×
25.08.2017
217.015.ac03

КАТАЛИЗАТОР ГИДРОИЗОДЕПАРАФИНИЗАЦИИ СРЕДНЕДИСТИЛЛЯТНЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ФРАКЦИЙ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к разработке катализатора гидроизодепарафинизации среднедистиллятных углеводородных фракций, а именно, смесевого сырья нефтяного и растительного происхождения, с получением базовых компонентов авиационных керосинов и дизельных топлив для арктических условий. Катализатор включает смесь высококремнеземных цеолитов, гидрирующие переходные металлы, промотор и связующее, при этом в качестве смеси высококремнеземных цеолитов содержит бикомпонентную смесь цеолитов: среднепористый цеолит ЦВН структуры пентасил и широкопористый цеолит морденит или цеолит β при массовом соотношении ЦВН : (морденит или цеолит β), соответственно (1-6):1, в качестве гидрирующих переходных металлов содержит оксиды никеля и молибдена, в качестве промотора - смесь оксидов бора и лантана, в качестве связующего - смесь аморфного алюмосиликата и γ-оксида алюминия при следующем соотношении компонентов, % масс.: смесь высококремнеземных цеолитов - 40,0-55,0, гидрирующие переходные металлы - 7,5-15, промотор - 2,0-4,0, аморфный алюмосиликат - 10,0-15,0, γ-оксид алюминия - до 100. Разработанный катализатор обладает высокой активностью и селективностью и предназначен для гидроизодепарафинизации среднедистиллятных углеводородных фракций, в качестве которых используют гидроочищенное смесевое топливо, состоящее из синтетической нефти, полученной по методу Фишера-Тропша, и прямогонной дизельной фракции. 3 з.п. ф-лы, 3 табл.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к разработке катализатора гидроизодепарафинизации среднедистиллятных углеводородных фракций, а именно, смесевого сырья нефтяного и растительного происхождения, с получением базовых компонентов дизельных топлив для арктических условий и авиационных керосинов.

Основной тенденцией в области разработки катализаторов изодепарафинизации является увеличение изомеризующей и снижение крекирующей активности с целью увеличения выхода и качества целевого продукта.

Равновесие между этими двумя функциями является одним из параметров, который определяет активность и селективность катализатора.

Известен катализатор для получения дизельного топлива из сырья, содержащего триглицериды жирных кислот, обладающий изомеризующей способностью.

В состав катализатора входят следующие компоненты, % масс.:

Титан, олово, цирконий 4,5-15
Молибден, вольфрам 12,4-14,2
Кобальт, никель 2,5-3,8
Носитель - аморфный оксид алюминия До 100

(Пат. РФ №2534993, 2014).

Недостатком катализатора является то, что при применении его в процессе изомеризации дизельных дистиллятов используется сырье только биологического происхождения, а также не приводятся в патенте значения показателей низкотемпературных свойств полученного топлива. Можно предположить, что при использовании сырья только биологического происхождения получить с помощью указанного катализатора базовые компоненты дизельных топлив для арктических условий и авиационных керосинов вряд ли возможно.

Известен катализатор гидроизомеризации дизельных дистиллятов, который включает гидрирующий металлический компонент на носителе, содержащем цеолит и оксид алюминия. При этом в качестве гидрирующего металлического компонента данный катализатор содержит переходные металлы Ni, Mo, W или их смеси и благородные металлы Pd и Ir, а в качестве цеолита - смесь среднепористого цеолита ЦВН структуры пентасил и широкопористого ультрастабильного цеолита USY. Кроме того, он дополнительно содержит промотор оксид бора или оксид фосфора. Предлагаемый катализатор имеет следующее соотношение компонентов, % масс.:

Неблагородные металлы 7-12
Благородные металлы 0,1-1,0
Смесь цеолитов 60-70
Промотор 0,5-4,0
Оксид алюминия До 100

(Пат. РФ №2535213, 2014).

Основным недостатком катализатора является наличие в его составе благородных металлов, что значительно удорожает катализатор, а также использование в качестве сырья только прямогонных дизельных дистиллятов нефтяного происхождения, предварительно прошедших гидроочистку. При этом предельная температура фильтруемости, полученная в результате процесса гидроизомеризации дизельной фракции, составляет от минус 12 до минус 44°С.

Наиболее близким к заявляемому способу является катализатор изодепарафинизации, описанный в патенте РФ №2549617, 2015.

Катализатор изодепарафинизации нефтяного сырья включает смесь высококремнеземных цеолитов, гидрирующие переходные металлы: никель, вольфрам и/или молибден и связующее. Катализатор в качестве смеси высококремнеземных цеолитов содержит тройную смесь из цеолитов: широкопористого фожазита - ультрастабильного USY, среднепористого ZSM-12 или ZSM-22, а также пентасила ЦВН или ZSM-11, в качестве связующего содержит оксид алюминия и дополнительно содержит промотор оксид бора или оксид фосфора, или их смесь при следующем соотношении компонентов, % масс.:

Смесь цеолитов (кислотный компонент) 60,0-80,0
Гидрирующие переходные металлы 6,0-20,0
Промотор 0,5-4,0
Оксид алюминия До 100,0

Недостатком описанного катализатора является использование в качестве сырья при его применении только глубоко очищенных прямогонных дизельных дистиллятов нефтяного происхождения. При этом предельная температура фильтруемости полученной в результате процесса гидроизомеризации дизельной фракции составляет от минус 35 до минус 44°С.

Следует отметить, что в патенте РФ №2549617, 2015, так и в патенте РФ №2535213, 2014, отсутствуют данные об использовании указанного катализатора для гидроизодепарафинизации смесевого сырья, в состав которого входит углеводородный компонент синтеза Фишера-Тропша (синтетическая нефть), полученный газификацией биомассы, что способствовало бы расширению сырьевой базы для производства моторных топлив.

Следует также отметить, что использование синтетической нефти непосредственно в качестве топлива невозможно, поскольку присутствует высокое содержание нормальных парафинов, олефинов и кислородсодержащих соединений, что неблагоприятно сказывается на низкотемпературных свойствах и устойчивости топлив к окислению. Исходя из этого, синтетические нефти, полученные по методу Фишера-Тропша, обычно используются как исходные материалы базового топлива после предварительной гидроочистки.

Задачей изобретения является разработка состава катализатора, обладающего высокой активностью и селективностью в процессе гидроизодепарафинизации среднедистиллятного смесевого сырья растительного и нефтяного происхождения для получения базовых компонентов дизельного топлива для арктических условий и авиационного бензина.

Поставленная задача решается разработкой катализатора гидроизодепарафинизации среднедистиллятных углеводородных фракций, включающего смесь высококремнеземных цеолитов, гидрирующие переходные металлы, промотор и связующее. Катализатор отличается тем, что в качестве смеси высококремнеземных цеолитов содержит бикомпонентную смесь цеолитов: среднепористый цеолит ЦВН структуры пентасил и широкопористый цеолит морденит или цеолит β при массовом соотношении ЦВН : (морденит или цеолит β), соответственно (1-6):1, в качестве гидрирующих переходных металлов содержит оксиды никеля и молибдена, в качестве промотора - смесь оксидов бора и лантана, в качестве связующего - смесь аморфного алюмосиликата и γ-оксида алюминия при следующем соотношении компонентов, % масс.:

Смесь высококремнеземных цеолитов 40,0-55,0
Гидрирующие переходные металлы 7,5-15
Промотор 2,0-4,0
Аморфный алюмосиликат 10,0-15,0
γ-Оксид алюминия До 100

Среднепористый цеолит ЦВН в водородной форме структуры пентасил включает цеолиты, выбранные из группы ЦВМ, ZSM-5, ZSM-11 с силикатным модулем выше 55.

В качестве широкопористого цеолита содержит морденит в водородной форме с силикатным модулем 20-30 или цеолит β в водородной форме с силикатным модулем выше 150.

Разработанный катализатор предназначен для гидроизодепарафинизации среднедистиллятных углеводородных фракций, в качестве которых используют гидроочищенное смесевое топливо, состоящее из 30% об. синтетической нефти, полученной по методу Фишера-Тропша и 70% об. прямогонной дизельной фракции.

Качество гидроочищенного смесевого топлива для испытания катализаторов представлено в таблице 1.

В таблице 2 представлен состав приготовленных образцов катализаторов.

Образцы катализаторов готовили методом влажного смешения компонентов с последующим упариванием массы, формованием ее экструзией, провяливанием, сушкой и прокаливанием.

В месильную машину загружали расчетные количества смеси порошков цеолитов, аморфного алюмосиликата, влажной лепешки гидроксида алюминия с фильтр-пресса и кислотного компонента в виде борной кислоты, добавляли азотную кислоту в количестве, обеспечивающем заданное значение pH для пептизации массы, смесь тщательно перемешивали. В случае недостаточной влажности катализаторной массы при перемешивании добавляли дистиллированную воду до требуемого влагосодержания.

Затем в массу добавляли соль азотнокислого лантана, тщательно перемешивали массу до однородного состояния. При постоянном перемешивании добавляли в катализаторную массу рассчитанные количества гидрирующих компонентов в пересчете на оксиды металлов. Вначале добавляли соль азотнокислого никеля, тщательно перемешивали. Затем соединение второго гидрирующего компонента оксида молибдена в виде соли аммония молибденовокислого и перемешивали массу до однородного состояния. На заключительном этапе в массу добавляли порообразующий компонент крахмал.

Массу упаривали в сушильном шкафу до влажности 42-45% масс. Готовую массу формовали на грануляторе с диаметром отверстий 2,0 мм.

Затем гранулы провяливали на воздухе при комнатной температуре в течение 18-24 часов и сушили в сушильном шкафу при температуре 120°С 6 часов.

Просушенные гранулы прокаливали в муфельной электропечи при температуре 530-535°С в течение 6 часов. Скорость подъема температуры в электропечи составляла 50°С в час.

Активность катализаторов проверялась на микропилотной установке проточного типа с загрузкой катализатора 20 см3 (фракция 0,5-1,0 мм).

Сушку катализаторов в реакторе перед гидроизодепарафинизацией проводили в токе водорода, подаваемого на проток, при атмосферном давлении и соотношении водород/катализатор не менее 500 об./об. Температура повышалась ступенчато до 100, 150 и 250°С (скорость нагрева 25°С в час) с выдержкой при каждой температуре до полного прекращения выделения воды. На последнем этапе при температуре 250°С катализатор выдерживали не менее 1 часа.

После сушки катализаторы активировали в среде водорода при повышенном давлении 3 МПа, при температуре 500°С (скорость нагрева 25°С в час) и соотношении водород/катализатор не менее 500 об./об. в течение 4 часов.

Технологические параметры испытания на активность катализаторов в процессе гидроизодепарафинизации имели следующие значения: давление 3 МПа, объемная скорость подачи сырья 1,5-3 ч-1, отношение водород/сырье 600 об./об. Температура процесса подбиралась таким образом, чтобы в полученном гидрогенизате обеспечивалась температура застывания не выше минус 55°С.

Результаты испытания на активность разработанного катализатора гидроизодепарафинизации смесевого сырья (30% об. синтетической нефти +70% об. прямогонного дизельного топлива) представлены в таблице 3.

Из результатов испытания разработанного. катализатора процесса гидроизодепарафинизации смесевого топлива (табл. 3) следует, что полученные из гидрогенизата фракции авиационного керосина (135-230°С) соответствуют требованиям ГОСТ 10227-86 «Топлива для реактивных двигателей» по температуре начала кристаллизации, а также полученные фракции дизельного топлива (230°С-К.К.) соответствуют требованиям ГОСТ Р55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия» по температуре помутнения и предельной температуре фильтруемости.

Таким образом, разработан катализатор, обладающий высокой активностью и селективностью в процессе гидроизодепарафинизации среднедистиллятных углеводородных фракций, который благодаря заявленному составу и соотношению компонентов при сочетании гидрирующих металлов (без благородных металлов), бикомпонентной смеси высококремнеземных цеолитов, а также смеси промоторов (оксидов бора и лантана), позволили получить базовые компоненты дизельного топлива для арктических условий и авиационного керосина, используя смесевое сырье растительного и нефтяного происхождения.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 38.
10.10.2013
№216.012.72f2

Способ получения углеводородного топлива для ракетной техники

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа получения углеводородного топлива повышенной плотности для ракетной техники, включающего ректификацию предварительно стабилизированного газового конденсата Валанжинской залежи с выделением низкокипящей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495083
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.09.2014
№216.012.f12e

Способ получения низкозастывающего дизельного топлива

Изобретение относится к способу получения низкозастывающего дизельного топлива путем гидрогенизационной переработки нефтяного сырья в присутствии катализаторов, при повышенных температуре и давлении, и последующей ректификации гидрогенизата с выделением легкой и тяжелой дизельных фракций,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527564
Дата охранного документа: 10.09.2014
10.12.2014
№216.013.0ed4

Катализатор и способ гидроизомеризации дизельных дистиллятов с его использованием

Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к катализаторам для гидроизомеризации нефтяного сырья. Предлагаемый катализатор включает гидрирующий металлический компонент на носителе, содержащем цеолит и оксид алюминия. При этом в качестве гидрирующего металлического компонента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535213
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.04.2015
№216.013.46c1

Катализатор и способ изодепарафинизации дизельных дистиллятов с его использованием

Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно разработке катализатора и способа изодепарафинизации дизельных дистиллятов с целью получения дизельных топлив зимних и арктического сортов. Катализатор включает смесь высококремнеземных цеолитов, гидрирующие переходные металлы: никель,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549617
Дата охранного документа: 27.04.2015
25.08.2017
№217.015.9e6b

Многофункциональная добавка к авиационным бензинам (варианты)

Изобретение раскрывает многофункциональную добавку к авиационным бензинам, которая включает тетраэтилсвинец, 1,2-дибромэтан и 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, добавка имеет температуру начала кристаллизации не выше минус 40°C и содержит углеводородную фракцию, имеющую температуру конца кипения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605953
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.9e7b

Альтернативное автомобильное топливо и способ его получения

Предлагаемое альтернативное автомобильное топливо с октановым числом не менее 92,0 ед., определенным по исследовательскому методу, включает в себя этиловый спирт и углеводородную фракцию и отличается тем, что в качестве углеводородной фракции содержит бензиновую фракцию процесса гидрокрекинга,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605952
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.9e7f

Альтернативное автомобильное топливо и способ его получения

Изобретение раскрывает альтернативное автомобильное топливо с октановым числом не менее 85,0 ед., определенным по моторному методу, которое включает в себя этиловый спирт и углеводородную фракцию, при этом в качестве углеводородной фракции используется бензиновая фракция процесса гидрокрекинга,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605954
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.9e85

Способ переработки вакуумных дистиллатов

Изобретение относится к способу переработки вакуумных дистиллатов с получением дизельного топлива класса ЕВРО-5, применяемого в холодной и арктической зонах. Способ включает стадии гидрогенизационного облагораживания исходного сырья и каталитического крекинга остаточной фракции, полученной из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605950
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.9e8a

Способ получения композиционного топлива и установка для его осуществления

Изобретение описывает способ получения композиционного топлива, включающий измельчение твердого компонента, смешивание измельченных частиц с жидким компонентом, при этом в качестве твердого компонента используют горючий сланец, измельчение осуществляют ударно-скалывающим воздействием ударом со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605951
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.abc3

Способ гидрогенизационной переработки вакуумного дистиллата

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу переработки вакуумного дистиллата. Предлагается способ гидрогенизационной переработки вакуумного дистиллата, включающий мягкий гидрокрекинг вакуумного дистиллата при повышенных температуре и давлении в присутствии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612133
Дата охранного документа: 02.03.2017
Показаны записи 1-10 из 42.
10.10.2013
№216.012.72f2

Способ получения углеводородного топлива для ракетной техники

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности. Изобретение касается способа получения углеводородного топлива повышенной плотности для ракетной техники, включающего ректификацию предварительно стабилизированного газового конденсата Валанжинской залежи с выделением низкокипящей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495083
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.09.2014
№216.012.f12e

Способ получения низкозастывающего дизельного топлива

Изобретение относится к способу получения низкозастывающего дизельного топлива путем гидрогенизационной переработки нефтяного сырья в присутствии катализаторов, при повышенных температуре и давлении, и последующей ректификации гидрогенизата с выделением легкой и тяжелой дизельных фракций,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527564
Дата охранного документа: 10.09.2014
10.12.2014
№216.013.0ed4

Катализатор и способ гидроизомеризации дизельных дистиллятов с его использованием

Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к катализаторам для гидроизомеризации нефтяного сырья. Предлагаемый катализатор включает гидрирующий металлический компонент на носителе, содержащем цеолит и оксид алюминия. При этом в качестве гидрирующего металлического компонента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535213
Дата охранного документа: 10.12.2014
27.04.2015
№216.013.46c1

Катализатор и способ изодепарафинизации дизельных дистиллятов с его использованием

Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно разработке катализатора и способа изодепарафинизации дизельных дистиллятов с целью получения дизельных топлив зимних и арктического сортов. Катализатор включает смесь высококремнеземных цеолитов, гидрирующие переходные металлы: никель,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549617
Дата охранного документа: 27.04.2015
25.08.2017
№217.015.9e6b

Многофункциональная добавка к авиационным бензинам (варианты)

Изобретение раскрывает многофункциональную добавку к авиационным бензинам, которая включает тетраэтилсвинец, 1,2-дибромэтан и 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, добавка имеет температуру начала кристаллизации не выше минус 40°C и содержит углеводородную фракцию, имеющую температуру конца кипения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605953
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.9e7b

Альтернативное автомобильное топливо и способ его получения

Предлагаемое альтернативное автомобильное топливо с октановым числом не менее 92,0 ед., определенным по исследовательскому методу, включает в себя этиловый спирт и углеводородную фракцию и отличается тем, что в качестве углеводородной фракции содержит бензиновую фракцию процесса гидрокрекинга,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605952
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.9e7f

Альтернативное автомобильное топливо и способ его получения

Изобретение раскрывает альтернативное автомобильное топливо с октановым числом не менее 85,0 ед., определенным по моторному методу, которое включает в себя этиловый спирт и углеводородную фракцию, при этом в качестве углеводородной фракции используется бензиновая фракция процесса гидрокрекинга,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605954
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.9e85

Способ переработки вакуумных дистиллатов

Изобретение относится к способу переработки вакуумных дистиллатов с получением дизельного топлива класса ЕВРО-5, применяемого в холодной и арктической зонах. Способ включает стадии гидрогенизационного облагораживания исходного сырья и каталитического крекинга остаточной фракции, полученной из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605950
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.9e8a

Способ получения композиционного топлива и установка для его осуществления

Изобретение описывает способ получения композиционного топлива, включающий измельчение твердого компонента, смешивание измельченных частиц с жидким компонентом, при этом в качестве твердого компонента используют горючий сланец, измельчение осуществляют ударно-скалывающим воздействием ударом со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605951
Дата охранного документа: 10.01.2017
25.08.2017
№217.015.abc3

Способ гидрогенизационной переработки вакуумного дистиллата

Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу переработки вакуумного дистиллата. Предлагается способ гидрогенизационной переработки вакуумного дистиллата, включающий мягкий гидрокрекинг вакуумного дистиллата при повышенных температуре и давлении в присутствии...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612133
Дата охранного документа: 02.03.2017
+ добавить свой РИД