×
24.07.2020
220.018.35d3

Результат интеллектуальной деятельности: Поглощающий аппарат

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: В стальном корпусе поглощающего аппарата, выполненном в виде прямоугольного стакана, размещены симметрично его внутренним стенкам стальные нажимной клин, два фрикционных клина с опорной плитой, по две фрикционные неподвижные, с металлокерамическими накладками из материала с коэффициентом трения скольжения по стали не менее 0,4, и подвижные пластины, а также пружинное возвратно-подпорное устройство из двух параллельных (наружной и внутренней) цилиндрических винтовых пружин сжатия суммарной жесткостью не более 920 кН/м, расположенное совместно с опорной пластиной и фрикционными клиньями между днищем корпуса и нажимным конусом и стянутое по продольной оси болтом, заведенным через имеющиеся в днище корпуса, опорной пластине и нажимном клине центральные отверстия. Гарантировано соответствие показателей энергоемкости пружинно-фрикционного поглощающего аппарата уровню, не ниже класса Т1. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к фрикционным поглощающим аппаратам автосцепных устройств грузовых вагонов.

Известны фрикционные поглощающие аппараты, в которых функцию возвратно-подпорного устройства выполняют пружины (Никольский Л.Н., Кеглин Б.Г. Амортизаторы удара подвижного состава. М., Машиностроение, 1986 г., стр. 53, рис. 27), а также устройства в виде пакета упругих элементов из полимеров (патенты RU 2145558 С1, В61G 9/06, 20.02.2000; RU 2173273 С2, В61G 9/06, F16F 1/40, F16F 3/00, 10.09.2001; RU 2128301 C1, F16F 7/08, В61G 9/02, 27.07.1999; RU 61669 U1, В61G 9/08, 10.03.2007; RU 2380257 С2, В61G 9/18, 20.05.2009; RU 2283791 С1, В61G 9/10, В61G 9/18, 27.01.2010; US 6478173 В2, B61G 9/18, 12.11.2002). Механические свойства пружинных сталей в сочетании с трибологическими характеристиками металлокерамических материалов с коэффициентом трения скольжения по стали не более 0,35, применяемых в настоящее время в фрикционных поглощающих аппаратах, позволили получить силовые характеристики аппаратов на уровнях, соответствующих по показателям энергоемкости классу Т0. Применение упругих элементов из полимеров позволило повысить силовые характеристики возвратно-подпорного устройства и, тем самым, - поглощающих аппаратов в целом, а с дополнительным введением регулировочных прокладок по патенту RU 2380257 С2, B61G 9/18, 27.01.2010, - стабилизировать значения показателей энергоемкости на уровне, соответствующем классу Т1 при температурах эксплуатации от -20 до +30°С. Однако высокая зависимость упругих свойств полимерных материалов, применяемых для изготовления упругих элементов, от температуры окружающей среды, не позволяет достичь удовлетворительных показателей энергоемкости при низких и высоких температурных условиях эксплуатации грузовых вагонов, что является основным недостатком таких поглощающих аппаратов.

За прототип принят пружинно-фрикционный поглощающий аппарат по патентам Российской Федерации и Украины на полезные модели №112881 и №66188 с приоритетами от 30.06.2011 и 07.06.2011 соответственно, содержащий стальной корпус в виде прямоугольного стакана, размещенные в корпусе симметрично его внутренним стенкам стальные нажимной клин, два фрикционных клина с опорной плитой, по две фрикционные неподвижные, с накладками из металлокерамики с коэффициентом трения скольжения по стали не менее 0,4, и подвижные пластины, а также возвратно-подпорное устройство по варианту в виде двух параллельных (наружной и внутренней) цилиндрических винтовых пружин сжатия суммарной жесткостью не более 920 кН/м, расположенное совместно с опорной пластиной и фрикционными клиньями между днищем корпуса и нажимным клином и стянутое по продольной оси болтом, заведенным через имеющиеся в днище корпуса, опорной пластине и нажимном клине центральные отверстия.

Недостатком данного технического решения является отсутствие гарантий реализации в аппарате максимально возможных нагрузок и прогибов пружин возвратно-подпорного устройства, воспринимаемых без остаточных деформаций, что в свою очередь не позволяет гарантировать достижение максимально возможных полноты силовой характеристики и значений показателей энергоемкости поглощающего аппарата в целом.

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является гарантированное соответствие показателей энергоемкости пружинно-фрикционного поглощающего аппарата уровню, не ниже класса Т1.

Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемом поглощающем аппарате, в отличие от прототипа, начальные номинальные значения длин обеих пружин в свободном состоянии перед установкой в аппарат приняты с припусками к расчетным значениям, обеспечивающими компенсацию неблагоприятных сбегов допусков размеров плоской размерной цепи составных частей аппарата, и предусматривают возможность ограниченной осадки пружин после их первых полных рабочих сжатиях в составе аппарата, при этом жесткость наружной пружины составляет не более 800 кН/м, а нагрузки и прогибы остаточного поджатая наружной и внутренней пружин в аппарате - не менее 10 и 18% соответственно от пробных нагрузок и прогибов, воспринимаемых без остаточных деформаций.

Внутренняя пружина поглощающего аппарата с целью ограничения ее выгибания в радиальном направлении при рабочих сжатиях снабжена с внутренней стороны подвижной направляющей втулкой длиной, не препятствующей полному рабочему сжатию пружины.

Предусмотрен вариант, при котором вместо подвижной направляющей втулки применена расположенная по оси болта и входящая в возвратно-подпорное устройство дополнительная цилиндрическая пружина сжатия второй ступени жесткостью 800…2000 кН/м, включающаяся в работу при ходе аппарата 0,7…0,9 от полного рабочего. Применение дополнительной пружины позволяет существенно увеличить значение силы закрытия аппарата, приблизив к нормативному значению максимальной силы, и тем самым сократить случаи его жесткого закрытия, а также, в некоторой степени, повысить уровни номинальной и максимальной энергоемкостей. Кроме того, дополнительная пружина совмещает в себе функцию подвижной направляющей втулки для внутренней пружины.

Сравнение предлагаемого технического решения с прототипом позволило установить наличие отличительных от прототипа признаков, следовательно, данное техническое решение соответствует критерию «новизна».

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен поглощающий аппарат в продольном разрезе, на фиг. 2 - вариант исполнения подпорного устройства с применением дополнительной пружины.

Поглощающий аппарат содержит стальные корпус 1 в виде прямоугольного стакана, размещенные в корпусе симметрично его внутренним боковым стенкам нажимной клин 2, взаимодействующий своими расположенными под углом α к переднему торцу Б боковыми гранями с фрикционными клиньями 3, опирающимися на опорную пластину 4. Своими боковыми гранями В клинья 3 контактируют с фрикционными металлокерамическими накладками 5 неподвижных пластин 6, которые опираются на уступы Г в стенках корпуса 1 и снабжены выступами 8, заведенными в окна Д в стенках корпуса 1. Между наружными металлокерамическими накладками 5 и внутренними боковыми стенками корпуса 1 установлены подвижные стальные фрикционные пластины 7. Между днищем корпуса 1 и опорной пластиной 4 размещено возвратно-подпорное устройство, которое содержит две параллельные винтовые цилиндрические пружины сжатия (наружную - 9 и внутреннюю - 10 длиной в поджатом состоянии и соответственно) и совместно с опорной пластиной 4, нажимным клином 2 и фрикционными клиньями 3 стянуто по продольной оси болтом 11, заведенным через центральные отверстия в бобышке 12 днища корпуса 1, опорной пластине 4 и нажимном клине 2.

Внутренняя пружина 10 снабжена с внутренней стороны установленной между бобышкой 12 и опорной пластиной 4 подвижной направляющей втулкой 13 длиной вт, не препятствующей сжатию аппарата на полный рабочий ход хn.

Предусмотрен вариант, (фиг. 2), при котором вместо подвижной направляющей втулки применена расположенная по оси болта и входящая в возвратно-подпорное устройство дополнительная цилиндрическая пружина 14 длиной в свободном состоянии.

Проведенные предварительные испытания опытных образцов пружинно-фрикционного аппарата предлагаемой конструкции подтверждают стабильность работы аппарата и соответствие полученных значений показателей энергоемкости требованиям, предъявляемым к аппаратам класса Т1.

Использование таких поглощающих аппаратов в автосцепных устройствах грузовых вагонов позволит уменьшить ударные воздействия на вагоны и повысить их эксплуатационную надежность.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 13.
27.01.2013
№216.012.1f00

Вагон-платформа

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к вагонам для перевозки длинномерных грузов. Вагон-платформа содержит несущую раму (1) с выступающими за пределы концевых балок плоскими основаниями, установленную на две двухосные тележки (2). На выступающих частях плоских...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473437
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.1f02

Боковая рама тележки грузового вагона

Изобретение относится к конструкции литой боковой рамы тележки грузового вагона. Боковая рама содержит верхний горизонтальный пояс замкнутого сечения с консолями, образующими буксовые проемы, нижний пояс замкнутого сечения с опорной площадкой для рессорного комплекта, два наклонных пояса,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473439
Дата охранного документа: 27.01.2013
27.01.2013
№216.012.1f03

Поглощающий аппарат

Изобретение относится к фрикционным поглощающим аппаратам автосцепных устройств грузовых вагонов. Поглощающий аппарат содержит корпус в виде стакана с бобышкой на внутренней стороне днища по продольной оси корпуса, размещенные в корпусе симметрично его внутренним стенкам нажимной конус, пару...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473440
Дата охранного документа: 27.01.2013
20.03.2015
№216.013.3228

Расцепной привод автосцепного устройства железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к устройствам для расцепления автосцепки железнодорожного вагона. Расцепной привод содержит валик подъемника с отверстиями в верхней и нижней частях его балансира, расцепной рычаг, расцепную и блокировочную гибкие связи с верхней и нижней частями балансира. В нижней части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544315
Дата охранного документа: 20.03.2015
20.12.2015
№216.013.9989

Узел опоры боковой рамы на колесную пару тележки грузового вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается узла опоры боковой рамы на колесную пару двухосной тележки грузового вагона. По первому варианту изобретения в узле опоры суммарные зазоры между продольными охватывающими площадками буксы или адаптера и охватываемыми площадками...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570930
Дата охранного документа: 20.12.2015
13.01.2017
№217.015.661a

Устройство открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона

Изобретение относится к устройствам управления разгрузкой бункерных вагонов. Устройство открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона с одной или несколькими парами бункеров (7) содержит продольный вал (3), кинематически связанный с крышками разгрузочных люков,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002592159
Дата охранного документа: 20.07.2016
11.03.2019
№219.016.dc17

Вагон сочлененный для перевозки крупнотоннажных контейнеров

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Рама (1) сочлененного вагона содержит отдельные секции (7), соединенные между собой шарнирным узлом (8), и установлена на две крайние (3) и одну среднюю (4) тележки. Каждая секция содержит боковые балки из сварного двутавра,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002457968
Дата охранного документа: 10.08.2012
29.03.2019
№219.016.eeab

Тележка двухосная для грузовых вагонов

Изобретение относится к подвижному составу железнодорожного транспорта и может быть использовано в конструкциях двухосных тележек для грузовых вагонов. Тележка содержит надрессорную балку 1, боковые рамы 2, рессорное подвешивание 4, фрикционные клинья вертикальных гасителей колебаний 3 и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002275308
Дата охранного документа: 27.04.2006
20.04.2019
№219.017.352b

Составная хребтовая балка

Изобретение относится к области хребтовых балок рам железнодорожных вагонов. Составная хребтовая балка содержит упоры автосцепного устройства, концевые участки и среднюю часть. Упоры предназначены для базирования ударно-тягового оборудования вагона. Концевые участки выполнены омегообразной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002685406
Дата охранного документа: 17.04.2019
27.04.2019
№219.017.3be1

Составная хребтовая балка

Изобретение относится к области хребтовых балок рам железнодорожных вагонов. Составную хребтовую балку изготавливают из двух зетобразных профилей. В средней части хребтовой балки выполняют отверстия овальной формы. Между стенками средней части хребтовой балки устанавливают перемычки....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002685951
Дата охранного документа: 23.04.2019
+ добавить свой РИД