×
04.11.2019
219.017.de50

Результат интеллектуальной деятельности: Способ эксплуатации газотурбинного двигателя

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002705023
Дата охранного документа
01.11.2019
Аннотация: Изобретение относится к области защиты газотурбинного двигателя от помпажа и может быть использовано в системах защиты и управления стационарных газотурбинных установок, газоперекачивающих агрегатов. Задачу по оперативному принятию мер по предотвращению помпажа решает способ эксплуатации газотурбинного двигателя с защитной сеткой, согласно которому экспериментальным путем до начала эксплуатации для всех частот вращения ротора компрессора n определяют исходное значение перепада давления на защитной сетке P, строят функциональную зависимость P=f(n), и на основании величины исходного значения перепада давления на защитной сетке устанавливают значение перепада давления, соответствующее помпажу двигателя P, и предупредительное значение перепада давления P, составляющее величину не менее 70% значения P, для осуществления нормального останова газотурбинного двигателя; в ходе эксплуатации газотурбинного двигателя на пульт управления выводят график зависимости от времени фактического значения перепада давления на защитной сетке P, предупредительного значения P, значения перепада давления P, и визуально сравнивают эти показатели; если фактическое значение перепада давления на защитной сетке P достигло или превысило величину предупредительного значения P, принимают решение о нормальном останове газотурбинного двигателя и осмотре проточной части двигателя на наличие загрязнения, попадания посторонних предметов или разрушения узлов двигателя. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Настоящее изобретение относится к области защиты газотурбинного двигателя от помпажа и может быть использовано в системах защиты и управления стационарных газотурбинных установок, газоперекачивающих агрегатов.

Наиболее близким предлагаемому изобретению является способ предотвращения помпажа компрессора, в котором измеряют перепад давления воздуха на защитной сетке, которая установлена в тракте воздухозаборного блока на входе в воздуховод газотурбинного двигателя, частоту вращения ротора компрессора. Перепад давления воздуха измеряют в виде разности давлений воздуха перед и за защитной сеткой. Строят исходную (на начало эксплуатации) зависимость как функцию перепада давления на защитной сетке от частоты вращения ротора компрессора во всем эксплуатационном диапазоне режимов работы двигателя. Рост перепада давления на защитной сетке относительно исходной зависимости является критерием загрязнения (обледенения) как факторов, предшествующих помпажу (LVIII научно-техническая сессия по проблемам газовых турбин и парогазовых установок «Научно-техническое обеспечение производства и эксплуатации газотурбинных и парогазовых установок»: тезисы докладов, г. Москва, 20-23 сентября 2011 г., ОАО «ВТИ», 2011 г., стр. 199-207).

Недостатком известного способа является то, что отсутствует возможность своевременного отслеживания оператором в режиме реального времени начала формирования процесса загрязнения (обледенения) на защитной сетке, при этом предупреждение «помпаж» или «обледенение» происходит по уже случившемуся факту загрязнения защитной сетки.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в оперативном принятии мер по предотвращению помпажа.

Технический результат заключается в повышении эффективности работы двигателя за счет визуального мониторинга формирования загрязнения (обледенения), как факторов, предшествующих помпажу.

Поставленная задача решается тем, что в способе эксплуатации газотурбинного двигателя с защитной сеткой на входе экспериментальным путем до начала эксплуатации для всех частот вращения ротора компрессора n определяют исходное значение перепада давления на защитной сетке Рисх, строят функциональную зависимость Рисх=f(n), и на основании величины исходного значения перепада давления на защитной сетке устанавливают значение перепада давления, соответствующее помпажу двигателя Pпомп, и предупредительное значение перепада давления Рпред, составляющее величину не менее 70% значения Рпомп, для осуществления нормального останова газотурбинного двигателя; в ходе эксплуатации газотурбинного двигателя на пульт управления выводят график зависимости от времени фактического значения перепада давления на защитной сетке Рф, предупредительного значения Рпред, значения перепада давления Рпомп, и визуально сравнивают эти показатели; если фактическое значение перепада давления на защитной сетке Рф достигло или превысило величину предупредительного значения Рпред, принимают решение о нормальном останове газотурбинного двигателя и осмотре проточной части двигателя на наличие загрязнения, попадания посторонних предметов или разрушения узлов двигателя.

Кроме того, при наличии противообледенительной системы дополнительно экспериментальным путем до начала эксплуатации устанавливают границу обледенения РвклПОС при условии, что значение РвклПОС меньше Рпред; в режиме эксплуатации дополнительно строят график зависимости от времени показателя значения перепада давления РвклПОС, и в режиме реального времени визуально сравнивают показатели Рпред и РвклПОС с фактическим значением перепада давления на защитной сетке Рф; если фактическое значение перепада давления на защитной сетке Рф достигло или превысило значение перепада давления РвклПОС, принимают решение о включении противообледенительной системы.

Причем дополнительно на пульт управления в режиме реального времени выводят графики разностей между исходным значением перепада давления на защитной сетке Рисх и фактическим значением перепада давления Рф. для дополнительной оценки роста сопротивления на входе в двигатель.

Кроме того, при определении исходного значения перепада давления на защитной сетке Рисх для многовального двигателя измеряют перепад давления воздуха на защитной сетке газотурбинного двигателя в зависимости от частоты вращения ротора компрессора низкого давления.

Отслеживание разности перепадов давлений по времени эксплуатации позволяет оператору в режиме реального времени на рабочем интерфейсе наблюдать момент начала загрязнения или обледенения защитной сетки, а также срывные явления, предшествующие началу помпажа, визуально по зависимостям наблюдать эти явления в виде уменьшения разностей перепадов и производить останов до появления предупреждения о помпаже, т.е. своевременно предотвратить помпаж компрессора и тем самым повысить эффективность работы двигателя.

На фиг. 1 приведена зависимость перепада на защитной сетке от частоты вращения ротора компрессора двигателя - исходная зависимость, которую определяют в начале периода эксплуатации.

На фиг. 2 представлен тренд разностей перепадов по времени эксплуатации.

Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.

Сущность технического решения заключается в том, что по измеренным параметрам строят зависимость перепада давления на защитной сетке от частоты вращения ротора компрессора (исходная зависимость) на начало эксплуатации; определяют опытным путем относительно исходной зависимости предупредительное и пороговые значения перепадов давлений на защитной сетке, которые являются критерием для предупреждения о формировании срывных явлений (начало помпажа), предупреждения о помпаже и рекомендации включить ПОС (в случае эксплуатации газотурбинного двигателя с применением данной системы для соответствующих климатических условий); в процессе эксплуатации измеряют фактическое значение перепада давления на защитной сетке и вычисляют разность между предупредительным значением и фактическим значением перепада давления, пороговым значением перепада давления «помпаж» и фактическим значением перепада давления, «включение ПОС» и фактическим значением перепада давления, строят полученные разности перепадов давления на защитной сетки от времени эксплуатации, отслеживают момент начала срывных явлений по этим разностям перепадов давлений от времени эксплуатации; при формировании процесса обледенения защитной сетки (в случае эксплуатации газотурбинного двигателя с применением данной системы для соответствующих климатических условий), загрязнения защитной сетки, то есть разность перепада давлений стремится к нулю и происходит предупреждение о рекомендации включить ПОС, в летний сезон включение ПОС не происходит. В случае, если фактическое значение перепада давления становится равным предупредительному значению перепада давления, то принимают решение о нормальном останове газотурбинного двигателя и осмотре проточной части двигателя, а в случае, если фактическое значение перепада давления становится равным пороговому значению (т.е. разниц между пороговым «помпаж» и фактическим значением становится равной нулю) - происходит предупреждение о «помпаже» и далее аварийный останов газотурбинного двигателя.

Новым в заявляемом способе является то, что в процессе эксплуатации визуальный мониторинг проводят по разностям перепадов давлений. Для этого измеряют фактическое значение перепада давления Рф на основании величин исходного перепада давления Рисх, полученного с исходной зависимости для каждого режима эксплуатации, определяют величины пороговых значений перепадов давлений для рекомендации включить ПОС PвклПОС (в случае эксплуатации газотурбинного двигателя с применением данной системы для соответствующих климатических условий), предупредительного значения перепада давления Рпред (не менее 70% значения Рпомпаж) и наличия помпажа Рпомпаж, вычисляют разность между пороговым значением перепада давления «помпаж» Рпомпаж и фактическим значением Рф разность между предупредительным значением перепада Рпред и фактическим значением Рф разность между значением «рекомендуется включить ПОС» РвклПОС (причем РвклПОС меньше Рпред) и фактическим значением перепада давления Рф и строят зависимость разности между пороговым значением перепада давления «помпаж» Рпомпаж и фактическим значением Рф от времени эксплуатации τ, зависимость разности между предупредительным значением перепада Рпред и фактическим значением Рф от времени эксплуатации τ, зависимость разности между значением «рекомендуется включить ПОС» РвклПОС и фактическим значением перепада давления Рф от времени эксплуатации τ.

При формировании процесса загрязнения (обледенения) защитной сетки происходит уменьшение площади на входе в компрессор и, как следствие, увеличение сопротивления на входе в компрессор, т.е. разности перепадов начинают уменьшаться, при (PвклПОСф) происходит предупреждение и рекомендуют включить ПОС. При пред)ф) происходит предупреждение о приближении к границе «помпаж», а при помпажф), т.е. фактическое значение перепада Рф становится равным пороговому значению «помпаж» Рпомпаж, выводится предупреждение «помпаж» и далее аварийный останов газотурбинного двигателя.

Таким образом, отслеживание разности перепадов давлений по времени эксплуатации позволяет оператору отследить в режиме реального времени на рабочем интерфейсе момент начала загрязнения или обледенения защитной сетки, а также срывные явления, предшествующие началу помпажа, т.е. остановить газотурбинный двигатель, предотвращая аварийный останов по достижении границы «помпаж».

На фиг. 1 приведена зависимость перепада на защитной сетке от частоты вращения ротора компрессора двигателя - исходная зависимость, которую определяют в начале периода эксплуатации.

На фиг. 2 представлен тренд разностей перепадов по времени эксплуатации. Вертикальной пунктирной линией обозначен момент времени t1 начала формирования загрязнения (обледенения). В момент времени t2 операторы могут наблюдать в реальном времени на мониторе уменьшение разности перепада давлений по сравнению с моментом времени t1. О наличии помпажа компрессора в момент времени t2 говорить не приходится, так как перепад давления на защитной сетке не достиг порогового значения «помпаж», однако значение фактического перепада вплотную приблизилось к пороговому значению включения ПОС (в случае эксплуатации газотурбинного двигателя с применением данной системы для соответствующих климатических условий), в подобной ситуации сработает предупреждение «рекомендуется включить ПОС». В летний сезон систему ПОС не включают и границу включения ПОС игнорируют.

Способ осуществляют следующим образом.

Измеряют значения перепада давления на защитной сетке, установленной в тракте воздухоприемного блока на входе в воздуховод газотурбинного двигателя и частоту вращения ротора компрессора в начале эксплуатации, по ним строят зависимость перепада давления на защитной сетке от частоты вращения ротора компрессора Рисх=f(n) на начало эксплуатации (исходная зависимость на момент начала эксплуатации).

Далее определяют величины предупредительного значения перепада давления Рпред, (составляет не менее 70% значения Рпомпаж), пороговых значений перепадов давлений для включения ПОС РвклПОС (в случае исполнения газотурбинного двигателя с данной системой) и наличия помпажа Рпомпаж, определяют фактическое значение перепада давления на защитной сетке Рф, после этого вычисляют разность между пороговым значением перепада давления «помпаж» Рпомпаж и фактическим значением Рф разность между предупредительным значением перепада Рпред и фактическим значением Рф разность между значением «рекомендуется включить ПОС» РвклПОС (причем РвклПОС меньше Рпред) и фактическим значением перепада давления Рф и строят зависимость разности между пороговым значением перепада давления «помпаж» Рпомпаж и фактическим значением Рф от времени эксплуатации τ, зависимость разности между предупредительным значением перепада Рпред и фактическим значением Рф от времени эксплуатации τ, зависимость разности между значением «рекомендуется включить ПОС» РвклПОС и фактическим значением перепада давления Рф от времени эксплуатации τ.

При формировании процесса загрязнения (обледенения) на защитной сетке происходит уменьшение площади входного сечения компрессора и, как следствие, увеличение сопротивления на входе в компрессор, т.е. разность перепада давления начинает уменьшаться, при вклПОС=Pф) включается предупреждение «рекомендуется включить ПОС», при пред=Pф) включается предупреждение о приближении к границе «помпаж», а при помпажф) фактическое значение Рф становится равным пороговому значению Рпомпаж и включается предупреждение «помпаж» - происходит аварийный останов газотурбинного двигателя.

Таким образом, отслеживание разности перепада давления по времени эксплуатации позволяет оператору отследить в режиме реального времени на рабочем интерфейсе момент начала загрязнения или обледенения защитной сетки, а также срывные явления, предшествующие началу помпажа, т.е. своевременно предотвратить помпаж компрессора.


Способ эксплуатации газотурбинного двигателя
Способ эксплуатации газотурбинного двигателя
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 13.
04.04.2018
№218.016.30ed

Литниковая система для заливки лопаток из жаропрочных сплавов для газотурбинного двигателя в формы, изготовленные автоматизированным способом

Изобретение относится к литейному производству. Литниковая система содержит приемную чашу 1, вертикальный колодец 2 с дросселирующим элементом 3 и зумпфом 4. От вертикального колодца 2 отходят нижние 5 и верхние 7 питатели, соединенные кольцевыми коллекторами 8. Нижние питатели 5 направлены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644868
Дата охранного документа: 14.02.2018
20.05.2019
№219.017.5ca1

Способ изготовления моноколеса газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и может быть использовано при изготовлении моноколес, применяемых в роторах газотурбинных двигателей. Способ включает изготовление полых лопаток с образованием аэродинамического профиля пера и замковой части, технологического кольца и диска,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002687855
Дата охранного документа: 16.05.2019
31.07.2019
№219.017.bab2

Лопаточный аппарат статора осевого компрессора

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции лопаточного аппарата статора осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопаточный аппарат статора осевого компрессора содержит наружную обечайку 1, внутреннюю обечайку 2 и лопатки 3 с наружными 4 и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695872
Дата охранного документа: 29.07.2019
09.10.2019
№219.017.d377

Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к устройствам поворота реактивных сопел турбореактивных двигателей. Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя содержит неподвижный корпус с двумя дополнительными опорами в виде кронштейнов Г-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702325
Дата охранного документа: 07.10.2019
09.10.2019
№219.017.d3a9

Способ эксплуатации газотурбинного двигателя с защитной сеткой на входе и противообледенительной системой

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах защиты и управления стационарных газотурбинных установок, газоперекачивающих агрегатов для защиты газотурбинного двигателя от помпажа. Задачу по повышению надежности работы двигателя решает способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702324
Дата охранного документа: 07.10.2019
15.10.2019
№219.017.d58a

Опора ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к опорам роторов газотурбинных двигателей. Опора ротора газотурбинного двигателя, включающая подшипник, установленный на валу ротора и в корпусе опоры, масляную полость опоры и воздушную предмасляную полость с масляным и воздушным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702778
Дата охранного документа: 11.10.2019
24.11.2019
№219.017.e5bc

Способ штамповки заготовок с ультрамелкозернистой структурой из двухфазных титановых сплавов

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при получении заготовок из титановых двухфазных сплавов. Заготовку подвергают термической обработке для получения дуплексной структуры с объемной долей зерен первичной α-фазы не более 30%. Затем пластически...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002707006
Дата охранного документа: 21.11.2019
08.12.2019
№219.017.ea86

Межвальное контактное уплотнение

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к уплотнениям масляных полостей опор роторов газотурбинных двигателей. Задача по расширению арсенала технических средств - надежных межвальных контактных уплотнений соосных высокоскоростных роторов со встречным направлением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002708279
Дата охранного документа: 05.12.2019
25.01.2020
№220.017.f9b1

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Двухконтурный турбореактивный двигатель содержит газогенератор внутреннего контура с компрессором, камерой сгорания и турбиной, соединенной валом газогенератора с компрессором, промежуточный корпус и вентилятор, соединенный валом с турбиной вентилятора, вспомогательные агрегаты с приводом от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002711895
Дата охранного документа: 23.01.2020
23.07.2020
№220.018.356c

Способ управления расходом топлива в форсажную камеру сгорания двухконтурного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в автоматической системе управления двухконтурного турбореактивного двигателя с форсажной камерой сгорания (ТРДДФ) со смешением потоков контуров. Способ управления расходом топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002726966
Дата охранного документа: 20.07.2020
Показаны записи 1-1 из 1.
09.10.2019
№219.017.d3a9

Способ эксплуатации газотурбинного двигателя с защитной сеткой на входе и противообледенительной системой

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах защиты и управления стационарных газотурбинных установок, газоперекачивающих агрегатов для защиты газотурбинного двигателя от помпажа. Задачу по повышению надежности работы двигателя решает способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702324
Дата охранного документа: 07.10.2019
+ добавить свой РИД