×
10.12.2019
219.017.ebc4

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЯГОВОЙ МОЩНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ТРОГАНИИ С МЕСТА В РЕЖИМЕ ЧАСТИЧНОЙ НАГРУЗКИ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002708415
Дата охранного документа
06.12.2019
Аннотация: Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин. Транспортное средство и тяговое устройство подготавливают к испытанию, трогаются с места под нагрузкой и контролируют значение тяговой мощности. Тяговую мощность испытываемого средства контролируют по частоте вращения коленчатого вала в режиме частичной нагрузки, при полной подаче топлива. Сначала находят эталонное значение частоты вращения коленчатого вала для заданной силы тяги, соответствующее исправному двигателю, и устанавливают допускаемое отклонение найденного параметра, затем измеряют частоту вращения коленчатого вала при той же частичной нагрузке и полной подаче топлива, после чего полученное значение измеренной частоты вращения коленчатого вала сопоставляют с эталонным значением. Если измеренное значение частоты вращения коленчатого вала попадает в интервал допускаемого отклонения, считают, что тяговая мощность соответствует нормативному значению, если не попадает, считают, что тяговая мощность не соответствует нормативному значению. Достигается повышение информативности диагностики и испытания транспортного средства. 1 ил.

Изобретение относится к области испытания и технического диагностирования машин, в частности к способу контроля тяговой мощности автотранспортного средства при трогании с места в режиме частичной нагрузки.

В практике технического диагностирования и использования машинно-тракторного парка возникает необходимость определения тягово-экономических показателей, к которым относятся, например, тяговая мощность трактора. Этот параметр определяют по результатам измерения силы тяги при трогании машины с места (Патент РФ №2430339, G01M 5/13 (2006.01), 15.09.2009) [1].

Недостатком известного способа является то, что испытания проводят при максимальной силе тяги - при повышенной нагрузке как на двигатель, так и на трансмиссию, а это не способствует качественному выполнению данной операции.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ контроля часового расхода топлива при трогании машины с места под нагрузкой, при котором подготавливают к испытанию машину и присоединяют ее к тяговому устройству, трогаются с места под нагрузкой. При этом измерение параметра проводят в режиме частичной нагрузки - при наперед заданной силе тяги (Положительное решение о выдаче патента по заявке РФ на изобретение №2015121903/11(034071). Способ контроля часового расхода топлива при трогании машины с места под нагрузкой / С.В. Хабардин, Г.О. Такаландзе, М.К. Бураев, В.А. Беломестных, П.А. Болоев, В.Н. Хабардин, Н.А. Михайлов, Д.И. Хлыстов; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского»; заявл. 08.06.2015.) [2].

Недостатком названного способа испытаний является то, что он не позволяет проконтролировать тяговую мощность испытываемой машины.

Задачей изобретения является создание способа контроля тяговой мощности машины при ее трогании с места в режиме частичной нагрузки.

Сущность изобретения заключается в том, что тяговую мощность испытываемого средства контролируют по частоте вращения коленчатого вала двигателя в режиме частичной нагрузки - при наперед заданной силе тяги, причем при полной подаче топлива. При этом сначала находят эталонное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя для данной силы тяги, соответствующей исправному двигателю, и устанавливают допускаемое отклонение найденного параметра как в сторону снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя, так и в сторону его повышения. Затем измеряют частоту вращения коленчатого вала испытываемого двигателя, причем при той же частичной нагрузке и при полной подаче топлива. После чего полученное значение измеренной частоты вращения коленчатого вала двигателя сопоставляют с эталонным значением. Если измеренное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя испытываемого средства попадает в интервал допускаемого отклонения эталонной частоты вращения коленчатого вала двигателя, считают, что тяговая мощность средства соответствует нормативному значению. Если измеренное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя испытываемого средства не попадает в интервал допускаемого отклонения эталонной частоты вращения коленчатого вала двигателя, считают, что тяговая мощность средства не соответствует нормативному значению. В совокупности это позволяет создать способ определения тяговой мощности машины при ее трогании с места в режиме частичной нагрузки.

На чертеже изображен способ контроля тяговой мощности автотранспортного средства при трогании с места в режиме частичной нагрузки, в частности, представлены графики зависимости частоты вращения коленчатого вала двигателя n от силы тяги на крюке Рт, где линией 1э показан график исправного двигателя с эталонной частотой nэ вращения коленчатого вала, линиями 1н и 1в - графики, соответствующие нижнему nэн и верхнему nэв допускаемым отклонениям частоты вращения коленчатого вала этого двигателя (могут быть получены с учетом допускаемого изменения параметра nэ соответственно как в сторону снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя, так и в сторону его повышения). При этом другими символами обозначены: Ртч, Ртн - значение Рт, соответствующее режиму испытаний при частичной нагрузке (при нагрузке по силе тяги в интервале от 0 до номинальной) и на номинальном режиме (названные режимы проходят по вертикальным линиям через точки Ртч, Ртн, обозначенные на оси абсцисс); n1 n2 - частота вращения коленчатого вала испытываемых двигателей, первый из которых имеет заниженное значение этого параметра, а второй - завышенное; Аэ, А1 А2 - экспериментальные точки, полученные в режиме частичной нагрузки, лежащие на вертикальной линии, проходящей через точку Ртч на оси абсцисс, и соответствующие параметрам nэ, n1, n2.

Способ контроля тяговой мощности автотранспортного средства при трогании с места в режиме частичной нагрузки осуществляют следующим образом. Подготавливают средство и тяговое устройство к испытанию, при котором, например, прогревают двигатель, проводят необходимые операции технического обслуживания, проверяют исправность тягового устройства. Затем присоединяют средство к тяговому устройству, оснащенному динамометром, (не показано), трогаются с места под нагрузкой и при этом, например, по штатному тахоспидометру контролируют частоту вращения коленчатого вала двигателя в режиме частичной нагрузки - при наперед заданной силе тяги Ртч и при полной подаче топлива. При этом сначала находят эталонное значение частоты пэ вращения коленчатого вала двигателя для данной силы тяги (Ртч), соответствующей исправному двигателю (в точке Аэ), и устанавливают допускаемое отклонение найденного параметра как в сторону снижения частоты nэн вращения коленчатого вала двигателя, так и в сторону его повышения nэв. Допускаемое отклонений nэ может быть, например, установлено по допускаемому отклонению эффективной мощности двигателя автотранспортного средства: не более 5% на снижение и не более 7% на повышение мощности от ее номинального значения. Затем измеряют частоту вращения коленчатого вала испытываемого двигателя (на чертеже это n1 и n2, соответствующие точкам А1 и А2), причем при той же частичной нагрузке Ртч и при полной подаче топлива. После чего полученное значение измеренной частоты (n1 или n2) вращения коленчатого вала двигателя сопоставляют с эталонным значением nэ. Если измеренное значение частоты (n1 или n2) вращения коленчатого вала двигателя испытываемого средства попадает в интервал допускаемого отклонения эталонной частоты nэ вращения коленчатого вала двигателя (на чертеже этот интервал обозначен в пределах от nэн до nэв), считают, что тяговая мощность средства соответствует нормативному значению. Если измеренное значение частоты (n1 или n2) вращения коленчатого вала двигателя испытываемого средства не попадает в указанный интервал допускаемого отклонения эталонной частоты nэ вращения коленчатого вала двигателя, считают, что тяговая мощность средства не соответствует нормативному значению. На чертеже для примера условно показаны три автотранспортных средства - три экспериментальных точки: Аэ - исправное средство, по которому предварительно определен интервал допускаемого отклонения (от nэн до nэв); А1 и А2 - испытываемые средства с целью контроля мощности, из которых первое не попадает в интервал допускаемого отклонения (от nэн до nэв) и, следовательно, его тяговая мощность не соответствует нормативному значению, а второе попадает в этот интервал и поэтому его тяговая мощность соответствует нормативному значению.

Таким образом, предложенный способ позволяет определить тяговую мощность машины при трогании ее с места в режиме частичной нагрузки, что осуществляется при небольшой нагрузке как на двигатель, так и на трансмиссию, а это позволяет более качественно выполнить данную операцию.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ВО ВНИМАНИЕ

1. Патент РФ №2430339, G01M 5/13 (2006.01), 15.09.2009.

2. Положительное решение о выдаче патента по заявке РФ на изобретение №2015121903/11(034071). Способ контроля часового расхода топлива при трогании машины с места под нагрузкой / С.В. Хабардин, Г.О. Такаландзе, М.К. Бураев, В.А. Беломестных, П.А. Болоев, В.Н. Хабардин, Н.А. Михайлов, Д.И. Хлыстов; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского»; заявл. 08.06.2015. - прототип.

Способ контроля тяговой мощности автотранспортного средства при трогании с места в режиме частичной нагрузки, при котором подготавливают средство и тяговое устройство к испытанию, присоединяют его к тяговому устройству, трогаются с места под нагрузкой и при этом контролируют значение тяговой мощности, отличающийся тем, что тяговую мощность испытываемого средства контролируют по частоте вращения коленчатого вала двигателя в режиме частичной нагрузки - при наперед заданной силе тяги, причем при полной подаче топлива, при этом сначала находят эталонное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя для данной силы тяги, соответствующее исправному двигателю, и устанавливают допускаемое отклонение найденного параметра как в сторону снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя, так и в сторону его повышения, затем измеряют частоту вращения коленчатого вала испытываемого двигателя, причем при той же частичной нагрузке и при полной подаче топлива, после чего полученное значение измеренной частоты вращения коленчатого вала двигателя сопоставляют с эталонным значением, если измеренное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя испытываемого средства попадает в интервал допускаемого отклонения эталонной частоты вращения коленчатого вала двигателя, считают, что тяговая мощность средства соответствует нормативному значению, если измеренное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя испытываемого средства не попадает в интервал допускаемого отклонения эталонной частоты вращения коленчатого вала двигателя, считают, что тяговая мощность средства не соответствует нормативному значению.
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЯГОВОЙ МОЩНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ТРОГАНИИ С МЕСТА В РЕЖИМЕ ЧАСТИЧНОЙ НАГРУЗКИ
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЯГОВОЙ МОЩНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ ТРОГАНИИ С МЕСТА В РЕЖИМЕ ЧАСТИЧНОЙ НАГРУЗКИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 35.
29.05.2018
№218.016.57f5

Способ определения технической безопасности выполнения смазочно-заправочных операций при обслуживании машин

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин, в частности к способам определения технической безопасности технического обслуживания автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин. При определения технической безопасности выполнения смазочно-заправочных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654841
Дата охранного документа: 22.05.2018
29.05.2018
№218.016.5851

Способ определения экологической безопасности технического обслуживания машин на основе учета топливно-смазочных материалов

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин, в частности к способам определения экологической безопасности технического обслуживания автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин. Способ заключается в том, что определяют экологическую безопасность...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655101
Дата охранного документа: 23.05.2018
05.07.2018
№218.016.6b77

Экран для определения экологической безопасности технического обслуживания автотранспортных машин

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин, в частности к устройствам для определения экологической безопасности технического обслуживания автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин. Экран состоит из жесткого основания, выполненного в виде щитов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659880
Дата охранного документа: 04.07.2018
28.08.2018
№218.016.8028

Устройство с телескопической воронкой для слива масла из картеров машин

Устройство предназначено для слива жидкостей из картерных полостей машин и может быть использовано при их техническом обслуживании и ремонте. Устройство содержит канистру с горловиной, воронку с трубкой, элемент для пропуска масла из воронки в полость канистры. Свободный конец элемента опущен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664896
Дата охранного документа: 23.08.2018
28.08.2018
№218.016.8037

Устройство для сбора отработанных масел при техническом обслуживании машин в полевых условиях

Изобретение относится к механике, в частности к устройствам для сбора жидкостей из картерных полостей машин, и может быть использовано при их техническом обслуживании и ремонте как в полевых, так и гаражных условиях. Устройство состоит из воронки и канистры, корпус которой выполнен по форме...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664898
Дата охранного документа: 23.08.2018
24.01.2019
№219.016.b327

Измельчитель корнеклубнеплодов

Изобретение относится к сельскому хозяйству. Измельчитель состоит из цилиндрического корпуса с крышкой вверху и с днищем внизу, приемного бункера, режущего аппарата, размещенного в корпусе и включающего в себя диск с горизонтальными ножами, а также противореза, выгрузной горловины и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677978
Дата охранного документа: 22.01.2019
02.02.2019
№219.016.b661

Установка для анаэробного сбраживания

Изобретение относится к устройствам для анаэробного сбраживания сточных вод, содержащих органические отходы сельскохозяйственного производства, и может быть использовано при очистке стоков с органическими включениями промышленных предприятий и коммунального хозяйства. Установка для анаэробного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678673
Дата охранного документа: 30.01.2019
01.09.2019
№219.017.c5b1

Способ определения объема масла, доливаемого в картер двигателя внутреннего сгорания, при техническом обслуживании автотранспортного средства

Изобретение относится к двигателестроению, а также к техническому диагностированию и обслуживанию двигателей внутреннего сгорания, в частности к способу определения объема масла, доливаемого в картер двигателя внутреннего сгорания, при техническом обслуживании автотранспортного средства. Способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002698596
Дата охранного документа: 28.08.2019
17.10.2019
№219.017.d694

Масломер двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, а также к техническому диагностированию и обслуживанию двигателей внутреннего сгорания, в частности к устройству для определения объема масла, доливаемого в картер двигателя внутреннего сгорания, при техническом обслуживании автотранспортного средства....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702996
Дата охранного документа: 15.10.2019
01.11.2019
№219.017.dcb7

Способ определения удельного эффективного расхода топлива двигателя в режиме трогания машины с места при номинальной нагрузке

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к способу определения удельного эффективного расхода топлива двигателя в режиме трогания машины с места при номинальной нагрузке. Сущность изобретения заключается в следующем. При подготовке машины к испытанию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002704633
Дата охранного документа: 30.10.2019
Показаны записи 1-10 из 13.
20.08.2013
№216.012.6192

Способ тяговых испытаний транспортных машин при трогании с места под нагрузкой

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к способу тяговых испытаний транспортных машин (преимущественно трактора) при трогании с места под нагрузкой. Машину присоединяют к тяговому устройству с возможностью измерения силы тяги, приложенной к остову и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490610
Дата охранного документа: 20.08.2013
10.04.2014
№216.012.b4f6

Динамометр для тяговых испытаний машин

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к устройствам для измерения силы тяги на крюке транспортной машины. Динамометр для тяговых испытаний машин содержит опорный и прижимной диски с проушинами, цилиндр с размещенной в нем камерой сжатия,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002512050
Дата охранного документа: 10.04.2014
12.01.2017
№217.015.5c8e

Способ определения эффективной мощности двигателя внутреннего сгорания в процессе разгона

Изобретение относится к области испытания и технического диагностирования машин, в частности к способу определения эффективной мощности двигателей внутреннего сгорания. Изобретение заключается в следующем. Проводят бестормозные испытания группы двигателей одной марки с заранее известной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002589973
Дата охранного документа: 10.07.2016
20.01.2018
№218.016.1179

Гидроцилиндр для тяговых испытаний машин

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Гидроцилиндр для тяговых испытаний машин состоит из гидросистемы, включающей в себя гидроцилиндр двойного действия, в состав которого входят цилиндр и поршень со штоком, устройство для управления гидроцилиндром и рукава....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634051
Дата охранного документа: 23.10.2017
13.02.2018
№218.016.2685

Способ контроля часового расхода топлива при трогании машины с места под нагрузкой

Изобретение относится к способу испытания и технического диагностирования транспортных средств. В способе контроля часового расхода топлива при трогании машины с места под нагрузкой подготавливают машину к испытанию, устанавливают на нее расходомер топлива, присоединяют ее к тяговому...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644046
Дата охранного документа: 07.02.2018
04.04.2018
№218.016.2ea4

Устройство тормозное для тяговых испытаний машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к испытательной и диагностической технике, в частности к устройствам для измерения силы тяги на крюке транспортного средства. Опора имеет форму пустотелой квадратной балки и выступает над основанием. По высоте опоры выполнено несколько...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644485
Дата охранного документа: 12.02.2018
01.11.2019
№219.017.dcb7

Способ определения удельного эффективного расхода топлива двигателя в режиме трогания машины с места при номинальной нагрузке

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к способу определения удельного эффективного расхода топлива двигателя в режиме трогания машины с места при номинальной нагрузке. Сущность изобретения заключается в следующем. При подготовке машины к испытанию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002704633
Дата охранного документа: 30.10.2019
14.11.2019
№219.017.e167

Тахоспидометр двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области испытания и технического диагностирования машин, в частности к встроенным контрольно-измерительным приборам машин, оснащенных двигателями внутреннего сгорания. Кроме того, оно может быть использовано при создании портативных приборов для определения эффективной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705871
Дата охранного документа: 12.11.2019
10.12.2019
№219.017.ebc2

Способ определения удельного тягового расхода топлива в режиме трогания машины с места при максимальной силе тяги

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин. Представлен способ определения удельного тягового расхода топлива в режиме трогания машины с места при максимальной силе тяги, при котором подготавливают к испытанию машину и тяговое устройство с динамографом или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002708414
Дата охранного документа: 06.12.2019
27.12.2019
№219.017.f2d9

Способ определения номинального часового расхода топлива при трогании машины с места под нагрузкой

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин. Способ определения удельного тягового расхода топлива в режиме трогания машины с места при максимальной силе тяги, при котором подготавливают к испытанию машину и тяговое устройство с динамографом или динамометром. Машину...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002710133
Дата охранного документа: 24.12.2019
+ добавить свой РИД