×
02.03.2019
219.016.d200

Результат интеллектуальной деятельности: Устройство магнитной дефектоскопии ободьев колесной пары

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002680857
Дата охранного документа
28.02.2019
Аннотация: Изобретение относится к устройствам исследования или анализа ферромагнитных материалов для обнаружения локальных дефектов с помощью магнитных средств. Устройство магнитной дефектоскопии ободьев колесной пары содержит электромагнит с сердечником, возбуждающий магнитный поток на исследуемых участках ободьев, и средства обнаружении на них аномалий магнитного поля, отличающийся тем, что колесную пару устанавливают на два валка, форма которых обеспечивает максимальное пятно контакта с ободьями колесной пары, в качестве сердечника электромагнита используют оси валков, в качестве средства обнаружении аномалий магнитного поля используют датчики магнитного поля, которые неподвижно размещают между пятнами контакта колесной пары и валков, смещают исследуемые участки ободьев колесной пары путем совместного вращения колесной пары и валков. Технический результат – повышение точности и производительности обнаружения дефектов в ободьях колесных пар. 1 ил.

Изобретение относится к устройствам исследования или анализа ферромагнитных материалов для обнаружения локальных дефектов с помощью магнитных средств. В частности, с применением метода рассеяния (вытеснения) магнитного потока или Magnetic flux leakage (expulsion) (MFL). Изобретение может быть использовано при производстве, ремонте и т.п.колесных пар для обследования состояния их ободьев.

Известно, что согласно нормативным документам российских железных дорог (РЖД) [1] при дефектоскопии колесных пар основными способами контроля колесных пар являются:

1. Ультразвуковой (УЗ) - для контроля оси, обода, приободной зоны диска, перехода от диска к ступице, гребня, кромки ступицы и поверхности катания, например, [2]. Недостатки УЗ методов контроля состоят в сложности обеспечения акустического контакта излучателя-датчика с поверхностью объекта исследования, заданных углов прозвучивания и т.п.

2. Вихретоковый (ВТ) контроль используется для дефектоскопии упорного кольца буксового подшипника, латунного сепаратора подшипника буксового узла, роликов подшипников буксового узла и других мелких деталей. ВТ контроль обеспечивает лишь приповерхностную дефектоскопию (до 2,7 мм), например, [3] Патент RU 2493561.

3. Магнитный контроль (МК), который предлагается для контроля оси колесной пары и всех других цилиндрических поверхностей. МК является наиболее достоверным дефектоскопическим способом, обеспечивающим достаточный по глубине (до 20 мм и более) и повторяемый результат зондирования исследуемого объекта.

Способы магнитной дефектоскопии заключаются в создании магнитного потока на исследуемых участках ферромагнитных объектов. Поверхностные и внутренние дефекты объекта исследования вызывают неоднородности магнитного поля, которые могут быть обнаружены соответствующими средствами и позволяют оценить дефект. Устройства магнитной дефектоскопии отличаются

1. Способами и средствами намагничивания объекта исследования.

2. Типами сигналов, использующихся для намагничивания.

3. Способами приема и оценки сигналов аномалий магнитного поля.

В качестве способов и средств намагничивания могут использоваться [3] постоянные или электромагниты, ориентированные различными способами относительно исследуемого объекта. Постоянные магниты не могут создавать поле большой амплитуды и соответственно большую глубину зондирования. Электромагниты позволяют создавать мощное магнитное поле, проникающее в объект до 20 мм и более, доводящее ферромагнитный объект исследования до состояния близкого к магнитному насыщению, при котором аномалии магнитного поля можно зафиксировать на поверхности объекта исследования.

При МД большое значение имеет средство возбуждения магнитного поля в объекте исследования. Обычно в качестве такого средства используется П-образный магнит (постоянный или электромагнит). При этом магнитная дефектоскопия обычно осуществляется ручным перемещением зондирующих приборов, т.е. длительно и трудоемко. Проблемой МД в этом случае является обеспечение контакта полюсов излучателя магнитного поля с исследуемым объектом, связанная, например, с шероховатостью исследуемого объекта. Зазор между излучателем магнитного поля и объектом исследования приводит к существенным потерям энергии пропорциональным зазору в третьей степени.

В качестве зондирующих сигналов могут использоваться постоянное, переменное или импульсное возбуждение. В рассматриваемом применении наиболее перспективным является возбуждение магнитного потока электромагнитами постоянного тока.

В качестве средств обнаружения аномалий магнитного поля при МД в РЖД рекомендуют использовать [4]. Этот способ реализован, например, в [5].

Магнитопорошковый способ оценки аномалий магнитного поля является не точным из-за малой глубины обнаружения дефектов, субъективным и не позволяет точно определить характеристики дефекта.

Известно устройство магнитной дефектоскопии [6], в котором под поверхностью катания рельса устанавливают встроенные постоянные магниты и датчики аномалий магнитного поля.

Идея построения устройства состоит в том, что в поверхность рельса на участке большем, чем длина обода колеса, встраивают множество излучателей магнитного поля - постоянных магнитов и приемников аномальных магнитных сигналов. Несомненным достоинством данного способа является возможность его использования на действующем подвижном составе без демонтажа колесных пар.

Недостатком данного устройства является малая глубина обнаружения дефектов, обусловленная слабой степенью намагничивания постоянными магнитами и, соответственно, низкое качество обнаружения дефектов.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является устройство магнитной дефектоскопии ободьев диагностируемой колесной пары, [7], содержащее электромагнит с сердечником, возбуждающий магнитный поток на исследуемых участках ободьев и средство обнаружении на них аномалий магнитного поля.

В устройстве [7] создание магнитного потока в исследуемых участках ободьев колесных пар осуществляется П-образными электромагнитами, контактирующими с ободьями колесных пар. Обнаружение аномалий магнитного поля производится с использованием магнитного порошка. Измерения проводят ручным перемещением по ободьям намагничивающего устройства. Такой способ создания магнитного потока и его оценки используется во множестве применений для обследования объектов сложной формы: труб, канатов и т.п.

Недостатками устройства [7] являются низкие точность и производительность дефектоскопии.

Низкая точность обусловлена:

- Проблемами с обеспечением контакта П-образного магнитного возбудителя магнитного поля с объектом исследования - ободом рельса имеющем сложную форму.

- Малой мощностью ручного электромагнита, приводящая к малой глубине обнаружения дефектов.

- Магнитопорошковым способом обнаружения и оценки дефектов.

Низкая производительность измерений обусловлена:

- ручным характером проведения измерений с необходимостью перемещения измерительного инструмента и (или) колесной пары, выбора шага измерений и т.п.;

- магнитопорошковым способом оценки, требующим нанесения порошка или суспензии на область исследования и визуальной оценкой результатов.

Техническими результатами использования заявляемого изобретения является повышение точности и производительности обнаружения дефектов в ободьях колесных пар.

Поставленный технический результат достигается за счет того, что в устройстве магнитной дефектоскопии ободьев колесной пары, содержащем электромагнит с сердечником, возбуждающий магнитный поток на исследуемых участках ободьев и средства обнаружении на них аномалий магнитного поля, дополнительно предусмотрена установка колесной пары на два валка, форма которых обеспечивает максимальное пятно контакта с ободьями колесной пары, в качестве сердечника электромагнита используют оси валков, в качестве средства обнаружении аномалий магнитного поля используют датчики магнитного поля, которые неподвижно размещают между пятнами контакта колесной пары и валков, смещают исследуемые участки ободьев колесной пары путем совместного вращения колесной пары и валков.

Существенными отличиями заявляемого устройства магнитной дефектоскопии ободьев диагностируемой колесной пары по сравнению с прототипом являются:

Колесную пару устанавливают на два валка, которые позволяют легко перемещать ее, используя, например, привод валка.

В прототипе дефектоскопию колесной пары проводят путем ручного перемещения П-образного электромагнита по ободу первого, а затем второго колеса.

Форму валков выполняют так, чтобы обеспечить максимальное пятно (зона) их контакта с ободьями диагностируемой колесной пары. Такое исполнение позволяет пропустить достаточно большое поле намагничивания через зону контакта.

В прототипе качество магнитопровода, образованного контактом П-образного электромагнита с ободом колеса недостаточно для пропускания большого магнитного потока.

В качестве сердечника электромагнита используют оси валков, что позволяет возбудить достаточно мощное магнитное поле и добиться большой глубины дефектоскопии.

В прототипе ручной П-образный электромагнит возбуждает небольшое магнитное поле, которое позволяет обнаружить лишь приповерхностные дефекты. Плоские поверхности полюсов магнита не согласованы с формой сканируемой поверхности обода колеса.

В качестве средства обнаружении аномалий магнитного поля используют датчики магнитного поля, что дает большую точность обнаружения и оценки дефектов.

В прототипе магнитопорошковый способ трудоемок и позволяет лишь качественно оценить приповерхностные дефекты.

Датчики магнитного поля неподвижно размещают между пятнами контакта колесной пары и валков, что позволяет постоянно (с любым шагом) обнаруживать дефекты.

В прототипе датчиков магнитного поля нет.

Смещают исследуемые участки ободьев колесной пары путем совместного вращения колесной пары и валков. Такой вариант дефектоскопии всего обода колесной пары позволяет провести измерения более быстро и точно, в том числе автоматизированном способом.

В прототипе ручное перемещение П-образного электромагнита по ободу колеса отличает высокая трудоемкость и длительность. Не ясен также вопрос с шагом перемещения, обеспечивающим заданное разрешение.

Принципиальными преимуществами заявляемого устройства являются:

1. Использование MFL технологии, которая позволяет, используя большую амплитуду намагничивающих сигналов, добиться большой глубины дефектоскопии.

2. Хороший механический и магнитный контакт валков и колесных пар позволяет минимизировать потери энергии в точках контакта устройства намагничивания и исследуемого объекта.

3. Использование датчиков аномалий магнитного поля (катушек индуктивности, датчиков Холла и т.п.), позволяет более точно обнаружить и оценить характер дефекта.

Заявляемое устройство иллюстрируют следующие графические материалы.

Фиг. 1 - конструкция заявляемого устройства, где:

1. Колесная пара.

2. Валки.

3. Катушка электромагнита.

4. Магнитный поток.

5. Датчики магнитного поля.

6. Ось валка 2.

Рассмотрим возможность реализации заявляемого устройства.

Валки 2 изготавливают из ферромагнитного материала и вращательно устанавливают в станину, которая на Фиг. 1 не показана с целью упрощения. Станина должна быть выполнена из немагнитного материала, чтобы не допустить утечек магнитного поля. Форма валков 2 выполняется так, чтобы обеспечить максимальное пятно контакта с ободьями диагностируемой колесной пары, т.е. с поверхностью катания колес. На оси 6 валков 2 устанавливают достаточно мощные катушки электромагнитов 3 (соленоиды) с согласованным направлением создания магнитного поля. Один из валков 2 может быть снабжен приводом для вращения колесной пары 1 и второго валка 2.

Колесную пару 1 устанавливают на валки 2. При включении электромагнитов 3 возникает магнитный поток, который проходит по кратчайшему пути: ось первого валка → пятно контакта первого валка 2 и первого колеса колесной пары 1 → участок обода первого колеса колесной пары 1 (исследуемый участок обода) → пятно контакта второго валка 2 и первого колеса колесной пары → ось второго валка и т.д., см. Фиг. 1. В результате исследуемые участки ободьев колесных пар между пятнами контакта окажутся намагниченными в степени близкой к насыщению. Глубина проникновения магнитного поля может составлять 20 мм и более.

Между пятнами контакта устанавливают датчики магнитного поля 5, воспринимающие аномалии магнитного поля, которые возникают в окрестности дефектов. При возникновении сигнала от датчиков 5 легко определить местоположение дефекта на соответствующем ободе колеса, а по амплитуде сигнала - степень опасности дефекта. Количество датчиков 5 может быть различным: от одного (большого) - для обнаружения дефекта в исследуемом участке обода колеса, до нескольких - для локализации обнаруженного дефекта по ширине обода.

При совместном вращении валков 2 и колесной пары 1 исследуемый участок смещается относительно датчиков 5, позволяя последовательно провести дефектоскопию ободьев колесной пары.

Таким образом, заявляемое устройство может быть реализовано и обеспечивает повышение точности измерений и производительности контроля.

Источники информации:

1. НЕРАЗРУШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ ДЕТАЛЕЙ ВАГОНОВ / Общие положения. РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ РД 32.174-2001, (http://consult-nk.ru/uploads/files/2014-09/1411371581_rd-32.1742001-nerazrushayuschiy-kontrol-detaley-vagonov.-obschi/e-polozheniya.pdf) (Приложение А, Таблица А.1, стр. 15-16).

2. Патент RU 78323.

3. ГОСТ Р 55680-2013 Контроль неразрушающий. Феррозондовый метод http://www.internet-law.ru/gosts/gost/55426/.

4. МАГНИТОПОРОШКОВЫЙ МЕТОД НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ДЕТАЛЕЙ ВАГОНОВ. Руководящий документ. РД 32.159-2000. http://consult-nk.ru/uploads/files/2014-09/1411131614_rd-32.159-2000-magnitoporoshkovyy-metod-nerazrushayuschego-kontrolya-detaley-vagonov.pdf.

5. Патент RU 2518954.

6. Jinyi Lee, Seokjin Kwon. Non-Destructive Testing of a Train Wheel using a Linearly Integrated Hall Sensor Array2011 IEEE Sensors Applications Symposium (SAS), Page(s): 268-272 (КОРЕЯ).

7. Мотовилов К.В. Методические указания к лабораторным работам. - М.: МИИТ, 2005. - 110 рис 2. 11, с. http://library.miit.ru/methodics/22_08_2012/04-35080.pdf

Устройство магнитной дефектоскопии ободьев колесной пары, содержащее электромагнит с сердечником, возбуждающий магнитный поток на исследуемых участках ободьев, и средства обнаружении на них аномалий магнитного поля, отличающийся тем, что колесную пару устанавливают на два валка, форма которых обеспечивает максимальное пятно контакта с ободьями колесной пары, в качестве сердечника электромагнита используют оси валков, в качестве средства обнаружении аномалий магнитного поля используют датчики магнитного поля, которые неподвижно размещают между пятнами контакта колесной пары и валков, смещают исследуемые участки ободьев колесной пары путем совместного вращения колесной пары и валков.
Устройство магнитной дефектоскопии ободьев колесной пары
Устройство магнитной дефектоскопии ободьев колесной пары
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 15.
10.05.2018
№218.016.4ee4

Способ определения стрелочных переводов и положения остряков

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способам и устройствам для идентификации элементов железнодорожного пути, в частности стрелочных переводов, и может быть использовано в компьютеризированных дефектоскопических и путеизмерительных диагностических вагонах,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652673
Дата охранного документа: 28.04.2018
29.05.2018
№218.016.534b

Устройство электромагнитно-акустического контроля рельсов

Изобретение относится к области неразрушающего контроля при реализации ультразвуковых бесконтактных методов дефектоскопии для обнаружения дефектов в рельсах на значительных скоростях сканирования. Устройство электромагнитно-акустического контроля рельсов содержит тестовое колесо с множеством...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653663
Дата охранного документа: 11.05.2018
11.10.2018
№218.016.90a0

Способ обнаружения дефектов в рельсах

Использование: для ультразвукового (УЗ) неразрушающего контроля изделий, в частности железнодорожных рельсов. Сущность изобретения заключается в том, что в зоне досягаемости диаграммы направленности вертикального зондирующего электроакустического преобразователя (ЭАП), направленного через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668941
Дата охранного документа: 05.10.2018
01.11.2018
№218.016.9962

Способ магнитного обнаружения регулярных объектов рельсов

Использование: для обнаружения и оценки состояния сварных стыков рельсов и других регулярных объектов. Сущность изобретения заключается в том, что на дефектоскопическом средстве устанавливают устройство, создающее магнитное поле в рельсе, перемещают дефектоскопическое средство и фиксируют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671368
Дата охранного документа: 30.10.2018
02.03.2019
№219.016.d195

Способ диагностики рельсового пути и синхронизации результатов измерений

Изобретение относится к методам неразрушающего контроля рельсовых путей. Согласно способу диагностики рельсового пути и синхронизации результатов измерений диагностический комплекс, содержащий средства дефектоскопии и навигации, перемещают по рельсовому пути, обнаруживают стрелочные переводы,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680927
Дата охранного документа: 28.02.2019
01.08.2019
№219.017.bb38

Способ обнаружения и оценки сварных стыков рельсов

Изобретение относится к области исследования материалов с помощью магнитных средств и может быть использовано при высокоскоростной дефектоскопии железнодорожных рельсов для обнаружения и оценки состояния сварных стыков рельсов. Сущность на рельсе устанавливают и используют несколько датчиков...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002696066
Дата охранного документа: 30.07.2019
12.09.2019
№219.017.ca2c

Способ прогнозирования развитий аномалий в головке рельсов

Использование: для оценки состояния рельсов. Сущность изобретения заключается в том, что по рельсовому пути перемещают дефектоскопические средства, зондируют ими головку рельсов, оценивают полученные сигналы, обнаруживают аномалии и регистрируют их с привязкой к координатам рельсового пути,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002699942
Дата охранного документа: 11.09.2019
15.10.2019
№219.017.d5a4

Устройство намагничивания для средств неразрушающего контроля длинномерных изделий

Использование: для неразрушающего контроля железнодорожных рельсов, труб и другого проката магнитным методом. Сущность изобретения заключается в том, что устройство намагничивания для средств неразрушающего контроля длинномерных изделий содержит два идентичных магнита в виде диска и диск с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702809
Дата охранного документа: 11.10.2019
24.10.2019
№219.017.d96c

Способ определения расстояний между шпалами рельсового пути

Изобретение относится к способам и средствам неразрушающего контроля материалов и может быть использовано для диагностики рельсовых путей. Способ определения расстояний между шпалами рельсового пути заключается в перемещении по рельсовому пути измерителя, постоянном определении его текущего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002703802
Дата охранного документа: 22.10.2019
06.12.2019
№219.017.e9fa

Способ скоростной магнитной дефектоскопии длинномерных изделий

Изобретение относится к области исследования материалов с помощью магнитных средств. Способ скоростной магнитной дефектоскопии длинномерных изделий содержит этапы, на которых осуществляют намагничивание контролируемого изделия движущейся относительно изделия системой намагничивания, фиксируют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002707977
Дата охранного документа: 03.12.2019
Показаны записи 1-10 из 39.
10.02.2013
№216.012.232b

Способ диагностики рельсов

Изобретение относится к контрольно-измерительным устройствам для проверки состояния железнодорожных путей. Способ диагностики рельсов заключается в том, что на транспортное средство в известных относительных положениях устанавливают устройства: дефектоскопии, измерения неровностей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474505
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.01.2014
№216.012.989c

Акустический блок дефектоскопа

Использование: для дефектоскопии и толщинометрии. Сущность: заключается в том, что акустический блок дефектоскопа содержит платформу с возможностью ее перемещения вдоль исследуемого объекта, электроакустические преобразователи и проводник акустических колебаний, выполненный в виде тела вращения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002504767
Дата охранного документа: 20.01.2014
27.06.2014
№216.012.d815

Способ диагностики рельсового пути

Изобретение относится к способам и средствам неразрушающего контроля материалов и может быть использовано для диагностики рельсов и других протяженных объектов. Способ заключается в том, что магнитным дефектоскопом, установленным на вагоне-дефектоскопе, обследуют участок рельсового пути....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521095
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.01.2016
№216.014.bc9d

Способ контроля качества сварки

Использование: для контроля качества сварки металлических деталей. Сущность изобретения заключается в том, что выполняют ультразвуковое зондирование деталей в окрестности сварки, прием и оценку отраженных ультразвуковых сигналов, при этом дополнительно оценивают отраженные ультразвуковые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002573707
Дата охранного документа: 27.01.2016
27.03.2016
№216.014.c8be

Способ оценки угона рельсовой плети

Изобретение относится к способам продольного перемещения (угона) участков рельсовых плетей бесстыкового железнодорожного пути. Способ оценки угона рельсовой плети заключается в том, что на каждой маячной шпале и на рельсовой плети, на нерабочей стороне рельса и на известном расстоянии друг от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578897
Дата охранного документа: 27.03.2016
20.04.2016
№216.015.32dc

Устройство отображения рельсового дефектоскопа

Использование: для оперативной оценки результатов ультразвуковой (УЗ) дефектоскопии. Сущность изобретения заключается в том, что устройство отображения рельсового дефектоскопа содержит подсистему измерения, содержащую несколько акустических блоков, каждый из которых содержит несколько...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002582298
Дата охранного документа: 20.04.2016
10.06.2016
№216.015.44b3

Способ магнитного контроля сварных стыков рельсов

Изобретение относится к области исследования материалов с помощью магнитных средств, в частности фиксации изменений величины магнитного потока при изменении номинального сечения или структуры металла с ферромагнитными свойствами. Способ магнитного контроля сварных стыков рельсов заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586090
Дата охранного документа: 10.06.2016
13.01.2017
№217.015.875e

Способ настройки чувствительности рельсового ультразвукового дефектоскопа

Использование: для настройки чувствительности рельсового ультразвукового дефектоскопа. Сущность изобретения заключается в том, что настройку чувствительности ведут не по образцовым изделиям с искусственно созданными дефектами, а по конструктивным элементам дефектоскопируемого рельсового пути....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002603332
Дата охранного документа: 27.11.2016
25.08.2017
№217.015.b261

Способ ультразвукового обнаружения микротрещин на рабочей выкружке головки рельса

Использование: для ультразвукового обнаружения микротрещин на рабочей выкружке головки рельса. Сущность изобретения заключается в том, что на поверхности катания рельса устанавливают два электроакустических преобразователя, направленных зеркально относительно плоскости поперечного сечения так,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613574
Дата охранного документа: 17.03.2017
26.08.2017
№217.015.d411

Способ ультразвукового контроля изделий

Использование: для дефектоскопии листов, плит и других изделий двухсторонним доступом в металлургической, машиностроительной областях промышленности. Сущность изобретения заключается в том, что излучают с одной стороны контролируемого изделия импульсы ультразвуковых колебаний, принимают с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002622459
Дата охранного документа: 15.06.2017
+ добавить свой РИД