×
31.07.2019
219.017.bab2

Результат интеллектуальной деятельности: Лопаточный аппарат статора осевого компрессора

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002695872
Дата охранного документа
29.07.2019
Аннотация: Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции лопаточного аппарата статора осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопаточный аппарат статора осевого компрессора содержит наружную обечайку 1, внутреннюю обечайку 2 и лопатки 3 с наружными 4 и внутренними 5 полками, закрепленными, соответственно, в наружной 1 и внутренней 2 обечайках. Внутренние полки 5 лопаток 3 сопряжены с внутренней обечайкой 2 с натягом по конической поверхности 7 и зафиксированы в ней крепежными элементами 13, установленными в соосные отверстия 10 и 12, выполненные, соответственно, во внутренних полках 5 и выступах 9 внутренней обечайки. Оси отверстий 10 и 12 расположены радиально относительно оси лопаточного аппарата. Изобретение направлено расширение арсенала технических средств - эффективных и надежных лопаточных аппаратов статора осевого компрессора. 3 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции лопаточного (направляющего или спрямляющего) аппарата статора осевого компрессора газотурбинного двигателя.

Известен спрямляющий аппарат осевого компрессора, содержащий корпус, внутреннее кольцо и лопатки с наружными и внутренними полками. Внутренние полки лопаток приварены аргонно-дуговой сваркой к внутреннему кольцу, а наружные полки в своей передней и задней части приварены роликовой сваркой к корпусу (Авторское свидетельство СССР №358550, опубл. 03.11.1972 г.).

Недостатком известного устройства является то, что оно не исключает перетекания рабочего тела - воздуха через зазоры между полками соседних лопаток и связанных с этим увеличенных потерь его энергии, ведущих к снижению газодинамической эффективности спрямляющего аппарата и осевого компрессора. Кроме того, применение роликовой сварки, обладающей низкими характеристиками сопротивления усталости в условиях вибрационных нагрузок, характерных для спрямляющего аппарата осевого компрессора, снижает его надежность.

Наиболее близким предлагаемому техническому решению является спрямляющий лопаточный аппарат компрессора авиационного двигателя, содержащий внутреннюю обечайку, наружную обечайку и множество лопаток, распределенных по окружности и проходящих в радиальном направлении от внутренней обечайки к наружной обечайке, причем каждая лопатка проходит через соответствующее отверстие, выполненное во внутренней обечайке, и закреплена в этой внутренней обечайке при помощи герметичного цемента. При этом наружные полки лопаток закреплены в наружной обечайке электронно-лучевой сваркой (Патент РФ на изобретение №2317448, опубл. 20.02.2008).

В условиях воздействия вибрационных нагрузок, характерных для спрямляющего лопаточного аппарата компрессора, крепление лопаток во внутренней обечайке с помощью герметичного цемента имеет пониженные характеристики сопротивления усталости. Это ведет к образованию зазоров в сопряжении лопаток с внутренней обечайкой и к перетеканию воздуха между соседними межлопаточными каналами, что увеличивает потери его энергии и снижает газодинамическую эффективность компрессора. При этом ухудшается демпфирование лопаток спрямляющего аппарата и вследствие этого снижается его надежность.

Предлагаемое техническое решение направлено на повышение газодинамической эффективности осевого компрессора путем исключения перетекания воздуха между соседними межлопаточными каналами лопаточного аппарата (направляющего или спрямляющего) его статора, а также на повышение надежности осевого компрессора за счет обеспечения стабильного демпфирования лопаток лопаточного аппарата (направляющего или спрямляющего) его статора.

При создании предлагаемого изобретения решается задача расширения арсенала технических средств - эффективных и надежных лопаточных аппаратов статора осевого компрессора.

Поставленная задача решается тем, что в лопаточном аппарате статора осевого компрессора, содержащем наружную обечайку, внутреннюю обечайку и множество распределенных по окружности и проходящих в радиальном направлении от внутренней обечайки к наружной обечайке лопаток с наружными и внутренними полками, закрепленными, соответственно, в наружной и внутренней обечайках, на внутренних полках лопаток выполнены пазы, а во внутренней обечайке -ответные им выступы, при этом внутренние полки лопаток сопряжены с внутренней обечайкой с натягом по ее конической поверхности и зафиксированы в ней крепежными элементами, установленными в соосные отверстия, выполненные во внутренних полках лопаток и в выступах внутренней обечайки, при этом оси отверстий расположены радиально относительно оси лопаточного аппарата.

Известно, что гидравлические потери в лопаточных аппаратах статора осевого компрессора включают в себя так называемые вторичные потери, обусловленные разностью давлений на корытце и спинке лопаток, вызывающие значительные потери энергии потока рабочего тела (воздуха) вследствие образования "парного вихря" в межлопаточных каналах (Н.Т. Тихонов, Н.Ф. Мусаткин и В.Н. Матвеев "Теория лопаточных машин авиационных газотурбинных двигателей", ГАУ им. СП. Королева, г. Самара 2001 г.). Воздух, перетекающий через зазоры между соседними лопатками лопаточного аппарата, подпитывает своей энергией эти "парные вихри" в межлопаточных каналах, что ведет к повышенным гидравлическим потерям. Кроме того, перетекание воздуха через зазоры уменьшает разность давлений на корытце и спинке лопаток, что снижает энергию, передаваемую лопатками воздуху. Все это ведет к снижению газодинамической эффективности осевого компрессора. Закрепление внутренних полок лопаток лопаточного аппарата в его внутренней обечайке с натягом по ее конической поверхности позволяет исключить зазоры в этом соединении и перетекание воздуха между соседними межлопаточными каналами, что обеспечивает повышение его газодинамической эффективности.

В условиях воздействия вибрационных нагрузок, характерных для лопаточного аппарата компрессора, колебания его лопаток могут приводить к образованию трещин в лопатках и их разрушению, происходящему по истечению относительно непродолжительного периода эксплуатации и приводящему к значительным повреждениям компрессора. Закрепление внутренних полок лопаток лопаточного аппарата в его внутренней обечайке с натягом по ее конической поверхности обеспечивает гашение колебаний лопаток. Внутренние полки лопаток зафиксированы во внутренней обечайке крепежными элементами, установленными в расположенные радиально относительно оси лопаточного аппарата соосные отверстия, выполненные во внутренних полках лопаток и выступах внутренней обечайки. Это обеспечивает стабильное демпфирование лопаток лопаточного аппарата статора осевого компрессора и повышение его надежности.

На чертежах показаны: фиг. 1 - продольный разрез лопаточного аппарата статора осевого компрессора; фиг. 2 - сопряжение внутренних полок лопаток с внутренней обечайкой; фиг. 3 - сопряжение внутренних полок лопаток.

Лопаточный аппарат статора осевого компрессора содержит наружную обечайку 1, внутреннюю обечайку 2 и лопатки 3 с наружными 4 и внутренними 5 полками. Наружные полки 4 лопаток 3 закреплены в наружной обечайке 1 электронно-лучевой сваркой 6. Лопатки 3 своими внутренними полками 5 сопряжены с внутренней обечайкой 2 с натягом по конической поверхности 7. На внутренней полке 5 каждой лопатки 3 со стороны, обращенной к внутренней обечайке 2, выполнен паз 8, сопряженный с ответным выступом 9 внутренней обечайки 2, а также отверстие 10, ось которого ориентирована радиально относительно оси 11 лопаточного аппарата. В выступе 9 внутренней обечайки 2 выполнено отверстие 12, соосное соответствующему отверстию 10 во внутренней обечайке 2. В отверстия 10 и 12 установлен крепежный элемент в виде штифта 13 для фиксации каждой лопатки 3 от ее смещения относительно внутренней обечайки 2 в осевом и окружном направлениях. На поверхность внутренней обечайки 2, контактирующей с гребешками лабиринтного уплотнения ротора компрессора (не показаны), нанесено легкосрабатываемое покрытие 14. Между внутренними полками 5 соседних лопаток 3 предусмотрен монтажный зазор 15. На коническую поверхность 7 в местах сопряжения 16 по контуру внутренних полок 5 лопаток 3 и внутренней обечайки 2, а так же в монтажный зазор 15 перед сборкой может быть дополнительно нанесен теплостойкий герметик: кремнийорганическая эмаль типа КО-856 по ТУ 6-10-11-ВИАМ-83-87, органо-силикатная композиция типа ОС-82-05 по ТУ 84-725-78 и т.п..

При неработающем двигателе лопаточный аппарат статора осевого компрессора, включающий наружную обечайку 1, внутреннюю обечайку 2 и лопатки 3 с наружными 4 и внутренними 5 полками, контактирует своим легкосрабатываемым покрытием 14 внутреннего кольца 2 с гребешками лабиринтного уплотнения ротора компрессора (не показано).

При работе двигателя ротор его компрессора (не показан) вращается относительно оси 11. Воздух движется по межлопаточным каналам, образованным наружной обечайкой 1, внутренней обечайкой 2 и лопатками 3, полки 4 которых закреплены электроннолучевой сваркой 6 в наружной обечайке 1, а их внутренние полки 5 закреплены во внутренней обечайке 2 с натягом по конической поверхности 7, что исключает перетекание воздуха между соседними межлопаточными каналами лопаточного аппарата. Уплотнение между входом в лопаточный аппарат статора осевого компрессора и выходом из него осуществляется по легкосрабатываемому покрытию 14 внутреннего кольца 2 во взаимодействии с гребешками лабиринтного уплотнения ротора компрессора (не показан). Штифты 13, установленные в соосные отверстия 10 во внутренних полках лопаток 3 и отверстия 12 в выступах 9 внутренней обечайки 2, сопряженных с пазами 8 во внутренней полке каждой лопатки 3, фиксируют их в осевом и окружном направлениях, обеспечивая стабильное демпфирование лопаток в условиях вибрационных нагрузок, характерных для лопаточного аппарата статора осевого компрессора.

Таким образом, предлагаемая конструкция лопаточного аппарата статора осевого компрессора позволяет исключить перетекание воздуха между соседними межлопаточными каналами лопаточного аппарата, что ведет к повышению его газодинамической эффективности, а также обеспечить стабильное демпфирование его лопаток и тем самым повысить надежность.

Лопаточный аппарат статора осевого компрессора, содержащий наружную обечайку, внутреннюю обечайку и множество распределенных по окружности и проходящих в радиальном направлении от внутренней обечайки к наружной обечайке лопаток с наружными и внутренними полками, закрепленными, соответственно, в наружной и внутренней обечайках, отличающийся тем, что на внутренних полках лопаток выполнены пазы, а во внутренней обечайке - ответные им выступы, при этом внутренние полки лопаток сопряжены с внутренней обечайкой с натягом по ее конической поверхности и зафиксированы в ней крепежными элементами, установленными в соосные отверстия, выполненные во внутренних полках и выступах внутренней обечайки и расположенные радиально относительно оси лопаточного аппарата.
Лопаточный аппарат статора осевого компрессора
Лопаточный аппарат статора осевого компрессора
Лопаточный аппарат статора осевого компрессора
Лопаточный аппарат статора осевого компрессора
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 13.
04.04.2018
№218.016.30ed

Литниковая система для заливки лопаток из жаропрочных сплавов для газотурбинного двигателя в формы, изготовленные автоматизированным способом

Изобретение относится к литейному производству. Литниковая система содержит приемную чашу 1, вертикальный колодец 2 с дросселирующим элементом 3 и зумпфом 4. От вертикального колодца 2 отходят нижние 5 и верхние 7 питатели, соединенные кольцевыми коллекторами 8. Нижние питатели 5 направлены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644868
Дата охранного документа: 14.02.2018
20.05.2019
№219.017.5ca1

Способ изготовления моноколеса газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и может быть использовано при изготовлении моноколес, применяемых в роторах газотурбинных двигателей. Способ включает изготовление полых лопаток с образованием аэродинамического профиля пера и замковой части, технологического кольца и диска,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002687855
Дата охранного документа: 16.05.2019
09.10.2019
№219.017.d377

Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к устройствам поворота реактивных сопел турбореактивных двигателей. Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя содержит неподвижный корпус с двумя дополнительными опорами в виде кронштейнов Г-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702325
Дата охранного документа: 07.10.2019
09.10.2019
№219.017.d3a9

Способ эксплуатации газотурбинного двигателя с защитной сеткой на входе и противообледенительной системой

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах защиты и управления стационарных газотурбинных установок, газоперекачивающих агрегатов для защиты газотурбинного двигателя от помпажа. Задачу по повышению надежности работы двигателя решает способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702324
Дата охранного документа: 07.10.2019
15.10.2019
№219.017.d58a

Опора ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к опорам роторов газотурбинных двигателей. Опора ротора газотурбинного двигателя, включающая подшипник, установленный на валу ротора и в корпусе опоры, масляную полость опоры и воздушную предмасляную полость с масляным и воздушным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702778
Дата охранного документа: 11.10.2019
04.11.2019
№219.017.de50

Способ эксплуатации газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области защиты газотурбинного двигателя от помпажа и может быть использовано в системах защиты и управления стационарных газотурбинных установок, газоперекачивающих агрегатов. Задачу по оперативному принятию мер по предотвращению помпажа решает способ эксплуатации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705023
Дата охранного документа: 01.11.2019
24.11.2019
№219.017.e5bc

Способ штамповки заготовок с ультрамелкозернистой структурой из двухфазных титановых сплавов

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при получении заготовок из титановых двухфазных сплавов. Заготовку подвергают термической обработке для получения дуплексной структуры с объемной долей зерен первичной α-фазы не более 30%. Затем пластически...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002707006
Дата охранного документа: 21.11.2019
08.12.2019
№219.017.ea86

Межвальное контактное уплотнение

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к уплотнениям масляных полостей опор роторов газотурбинных двигателей. Задача по расширению арсенала технических средств - надежных межвальных контактных уплотнений соосных высокоскоростных роторов со встречным направлением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002708279
Дата охранного документа: 05.12.2019
25.01.2020
№220.017.f9b1

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Двухконтурный турбореактивный двигатель содержит газогенератор внутреннего контура с компрессором, камерой сгорания и турбиной, соединенной валом газогенератора с компрессором, промежуточный корпус и вентилятор, соединенный валом с турбиной вентилятора, вспомогательные агрегаты с приводом от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002711895
Дата охранного документа: 23.01.2020
23.07.2020
№220.018.356c

Способ управления расходом топлива в форсажную камеру сгорания двухконтурного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в автоматической системе управления двухконтурного турбореактивного двигателя с форсажной камерой сгорания (ТРДДФ) со смешением потоков контуров. Способ управления расходом топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002726966
Дата охранного документа: 20.07.2020
Показаны записи 1-9 из 9.
10.06.2013
№216.012.4904

Опора роторов турбины высокотемпературного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к опоре роторов турбин высокого и низкого давления высокотемпературного газотурбинного двигателя, интегрированной с сопловым аппаратом турбины низкого давления. Опора включает в себя наружный корпус, внутренний корпус с газовоздушными уплотнениями, полые лопатки соплового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484272
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.09.2013
№216.012.6fc3

Колесо компрессора с облегченными лопатками

Колесо компрессора с облегченными лопатками включает в себя диск и приваренные к нему облегченные лопатки. Облегченная лопатка состоит из двух частей, соединенных между собой сваркой. В каждой части лопатки выполнены полости таким образом, что соседние полости образуют ребра, вершинами которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494262
Дата охранного документа: 27.09.2013
20.01.2018
№218.016.0ef2

Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя

Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя состоит из наружного корпуса, внутреннего кольца и расположенных между ними направляющих лопаток, состоящих из неподвижных стоек и поворотных закрылков. Наружный корпус выполнен из отдельных сегментов, по количеству...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633496
Дата охранного документа: 12.10.2017
19.04.2019
№219.017.2ca8

Способ и устройство для измельчения материалов

Изобретение предназначено для тонкого и сверхтонкого измельчения материалов. Способ измельчения материалов включает формирование струй из частиц измельчаемого материала в несущем двухфазном воздушном потоке в соотношении от 0,01% до 0,5% по объемному расходу, подачу материала эксцентрично оси...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002295390
Дата охранного документа: 20.03.2007
09.10.2019
№219.017.d377

Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к устройствам поворота реактивных сопел турбореактивных двигателей. Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя содержит неподвижный корпус с двумя дополнительными опорами в виде кронштейнов Г-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702325
Дата охранного документа: 07.10.2019
15.10.2019
№219.017.d58a

Опора ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к опорам роторов газотурбинных двигателей. Опора ротора газотурбинного двигателя, включающая подшипник, установленный на валу ротора и в корпусе опоры, масляную полость опоры и воздушную предмасляную полость с масляным и воздушным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702778
Дата охранного документа: 11.10.2019
08.12.2019
№219.017.ea86

Межвальное контактное уплотнение

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к уплотнениям масляных полостей опор роторов газотурбинных двигателей. Задача по расширению арсенала технических средств - надежных межвальных контактных уплотнений соосных высокоскоростных роторов со встречным направлением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002708279
Дата охранного документа: 05.12.2019
23.07.2020
№220.018.356c

Способ управления расходом топлива в форсажную камеру сгорания двухконтурного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в автоматической системе управления двухконтурного турбореактивного двигателя с форсажной камерой сгорания (ТРДДФ) со смешением потоков контуров. Способ управления расходом топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002726966
Дата охранного документа: 20.07.2020
14.05.2023
№223.018.5485

Передняя опора ротора компрессора

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к узлам опор роторов газотурбинных двигателей. Задача по повышению газодинамической эффективности компрессора за счет обеспечения стабильных оптимальных значений радиальных зазоров между лопатками ротора и статора компрессора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002729579
Дата охранного документа: 11.08.2020
+ добавить свой РИД