17 (DN 100) байпасного крана 11 (DN 300) с обводным краном 19 (DN 100) и краном-регулятором 21 (DN 100); сварочно-монтажные работы по установке между байпасным 11 (DN 300) и свечным 15 (DN 300) кранами узла переключений на байпасной обвязке I (DN 100), состоящего из обводных газопроводов 23, 25 (QN 100) с двумя обводными кранами 27, 29 (DN 100 и краном-регулятором 31 (DN 100). На стояках 33, 35 отбора импульсного газа (DN 50) демонтированы силовые инвентарные заглушки, на месте которых произведены сварочно-монтажные работы по установке узла III переключений между стояками отбора импульсного газа, состоящего из обводных газопроводов 45, 47, 49 (DN 50) с обводными кранами 51, 53, 55, 57 (DN 50) и краном-регулятором 59 (DN 50). Между газопроводом байпасной обвязки 5 (DN 300) и входным газопроводом 61 (DN 25) в емкость 63 (DN 150) резервного питания импульсным газом смонтирован обводной газопровод 69 (DN 25) с обводным краном 71 (DN 25). Между выходным газопроводом 73 (DN 25) из емкости 63 (DN 150) резервного питания импульсным газом кранового узла на магистральном газопроводе 3 (DN 1400) МГ «Ямбург-Тула I» и выходным газопроводом 77 (DN 25) из емкости 64 (DN 150) резервного питания импульсным газом кранового узла на магистральном газопроводе 4 (DN 1400) МГ «Ямбург-Тула II», проложенном в одном технологическом коридоре с магистральным газопроводом 3, смонтирован обводной газопровод 81 (DN 25) с обводным краном 82 (DN 25).

Для заполнения природным газом участка магистрального газопровода 3, находящегося после закрытого линейного крана 1, в узле I переключений на байпасной обвязке открыли обводной кран 27 на обводном газопроводе 23. Обводной кран 29 при этом остался в положении - «закрыт». Из байпасного газопровода 5 через кран-регулятор 31 на обводном газопроводе 25 природный газ, с оптимально настроенным расходом, поступил на заполнение в участок байпасного газопровода 7 с закрытым свечным 15 и открытым байпасным 13 кранами. Для компенсации эффекта Гартмана-Шпренгера на стояках 33, 35 отбора импульсного газа открыли отводные краны 39 и 43. Природный газ, пройдя узел III переключений между стояками отбора импульсного газа, поступил по обводным газопроводам 45, 47, 49 через открытые обводные краны 51 и 57 в участок байпасного газопровода 7 с оптимально отрегулированным краном-регулятором 59 расходом, не вызывая при этом резкого перегрева в заполняемом участке за счет исключения тупиковых зон и организации дополнительного массо- и теплопереноса из заполняющего в заполняемый газопровод. Обводные краны 53, 55 остались закрытыми. Руководствуясь показаниями манометров 105 и 107, при достижении перепада давления на затворе не более 0,2 МПа линейный кран 1 открыли и участок магистрального газопровода запустили в работу.

Изобретение может найти широкое применение в газовой промышленности при эксплуатации объектов магистрального газопровода.

Байпасная и импульсная обвязки линейных кранов в составе крановых узлов многониточных магистральных газопроводов, проложенных в одном технологическом коридоре, включающие байпасные и свечные газопроводы с байпасными и свечными кранами, а также импульсные обвязки, состоящие из: стояков отбора импульсного газа с отводными кранами, емкостей резервного питания импульсным газом с входными и выходными газопроводами, отсечными кранами и манометрами, газопроводов контуров импульсной обвязки с отсечными и свечными кранами, свечными линиями и обратными клапанами, манометрами, шкафами датчиков КИПиА, фильтрами, электропневматическими узлами управления пневмогидроприводами линейных, байпасных и свечных кранов в составе крановых узлов многониточных магистральных газопроводов, отличающиеся тем, что между байпасными и свечными кранами смонтированы узлы переключений на байпасных обвязках, состоящие из обводных газопроводов с обводными кранами и кранами-регуляторами; в импульсных обвязках смонтированы узлы переключений между стояками отбора импульсного газа, состоящие из обводных газопроводов с обводными кранами и кранами-регуляторами, между газопроводами байпасных обвязок и входными газопроводами в емкости резервного питания импульсным газом смонтированы обводные газопроводы с обводными кранами, между выходными газопроводами из емкостей резервного питания импульсным газом смонтирован обводной газопровод с обводным краном.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 167.
12.01.2017
№217.015.5b28

Реагент комплексного действия для буровых промывочных жидкостей на водной основе

Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин. Технический результат - улучшение антикоррозионных показателей бурового раствора, его смазочных и противоизносных свойств применительно к паре трения «металл-горная порода». Реагент комплексного действия для буровых промывочных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002589782
Дата охранного документа: 10.07.2016
13.01.2017
№217.015.6cb3

Способ эксплуатации газового промысла при коллекторно-лучевой организации схемы сбора на завершающей стадии разработки месторождения

Изобретение относится к газодобывающей промышленности и может быть использовано при добыче газа на газовых и газоконденсатных месторождениях, использующих коллекторно-лучевую организацию схемы сбора, в период снижения добычи в условиях накопления жидкости в скважинах и шлейфах. Технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597390
Дата охранного документа: 10.09.2016
13.01.2017
№217.015.6cec

Способ очистки воды и устройство для его осуществления

Изобретение относится к способам очистки воды от растворенных органических веществ и может быть использовано для очистки природных и сточных вод. Способ включает предварительное полное газонасыщение обрабатываемой воды газами-окислителями и каталитическое окисление компонентов водного раствора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597387
Дата охранного документа: 10.09.2016
13.01.2017
№217.015.6d32

Охлаждающее устройство для термостабилизации грунтов оснований зданий и сооружений

Изобретение относится к строительству, а именно к устройствам, используемым при термомелиорации грунтов основания фундаментов сооружений, возводимых в районах распространения вечной и сезонной мерзлоты. Охлаждающее устройство для термостабилизации грунтов оснований зданий и сооружений содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597394
Дата охранного документа: 10.09.2016
13.01.2017
№217.015.6d70

Перфоратор щелевой для обсаженных скважин

Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности и предназначено для щелевой перфорации обсадной колонны, цементного камня и горной породы. Перфоратор щелевой для обсаженных скважин состоит из корпуса, подпружиненного полым штоком с поршнем, опорных роликов, гидромониторной насадки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597392
Дата охранного документа: 10.09.2016
13.01.2017
№217.015.8a5c

Способ контроля процесса обводнения газовых скважин

Изобретение относится к газодобывающей промышленности и может быть использовано при разработке и эксплуатации газовых месторождений. Техническим результатом является диагностирование начала обводнения газовых скважин в режиме реального времени и предотвращение их самозадавливания. Для контроля...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604101
Дата охранного документа: 10.12.2016
13.01.2017
№217.015.8b8c

Способ определения коэффициентов трения системы "долото-забой" при бурении скважины

Изобретение относится к бурению скважин шарошечными долотами и может быть применено для совершенствования условий бурения. Техническим результатом является получение коэффициентов трения вращательного и поступательного движений долота при взаимодействии его вооружения с горной породой забоя,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604099
Дата охранного документа: 10.12.2016
25.08.2017
№217.015.9e5d

Способ получения модифицированного феррохромлигносульфонатного реагента

Изобретение относится к области бурения нефтяных и газовых скважин, в частности к реагентам для химической обработки буровых растворов. Технический результат - получение феррохромлигносульфонатого реагента, обеспечивающего получение комплексных соединений с повышенным разжижающим эффектом и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002606005
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.a95a

Способ переработки нефтесодержащих отходов (шламов)

Изобретение относится к способу переработки нефтесодержащих отходов (шламов) и может быть использовано в нефтяной, нефтеперерабатывающей и других отраслях народного хозяйства, на производственных объектах которых имеет место формирование, складирование и длительное хранение в земляных амбарах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002611870
Дата охранного документа: 01.03.2017
25.08.2017
№217.015.bc83

Усовершенствованная система компаундирования разносортных нефтей

Изобретение относится к средствам автоматизации и может быть применено для перекачки нефти из нескольких трубопроводов в общую магистраль, по которой смесь нефтей транспортируется к потребителю. Система содержит по крайней мере два нефтепровода, предназначенные для транспортировки потоков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616194
Дата охранного документа: 13.04.2017
Показаны записи 1-10 из 16.
10.06.2015
№216.013.5452

Способ упрочнения изделий из низкоуглеродистой стали

Изобретение относится к области цементации стальных изделий и может быть использовано для поверхностного упрочнения деталей машин и механизмов из низкоуглеродистой стали. Осуществляют цементацию изделий в твердом карбюризаторе, охлаждение, двойную закалку и низкотемпературный отпуск. Цементацию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553107
Дата охранного документа: 10.06.2015
27.08.2015
№216.013.7519

Карбюризатор для цементации изделий из низкоуглеродистой стали

Изобретение относится к области цементации стальных изделий и может быть использовано для поверхностного упрочнения деталей машин и механизмов путем их термообработки в среде твердого карбюризатора. Карбюризатор для цементации изделий из низкоуглеродистой стали содержит высокодисперсную сажу в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561552
Дата охранного документа: 27.08.2015
25.08.2017
№217.015.af43

Способ стабилизации давления газа на компрессорной станции магистрального газопровода

Изобретение относится к области газовой промышленности и может быть использовано при эксплуатации многоцеховых компрессорных станций магистрального газопровода. Способ стабилизации давления газа на компрессорной станции магистрального газопровода, включающий отбор газа на собственные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610876
Дата охранного документа: 17.02.2017
25.08.2017
№217.015.c1a9

Способ управления работой компрессорной станции при выработке природного газа из отключаемого на ремонт участка магистрального газопровода

Изобретение относится к области управления работой газоперекачивающих агрегатов компрессорной станции магистрального газопровода. Выработку газа из выведенного в ремонт участка магистрального газопровода осуществляют по заранее выбранной математической модели - а именно, двумя разнотипными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002617523
Дата охранного документа: 25.04.2017
29.12.2017
№217.015.f24d

Способ производства сжиженного природного газа

Изобретение относится к газовой промышленности и криогенной технике, конкретно к технологиям сжижения природного газа на газораспределительных станциях. Способ производства сжиженного природного газа включает подачу потока сжатого природного газа из магистрального трубопровода высокого давления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636966
Дата охранного документа: 29.11.2017
19.01.2018
№218.016.049f

Способ получения электропроводного резинового вулканизата с углеродным наполнителем

Изобретение относится к способу получения электропроводных резиновых вулканизатов. Способ включает вулканизацию при температуре 150°С резиновой смеси, содержащей, мас.%: каучук марки СКН-18 - 40, полисульфидный ускоритель вулканизации - 12, дибутилфталат - 1, диамин - 1, фталевый ангидрид - 1,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630806
Дата охранного документа: 13.09.2017
20.01.2018
№218.016.18d3

Способ охлаждения компримированного газа на трехцеховой компрессорной станции

Изобретение относится к области газовой промышленности, в частности к магистральному транспорту газа, и может быть использовано для регулирования процесса охлаждения компримированного газа при эксплуатации трехцеховых компрессорных станций в условиях сниженной загрузки. В действующей схеме...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636250
Дата охранного документа: 21.11.2017
10.05.2018
№218.016.466f

Способ выработки природного газа из прилегающего к компрессорной станции участка магистрального трубопровода перед выводом его в ремонт

Изобретение относится к области газовой промышленности, в частности к компрессорным станциям магистрального газопровода, и может быть использовано для выработки природного газа из прилегающего к компрессорной станции участка магистрального газопровода перед выводом его в капитальный ремонт....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002650445
Дата охранного документа: 13.04.2018
29.05.2018
№218.016.5338

Способ очистки аппарата воздушного охлаждения природного газа на компрессорной станции

Изобретение относится к области газовой промышленности, в частности к объектам магистрального газопровода, и может быть использовано при эксплуатации компрессорной станции. Способ очистки аппарата воздушного охлаждения природного газа на компрессорной станции заключается в том, что для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653630
Дата охранного документа: 11.05.2018
29.05.2018
№218.016.54a8

Состав для очистки теплообменного оборудования от отложений

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при обслуживании в процессе текущей эксплуатации и ремонте промышленного теплообменного оборудования, систем отопления жилых зданий и производственных помещений и другого теплоэнергетического оборудования, где в качестве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654070
Дата охранного документа: 16.05.2018
+ добавить свой РИД