×
13.01.2017
217.015.837f

ЛОТКОВЫЙ БЛОК ДЛЯ ЧУГУННОЙ ОБДЕЛКИ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к креплению подземных горных выработок, проходимых кессонным способом, а именно к конструкции лотковых блоков для чугунной обделки тоннелей. Технический результат направлен на обеспечение прокладки по лотковым блокам воздуховодов, дренажных труб, кабелей и других коммуникаций, с обеспечением безаварийной их эксплуатации и удобного доступа к ним. Лотковый блок для чугунной обделки тоннелей метрополитена состоит из железобетонной части и металлической лотковой плиты, выполненной в виде коробкообразной чугунной отливки прямоугольного профиля с плоской спинкой прямоугольной формы, переходящей в радиальные борта с образованием двух внутренних кессонов. С наружной стороны отливка снабжена ребрами жесткости, образующими наружные кессоны. В параллельных и радиальных бортах внутренних кессонов выполнены отверстия под крепеж и чеканные канавки под герметизацию стыков. В одном из наружных кессонов плиты выполнено отверстие под установку исполнительного органа транспортировочного манипулятора. В металлической лотковой плите выполнен заглубленный в один из ее наружных кессонов спрофилированный сквозной желоб, продольная ось которого параллельна центральной оси лоткового блока. По контуру желоба со стороны параллельных бортов выполнены чеканные канавки, совмещенные с чеканными канавками параллельных бортов лотковой плиты для последующего уплотнения стыков соединений упомянутых бортов лотковых плит между собой. На внешней поверхности желоба выполнены собственные ребра жесткости, образующие наружные кессоны и сопряженные с арматурой при заливке железобетонной части лоткового блока. Выполненный таким образом лотковый блок позволяет обеспечить надежную прокладку различных коммуникаций вдоль тоннеля с обеспечением безаварийной их эксплуатации. 3 з.п. ф-лы, 8 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области строительства, к устройствам для крепления подземных горных выработок, проходимых кессонным способом, а именно к конструкции лотковых блоков для чугунной обделки тоннелей метрополитенов, железнодорожных и автодорожных тоннелей.

Существующая чугунная тюбинговая обделка тоннелей, собираемая из тюбинговых колец, соединяемых между собой болтовыми соединениями с герметизирующими элементами, закрепляет выработку в грунте, ограждает внутреннее пространство тоннеля от попадания в него воды и воспринимает нагрузки, предусмотренные СНиП II-D.3-68 и СНиП 32-02-2003. Однако существующей тюбинговой обделке присущи недостатки, заключающиеся в высокой трудоемкости работ по планированию горизонтальной плоскости в тоннеле для прокладки рельсового пути, а также в отсутствии перевязки между тюбинговыми кольцами, снижающей жесткость самого тоннеля.

Известна лотковая плита для чугунной обделки тоннелей метрополитена, выполненная в виде коробкообразной чугунной отливки прямоугольного профиля с плоской спинкой прямоугольной формы, переходящей в радиальные борта с образованием двух внутренних кессонов, усиленных ребрами жесткости, в которых выполнены такелажные отверстия, а с наружной стороны указанная отливка снабжена ребрами жесткости, образующими наружные кессоны, причем в параллельных и радиальных бортах внутренних кессонов выполнены отверстия под крепеж и чеканные канавки под герметизацию стыков. При этом на наружной поверхности чугунной отливки в центральном кессоне по центру продольной оси выполнена цилиндрическая бобышка с образованной внутри ее цилиндрической полостью, сообщенной с соосно выполненным на внутренней поверхности спинки лотковой плиты сквозным отверстием овальной формы под установку исполнительного органа транспортировочного манипулятора (пат. РФ №156940, кл. E21D 5/10, опубл. в бюл. №31, 2015 г.). К недостаткам этого технического решения следует отнести невысокие эксплуатационные качества, обусловленные трудностями по размещению и доступу к различным коммуникационным узлам и агрегатам необходимым для обеспечения функционирования всего подземного сооружения метрополитена.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является изобретение по пат. РФ №2534126, кл. E21D 5/10, опубл. в бюл. №33, 2014 г., в котором описан лотковый блок, состоящий из железобетонной части и металлической лотковой плиты, выполненой в виде коробкообразной чугунной отливки прямоугольного профиля с плоской спинкой прямоугольной формы, переходящей в радиальные борта с образованием двух внутренних кессонов, усиленных ребрами жесткости, в которых выполнены такелажные отверстия, а с наружной стороны чугунная отливка снабжена ребрами жесткости, образующими наружные кессоны. При этом в параллельных и радиальных бортах внутренних кессонов лотковой плиты выполнены отверстия под крепеж и чеканные канавки под герметизацию стыков.

Несмотря на положительные качества известного устройства в процессе его монтажа в тоннелях метрополитена и дальнейшей эксплуатации были обнаружены существенные недостатки, заключающиеся в невозможности прокладки воздуховодов, дренажных труб, кабелей и других коммуникаций непосредственно на лотковой плите, так как они не умещаются в зазоре между рельсовым путем и лотковой плитой, перекрывают проходное сечение туннеля метрополитена. При этом не обеспечивается доступ к обслуживаемым узлам, а также не обеспечиваются эксплуатационная надежность (опасность повреждения коммуникаций) и другие эксплуатационные качества.

Технической задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков.

Техническим результатом, достигаемым при реализации заявленного устройства, является обеспечение прокладки по лотковым блокам различных коммуникаций (воздуховодов, дренажных труб, кабелей и других коммуникаций) с обеспечением безаварийной их эксплуатации и удобного доступа к ним.

Технический результат достигается тем, что в заявляемом лотковом блоке для чугунной обделки тоннелей метрополитена, состоящем из железобетонной части и металлической лотковой плиты, выполненной в виде коробкообразной чугунной отливки прямоугольного профиля с плоской спинкой прямоугольной формы, переходящей в радиальные борта с образованием двух внутренних кессонов, а с наружной стороны отливка снабжена ребрами жесткости, образующими наружные кессоны, причем в параллельных и радиальных бортах внутренних кессонов выполнены отверстия под крепеж и чеканные канавки под герметизацию стыков, а в одном из наружных кессонов плиты - отверстие под установку исполнительного органа транспортировочного манипулятора, в металлической лотковой плите выполнен заглубленный в один из ее наружных кессонов спрофилированный сквозной желоб, продольная ось которого параллельна центральной оси лоткового блока. При этом по контуру желоба со стороны параллельных бортов выполнены чеканные канавки, совмещенные с чеканными канавками параллельных бортов лотковой плиты для последующего уплотнения стыков соединений упомянутых бортов лотковых плит между собой. Это позволяет обеспечить герметизацию (от почвенных вод) стыков соседних лотковых блоков при укладке в туннеле.

На внешней поверхности желоба выполнены собственные ребра жесткости, образующие наружные кессоны и сопряженные с арматурой при заливке железобетонной части лоткового блока. Это позволяет повысить жесткость желоба, а значит и лотковой плиты в целом, что, в свою очередь, повышает прочностные характеристики лотковой плиты в целом.

На лотковой плите желоб может быть выполнен трапецеидальной формы, меньшее основание которого расположено в его донной части. Это позволяет обеспечить укладку в него магистралей сложного профиля и легко извлекать их из желоба, при необходимости.

Также желоб на лотковой плите может быть выполнен со сдвигом относительно центральной оси плиты на расстояние, которое кратно числу наружных кессонов, что позволяет размещать желоб в одном из кессонов, не перерезая ребра жесткости и тем самым сохраняя достаточную жесткость и местную устойчивость лотковой плиты. При этом отверстие под установку исполнительного органа транспортировочного манипулятора смещено относительно оси желоба на минимально возможное расстояние к вертикальной оси центра масс лоткового блока. Это позволяет обеспечить устойчивость лоткового блока при подъеме (ось рабочего органа манипулятора проходит близко к оси центра тяжести поднимаемого блока).

Кроме того, желоб может быть выполнен в центральном наружном кессоне металлической лотковой плиты, при этом отверстие под установку исполнительного органа транспортировочного манипулятора выполнено по вертикальной оси желоба на его донной части, что обеспечивает как устойчивую работу манипулятора при укладке лотковой плиты в туннеле (ось рабочего органа манипулятора проходит по оси центра масс лотковой плиты), так и укладку магистралей по центру лотковой плиты (в случае, если на ней располагаются рельсы и нет возможности сместить желоб в сторону).

Заявленное техническое решение позволяет обеспечить надежную прокладку различных коммуникаций (воздуховодов, дренажных труб, кабелей и других коммуникаций) вдоль тоннеля в его лотковой части с их полным укрытием и дополнительно обеспечить слив просочившейся в туннель подпочвенной воды.

Предлагаемый лотковый блок для чугунной обделки тоннелей метрополитена иллюстрируется чертежами, на которых изображено:

на фиг. 1 - общий вид чугунной обделки тоннеля метрополитена в сборе;

на фиг. 2 - вид А на фиг. 1;

на фиг. 3, 4, 5, 6, 7 - разрез Б-Б на фиг. 2 (расположение желоба в четырех разных положениях на лотковой плите);

на фиг. 8 - выносной элемент В фиг. 7 в сечении.

Заявляемый лотковый блок для чугунной обделки 1 тоннелей метрополитена состоит из железобетонной части 2 и металлической лотковой плиты 3, выполненной в виде коробкообразной чугунной отливки 4 прямоугольного профиля с плоской спинкой 5 прямоугольной формы, переходящей в радиальные борта Г с образованием двух внутренних кессонов Д, а с наружной стороны отливка снабжена ребрами 6 жесткости, образующими наружные кессоны Е. При этом в параллельных Ж и радиальных Г бортах внутренних кессонов Д выполнены отверстия 7 под крепеж и чеканные канавки под герметизацию стыков. В одном из наружных кессонов Е плиты выполнено отверстие 8 под установку исполнительного органа транспортировочного манипулятора (условно не показан).

В металлической лотковой плите 3 выполнен утопленный в один из ее наружных кессонов Е спрофилированный сквозной желоб 9, продольная ось которого параллельна центральной оси лоткового блока. А по контуру желоба 9 со стороны параллельных бортов Ж выполнены чеканные канавки, совмещенные с чеканными канавками параллельных бортов лотковой плиты 3 для последующего уплотнения стыков соединений упомянутых бортов лотковых плит между собой при их монтаже (сборке) в тюбинговою крепь. На внешней поверхности желоба 9 выполнены собственные ребра 10 жесткости, образующие наружные кессоны И и сопряженные с арматурой при заливке железобетонной части 2 лоткового блока.

Сквозной желоб 9 на лотковой плите 3 может быть выполнен трапецеидальной формы, меньшее основание которого расположено в его донной части.

Кроме того, указанный желоб 9 на лотковой плите 3 может быть выполнен со сдвигом относительно центральной оси плиты на расстояние, которое кратно числу наружных кессонов Е, при этом отверстие 8 под установку исполнительного органа транспортировочного манипулятора смещено относительно оси желоба на минимально возможное расстояние к вертикальной оси центра масс лоткового блока.

Упомянутый сквозной желоб 9 может быть выполнен в центральном наружном кессоне Е металлической лотковой плиты 3, при этом отверстие 8 под установку исполнительного органа транспортировочного манипулятора выполнено по вертикальной оси желоба на его донной части.

Таким образом, предлагаемый лотковый блок для чугунной обделки тоннелей метрополитена позволяет обеспечить надежную прокладку различных коммуникаций (воздуховодов, дренажных труб, кабелей и других коммуникаций) вдоль тоннеля с обеспечением безаварийной их эксплуатации и свободного и удобного доступа к ним.


ЛОТКОВЫЙ БЛОК ДЛЯ ЧУГУННОЙ ОБДЕЛКИ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА
ЛОТКОВЫЙ БЛОК ДЛЯ ЧУГУННОЙ ОБДЕЛКИ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА
ЛОТКОВЫЙ БЛОК ДЛЯ ЧУГУННОЙ ОБДЕЛКИ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА
ЛОТКОВЫЙ БЛОК ДЛЯ ЧУГУННОЙ ОБДЕЛКИ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-9 из 9.
10.02.2013
№216.012.23e8

Устройство для сопряжения и стыковки стволов подземных сооружений метрополитена

Изобретение относится к тюбинговой крепи стволов подземных выработок, проходимых кессонным способом при строительстве метрополитенов. Устройство для сопряжения и стыковки стволов подземных сооружений содержит установленное между чугунной и бетонной обделками переходное тюбинговое кольцо,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474694
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.03.2013
№216.012.2dc4

Устройство для подъема и удержания установщика с ракетой-носителем на пусковом столе в вертикальном положении

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к наземному подъемно-установочному оборудованию, и может быть использовано при подготовке ракет-носителей к пуску на высокоавтоматизированном стартовом комплексе. Устройство для подъема и удержания установщика с ракетой-носителем на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477247
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.03.2013
№216.012.2f7d

Самоходная буферная платформа

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рельсовому транспорту для перевозки длинномерных грузов, а именно ракеты-носителя космических аппаратов. Самоходная буферная платформа содержит смонтированную на приводной и неприводной тележках раму, дизельную электростанцию,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477692
Дата охранного документа: 20.03.2013
27.08.2013
№216.012.63e6

Грузовой макет ракетоносителя

Изобретение относится к ракетно-космической отрасли, а именно к наземному вспомогательному оборудованию. Грузовой макет ракетоносителя содержит последовательно соединенные между собой секции-имитаторы первой, второй, третьей ступени ракеты и головного блока, имитаторы задней и передней крышки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491211
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.11.2014
№216.013.0a9e

Тоннельное тюбинговое кольцо для подземных сооружений метрополитена

Изобретение относится к устройствам для крепления подземных горных выработок, проходимых кессонным способом при строительстве метрополитенов. Технический результат направлен на обеспечение перевязки тюбинговых колец, снижение трудоемкости планирования горизонтального участка в тоннеле,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534126
Дата охранного документа: 27.11.2014
27.02.2015
№216.013.2da2

Стационарный стенд сборки головного блока ракетно-космического носителя

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано в стационарных стендах сборки частей ракет-носителей. Стационарный стенд сборки головного блока ракетно-космического носителя содержит силовую раму в виде прямоугольника коробчатого сечения с выступающими узлами для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543150
Дата охранного документа: 27.02.2015
27.08.2015
№216.013.7520

Подвесное манипулирующее устройство с ручным управлением

Изобретение относится к грузоподъемным устройствам, в частности к манипуляторам с ручным управлением, предназначенным для механизации работ, например, при установке/снятии приборов на ступенях ракетоносителя, и может найти применение в различных отраслях промышленности при проведении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561559
Дата охранного документа: 27.08.2015
02.12.2018
№218.016.a2c1

Тюбинговое кольцо тоннельных обделок диаметром от 10,5 до 15,5 метров для подземных сооружений

Изобретение относится к области крепления выработок, а именно к конструкции чугунных тюбинговых тоннельных обделок. Технический результат заключается в увеличении несущей способности и жесткости сооружения в целом путем обеспечения равнопрочности тюбингового кольца, возможности перевязки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673830
Дата охранного документа: 30.11.2018
27.02.2020
№220.018.0645

Устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок подземных сооружений тоннелей метрополитена

Изобретение относится к области строительства, а именно к тюбинговой крепи тоннелей подземных выработок, а более конкретно, к устройству для сопряжения чугунных тюбинговых обделок тоннелей разного наружного диаметра, и может бать использовано при строительстве подземных сооружений...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715136
Дата охранного документа: 25.02.2020
Показаны записи 1-10 из 10.
10.02.2013
№216.012.23e8

Устройство для сопряжения и стыковки стволов подземных сооружений метрополитена

Изобретение относится к тюбинговой крепи стволов подземных выработок, проходимых кессонным способом при строительстве метрополитенов. Устройство для сопряжения и стыковки стволов подземных сооружений содержит установленное между чугунной и бетонной обделками переходное тюбинговое кольцо,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474694
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.03.2013
№216.012.2dc4

Устройство для подъема и удержания установщика с ракетой-носителем на пусковом столе в вертикальном положении

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к наземному подъемно-установочному оборудованию, и может быть использовано при подготовке ракет-носителей к пуску на высокоавтоматизированном стартовом комплексе. Устройство для подъема и удержания установщика с ракетой-носителем на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477247
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.03.2013
№216.012.2f7d

Самоходная буферная платформа

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рельсовому транспорту для перевозки длинномерных грузов, а именно ракеты-носителя космических аппаратов. Самоходная буферная платформа содержит смонтированную на приводной и неприводной тележках раму, дизельную электростанцию,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477692
Дата охранного документа: 20.03.2013
27.08.2013
№216.012.63e6

Грузовой макет ракетоносителя

Изобретение относится к ракетно-космической отрасли, а именно к наземному вспомогательному оборудованию. Грузовой макет ракетоносителя содержит последовательно соединенные между собой секции-имитаторы первой, второй, третьей ступени ракеты и головного блока, имитаторы задней и передней крышки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491211
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.11.2014
№216.013.0a9e

Тоннельное тюбинговое кольцо для подземных сооружений метрополитена

Изобретение относится к устройствам для крепления подземных горных выработок, проходимых кессонным способом при строительстве метрополитенов. Технический результат направлен на обеспечение перевязки тюбинговых колец, снижение трудоемкости планирования горизонтального участка в тоннеле,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534126
Дата охранного документа: 27.11.2014
27.02.2015
№216.013.2da2

Стационарный стенд сборки головного блока ракетно-космического носителя

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано в стационарных стендах сборки частей ракет-носителей. Стационарный стенд сборки головного блока ракетно-космического носителя содержит силовую раму в виде прямоугольника коробчатого сечения с выступающими узлами для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543150
Дата охранного документа: 27.02.2015
27.08.2015
№216.013.7520

Подвесное манипулирующее устройство с ручным управлением

Изобретение относится к грузоподъемным устройствам, в частности к манипуляторам с ручным управлением, предназначенным для механизации работ, например, при установке/снятии приборов на ступенях ракетоносителя, и может найти применение в различных отраслях промышленности при проведении...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561559
Дата охранного документа: 27.08.2015
24.07.2018
№218.016.7424

Способ изготовления и обработки чугунной отливки тюбинга тоннельной обделки подземных сооружений метрополитена

Изобретение относится к области строительства подземных сооружений, а более конкретно к технологии производства чугунных тюбингов для тоннельной обделки метрополитена, железнодорожных и автодорожных тоннелей. Способ включает изготовление литейной модели заданного типоразмера тюбинга....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661929
Дата охранного документа: 23.07.2018
02.12.2018
№218.016.a2c1

Тюбинговое кольцо тоннельных обделок диаметром от 10,5 до 15,5 метров для подземных сооружений

Изобретение относится к области крепления выработок, а именно к конструкции чугунных тюбинговых тоннельных обделок. Технический результат заключается в увеличении несущей способности и жесткости сооружения в целом путем обеспечения равнопрочности тюбингового кольца, возможности перевязки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673830
Дата охранного документа: 30.11.2018
27.02.2020
№220.018.0645

Устройство для сопряжения двух разных по диаметру обделок подземных сооружений тоннелей метрополитена

Изобретение относится к области строительства, а именно к тюбинговой крепи тоннелей подземных выработок, а более конкретно, к устройству для сопряжения чугунных тюбинговых обделок тоннелей разного наружного диаметра, и может бать использовано при строительстве подземных сооружений...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715136
Дата охранного документа: 25.02.2020
+ добавить свой РИД