×
15.10.2019
219.017.d5a4

Устройство намагничивания для средств неразрушающего контроля длинномерных изделий

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002702809
Дата охранного документа
11.10.2019
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Использование: для неразрушающего контроля железнодорожных рельсов, труб и другого проката магнитным методом. Сущность изобретения заключается в том, что устройство намагничивания для средств неразрушающего контроля длинномерных изделий содержит два идентичных магнита в виде диска и диск с ребордой, установленные соосно, магниты обращены друг к другу одноименными полюсами, дополнительно содержит установленный между магнитами магнитопровод в виде диска с возможностью качения по сканируемой поверхности контролируемого изделия, диаметр магнитопровода превышает диаметры дисковых магнитов, соосно с двумя магнитами, центрального магнитопровода и диска с ребордой, с противоположной стороны устройства установлен второй идентичный диск с ребордой, все три диска выполнены из магнитомягкого материала, причем поверхности реборд, обращенные к боковым сторонам изделия, адаптированы к формам боковых поверхностей контролируемого изделия. Технический результат: повышение эффективности и достоверности обнаружения дефектов (в том числе продольной ориентации) в ферромагнитных длинномерных изделиях за счет повышения эффективности намагничивания изделия в зонах образования дефектов. 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области неразрушающего контроля и может быть использовано для ручного, механизированного, автоматизированного или автоматического неразрушающего контроля железнодорожных рельсов, труб и другого проката.

Известен магнитный способ обнаружения дефектов на поверхности ферромагнитных материалов и изделий, в зарубежной литературе именуемый «MFL - Magnetic Flux Leakage». Способ заключается в подводе магнитного поля к объекту контроля и регистрации рассеяния (так называемых, «утечек») магнитного потока, обусловленного дефектом [1].

Устройства, базирующиеся на этом методе, включают электромагнит (или постоянный магнит), поле которого замыкается через объект контроля, и чувствительный элемент - катушку, или датчик Холла, или аналогичное устройство, позволяющие регистрировать утечки магнитного поля, обусловленные дефектами.

Возможность реализации заявляемого устройства рассмотрим на примере контроля железнодорожных рельсов.

Для автоматизированной дефектоскопии рельсового пути наряду с подвижными дефектоскопами типа вагонов и автомотрис дефектоскопных применяются легкие дефектоскопы, на базе тележек и велосипеда, приспособленных для движения по железнодорожному пути. В частности, в велодефектоскопе Карпова для намагничивания рельса используется катящееся по нему колесо, представляющее собой электромагнит или постоянный магнит, а искательная катушка, в которой индуцируется эдс при прохождении над дефектом, представляет собой катушку с небольшим П-образным сердечником, расположенным продольно над головкой рельса. Намагничивающее колесо Карпова имеет относительно простую конструкцию и создает поле, достаточное для обнаружения дефектов в рельсах легких типов. Такое намагничивающее устройство в отношении происходящих электромагнитных процессов может применяться при рабочих скоростях велодефектоскопов и даже и при больших скоростях.

Более совершенное устройство намагничивания рельса предложено в [2]. Известное устройство намагничивания рельса содержит полый корпус из немагнитного материала, выполненный в форме железнодорожного колеса, внутри которого установлен магнит в виде диска. Зазор между полюсами и головкой рельса обеспечивается за счет толщины стенок корпуса, выполненного из немагнитного материала. Зазор может быть также обеспечен за счет установки магнита в бронзовое кольцо и использования бронзового диска, устанавливаемого с внутренней стороны реборды. Устройство намагничивания рельса имеет относительно простую конструкцию и создает поле, достаточное для обнаружения дефектов в легких типах рельсов.

К недостаткам известного устройства следует отнести недостаточно высокую эффективность намагничивания рельса.

Наиболее близким к заявляемому, и принятым за прототип, является устройство намагничивания для средств неразрушающего контроля по патенту [3], содержащее полый корпус из немагнитного материала, выполненный в форме железнодорожного колеса, внутри которого соосно с ребордой колеса установлены два идентичных магнита в виде диска, магниты обращены друг к другу одноименными полюсами и образуют между собой равномерный зазор.

Устройство предназначено, как заявляет автор, для обнаружения дефектов по всему сечению рельса. Однако следует иметь в виду, что в годы применения велодефектоскопов Карпова на сети дорог СССР в основном использовались железнодорожные рельсы легкого типа IIA-IVA и Р33 с массой на погонный метр не более 33 кг, что и позволяло делать определенные попытки обнаружения дефектов по всему сечению рельса. Современные рельсы тип Р65 имеют массу 65 кг на погонный метр и высоту 180 мм. Поэтому одним из основных недостатков прототипа является невозможность применения их для контроля рельсов в современных условиях. Кроме того, наличие корпуса из немагнитного материала отдаляет магнитные полюса от контролируемого изделия и дополнительно снижает эффективность намагничивания, а значит, и достоверность обнаружения дефектов.

Целью изобретения является существенное повышение эффективности и достоверности обнаружения дефектов (в том числе продольной ориентации) в ферромагнитных длинномерных изделиях за счет повышения эффективности намагничивания изделия в зонах образования дефектов.

Указанная цель достигается тем, что в известном устройстве намагничивания для средств неразрушающего контроля длинномерных изделий, содержащем два идентичных магнита в виде дисков и диск с ребордой, установленных соосно, магниты обращены друг к другу одноименными полюсами, дополнительно между магнитами установлен магнитопровод в виде диска с возможностью качения по сканируемой поверхности контролируемого изделия, причем диаметр магнитопровода превышает диаметры дисковых магнитов, соосно с двумя магнитами и диска с ребордой с противоположной стороны устройства установлен второй идентичный диск с ребордой, все три диска выполнены из магнитомягкого материала, причем поверхности реборд, обращенные к боковым сторонам изделия, адаптированы к формам боковых поверхностей контролируемого изделия.

Существенными отличиями заявляемого устройства по сравнению с прототипом являются:

1. Наличие магнитопровода, размещенного между дисковыми магнитами, что позволяет пропускать через потенциально опасные с точки зрения дефектообразования участки изделия максимальный магнитный поток.

2. Отсутствие технологического зазора («корпуса из немагнитного материала») между магнитопроводом и сканируемой поверхностью контролируемого изделия повышает эффективность инжекции магнитного потока в изделие.

3. Выполнение диаметра магнитопровода больше диаметра магнитных дисков позволяет защитить магниты от механических воздействий при сканировании и создает пространство между устройством и поверхностью изделия для размещения магниточувствительных датчиков в зоне максимального уровня магнитного потока, вытесняемого дефектом.

4. Наличие второго диска с ребордой и использование его совместно с первым в качестве магнитопроводов устройства позволяет более полно и симметрично промагничивать зоны изделия, потенциально опасные с точки зрения появления эксплуатационных трещин.

5. Адаптация поверхностей реборд дисков, обращенных к боковым сторонам изделия, к формам боковых поверхностей контролируемого изделия позволяет дополнительно повысить намагниченность контролируемых сечений изделия.

Заявляемое устройство иллюстрируют следующие графические материалы:

Фиг. 1. Конструкция устройства намагничивания, где:

1. Контролируемое изделие (в качестве примера - головка железнодорожного рельса).

2 и 3. Постоянные магниты (или электромагниты) в виде дисков, обращенные друг к другу одноименными полюсами.

4. Магнитопровод центральный в виде диска, размещенный между магнитами.

5 и 6. Диски с ребордами, устанавливаемые соосно с магнитами и центральным магнитопроводом.

7. Трещина продольной ориентации в изделии 1.

8 и 9. Магниточувствительные датчики (индукционные или датчики Холла).

Фиг. 2 и 3. Схема (Фиг. 2) и результаты (Фиг. 3) математического моделирования распределения магнитных потоков в контролируемых зонах изделия (головки рельса) методом конечных элементов в программе ANSYS Maxwell.

Фиг. 4. Примеры использования заявляемого устройства при контроле: а - труб, в - прутков (стержней) и с - балок.

Устройство намагничивания для средств неразрушающего контроля длинномерных изделий (Фиг. 1) содержит два дисковых магнита 2 и 3, между которыми размещен центральный диск 4 из магнитомягкого материала. Магниты 2 и 3 обращены друг к другу одноименными полюсами. Для защиты хрупких магнитов 2 и 3 от повреждений при сканировании, диаметр диска 4 выполняется большим, чем диаметры дисковых магнитов. Появление зазора между поверхностью сканирования изделия 1 (в рассматриваемом примере реализации - головки рельса) и торцами дисков магнитов позволяет, при реализации способа контроля с помощью предлагаемого устройства, разместить в этих зазорах магниточувствительные датчики 7 и 8. К противоположным полюсам магнитных дисков 2 и 3 устанавливают диски 5 и 6 с ребордами, так же, как и центральный диск 4, выполненные из магнитомягкого материала. Полученная конструкция выполнена с возможностью вращения вокруг оси устройства.

Устройство намагничивания используют следующим образом.

Поскольку в рассматриваемом примере реализации устройство намагничивания выполнен в форме железнодорожного колеса, то его установка на мобильный дефектоскоп может осуществляться посредством известных средств, используемых для установки колес. При движении мобильного магнитного дефектоскопа с установленным на нем устройством, намагничивание рельса 1 производится катящимся по нему колесом с установленными в нем двумя магнитами 2 и 3, диски магнитов обращены друг к другу одноименными полюсами, между которыми установлен центральный магнитопровод 4. Наличие с 2-х сторон колеса дисковых магни-топроводов с ребордами 5 и 6 позволяет формировать на боковых сторонах головки рельса магнитные полюса, противоположные центральному. Указанное расположение магнитов позволяет осуществить распределение магнитных потоков (на Фиг. 1 показаны пунктирными линиями), при котором магнитный поток, создаваемый магнитами 2 и 3, проходит через соответствующую часть головки рельса в поперечном направлении. Как известно, основной зоной зарождения дефектов в рельсах является рабочая грань головки.

В современных условиях с целью экономии ресурсов после пропуска определенного тоннажа применяют практику переукладки рельсов со сменой рабочего канта (рабочей грани). В результате, появление дефектов равновероятно как с рабочей, так и с нерабочей грани головки. Причем, по данным ВНИИЖТа и по статистическим данным ОАО «РЖД», до 80% образующихся в процессе эксплуатации дефектов в голове рельсов - это продольные трещины, зарождающиеся с верхней грани головки и распространяющиеся в глубину металла.

При наезде устройства намагничивания на дефектное сечение с продольной трещиной 9 происходит вытеснение части магнитного потока на поверхность катания рельса 1 и фиксация его магниточувствительным датчиком 8 (и/или 7).

Достижению заявленной цели способствует также то, что за счет выполнения диаметра центрального магнитопровода 4 больше диаметров дисковых магнитов 2 и 3 (например, на 6 - 18 мм) магниточувствительные датчики 7 и 8 (индукционные или датчики Холла) устанавливаются с возможностью скольжения по поверхности катания в зоне фиксации сигналов максимальной амплитуды от дефекта, между магнитопроводами 6 и 4, а также 4 и 5.

Цель достигается также тем, что в качестве материалов для изготовления дисков 4, 5 и 6, выполняющих роль магнитопроводов, используются магнитомягкие материалы, например, низкоуглеродистая сталь (Ст. 3).

Цель достигается также за счет того, что в устройстве реборды дисков 5 и 6, обращенные к боковым поверхностям изделия 1, выполнены фигурными для максимального приближения полюсов магнитопроводов к поверхностям сканирования. Это дополнительно повышает эффективность промагничивания изделия.

Работоспособность указанных выше предложений проверена путем математического моделирования распределения магнитных потоков в контролируемых зонах изделия (головки рельса) методом конечных элементов в программе ANSYS Maxwell (Фиг. 2). Результаты моделирования (Фиг. 3) и последующая их экспериментальная проверка на рельсах типа Р 65 (наиболее распространенный тип рельса на сети дорог ОАО «РЖД») показывают, что заявляемое устройство обеспечивает создание магнитного потока (с индукцией до 1 Тл и более), достаточного для надежного выявления дефектов в верхней части головки рельса на глубине до 20 мм от поверхности катания. Причем наличие неизбежных в практике контроля зазоров между фигурными поверхностями дисков с ребордами 5 и 6 и поверхностью изношенного рельса 1 незначительно (не более чем на 10%) влияет на уровень инжектируемого в головку рельса магнитного потока.

Заявляемое устройство намагничивания для средств неразрушающего контроля может быть использовано не только для рельсов, но и при дефектоскопии многих длинномерных изделий (Фиг. 4): труб (Фиг. 4а), стержней и прутков (Фиг. 4б), буровых штанг, (Фиг. 4с) и др. из ферромагнитных материалов. Причем такие устройства намагничивания являются наиболее эффективными при поиске весьма часто встречающихся на практике продольных поверхностных и подповерхностных трещин.

Таким образом, заявляемое устройство может быть реализовано, обеспечивает повышение эффективности намагничивания изделия и способствует повышению достоверности обнаружения дефектов в ферромагнитных длинномерных изделиях.

Источники информации

1. J.C. Drury. Magnetic flux leakage technology. Available at: http://Avww.silverwinguk.com/ndt technical papers.aspx, (20/3/2019).

2. Сборник «Проблемы ферромагнетизма и магнитодинамики». М. 1946. Поливанов К.М. «Распределение магнитного потока в рельсе при его намагничивании катящимся электромагнитом, применяемым на влодефектоскопах системы Ф.М. Карпова», с 165-166.

3. Патент RU 2313782.

Устройство намагничивания для средств неразрушающего контроля длинномерных изделий, содержащее два идентичных магнита в виде диска и диск с ребордой, установленные соосно, магниты обращены друг к другу одноименными полюсами, отличающееся тем, что между магнитами установлен магнитопровод в виде диска с возможностью качения по сканируемой поверхности контролируемого изделия, диаметр магнитопровода превышает диаметры дисковых магнитов, соосно с двумя магнитами, центрального магнитопровода и диска с ребордой, с противоположной стороны устройства установлен второй идентичный диск с ребордой, все три диска выполнены из магнитомягкого материала, причем поверхности реборд, обращенные к боковым сторонам изделия, адаптированы к формам боковых поверхностей контролируемого изделия.
Устройство намагничивания для средств неразрушающего контроля длинномерных изделий
Устройство намагничивания для средств неразрушающего контроля длинномерных изделий
Устройство намагничивания для средств неразрушающего контроля длинномерных изделий
Устройство намагничивания для средств неразрушающего контроля длинномерных изделий
Устройство намагничивания для средств неразрушающего контроля длинномерных изделий
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 15.
10.05.2018
№218.016.4ee4

Способ определения стрелочных переводов и положения остряков

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способам и устройствам для идентификации элементов железнодорожного пути, в частности стрелочных переводов, и может быть использовано в компьютеризированных дефектоскопических и путеизмерительных диагностических вагонах,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652673
Дата охранного документа: 28.04.2018
29.05.2018
№218.016.534b

Устройство электромагнитно-акустического контроля рельсов

Изобретение относится к области неразрушающего контроля при реализации ультразвуковых бесконтактных методов дефектоскопии для обнаружения дефектов в рельсах на значительных скоростях сканирования. Устройство электромагнитно-акустического контроля рельсов содержит тестовое колесо с множеством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653663
Дата охранного документа: 11.05.2018
11.10.2018
№218.016.90a0

Способ обнаружения дефектов в рельсах

Использование: для ультразвукового (УЗ) неразрушающего контроля изделий, в частности железнодорожных рельсов. Сущность изобретения заключается в том, что в зоне досягаемости диаграммы направленности вертикального зондирующего электроакустического преобразователя (ЭАП), направленного через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668941
Дата охранного документа: 05.10.2018
01.11.2018
№218.016.9962

Способ магнитного обнаружения регулярных объектов рельсов

Использование: для обнаружения и оценки состояния сварных стыков рельсов и других регулярных объектов. Сущность изобретения заключается в том, что на дефектоскопическом средстве устанавливают устройство, создающее магнитное поле в рельсе, перемещают дефектоскопическое средство и фиксируют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671368
Дата охранного документа: 30.10.2018
02.03.2019
№219.016.d195

Способ диагностики рельсового пути и синхронизации результатов измерений

Изобретение относится к методам неразрушающего контроля рельсовых путей. Согласно способу диагностики рельсового пути и синхронизации результатов измерений диагностический комплекс, содержащий средства дефектоскопии и навигации, перемещают по рельсовому пути, обнаруживают стрелочные переводы,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680927
Дата охранного документа: 28.02.2019
02.03.2019
№219.016.d200

Устройство магнитной дефектоскопии ободьев колесной пары

Изобретение относится к устройствам исследования или анализа ферромагнитных материалов для обнаружения локальных дефектов с помощью магнитных средств. Устройство магнитной дефектоскопии ободьев колесной пары содержит электромагнит с сердечником, возбуждающий магнитный поток на исследуемых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680857
Дата охранного документа: 28.02.2019
01.08.2019
№219.017.bb38

Способ обнаружения и оценки сварных стыков рельсов

Изобретение относится к области исследования материалов с помощью магнитных средств и может быть использовано при высокоскоростной дефектоскопии железнодорожных рельсов для обнаружения и оценки состояния сварных стыков рельсов. Сущность на рельсе устанавливают и используют несколько датчиков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002696066
Дата охранного документа: 30.07.2019
12.09.2019
№219.017.ca2c

Способ прогнозирования развитий аномалий в головке рельсов

Использование: для оценки состояния рельсов. Сущность изобретения заключается в том, что по рельсовому пути перемещают дефектоскопические средства, зондируют ими головку рельсов, оценивают полученные сигналы, обнаруживают аномалии и регистрируют их с привязкой к координатам рельсового пути,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002699942
Дата охранного документа: 11.09.2019
24.10.2019
№219.017.d96c

Способ определения расстояний между шпалами рельсового пути

Изобретение относится к способам и средствам неразрушающего контроля материалов и может быть использовано для диагностики рельсовых путей. Способ определения расстояний между шпалами рельсового пути заключается в перемещении по рельсовому пути измерителя, постоянном определении его текущего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002703802
Дата охранного документа: 22.10.2019
06.12.2019
№219.017.e9fa

Способ скоростной магнитной дефектоскопии длинномерных изделий

Изобретение относится к области исследования материалов с помощью магнитных средств. Способ скоростной магнитной дефектоскопии длинномерных изделий содержит этапы, на которых осуществляют намагничивание контролируемого изделия движущейся относительно изделия системой намагничивания, фиксируют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002707977
Дата охранного документа: 03.12.2019
Показаны записи 1-10 из 39.
10.02.2013
№216.012.232b

Способ диагностики рельсов

Изобретение относится к контрольно-измерительным устройствам для проверки состояния железнодорожных путей. Способ диагностики рельсов заключается в том, что на транспортное средство в известных относительных положениях устанавливают устройства: дефектоскопии, измерения неровностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474505
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.01.2014
№216.012.989c

Акустический блок дефектоскопа

Использование: для дефектоскопии и толщинометрии. Сущность: заключается в том, что акустический блок дефектоскопа содержит платформу с возможностью ее перемещения вдоль исследуемого объекта, электроакустические преобразователи и проводник акустических колебаний, выполненный в виде тела вращения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504767
Дата охранного документа: 20.01.2014
27.06.2014
№216.012.d815

Способ диагностики рельсового пути

Изобретение относится к способам и средствам неразрушающего контроля материалов и может быть использовано для диагностики рельсов и других протяженных объектов. Способ заключается в том, что магнитным дефектоскопом, установленным на вагоне-дефектоскопе, обследуют участок рельсового пути....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521095
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.01.2016
№216.014.bc9d

Способ контроля качества сварки

Использование: для контроля качества сварки металлических деталей. Сущность изобретения заключается в том, что выполняют ультразвуковое зондирование деталей в окрестности сварки, прием и оценку отраженных ультразвуковых сигналов, при этом дополнительно оценивают отраженные ультразвуковые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002573707
Дата охранного документа: 27.01.2016
27.03.2016
№216.014.c8be

Способ оценки угона рельсовой плети

Изобретение относится к способам продольного перемещения (угона) участков рельсовых плетей бесстыкового железнодорожного пути. Способ оценки угона рельсовой плети заключается в том, что на каждой маячной шпале и на рельсовой плети, на нерабочей стороне рельса и на известном расстоянии друг от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578897
Дата охранного документа: 27.03.2016
20.04.2016
№216.015.32dc

Устройство отображения рельсового дефектоскопа

Использование: для оперативной оценки результатов ультразвуковой (УЗ) дефектоскопии. Сущность изобретения заключается в том, что устройство отображения рельсового дефектоскопа содержит подсистему измерения, содержащую несколько акустических блоков, каждый из которых содержит несколько...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582298
Дата охранного документа: 20.04.2016
10.06.2016
№216.015.44b3

Способ магнитного контроля сварных стыков рельсов

Изобретение относится к области исследования материалов с помощью магнитных средств, в частности фиксации изменений величины магнитного потока при изменении номинального сечения или структуры металла с ферромагнитными свойствами. Способ магнитного контроля сварных стыков рельсов заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586090
Дата охранного документа: 10.06.2016
13.01.2017
№217.015.875e

Способ настройки чувствительности рельсового ультразвукового дефектоскопа

Использование: для настройки чувствительности рельсового ультразвукового дефектоскопа. Сущность изобретения заключается в том, что настройку чувствительности ведут не по образцовым изделиям с искусственно созданными дефектами, а по конструктивным элементам дефектоскопируемого рельсового пути....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002603332
Дата охранного документа: 27.11.2016
25.08.2017
№217.015.b261

Способ ультразвукового обнаружения микротрещин на рабочей выкружке головки рельса

Использование: для ультразвукового обнаружения микротрещин на рабочей выкружке головки рельса. Сущность изобретения заключается в том, что на поверхности катания рельса устанавливают два электроакустических преобразователя, направленных зеркально относительно плоскости поперечного сечения так,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613574
Дата охранного документа: 17.03.2017
26.08.2017
№217.015.d411

Способ ультразвукового контроля изделий

Использование: для дефектоскопии листов, плит и других изделий двухсторонним доступом в металлургической, машиностроительной областях промышленности. Сущность изобретения заключается в том, что излучают с одной стороны контролируемого изделия импульсы ультразвуковых колебаний, принимают с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622459
Дата охранного документа: 15.06.2017
+ добавить свой РИД