×
27.02.2020
220.018.0645

Устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок подземных сооружений тоннелей метрополитена

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области строительства, а именно к тюбинговой крепи тоннелей подземных выработок, а более конкретно, к устройству для сопряжения чугунных тюбинговых обделок тоннелей разного наружного диаметра, и может бать использовано при строительстве подземных сооружений метрополитенов, железнодорожных и автомобильных магистралей. Устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок тоннелей подземных сооружений метрополитена включает в себя чугунную обделку 2-х стыкуемых тоннелей, собранную из ряда соединенных между собой чугунных тюбинговых колец с герметизирующими и крепежными элементами. Оно снабжено переходным тюбинговым кольцом в виде усеченного конуса, большее по диаметру основание которого выполнено по форме цилиндрического кольца, прикрепленного посредством болтовых скреплений к чугунному тюбинговому кольцу тоннеля большего диаметра, а меньшее по диаметру основание, также имеющее форму кольца, посредством болтовых скреплений соединено с чугунной обделкой тоннеля меньшего диаметра ответной части тоннеля. Переходное кольцо выполнено из тонкостенных чугунных сегментов, каждый из которых состоит из конической спинки, двух радиальных бортов с отверстиями для сборки сегментов в кольцо, двух параллельных бортов с отверстиями под болты для сборки с кольцами большего и меньшего диаметров и 3-х ребер жесткости треугольной формы, для соединения параллельных бортов между собой, причем один параллельный борт сегмента переходного кольца геометрически подобен форме борта тюбингового кольца тоннеля большего диаметра, а второй параллельный борт сегмента переходного кольца подобен геометрической форме борта тюбингового кольца тоннеля меньшего диаметра. Технический результат состоит в обеспечении удобства и точности монтажа переходного тюбингового кольца и равно прочности всей тюбинговой обделки в горизонтальных тоннелях, увеличение жесткости стыков тюбингов в кольце и увеличение несущей способности и жесткости подземного сооружения в целом. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области строительства, к тюбинговой крепи тоннелей подземных выработок, а более конкретно, к устройству для сопряжения чугунных тюбинговых обделок тоннелей разного наружного диаметра и может бать использована при строительстве подземных сооружений метрополитенов, железнодорожных и автомобильных магистралей.

Известна тюбинговая крепь шахтных стволов, включающая тюбинги, уложенные в тюбинговую колонну, при этом к бортам тюбингов прикреплены прокладки для гидроизоляции крепи (пат. ФРГ №1253746, кл. 19F 5/04, 1967 г.). Эта креп имеет сложную конструкцию гидроизоляционных швов, включающую кроме сплошных прокладок, приклеиваемых к бортам тюбинга, еще и водонепроницаемый шнур, ввариваемый в специальные пазы в тюбингах.

Известны чугунные обделки больших поперечных сечений стволов (тоннелей) овальной или условно круглой формы, собираемые из тюбинговых чугунных обделок малого диаметра с установкой между тюбингами для увеличения размера поперечного сечения чугунных прокладок (В.П. Волков и др. Тоннели и метрополитены. М.: Транспорт, 1975, с. 252 или И.В. Баклашов, Б.А. Картозия. Механика подземных сооружений конструкций крепей. М.: Недра, 1984, с. 260-26). Такая конструкция тюбинговой обделки требует наличие сложной и дорогостоящей технологической оснастки при изготовлении тюбинговых сегментов и усложняет процесс сборки тюбинговой крепи.

Из известных технических решений наиболее близким к предлагаемому устройству для сопряжения двух разных по диаметру тоннелей (прототипом) является изобретение по пат. РФ №2436959, кл. Е21Д 5/10, опубл. 20.06.2011 г., бюл. №17, в котором представлено тюбинговое кольцо для крепления вертикальных стволов горнах выработок, состоящее из соединенных между собой нормальных, смежных и ключевого тюбингов посредством болтовых скреплений с гидроизоляционными и прижимными шайбами, при этом каждый из тюбингов выполнен в виде литого чугунного сегмента с гладкой снаружи спинкой и замкнутыми по контуру радиальными и параллельными бортами.

К основному не достатку известного устройства следует отнести ограниченность его использования (только при создании вертикальных шахтных стволов) и не возможность применения при строительстве тонне лей метрополитена или железнодорожных и автомобильных тоннелей, так как не обеспечивается при этом равно прочность тюбинговых колец в горизонтально расположенных тоннелях, что существенно снижает несущую способность всей тюбинговой обделки.

Достигаемым при использовании предлагаемого изобретения техническим результатом является обеспечение удобства и точности монтажа переходного тюбингового кольца и равно прочности всей тюбинговой обделки в горизонтальных тоннелях, увеличение жесткости стыков тюбингов в кольце и увеличение несущей способности и жесткости подземного сооружения в целом.

Технический результат достигается тем, что устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок тоннелей подземных сооружений метрополитена, включающее в себя чугунную обделку 2-х стыкуемых тоннелей, собранную из ряда соединенных между собой чугунных тюбинговых колец с герметизирующими и крепежными элементами снабжено переходным тюбинговым кольцом в виде усеченного конуса, большее по диаметру основание которого выполнено по форме цилиндрического кольца, прикрепленного посредством болтовых скреплений к чугунному тюбинговому кольцу тоннеля большего диаметра, а меньшее по диаметру основание также в форме кольца, посредством болтовых скреплений соединено с чугунной обделкой тоннеля меньшего диаметра ответной части тоннеля. Переходное коническое тюбинговое кольцо выполнено из тонкостенных чугунных сегментов, каждый из которых состоит из конической спинки, двух радиальных бортов с отверстиями для сборки сегментов в кольцо, двух параллельных бортов с отверстиями под болты для сборки с кольцами большего и меньшего диаметров и 3-х ребер жесткости треугольной формы, для соединения параллельных бортов между собой, причем один параллельный борт сегмента переходного тюбингового кольца геометрически подобен форме борта тюбингового кольца тоннеля большего диаметра, а второй параллельный борт сегмента переходного тюбингового кольца подобен геометрической форме борта тюбингового кольца тоннеля меньшего диаметра.

Наличие переходного тюбингового кольца, выполненного в виде усеченного конуса, большее по диаметру основание которого выполнено по форме цилиндрического кольца, прикрепленного посредством болтовых скреплений к чугунному тюбинговому кольцу тоннеля большего диаметра, а меньшее по диаметру основание в форме кольца, посредством болтовых скреплений соединено с чугунной обделкой тоннеля меньшего диаметра ответной части тоннеля позволяет обеспечить плавный переход тоннеля с одного диаметра на другой при высоких эксплуатационных качествах такого стыкового соединения.

Выполнение переходного тюбингового кольца из тонкостенных чугунных сегментов, каждый из которых состоит из конической спинки, двух радиальных бортов с отверстиями для сборки сегментов в кольцо, двух параллельных бортов с отверстиями под крепеж и трех ребер жесткости треугольной формы, соединяющих параллельные борта между собой дает возможность обеспечить требуемую геологическими условиями проходки жесткость и прочность переходного кольца.

Выполнение одного параллельного борта чугунного сегмента переходного тюбингового кольца геометрически подобного форме борта тюбингового кольца тоннеля большего диаметра, а второго параллельного борта чугунного сегмента переходного тюбингового кольца подобного геометрической форме борта тюбингового кольца тоннеля меньшего диаметра обеспечивает плавный переход тоннельной обделки между кольцами разного диаметра при обеспечении надежного соединения этих колец.

Наличие в конической спинке каждого чугунного сегмента переходного тюбингового кольца тампонажного отверстия дает возможность закачивать бетонную упрочняющую смесь в пространство между тюбинговым кольцом и проходческим тоннелем.

Предлагаемое устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок тоннелей подземных сооружений метрополитена иллюстрируется чертежами, на которых изображено:

- на фиг. 1 - общий вид устройства в сборе (сопряжение 2-х разных по диаметру тоннелей);

- на фиг. 2 - вид А на фиг. 1;

- на фиг. 3 - разрез Б-Б фиг. 1;

- на фиг. 4 - вид В на фиг. 3 (чугунный сегмент);

- на фиг. 5 - сечение Г-Г на фиг. 4;

- на фиг. 6 - вид Е на фиг. 4;

- на фиг. 7 - вид чугунного сегмента (тюбинга) в формате 3D.

Заявляемое устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок тоннелей подземных сооружений метрополитена включает чугунную обделку двух стыкуемых тоннелей 1 и 2 различного диаметра, собранную из ряда соединенных между собой металлических тюбинговых колец 3 и 4, герметизирующие и крепежные элементы (на чертежах условно не обозначены), снабжено переходным тюбинговым кольцом 5 в виде усеченного конуса, большее основание которого выполнено по форме цилиндрического кольца 6, прикрепленного посредством болтовых скреплений к чугунному тюбинговому кольцу тоннеля 1 большего диаметра D, а меньшее по диаметру основание в форме кольца, посредством болтовых скреплений соединено с чугунной обделкой тоннеля 2 меньшего диаметра d ответной части тоннеля.

При этом переходное тюбинговое кольцо 5 выполнено из тонкостенных чугунных сегментов 8, состоящих каждый из конической спинки 9, двух радиальных бортов 10 с отверстиями 11 для сборки сегментов в кольцо, двух параллельных бортов 12 и 13 с отверстиями 14 под крепеж и трех ребер жесткости 15 треугольной формы, соединяющих параллельные борта 12 и 13 между собой. Причем один параллельный борт 12 сегмента 8 переходного тюбингового кольца 5 геометрически подобен форме основания тюбингового кольца 3 тоннеля 1 большего диаметра D, а второй параллельный борт 13 сегмента 8 переходного тюбингового кольца 5 подобен геометрической форме основания тюбингового кольца 4 тоннеля 2 меньшего диаметра d.

В конической спинке 9 каждого чугунного сегмента 8 образовано тампонажное отверстие 16, закрываемое тампонажной резьбовой заглушкой (на чертеже условно не обозначено).

Предлагаемая конструкция устройства для сопряжения двух разных по диаметру обделок тоннелей подземных сооружений метрополитена позволяет обеспечить в труднодоступных местах удобство и точность монтажа переходного тюбингового кольца, равно прочность всей тюбинговой чугунной обделки в горизонтальных тоннелях метрополитена, а также увеличить сущую способность и жесткость подземного сооружения в целом.


Устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок подземных сооружений тоннелей метрополитена
Устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок подземных сооружений тоннелей метрополитена
Устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок подземных сооружений тоннелей метрополитена
Устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок подземных сооружений тоннелей метрополитена
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-4 из 4.
13.01.2017
№217.015.837f

Лотковый блок для чугунной обделки тоннелей метрополитена

Изобретение относится к креплению подземных горных выработок, проходимых кессонным способом, а именно к конструкции лотковых блоков для чугунной обделки тоннелей. Технический результат направлен на обеспечение прокладки по лотковым блокам воздуховодов, дренажных труб, кабелей и других...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601822
Дата охранного документа: 10.11.2016
10.05.2018
№218.016.4ed9

Затвор поворотный защитно-герметический

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации тоннелей метрополитена, более конкретно - к затвору поворотному защитно-герметическому. Изобретение направлено на обеспечение и улучшение условий оценки и контроля величины сжатия уплотнения в процессе герметизации и величины сжатия...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652731
Дата охранного документа: 28.04.2018
04.10.2018
№218.016.8ebd

Расстрел сборно-разборный многократного использования для крепления временных стен котлованов

Изобретение относится к области строительства метрополитенов, тоннелей и других сооружений. Расстрел сборно-разборный многократного использования для крепления временных стен котлованов включает корпус, состоящий из соединенных между собой центральной и боковых секций, и опорный узел для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668686
Дата охранного документа: 02.10.2018
02.12.2018
№218.016.a2c1

Тюбинговое кольцо тоннельных обделок диаметром от 10,5 до 15,5 метров для подземных сооружений

Изобретение относится к области крепления выработок, а именно к конструкции чугунных тюбинговых тоннельных обделок. Технический результат заключается в увеличении несущей способности и жесткости сооружения в целом путем обеспечения равнопрочности тюбингового кольца, возможности перевязки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673830
Дата охранного документа: 30.11.2018
Показаны записи 1-10 из 18.
10.02.2013
№216.012.23e8

Устройство для сопряжения и стыковки стволов подземных сооружений метрополитена

Изобретение относится к тюбинговой крепи стволов подземных выработок, проходимых кессонным способом при строительстве метрополитенов. Устройство для сопряжения и стыковки стволов подземных сооружений содержит установленное между чугунной и бетонной обделками переходное тюбинговое кольцо,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474694
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.03.2013
№216.012.2dc4

Устройство для подъема и удержания установщика с ракетой-носителем на пусковом столе в вертикальном положении

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к наземному подъемно-установочному оборудованию, и может быть использовано при подготовке ракет-носителей к пуску на высокоавтоматизированном стартовом комплексе. Устройство для подъема и удержания установщика с ракетой-носителем на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477247
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.03.2013
№216.012.2f7d

Самоходная буферная платформа

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рельсовому транспорту для перевозки длинномерных грузов, а именно ракеты-носителя космических аппаратов. Самоходная буферная платформа содержит смонтированную на приводной и неприводной тележках раму, дизельную электростанцию,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477692
Дата охранного документа: 20.03.2013
27.08.2013
№216.012.63e6

Грузовой макет ракетоносителя

Изобретение относится к ракетно-космической отрасли, а именно к наземному вспомогательному оборудованию. Грузовой макет ракетоносителя содержит последовательно соединенные между собой секции-имитаторы первой, второй, третьей ступени ракеты и головного блока, имитаторы задней и передней крышки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491211
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.05.2014
№216.012.bfdc

Способ прокладки линий метрополитена

Предлагаемое изобретение относится к области строительства, а именно к прокладке линий метрополитена глубокого заложения. Изобретение направлено на обеспечение безопасности, сокращение сроков строительства линии метрополитена в сложных гидрогеологических условиях при плотной городской...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514865
Дата охранного документа: 10.05.2014
27.11.2014
№216.013.0a9e

Тоннельное тюбинговое кольцо для подземных сооружений метрополитена

Изобретение относится к устройствам для крепления подземных горных выработок, проходимых кессонным способом при строительстве метрополитенов. Технический результат направлен на обеспечение перевязки тюбинговых колец, снижение трудоемкости планирования горизонтального участка в тоннеле,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534126
Дата охранного документа: 27.11.2014
27.02.2015
№216.013.2da2

Стационарный стенд сборки головного блока ракетно-космического носителя

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано в стационарных стендах сборки частей ракет-носителей. Стационарный стенд сборки головного блока ракетно-космического носителя содержит силовую раму в виде прямоугольника коробчатого сечения с выступающими узлами для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543150
Дата охранного документа: 27.02.2015
27.08.2015
№216.013.7520

Подвесное манипулирующее устройство с ручным управлением

Изобретение относится к грузоподъемным устройствам, в частности к манипуляторам с ручным управлением, предназначенным для механизации работ, например, при установке/снятии приборов на ступенях ракетоносителя, и может найти применение в различных отраслях промышленности при проведении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561559
Дата охранного документа: 27.08.2015
13.01.2017
№217.015.7342

Затвор поворотный защитно-герметический для перегонного тоннеля метрополитена

Изобретение относится к области метрополитенов и предназначено для строительства и эксплуатации тоннелей метрополитена и других подземных сооружений. Техническим результатом является упрощение конструкции механизма герметизации водоотводного лотка. Указанный технический результат достигается...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002598269
Дата охранного документа: 20.09.2016
13.01.2017
№217.015.837f

Лотковый блок для чугунной обделки тоннелей метрополитена

Изобретение относится к креплению подземных горных выработок, проходимых кессонным способом, а именно к конструкции лотковых блоков для чугунной обделки тоннелей. Технический результат направлен на обеспечение прокладки по лотковым блокам воздуховодов, дренажных труб, кабелей и других...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601822
Дата охранного документа: 10.11.2016
+ добавить свой РИД