×
23.02.2020
220.018.04dc

Результат интеллектуальной деятельности: Способ изготовления продольных балок рамы грузовой железнодорожной платформы

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к способам изготовления балок вагонных рам. Полки и стенку двутавровой балки устанавливают на сборочном стенде. Растягивают стенку и приваривают к нижней полке балки. Затем снимают со стенки растягивающую нагрузку, растягивают верхнюю полку двутавра и приваривают к стенке. После сборки двутавра в верхнем поясе остаются растягивающие напряжения, а в нижнем поясе – сжимающие. Достигается уменьшение прогиба боковых и хребтовых балок вагона на предельных нагрузках. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Развитие железнодорожного транспорта обусловлено необходимостью повышения эффективности и снижения стоимости. железнодорожных перевозок. Перспективным направлением для видов подвижного состава являются длиннобазовые вагоны. Одним из очевидных недостатков этих вагонов, сдерживающих их применение, является увеличенный прогиб рамы, прежде всего у платформ.

Предполагаемое изобретение относится к области вагоностроения и может быть использовано при создании длиннобазовых платформ с уменьшенным прогибом рамы.

Известные конструкции силовой рамы для грузовых платформ повышенной длины, выполненных на основе простого увеличения сечения (применяемого профиля), имеют существенные недостатки:

- ограничение по скорости движения, так как при превышении критического значения скорости появляются автоколебания, которые ведут к повышенному воздействию на путь, возникает опасность схода с рельсов;

- непропорциональное увеличение массы рамы и соответственно коэффициента тары вагона;

Известна балка боковой рамы железнодорожной платформы (патент 2018-09-12 RU 183177 U1) [6]. Балка боковая рамы железнодорожной платформы, имеющая коробчатое сечение и отверстия в вертикальной стенке, выполнена из несимметричного двутавра и состоит из верхней полки, нижней полки, вертикальной стенки, каждая из которых имеет переменную толщину. Дополнительно в центральной части балки имеется вертикальная стенка с отверстиями, в совокупности с верхней и нижней полками, и вертикальной стенкой, образующими ее коробчатое сечение. При этом отверстия в вертикальной стенке и дополнительной вертикальной стенке расположены друг против друга и замкнуты между собой обечайками. Предлагаемая полезная модель повышает прочность стержневой конструкции за счет применения в балке боковой верхнего, нижнего и вертикального листов переменной толщины, а также верхнего и нижнего листов неравной ширины.

Недостатком известного технического решения является высокая трудоемкость элементов, выполненных из несимметричного двутавра с элементами переменной толщины, а также неравной толщины и как следствие усложнение технологии изготовления и восстановительных мер и ремонта повреждений в процессе эксплуатации.

Известна вагон-платформа сочлененного типа для перевозки крупнотоннажных контейнеров, модель 13-9851 [1, стр. 399], где общая рама сочлененного вагона содержит отдельные секции, соединенные между собой шарнирным узлом, и установлена на две крайние и одну среднюю тележки. Каждая секция содержит боковые балки, хребтовые, передние и шкворневую балки. Хребтовая балка снабжена автосцепным устройством и соединена с боковыми балками раскосами. Хребтовые балки соединены с боковыми балками раскосами из профиля и установлены ниже их верхней поверхности. Такая конструкция предполагает меньшую высоту профилей, формирующих несущие балки рамы или уменьшение их прогиба.

Это конструктивное решение значительно уменьшает прогиб балок и смещает характеристики автоколебательного процесса. Недостатком известного технического решения является сложность конструкции узла соединения двух полурам, обладающего невысоким уровнем надежности с повышенной трудоемкостью его диагностики и ремонта. Усложняется процесс торможения и некоторые другие эксплуатационные характеристики.

Исследована конструкция платформы для крупнотоннажных контейнеров модели 13-470 [1, стр. 326], содержащая ходовые тележки, удлиненную раму сварной конструкции с фитинговыми упорами под контейнеры (неподвижные одинарные по углам и откидные сдвоенные в средней части рамы), автосцепные устройства и тормозное оборудование. Рама платформы состоит из хребтовой балки коробчатого сечения, двух боковых балок двутаврового сечения с увеличением высоты в средней части, двух концевых балок швеллерного сечения, двух шкворневых балок коробчатого сечения, поперечных балок коробчатого и двутаврового сечения, а также раскосов по углам рамы [5].

Эта композиция - наиболее близкое техническое решение задачи и в связи с этим предложена в качестве прототипа.

Однако существенным недостатком известной платформы для крупнотоннажных контейнеров является недостаточная прочность и жесткость рамы, и значительные прогибы продольных балок платформы, а также склонность к развитию автоколебательного процесса при достижении критического значения скорости движения или грузоподъемности. Это может привести к повышенному воздействию на верхнее строение пути, возникает опасность схода с рельсов.

Задачей предлагаемого способа является изготовление несущих продольных балок (с настроенной силовой характеристикой) рамы грузового вагона с повышенным внутренним потенциалом сопротивления, обеспечивающим уменьшение прогиба боковых и хребтовой балок на предельных нагрузках.

Для решения этой задачи предлагаем способ изготовления продольных балок рамы платформ, в том числе длиннобазовых, отличающийся тем, что в процессе формирования балки производят дополнительную силовую настройку поясов дозированным предварительным напряжением с противоположным знаком напряжению рабочему (верхнего - растяжением, нижнего пояса - сжатием) в следующем порядке: помещают на стенд сборочные детали (для двутавра - полки и стенка), растягивают стенку и производят сварку с полкой; после этого растяжение со стенки снимают и производят дозированное растяжение верхней полки формируемого двутавра, не снимая натяжения верхнюю полку приваривают к стенке и после сварки снимают дозированное растяжение, после чего, в верхнем поясе остается напряжение растяжения, а в нижнем поясе балки - сжатия.

. В отдельных случаях будет достаточна силовая настройка предварительным напряжением поясов балки не по всей ее длине, а по определенной топологии, например, на участке большего эксплуатационного напряжения.

Суть способа силовой настройки при изготовлении продольных балок рамы грузовой железнодорожной платформы поясняется рисунками:

На фиг. 1 изображена схема длиннобазовой платформы для крупнотоннажных контейнеров;

На фиг. 2 представлено поперечное сечение продольных балок рамы прототипа: боковой двутаврового сечения и хребтовой коробчатого

На фиг. 3 дана последовательность алгоритма создания ориентированного поля предварительного напряжения боковой продольной балки - 1 двутаврового сечения.

На фиг. 4 фрагмент эпюры напряжений для нижнего пояса балки.

На фиг. 1 отмечены продольные боковые балки двутаврового сечения - 1 и хребтовая балка коробчатого сечения - 2.

На фиг. 2 отмечена верхняя полка - 3, нижняя полка - 5 и стенка - 4.

На фиг. 4 представлено: а) создаваемое регламентное дозированное напряжение в нижнем поясе продольной боковой балки платформы, б) эпюра в нижнем поясе от нагруженной платформы

Изготовление продольных балок рамы платформ, в том числе длиннобазовых, заключается в том, что пояса продольных балок рамы подвергаются силовой настройке предварительным дозированным напряжением с противоположным знаком (верхнего пояса - растяжение, нижнего пояса - сжатие).

При изготовлении балки, когда дозированному напряжению подвергается как нижний, так и верхний пояс (фиг. 3), технология изготовления осуществляется по следующему алгоритму: а) Производим установку компонентов 3, 4, 5 на сборочном стенде; б) создаем плановое дозированное растяжение в листе, формирующем стенку (фиг. 3. б), в) по чертежу прикладываем и привариваем нижняя полка (фиг. 3. в), г) снимаем растяжение со стенки (фиг. 3. г), д) создаем дозированное растяжение в верхнем поясе балки рамы (фиг. 3.д), е) производим сваривание пояса со стенкой (фиг. 3е);. ж) снимаем усилие натяжения верхнего пояса (фиг. 3ж); з) снимаем балку 1 (фиг. 1) со стенда.

Для изготовления продольных балок с дозированными напряжениями переменной величины, например, в зоне больших моментов большему напряжению, то процесс следующий: а) создаем натяжения переменной (ступенчатой) величины в рабочем элементе согласно расчетного регламента, б) приваривается ведомый элемент на длине, равной расчетной зоне, в) снимаем натяжение с рабочего элемента.

В целом предварительно напряженная таким образом балка обладает меньшим прогибом и большей жесткостью [2, 3, 4]. Отмечается меньшая склонность к развитию автоколебательного процесса при достижении критического значения скорости движения или грузоподъемности, что снижает воздействие на верхнее строение пути.

Источники информации

1. Альбом-справочник 002И-2009 ПКБ ЦВ «Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм», издание ПКБ ЦВ ОАО «РЖД», 2009 г., стр. 367.

2. Гайдаров Ю.В. Предварительно напряженные металлические конструкции. Ленинград, 1971. - 145 с.

3. Кравчук В.А. Напряженное состояние балок, предварительно напряженных вытяжкой стенки.//Известия высших учебных заведений. Строительство и архитектура. Новосибирск, 1988. - №4. - С. 9-11.

4. Лащенко М.Н. Регулирование напряжений в металлических конструкциях. Москва: Ленинград, 1966. - 191 с.

5. Пастухов И.Ф., Лукин В.В., Жуков Н.И. Вагоны. - М: «Транспорт», 1988 г., стр. 190.

6. Патент RU 183177 U1, 12.09.2018.


Способ изготовления продольных балок рамы грузовой железнодорожной платформы
Способ изготовления продольных балок рамы грузовой железнодорожной платформы
Способ изготовления продольных балок рамы грузовой железнодорожной платформы
Способ изготовления продольных балок рамы грузовой железнодорожной платформы
Способ изготовления продольных балок рамы грузовой железнодорожной платформы
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-6 из 6.
13.01.2017
№217.015.6d2d

Устройство для сканирования контролируемых объектов

Изобретение относится к средствам механизации и автоматизации технологических операций при проведении неразрушающего контроля объектов промышленного производства или транспорта, например сварных швов ЖД цистерн и их креплений (хомутов). Сущность: устройство имеет две стержневые опоры - левую и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597147
Дата охранного документа: 10.09.2016
25.06.2018
№218.016.664c

Стенд для оценки уровня и характера силового взаимодействия колеса с рельсом

Изобретение относится к области диагностики рельсовых транспортных средств и предназначено для исследования системы «колесо-рельс» путем оценки уровня и характера взаимодействия колеса с рельсом. Стенд содержит неподвижную металлическую раму, на которой установлен участок рельсового пути,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002658510
Дата охранного документа: 21.06.2018
03.10.2018
№218.016.8d69

Катковый стенд для оценки динамических параметров тележки вагона

Изобретение предназначено для проведения лабораторных испытаний колесных пар рельсового подвижного состава для определения динамических и ресурсных характеристик, проведения приемочных испытаний. Стенд состоит из участка рельсового пути, приямка, двух кареток с роликами в направлении каждого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668485
Дата охранного документа: 01.10.2018
26.05.2019
№219.017.60d0

Способ контроля технического состояния автосцепки вагона при текущем осмотре

Изобретение относится к области контроля технического состояния автосцепки при текущем осмотре вагона. На розетку автосцепки наносят центральную отметку. На головную часть автосцепки наносят центральную отметку и отметки предельно допустимых отклонений головы. При текущем осмотре вагона...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002689089
Дата охранного документа: 23.05.2019
13.03.2020
№220.018.0af4

Способ калибровки диагностической системы для оценки технического состояния подвижного состава

Изобретение относится к области диагностики рельсовых транспортных средств и может быть использовано в научных целях при исследовании динамических свойств ходовых частей вагонов и локомотивов. Согласно способу калибровки диагностической системы на поверхности катания одного или двух колес 2 в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002716374
Дата охранного документа: 11.03.2020
26.03.2020
№220.018.103f

Устройство для испытания пластинчатого образца на усталостную прочность

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для оценки конструкционной прочности материалов. Устройство содержит металлическую платформу, на которой установлена стойка, шарнирно соединенная с рычагом, толкатель, нагружающий образец циклически изменяющейся нагрузкой,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002717571
Дата охранного документа: 24.03.2020
+ добавить свой РИД