×
10.01.2016
216.013.9f19

САМОЛЕТ ПОНИЖЕННОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ЗАМЕТНОСТИ ПАЛУБНОГО И НАЗЕМНОГО БАЗИРОВАНИЯ С СИСТЕМОЙ АНТЕНН КРУГОВОГО ОБЗОРА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике и касается создания самолетов с системой антенн кругового обзора как палубного, так и наземного базирования для задач радиолокационного дозора и наведения (РЛДН), управления воздушным движением и морского патрулирования. Самолет пониженной радиолокационной заметности содержит фюзеляж, крыло, оперение, силовую установку, шасси и систему антенн кругового обзора. Центральная часть крыла выполнена с радиопрозрачными передними и задними кромками и имеет большее сужение, чем концевые части крыла. При этом центральная часть крыла выполнена с таким сужением, чтобы установленные в ее передних и задних кромках антенны обеспечивали круговой обзор. Достигается расширение зоны кругового освещения воздушной обстановки, ограниченной только техническими возможностями антенн, снижение радиолокационной заметности, возможность беспрепятственного катапультирования экипажа, легкий доступ в обтекатели антенн РТК. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Самолет пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования с системой антенн кругового обзора.

Предлагаемое изобретение относится к авиационной технике и касается создания самолетов с системой антенн кругового обзора как палубного, так и наземного базирования для задач радиолокационного дозора и наведения (РЛДН), управления воздушным движением и морского патрулирования.

Известно семейство палубных самолетов РЛДН Е-2 «Хоукай» с антенной кругового обзора [1], которые используются и при наземном базировании, и советский проект палубного самолета Як-44Э [2]. Эти самолеты содержат фюзеляж, крыло со складываемыми на стоянке палубы консолями, горизонтальное оперение, разнесенное вертикальное оперение, силовую установку из двух турбовинтовых двигателей, вращающийся обтекатель антенны радиотехнического комплекса (РТК) с пилоном, шасси и посадочный гак. Также известен патент на изобретение RU 2499740 С2 «Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования» [3], на котором в отличие от самолетов Е-2 «Хоукай» и Як-44Э антенны РТК установлены в развитых боковых обтекателях, расположенных в нижней части фюзеляжа.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является патент на изобретение RU 2499740 С2 «Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования» [3], содержащий фюзеляж, крыло со складываемыми назад на стоянке палубы консолями, горизонтальное оперение, разнесенное вертикальное оперение, силовую установку из двух турбовинтовых двигателей, развитые боковые обтекатели, расположенные в нижней части фюзеляжа, шасси и посадочный гак.

Недостатком такой схемы самолета является некоторое сокращение крылом и винтами секторов обзора вверх. Винтовые двигатели и развитые боковые обтекатели не позволят развивать приемлемую скорость. Применение данной схемы самолета (с отдельным обтекателем антенн кругового обзора и крылом, разнесенными по высоте относительно друг друга) способствует переотражению облучающего сигнала обратно и не позволяет обеспечить снижение радиолокационной заметности при использовании обычных средств ее понижения, таких как наклон к вертикальной плоскости боковых поверхностей, S-образные каналы воздухозаборников, V-образное хвостовое оперение и др. Самолет с таким взаимным положением частей, а также при наличии воздушных винтов не может быть малозаметным, что, в конечном итоге, не позволит ему вести боевые действия в составе группы малозаметных самолетов и тем более самостоятельно.

Технический результат заявляемого решения заключается в обеспечении кругового обзора путем расширения зоны освещения воздушной обстановки, ограниченной только техническими возможностями антенн, снижение радиолокационной заметности, увеличение скорости полета, сокращение взлетной и посадочной дистанции и увеличение крутизны траектории при заходе на посадку, возможности ведения боевых действий в составе группы малозаметных самолетов, а при наличии оружия самостоятельно.

При этом сохраняется возможность катапультирования экипажа в аварийных ситуациях или при поражении самолета средствами противника.

Технический результат достигается тем, что самолет выполнен по схеме «низкоплан» с V-образным хвостовым оперением и с крылом, центральная часть которого имеет большее сужение, чем концевые части крыла. Причем центральная часть крыла выбирается с таким сужением, чтобы установленные в ее передних и задних кромках антенны обеспечивали круговой обзор. Передние и задние кромки центральной части крыла выполнены радиопрозрачными и в них размещены антенны кругового обзора. На самолете установлены реактивные двигатели. Для сокращения дистанции разбега при использовании самолета с коротких ВПП или с авианосцев с трамплинным стартом двигатели (двигатель) могут быть снабжены форсажными камерами. Фюзеляж выполнен с носовым и хвостовым обтекателями, в которых размещены дополнительные антенны РТК, улучшающие круговой обзор. Так как задние кромки центральной части крыла выполнены радиопрозрачными и заняты антеннами, то для увеличения максимальной подъемной силы крыла и увеличения крутизны траектории при заходе на посадку вместо закрылков на нижней поверхности центральной части крыла установлены простые щитки, которые в отличие от обычных простых щитков, устанавливаемых по задней кромке, смещены вперед и располагаются перед задними радиопрозрачными обтекателями.

Смещение вперед простых щитков позволяет также уменьшить пикирующий момент при их выпуске.

Таким образом, заявляемый самолет пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования с системой антенн кругового обзора соответствует критерию изобретения «новизна». Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими защищенными патентами техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень». Заявляемое решение пригодно к осуществлению промышленным путем.

Сущность изобретения поясняется нижеследующим описанием и чертежом, где:

на фиг. 1 изображен вид сверху самолета пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования с системой антенн кругового обзора;

на фиг. 2 изображен вид спереди самолета пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования с системой антенн кругового обзора;

на фиг. 3 изображен вид сбоку самолета пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования с системой антенн кругового обзора.

Самолет пониженной радиолокационной заметности палубного и наземного базирования с системой антенн кругового обзора (фиг. 1, 2, 3) выполнен по схеме «низкоплан» с крылом 1, центральная часть 2 которого имеет большее сужение, чем концевые части крыла. Передние 3 и задние кромки 4 центральной части крыла 2 выполнены радиопрозрачными и в них размещены антенны кругового обзора 5. По бокам фюзеляжа 6 над центральной частью крыла расположены воздухозаборники двигателей 7. На нижней поверхности центральной части крыла 2 перед задними радиопрозрачными обтекателями 4 установлены простые щитки 8. В задней части фюзеляжа 6 расположено V-образное хвостовое оперение 9. Сопла двигателей (двигателя) 10 расположены между поверхностями V-образного оперения 9.

Основные стойки шасси 11 установлены на центральной части крыла и убираются в фюзеляж 6. В носовом обтекателе 12 фюзеляжа 6 и в обтекателе 13 развитой хвостовой части фюзеляжа 6 размещены дополнительные антенны РТК 14 и 15.

Установленные в передних 3 и задних 4 кромках центральной части крыла 2 антенны кругового обзора РТК 5 совместно с дополнительной антенной РТК 14 в носовой части фюзеляжа 6 и дополнительной антенной РТК 15 в хвостовой части фюзеляжа 6 образуют общую круговую диаграмму обзора РТК. На верхней поверхности фюзеляжа 6 выполнены люки 16 для катапультирования всего экипажа.

Установка антенн кругового обзора РТК 5 в передних 3 и задних 4 кромках центральной части крыла 2 и дополнительных антенн РТК 14, 15 в носовой 1 и хвостовой частях фюзеляжа 6, а также применение реактивных двигателей 10 и V-образного оперения 9 позволили получить беспрепятственную круговую диаграмму обзора, ограниченную только техническими возможностями антенн, применяемых на самолете, а также существенно уменьшить радиолокационную заметность самолета.

Такая схема самолета позволяет использовать ее для беспилотного варианта.

Технико-экономическая эффективность выражается в расширении зоны освещения воздушной обстановки, увеличении скорости полета и снижении радиолокационной заметности.

Таким образом, совокупность существенных признаков самолета палубного и наземного базирования обеспечивают беспрепятственный круговой обзор, увеличение скорости полета, сокращение взлетной и посадочной дистанции, увеличение крутизны траектории при заходе на посадку, существенное снижение радиолокационной заметности, возможность беспрепятственного катапультирования всего экипажа и легкий доступ в обтекатели антенн РТК. Предлагаемое изобретение можно реализовать по существующим технологиям из применяемых в самолетостроении материалов, так и существующего уровня развития антенно-фидерных устройств и производства аппаратуры.

Источники информации

1. FLIGHT. №5-11, февраль 2008 г., стр. 28-29.

2. http: //www.airwar.ru/enc/spy/yak44.html

3. Патент RU 2499740 С2.


САМОЛЕТ ПОНИЖЕННОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ЗАМЕТНОСТИ ПАЛУБНОГО И НАЗЕМНОГО БАЗИРОВАНИЯ С СИСТЕМОЙ АНТЕНН КРУГОВОГО ОБЗОРА
САМОЛЕТ ПОНИЖЕННОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ЗАМЕТНОСТИ ПАЛУБНОГО И НАЗЕМНОГО БАЗИРОВАНИЯ С СИСТЕМОЙ АНТЕНН КРУГОВОГО ОБЗОРА
САМОЛЕТ ПОНИЖЕННОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ЗАМЕТНОСТИ ПАЛУБНОГО И НАЗЕМНОГО БАЗИРОВАНИЯ С СИСТЕМОЙ АНТЕНН КРУГОВОГО ОБЗОРА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-5 из 5.
27.11.2013
№216.012.850e

Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования

Изобретение относится к авиационной технике и касается самолетов радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования. Самолет содержит фюзеляж, высокорасположенное крыло, горизонтальное и разнесенное вертикальное оперение, силовую установку и шасси. При этом самолет снабжен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499740
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.02.2015
№216.013.27ac

Способ и устройство визуальной индикации скорости противопожарного самолёта-амфибии при заборе воды на глиссировании по водной поверхности

Группа изобретений относится к визуальной индикации скорости противопожарного самолета-амфибии при заборе воды на глиссировании по водной поверхности. При использовании способа пилот информируется о соотношении текущей скорости и установленных для данного режима полета ее граничных значений с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541613
Дата охранного документа: 20.02.2015
10.08.2015
№216.013.695e

Легкий гидросамолет (самолет-амфибия)

Изобретение относится к легким гидросамолетам (самолетам-амфибиям) для базирования на кораблях легкого класса или в прибрежной зоне. Легкий гидросамолет содержит фюзеляж-лодку, крыло, консоли которого выполнены складывающимися и разделенными на две части по размаху - внутренняя складывается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558527
Дата охранного документа: 10.08.2015
25.08.2017
№217.015.ba0c

Концевое устройство крыла самолета-амфибии или гидросамолета

Изобретение относится к авиационной технике, а именно касается создания самолетов-амфибий и гидросамолетов. Концевое устройство крыла самолета-амфибии или гидросамолета содержит верхний крылоподобный элемент, выступающий вверх по отношению к плоскости крыла и нижний крылоподобный элемент,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615585
Дата охранного документа: 05.04.2017
13.02.2018
№218.016.1fe8

Самолет-амфибия (гидросамолет) с реактивными двигателями

Изобретение относится к авиации и касается создания самолетов-амфибий (гидросамолетов) с реактивными двигателями. Гидросамолет с реактивными двигателями содержит фюзеляж-лодку, крыло, оперение и силовую установку. Причем один двигатель установлен на лодке и содержит сопловой аппарат, выведенный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641359
Дата охранного документа: 17.01.2018
Показаны записи 1-9 из 9.
27.11.2013
№216.012.850e

Самолет радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования

Изобретение относится к авиационной технике и касается самолетов радиолокационного дозора и наведения палубного и наземного базирования. Самолет содержит фюзеляж, высокорасположенное крыло, горизонтальное и разнесенное вертикальное оперение, силовую установку и шасси. При этом самолет снабжен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499740
Дата охранного документа: 27.11.2013
20.02.2015
№216.013.27ac

Способ и устройство визуальной индикации скорости противопожарного самолёта-амфибии при заборе воды на глиссировании по водной поверхности

Группа изобретений относится к визуальной индикации скорости противопожарного самолета-амфибии при заборе воды на глиссировании по водной поверхности. При использовании способа пилот информируется о соотношении текущей скорости и установленных для данного режима полета ее граничных значений с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541613
Дата охранного документа: 20.02.2015
10.08.2015
№216.013.695e

Легкий гидросамолет (самолет-амфибия)

Изобретение относится к легким гидросамолетам (самолетам-амфибиям) для базирования на кораблях легкого класса или в прибрежной зоне. Легкий гидросамолет содержит фюзеляж-лодку, крыло, консоли которого выполнены складывающимися и разделенными на две части по размаху - внутренняя складывается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558527
Дата охранного документа: 10.08.2015
25.08.2017
№217.015.ba0c

Концевое устройство крыла самолета-амфибии или гидросамолета

Изобретение относится к авиационной технике, а именно касается создания самолетов-амфибий и гидросамолетов. Концевое устройство крыла самолета-амфибии или гидросамолета содержит верхний крылоподобный элемент, выступающий вверх по отношению к плоскости крыла и нижний крылоподобный элемент,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615585
Дата охранного документа: 05.04.2017
13.02.2018
№218.016.1fe8

Самолет-амфибия (гидросамолет) с реактивными двигателями

Изобретение относится к авиации и касается создания самолетов-амфибий (гидросамолетов) с реактивными двигателями. Гидросамолет с реактивными двигателями содержит фюзеляж-лодку, крыло, оперение и силовую установку. Причем один двигатель установлен на лодке и содержит сопловой аппарат, выведенный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641359
Дата охранного документа: 17.01.2018
18.07.2018
№218.016.71a8

Беспилотный самолет - амфибия

Изобретение относится к авиации. Беспилотный самолет - амфибия содержит лодку, крыло, горизонтальное и вертикальное (8) оперение, размещенное на продольных балках. Днище лодки выполнено с двумя поперечными реданами (3, 4), имеющими равную гидродинамическую эффективность. Первый редан (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661379
Дата охранного документа: 16.07.2018
10.04.2019
№219.017.07e4

Палубный самолет

Палубный самолет относится к области морской авиации. Палубный самолет содержит фюзеляж, крыло со складываемыми консолями, хвостовое оперение, силовую установку, обтекатель антенн с подвижным пилоном, шасси и посадочный гак. Силовая установка состоит из четырех турбовинтовых двигателей, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002402459
Дата охранного документа: 27.10.2010
28.06.2019
№219.017.9950

Способ и устройство улучшения путевой управляемости самолета-амфибии (гидросамолета) при глиссировании

Группа изобретений относится к способу и устройству улучшения путевой управляемости самолета-амфибии (гидросамолета) при глиссировании. Для улучшения путевой управляемости на рулевые приводы аэродинамических органов управления самолетом параллельно с управляющими сигналами с постов управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002692740
Дата охранного документа: 26.06.2019
15.04.2020
№220.018.146f

Малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета

Изобретение относится к авиационной технике. Малозаметный многофункциональный самолет большой дальности и продолжительности полета содержит фюзеляж, крыло, оперение, два реактивных двигателя и шасси, основные стойки которого установлены на крыле и убираются назад по полету в гондолы на задней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002718694
Дата охранного документа: 13.04.2020
+ добавить свой РИД