×
26.08.2017
217.015.ed33

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО УДАЛЕНИЯ ВОЗДУХА ИЗ ВОДОВОЗДУШНОЙ СТРУИ, ПОСТУПАЮЩЕЙ ПРИ ЗАБОРЕ ВОДЫ НА ГЛИССИРОВАНИИ САМОЛЕТА-АМФИБИИ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002628632
Дата охранного документа
21.08.2017
Аннотация: Изобретение относится к гидроавиации и касается оборудования пожарных самолетов-амфибий, используемых при тушении лесных пожаров, жилых и производственных помещений, возгораний на нефте- и газопроводах. Устройство удаления воздуха из водовоздушной смеси, поступающей при заборе воды на глиссировании самолета-амфибии, содержит входной трубопровод, подводящий водовоздушную струю, корпус устройства с расположенными в нем спиралевидным шнеком и трубопроводом отвода воздуха, выходной трубопровод, подающий жидкость в баки самолета. При этом передняя часть корпуса устройства выполнена в форме усеченного конуса, на внутренней поверхности которого жестко закреплены ребра шнека переменной высоты и шага. В выходном трубопроводе установлена спрямляющая решетка. Причем трубопровод отвода воздуха из устройства выведен на срез сопла реактивного маршевого двигателя самолета-амфибии. Достигается максимальное заполнение баков гидросамолета водой путем увеличения эффективности деаэрации водовоздушной струи, простота конструкции устройства. 5 ил.

Предлагаемое изобретение относится к области гидроавиации, а именно к оборудованию пожарных самолетов-амфибий, используемых при тушении лесных пожаров, жилых и производственных помещений, возгораний на нефте- и газопроводах.

Для эффективного пожаротушения гидросамолету необходим быстрый забор воды в баки. Известно, что при глиссировании гидросамолета по водной поверхности происходит мощная аэрация воздухом водяной струи, поступающей в водяные баки самолета-амфибии. Это явление возникает из-за особой конструкции днища лодки гидросамолета. Время забора воды на глиссировании современного самолета-амфибии составляет 20÷30 секунд. В результате в баки самолета-амфибии поступает водовоздушная смесь, которая занимает весь объем баков, в то время как фактический объем воды доходит только до 60-70% объема баков.

Известны различные устройства, позволяющие производить деаэрацию водной струи.

Например, устройство «Центробежный деаэратор» (патент на изобретение RU 2246446, МПК C02F 1/20, C02F 1/103), которое относится к установкам термической деаэрации воды. Данное устройство содержит цилиндрический корпус, завихритель, укрепленный на входе в деаэратор, трубу выпара.

Недостатком данного устройства является наличие в конструкции тела вращения, которое имеет большое гидравлическое сопротивление, возникающее в начальный момент забора воды. Также недостатком устройства является необходимость подогрева водовоздушной струи, что создает опасную зону высокой температуры в конструкции гидросамолета. Данное обстоятельство может серьезно затруднить сертификацию летательного аппарата по современным международным нормам.

Также известно изобретение «Водозаборное устройство противопожарного летательного аппарата» (патент RU 2555900, МПК B64D 1/16), состоящее из люка, коллектора с насосом, скользящей каретки, открывающей вход воды в насос.

Существенным недостатком указанного устройства является длительное время забора воды и сложность конструкции за счет того, что забор воды из водоема в баки самолета производится только при полной остановке летательного аппарата, с помощью насосов, приводимых в действие автономным электромотором.

Известно устройство «Циклонный деаэратор» (патент на изобретение RU 2102329, МПК C02F 1/20), которое относится к устройствам термической деаэрации воды, имеет компактную конструкцию, исключающую унос воды через выпарное устройство. Данное устройство содержит корпус, патрубок подвода воды, воронку, трубу выпара, дробящий узел.

Главным недостатком устройства является необходимость подогрева водовоздушной смеси до температуры 102÷104°С.

В качестве прототипа авторами выбрано «Устройство удаления газа из потока жидкости» (патент на изобретение FR 2086768, МПК B01D 19/00), в котором для удаления пузырьков воздуха из жидкости используется спиралевидное тело, помещенное в трубопроводе. Однако данное устройство имеет серьезный недостаток для гидросамолета: оно не будет эффективно при быстром заборе воды из-за высокого гидравлического сопротивления, возникающего на передних винтах закрутки спиралевидного тела.

Решить проблему удаления пузырьков воздуха из водовоздушной струи позволяет предлагаемое устройство.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является максимальное заполнение баков гидросамолета водой путем увеличения эффективности деаэрации водовоздушной струи.

Технический результат достигается тем, что устройство удаления воздуха из водовоздушной смеси, поступающей при заборе воды на глиссировании самолета-амфибии, содержит входной трубопровод, подводящий водовоздушную струю, корпус устройства с расположенными в нем спиралевидным шнеком и трубопроводом отвода воздуха, выходной трубопровод, подающий жидкость в баки самолета. Передняя часть корпуса устройства выполнена в форме усеченного конуса, на внутренней поверхности которого жестко закреплены ребра шнека переменной высоты и шага. В выходном трубопроводе установлена спрямляющая решетка, а трубопровод отвода воздуха из устройства выведен на срез сопла реактивного маршевого двигателя самолета-амфибии.

Предлагаемое изобретение обладает изобретательским уровнем, новизной и промышленной применимостью.

Сущность изобретения поясняется нижеследующим описанием и чертежами, где:

на фиг. 1 показан забор воды гидросамолетом;

на фиг. 2 - вид А;

на фиг. 3 - вид Б-Б;

на фиг. 4 - устройство удаления воздуха из водовоздушной струи (второе ребро шнека условно не показано);

на фиг. 5 показана схема расположения устройства в конструкции самолета-амфибии.

Для улучшения гидродинамических свойств самолета-амфибии на днище устанавливается редан 1, на срезе которого происходит подсос и аэрация воздухом водяных струй, поступающих в баки самолета (см. фиг. 1, 2).

Наличие воздуха в водовоздушной смеси в баках самолета приводит к недостоверной оценке летчиками фактического количества воды в баках самолета. Устройство предназначено для отделения воздуха из водовоздушной струи, поступающей через водозаборное устройство 2 по входному трубопроводу 3 в баки 4 самолета на режиме глиссирования.

Корпус 5 устройства состоит из трех основных частей: передней части 6, представляющей из себя усеченный конус, центральной части 7, представляющей из себя цилиндрическую полость, и конусной задней части 8. Шнек 9, закрепленный внутри устройства, изготовлен из листового материала. Рабочая часть шнека 9 на входе устройства разделена на два ребра, которые имеют изначально минимальную высоту, но с уменьшением шага витков высота ребер увеличивается до полной высоты шнека 9, расположенного в центральной части 7.

Задняя часть 8 устройства имеет сужающуюся часть. На небольшом расстоянии от заднего конца шнека 9 по оси установлен патрубок воздушного отбора 10, соединенный с трубопроводом отвода воздуха 11. Трубопровод отвода воздуха 11 направляется на срез сопла маршевого двигателя 12 гидросамолета для эжекции.

В выходном трубопроводе 13 установлена спрямляющая решетка 14, необходимая для выравнивания потока воды перед подачей ее в баки самолета.

Работа устройства

Водовоздушная струя, поступающая в устройство на режиме глиссирования гидросамолета через водозаборное устройство 2 (на самолете установлены два водозаборных устройства), попадает через входной трубопровод 3 в коническую переднюю часть 6 предлагаемого устройства. Коническая форма передней части 6 позволяет эффективнее раскручивать поступающий водяной поток. За счет наличия внутренних, переменной высоты и шага, спиральных ребер шнека 9 происходит мгновенное раскручивание водяного потока. Использование предварительного раскручивания водяного потока перед шнеком 9 значительно снижает гидродинамическое сопротивление устройства. Окончательное раскручивание водяного потока происходит в шнеке 9. За счет центробежной силы, образованной вследствие раскручивания водяного потока, вода, обладающая большим удельным весом по сравнению с воздухом, прижимается к стенке цилиндра, а воздух скапливается по оси устройства и формируется в воздушный поток, собираемый патрубком 10. Для наибольшей эффективности отбора отделяемого воздуха вход патрубка 10 отбора снабжен соплом, а трубопровод отвода воздуха 11 направляется к маршевому двигателю 12 гидросамолета, где крепится на срез реактивного сопла. За счет эффекта эжекции происходит усиление отсоса воздушной струи из предлагаемого устройства. Вода, отделяемая устройством из водовоздушной струи, поступает через спрямляющую решетку 14 по выходному трубопроводу 13 в баки 4 гидросамолета.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет добиться полной заправки баков самолета-амфибии водой, исключив попадание воздуха в баки. Все это достигается простотой конструкции устройства, обеспечением возможности подачи больших объемов водовоздушной струи за короткий промежуток времени и высокой эффективностью деаэрации воздуха.

В настоящее время предлагаемое изобретение находится на стадии конструкторской проработки и может быть реализовано по существующим технологиям из применяемых в самолетостроении материалов.

Устройство удаления воздуха из водовоздушной смеси, поступающей при заборе воды на глиссировании самолета-амфибии, содержащее входной трубопровод, подводящий водовоздушную струю, корпус устройства с расположенными в нем спиралевидным шнеком и трубопроводом отвода воздуха, выходной трубопровод, подающий жидкость в баки самолета, отличающееся тем, что передняя часть корпуса устройства выполнена в форме усеченного конуса, на внутренней поверхности которого жестко закреплены ребра шнека переменной высоты и шага, а в выходном трубопроводе установлена спрямляющая решетка, при этом трубопровод отвода воздуха из устройства выведен на срез сопла реактивного маршевого двигателя самолета-амфибии.
УСТРОЙСТВО УДАЛЕНИЯ ВОЗДУХА ИЗ ВОДОВОЗДУШНОЙ СТРУИ, ПОСТУПАЮЩЕЙ ПРИ ЗАБОРЕ ВОДЫ НА ГЛИССИРОВАНИИ САМОЛЕТА-АМФИБИИ
УСТРОЙСТВО УДАЛЕНИЯ ВОЗДУХА ИЗ ВОДОВОЗДУШНОЙ СТРУИ, ПОСТУПАЮЩЕЙ ПРИ ЗАБОРЕ ВОДЫ НА ГЛИССИРОВАНИИ САМОЛЕТА-АМФИБИИ
УСТРОЙСТВО УДАЛЕНИЯ ВОЗДУХА ИЗ ВОДОВОЗДУШНОЙ СТРУИ, ПОСТУПАЮЩЕЙ ПРИ ЗАБОРЕ ВОДЫ НА ГЛИССИРОВАНИИ САМОЛЕТА-АМФИБИИ
УСТРОЙСТВО УДАЛЕНИЯ ВОЗДУХА ИЗ ВОДОВОЗДУШНОЙ СТРУИ, ПОСТУПАЮЩЕЙ ПРИ ЗАБОРЕ ВОДЫ НА ГЛИССИРОВАНИИ САМОЛЕТА-АМФИБИИ
УСТРОЙСТВО УДАЛЕНИЯ ВОЗДУХА ИЗ ВОДОВОЗДУШНОЙ СТРУИ, ПОСТУПАЮЩЕЙ ПРИ ЗАБОРЕ ВОДЫ НА ГЛИССИРОВАНИИ САМОЛЕТА-АМФИБИИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 20.
27.09.2013
№216.012.6fcd

Устройство реверса-нейтрализатора тяги двухконтурного турбореактивного двигателя самолета-амфибии

Изобретение относится к авиации и касается устройств для изменения вектора тяги двухконтурных турбореактивных двигателей, установленных на самолетах-амфибиях. Устройство реверса-нейтрализатора тяги содержит герметичные поворотно-реверсные решетки и створки. Поворотно-реверсные решетки размещены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494272
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.10.2015
№216.013.8070

Устройство для рассеивания и шумоглушения выходящей свободной струи газа

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к оборудованию газоотводной трубы вспомогательного газотурбинного двигателя устройством, уменьшающим силовое и акустическое взаимодействие двигателя с окружающей средой при эксплуатации авиационной техники. Устройство рассеивания и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564477
Дата охранного документа: 10.10.2015
27.11.2015
№216.013.949a

Устройство для снижения гидродинамического сопротивления корпуса гидросамолета при взлете с водной поверхности

Изобретение относится к области гидроавиации и касается конструкций корпусов для уменьшения сопротивления при движении высокоскоростных низкосидящих, повышенной килеватости морских судов по водной поверхности. Устройство для снижения гидродинамического сопротивления корпуса гидросамолета при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569661
Дата охранного документа: 27.11.2015
10.12.2015
№216.013.96a3

Гидродинамический тормоз

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к оборудованию для торможения гидросамолета на воде, и может быть использовано на быстроходных судах и других речных и морских быстроходных транспортных средствах. Гидродинамический тормоз содержит выдвижной управляемый водозаборник,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570183
Дата охранного документа: 10.12.2015
10.02.2016
№216.014.c36a

Способ снижения вибрационного воздействия силовой установки летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации, в частности к силовым установкам летательных аппаратов. Способ снижения вибрационного воздействия силовой установки летательного аппарата, при котором расчетным методом выбирают соотношение длин внутреннего и внешнего контуров двигателя в пределах больше...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574498
Дата охранного документа: 10.02.2016
20.02.2016
№216.014.e82f

Способ обеспечения безопасности заправки топливом в полете и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области авиации, в частности к заправке топливом самолетов в полете. Для безопасности заправки топливом в полете перед подачей топлива через заправочную штангу с конусом на самолете выдвигают турбулизаторы для интенсивного перемешивания потока воздуха и топлива в случае...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002575301
Дата охранного документа: 20.02.2016
20.04.2016
№216.015.33c5

Самолет-амфибия

Изобретение относится к авиационной технике и касается морской авиации. Самолет-амфибия содержит крыло, хвостовое оперение, силовую установку, шасси и водоруль. Самолет-амфибия выполнен по схеме многокорпусного полутораплана с установленными между лодками нижними полукрыльями, закрепленными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582196
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.05.2016
№216.015.4069

Устройство для обозначения границы впп гидроаэродрома

Изобретение относится к гидротехническим устройствам и предназначено для обозначения границы ВВП гидроаэродрома при взлете воздушного судна с его поверхности и его посадке. Устройство для обозначения границы ВПП гидроаэродрома содержит корпус. Корпус состоит из освещаемой надводной и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002584789
Дата охранного документа: 20.05.2016
27.05.2016
№216.015.423b

Конусный замок

Изобретение относится к устройствам крепления съемных частей к корпусу. Конусный замок содержит конус с фланцем, закрепленным на отъемной части корпуса самолета, конусное гнездо с фланцем, закрепленным на корпусе самолета, болт, самоконтрящуюся гайку и пружину. На конусе и на конусном гнезде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585212
Дата охранного документа: 27.05.2016
13.01.2017
№217.015.8bef

Способ удаления льда и снега с поверхности самолета

Изобретение относится к техническому обслуживанию поверхностей самолета во время предполетной подготовки в зимнее время. Способ удаления льда и снега с поверхности самолета заключается в подготовке смеси горячего и холодного воздуха до определенной температуры и последующем подогреве ею...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604921
Дата охранного документа: 20.12.2016
Показаны записи 1-10 из 14.
27.09.2013
№216.012.6fcd

Устройство реверса-нейтрализатора тяги двухконтурного турбореактивного двигателя самолета-амфибии

Изобретение относится к авиации и касается устройств для изменения вектора тяги двухконтурных турбореактивных двигателей, установленных на самолетах-амфибиях. Устройство реверса-нейтрализатора тяги содержит герметичные поворотно-реверсные решетки и створки. Поворотно-реверсные решетки размещены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494272
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.10.2015
№216.013.8070

Устройство для рассеивания и шумоглушения выходящей свободной струи газа

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к оборудованию газоотводной трубы вспомогательного газотурбинного двигателя устройством, уменьшающим силовое и акустическое взаимодействие двигателя с окружающей средой при эксплуатации авиационной техники. Устройство рассеивания и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564477
Дата охранного документа: 10.10.2015
27.11.2015
№216.013.949a

Устройство для снижения гидродинамического сопротивления корпуса гидросамолета при взлете с водной поверхности

Изобретение относится к области гидроавиации и касается конструкций корпусов для уменьшения сопротивления при движении высокоскоростных низкосидящих, повышенной килеватости морских судов по водной поверхности. Устройство для снижения гидродинамического сопротивления корпуса гидросамолета при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569661
Дата охранного документа: 27.11.2015
10.12.2015
№216.013.96a3

Гидродинамический тормоз

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к оборудованию для торможения гидросамолета на воде, и может быть использовано на быстроходных судах и других речных и морских быстроходных транспортных средствах. Гидродинамический тормоз содержит выдвижной управляемый водозаборник,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570183
Дата охранного документа: 10.12.2015
10.02.2016
№216.014.c36a

Способ снижения вибрационного воздействия силовой установки летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации, в частности к силовым установкам летательных аппаратов. Способ снижения вибрационного воздействия силовой установки летательного аппарата, при котором расчетным методом выбирают соотношение длин внутреннего и внешнего контуров двигателя в пределах больше...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574498
Дата охранного документа: 10.02.2016
20.02.2016
№216.014.e82f

Способ обеспечения безопасности заправки топливом в полете и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области авиации, в частности к заправке топливом самолетов в полете. Для безопасности заправки топливом в полете перед подачей топлива через заправочную штангу с конусом на самолете выдвигают турбулизаторы для интенсивного перемешивания потока воздуха и топлива в случае...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002575301
Дата охранного документа: 20.02.2016
20.04.2016
№216.015.33c5

Самолет-амфибия

Изобретение относится к авиационной технике и касается морской авиации. Самолет-амфибия содержит крыло, хвостовое оперение, силовую установку, шасси и водоруль. Самолет-амфибия выполнен по схеме многокорпусного полутораплана с установленными между лодками нижними полукрыльями, закрепленными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582196
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.05.2016
№216.015.4069

Устройство для обозначения границы впп гидроаэродрома

Изобретение относится к гидротехническим устройствам и предназначено для обозначения границы ВВП гидроаэродрома при взлете воздушного судна с его поверхности и его посадке. Устройство для обозначения границы ВПП гидроаэродрома содержит корпус. Корпус состоит из освещаемой надводной и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002584789
Дата охранного документа: 20.05.2016
27.05.2016
№216.015.423b

Конусный замок

Изобретение относится к устройствам крепления съемных частей к корпусу. Конусный замок содержит конус с фланцем, закрепленным на отъемной части корпуса самолета, конусное гнездо с фланцем, закрепленным на корпусе самолета, болт, самоконтрящуюся гайку и пружину. На конусе и на конусном гнезде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002585212
Дата охранного документа: 27.05.2016
13.01.2017
№217.015.8bef

Способ удаления льда и снега с поверхности самолета

Изобретение относится к техническому обслуживанию поверхностей самолета во время предполетной подготовки в зимнее время. Способ удаления льда и снега с поверхности самолета заключается в подготовке смеси горячего и холодного воздуха до определенной температуры и последующем подогреве ею...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604921
Дата охранного документа: 20.12.2016
+ добавить свой РИД