×
24.10.2019
219.017.da9d

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АЦЕТАЛЕЙ ФУРФУРОЛА, ЯВЛЯЮЩИХСЯ АНТИДЕТОНАЦИОННОЙ ДОБАВКОЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ТОПЛИВ, И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, СОДЕРЖАЩАЯ ДОБАВКУ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к способу получения продуктов переработки фурфурола, а именно к способу получения ацеталей фурфурола. Предлагаемый способ осуществляется путем взаимодействия фурфурола и алифатических одноатомных спиртов С-С, в присутствии сульфокатионитного катализатора макропористой и/или гелевой структуры при мольном соотношении фурфурол : спирты С-С = 1:6-10 и при диапазоне температур 0-30°С без отвода воды из системы. Также изобретение относится к композиции автомобильного топлива из углеводородных фракций, содержащей антидетонационную добавку, полученную по разработанному способу в концентрации 1,0-15,0 мас.%. Технический результат изобретения – разработан новый способ получения ацеталей фурфурола с высокими конверсией и выходом, которые являются антидетонационной добавкой и могут быть использованы в составе автомобильных топлив для повышения их детонационной стойкости и улучшения смазывающей способности. 3 н.п. ф-лы, 3 табл., 3 пр.

Изобретение относится к способу получения продуктов переработки фурфурола, а именно ацеталей фурфурола, используемых в качестве антидетонационных добавок к автомобильному топливу, а также к композициям топлива, использующих разработанные добавки.

В последнее время большое количество исследований посвящено разработке новых, не нефтяных источников энергии, в том числе и биотоплив, что особо актуально для транспортного сектора. Первое поколение биотоплива в настоящее время производится из сахаров, крахмалов и масел растительного происхождения [J.P. Lange et al. А promising platform for lignocellulosic biofuels // Chemistry and sustainability energy & materials. - 2012. - V. 5. - №1. P. 150-166]. Более перспективным и распространенным материалом для получения биотоплив на сегодня является лигноцеллюлозное сырье, однако существуют проблемы с его предварительной обработкой и последующим гидролизом с одновременным получением простых сахаров С6 - глюкозы, С5 - ксилозы. Из шестичленных сахаров в основном получают биоэтанол, также могут быть получены левулиновая кислота, различные алканы, из С5 сахаров в основном получают фурфурол - перспективное возобновляемое исходное сырье для получения широкого спектра соединений [Ершов М.А. и др. Обзор производных фурфурола в качестве перспективных октаноповышающих добавок к топливу// Журнал прикладной химии. - 2017. - Т. 90. - №9. - С. 103-113], которые используются в качестве новых, но уже успешно зарекомендовавших себя добавок в топливо. Важным направлением превращения фурфурола в компоненты моторных топлив является его переработка совместно со спиртами различного строения.

Существуют исследования [P. Panagiotopoulou et al. Effect of hydrogen donor on liquid phase catalytic transfer hydrogenation of furfural over a Ru/RuO2/C catalyst // Journal of molecular catalysis A: Chemical. - 2014. - V. 392. - P. 223-228], в которых установлена корреляция между строением спиртов, которые используются как среда для гидрирования, и получаемыми продуктами. Показано, что при реализации процесса на Ru/C катализаторе в спиртах С15 линейного строения преимущественно образуются соответствующие алкилфурфуриловые эфиры. Однако возможность синтеза фурфуриловых эфиров в литературе освещена достаточно мало, существующие методы получения алкилфурфуриловых эфиров либо крайне дороги и трудоемки, либо низкоселективны [И.Л. Симакова и др. Каталитическое гидрирование фурфурола в спиртовых средах // Журнал Сибирского федерального университета. - 2015. - №8. - С. 482-490].

Авторами работы [И.Л. Симакова и др. Каталитическое гидрирование фурфурола в спиртовых средах // Журнал Сибирского федерального университета. - 2015. - №8. - С. 482-490] отмечается факт получения алкилфурфуриловых эфиров через стадию образования соответствующих ацеталей, а если вести процесс в отсутствии водорода, то селективность по ацеталям достигает 100% масс.

С технологической точки зрения целесообразным является вовлечение в топливные композиции именно ацеталей фурфурола, а не их эфиров. Такой подход позволит сократить технологическую цепочку получения оксигената путем исключения стадии его гидрирования.

Известен способ получения диметил- и диэтилацеталей фурфурола путем взаимодействия тетраметокси- и тетраэтоксисиланов с фурфуролом, где в качестве катализатора используются активные концентрированные фосфорная или серная кислоты [И.Н. Назаров и др. // Журнал органической химии. - 1959. - Т. 29. - С. 106]. Недостатком метода является использованием крайне дорогостоящих реактивов и растворимой кислоты в качестве катализатора, которая не может быть использована повторно или регенерирована, а также достаточно коррозионно активна, время синтеза составляет 6-12 часов, а температура от 80 до 100°С.

Известен процесс ацетализации фурфурола этанолом [J.М. Rubio-Caballeroa et al. Acetalization of furfural with zeolites under benign reaction conditions // Catalysis today. - 2014. - V. 234. - P. 233-236] с выходом 80% на цеолитах. К недостаткам метода можно отнести высокое разбавление фурфурола спиртом, при соотношении 100 моль спирта на 1 моль фурфурола, и большом времени контакта, до 200 мин. Этот факт делает весьма затратным процесс выделения ацеталя из реакционной массы.

Наиболее близким процессом к предлагаемому является процесс ацетализации фурфурола [З.И. Зикельман // Известия вузов. Пищевая технология. - 1967. - №5. - С. 116] спиртами С46 на сульфокатионите в следующих условиях: мольное отношение 1 моль фурфурола на 3 моль спирта, выделяющаяся в ходе реакции вода отводилась при помощи создания азеотропа с бензолом (выходы 40-70%) при температуре кипения смеси.

К недостаткам данного способа можно отнести наличие третьего компонента - бензола, образование твердого нерастворимого остатка до 15% масс., и высокую температуру процесса. Этот факт осложняет технологическую реализацию процесса, а также при этом невозможно использование низших спиртов при азеотропном разделении продуктов.

Задача изобретения состоит в разработке каталитического способа получения (синтеза) ацеталей фурфурола путем прямого взаимодействия фурфурола и спиртов С13, без введения третьего компонента и образования твердого нерастворимого остатка, с высокими конверсией и выходами ацеталей фурфурола, а также использование полученных ацеталей фурфурола в качестве антидетонационной добавки к автомобильным топливам, и разработка композиции автомобильного топлива с использованием антидетонационной добавки.

Для решения поставленной задачи предлагается способ получения ацеталей фурфурола, осуществляемый путем взаимодействия фурфурола и спиртов в присутствии катализатора, который отличается тем, что в качестве спиртов используют алифатические одноатомные спирты С13, а в качестве катализатора используют сульфокатионитные катализаторы макропористой и/или гелевой структуры, при мольном соотношении фурфурол : спирты C1-C3=1:6-10, при диапазоне температур 0-30°С, без отвода воды из системы.

Полученные ацетали фурфурола являются антидетонационной добавкой к автомобильным топливам.

Также разработана композиция автомобильного топлива из углеводородных фракций, содержащая антидетонационную добавку, полученную по разработанному способу в концентрации 1,0-15,0% масс.

Общая методика синтеза.

К 1 моль фурфурола (98 г) прибавляли (6-10 моль) спирта нормального строения термостатированного при 0-30°С, разово вносили 10-15% масс., высушенного до постоянной массы сульфокатионита и перемешивали 5-60 мин. Реакционную массу отделяли от катализатора на воронке Шотта, сушили сульфатом магния и фракционировали на колонке Вигре (60 см). Избыток спирта отгонялся при атмосферном давлении, а бесцветную смесь фурфурол-ацеталь разделяли в вакууме 2-5 мм. рт.ст.

В качестве примеров предлагаемого изобретения приведены основные данные по синтезу и выходам ацеталей фурфурола C1, проведенные в температурном интервале 0-30°С; чистота спиртов - 99,9%. Аналогичные результаты получены с использованием спиртов С23.

Полученные образцы ацеталей были использованы в качестве добавки в базовые топлива, отличающиеся компонентным составом и показателями качества (таблица 1): БТ-1, БТ-2, БТ-3, БТ-4. Все компоненты, использованные для приготовления базовых топлив, промышленного производства.

В качестве примеров предлагаемого изобретения было приготовлено четыре образца топлива с добавкой ацеталей фурфурола. Составы образцов и результаты испытаний представлены в таблице 2.

Результаты испытаний показывают, что добавление ацеталей в концентрации 1,0-15,0% масс, полученных согласно предлагаемому способу, позволяет получать топлива, отвечающие основным требованиям ГОСТ 32513 и TP ТС 013/2011. Топлива обладают необходимыми антидетонационными свойствами - для образцов №1, №3 и №4 - октановые числа по исследовательскому методу - не менее 92,0, по моторному - не менее 83,0, для образца №2 не менее 80,0 и 76,0 соответственно. Полученные бензины имеют низкое содержание серы, ароматических и олефиновых углеводородов, бензола, обладают необходимо испаряемостью.

Дополнительно была исследована смазывающая способность ацеталей на образцах дизельного топлива с промышленных установок. В качестве примера приведены результаты испытаний смазывающей способности дипропилацеталя фурфурола (ДиПАФ) в дизельном топливе, полученного в процессе гидрокрекинга, в концентрации 3% масс.

Определение диаметра пятна износа было выполнено на аппарате HFRR с точностью до 1 мкм, измерения представлены сериями для трех параллельных опытов (таблица 3).

Как видно из таблицы 3, диаметр пятна износа при испытаниях базового дизельного топлива составил 639±5 мкм, а при введении 3% ДиПАФ - 584±6 мкм, что говорит о снижении диаметра пятна износа на 55 мкм, что свидетельствует о положительном влиянии ДиПАФ на смазывающую способность топлива.

Пример 1

Пример 2

Пример 3

Технический результат изобретения - способ получения ацеталей фурфурола с конверсией фурфурола до 98%, химическим выходом ацеталей фурфурола 95-98%, которые являются антидетонационной добавкой и могут быть использованы в составе автомобильных топлив для повышения их детонационной стойкости и улучшения смазывающей способности.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 34.
25.08.2017
№217.015.9e6b

Многофункциональная добавка к авиационным бензинам (варианты)

Изобретение раскрывает многофункциональную добавку к авиационным бензинам, которая включает тетраэтилсвинец, 1,2-дибромэтан и 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, добавка имеет температуру начала кристаллизации не выше минус 40°C и содержит углеводородную фракцию, имеющую температуру конца кипения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605953
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.9e7b

Альтернативное автомобильное топливо и способ его получения

Предлагаемое альтернативное автомобильное топливо с октановым числом не менее 92,0 ед., определенным по исследовательскому методу, включает в себя этиловый спирт и углеводородную фракцию и отличается тем, что в качестве углеводородной фракции содержит бензиновую фракцию процесса гидрокрекинга,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605952
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.9e7f

Альтернативное автомобильное топливо и способ его получения

Изобретение раскрывает альтернативное автомобильное топливо с октановым числом не менее 85,0 ед., определенным по моторному методу, которое включает в себя этиловый спирт и углеводородную фракцию, при этом в качестве углеводородной фракции используется бензиновая фракция процесса гидрокрекинга,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605954
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.9e85

Способ переработки вакуумных дистиллатов

Изобретение относится к способу переработки вакуумных дистиллатов с получением дизельного топлива класса ЕВРО-5, применяемого в холодной и арктической зонах. Способ включает стадии гидрогенизационного облагораживания исходного сырья и каталитического крекинга остаточной фракции, полученной из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605950
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.9e8a

Способ получения композиционного топлива и установка для его осуществления

Изобретение описывает способ получения композиционного топлива, включающий измельчение твердого компонента, смешивание измельченных частиц с жидким компонентом, при этом в качестве твердого компонента используют горючий сланец, измельчение осуществляют ударно-скалывающим воздействием ударом со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605951
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.abc3

Способ гидрогенизационной переработки вакуумного дистиллата

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу переработки вакуумного дистиллата. Предлагается способ гидрогенизационной переработки вакуумного дистиллата, включающий мягкий гидрокрекинг вакуумного дистиллата при повышенных температуре и давлении в присутствии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612133
Дата охранного документа: 02.03.2017
25.08.2017
№217.015.ac03

Катализатор гидроизодепарафинизации среднедистиллятных углеводородных фракций

Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к разработке катализатора гидроизодепарафинизации среднедистиллятных углеводородных фракций, а именно, смесевого сырья нефтяного и растительного происхождения, с получением базовых компонентов авиационных керосинов и дизельных топлив...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612134
Дата охранного документа: 02.03.2017
25.08.2017
№217.015.b3cc

Способ переработки нефтяных остатков

Изобретение относится к способу переработки нефтяных остатков. Способ включает вакуумную перегонку мазута с выделением вакуумного дистиллята и гудрона, деасфальтизацию гудрона углеводородным растворителем, дальнейшее гидрогенизационное облагораживание смеси вакуумного дистиллята и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613634
Дата охранного документа: 21.03.2017
25.08.2017
№217.015.bfc8

Способ получения синтетической нефти

Изобретение относится к способу получения синтетической нефти. Способ получения синтетической нефти осуществляют из нетрадиционного нефтяного сырья. Способ включает предварительную подготовку нефтяного сырья путем приготовления эмульгированной суспензии из нефтяного остатка, измельченного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616607
Дата охранного документа: 18.04.2017
25.08.2017
№217.015.c08a

Высокооктановый автомобильный бензин и антидетонационная добавка для его получения

Изобретение раскрывает высокооктановый автомобильный бензин с октановым числом не менее 91 ед., определенным по исследовательскому методу, включающий в себя в качестве основного компонента бензиновую фракцию, выкипающую до 225°С, характеризующийся тем, что для повышения детонационной стойкости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002616606
Дата охранного документа: 18.04.2017
Показаны записи 1-10 из 63.
10.01.2013
№216.012.18dd

Многофункциональная добавка к автомобильному бензину и топливная композиция, ее содержащая

Изобретение относится к многофункциональной добавке к автомобильному бензину, которая содержит, % масс.: биобутанол 45,5-94,0, побочные продукты производства биобутанола до 33,5, антидетонационную добавку на основе ароматических аминов, включающая в качестве основного компонента N-метиланилин...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471857
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.09.2013
№216.012.6a87

Состав и способ синтеза катализатора гидродеоксигенации кислородсодержащего углеводородного сырья

Изобретение относится к катализаторам и их получению. Описан катализатор гидродеоксигенации кислородсодержащего углеводородного сырья или совместной гидроочистки нефтяных фракций и кислородсодержащих соединений, полученных из растительного (возобновляемого) сырья, содержащий соединения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492922
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.10.2013
№216.012.74df

Способ получения консервов из рыбы полугорячего копчения

Изобретение относится к пищевой промышленности. Способ предусматривает подготовку сырья, подсушку, копчение, фасование в банки, закатывание и стерилизацию. Подсушку и копчение проводят при одинаковой и постоянной жесткости режима. Жесткость режима определяется формулой , где - средняя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495579
Дата охранного документа: 20.10.2013
20.04.2015
№216.013.4511

Альтернативное автомобильное топливо

Изобретение описывает альтернативное автомобильное топливо, состоящее из этилового спирта и углеводородной фракции, при этом в качестве этилового спирта используется этиловый спирт с содержанием до 4%об. воды, а в качестве углеводородной фракции - низкооктановая фракция прямой перегонки нефти...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549179
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.07.2015
№216.013.5b65

Топливная композиция авиационного бензина

Изобретение относится к топливной композиции авиационного бензина, которая включает алкилат, фракцию изомеризата, толуол, тетраэтилсвинец в виде этиловой жидкости, при этом топливная композиция дополнительно включает изопентановую фракцию, алкилат с температурой конца кипения до 195°C, а...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002554938
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.07.2015
№216.013.6465

Катализатор, способ его приготовления и процесс селективного гидрообессеривания олефинсодержащего углеводородного сырья

Изобретение относится к катализатору селективного гидрообессеривания олефинсодержащего углеводородного сырья. Данный катализатор состоит из соединений металлов Со или Ni, Mo и Na или К, нанесенных на носитель. При этом предлагаемый катализатор содержит биметаллическое комплексное соединение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002557248
Дата охранного документа: 20.07.2015
20.11.2015
№216.013.933d

Топливная композиция авиационного неэтилированного бензина

Изобретение относится к топливной композиции авиационного неэтилированного бензина, которая в качестве изомерных углеводородов содержит технический изооктан, изопентан или изомеризат С или их смесь; в качестве ароматических углеводородов содержит толуол или фракцию бензина риформинга НК-180°C...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569311
Дата охранного документа: 20.11.2015
27.11.2015
№216.013.94af

Состав и способ приготовления носителя и катализатора глубокой гидроочистки углеводородного сырья

Изобретение относится к катализатору глубокой гидроочистки углеводородного сырья, состоящему из одно или несколько биметаллических комплексных соединений металлов VIII и VIB групп, нанесенных на модифицированный носитель определенного состава. Катализатор имеет удельную поверхность 180-350 м/г,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569682
Дата охранного документа: 27.11.2015
20.12.2015
№216.013.9b4b

Система и способ для изоляции ресурсов посредством использования ресурсных менеджеров

Изобретение относится к области защиты ресурсов операционной системы от несанкционированных изменений. Технический результат настоящего изобретения заключается в повышении безопасности доступа, хранения и использования содержимого ресурсов за счет полного контроля операций над ресурсами и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571380
Дата охранного документа: 20.12.2015
10.01.2016
№216.013.9e9d

Топливная композиция авиационного бензина

Изобретение описывает топливную композицию авиационного бензина, которая включает изооктан, изопентан, толуол, тетраэтилсвинец в виде этиловой жидкости, при этом композиция содержит допустимое количество примесей углеводородов С-С, входящих в состав изооктана, изопентана и толуола, при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002572242
Дата охранного документа: 10.01.2016
+ добавить свой РИД