×
09.07.2020
220.018.30c1

Результат интеллектуальной деятельности: Способ возбуждения механических автоколебаний

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области метрологии. Способ возбуждения механических автоколебаний в электромеханической системе с синхронным двигателем активного типа, заключается в том, что одну из фаз двигателя, выполняющую роль электрической пружины, подключают к источнику постоянного тока, другую фазу соединяют с усилителем. При этом выполняют совмещение функций регулируемой электрической пружины и датчика положительной обратной связи (ПОС) на последовательном соединении фаз В и С статора трехфазного синхронного двигателя со сдвигом фаз на 120 градусов, питают выводы фаз В и С от регулируемого источника постоянного тока I, подключают третью фазу статора А на выход усилителя мощности, на вход которого подают сигнал положительной обратной связи через измерительный блок ИБ. Технический результат - расширение функциональных возможностей, диапазона частот автоколебаний, увеличение динамической мощности автоколебательного движения. 1 ил.

Изобретение относится к области измерительной, приводной техники, механике, трибологии.

Известны способы возбуждения автоколебаний в электромеханических системах (ЭМС), где незатухающие механические колебания создаются применением обратных связей по положению, упругих свойств механических пружин и качающегося магнитного поля (1. Мирошниченко Г.П. Устройство для измерения момента инерции твердых тел. А.С. №139858. Опубл. в Б.И., 1961, №14; 2. Петров И.И., Мейстель A.M. Специальные режимы работы синхронного электропривода, - М.: Энергия, 1968, с. 20-25, 168-171; 3. Шваб И.А., Селезнев А.В. Измерение угловых ускорений. - М.: Машиностроение, 1983, с. 127-128)

Известные способы позволяют возбуждать механические автоколебания обратными связями (ОС), реализуемыми различными электрическими и механическими устройствами. При этом возникают технические трудности осуществления ОС, управления параметрами колебаний, снижается надежность из-за двигателей постоянного тока, а в случае асинхронных - и колебательный электромагнитный момент при низких частотах.

Следовательно, недостатками известных способов являются технические трудности реализации, ограничения по функциональным возможностям, по регулированию параметрами колебаний и недостаточная надежность.

Из известных технических решений наиболее близким к предполагаемому по достигаемому результату является способ на принципе положительной обратной связи (ПОС) в электромеханической системе на основе двухфазной синхронной машины с постоянными магнитами, в которой одна фаза статора подключена к источнику постоянного тока, а вторая фаза подключена к выходу усилителя, ко входу которого подключена дополнительная обмотка, ось которой геометрически совпадает с осью второй и выполняющей роль датчика ПОС (Копейкин А.И., Малафеев С.И. Определение моментов инерции с помощью автоколебательной электромеханической системы. Измерительная техника, 1994, №4. - с. 31-32).

При реализации известного способа возбуждаются механические автоколебания сигналом положительной обратной связи, снимаемым с дополнительной обмотки статора (датчика ПОС). Вместе с тем, в этом известном способе недоиспользуется синхронный двигатель (СД) по нагрузке и, соответственно, установленной мощности, ограничены функциональные возможности по применению и управлению параметрами автоколебаний.

Цель предполагаемого изобретения - расширение функциональных возможностей, диапазона частот автоколебаний, увеличение динамической мощности автоколебательного движения.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе получения автоколебаний в электромеханической системе с синхронным двигателем активного типа и двухфазной обмоткой на статоре, одна фаза статора подключена к источнику постоянного тока, а вторая фаза статора подключена к выходу усилителя, на вход которого подключена дополнительная обмотка, ось которой геометрически совпадает с осью второй фазы, выполняющей роль датчика ПОС, а в предполагаемом изобретении (фиг. 1) выполняют совмещение функций регулируемой электрической пружины и датчика ПОС на последовательном соединении фаз статора В и С трехфазного синхронного двигателя, питают выводы фаз В и С от регулируемого источника постоянного тока IBC, подключают третью фазу А статора на выход усилителя мощности 3, на вход которого подают сигнал положительной обратной связи через измерительный блок ИБ.

По сравнению с наиболее близким аналогичным техническим решением предлагаемый способ включается следующие новые операции:

- выбор для автогенератора СД с трехфазной обмоткой (фиг. 1) статора А, В, С и сдвиге фаз на 120 электрических градусов;

- увеличение жесткости электрической пружины последовательным соединением двух фаз В и С статора;

- совмещение функций регулируемой электрической пружины и бесконтактного датчика ПОС подключением выводов фаз В и С к регулируемому источнику постоянного тока;

- подключение третьей обмотки статора на выход усилителя переменного тока iA (усилителя мощности УМ) 3 с регулируемым коэффициентом усиления;

- подача на вход УМ сигнала с зажимом обмоток В и С через измерительный блок ИБ с управляемыми параметрами.

Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует требованию "Новизна". При реализации предполагаемого способа расширяются функциональные возможности, диапазон регулирования по частоте автоколебаний, повышаются мощность колебательного движения, надежность в работе и упрощается техническое исполнение.

Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует требованию "Положительный эффект". По каждому отличительному признаку проведен поиск известных технических решений в области электротехники, измерений, контроля и диагностики, механики.

Операции:

- создание автогенератора на базе СД с трехфазной обмоткой статора А, В, С и ротором с постоянными магнитами;

- увеличение жесткости «электрической» пружины последовательным соединением двух фаз В и С;

- совмещение функций управляемой «электрической» пружины и бесконтактного датчика амплитуды колебаний подключением выводов фаз В и С к регулируемому источнику постоянного тока;

- подключение третьей фазы А статора на выход усилителя мощности 3 с регулируемым коэффициентом усиления;

- подача на вход УМ сигнала с выводов фаз В и С через измерительный блок (ИБ) с управляемыми параметрами

в известных способах аналогичного назначения не обнаружены.

Таким образом, указанные признаки обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие требованию «Существенные отличия».

Создание автоколебаний заявляемым способом существенно упрощает использование для этой цели серийных трехфазных статоров машин переменного тока с отработанной технологией. В этом случае растет выходная мощность колебательного движения из-за питания всех трех фаз статора допустимым по нагреву номинальным током и, соответственно, увеличивается использование установленной мощности синхронного двигателя. А последовательное соединение двух фаз статора 7 и 9 и подключение их к управляемому источнику постоянного тока расширяет возможности регулирования жесткости «электрической» пружины, увеличивая диапазон автоколебаний.

Кроме того, указанное выполнение ПОС по положению (амплитуде колебаний θm) бесконтактным датчиком повышает надежность и расширяет возможности по управлению частотой и амплитудой колебаний за счет измерительного блока изменением его параметров.

Сущность предполагаемого изобретения поясняется схемой (Фиг. 1) возбуждения автоколебаний, включающей: 1 - трехфазный синхронный двигатель со сдвигом фаз статора 2 А, В, С на 120 электрических градусов; активный ротор 4 с постоянными магнитами 5; регулируемый источник 3 переменного тока iA (усилитель мощности УМ); измерительный блок (ИБ) для формирования сигнала положительной обратной связи (напряжения Uoc), подаваемого на вход УМ и изменения параметров автоколебаний; регулируемый источник 6 постоянного тока IBC, выполняющего роль управляемой «электрической» пружины.

Адекватное состояние автоколебательной ЭМС, на основе которой реализуется заявляемый способ, достоинства, отличительные признаки объяснимы следующим.

В соответствии с теорией колебаний (Пановко Я.Г. Введение в теорию механических колебаний. Учебное пособие - 2-е изд., перераб. - М.: Наука, Главная ред.физико-математической литературы, 1980. - 272 с.) величина частоты периодических движений зависит от упругих (позиционных) сил системы (с. 110, формулы (5.5) и (5.6)). В заявляемом способе таким восстанавливающим воздействием является электромагнитный момент Mмsinθ (Малафеев С.И., Копейкин А.И., Малафеев С.С Анализ момента сопротивления при колебаниях в электромеханической системе. Т99 Трибология - машиностроению: Труды XII Междун. НТК, посвященной 80-летию ИМАШ РАН - М. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2018. с. 308-312, формула 9). Максимальное значение Мм этого момента пропорционально геометрическим и магнитным параметрам ротора и магнитодвижущей силы (МДС) фазы В-С, т.е.

где К - коэффициент пропорциональности; Iв-с Wв-с - соответственно постоянный ток и число витков для фазы ВС, образованной последовательным соединением фаз В и С; Fвс - магнитодвижущая сила, создаваемая фазой ВС.

Так как число витков фазы ВС больше числа витков любой из фаз В или С, то, соответственно, при допустимом номинальном токе в фазах, Fвс возрастает. Это приводит к увеличению диапазона частот согласно известному выражению J - момент инерции). Растет также мощность колебательного движения Рдэ W, что расширяет функциональные возможности способа, увеличивает КПД при преобразовании энергии в динамическом режиме, соответственно повышая использование исполнительного двигателя (СД) по его установленной располагаемой мощности.

Кроме того, предлагаемый способ реализации автоколебаний сигналом положительной обратной связи (ПОС) по положению обладает весьма широкими регулировочными, техническими достоинствами (в смысле простоты выполнения, надежности и монтажа). Электрический сигнал для самовозбуждения, как следует из заявляемого способа, снимается с выводов последовательно соединенных фаз В и С.Т.е он определяется алгебраической суммой Э.Д.С. каждой из фаз и соответственно равен

где Ψm - максимальное потокосцепление ротора с фазой статора при совпадении их осей; W - угловая частота автоколебаний; Кф - коэффициент формы сигнала, зависящий от геометрии воздушного зазора и определяемый экспериментальным путем; θm - амплитуда колебаний ротора.

Для повышения чувствительности, линейности преобразования угла поворота ротора в θ электрический сигнал, ослабления высших гармоник, управления параметрами автоколебаний в схему введен измерительный блок (ИБ).

Техническое использование ИБ оправдано возможностью корректировки сигнала, двойной частотой напряжения на его входе и электрической связью с выводами В и С без дополнительных датчиков.

В работе (Иванов - Смоленский В.А. Электрические машины: Учебник для вузов. - М.: Энергия, 1980. - с. 190-193) доказано, что для получения однонаправленного преобразования энергии в машине переменного тока с двумя обмотками необходимо, чтобы сумма или разность угловых частот токов в обмотках равнялась угловой частоте изменения взаимной индуктивности между обмотками. Данный вывод находится в полном соответствии с уравнением (2), ибо только в таком случае за счет среднего электромагнитного момента, формируемого токами фаз В-С и А, создается колебательное движение ротора. Это также подтверждается теоретическими исследованиями физики колебательных процессов, результаты которых изложены в упомянутой выше статье (Малафеев С.И., Копейкин А.И., Малафеев С.С Анализ момента сопротивления при колебаниях в электромеханической системе. Т99 Трибология - машиностроению: Труды XII Междун. НТК, посвященной 80-летию ИМАШ РАН - М. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2018. с. 308-312)

Кроме того, ПОС осуществляется только электрическим путем, не используя никаких дополнительных измерительных устройств, а функции преобразования сигнала ПОС и управления параметрами автоколебаний возлагаются на измерительный электронный блок ИБ. Это существенно упрощает техническое исполнение, повышает надежность аппаратных средств реализации заявляемого способа.

Следовательно, бездатчиковое осуществление положительной обратной связи только последовательным соединением двух фаз В и С, применение ИБ для коррекции электрического сигнала дает широкие возможности управления параметрами автоколебаний, а также использование для электромеханических преобразований энергии всех трех фаз синхронного двигателя при указанных схемах их питания от силовых источников, обеспечивают достижение поставленной цели.

Способ возбуждения механических автоколебаний в электромеханической системе с синхронным двигателем активного типа, заключающийся в том, что одну из фаз двигателя, выполняющую роль электрической пружины, подключают к источнику постоянного тока, другую фазу соединяют с усилителем, отличающийся тем, что выполняют совмещение функций регулируемой электрической пружины и датчика положительной обратной связи (ПОС) на последовательном соединении фаз В и С статора трехфазного синхронного двигателя со сдвигом фаз на 120 градусов, питают выводы фаз В и С от регулируемого источника постоянного тока I, подключают третью фазу статора А на выход усилителя мощности, на вход которого подают сигнал положительной обратной связи через измерительный блок ИБ.
Способ возбуждения механических автоколебаний
Способ возбуждения механических автоколебаний
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 108.
25.08.2017
№217.015.bbea

Датчик крутильных колебаний

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения крутильных колебаний валов. Датчик крутильных колебаний содержит установленный в корпусе на упругом шарнире чувствительный элемент с магнитоэлектрическим преобразователем, при этом чувствительный элемент...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615915
Дата охранного документа: 11.04.2017
25.08.2017
№217.015.bd11

Цилиндро-поршневая группа

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в поршневых машинах, в частности в двигателях внутреннего сгорания. Цилиндро-поршневая группа содержит поршень с размещенными на нем кольцами, контактирующими с цилиндром, имеющим на рабочей поверхности микрорельеф в виде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616426
Дата охранного документа: 14.04.2017
25.08.2017
№217.015.bdac

Мембранный привод

Изобретение относится к области машиностроения, гидравлическим и пневматическим приводам, работающим от воздействия газа или жидкости. Мембранный привод содержит корпус с рабочей камерой, ограниченной двумя мембранами с большим и меньшим по площади жесткими центрами, соединенными со штоком. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616425
Дата охранного документа: 14.04.2017
25.08.2017
№217.015.c5d4

Способ формирования металлуглеродных комплексов на основе наночастиц шунгита, золота и серебра

Использование: для получения наноструктурированных металлуглеродных соединений. Сущность изобретения заключается в том, что коллоидный раствор золота, серебра смешивают с коллоидным раствором углерода (шунгита) в концентрации от 10 (углерод) : 1 (золото) : 1 (серебро) до 5 (углерод) : 3...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618484
Дата охранного документа: 03.05.2017
25.08.2017
№217.015.c63b

Состав для получения огнестойкого покрытия

Заявляемый состав относится к строительным материалам и может применяться для огне- и антикоррозионной защиты бетонных, металлических поверхностей, эксплуатируемых в неблагоприятных условиях воздействия агрессивных сред различной природы, а также для улучшения физико-механических свойств и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002618556
Дата охранного документа: 04.05.2017
25.08.2017
№217.015.c7c3

Состав для диэлектрической полимерной композиции

Изобретение относится к составу диэлектрической композиции, предназначенной для использования при создании радиотехнических и электротехнических изделий. Композиция содержит эпоксидную диановую смолу, в качестве отвердителя полиэтиленполиамин и в качестве наполнителя стеклянные полые микросферы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619103
Дата охранного документа: 12.05.2017
25.08.2017
№217.015.d125

Захватный корректирующий модуль

Изобретение относится к области машиностроения, роботостроения и может использоваться для коррекции положения преимущественно плоских изделий при их захвате из стандартной тары вакуумными и электромагнитными захватами. Захватный корректирующий модуль включает корпус с приводом перемещения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622071
Дата охранного документа: 09.06.2017
25.08.2017
№217.015.d150

Электромагнитный захватный агрегатный модуль

Изобретение относится к области машиностроения, роботостроения, может применяться при захвате и транспортировке изделий электромагнитными захватами и позволяет расширить область его применения. Наиболее эффективной областью применения является работа с плоскими листовыми изделиями. Устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622069
Дата охранного документа: 09.06.2017
26.08.2017
№217.015.d482

Движитель транспортного средства с повышенной проходимостью (дтсспп)

Изобретение относится к механизмам транспортного машиностроения и, в частности, к конструкции движителей транспортных средств, обеспечивающих повышенный контакт колеса с дорогой в сложных дорожных условиях. Движитель включает колесо, шина которого выполнена сплошной или заполненной губчатой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622169
Дата охранного документа: 13.06.2017
26.08.2017
№217.015.d8f6

Механизм маневрирования транспортного средства

Изобретение относится к узлам транспортных средств, обеспечивающих их маневрирование. Узел включает центральную передачу, планетарные передачи, тормоза, бортовые передачи, входной и выходной валы. Конструктивные доработки и введение дополнительных элементов обеспечивает более глубокую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623465
Дата охранного документа: 26.06.2017
Показаны записи 1-7 из 7.
10.05.2018
№218.016.3ef7

Пропорционально-интегральный регулятор

Изобретение относится к автоматическому регулированию. Входной сигнал регулятора преобразуется двумя нелинейными элементами 1 и 2, которые имеют характеристики соответственно: где x - входной сигнал устройства; α и β коэффициенты пропорциональности, β>1; х - пороговое значение. Регулирующее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648516
Дата охранного документа: 26.03.2018
10.05.2018
№218.016.4315

Способ контроля ресурса электрической изоляции трансформатора

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для контроля ресурса электрической изоляции сухих силовых трансформаторов. Сигналы с датчика температуры наиболее нагретой точки трансформатора 5, датчика амплитуды вибрации 6 и блок-контакта 3 автоматического выключателя 1 поступают на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002649646
Дата охранного документа: 04.04.2018
14.06.2018
№218.016.6195

Способ преобразования частоты следования импульсов в код

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к измерениям частоты импульсов, и предназначено для использования в системах обработки данных, формируемых импульсными датчиками. Техническим результатом является расширение диапазона преобразуемых частот с заданной точностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002657368
Дата охранного документа: 13.06.2018
03.07.2018
№218.016.69fb

Преобразователь частоты следования импульсов в код

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования в системах обработки данных, формируемых импульсными датчиками. Технический результат заключается в увеличении точности обработки данных, формируемых импульсными датчиками. Преобразователь частоты следования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659466
Дата охранного документа: 02.07.2018
02.10.2019
№219.017.cb01

Способ управления электроприводом открывания днища ковша экскаватора

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для использования на карьерных экскаваторах для повышения надежности механизма открывания днища ковша экскаватора при погрузке горной породы. В электроприводе постоянного тока с помощью задатчика 17 всегда установлено задание угловой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002701674
Дата охранного документа: 30.09.2019
19.11.2019
№219.017.e3a5

Способ управления синхронным двигателем в режиме колебаний

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в машиностроении, электромашиностроении, измерительной, испытательной технике, трибологии. Техническим результатом является расширение диапазона частот колебаний, увеличение динамической мощности в нагрузке, использование...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002706340
Дата охранного документа: 18.11.2019
12.04.2023
№223.018.4302

Генератор механических автоколебаний

Изобретение относится к области механики, электромеханики и испытательной техники. Генератор механических автоколебаний содержит синхронную электрическую машину с постоянными магнитами на роторе и тремя фазными обмотками на статоре, две из которых соединены последовательно и подключены к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002793608
Дата охранного документа: 04.04.2023
+ добавить свой РИД