Вид РИД
Изобретение
Область техники
Изобретение относится к бесплатформенным инерциальным навигационным системам (БИНС) и предназначено для определения пилотажно навигационных параметров движения, географических координат и параметров углового положения самолета в пространстве, и обеспечивает соответствующей информацией экипаж и другие системы комплекса пилотажно-навигационного оборудования.
Из уровня техники известны БИНС, например, системы Ltn-90 (производитель Northrop Grumman Guidance&Electronics Company, США), IRS (производитель Honeywell, США), а также выбранная в качестве прототипа система Ltn-101 (производитель Northrop Grumman Guidance&Electronics Company, США), состоящие из инерциального информационного моноблока и монтажной рамы, при этом корпус инерциального информационного моноблока вместе с крышкой выполнен в виде полого прямоугольного параллелепипеда с наружным оребрением стенок, внутри которого расположены блок чувствительных элементов (БЧЭ), прикрепленный к боковым стенкам с помощью амортизаторов, преобразователь сигналов датчиков, вычислитель инерциальной навигационной системы и источник вторичного питания, на торцевой стенке корпуса расположен электрический разъем.
Все указанные известные системы обладают следующими недостатками:
1. Выполнением чувствительных элементов в разных корпусах, что ведет к увеличению массо-габаритных параметров БИНС, а так же к необходимости соединения базовых поверхностей корпусов чувствительных элементов с кронштейном, обеспечивающим формирование блока чувствительных элементов, то есть к переходным поверхностям между взаимными ориентациями осей чувствительности этих элементов, которые вносят дополнительную нестабильность взаимной ориентации осей и, как следствие снижению точности системы.
2. Отсутствует доступ к технологическому разъему вычислителя инерциальной навигационной системы, что усложняет процесс плановой калибровки системы.
Настоящее изобретение предназначено для преодоления указанных выше недостатков уровня техники и обеспечивает достижение следующих технических результатов:
- Уменьшение массо-габаритных параметров БИНС при повышении точности формирования выходной информации системы.
- Упрощение доступа к технологическому разъему вычислителя инерциальной навигационной системы с целью упрощения процесса плановой калибровки БИНС.
Раскрытие изобретения
В соответствии с изложенным выше, предлагается изобретение, существенные признаки которого, перечисленные ниже, позволяют обеспечить преодоление существующих недостатков уровня техники и обеспечить достижение раскрываемых в данном описании технических результатов.
В соответствии с изобретением предлагается БИНС, включающая инерциальный моноблок, выполненный, по меньшей мере, с одной герметичной крышкой, и монтажную раму, снабженные фиксирующими элементами для закрепления моноблока на монтажной раме, при этом корпус моноблока имеет на наружной поверхности по меньшей мере одну ручку для переноса и перемещения моноблока в монтажной раме, а также соединительные элементы для электрической связи функциональных элементов БИНС с внешними устройствами, при этом упомянутые функциональные элементы размещены внутри инерциального моноблока и выполнены в виде связанных между собой БЧЭ, преобразователя сигналов датчиков, по меньшей мере, одного вычислителя, а также источника вторичного питания, при этом согласно изобретению внутренняя полость инерциального моноблока содержит разделенные перегородкой первый и второй отсеки, причем в первом отсеке установлен БЧЭ, выполненный в виде единого корпуса кубической формы с герметизируемыми с помощью крышек четырьмя полостями, при этом в трех взаимно ортогональных полостях расположены кольцевые лазеры прямоугольной формы с функциональной электроникой лазерного гироскопа, а в четвертой - высоковольтный источник напряжения, устройство регулирования периметра и контроля лазерных гироскопов, а также блок из трех акселерометров, размещенных в едином жестком корпусе, обеспечивающем при его закреплении в БЧЭ параллельность осей чувствительности акселерометров и кольцевых лазеров, при этом корпус БЧЭ закрыт снаружи магнитными экранами и снабжен амортизаторами для крепления к стенкам инерциального моноблока, а во втором отсеке установлены упомянутые источник вторичного питания, преобразователь сигналов датчиков и, по меньшей мере, один вычислитель, при этом в герметичной крышке инерциального моноблока выполнен герметично закрывающийся съемный люк.
Заявленный технический результат, заключающийся в уменьшении массо-габаритных параметров БИНС и повышению точности формирования ее выходной информации, достигается за счет выполнения корпуса моноблока двухсекционным с размещением всех чувствительных элементов в едином блоке БЧЭ с исключением упомянутых выше присущих прототипу переходных поверхностей.
При этом выполнение в крышке моноблока герметично закрывающегося съемного люка, - упрощает процесс доступа к технологическому разъему вычислителя инерциальной системы, обеспечивая, таким образом, снижение трудозатрат и времени на осуществление плановой калибровки БИНС.
В соответствии с предложенным изобретением предусматриваются следующие предпочтительные варианты исполнения БИНС:
1. Моноблок выполняется с двумя ручками, соединительным элементом в виде врубного разъема, а также фиксирующими элементами в виде трех центрирующих отверстий и двух упоров таким образом, что на внешней стороне задней стенки корпуса установлен врубной разъеа, выполнены первое и второе центрирующие отверстия, а на внешней стороне передней стенки корпуса расположены ручки, упоры и третье центрирующее отверстие. При этом монтажная рама указанного моноблока включает основание и прикрепленную к нему стенку, и выполнена с соединительным и фиксирующими элементами таким образом, что в стенку вмонтирован промежуточный соединитель, имеющий на внешней стороне стенки разъем для функционального соединения с внешними устройствами, при этом на внутренней стороне стенке также выполнены два направляющих штыря под упомянутые первое и второе центрирующие отверстия, на конце основания расположены направляющий штырь под упомянутое третье центрирующее отверстие и два тарированных элемента крепления моноблока для его фиксации на упомянутых упорах, на поверхности монтажной рамы выполнены направляющие для установки моноблока, а также четыре отверстия для его закрепления на платформе объекта, калиброванное отверстие и калиброванный паз для выставки инерциальной навигационной системы относительно строительных осей объекта.
2. Инерциальный моноблок выполняется с ручкой, фиксирующими элементами в виде направляющего штыря, двух крепежных болтов и упоров, а также соединительными элементами в виде электрического разъема источника вторичного питания таким образом, что на внешней стороне передней стенки корпуса установлен герметичный электрический разъем и ручка, на нижней части корпуса со стороны разъема параллельно боковым стенкам расположен направляющий штырь и крепежные болты, а на внешней стороне задней стенки корпуса перпендикулярно горизонтальной опорной поверхности установлены два упора. При этом монтажная рама указанного моноблока выполняется с фиксирующими элементами в виде центрирующего паза под упомянутый направляющий штырь и двух резьбовых отверстий под упомянутые крепежные болты, расположенными на передней стенке корпуса рамы, упорной планки с наклонной упорной поверхностью для фиксации упомянутых упоров, расположенной на задней стенке корпуса рамы перпендикулярно горизонтальной направляющей поверхности, а также, выполненных на широкой стороне корпуса рамы трех отверстий для закрепления рамы на платформе объекта и дополнительного калиброванного паза для выставки инерциальной навигационной системы относительно строительных осей объекта.
3. Инерциальный моноблок выполняется с двумя ручками, фиксирующими элементами в виде трех направляющих штырей и двух крепежных болтов, а также соединительными элементами в виде четырех герметичных электрических разъемов источника вторичного питания таким образом, что на внешней вертикальной поверхности передней стенки корпуса расположены две ручки и первый герметичный электрический разъем, а в нижней части этой стенки имеется дополнительная полость, закрытая планкой, на которой установлены второй, третий и четвертый герметичные электрические разъемы, при этом в нижней части передней стенки корпуса размещен первый направляющий штырь, а в нижней части задней стенки -второй и третий направляющие штыри, причем на передней стенке на уровне первого направляющего штыря расположены два крепежных болта. При этом монтажная рама указанного моноблока выполняется с фиксирующими элементами в виде трех центрирующих отверстий под упомянутые направляющие штыри, двух резьбовых отверстий под упомянутые крепежные болты, калиброванных паза и двух цилиндрических отверстий для закрепления рамы на платформе объекта и ее выставки инерциальной навигационной системы относительно строительных осей объекта, при этом на малых сторонах рамы выполнены центрирующие и резьбовые отверстия, а на широкой стороне расположены со стороны передней стенки моноблока первое калиброванное цилиндрическое отверстие и со стороны задней его стенки калиброванный паз и второе калиброванное цилиндрическое отверстие.
Для любого из указанных вариантов воплощения БИНС возможны следующие частные случаи осуществления изобретения:
- Магнитные экраны, закрывающие корпус БЧЭ, могут быть выполнены из пермаллоя;
- Крепление корпуса БЧЭ к стенкам инерциального моноблока целесообразно осуществлять четырьмя амортизаторами по два на двух противоположных стенках таким образом, что каждая пара амортизаторов расположена по ортогональным гипотенузам куба БЧЭ;
- Электронный отсек инерциального моноблока может дополнительно содержать коммутационную плату, на которую по направляющим корпуса с помощью разъемов и креплений установлены упомянутые преобразователь сигналов датчиков, вычислитель и источник вторичного питания, выполненные в виде отдельных субблоков.
При этом в электронном отсеке инерциального моноблока согласно первому варианту воплощения предложенной системы может быть дополнительно установлен сетевой преобразователь напряжения.
При этом первый и второй вариант воплощения БИНС предусматривает наличие у инерциального моноблока одной герметичной крышки, в которой выполняется герметично закрывающийся съемный люк, упрощающий доступ к технологическому разъему вычислителя.
Причем, во втором варианте крышка моноблока может быть дополнительно снабжена клапаном для герметизации и заполнения отсека БЧЭ осушенным азотом.
В третьем же варианте воплощения предложенной системы корпус моноблока выполняется с двумя герметичными крышками, одна из которых закрывает отсек блока электроники, а другая - отсек БЧЭ. При этом крышка отсека БЧЭ снабжена клапаном для герметизации и заполнения отсека осушенным азотом, а крышка отсека блока электроники - герметично закрывающимся съемным люком, с возможностью доступа к технологическому разъему вычислителя.
Кроме того, согласно третьему варианту воплощения предложенной системы, вычислитель выполняется из двух блоков: блока формирования инерциальной информации, управления преобразователем сигналов датчиков, встроенного контроля инерциальных подсистем и приема информации от спутниковой навигационной системы, а также блока комплексной обработки инерциальной и спутниковой информации и контроля достоверности спутниковой информации.
Кроме того, согласно третьему варианту воплощения предложенной системы, на коммутационной плате может быть дополнительно размещен модуль коммутации меток, либо приемо-измерительный блок спутниковой навигационной системы.
При этом в случае наличия последнего, на внешней вертикальной поверхности передней стенки корпуса моноблока выполняется соединительный элемент в виде высокочастотного разъема приемо-измерительного блока спутниковой навигационной системы.
Осуществление изобретения
Дальнейшее описание содержит отсылки на элементы чертежей (Фиг. 1-23), предназначенных для наглядного отображения сущности предложенного изобретения. Следует учитывать, что сведения, раскрытые на чертежах, предназначены лишь для иллюстрации предпочтительных вариантов осуществления и специалисту будут понятны другие возможные варианты осуществления предложенного изобретения.
На Фиг. 1-10 представлена БИНС, выполненная в соответствии с первым предпочтительным вариантом реализации изобретения, где:
11 - инерциальный моноблок;
21 - крышка;
31 - монтажная рама;
41 - отсек блока электроники;
51 - отсек БЧЭ;
61 - направляющие отсека блока электроники;
71 - крепления для фиксации функциональных элементов в отсеке блока электроники;
81 - преобразователь сигналов датчиков;
91 - вычислитель;
101- технологические разъемы вычислителя;
111 - источник вторичного питания;
12 - сетевой преобразователь напряжения;
131 - БЧЭ;
141.1, 141.2 - пермалоевые экраны;
151 - амортизаторы;
161 - крепежные элементы амортизаторов;
171 - кольцевые лазеры;
181 - блок акселерометров;
191- высоковольтный источник напряжения;
201 - устройство регулирования периметра и контроля;
211 - герметичный люк;
221 - врубной разъем;
231.1, 231.2 - центрирующие отверстия;
241 - ручки;
25 - упоры;
261 - основание монтажной рамы;
271 - стенка монтажной рамы;
281 - промежуточный соединитель БИНС с внешними устройствами;
291.1, 291.2 - разъемы промежуточного соединителя;
301.1, 301.2 - направляющие штыри;
31 - тарированные элементы крепления инерциального моноблока;
321 - направляющие монтажной рамы;
331 - отверстия для крепления монтажной рамы на платформе объекта;
341 - калиброванное цилиндрическое отверстие;
351 - калиброванный паз;
На Фиг. 5-8, 10-16 представлена БИНС, выполненная в соответствии со вторым предпочтительным вариантом реализации изобретения, где:
12 - инерциальный моноблок;
22 - крышка;
32 - монтажная рама;
42 - отсек блока электроники;
52 - отсек БЧЭ;
62 - направляющие отсека блока электроники;
72 - крепления для фиксации функциональных элементов в отсеке блока электроники;
82 - преобразователь сигналов датчиков;
92 - вычислитель;
102 - технологические разъемы вычислителя;
112 - источник вторичного питания;
132 - БЧЭ;
142.1 142.2 - пермалоевые экраны;
152 - амортизаторы;
162 - крепежные элементы амортизаторов;
172- кольцевые лазеры;
182 - блок акселерометров;
192- высоковольтный источник напряжения;
202 - устройство регулирования периметра и контроля;
212 - герметичный люк;
232.1 232.2 - центрирующие отверстия;
242 - ручка;
302 - направляющий штырь;
332 - отверстия для крепления монтажной рамы на платформе объекта;
361 - герметичный электрический разъем;
371 - крепежные болты;
38 - горизонтальная опорная поверхность моноблока;
39 - упоры;
401 - клапан;
41 - центрирующий паз;
421 - резьбовые отверстия;
43 - упорная планка;
44 - наклонная опорная поверхность монтажной рамы;
45 - направляющие.
На Фиг. 5-8, 17-22 представлена БИНС, выполненная в соответствии с третьим предпочтительным вариантом реализации изобретения, где:
13 - инерциальный моноблок;
33 - монтажная рама;
43 - отсек блока электроники;
53 - отсек БЧЭ;
63 - направляющие отсека блока электроники;
73 - крепления для фиксации функциональных элементов в отсеке блока электроники;
83 - преобразователь сигналов датчиков;
93 - вычислитель;
103 - технологические разъемы вычислителя;
113 - источник вторичного питания;
133 - БЧЭ;
143.1, 143.2 - пермалоевые экраны;
153 - амортизаторы;
163 - крепежные элементы амортизаторов;
173 - кольцевые лазеры;
183 - блок акселерометров;
193 - высоковольтный источник напряжения;
203 - устройство регулирования периметра и контроля;
213 - герметичный люк;
243 - ручки;
303.1, 303.2 - направляющие штыри;
333 - отверстия для крепления монтажной рамы на платформе объекта;
353 - калиброванный паз;
362.1, 362.2 - герметичные электрические разъемы;
372 - крепежные болты;
402 - клапан;
422 - резьбовые отверстия;
46 - крышка отсека блока электроники;
47 - крышка БЧЭ;
48 - горизонтальная планка;
49 - приемо-измерительный блок СНС;
50 - модуль коммутации меток;
51 - высокочастотный разъем;
52 - заглушка.
На Фиг. 1-10 представлена БИНС, выполненная в соответствии с первым предпочтительным вариантом реализации изобретения и состоящая из инерциального моноблока (11) с крышкой (21) и монтажной рамы (31).
Инерциальный моноблок (11) имеет отсеки (41) и (51) (Фиг. 2). В отсек (41) по направляющим (61) корпуса моноблока (11) на коммутационную плату (на чертежах не показана) с помощью креплений (71) своими разъемами установлены преобразователь сигналов датчиков (81), вычислитель (91), имеющий технологические разъемы (101) и источник вторичного питания (111), а также закрепленный на передней стенке корпуса сетевой преобразователь напряжения (12). В отсеке (41) установлен БЧЭ (131), закрытый со всех сторон пермалоевыми экранами (141.1), (141.2) (Фиг. 5) и закрепленный к стенкам корпуса четырьмя амортизаторами (151) (Фиг. 6) посредством крепежных элементов (161) (Фиг. 3, 4) - по два амортизатора с каждой стороны БЧЭ. В трех взаимно ортогональных полостях БЧЭ расположены кольцевые лазеры (171) (Фиг. 7), а в четвертой - блок акселерометров (181) (Фиг. 8), высоковольтный источник напряжения (191) и устройство регулирования периметра и контроля (201).
Внешний вид моноблока (11) показан на Фиг. 3, 4. Корпус моноблока закрывается крышкой (21) (Фиг. 1), имеющей съемный герметичный люк (211) для доступа во внутреннюю полость отсека (41) к технологическим разъемам (101) вычислителя (91). На передней стенке корпуса моноблока, ближней к отсеку (41) (Фиг. 4), выполнен врубной разъем (221) и два центрирующих отверстия (231.1). На противоположной внешней стороне корпуса моноблока установлены ручки (241), упоры (25), а также выполнено центрирующее отверстие (231.2).
Монтажная рама (31) (Фиг. 9, 10) состоит из основания (261) и стенки (271). В стенке выполнен промежуточный соединитель (281) с разъемами (291.1), (291.2). При этом разъем (291.1) смонтирован со стороны основания и выполнен ответным врубному разъему (221), а разъем (291.2) - с наружной стороны основания и предназначен для соединения с внешними устройствами. На стенке со стороны основания выполнены два направляющих штыря (301.1), ответных центрирующим отверстиям (231.1). На конце основания рамы установлен еще один направляющий штырь (301.2), ответный центрирующему отверстию (231.2) и два тарированных элемента крепления (31) для фиксации передней части рамы на упорах (25). На горизонтальной поверхности основания рамы (Фиг. 10) закреплены направляющие (321), для установки инерциального моноблока, а также выполнены четыре отверстия (331) для жесткого крепления рамы на платформе объекта (например, к профилям самолета под кабиной экипажа), калиброванное отверстие (341) и калиброванный паз (351) для выставки системы относительно строительных осей объекта.
На Фиг. 11-16 представлена БИНС, выполненная в соответствии со вторым предпочтительным вариантом реализации изобретения, с конструктивным выполнением БЧЭ (10) согласно Фиг. 5-8. На наружной поверхности передней стенки корпуса моноблока (12) установлен герметичный электрический разъем (361) (Фиг. 13) и ручка (242). На нижней части этой стенки параллельно боковым стенкам моноблока (Фиг. 14) расположены направляющий штырь (302) и крепежные болты (371) для закрепления моноблока на раме (32). Снаружи днища корпуса моноблока на задней стенке выполнена горизонтальная опорная поверхность (38), на которой установлены два упора (39). Моноблок выполнен с герметичной крышкой (22) (Фиг. 13), снабженной клапаном для герметизации и заполнения моноблока осушенным азотом (401) и герметичным люком (212) для доступа во внутреннюю полость отсека (42) к технологическим разъемам (102) вычислителя (92).
В переднем торце монтажной рамы (Фиг. 15) выполнен центрирующий паз (41) для направляющего штыря (302) и два резьбовых отверстия (421) под крепежные болты (371), на противоположном торце установлена упорная планка (43) с наклонной опорной поверхностью (44) для фиксации задней части рамы на упорах (39). На горизонтальной поверхности рамы имеются направляющие (45) для установки моноблока, а также три отверстия (332) (Фиг. 16) для закрепления рамы на платформе объекта и дополнительное калиброванное отверстие (46) для выставки БИНС относительно строительных осей объекта.
На Фиг. 16-22 - представлена БИНС, выполненная в соответствии с третьим предпочтительным вариантом реализации изобретения с конструктивным выполнением БЧЭ (10) согласно Фиг. 5-8.
Внешний вид моноблока (13) в сборе с монтажной рамой (33) показан на Фиг. 17. В соответствии с указанным вариантом моноблок имеет две герметичные крышки (46) и (47), первая из которых закрывает отсек блока электроники (43) и вторая, соответственно, отсек БЧЭ (53) (Фиг. 19). На крышке (46) расположен съемный люк (213), обеспечивающий доступ во внутреннюю полость моноблока. Крышка (47) снабжена клапаном (402) для герметизации и заполнения отсека (53) осушенным азотом. На внешней поверхности передней стенки расположены две ручки (243) и герметичные электрические разъемы - разъем (362.1), расположенный на передней стенке, а также три разъема (362.2), размещенных на горизонтальной планке (48). Ниже, расположен направляющий штырь (303.1) и два крепежных болта (372) (Фиг. 18). Два других направляющих штыря (303.2) установлены на нижней части противоположной стенки моноблока.
В отсеке (43) на коммутационной плате (на чертежах не показана) установлены преобразователь сигналов датчиков (83), вычислители (93.1 и (93.2), а также закрепленный на передней стенке корпуса моноблока источник вторичного питания (113). В зависимости от конфигурации БИНС на коммутационной плате устанавливается приемо-измерительный блок СНС (49) (Фиг. 19) или модуль коммутации меток (50) (Фиг. 20). При этом в верхней части передней стенки моноблока расположено гнездо (на чертежах не показано), в которое при наличии в составе БИНС приемо-измерительного блока СНС (49) устанавливается высокочастотный разъем (51) (Фиг. 19), а при отсутствии - ставится заглушка (52) (Фиг. 20).
На узких торцах передней и задней стороны монтажной рамы выполнены центрирующие отверстия (232.1) и (232.2) (Фиг. 21) под направляющие штыри (303.1) и, соответственно, (303.2). Кроме того, на переднем торце расположены два резьбовых отверстия (422) для закрепления моноблока в раме крепежными болтами (372). На широкой стороне рамы (Фиг. 22) имеются два калиброванных цилиндрических отверстия (333) и калиброванный паз (353) для установки рамы на платформу объекта и выставки БИНС относительно его строительных осей.
Связи между функциональными элементами БИНС отображены на Фиг. 23 (на примере третьего варианта системы). Связь БИНС с внешними устройствами (системами пилотажно-навигационного комплекса, а также с самолетными системами) осуществляется в виде цифрового кода и разовых команд через герметичный разъем (362.1). БЧЭ (133) содержит три лазерных гироскопа (ЛГ) и три акселерометра (АК), ориентированные в ортогональной приборной системе координат XYZ. Преобразователь сигналов датчиков (83) обеспечивает синхронное преобразование информационных и вспомогательных аналоговых сигналов ЛГ и АК в цифровой код, а также формирование сигналов управления функциональной электроникой ЛГ. Функциональное распределение между вычислителями следующие: вычислитель (93.1) формирует инерциальную информацию, управляет преобразователем сигналов датчиков, осуществляет встроенный контроль инерциальных подсистем и прием внешней информации от навигационного комплекса; вычислитель (93.2) осуществляет комплексную обработку инерциальной и спутниковой информации, поступающей из приемо-измерительного блока СНС (49), а также контроль достоверности спутниковой информации. Источник вторичного питания (113) обеспечивает формирование всех необходимых напряжений из бортового питания.
Приведенная выше информация изложена с полнотой, которая позволяет специалисту в данной области техники ясно понять сущность предложенного изобретения и осуществить его, опираясь на материалы описания и известные сведения, существующие в уровне техники на дату подачи настоящей заявки.