×
22.10.2019
219.017.d8de

Результат интеллектуальной деятельности: Беспилотный самолёт

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Беспилотный самолет содержит несущий корпус, крыло с аэродинамическими органами управления, силовую установку, включающую двигатель, воздухозаборник и сопло, шасси и бортовую радиолокационную станцию. Несущий корпус выполнен в виде отсека крыла малого удлинения с углом стреловидности 50…75° по передней кромке, задняя кромка которого выполнена с изломом. Часть задней кромки с размахом, в 2…4 раза превышающим ширину расположенного по оси самолета сопла, имеет стреловидность -5…-15°, а внешняя часть стыкуется с задней кромкой консоли крыла и выполнена с углом стреловидности -65…-85°, боковые сечения сочленяются с консолями крыла, которое выполнено с удлинением 15…25 и углом стреловидности 5…17° по передней кромке. Изобретение направлено на обеспечение малого уровня демаскирующих признаков при сохранении высокого уровня аэродинамической эффективности, весовой отдачи и управляемости. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области самолетостроения, в частности, к разработке высотных беспилотных самолетов большой продолжительности полета, предназначенных для осуществления разведывательных операций, мониторинга обширных территорий в интересах МЧС, природоохраны, топливно-энергетического комплекса и т.п.

Известен высотный самолет М-55, разработанный ОКБ им. Мясищева (см. www.aviapages.ru/…/951745108.shtml). М-55 осуществляет полет на высоте до 22 км со скоростью более 700 км/час. Продолжительность полета самолета составляет около 4 час. Самолет выполнен по двухбалочной схеме и содержит фюзеляж, в котором расположены кабина экипажа, оборудование, силовая установка с боковыми воздухозаборниками, горизонтальное и вертикальное оперение, размещенное на балках.

Недостатками указанного самолета являются малое полетное время и высокий уровень заметности для средств, препятствующих сбору информации.

Известен высотный самолет U-2, разработанный в США (см. ru.wikipedia.org/wiki/U2). U-2 осуществляет полет на высоте до 22 км со скоростью до 700 км/час. Продолжительность полета самолета составляет около 12 час. Самолет выполнен по классической схеме и содержит фюзеляж, в котором расположены кабина экипажа, оборудование, силовая установка с боковыми воздухозаборниками, горизонтальное и вертикальное оперение. Самолет имеет практически прямое крыло с удлинением λ≅10.

Недостатком указанного самолета являются небольшое полетное время (время барражирования в зоне на удалении 2000 км от точки старта составляет менее 6 час.) и высокий уровень заметности.

В результате, указанные недостатки не позволяют применять данные самолеты для постоянного мониторинга обширной территории с передачей достоверной информации в реальном масштабе времени.

Известен дозвуковой малозаметный самолет В-2, разработанный в США (см. ru.wikipedia.org/…/Northrop_B-2_Spirit). В-2 осуществляет полет на высоте до 14 км со скоростью до 900 км/час. Продолжительность полета самолета составляет около 12 час. Самолет выполнен по схеме «летающее крыло», в котором кабина экипажа, оборудование, силовая установка с надкрыльевыми воздухозаборниками расположены в центральной части крыла, горизонтальное и вертикальное оперение отсутствует.

Недостатком указанной схемы самолета являются небольшое полетное время (время барражирования в зоне на удалении 2000 км от точки старта составляет около 6 час.) и относительно небольшая высота полета (до 14000 м), что ограничивает зону обзора. Указанные недостатки не позволяют применять данный самолет для постоянного мониторинга обширной территории.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является высотный беспилотный самолет большой продолжительности полета «Глоубал Хоук», разработанный в США (см. ru.wikipedia.org/wiki/RQ-4_Global_Hawk - прототип). Самолет выполнен по классической схеме и содержит фюзеляж, в котором расположены оборудование, силовую установку с надфюзеляжным воздухозаборником, практически прямое крыло сверхбольшого удлинения λ≅25, шасси, V-образное оперение, аэродинамические органы управления, бортовую радиолокационную станцию (БРЛС). «Глоубал Хоук» осуществляет полет на высоте до 22 км со скоростью до 650 км/час. Продолжительность полета самолета составляет более 36 час. Однако, прототип имеет высокий уровень заметности, что существенно ограничивает районы его применения. Кроме того, компоновка «Глоубал Хоук» позволяет разместить только БРЛС бокового обзора, что ограничивает его возможности в качестве самолета радиолокационного дозора.

Задача и технический результат данного изобретения состоит в снижении заметности и обеспечении условий размещения БРЛС кругового обзора при сохранении высоких уровней аэродинамического совершенства и весовой отдачи.

Технический результат достигается тем, что беспилотный самолет, содержащий крыло, силовую установку, включающую двигатель, воздухозаборник и сопло, шасси, аэродинамические органы управления, бортовую радиолокационную станцию, содержит несущий корпус, выполненный в виде отсека крыла малого удлинения с углом стреловидности 50…75° по передней кромке, а задняя кромка выполнена с изломом, причем, ее часть с размахом, в 2…4 раза превышающем ширину расположенного по оси самолета сопла, имеет стреловидность 0…-15°, а внешняя часть стыкуется с задней кромкой консоли крыла и выполнена с углом стреловидности -65…-85°, боковые сечения сочленяются с консолями крыла, крыло выполнено с удлинением 15…25 и углом стреловидности 5…17° по передней кромке.

Технический результат достигается также тем, что воздухозаборник силовой установки расположен на верхней поверхности несущего корпуса на расстоянии 2…4 высоты воздухозаборника от его носка и частично утоплен в его толщину, а перед воздухозаборником на несущем корпусе выполнен лоток с углом наклона 7…15° по отношению к строительной горизонтали, причем в продольном направлении лоток выполнен с непрерывной кривизной, а в поперечном направлении плавно сопрягается с несущим корпусом.

Технический результат достигается также тем, что критическое сечение сопла силовой установки расположено на верхней поверхности несущего корпуса на расстоянии 1.5…3 его высоты сопла от его задней кромки, а его поперечное сечение выполнено в виде трапеции или шестиугольника с наклоном боковых стенок на 15…35° от вертикальной плоскости.

Технический результат достигается также тем, что рули высоты расположены на задней кромке несущего корпуса за срезом сопла.

Технический результат достигается также тем, что бортовая радиолокационная станция самолета имеет четыре антенны для обеспечения кругового обзора, при этом антенны расположены с углом наклона ±40…60° к продольной оси самолета и размещены в толщине несущего корпуса в окрестности его передних и задних кромок.

Технический результат достигается также тем, что силовая часть конструкции центроплана крыла расположена под каналом воздухозаборника силовой установки и выполнена U-образной формы в поперечном сечении с плавным переходом в силовую часть консоли крыла.

Изобретение иллюстрируется графическими материалами, где на фиг. 1 показана плановая проекция самолета, на фиг. 2 схематично показаны профили в корневом сечении и сечении 0.2…0.35 относительного размаха корпуса, на фиг. 3 изображена схема размещения антенн БРЛС, на фиг. 4 приведена компоновка передней части с воздухозаборником, на фиг. 5 - схематичное сечение по срезу сопла, на фиг. 6 - вид силовой части конструкции центроплана крыла в поперечном сечении.

Самолет выполнен по аэродинамической схеме "летающее крыло" с малой степенью продольной статической устойчивости (см. фиг. 1) и содержит несущий корпус 1, крыло большого удлинения 2 с органами управления, интегрированную с корпусом мотогондолу 3 с воздухозаборниками 4 и соплом 5, аэродинамические органы управления, шасси и систему управления (на фиг. 1 не показаны).

Несущий корпус 1 выполнен в виде отсека крыла малого удлинения и образован крыльевыми профилями с относительной толщиной 9…15%, причем корневой профиль 6 выполнен с острой передней кромкой, а профили 7, начиная с относительного размаха несущего корпуса 0.2…0.35, выполнены с классической для дозвуковых профилей закругленной передней кромкой с радиусом носка 0.2…1% (фиг. 2). Такое техническое решение обеспечивает достаточные объемы для размещения топлива, шасси и полезной нагрузки.

Передняя часть несущего корпуса 1 выполнена в виде треугольника на виде в плане с углом стреловидности 50…75° по передней кромке 8 (фиг. 1, 4). Начиная с относительного размаха корпуса 0.1…0.3, за передней кромкой размещены отсеки 9 антенн БРЛС 10 (фиг. 3). Такая форма передней части несущего корпуса обеспечивает плавное безотрывное обтекание до больших углов атаки (до 30…35°) и скольжения (до 15…20°), что необходимо для устойчивой работы воздухозаборника 4, и достаточные габариты отсеков 9 для размещения антенн БРЛС 10, которые расположены с углом наклона ±40…60° к продольной оси самолета и -5…-25° к вертикальной плоскости и размещены в толщине несущего корпуса.

На верхней поверхности передней части несущего корпуса расположен частично утопленный в его толщину воздухозаборник 4 (фиг. 1) на расстоянии 3…8 высоты воздухозаборника от носка корпуса, а перед воздухозаборником на несущем корпусе выполнен лоток 11 (фиг. 4) с углом наклона 7…15° по отношению к строительной горизонтали, причем в продольном направлении лоток выполнен с непрерывной кривизной, а в поперечном направлении плавно сопрягается с несущим корпусом 1. Разработанная форма и профилировка воздухозаборника и лотка обеспечивает безотрывное обтекание верхней поверхности корпуса и плавное течение воздуха на входе воздухозаборника. Распределение кривизны поверхности лотка 11 в продольном направлении минимизирует градиенты давления, а непрерывная кривизна поверхности лотка 11 в поперечном направлении обеспечивает безотрывное безвихревое течение в поперечном направлении, поскольку разрежение вдоль оси лотка приводит к появлению бокового перетекания воздуха, направленному к оси лотка. Работоспособность такого воздухозаборника подтверждается расчетными и экспериментальными исследованиями.

Задняя кромка 12, 13 несущего корпуса 1 выполнена с изломом, причем ее часть 12 с размахом, в 2…4 раза превышающем ширину расположенного по оси самолета сопла 5, имеет стреловидность 0…-15°, а внешняя часть 13 стыкуется с задней кромкой консоли крыла и выполнена с углом стреловидности -65…-85°. Такая форма хвостовой части позволяет разместить отсеки задних антенн БРЛС 14, не нарушая плавное обтекание и, соответственно, не приводит к потере аэродинамического совершенства. Руль высоты 15 расположен на задней кромке несущего корпуса за срезом сопла и частично обдувается струей двигателя, что существенно повышает его эффективность.

Критическое сечение сопла 5 расположено на верхней поверхности несущего корпуса 1 на расстоянии 1.5…3 высоты сопла от задней кромки 12, а его поперечное сечение 16 (фиг. 5) выполнено в виде трапеции или шестиугольника с наклоном боковых стенок на 15…35° от вертикальной плоскости. Такое техническое решение обеспечивает снижение ЭПР сбоку.

Боковые сечения корпуса 1 плавно сочленяются с консолями крыла 2, которое выполнено с удлинением 1.5…25 и углом стреловидности 5…17° по передней кромке. Такие значения угла стреловидности крыла, с одной стороны, позволяют реализовать естественное ламинарное обтекание значительной части консоли крыла, а, с другой стороны, обеспечивает устойчивость в путевом канале.

Силовая часть конструкции центроплана крыла 17 (фиг. 6) в поперечном сечении под каналом воздухозаборника 18 имеет вид буквы U с плавным переходом в силовую часть консоли крыла 2. Такое решение незначительно увеличивает вес центроплана крыла, но при этом позволяет (при модернизации) применять двигатели разной степени двухконтурности и, соответственно, диаметра входа, изменяя только внешнюю несиловую обводообразующую конструкцию 19.

Остальные элементы, узлы и системы выполнены на основе известных принципов и методов проектирования.

Таким образом, задача и технический результат изобретения достигаются за счет разных групп признаков: использования несущего корпуса, надфюзеляжного полуутопленного воздухозаборника, интеграции корпуса, сопла и антенн БРЛС с определенным соотношением параметров. Наибольший эффект будет достигнут при одновременном использовании указанных признаков и их рациональном взаимном расположении.

Расчетные и экспериментальные исследования показывают, что по сравнению с прототипом, самолет, выполненный в соответствии с предложенными техническими решениями, практически не теряет в аэродинамических и весовых характеристиках, однако обеспечивает существенное снижение заметности и позволяет разместить БРЛС кругового обзора.


Беспилотный самолёт
Беспилотный самолёт
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 40.
10.01.2013
№216.012.18c1

Эпоксидное связующее, препрег на его основе и изделие, выполненное из него

Изобретение относится к области создания эпоксидных связующих для полимерных композиционных материалов конструкционного назначения. Изобретение может использоваться в авиационной, космической, машино-судостроительной промышленности и других областях техники. Эпоксидное связующее включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471829
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.18ce

Клеевая композиция

Изобретение относится к клеевой композиции для крепления резин на основе полярных и неполярных каучуков между собой и к металлам в изделиях авиационной, автомобильной промышленности и судостроения. Клеевая композиция включает бутадиеннитрильный каучук, фенолоформальдегидный олигомер,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471842
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.18fb

Способ нанесения покрытия для защиты от высокотемпературного окисления поверхности внутренней полости охлаждаемых лопаток турбин из безуглеродистых жаропрочных сплавов на основе никеля

Изобретение относится к области металлургии, а именно к способам получения жаростойких хромоалюминидных покрытий, и может быть использовано в авиационном и энергетическом турбиностроении. Проводят насыщение поверхности внутренней полости лопатки углеродом путем заполнения внутренней полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471887
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1c37

Система автоматического управления технологическим процессом очистки воды с непрерывным контролем ее качества в различных точках технологической схемы

Изобретение может быть использовано при разработке автоматизированных установок для очистки промышленных сточных вод, а также для водоподготовки и организации питьевого водоснабжения. Система автоматического управления включает модули водоочистки, датчики, регистрирующие параметры процесса в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472717
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.03.2013
№216.012.2fa7

Композиция для получения пенопласта

Изобретение относится к области авиационной техники, машиностроению, а именно к легким, ударопрочным, трудносгорающим пеноматериалам, которые могут быть использованы в качестве конструкционных и теплоизоляционных заполнителей, а также для изготовления элементов «непотопляемых» конструкций с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477734
Дата охранного документа: 20.03.2013
27.04.2013
№216.012.3a5a

Состав для защитного покрытия полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к области полимерных композиций на основе модифицированных эпоксидных олигомеров, а именно к составам для защитных покрытий композиционных материалов и рекомендуется для защиты внутренней поверхности топливных кессон-баков летательных аппаратов, изготовленных из полимерных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480499
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.05.2013
№216.012.4494

Протекторный сплав на алюминиевой основе

Изобретение относится к металлургии, в частности к протекторным сплавам на основе алюминия, и может быть использовано при производстве протекторов для защиты от коррозии морских сооружений и судов из алюминиевых сплавов. Предложенный сплав содержит, мас.%: цинк - 4-5, индий - 0,01-0,06, олово -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483133
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.09.2013
№216.012.670a

Способ получения монокристаллических изделий из никелевых жаропрочных сплавов с заданной кристаллографической ориентацией

Изобретение относится к металлургии. Способ включает отливку монокристаллической заготовки произвольной кристаллографической ориентации, ее травление на макроструктуру, определение ориентации заготовки как угла между ее геометрической осью и плоскостью выбранной кристаллографической ориентации,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492025
Дата охранного документа: 10.09.2013
27.12.2013
№216.012.9015

Способ изготовления бескремнеземной керамической формы для литья по выплавляемым моделям

Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано для литья из жаропрочных сплавов преимущественно на основе никеля, кобальта и ниобия лопаток газотурбинных двигателей и газотурбинных установок. На модельный блок наносят по крайней мере два слоя огнеупорной суспензии,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502578
Дата охранного документа: 27.12.2013
27.01.2014
№216.012.9bb5

Пресс-материал для герметизации интегральных микросхем

Изобретение может быть использовано в электротехнической и электронной промышленности для герметизации интегральных микросхем. Прессматериал для герметизации интегральных микросхем включает связующее - о-крезолноволачная эпоксидная смола с температурой размягчения 50-65°C, отвердитель - эфир...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505567
Дата охранного документа: 27.01.2014
Показаны записи 1-10 из 23.
20.05.2013
№216.012.4044

Система управления самолётом

Изобретение относится к области систем управления летательными аппаратами. Предлагаемая система улучшает характеристики продольного движения за счет введения блока оценки продольной устойчивости самолета и компенсации ее изменения по режимам полета. Ликвидируются характерные для интегральных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482022
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.08.2015
№216.013.693c

Оболочка отсека гермофюзеляжа из композиционных материалов

Изобретение относится к области авиационной техники и касается силовых авиационных конструкций из полимерных композиционных материалов, в частности к силовой конструкции отсека фюзеляжа гражданского самолета. Оболочка отсека гермофюзеляжа из композиционных материалов содержит жесткий сетчатый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558493
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.08.2015
№216.013.693d

Система защиты силовых композитных элементов авиационных конструкций

Изобретение относится к области авиации и касается разработки силовых авиационных конструкций крыла и фюзеляжа из полимерных композиционных материалов (КМ) и их защите. Система защиты силовых композитных элементов содержит внешнюю и внутреннюю обшивки, промежуточный слой защитного наполнителя....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558494
Дата охранного документа: 10.08.2015
10.02.2016
№216.014.c22f

Аппарат на воздушной подушке

Изобретение относится к авиации и касается аппаратов на воздушной подушке (АВП) с системами демпфирования колебаний по высоте и автоматического управления по углам крена и тангажа. АВП содержит ограждение ВП, снабженное воздуховодом, расположенным вдоль периметра корпуса и разделенным на две...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574649
Дата охранного документа: 10.02.2016
10.06.2016
№216.015.4623

Участок приема и переработки стружки черных и цветных металлов

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано на заводах машиностроительной и металлургической промышленности для переработки стальной и чугунной стружки в плотные, прочные брикеты, свободные от загрязнений. Оборудование состоит из последовательно установленных септика...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586179
Дата охранного документа: 10.06.2016
25.08.2017
№217.015.cb25

Способ устройства свайных фундаментов с уширением методом задавливания

Изобретение относится к области строительства, в частности к способам устройства фундаментов зданий. Способ устройства свайных фундаментов, при котором полую сваю с вставленным в нее хвостовиком отделяемого наконечника погружают методом задавливания в грунт до проектной отметки, заполняют ее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002620112
Дата охранного документа: 23.05.2017
29.12.2017
№217.015.f409

Гибридная композитная панель для авиаконструкций

Изобретение относится к области разработки многослойных композитных авиационных конструкций с повышенной ударной прочностью и высокими деформационно-прочностными характеристиками. В гибридной композитной панели для авиаконструкции, например панели фюзеляжа летательного аппарата, слои, состоящие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002637001
Дата охранного документа: 29.11.2017
29.12.2017
№217.015.fa57

Способ изготовления буро-задавливаемой сваи

Изобретение относится к области строительства, а именно к способам возведения свайных фундаментов. Способ изготовления бурозадавливаемой сваи включает бурение в грунте лидерной скважины радиуса R, заполнение части скважины твердеющим раствором, последующее погружение в ствол скважины сваи до...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640059
Дата охранного документа: 26.12.2017
19.01.2018
№218.015.ff21

Способ определения несущей способности сваи

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении свайных фундаментов зданий. Способ определения несущей способности свай включает погружение сваи статической нагрузкой, измерение глубины погружения и вертикальных перемещений сваи, а также величины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002629508
Дата охранного документа: 29.08.2017
20.01.2018
№218.016.1a49

Способ определения прочности грунтов испытанием кернов вращательным срезом

Изобретение относится к области строительства, в частности к способам проведения геомеханических испытаний. Способ включает бурение скважины, внедрение в испытываемый грунт лопастей крыльчатки, создание в испытываемом грунте радиальных сжимающих напряжений, постоянных в течение опыта,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636512
Дата охранного документа: 23.11.2017
+ добавить свой РИД