×
13.03.2020
220.018.0af4

Результат интеллектуальной деятельности: Способ калибровки диагностической системы для оценки технического состояния подвижного состава

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002716374
Дата охранного документа
11.03.2020
Аннотация: Изобретение относится к области диагностики рельсовых транспортных средств и может быть использовано в научных целях при исследовании динамических свойств ходовых частей вагонов и локомотивов. Согласно способу калибровки диагностической системы на поверхности катания одного или двух колес 2 в составе колесной пары тележки вагона приваривают одну или несколько накладок 3, которые при перемещении вагона по рельсам 1 вызывают резкий подъем оси колеса, в результате чего создается колебательный процесс. Параметры колебаний измеряют с помощью вибрационных датчиков и используют для оценки и расчета нагрузок на колесо. На основании полученных результатов создают базу данных для калибровки и настройки диагностических систем. Этот способ позволяет значительно расширить базу данных путем изменения геометрических размеров накладок (толщина h и другие). В результате появляется возможность создать широкую базу достоверных данных с различными формами дефектов для однозначной калибровки и настройки диагностических систем при определении технического состояния подвижного состава. 2 ил.

Предлагаемый способ относится к области диагностики рельсовых транспортных средств и может быть использован в научных целях при исследовании динамических свойств ходовых частей вагонов и локомотивов.

Известно [1], что работа подвижного состава ЖД транспорта в системе колесо-рельс связана со значительным износом обоих компонентов и это особенно относится к колесам. Во время эксплуатации колеса испытывают значительные статические и динамические нагрузки, что нарушает геометрический профиль поверхности катания колеса. При этом происходит ухудшение качества металла колеса, растут остаточные напряжения, нарушается плавность хода и снижается уровень безопасности движения. У колес возникают ползуны и навары, выщербины, отколы и подрез гребня колеса. Ползуны и навары образуются на поверхности катания из-за заклинивания колесных пар. Ползуны вызывают сильные удары колес о рельсы и могут привести к их излому. Выявить ползун или навар можно при встрече поезда сходу на слух, а после остановки - внешним осмотром. Предотвращение аварий и крушений осуществляют путем разработки и внедрения специальных норм, позволяющих определить степень пригодности вагона к дальнейшей его эксплуатации. Для этого проводят исследования с применением диагностических стендов и методов, в которых используются различные модели неисправностей.

Известная аппаратура ДДК (детектор дефектных колес), которая относится к напольным средствам автоматической диагностики, предназначена для выявления колесных пар с дефектами на поверхности качения колес, таких как ползун и навар, которые при движении поезда вызывают вертикальные динамические перегрузки колес и рельсов. Колесные пары с дефектами бракуются или используются в качестве настроечных образцов для диагностических систем и комплексов.

Однако по метрологическим требованиям такие образцы должны обладать идентичностью параметров дефектов по высоте и глубине, протяженности и месту расположения на поверхности катания колеса. Если такие требования выполнять путем выборки и сортировки колесных пар, то это длительная и ненадежная процедура.

В изобретении «Способ определения динамических характеристик механической системы» (патент РФ №2292026) предложено возбуждать в системе свободные затухающие колебания и по амплитудно-временной зависимости отклика системы определять собственные частоты системы и логарифмический декремент колебаний. Способ заключается в том, что в системе возбуждают свободные затухающие колебания, регистрируют отклик системы, строят амплитудно-временную зависимость отклика системы, по которой определяют собственные частоты системы. Выделяют полосовым фильтром с выбранными частотами среза частотные составляющие, по которым определяют их логарифмические декременты колебаний. Собственные частоты системы определяют по пикам построенного амплитудного спектра Фурье отклика системы, а частоты среза принимают равными значениям ближайших частот, отстоящих слева и справа от собственных частот системы, на которых амплитудный спектр Фурье принимает минимальные значения.

В таком способе отсутствует наиболее важная информация о системе возбуждения свободных затухающих колебаний, в которых необходимо измерять параметры и делать соответствующее заключение.

Наиболее близким техническим решением, принятым за прототип, является «Катковый стенд» (патент РФ №2488800), содержащий раму, установленную на бетонном фундаменте с участком рельсового пути, в разрыве которого закреплен имитатор такого пути в виде двух катков увеличенного диаметра. В катковом стенде, предназначенном для исследования системы колесо-рельс, предусмотрен имитатор нагрузок, включающий в себя боковые вертикальные гидропульсаторы для моделирования вертикальной силы, действующей в точке контакта колеса с рельсом.

Существенным недостатком способа моделирования сил в катковом стенде является сложность используемой конструкции и его чрезмерная металлоемкость. Кроме этого, применение гидропульсаторов требует дополнительного оборудования в виде насосной станции и системы управления.

Целью настоящего изобретения является создание базы достоверных данных с различными формами дефектов (наваров) на поверхности катания колеса при условии повышения надежности и экономичности способа сбора данных, относящихся к сигналам от дефектов, для однозначной калибровки и настройки диагностических систем.

Поставленная цель достигается тем, что способ калибровки диагностических систем выполняется путем создания на любом полигоне колебаний испытуемой колесной паре в составе тележки вагона и измерения электрических сигналов с помощью вибрационных датчиков, для чего на поверхности катания одного или обоих колес приваривают одну или несколько накладок, имеющих вид сегмента шара или эллипсоида. Причем толщину сегмента назначают в пределах допуска на высоту дефекта (навара), в каждом сегменте делают два отверстия для приварки, а диаметры отверстий равны удвоенной толщине сегмента.

Основная суть изобретения поясняется на фиг. 1, где показан рельс 1, по которому катится колесо 2 со скоростью вращения V, а на его поверхности катания приварена накладка 3, имеющая параметры, показанные на фиг. 2.

Способ калибровки диагностических систем осуществляется следующим образом. На поверхности катания одного или двух колес 2 в составе колесной пары тележки вагона приваривают одну или несколько накладок 3, которые при перемещении вагона по рельсам 1 вызывают резкий подъем оси колеса, в результате чего создается колебательный процесс. Параметры колебаний измеряют с помощью вибрационных датчиков и используют для оценки и расчета нагрузок на колесо. На основании полученных результатов создают базу данных для калибровки и настройки диагностических систем. Предлагаемый способ позволяет значительно расширить базу данных путем изменения геометрических размеров накладок (толщина h и другие). Увеличение количества накладок позволяет создавать резонанс в колебательном процессе, являющийся важным информативным параметром при технической диагностике. Приварка накладок в виде сегмента эллипсоида под углом в окружной скорости V позволяет моделировать боковые усилия и затем учитывать их при калибровке диагностических систем. Технология приварки накладок через два отверстия диаметром d не создает прочного соединения, поэтому они без особых проблем могут сниматься и заменяться новыми.

Список документов, цитируемых в отчете о поиске:

Техническая диагностика вагонов. Часть 2. Диагностирование деталей и узлов вагонов при изготовлении, ремонте и в условиях эксплуатации. Учебник под ред. В.Ф. Криворудченко. М. 2013, с. 315.

Способ калибровки диагностической системы для оценки технического состояния подвижного состава, включающий возбуждение в системе свободных затухающих колебаний и определение технического состояния системы по амплитудно-частотной зависимости отклика системы, отличающийся тем, что для калибровки и настройки системы создают базу данных по результатам силовых характеристик взаимодействия колеса и рельса, полученных путем снятия параметров колебательного процесса от взаимодействия колесной пары и рельса, для чего на поверхности катания одного или обоих колес приваривают одну или несколько накладок, имеющих вид сегмента шара или эллипсоида, причем толщину сегмента назначают в пределах допуска на высоту дефекта (навара), в каждом сегменте делают два отверстия для приварки, а диаметры отверстий равны удвоенной толщине сегмента.
Способ калибровки диагностической системы для оценки технического состояния подвижного состава
Способ калибровки диагностической системы для оценки технического состояния подвижного состава
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-6 из 6.
13.01.2017
№217.015.6d2d

Устройство для сканирования контролируемых объектов

Изобретение относится к средствам механизации и автоматизации технологических операций при проведении неразрушающего контроля объектов промышленного производства или транспорта, например сварных швов ЖД цистерн и их креплений (хомутов). Сущность: устройство имеет две стержневые опоры - левую и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597147
Дата охранного документа: 10.09.2016
25.06.2018
№218.016.664c

Стенд для оценки уровня и характера силового взаимодействия колеса с рельсом

Изобретение относится к области диагностики рельсовых транспортных средств и предназначено для исследования системы «колесо-рельс» путем оценки уровня и характера взаимодействия колеса с рельсом. Стенд содержит неподвижную металлическую раму, на которой установлен участок рельсового пути,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658510
Дата охранного документа: 21.06.2018
03.10.2018
№218.016.8d69

Катковый стенд для оценки динамических параметров тележки вагона

Изобретение предназначено для проведения лабораторных испытаний колесных пар рельсового подвижного состава для определения динамических и ресурсных характеристик, проведения приемочных испытаний. Стенд состоит из участка рельсового пути, приямка, двух кареток с роликами в направлении каждого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668485
Дата охранного документа: 01.10.2018
26.05.2019
№219.017.60d0

Способ контроля технического состояния автосцепки вагона при текущем осмотре

Изобретение относится к области контроля технического состояния автосцепки при текущем осмотре вагона. На розетку автосцепки наносят центральную отметку. На головную часть автосцепки наносят центральную отметку и отметки предельно допустимых отклонений головы. При текущем осмотре вагона...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689089
Дата охранного документа: 23.05.2019
23.02.2020
№220.018.04dc

Способ изготовления продольных балок рамы грузовой железнодорожной платформы

Изобретение относится к способам изготовления балок вагонных рам. Полки и стенку двутавровой балки устанавливают на сборочном стенде. Растягивают стенку и приваривают к нижней полке балки. Затем снимают со стенки растягивающую нагрузку, растягивают верхнюю полку двутавра и приваривают к стенке....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714984
Дата охранного документа: 21.02.2020
26.03.2020
№220.018.103f

Устройство для испытания пластинчатого образца на усталостную прочность

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для оценки конструкционной прочности материалов. Устройство содержит металлическую платформу, на которой установлена стойка, шарнирно соединенная с рычагом, толкатель, нагружающий образец циклически изменяющейся нагрузкой,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002717571
Дата охранного документа: 24.03.2020
+ добавить свой РИД