×
10.02.2013
216.012.23e8

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002474694
Дата охранного документа
10.02.2013
Аннотация: Изобретение относится к тюбинговой крепи стволов подземных выработок, проходимых кессонным способом при строительстве метрополитенов. Устройство для сопряжения и стыковки стволов подземных сооружений содержит установленное между чугунной и бетонной обделками переходное тюбинговое кольцо, состоящее из нормальных, смежных и ключевого тюбингов, выполненных в виде коробкообразной чугунной отливки прямоугольного очертания в плане. Тюбинги соединены между собой через отверстия в вертикальных бортах болтовыми соединениями с гидроизоляционными и прижимными шайбами. На внутренней поверхности каждой чугунной отливки выполнены внутренние круговые и вертикальные ребра жесткости с образованием внутренних кессонов. По центру каждого из упомянутых тюбингов с усилением под резьбовую пробку-заглушку выполнено тампонажное отверстие, а в среднем круговом ребре - четыре такелажных отверстия, равноудаленных от вертикальной оси симметрии тюбинга. В нижнем круговом борту каждого тюбинга переходного кольца выполнены болтовые отверстия, равномерно распределенные по его диаметру и служащие для сопряжения указанного кольца с чугунной тюбинговой обделкой. В верхнем круговом борту каждого тюбинга выполнено одно наклонное болтовое отверстие, служащее для сопряжения и стыковки тюбинга переходного кольца с бетонной обделкой. На вертикальных и круговых бортах тюбингов переходного кольца выполнена чеканная канавка под герметизирующий элемент. Техническим результатом является повышение качества и надежности стыковки между бетонной и тюбинговой обделками переходных тоннелей метрополитенов. 2 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к тюбинговой крепи стволов подземных выработок, проходимых кессонным способом при строительстве метрополитенов, а именно к устройствам для сопряжения и стыковки чугунных тюбинговых колец с бетонной обделкой с наружным диаметром 6 и более метров, устанавливаемых в перегонных тоннелях и притоннельных сооружений метро с гидроизоляцией соединенных швов между звеньями обделки.

Известна тюбинговая крепь шахтных стволов, включающая тюбинги, уложенные в тюбинговую колонну, при этом к бортам тюбингов прикреплены прокладки для гидроизоляции крепи (патент ФРГ №1253746, кл. 19F 5/04, 1967). Однако эта крепь имеет сложную конструкцию гидроизоляционных швов, включающую кроме сплошных прокладок, приклеиваемых к бортам тюбинга, еще водонепроницаемый шнур, ввариваемый в специальные пазы в тюбингах.

Существующая чугунная тюбинговая обделка, собираемая из тюбинговых колец, соединенных между собой болтовыми соединениями с герметизирующими элементами, закрепляет выработку в грунте, ограждает внутреннее пространство тоннеля от попадания в него воды и воспринимает нагрузки, предусмотренные СНиП II-40-80. Несмотря на положительные качества существующей тюбинговой обделки ей присущи и недостатки, заключающиеся в неравнопрочности конструкции и отсутствий надежной герметизации стыков между элементами чугунных обделок.

Наиболее близким к предлагаемому устройству для сопряжения и стыковки стволов подземных сооружений (прототипом) является известная опускная крепь шахтных стволов, выполненная из опорных железобетонных и металлических колец, соединяемых между собой посредством болтовых соединений (а.с. СССР №105763, кл. E21D 5/08, 1955).

К недостаткам такой конструкции опускных крепей, выполненных из стыкуемых металлических и бетонных колец, относятся значительные трудозатраты, связанные с обеспечением равнопрочности и герметичности стыков между кольцами, а также сложность обеспечения сопряжений металлической тюбинговой обделки с монолитной бетонной обделкой и отсутствие полной герметизации их стыков.

В основу заявляемого изобретения поставлена задача по созданию равнопрочностной конструкции собираемых частей стволов метрополитена с обеспечением надежного сопряжения металлической тюбинговой обделки с обделкой из бетона, улучшению герметизации стыков между тюбингами в тюбинговом кольце с обеспечением высоких прочностных характеристик последнего.

Поставленная задача решается тем, что заявляемое устройство для сопряжения и стыковки стволов подземных сооружений метрополитена, включающее в себя чугунную обделку ствола, собранную из ряда соединенных между собой металлических тюбинговых колец, бетонную обделку, выполненную в виде монолитного бетонного кольца, герметизирующие и крепежные элементы, снабжено установленным между чугунной и бетонной обделками переходным тюбинговым кольцом, состоящим из нормальных, смежных и ключевого тюбингов, выполненных, каждый, в виде коробкообразной чугунной отливки прямоугольного очертания в плане. Тюбинги соединены между собой через отверстия в вертикальных бортах болтовыми соединениями с гидроизоляционными и прижимными шайбами. При этом на внутренней поверхности каждой чугунной отливки выполнены внутренние круговые и вертикальные ребра жесткости, образующие внутренние кессоны. По центру каждого из упомянутых тюбингов с усилением под резьбовую пробку-заглушку выполнено тампонажное отверстие, а в среднем круговом ребре - четыре такелажных отверстия, равноудаленных от вертикальной оси симметрии тюбинга. В нижнем круговом борту каждого тюбинга переходного кольца выполнены болтовые отверстия, равномерно распределенные по его диаметру и служащие для сопряжения указанного кольца с чугунной тюбинговой обделкой, а в верхнем круговом борту каждого тюбинга выполнено одно наклонное болтовое отверстие, служащее для сопряжения и стыковки тюбинга переходного кольца с бетонной обделкой. Причем на вертикальных и круговых бортах каждого из тюбингов переходного кольца помимо чеканочной канавки выполнены дополнительные канавки для герметизации стыков между чугунными тюбингами и сопряженными с ними обделками из бетона. При этом толщина кругового борта переходного тюбингового кольца, сопряженного с бетонной обделкой, превышает толщину борта, сопряженного с чугунной тюбинговой обделкой.

Предлагаемое устройство для сопряжения и стыковки стволов метрополитена иллюстрируется чертежами, на которых изображено:

на фиг.1 - общий вид устройства в сборе;

на фиг.2 - вид А (переходное тюбинговое кольцо);

на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.1;

на фиг.4 - сечение В-В на фиг.1 (элемент соединения чугунной обделки и переходного кольца);

на фиг.5 - сечение Г-Г на фиг.1 (элемент соединения бетонной обделки и переходного кольца);

на фиг.6 - выносной элемент Д на фиг.2 (элементы соединения и герметизации переходного кольца);

на фиг.7 - вид Е на фиг.2 (коробкообразная чугунная отливка прямоугольного очертания в плане);

на фиг.8 - вид Ж на фиг.7;

на фиг.9 - сечение З-З на фиг.7;

на фиг.10 - сечение И-И на фиг.7;

на фиг.11 - сечение К-К на фиг.8;

на фиг.12 - сечение Л-Л на фиг.7.

Заявленное устройство для сопряжения и стыковки подземных стволов включает в себя установленное между чугунной тюбинговой обделкой 1 и бетонной обделкой, выполненной в виде монолитного бетонного кольца 2, переходное тюбинговое кольцо 3. Переходное кольцо 3 состоит из нормальных, смежных и ключевого тюбингов, каждый из которых выполнен в виде коробкообразной чугунной отливки М прямоугольного очертания в плане. Указанные тюбинги переходного кольца 3 соединены между собой по вертикальным бортам болтовыми соединениями 4 с гидроизоляционными 5 и прижимными 6 шайбами. На внутренней поверхности каждой чугунной отливки М выполнены внутренние круговые 7 и вертикальные 8 ребра жесткости, образующие внутренние кессоны Н. По центру каждого из приведенных выше тюбингов с усилением под резьбовую пробку-заглушку выполнено тампонажное отверстие 9, в среднем круговом ребре 7 - четыре такелажных отверстия 10, равноудаленных от вертикальной оси симметрии тюбинга, а в вертикальном ребре 8 - добавочных три такелажных отверстия.

В нижнем круговом борту каждой отливки М (тюбинга) переходного кольца 3 выполнены болтовые отверстия 11 (не менее 45 отверстий в переходном кольце), равномерно распределенные по его диаметру и служащие для сопряжения указанного кольца с чугунной тюбинговой обделкой 1. А в верхнем круговом борту каждого тюбинга переходного кольца 3 выполнено одно наклонное болтовое отверстие 12 (всего 12 отверстий в переходном кольце), служащее для сопряжения и стыковки тюбинга переходного кольца с бетонной обделкой 2.

На вертикальных и круговых бортах каждого из тюбингов переходного кольца 3, кроме чеканочной канавки 13, выполнены дополнительные канавки 14 для герметизации стыка при помощи уплотнительных прокладок 15. При этом толщина n кругового борта переходного тюбингового кольца 3, сопряженного с бетонной обделкой 2, превышает толщину m его борта, сопряженного с чугунной тюбинговой обделкой 1.

Сборку тюбинговой крепи стволов подземных сооружений метрополитенов осуществляют следующим образом.

К месту монтажа ствола метрополитена, где размещено монолитное бетонное кольцо 2, подают тюбинги (нормальные, смежные и ключевой) переходного кольца 3 для их сопряжения и стыковки с бетонным кольцом. В начале опускают и стыкуют с бетонным кольцом 2 нижний нормальный тюбинг посредством совмещения отверстий 12 и установки в них болтовых соединений с герметизирующими и прижимными шайбами. Затем производят стыковку второго и последующих тюбингов как с бетонным кольцом 2, так и друг с другом посредством совмещения отверстий 11 и установки в них ботовых соединений. Последним устанавливают ключевой тюбинг, сопрягая и стыкуя его посредством указанных отверстий 11 и 12. Затем осуществляют затяжку всех болтовых соединений, предварительно установив уплотнительные прокладки 15, после чего устанавливают необходимые герметизирующие кольцевые элементы и соединяют ответную часть переходного кольца 3 с чугунной тюбинговой обделкой 2.

Таким образом, использование переходного тюбингового кольца позволяет обеспечить высококачественную и надежную стыковку между бетонной и тюбинговой обделками переходных тоннелей метрополитенов с обеспечением полной герметизации стыков между всеми элементами обделок.


УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОПРЯЖЕНИЯ И СТЫКОВКИ СТВОЛОВ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-3 из 3.
27.11.2014
№216.013.0a9e

Тоннельное тюбинговое кольцо для подземных сооружений метрополитена

Изобретение относится к устройствам для крепления подземных горных выработок, проходимых кессонным способом при строительстве метрополитенов. Технический результат направлен на обеспечение перевязки тюбинговых колец, снижение трудоемкости планирования горизонтального участка в тоннеле,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534126
Дата охранного документа: 27.11.2014
13.01.2017
№217.015.837f

Лотковый блок для чугунной обделки тоннелей метрополитена

Изобретение относится к креплению подземных горных выработок, проходимых кессонным способом, а именно к конструкции лотковых блоков для чугунной обделки тоннелей. Технический результат направлен на обеспечение прокладки по лотковым блокам воздуховодов, дренажных труб, кабелей и других...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601822
Дата охранного документа: 10.11.2016
27.04.2019
№219.017.3e1c

Тюбинговое кольцо для крепления вертикальных стволов горных выработок

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к устройствам для креплении подземных горных выработок. Устройство состоит из ряда металлических тюбингов, выполненных в виде цилиндрических сегментов, соединенных между собой через уплотнительные вертикальные прокладки и отверстия по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002436959
Дата охранного документа: 20.12.2011
Показаны записи 1-5 из 5.
27.11.2014
№216.013.0a9e

Тоннельное тюбинговое кольцо для подземных сооружений метрополитена

Изобретение относится к устройствам для крепления подземных горных выработок, проходимых кессонным способом при строительстве метрополитенов. Технический результат направлен на обеспечение перевязки тюбинговых колец, снижение трудоемкости планирования горизонтального участка в тоннеле,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534126
Дата охранного документа: 27.11.2014
13.01.2017
№217.015.837f

Лотковый блок для чугунной обделки тоннелей метрополитена

Изобретение относится к креплению подземных горных выработок, проходимых кессонным способом, а именно к конструкции лотковых блоков для чугунной обделки тоннелей. Технический результат направлен на обеспечение прокладки по лотковым блокам воздуховодов, дренажных труб, кабелей и других...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002601822
Дата охранного документа: 10.11.2016
24.07.2018
№218.016.7424

Способ изготовления и обработки чугунной отливки тюбинга тоннельной обделки подземных сооружений метрополитена

Изобретение относится к области строительства подземных сооружений, а более конкретно к технологии производства чугунных тюбингов для тоннельной обделки метрополитена, железнодорожных и автодорожных тоннелей. Способ включает изготовление литейной модели заданного типоразмера тюбинга....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661929
Дата охранного документа: 23.07.2018
02.12.2018
№218.016.a2c1

Тюбинговое кольцо тоннельных обделок диаметром от 10,5 до 15,5 метров для подземных сооружений

Изобретение относится к области крепления выработок, а именно к конструкции чугунных тюбинговых тоннельных обделок. Технический результат заключается в увеличении несущей способности и жесткости сооружения в целом путем обеспечения равнопрочности тюбингового кольца, возможности перевязки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673830
Дата охранного документа: 30.11.2018
27.02.2020
№220.018.0645

Устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок подземных сооружений тоннелей метрополитена

Изобретение относится к области строительства, а именно к тюбинговой крепи тоннелей подземных выработок, а более конкретно, к устройству для сопряжения чугунных тюбинговых обделок тоннелей разного наружного диаметра, и может бать использовано при строительстве подземных сооружений...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715136
Дата охранного документа: 25.02.2020
+ добавить свой РИД