Вид РИД
Изобретение
Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике и касается создания как пилотируемых, так и беспилотных самолетов с реактивными двигателями патрульного, разведывательного и противолодочного назначения с пониженной радио, тепло и звуковой заметностью.
Известны модификации патрульного, противолодочного самолета и самолета дальней морской разведки Р-3А, P-3F, CP-140 (https://ru.wikipedia.org/wiki/Lockheed_P-3_Orion) на базе пассажирского четырехдвигательного винтового самолета Lockheed L-188 Electra. Недостатком этого самолета является не только высокая радио и теплозаметность, но и высокий уровень шума, демаскирующий присутствие самолета для наземных и надводных средств обнаружения. Так как самолет выполнен по схеме низкоплан, то грузовые отсеки для сбрасываемых средств находятся на удалении от центра масс самолета, что исключает помещение туда значительной нагрузки. В последнее время в эксплуатацию начал поступать патрульный противолодочный самолет Р-8А (https://ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_P-8_Poseidon), разработанный по программе многоцелевого морского самолета на базе пассажирского реактивного самолета Boeing-737-800, выполненного также по схеме низкоплан и обладающий теми же недостатками, что и предыдущий. Также для Р-8А высока вероятность попадания птиц в воздухозаборники двигателей при полете на малой высоте над морем.
Наиболее близким по достигаемому результату техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является самолет Н-6К (https://ru.wikipedia.org/wiki/Xian_H-6), являющийся модификацией советского бомбардировщика Ту-16. Н-6К представляет собой моноплан с двумя реактивными двигателями, установленными в корне крыла, содержащий фюзеляж, среднерасположенное крыло, оперение и шасси. Основные стойки шасси установлены на крыле и убираются назад по полету в гондолы, расположенные на задней части крыла. В нижней части фюзеляжа в районе центра масс самолета расположен протяженный грузовой отсек с люками для крупногабаритных сбрасываемых средств.
Недостатками этого самолета являются: довольно значительная радио и теплозаметность, высокий уровень шума на местности и большая вероятность попадания птиц в воздухозаборники двигателей при полете над морем на малой высоте. Также нет возможности установить внутри фюзеляжа антенны радиолокатора больших размеров, работающие в пассивном режиме.
Технический результат заявляемого решения заключается в снижении радио и теплозаметности, уровня шума на местности, вероятности попадания птиц в воздухозаборники двигателей, при этом появляется возможность установки антенн радиолокатора больших размеров, работающих в пассивном режиме.
Технический результат достигается тем, что обтекаемая передняя часть фюзеляжа выполнена выступающей вверх. Два реактивных двигателя установлены в верхней части фюзеляжа рядом друг с другом между крылом и хвостовым оперением. Выходные устройства двигателей расположены близко друг к другу и находятся между V-образным оперением. Входные устройства двигателей так же расположены близко друг к другу над задней частью крыла позади выступающей вверх обтекаемой передней части фюзеляжа, которая при виде спереди закрывает эти входные устройства, предотвращая попадание в них посторонних предметов. Такое расположение двигателей снижает возможность отражения внешнего облучения от вентиляторов двигателей. Вдоль всего фюзеляжа, включая его нижнюю часть, проходит силовая балка, разделяющая в продольном направлении грузовой отсек на две части. Между поперечными элементами силовой балки также могут располагаться малогабаритные сбрасываемые средства.
Таким образом, заявляемый малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета соответствует критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими защищенными патентами техническими решениями в данной области техники, не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень». Заявляемое решение пригодно к осуществлению промышленным путем.
Сущность изобретения поясняется нижеследующим описанием и чертежом, где:
на фиг. 1 изображен вид сбоку малозаметного многофункционального самолета большой дальности и продолжительности полета.
на фиг. 2 изображен вид сверху малозаметного многофункционального самолета большой дальности и продолжительности полета с вырывом по двигателям.
на фиг. 3 изображен вид спереди малозаметного многофункционального самолета большой дальности и продолжительности полета. Проекция воздухозаборных устройств заштрихована.
На фиг. 4 изображено сечение А-А.
Малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета выполнен по схеме моноплан со среднерасположенным крылом 1 и V-образным хвостовым оперением 2. Основные стойки шасси 3 установлены на крыле 1 и убираются назад по полету в гондолы 4 расположенные на задней части крыла 1. Два реактивных двигателя 5 установлены рядом друг с другом между крылом 1 и V-образным хвостовым оперением 2 в верхней части фюзеляжа 6. Гондолы двигателей 7 выступают за пределы фюзеляжа 6 при виде сверху, при этом выходные устройства 8 реактивных двигателей 5 расположены близко друг к другу и находятся между V-образным оперением 2. Входные устройства двигателей 9 расположены близко друг к другу над задней частью крыла 1 позади выступающей вверх обтекаемой передней части фюзеляжа 6, которая при виде спереди закрывает эти входные устройства 9. Боковые поверхности самолета выполнены наклонными к горизонтальной плоскости, не образуют между собой прямых углов и практически не имеют скруглений при пересечениях, параллельных к горизонтальной плоскости. Вдоль всего фюзеляжа 6, включая его нижнюю часть, проходит силовая балка 10, делящая протяженный грузовой отсек И на две части. Обе части грузового отсека 11 снабжены люками со створками 12 и предназначены для размещения крупногабаритных сбрасываемых средств 13. Между поперечными элементами силовой балки 10 также могут располагаться малогабаритные сбрасываемые средства 14. Наличие продольной силовой балки 10 позволяет выполнить в передней верхней части фюзеляжа 6 боковины 15 радиопрозрачными и поместить под ними антенны 16 больших размеров радиолокатора работающего в пассивном режиме. Антенны 16 устанавливаются под углом к горизонтальной плоскости самолета, чтобы прошедшее через радиопрозрачные боковины 15 внешнее облучение отражалось вверх, или интегрировалось в боковые панели фюзеляжа 6.
Таким образом, совокупность существенных признаков малозаметного многофункционального самолета большой дальности и продолжительности полета обеспечивает снижение радио и теплозаметности, уровня шума на местности, вероятности попадания птиц в воздухозаборники двигателей, при этом появляется возможность установки антенн больших размеров радиолокатора, работающего в пассивном режиме. Предлагаемое изобретение можно реализовать на основе существующих технологий из применяемых в самолетостроении материалов, и на основе существующего уровня развития антенно-фидерных устройств и производства бортовой радиоэлектронной аппаратуры.