×
15.10.2019
219.017.d58a

Результат интеллектуальной деятельности: Опора ротора газотурбинного двигателя

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002702778
Дата охранного документа
11.10.2019
Аннотация: Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к опорам роторов газотурбинных двигателей. Опора ротора газотурбинного двигателя, включающая подшипник, установленный на валу ротора и в корпусе опоры, масляную полость опоры и воздушную предмасляную полость с масляным и воздушным уплотнениями, масляную струйную форсунку, в корпусе которой выполнены отверстие подвода масла и сопло подачи масла к подшипнику. В корпусе масляной струйной форсунки установлены направляющая втулка и поршень со штоком, торец которого выполнен с возможностью перекрытия сопла подачи масла к подшипнику. В полости между поршнем и направляющей втулкой установлена пружина. Полость сообщена с масляной полостью опоры отверстиями. Предлагаемая конструкция опоры позволяет повысить надежность работы подшипника на переходных и специальных режимах его работы и исключить попадания масла в воздушные полости двигателя. 2 ил.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к опорам роторов газотурбинных двигателей.

Опора ротора газотурбинного двигателя включает подшипник, установленный на валу ротора и в корпусе опоры, масляную полость опоры и воздушную предмасляную полость с масляным и воздушным уплотнениями, масляную струйную форсунку с отверстием подвода масла и соплом подачи масла к подшипнику.

Для уменьшения поверхности подвода тепла к масляной полости от горячих зон масляную полость опоры выполняют с минимально возможным объемом. На переходных режимах работы, в процессе запуска на режим малого газа (МГ), останова и при работе на специальных режимах: ложный запуск (ЛЗ) - раскрутка ротора до частоты ниже уровня режима МГ с подачей топлива без включения зажигания); холодная прокрутка (ХП) - раскрутка ротора до частоты ниже уровня режима МГ без подачи топлива, без включения зажигания; встречный запуск (ВЗ) - запуск при вращающемся роторе и авторотация (АР) - вращение ротора на неработающем двигателе от воздействия воздушного потока из-за рассогласования расходных характеристик нагнетающего и откачивающего насосов, приводящихся во вращение от ротора двигателя, в области пониженных частот вращения ротора возможно переполнение масляной полости и масло через зазоры в уплотнениях между масляной и воздушной полостями может попасть в газовоздушный тракт двигателя, в системы жизнеобеспечения экипажа и пассажиров воздушного судна, в окружающую среду. При этом уменьшение количества масла в маслобаке повышает вероятность возникновения масляного голодания, ведущего к разрушению подшипников опор двигателя.

Известна опора подшипника газотурбинного двигателя, масляная полость которого уплотнена от воздушных полостей двигателя с помощью контактного графитового уплотнения совместно с лабиринтным уплотнением (С.А. Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. Москва, "Машиностроение", 1981, стр. 209, рис. 4.55).

Недостатком данной конструкции является ее низкая надежность при больших ресурсах работы из-за износа графитовых колец и попадания масла в воздушные полости двигателя.

Наиболее близкой заявляемому техническому решению является опора ротора газотурбинного двигателя, включающая в себя подшипник, установленный на валу ротора и в корпусе опоры, масляный жиклер в виде струйной форсунки, закрепленной на корпусе опоры, масляную полость и воздушную предмасляную полость с соответствующими уплотнениями, между которыми выполнена промежуточная воздушно-масляная полость, отделенная от масляной полости отсечным гребешком с наклонной в сторону масляной полости боковой поверхностью и с радиальным зазором δ относительно наружной цилиндрической поверхности лабиринтной втулки, причем на торцовой поверхности втулки выполнен обращенный в масляную полость кольцевой осевой выступ, а между цилиндрической поверхностью лабиринтной втулки и ее лабиринтом выполнены две канавки с прямоугольным в сечении кольцевым гребешком, промежуточная воздушно-масляная полость и масляная полость сообщаются между собой (патент РФ №2215886, F02C 7/06, опубликован 28.11.2001 г.)

Однако данное техническое решение неэффективно при работе на переходных режимах работы двигателя - режимах запуска, останова и специальных режимах, так как из-за рассогласования расходных характеристик нагнетающего и откачивающего насосов в области пониженных частот вращения роторов происходит переполнение маслом масляной полости опоры, отсечной гребешок и осевой выступ на торце втулки не справляется со своей функцией по сбросу масляных капель в масляную емкость и масло попадает в воздушную полость и далее в газовоздушный тракт двигателя.

Предлагаемое изобретение направлено на повышение надежности работы подшипника на переходных и специальных режимах его работы и исключение попадания масла в воздушные полости двигателя.

Поставленная задача решается тем, что в опоре ротора газотурбинного двигателя, включающей подшипник, установленный на валу ротора и в корпусе опоры, масляную полость опоры и воздушную предмасляную полость с масляным и воздушным уплотнениями, масляную струйную форсунку, в корпусе которой выполнены отверстие подвода масла и сопло подачи масла к подшипнику, в корпусе масляной струйной форсунки установлены направляющая втулка, пружина и поршень со штоком, торец которого выполнен с возможностью перекрытия сопла подачи масла к подшипнику, причем пружина установлена в полости между втулкой и поршнем, которая сообщена с масляной полостью опоры.

Такое выполнение опоры позволяет обеспечить открытие сопла и подачу масла к подшипнику опоры при давлении масла в отверстии подвода масла в корпусе струйной форсунки, достаточном для преодоления усилия предварительной затяжки пружины.

На неработающем двигателе под действием усилия предварительной затяжки пружины торец штока перекрывает сопло для подачи масла к подшипнику и подача масла не производится.

При раскрутке ротора двигателя повышается давление масла в маслоподводящем канале струйной форсунки. Под действием перепада давления в отверстии подвода масла и в масляной полости опоры поршень со штоком, преодолевая усилие пружины, перемещается и открывает сопло для подачи масла к подшипнику.

Поскольку частота вращения ротора на режимах ХП, ЛЗ и АР существенно ниже частоты вращения ротора на режиме МГ, усилие предварительной затяжки пружины выбирают исходя из уровня давления масла при частоте вращения ротора на режиме МГ. Таким образом, на режимах ЛЗ, ХП и АР полностью исключена подача масла к подшипникам опор ротора, так как сопло форсунки перекрыто торцом штока, а на режиме запуска давление масла преодолевает усилие пружины и непосредственно перед выходом на частоту вращения ротора, соответствующую режиму МГ, включается подача масла, на режиме останова - отключается при начале снижения частоты вращения ротора. В результате повышается надежность откачки масла из опор ротора газотурбинного двигателя и снижается вероятность переполнения маслом полости опоры на переходных режимах работы двигателя, режимах запуска и останова, попадания масла из полости опоры в газовоздушный тракт двигателя, в системы жизнеобеспечения экипажа и пассажиров воздушного судна, в окружающую среду.

На фиг. 1 показан продольный разрез опоры ротора газотурбинного двигателя; на фиг. 2 показан элемент А на фиг. 1 в увеличенном виде.

Опора ротора газотурбинного двигателя содержит подшипник 1, установленный на валу ротора 2 и в корпусе опоры 3 Масляное 4 и воздушное 5 уплотнения ограничивают масляную 6 и воздушную предмасляную полость 7 соответственно. В корпусе опоры 3 выполнен масляный канал 8. Струйная форсунка 9 закреплена на корпусе опоры 3. Корпус 10 струйной форсунки 9 имеет отверстие 11 подвода масла из масляного канала 8, а также сопло 12 подачи масла к подшипнику 1. В корпусе 10 струйной форсунки 9 установлены направляющая втулка 13 и поршень 14 со штоком 15. Торец 16 штока 15 выполнен с возможностью перекрытия сопла 12 подачи масла к подшипнику 1, при этом в полости 17 между поршнем 14 и направляющей втулкой 13, установлена пружина 18, прижимающая за счет усилия предварительной затяжки торец 16 штока 15 к соплу 12 подачи масла к подшипнику 1.

В корпусе 10 струйной форсунки 9 выполнены отверстия 19, с помощью которых полость 17 сообщена с масляной полостью опоры 6.

Предварительно расчетно-экспериментальным путем на базе анализа расходных характеристик нагнетающего и откачивающего насосов, исследования температурного состояния деталей опоры и измерения тепловых потоков определяют усилие предварительной затяжки пружины 18, которое выбирают исходя из давления масла при частоте вращения ротора на режиме МГ.

Опора ротора газотурбинного двигателя работает следующим образом.

На неработающем двигателе под действием пружины 18 шток 15 контактирует своим торцем 16 с сопряженной поверхностью сопла 12 и перекрывает его. Подача масла для смазки подшипника 1 не производится, в масляной полости 6 опоры находится минимальный неоткачиваемый объем масла.

При запуске двигателя происходит раскрутка вала ротора 2 и соответственно, приводов нагнетающего и откачивающего насосов (не показаны). В отверстие 11 корпуса 10 струйной форсунки 9 из масляного канала 8 в корпусе опоры 3 от нагнетающего насоса (не показан) начинает поступать масло, а так как под действием пружины 18 шток 15 перекрывает своим торцем 16 сопло 12, подача масла для смазки подшипника 1, установленного в корпус опоры 3, не производится

Воздух из газовоздушного тракта двигателя через воздушное уплотнение 5 поступает в воздушную предмасляную полость 7 и через масляное уплотнение 4 - в масляную полость 6 опоры ротора. Откачивающим насосом осуществляется откачка воздушно-масляной смеси из масляной полости 6. По мере роста частоты вращения вала ротора 2 повышается давление масла, поступающего по масляному каналу 8 в струйную форсунку 9, и увеличивается перепад давления относительно полости 17, в которой расположена пружина 18, сообщенной с масляной полостью 6 опоры отверстиями 19 в корпусе форсунки 10. При достижении на поршне 14 перепада давления, достаточного для преодоления усилия пружины 18, происходит перемещение поршня 14 со штоком 15 относительно направляющей втулки 13, с вытеснением воздуха из полости 17 по отверстиям 19 в масляную полость 6, открывается вход в сопло 12, и начинается подача масла для смазки подшипника 1, установленного на валу ротора 2 и в корпусе опоры 3. Откачивающим насосом (не показан) осуществляется откачка масло-воздушной смеси из масляной полости 6 опоры.

При останове двигателя снижается частота вращения вала ротора 2 и соответственно, приводов нагнетающего и откачивающего насосов (не показаны). Давление масла в отверстии 11 корпуса 10 струйной форсунки 9, поступающее из масляного канала 8 в корпусе опоры 3, начинает снижаться. При достижении на поршне 14 перепада давления, недостаточного для преодоления усилия пружины 18, происходит перемещение поршня 14 со штоком 15 относительно направляющей втулки 13, закрытие торцем 16 штока 15 входа в сопло 12, и прекращается подача масла для смазки подшипника 1 установленного на валу ротора 2 и в корпусе опоры 3. Откачивающим насосом (не показан) осуществляется откачка масло-воздушной смеси из масляной полости 6 опоры до полного останова вала ротора 2.

Таким образом, предлагаемая конструкция опоры ротора позволяет повысить надежность откачки масла из опор ротора газотурбинного двигателя и снизить вероятность переполнения маслом полости опоры на переходных режимах работы двигателя, режимах запуска и останова, попадания масла из полости опоры в газовоздушный тракт двигателя, в системы жизнеобеспечения экипажа и пассажиров воздушного судна, в окружающую среду.

Опора ротора газотурбинного двигателя, включающая подшипник, установленный на валу ротора и в корпусе опоры, масляную полость опоры и воздушную предмасляную полость с масляным и воздушным уплотнениями, масляную струйную форсунку, в корпусе которой выполнены отверстие подвода масла и сопло подачи масла к подшипнику, отличающаяся тем, что в корпусе масляной струйной форсунки установлены направляющая втулка, пружина и поршень со штоком, торец которого выполнен с возможностью перекрытия сопла подачи масла к подшипнику, причем пружина установлена в полости между втулкой и поршнем, которая сообщена с масляной полостью опоры.
Опора ротора газотурбинного двигателя
Опора ротора газотурбинного двигателя
Опора ротора газотурбинного двигателя
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 13.
04.04.2018
№218.016.30ed

Литниковая система для заливки лопаток из жаропрочных сплавов для газотурбинного двигателя в формы, изготовленные автоматизированным способом

Изобретение относится к литейному производству. Литниковая система содержит приемную чашу 1, вертикальный колодец 2 с дросселирующим элементом 3 и зумпфом 4. От вертикального колодца 2 отходят нижние 5 и верхние 7 питатели, соединенные кольцевыми коллекторами 8. Нижние питатели 5 направлены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644868
Дата охранного документа: 14.02.2018
20.05.2019
№219.017.5ca1

Способ изготовления моноколеса газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и может быть использовано при изготовлении моноколес, применяемых в роторах газотурбинных двигателей. Способ включает изготовление полых лопаток с образованием аэродинамического профиля пера и замковой части, технологического кольца и диска,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002687855
Дата охранного документа: 16.05.2019
31.07.2019
№219.017.bab2

Лопаточный аппарат статора осевого компрессора

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции лопаточного аппарата статора осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопаточный аппарат статора осевого компрессора содержит наружную обечайку 1, внутреннюю обечайку 2 и лопатки 3 с наружными 4 и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695872
Дата охранного документа: 29.07.2019
09.10.2019
№219.017.d377

Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к устройствам поворота реактивных сопел турбореактивных двигателей. Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя содержит неподвижный корпус с двумя дополнительными опорами в виде кронштейнов Г-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702325
Дата охранного документа: 07.10.2019
09.10.2019
№219.017.d3a9

Способ эксплуатации газотурбинного двигателя с защитной сеткой на входе и противообледенительной системой

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах защиты и управления стационарных газотурбинных установок, газоперекачивающих агрегатов для защиты газотурбинного двигателя от помпажа. Задачу по повышению надежности работы двигателя решает способ...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702324
Дата охранного документа: 07.10.2019
04.11.2019
№219.017.de50

Способ эксплуатации газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области защиты газотурбинного двигателя от помпажа и может быть использовано в системах защиты и управления стационарных газотурбинных установок, газоперекачивающих агрегатов. Задачу по оперативному принятию мер по предотвращению помпажа решает способ эксплуатации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002705023
Дата охранного документа: 01.11.2019
24.11.2019
№219.017.e5bc

Способ штамповки заготовок с ультрамелкозернистой структурой из двухфазных титановых сплавов

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при получении заготовок из титановых двухфазных сплавов. Заготовку подвергают термической обработке для получения дуплексной структуры с объемной долей зерен первичной α-фазы не более 30%. Затем пластически...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002707006
Дата охранного документа: 21.11.2019
08.12.2019
№219.017.ea86

Межвальное контактное уплотнение

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к уплотнениям масляных полостей опор роторов газотурбинных двигателей. Задача по расширению арсенала технических средств - надежных межвальных контактных уплотнений соосных высокоскоростных роторов со встречным направлением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002708279
Дата охранного документа: 05.12.2019
25.01.2020
№220.017.f9b1

Двухконтурный турбореактивный двигатель

Двухконтурный турбореактивный двигатель содержит газогенератор внутреннего контура с компрессором, камерой сгорания и турбиной, соединенной валом газогенератора с компрессором, промежуточный корпус и вентилятор, соединенный валом с турбиной вентилятора, вспомогательные агрегаты с приводом от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002711895
Дата охранного документа: 23.01.2020
23.07.2020
№220.018.356c

Способ управления расходом топлива в форсажную камеру сгорания двухконтурного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в автоматической системе управления двухконтурного турбореактивного двигателя с форсажной камерой сгорания (ТРДДФ) со смешением потоков контуров. Способ управления расходом топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002726966
Дата охранного документа: 20.07.2020
Показаны записи 1-9 из 9.
10.06.2013
№216.012.4904

Опора роторов турбины высокотемпературного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к опоре роторов турбин высокого и низкого давления высокотемпературного газотурбинного двигателя, интегрированной с сопловым аппаратом турбины низкого давления. Опора включает в себя наружный корпус, внутренний корпус с газовоздушными уплотнениями, полые лопатки соплового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484272
Дата охранного документа: 10.06.2013
27.09.2013
№216.012.6fc3

Колесо компрессора с облегченными лопатками

Колесо компрессора с облегченными лопатками включает в себя диск и приваренные к нему облегченные лопатки. Облегченная лопатка состоит из двух частей, соединенных между собой сваркой. В каждой части лопатки выполнены полости таким образом, что соседние полости образуют ребра, вершинами которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494262
Дата охранного документа: 27.09.2013
20.01.2018
№218.016.0ef2

Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя

Регулируемый входной направляющий аппарат компрессора газотурбинного двигателя состоит из наружного корпуса, внутреннего кольца и расположенных между ними направляющих лопаток, состоящих из неподвижных стоек и поворотных закрылков. Наружный корпус выполнен из отдельных сегментов, по количеству...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633496
Дата охранного документа: 12.10.2017
19.04.2019
№219.017.2ca8

Способ и устройство для измельчения материалов

Изобретение предназначено для тонкого и сверхтонкого измельчения материалов. Способ измельчения материалов включает формирование струй из частиц измельчаемого материала в несущем двухфазном воздушном потоке в соотношении от 0,01% до 0,5% по объемному расходу, подачу материала эксцентрично оси...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002295390
Дата охранного документа: 20.03.2007
31.07.2019
№219.017.bab2

Лопаточный аппарат статора осевого компрессора

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции лопаточного аппарата статора осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопаточный аппарат статора осевого компрессора содержит наружную обечайку 1, внутреннюю обечайку 2 и лопатки 3 с наружными 4 и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695872
Дата охранного документа: 29.07.2019
09.10.2019
№219.017.d377

Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к устройствам поворота реактивных сопел турбореактивных двигателей. Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя содержит неподвижный корпус с двумя дополнительными опорами в виде кронштейнов Г-образной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702325
Дата охранного документа: 07.10.2019
08.12.2019
№219.017.ea86

Межвальное контактное уплотнение

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к уплотнениям масляных полостей опор роторов газотурбинных двигателей. Задача по расширению арсенала технических средств - надежных межвальных контактных уплотнений соосных высокоскоростных роторов со встречным направлением...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002708279
Дата охранного документа: 05.12.2019
23.07.2020
№220.018.356c

Способ управления расходом топлива в форсажную камеру сгорания двухконтурного турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в автоматической системе управления двухконтурного турбореактивного двигателя с форсажной камерой сгорания (ТРДДФ) со смешением потоков контуров. Способ управления расходом топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002726966
Дата охранного документа: 20.07.2020
14.05.2023
№223.018.5485

Передняя опора ротора компрессора

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к узлам опор роторов газотурбинных двигателей. Задача по повышению газодинамической эффективности компрессора за счет обеспечения стабильных оптимальных значений радиальных зазоров между лопатками ротора и статора компрессора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002729579
Дата охранного документа: 11.08.2020
+ добавить свой РИД