×
15.04.2020
220.018.146f

Результат интеллектуальной деятельности: МАЛОЗАМЕТНЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике. Малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета содержит фюзеляж, крыло, оперение, два реактивных двигателя и шасси, основные стойки которого установлены на крыле и убираются назад по полету в гондолы на задней части крыла, в нижней части фюзеляжа в районе центра масс которого расположен грузовой отсек с люками для крупногабаритных сбрасываемых средств. Обтекаемая передняя часть фюзеляжа выполнена выступающей вверх, позади нее установлены два реактивных двигателя, выходные устройства которых расположены близко друг к другу и находятся между V-образным оперением. Входные устройства двигателей расположены близко друг к другу. Изобретение направлено на снижение радио и теплозаметности, уровня шума на местности, вероятности попадания птиц в воздухозаборники двигателей. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике и касается создания как пилотируемых, так и беспилотных самолетов с реактивными двигателями патрульного, разведывательного и противолодочного назначения с пониженной радио, тепло и звуковой заметностью.

Известны модификации патрульного, противолодочного самолета и самолета дальней морской разведки Р-3А, P-3F, CP-140 (https://ru.wikipedia.org/wiki/Lockheed_P-3_Orion) на базе пассажирского четырехдвигательного винтового самолета Lockheed L-188 Electra. Недостатком этого самолета является не только высокая радио и теплозаметность, но и высокий уровень шума, демаскирующий присутствие самолета для наземных и надводных средств обнаружения. Так как самолет выполнен по схеме низкоплан, то грузовые отсеки для сбрасываемых средств находятся на удалении от центра масс самолета, что исключает помещение туда значительной нагрузки. В последнее время в эксплуатацию начал поступать патрульный противолодочный самолет Р-8А (https://ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_P-8_Poseidon), разработанный по программе многоцелевого морского самолета на базе пассажирского реактивного самолета Boeing-737-800, выполненного также по схеме низкоплан и обладающий теми же недостатками, что и предыдущий. Также для Р-8А высока вероятность попадания птиц в воздухозаборники двигателей при полете на малой высоте над морем.

Наиболее близким по достигаемому результату техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является самолет Н-6К (https://ru.wikipedia.org/wiki/Xian_H-6), являющийся модификацией советского бомбардировщика Ту-16. Н-6К представляет собой моноплан с двумя реактивными двигателями, установленными в корне крыла, содержащий фюзеляж, среднерасположенное крыло, оперение и шасси. Основные стойки шасси установлены на крыле и убираются назад по полету в гондолы, расположенные на задней части крыла. В нижней части фюзеляжа в районе центра масс самолета расположен протяженный грузовой отсек с люками для крупногабаритных сбрасываемых средств.

Недостатками этого самолета являются: довольно значительная радио и теплозаметность, высокий уровень шума на местности и большая вероятность попадания птиц в воздухозаборники двигателей при полете над морем на малой высоте. Также нет возможности установить внутри фюзеляжа антенны радиолокатора больших размеров, работающие в пассивном режиме.

Технический результат заявляемого решения заключается в снижении радио и теплозаметности, уровня шума на местности, вероятности попадания птиц в воздухозаборники двигателей, при этом появляется возможность установки антенн радиолокатора больших размеров, работающих в пассивном режиме.

Технический результат достигается тем, что обтекаемая передняя часть фюзеляжа выполнена выступающей вверх. Два реактивных двигателя установлены в верхней части фюзеляжа рядом друг с другом между крылом и хвостовым оперением. Выходные устройства двигателей расположены близко друг к другу и находятся между V-образным оперением. Входные устройства двигателей так же расположены близко друг к другу над задней частью крыла позади выступающей вверх обтекаемой передней части фюзеляжа, которая при виде спереди закрывает эти входные устройства, предотвращая попадание в них посторонних предметов. Такое расположение двигателей снижает возможность отражения внешнего облучения от вентиляторов двигателей. Вдоль всего фюзеляжа, включая его нижнюю часть, проходит силовая балка, разделяющая в продольном направлении грузовой отсек на две части. Между поперечными элементами силовой балки также могут располагаться малогабаритные сбрасываемые средства.

Таким образом, заявляемый малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета соответствует критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими защищенными патентами техническими решениями в данной области техники, не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень». Заявляемое решение пригодно к осуществлению промышленным путем.

Сущность изобретения поясняется нижеследующим описанием и чертежом, где:

на фиг. 1 изображен вид сбоку малозаметного многофункционального самолета большой дальности и продолжительности полета.

на фиг. 2 изображен вид сверху малозаметного многофункционального самолета большой дальности и продолжительности полета с вырывом по двигателям.

на фиг. 3 изображен вид спереди малозаметного многофункционального самолета большой дальности и продолжительности полета. Проекция воздухозаборных устройств заштрихована.

На фиг. 4 изображено сечение А-А.

Малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета выполнен по схеме моноплан со среднерасположенным крылом 1 и V-образным хвостовым оперением 2. Основные стойки шасси 3 установлены на крыле 1 и убираются назад по полету в гондолы 4 расположенные на задней части крыла 1. Два реактивных двигателя 5 установлены рядом друг с другом между крылом 1 и V-образным хвостовым оперением 2 в верхней части фюзеляжа 6. Гондолы двигателей 7 выступают за пределы фюзеляжа 6 при виде сверху, при этом выходные устройства 8 реактивных двигателей 5 расположены близко друг к другу и находятся между V-образным оперением 2. Входные устройства двигателей 9 расположены близко друг к другу над задней частью крыла 1 позади выступающей вверх обтекаемой передней части фюзеляжа 6, которая при виде спереди закрывает эти входные устройства 9. Боковые поверхности самолета выполнены наклонными к горизонтальной плоскости, не образуют между собой прямых углов и практически не имеют скруглений при пересечениях, параллельных к горизонтальной плоскости. Вдоль всего фюзеляжа 6, включая его нижнюю часть, проходит силовая балка 10, делящая протяженный грузовой отсек И на две части. Обе части грузового отсека 11 снабжены люками со створками 12 и предназначены для размещения крупногабаритных сбрасываемых средств 13. Между поперечными элементами силовой балки 10 также могут располагаться малогабаритные сбрасываемые средства 14. Наличие продольной силовой балки 10 позволяет выполнить в передней верхней части фюзеляжа 6 боковины 15 радиопрозрачными и поместить под ними антенны 16 больших размеров радиолокатора работающего в пассивном режиме. Антенны 16 устанавливаются под углом к горизонтальной плоскости самолета, чтобы прошедшее через радиопрозрачные боковины 15 внешнее облучение отражалось вверх, или интегрировалось в боковые панели фюзеляжа 6.

Таким образом, совокупность существенных признаков малозаметного многофункционального самолета большой дальности и продолжительности полета обеспечивает снижение радио и теплозаметности, уровня шума на местности, вероятности попадания птиц в воздухозаборники двигателей, при этом появляется возможность установки антенн больших размеров радиолокатора, работающего в пассивном режиме. Предлагаемое изобретение можно реализовать на основе существующих технологий из применяемых в самолетостроении материалов, и на основе существующего уровня развития антенно-фидерных устройств и производства бортовой радиоэлектронной аппаратуры.


МАЛОЗАМЕТНЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА
МАЛОЗАМЕТНЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА
МАЛОЗАМЕТНЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 17.
10.10.2015
№216.013.8070

Устройство для рассеивания и шумоглушения выходящей свободной струи газа

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к оборудованию газоотводной трубы вспомогательного газотурбинного двигателя устройством, уменьшающим силовое и акустическое взаимодействие двигателя с окружающей средой при эксплуатации авиационной техники. Устройство рассеивания и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564477
Дата охранного документа: 10.10.2015
10.12.2015
№216.013.96a3

Гидродинамический тормоз

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к оборудованию для торможения гидросамолета на воде, и может быть использовано на быстроходных судах и других речных и морских быстроходных транспортных средствах. Гидродинамический тормоз содержит выдвижной управляемый водозаборник,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570183
Дата охранного документа: 10.12.2015
10.02.2016
№216.014.c36a

Способ снижения вибрационного воздействия силовой установки летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации, в частности к силовым установкам летательных аппаратов. Способ снижения вибрационного воздействия силовой установки летательного аппарата, при котором расчетным методом выбирают соотношение длин внутреннего и внешнего контуров двигателя в пределах больше...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574498
Дата охранного документа: 10.02.2016
20.02.2016
№216.014.e82f

Способ обеспечения безопасности заправки топливом в полете и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области авиации, в частности к заправке топливом самолетов в полете. Для безопасности заправки топливом в полете перед подачей топлива через заправочную штангу с конусом на самолете выдвигают турбулизаторы для интенсивного перемешивания потока воздуха и топлива в случае...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002575301
Дата охранного документа: 20.02.2016
20.04.2016
№216.015.33c5

Самолет-амфибия

Изобретение относится к авиационной технике и касается морской авиации. Самолет-амфибия содержит крыло, хвостовое оперение, силовую установку, шасси и водоруль. Самолет-амфибия выполнен по схеме многокорпусного полутораплана с установленными между лодками нижними полукрыльями, закрепленными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582196
Дата охранного документа: 20.04.2016
27.05.2016
№216.015.423b

Конусный замок

Изобретение относится к устройствам крепления съемных частей к корпусу. Конусный замок содержит конус с фланцем, закрепленным на отъемной части корпуса самолета, конусное гнездо с фланцем, закрепленным на корпусе самолета, болт, самоконтрящуюся гайку и пружину. На конусе и на конусном гнезде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585212
Дата охранного документа: 27.05.2016
13.01.2017
№217.015.8bef

Способ удаления льда и снега с поверхности самолета

Изобретение относится к техническому обслуживанию поверхностей самолета во время предполетной подготовки в зимнее время. Способ удаления льда и снега с поверхности самолета заключается в подготовке смеси горячего и холодного воздуха до определенной температуры и последующем подогреве ею...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604921
Дата охранного документа: 20.12.2016
25.08.2017
№217.015.ba0c

Концевое устройство крыла самолета-амфибии или гидросамолета

Изобретение относится к авиационной технике, а именно касается создания самолетов-амфибий и гидросамолетов. Концевое устройство крыла самолета-амфибии или гидросамолета содержит верхний крылоподобный элемент, выступающий вверх по отношению к плоскости крыла и нижний крылоподобный элемент,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615585
Дата охранного документа: 05.04.2017
25.08.2017
№217.015.d2dd

Стык консоли крыла с центропланом самолета

Изобретение относится к области авиастроения. Крыло самолета состоит из центроплана и двух консолей крыла. Кессон центроплана образован верхними и нижними панелями, передним и задним лонжеронами, нервюрами. Кессон консольной части крыла состоит из верхних и нижних панелей, переднего и заднего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621925
Дата охранного документа: 08.06.2017
26.08.2017
№217.015.ed33

Устройство удаления воздуха из водовоздушной струи, поступающей при заборе воды на глиссировании самолета-амфибии

Изобретение относится к гидроавиации и касается оборудования пожарных самолетов-амфибий, используемых при тушении лесных пожаров, жилых и производственных помещений, возгораний на нефте- и газопроводах. Устройство удаления воздуха из водовоздушной смеси, поступающей при заборе воды на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628632
Дата охранного документа: 21.08.2017
Показаны записи 1-9 из 9.
27.11.2013
№216.012.850e

Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования

Изобретение относится к авиационной технике и касается самолетов радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования. Самолет содержит фюзеляж, высокорасположенное крыло, горизонтальное и разнесенное вертикальное оперение, силовую установку и шасси. При этом самолет снабжен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499740
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.02.2015
№216.013.27ac

Способ и устройство визуальной индикации скорости противопожарного самолёта-амфибии при заборе воды на глиссировании по водной поверхности

Группа изобретений относится к визуальной индикации скорости противопожарного самолета-амфибии при заборе воды на глиссировании по водной поверхности. При использовании способа пилот информируется о соотношении текущей скорости и установленных для данного режима полета ее граничных значений с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541613
Дата охранного документа: 20.02.2015
10.08.2015
№216.013.695e

Легкий гидросамолет (самолет-амфибия)

Изобретение относится к легким гидросамолетам (самолетам-амфибиям) для базирования на кораблях легкого класса или в прибрежной зоне. Легкий гидросамолет содержит фюзеляж-лодку, крыло, консоли которого выполнены складывающимися и разделенными на две части по размаху - внутренняя складывается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558527
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.01.2016
№216.013.9f19

Самолет пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования с системой антенн кругового обзора

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания самолетов с системой антенн кругового обзора как палубного, так и наземного базирования для задач радиолокационного дозора и наведения (РЛДН), управления воздушным движением и морского патрулирования. Самолет пониженной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572366
Дата охранного документа: 10.01.2016
25.08.2017
№217.015.ba0c

Концевое устройство крыла самолета-амфибии или гидросамолета

Изобретение относится к авиационной технике, а именно касается создания самолетов-амфибий и гидросамолетов. Концевое устройство крыла самолета-амфибии или гидросамолета содержит верхний крылоподобный элемент, выступающий вверх по отношению к плоскости крыла и нижний крылоподобный элемент,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615585
Дата охранного документа: 05.04.2017
13.02.2018
№218.016.1fe8

Самолет-амфибия (гидросамолет) с реактивными двигателями

Изобретение относится к авиации и касается создания самолетов-амфибий (гидросамолетов) с реактивными двигателями. Гидросамолет с реактивными двигателями содержит фюзеляж-лодку, крыло, оперение и силовую установку. Причем один двигатель установлен на лодке и содержит сопловой аппарат, выведенный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641359
Дата охранного документа: 17.01.2018
18.07.2018
№218.016.71a8

Беспилотный самолет - амфибия

Изобретение относится к авиации. Беспилотный самолет - амфибия содержит лодку, крыло, горизонтальное и вертикальное (8) оперение, размещенное на продольных балках. Днище лодки выполнено с двумя поперечными реданами (3, 4), имеющими равную гидродинамическую эффективность. Первый редан (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661379
Дата охранного документа: 16.07.2018
10.04.2019
№219.017.07e4

Палубный самолет

Палубный самолет относится к области морской авиации. Палубный самолет содержит фюзеляж, крыло со складываемыми консолями, хвостовое оперение, силовую установку, обтекатель антенн с подвижным пилоном, шасси и посадочный гак. Силовая установка состоит из четырех турбовинтовых двигателей, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002402459
Дата охранного документа: 27.10.2010
28.06.2019
№219.017.9950

Способ и устройство улучшения путевой управляемости самолета-амфибии (гидросамолета) при глиссировании

Группа изобретений относится к способу и устройству улучшения путевой управляемости самолета-амфибии (гидросамолета) при глиссировании. Для улучшения путевой управляемости на рулевые приводы аэродинамических органов управления самолетом параллельно с управляющими сигналами с постов управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002692740
Дата охранного документа: 26.06.2019
+ добавить свой РИД