×
03.10.2019
219.017.d197

ЛОПАТКА ТУРБОМАШИНЫ, ЛОПАТОЧНЫЙ УЗЕЛ ТУРБОМАШИНЫ, РОТОР ВЕНТИЛЯТОРА И ТУРБОМАШИНА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002701677
Дата охранного документа
01.10.2019
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к лопатке турбомашины. Лопатка содержит перо, хвостовик, вводимый в зацепление с канавкой диска турбомашины, и внутреннюю полку, расположенную в радиальном направлении между хвостовиком и пером. Верхний по потоку конец хвостовика соединен с радиально внутренним концом входной кромки пера посредством верхнего по потоку края соединительного участка, расположенного в радиальном направлении между хвостовиком и внутренней полкой, так, что радиально внутренний конец входной кромки пера расположен дальше вниз по потоку, чем верхний по потоку конец хвостовика, и/или нижний по потоку конец хвостовика соединен с радиально внутренним концом выходной кромки пера посредством нижнего по потоку края соединительного участка так, что радиально внутренний конец выходной кромки пера расположен дальше вверх по потоку, чем нижний по потоку конец хвостовика. Изобретение также относится к лопаточному узлу турбомашины, ротору вентилятора для турбомашины, а также турбомашине. Изобретение обеспечивает распределение напряжений при нормальном режиме эксплуатации турбомашины с уменьшением тем самым локальных напряжений вследствие увеличенной длины хвостовика лопатки в осевом направлении. 4 н. и 9 з.п. ф-лы, 8 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к лопатке турбомашины, в частности, такой турбомашины как турбореактивный двигатель самолета или турбовинтовой двигатель, а также к ротору вентилятора и соответствующей турбомашине.

Как правило, ротор турбомашины содержит диск, по внешней периферии которого установлены рабочие лопатки, при этом лопатки имеют части, образующие аэродинамические профили и хвостовики, находящиеся в зацеплении в канавках, расположенных по внешней периферии диска. Указанные канавки являются по существу осевыми (то есть, по существу параллельными оси вращения ротора) и расположены в окружном направлении с чередованием с зубьями диска. В радиальном направлении рабочие лопатки удерживаются на диске благодаря сопряжению формы хвостовиков лопаток и формы канавок и, следовательно, зубьев диска, при этом хвостовики лопаток имеют форму, например, ласточкина хвоста.

Известно, что при установке лопатки по месту в соответствующей канавке диска, между хвостовиком каждой лопатки и дном канавки располагают клин, чтобы обеспечить неподвижность лопатки в радиальном направлении в данной канавке. Как правило, на входной кромке каждого клина имеется выступ, проходящий в радиально-наружном направлении и имеющий радиальную выходную поверхность, образующую осевой упор в радиальную входную поверхность хвостовика лопатки, для удерживания лопатки в осевом направлении по направлению к верхнему по потоку концу. По причине возникновения больших срезающих усилий, действующих в осевом направлении в процессе передачи определенных нагрузок, было предложено увеличить размер выступа в осевом направлении, так чтобы он мог выдерживать указанные нагрузки, что приводит к большому осевому размеру каждого выступа и увеличению массы ротора вентилятора.

С целью компенсации увеличенного размера выступа клина в осевом направлении можно соответствующим образом уменьшить верхний по потоку конец соответствующего хвостовика лопатки. Однако данное решение неприемлемо, поскольку в этом случае хвостовик лопатки имеет укороченный осевой размер по сравнению с указанным размером канавки диска и оказывает большие усилия при контакте на боковые стенки канавки, что может вызвать их преждевременный износ.

В контексте данной поставленной задачи, в частности, применительно к ротору вентилятора, в международной публикации WO 2009/144401 предложено решение, целью которого является уменьшение срезающих усилий, оказываемых на выступ клина, а именно, в случае ослабления лопатки вентилятора.

Данное решение предполагает, что выступ каждого клина содержит ограничительную, нижнюю по потоку поверхность, в которую в случае интенсивного усилия упирается верхний по потоку конец хвостовика лопатки, при этом данная поверхность является наклонной относительно оси вращения ротора.

Таким образом, в данной системе из клиньев и лопаток, лопатки работают дольше, чем обычно, без уменьшения возникающих в них напряжений. Между клином и лопаткой не происходит распределение напряжений. Другими словами, применительно к распределению потоков или напряжений, образованных в лопатке, решение, предложенное в WO 2009/144401, заключается в последовательной установке, при которой напряжения распределяются по лопатке, а затем по клину, при этом в лопатке возникают большие напряжения.

Кроме того, в заявке на патент US 2011/0076148 предложено особым образом закрепить на лопатке турбомашины специальную внутреннюю межлопаточную полку, которая расположена между лопатками, а в радиальном направлении между хвостовиком и пером. Однако это предполагает конкретное распределение напряжений, что может являться ограничением.

Не прибегая к указанным возможным способам, цель изобретения заключается прежде всего в обеспечении простого, эффективного и экономичного решения вышеуказанной проблемы посредством выступа, расположенного вверху и/или внизу по потоку на хвостовике лопатки и увеличивающего длину осевой протяженности.

Если говорить более конкретно, предложена лопатка турбомашины или узел лопатка/полка, в котором каждая лопатка имеет верхнюю по потоку сторону и нижнюю по потоку сторону и в радиальном направлении протяженности содержит:

- перо, имеющее входную кромку, расположенную вдоль верхней по потоку стороны, и выходную кромку, расположенную вдоль нижней по потоку стороны,

- и хвостовик, вводимый в зацепление в канавке диска турбомашины, при этом хвостовик расположен далее в радиально-внутреннем направлении по сравнению с пером и имеет верхний и нижний по потоку концы, расположенные поперек указанного направления радиальной протяженности, при этом между лопатками расположена внутренняя межлопаточная полка (являющаяся частью лопатки или отдельная от лопатки), тоже расположенная радиально между хвостовиком и пером, таким образом, образуя радиально-внутреннюю границу канала, обеспечивающего циркуляцию потока газа в турбомашине,

при этом лопатка или узел отличается тем, что по меньшей мере один из верхнего по потоку и нижнего по потоку концов хвостовика каждой лопатки соединен с радиально-внутренним концом входной кромки, соответственно, выходной кромки пера посредством верхнего по потоку, соответственно, нижнего по потоку, края соединительного участка (или корневой части пера), расположенного в радиальном направлении между хвостовиком и внутренней межлопаточной полкой и имеющего выемку, углубленную в направлении вниз по потоку, соответственно, вверх по потоку, так что радиально-внутренний конец входной кромки, соответственно выходной кромки пера расположен дальше вниз по потоку, соответственно, дальше вверх по потоку по сравнению с верхним по потоку, соответственно, нижним по потоку концом хвостовика.

Посредством указанной или указанных выемок добиваются ограничения массы лопаток, что является слабым местом роторных узлов.

Более того, посредством увеличенной протяженности выше и/или ниже по потоку стремятся задействовать хвостовик лопатки спереди (выше по потоку) и/или сзади и, следовательно, распределить напряжения по большей площади, соответственно, уменьшая среднее локальное напряжение.

Путем указанного увеличения в осевом направлении размаха хвостовика, напряжения будут распределяться в выступе и в остальной части размаха, по направлению к нижнему по потоку концу.

Имеет место уже не последовательная установка, описанная в документе WO2009/144401, а параллельная; таким образом, уменьшены локальные напряжения.

Для справки отметим, что для лопатки вентилятора размах представляет собой участок хвостовика лопатки, который контактирует с зубьями диска, в который вставлен хвостовик, поскольку хвостовик находится в зацеплении в канавке указанного диска. Следовательно, осевая длина размаха ротора с лопатками параллельна оси вращения ротора или перпендикулярна радиальному направлению протяженности лопатки, длине, вдоль которой хвостовик по боковой линии контактирует с зубьями диска. Корневая часть пера лопатки обычно является зоной, расположенной в радиальном направлении между радиально-внутренним концом лопатки – где расположены внутренние полки – и хвостовиком, и, таким образом, внутри относительно радиально-внутренней границы, образованной указанными полками, обеспечивающей циркуляцию потока газа в турбомашине, что будет приводить к уменьшению напряжений в корневой части пера, на верхней по потоку стороне.

Выполняя верхний по потоку, соответственно, нижний по потоку край корневой части пера с вогнутым и/или выдающимся вверх по потоку профилем на участке от хвостовика по направлению к перу, соответственно, расположенным вглубь вниз по потоку, добиваются того, что распределение напряжений не только будет проходить по большой площади сечения с целью уменьшения локального напряжения в корневой части пера, но и будет рассеиваться в максимально возможной степени посредством верхнего по потоку контактного участка.

Придавая вогнутому соединению радиальный профиль (описываемый радиусом) вдоль верхнего по потоку края, соответственно, нижнего по потоку края корневой части пера между внутренними полками и хвостовиком, указанное выше рассеивание напряжений будет еще более усилено благодаря закругленной форме соединения.

Следует отметить, что продление осевого размаха хвостовика по направлению к верхней по потоку стороне, соответственно, нижней по потоку стороне, будет еще более целесообразным, если входная кромка, соответственно, выходная кромка пера в радиальном наружном направлении за пределы начального вогнутого профиля имеет вогнутый профиль, который относительно прямолинейной линии, параллельной радиальному направлению протяженности лопатки и проходящей через верхний по потоку конец хвостовика, выступает вверх по потоку, соответственно, расположен вглубь указанной линии вниз по потоку.

Если, исходя из рекомендаций, указанный выпуклый профиль лопатки имеет увеличенную кривизну на входной кромке по сравнению с выходной кромкой (L4 > L5 внизу), то центр тяжести лопатки (по меньшей мере ее основной части) будет по существу ближе к входной, а не к выходной кромке. Осевой размах удлиненного хвостовика будет оказывать влияние на устойчивость лопатки и, естественно, препятствовать ее наклону под воздействием веса по направлению к верхнему по потоку концу в неподвижном состоянии, и в некоторой степени назад (вниз по потоку) при вращении вентилятора.

Более того, с целью оптимизации как желаемого механического эффекта, так и веса лопатки, лопатка предпочтительно может иметь:

- участок, который в направлении ее радиальной протяженности проходит к свободному (радиально-внутреннему) концу,

- причем в данном направлении расстояние между началом указанного участка и свободным концом равно R,

- и причем перпендикулярно указанному направлению радиальной протяженности расстояние между верхним по потоку концом хвостовика и либо радиально-внутренним концом входной кромки пера, либо нижним по потоку концом выемки соединительного участка между пером и хвостовиком равно L,

- при этом L меньше или равно 2R.

При условии, что соединение входной кромки пера на верхней по потоку стороне и на радиально-внутреннем конце образовано вогнутым профилем, можно предотвратить слишком большое выдвижение хвостовика вверх по потоку, либо даже обеспечить определенные аэродинамические свойства.

Более того, при условии:

- что хвостовик одной (или каждой) лопатки имеет кромку, расположенную в радиально-внутреннем направлении на осевом конце и параллельную оси канавки, образованной в диске, в которую входит данный хвостовик, и

- что на верхней по потоку стороне верхний по потоку конец хвостовика образует переднюю поверхность, перпендикулярную оси, вдоль которой проходит указанная кромка,

будет обеспечен сильный осевой упор в направлении верхнего по потоку конца данного хвостовика.

Кроме того, чтобы обеспечить еще большее уменьшение массы лопаток, предложено соединить верхний по потоку, соответственно, нижний по потоку конец хвостовика радиально-наружным образом с верхним по потоку, соответственно, с нижним по потоку краем радиально-внутренней части соединительного участка между хвостовиком и внутренней межлопаточной полкой, расположенной между лопатками, посредством указанной выемки, углубленной по направлению к нижнему по потоку, соответственно, верхнему по потоку концу, так что поперек радиального направления верхний по потоку, соответственно, нижний по потоку конец хвостовика расположен еще дальше вверх по потоку, соответственно, вниз по потоку по сравнению с верхним по потоку, соответственно, нижним по потоку краем данного соединительного участка, по всей его длине.

Для лучшего понимания изобретения, а также для выяснения деталей, особенностей и преимуществ изобретения следует прочитать приведенное ниже описание, выполненное в качестве неограничивающего примера и со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых:

- фиг.1 изображает частичный схематический осевой разрез (за исключением лопатки, которая показана в виде сбоку) ротора вентилятора турбомашины, согласно известному уровню техники,

- фиг.2 изображает частичный схематический вид сбоку лопатки ротора вентилятора турбомашины, согласно данному изобретению,

- фиг.3 изображает схематический вид фрагмента фиг.2, в увеличенном масштабе,

- фиг.4 изображает частичный схематический вид сбоку другой лопатки согласно данному изобретению,

- фиг.5 изображает частичный схематический осевой разрез (за исключением лопатки, которая показана в виде сбоку) ротора вентилятора, каждая лопатка которого подобна лопатке, изображенной на фиг.4,

- фиг.6 изображает местный разрез по линии VI-VI фиг.3, и

- фиг.7, фиг.8 схематически изображают два вида лопаток и два возможных узла.

Изображенные на фиг.1 лопатки 12 соответствуют решению известного уровня техники, при этом на чертеже показана только одна из указанных лопаток. Таким образом, с целью реализации изобретения каждая лопатка 12 должна быть заменена лопаткой 12', изображенной на фиг.2 и 3, при этом могут использоваться другие представленные на чертеже части ротора.

В роторе 100 вентилятора лопатки 12 удерживаются в диске 14, при этом между указанными лопатками расположены полки 16. Диск 14 закреплен на переднем по потоку конце вала турбомашины, который не показан на чертеже.

В данном случае каждая из межлопаточных полок 16, которые должны быть расположены по окружности (вокруг оси А) торец в торец с внутренними полками смежных лопаток, так чтобы совместно образовать радиально-внутреннюю окружную границу для потока газа (канал 21), циркулирующего в турбомашине, выполнена как единое целое с остальной частью лопатки (пером, корневой частью пера и хвостовиком), которая включает указанную полку; однако можно использовать прикрепляемые полки (а не выполненные как единое целое), проходящие сбоку как можно ближе к каждой боковой поверхности лопатки, например, обозначенной номером 12а позиции.

Каждая лопатка 12 вентилятора содержит перо 13, на своем радиально-внутреннем конце соединенное с хвостовиком 18, который находится в зацеплении в по существу осевой канавке 20, имея форму, комплементарную форме диска 14, чтобы обеспечить радиальное удерживание лопатки в диске.

Выражения:

- «радиальный» и «осевой» относятся, соответственно, к направлению 10 протяженности лопатки и к ориентации канавки 20, в которой находится в зацеплении хвостовик 18 (параллельной оси А вращения ротора), при этом условимся, что хвостовик имеет (в радиально-внутреннем направлении) кромку 19, расположенную на внутреннем осевом конце (или радиально-внутреннем свободном конце), вводимую в зацепление параллельно оси канавки 20,

- «внутренний» и «наружный» (см., соответственно, обозначения INT и ЕХТ на фиг.1 - фиг.3) относятся к положению вдоль направления 10 протяженности лопатки; при этом хвостовик 18 обращен внутрь, а перо 13 наружу,

- «верхний по потоку» и «нижний по потоку» (см., соответственно, обозначения АМ и AV на фиг.1 - фиг.3) относятся к положению вдоль осевого направления А.

Таким образом, в роторе хвостовики 18 находятся в зацеплении осевым образом и удерживаются радиальным образом в канавках или пазу, проходящему по наружной периферии диска, причем указанные канавки чередуются с зубьями диска.

Между хвостовиком 18 каждой лопатки и дном соответствующей канавки 20 диска расположен клин 22, предназначенный для радиальной фиксации лопатки в канавке. Каждый клин 22 образован вытянутым бруском, на переднем конце которого имеется выступ 24, проходящий в радиально-наружном направлении.

В положении установки, изображенном на фиг.1, выступ 24 оказывает упор на радиальную поверхность 26 верхнего по потоку конца хвостовика 18 лопатки, с целью осевого удерживания лопатки в диске 14 вверху по потоку.

Кольцевая пластина 28 неподвижно зафиксирована коаксиальным образом относительно верхнего по потоку конца диска 14, при этом внешняя периферия указанной пластины проходит перед выступами клиньев 22. Пластина 28 удерживается на диске 14 посредством зажимов 29, 31, при этом на внутренней периферии указанной пластины образован кольцевой фланец 30, расположенный между верхним по потоку кольцевым фланцем 32 диска 14 и внутренним кольцевым фланцем 34 крышки 36, расположенной перед диском 14 и лопатками 12. Фланцы 30, 32 и 34 имеют осевые отверстия для прохода винтов 37 или подобных средств крепления, обеспечивающих прижим фланцев друг к другу. Радиальная поверхность 26 хвостовика 18 скошена по направлению к радиально-внутреннему концу хвостовика и, таким образом, имеет наклонную переднюю концевую поверхность 39, предназначенную для упора в по существу параллельную ей наклонную поверхность 41 выступа 24 клина, в частности, в случае ослабления или разрушения одной из лопаток 12 вентилятора.

Таким образом, поверхность 39, проходящая под наклоном относительно оси А вентилятора, соединяет верхнюю по потоку радиальную поверхность 26 хвостовика 18 с его радиально-внутренней осевой кромкой 19.

Возможно, что данный вариант выполнения обеспечивает решение, в частности, в случае ослабления или разрушения лопатки. Однако изобретение нацелено главным образом, на то, чтобы научиться справляться с распределением напряжений при нормальном режиме эксплуатации и, таким образом, не в условиях ослабления или разрушения лопатки, когда указанные напряжения проходят по всей длине оси 10 и направлены от лопатки к диску. Задачей является уменьшение передачи напряжений, в частности, на соединительном участке между пером и хвостовиком.

В частности, в решениях, представленных на фиг.2 - фиг.4, согласно изобретению с указанной целью предложена лопатка 12', соответственно 12'', в которой верхний по потоку конец 450', соответственно 450'', хвостовика 18', соответственно 18'', соединен с радиально-внутренним концом 430', соответственно 430'', входной кромки пера 13', соответственно 13'', посредством переднего края соединительного участка, имеющего выемку 49', 49'', углубленную в направлении вниз по потоку, так, что радиально-внутренний конец входной кромки 431', соответственно 431'', пера расположен дальше вниз по потоку по сравнению с верхним по потоку концом 450', 450'' хвостовика.

Таким образом, как показано на фиг.5, когда лопатка находится в зацеплении в канавке 58 диска 56, участок, образующий выступ, имеет увеличенную длину L в осевом направлении (параллельном оси А), обеспечивающую распределение напряжений, в частности, в нормальном режиме эксплуатации ротора.

С целью объяснения указанного, на фиг.3 - 5 номером L2 обозначен участок длины лопатки, а именно, длины, которая перпендикулярна направлению 10 протяженности и параллельна оси А, проходящий между верхним по потоку и нижним по потоку концами (соответственно, 450'' и 451'' на фиг.4) соответствующего хвостовика лопатки, при этом после установки указанный хвостовик по всей данной длине заключен внутри канавки 58 диска 56, как изображено на фиг.5 для лопатки 12'.

Далее обратимся к решению, представленному на фиг.2 и 3, но решение, представленное на фиг.4, тоже имеет отношение к данному случаю. Для этого достаточно заменить значок (') на значок (''). Точно так же, вдоль оси А верхний по потоку конец 450' выступа расположен далее вверх по потоку по сравнению с верхним по потоку концом 160' боковой внутренней полки 16', причем в случае использования полки 16' указанный конец 160' соответствует концу корневой части 47' пера в точке его соединения с основанием пера спереди по потоку.

Следует понимать, что данное находящееся спереди по потоку положение определено вдоль оси А вращения ротора или параллельно прямолинейной кромке 19' осевого конца, которую, как и в вышеописанном случае, имеет хвостовик 18' лопатки 12' (в радиально-внутреннем направлении) и которая находится в зацеплении в осевой канавке соответствующего диска.

Все конструктивные предложения для местоположения выше по потоку могут быть использованы для местоположения ниже по потоку, или для того и другого из указанных местоположений, для дополнительного увеличения длины участка L2.

Таким образом, для нижней по потоку стороны и согласно тем же чертежам, нижний по потоку конец 451', 451'' хвостовика лопатки соединен с радиально-внутренним концом выходной кромки 457', 457'' пера посредством нижнего по потоку края соединительного участка (или корневой части пера; 47', 47''), образованного в радиальном направлении между хвостовиком и внутренней межлопаточной полкой 16', 16'', расположенной между лопатками (независимо от того, выполнена ли полка как единое целое с лопаткой или представляет отдельный элемент), и имеющего выемку 490', 490'', углубленную в направлении вверх потоку, так что указанный радиально-внутренний конец данной выходной кромки (поз. 432' на фиг.2) пера расположен далее вверх по потоку по сравнению с нижним по потоку концом хвостовика (поз. 451' на фиг.2).

В результате, распределение напряжений происходит по увеличенному поперечному сечению, таким образом, будет уменьшено локальное напряжение в корневой части пера.

В этой связи, на фиг.2 и 3 представлено преимущество от соединения корневой части 47' пера, расположенной в радиальном направлении между внутренними полками 16' и хвостовиком 18' (и, следовательно, внутрь относительно воздушного канала, ограниченного указанными полками после установки лопатки 12'), с хвостовиком на его верхнем по потоку конце, при этом соединение обеспечено посредством вогнутого профиля, задаваемого выемкой 49' или 49'', причем данное преимущество способствует распространению вышеуказанных усилий по направлению к концу (верхнему по потоку концу АМ) размаха лопатки.

С учетом того, что указанный вогнутый профиль является радиальным (задан радиусом), еще более облегчается распределение усилий, за счет отсутствия углов.

Для обеспечения соответствующего осевого упора, предложено, чтобы на конце хвостовика, максимально выступающем вверх по потоку, была образована верхняя по потоку концевая поверхность 450', ориентированная перпендикулярно оси, вдоль которой проходит осевая концевая кромка 19'.

Более того, чтобы способствовать уравновешиванию лопаток, предложено, чтобы на верхней по потоку стороне и нижней по потоку стороне самые изогнутые участки пера, соответственно, на входной и выходной кромках (соответственно, поз. 453', 453'' и 459', 459'' на фиг.2, фиг.4) были расположены, соответственно, выше и ниже по потоку относительно верхнего по потоку и нижнего по потоку концов хвостовика: осевое расстояние L4 и L5 на фиг.4.

Для уравновешивания узла рекомендовано условие L4 > L5.

Для еще большего уменьшения массы лопаток нижний по потоку конец 451', 451'' хвостовика целесообразно соединить в радиально-наружном направлении с нижним по потоку краем 491', 491'' радиально-внутренней части корневого участка 47', 47'' пера посредством выемки 490', 490'', углубленной по направлению к верхнему по потоку концу.

Таким образом, поперек радиального направления 10 лопатки, нижний по потоку конец 451', 451'' хвостовика будет расположен вдоль оси А дальше вниз по потоку по сравнению с нижним по потоку краем 491', 491'', с которым соединен данный конец.

Более того, для общего равновесия лопатки и эффективного направления воздушного потока посредством внутренних полок, таких как 16', 16'', предложено, чтобы нижний по потоку конец 161', 161'' каждой из указанных полок был расположен вдоль оси А дальше вниз по потоку по сравнению с нижним по потоку концом хвостовика, и, таким образом, поперек радиального направления протяженности 10 соответствующей лопатки (см. расстояние L3 на фиг.5).

На фиг.7 изображено расположение полок 16' лопаток 12', хвостовики 18' которых удерживаются вокруг оси А в окружной канавке 58'' диска 56'. Каждая полка 16', выполненная как единое целое с пером, проходит по существу в осевом и окружном направлении с каждой стороны пера, поперек оси 10. Радиус 59 образует соединительный участок между пером 13' и указанной полкой 16', при этом продолжающаяся наружу переходная поверхность данного участка имеет вогнутый профиль. Установленные таким образом полки попарно входят в упор друг с другом по их окружным концевым поверхностям 160'.

На фиг.4 лопатка не имеет выполненной с ней как единое целое внутренней полки. Каждую внутреннюю полку (одна из которых под номером 16'' позиции отмечена пунктиром) прикрепляют, располагая сбоку между двумя перьями, расположенными последовательно по окружности, и скрепляя с диском, еще в большей степени ограничивая изнутри канал 21.

Таким образом, в данном варианте между корневой частью 47'' пера и пером лопатки имеется прямое соединение, проходящее в радиальном направлении.

На фиг.8 более наглядно показано прикрепление полок: изображенная схематически полка 16' проходит окружным образом между парой лопаток 12'', причем на чертеже показана только одна лопатка, при этом хвостовик 18'' лопатки удерживается в одной из канавок 58 диска 56, образованной между двумя ребрами 140, расположенными последовательно по окружности вокруг оси А.

Указанное расположение не препятствует соединению входной кромки 431'' пера на ее радиально-внутреннем конце 430'', обеспечиваемому вогнутым профилем 433''.

На фиг.3 еще более наглядно видно, что соответствующий вогнутый профиль 433' даже заглублен по направлению к нижнему по потоку концу относительно осевого положения вогнутого профиля 49' переднего края соединительного участка между пером и хвостовиком (осевое расстояние L1).

Таким образом, независимо от того, выполнена ли лопатка как единое целое с внутренней полкой, в данной связи будет преимущественным (в частности, с точки зрения проблемы веса, но также и равновесия, если профили, образованные вверху и внизу по потоку, отличаются друг от друга), чтобы на верхнем по потоку и/или нижнем по потоку конце верхний по потоку, соответственно, нижний по потоку, конец хвостовика был соединен в радиально-наружном направлении с верхним по потоку, соответственно, нижним по потоку, краем радиально-внутренней части соединительного участка 47', 47'' между хвостовиком и внутренней межлопаточной полкой 16' или 16'', посредством выемки, углубленной в направлении вниз по потоку, соответственно, вверх по потоку, так что поперек радиального направления 10 верхний по потоку, соответственно, нижний по потоку, конец хвостовика расположен дальше вверх по потоку, соответственно, дальше вниз по потоку, по сравнению с верхним по потоку, соответственно, нижним по потоку, краем соединительного участка, и проходит (в радиальном направлении) по всей длине указанного участка (и, следовательно, от места соединения с хвостовиком и до уровня внутренней полки).

Другое сходство между представленными вариантами заключается в том, что за пределами вогнутого профиля 433', 433'' и в радиально-наружном направлении оси 10 входная кромка 431', 431'' пера имеет выпуклый профиль 435', 435''.

Данная конфигурация лучше всего видна на фиг.2.

С другой стороны, в варианте лопатки, представленной на фиг.4, которая не имеет полки, выполненной как единое целое с лопаткой, на участке 461'' отсутствует вогнутый профиль 461', который предпочтительно имеется у соединения с радиально-внутренним концом выходной кромки пера в случае лопатки, выполненной как единое целое с полкой (фиг.2). В радиальном направлении между полкой 16''а и самым выступающим участком 459'' (по направлению к нижнему по потоку концу) пера на выходной кромке, профиль указанной выходной кромки остается вогнутым несмотря ни на что.

Объединяя указанные, проходящие последовательно вогнутый, а затем выпуклый профили вдоль входной кромки пера и соединение с выемкой 49', 49'' вогнутого профиля 433', 433'', углубленной в направлении вниз по потоку, можно достичь точного баланса между удлинением L осевой протяженности (параллельно оси А), осевым положением центра тяжести лопатки (которое важно, в частности, для статического и динамического равновесия при вращении ротора) и требованиями, предъявляемыми к аэродинамическим характеристикам.

Также следует отметить, что с учетом указанного и, в частности, применительно к фиг.3 и фиг.6:

- в направлении 10 радиальной протяженности указанная лопатка имеет участок, который проходит по направлению к свободному концу (например, 19' на фиг.3),

- причем в указанном направлении расстояние между началом указанного участка (180', 180'' на фиг.3, фиг.4) и свободным концом 19' или 19'' равно R,

- и причем перпендикулярное направлению 10 радиальной протяженности расстояние между верхним по потоку концом хвостовика и либо радиально-внутренним концом (455', 455'' на фиг.2, фиг.4) входной кромки пера, либо нижним по потоку концом выемки 49', 49'' соединительного участка между пером и хвостовиком (см. фиг.3) равно L,

- при этом L меньше или равно 2R.

Данное условие и, следовательно, соответствие вышеуказанному соотношению целесообразно обеспечить внизу по потоку, при этом L меньше или равно 2R'. Размер R' (высота хвостовика вдоль оси 10 на нижнем по потоку конце будет (фиг.3) или не будет (фиг.2) равна R. Высота R' > R будет обеспечивать надлежащий задний упор хвостовика (как схематически изображено на фиг.5).

Любая из лопаток 12', 12'' может быть установлена в роторе 100', изображенном на фиг.5.

Диск 56 расположен вокруг оси А турбомашины и вращается посредством расположенного ниже по потоку приводного вала (не показан на чертеже).

К диску 56 прикреплены лопатки, включая уже представленную лопатку 12', между которыми расположены полки 16'.

Хвостовик 18' каждой лопатки находится в зацеплении в по существу осевой канавке 58 диска 56, образованной между двумя зубьями или ребрами 140 диска, обеспечивая радиальное удерживание лопатки в диске.

Кроме того, ротор 100' имеет средства для осевой фиксации лопаток в диске по направлению к верхнему по потоку концу. Указанные средства содержат пластину 74, установленную в кольцевой канавке диска 56 и образующую осевой упор для хвостовиков лопаток. Поворот пластины 74 сдерживает кольцо 86, содержащее цилиндрическую часть, ограниченную внутренней и внешней цилиндрическими поверхностями. Цилиндрическая часть кольца расположена в осевом наружном упоре во фланец 66 диска. Фланец 66 содержит осевые отверстия для прохода винтов 70, расположенные равномерно по всей его окружности. Поворот фланца 74 сдерживается посредством упора его сплошных частей в выступы кольца. К диску неподвижно прикреплена крышка 96, например, выполненная из алюминия и имеющая коническую форму.

Лопатки 12' вентилятора удерживаются осевым образом в канавках 58 диска 56 при помощи вышеуказанных средств 70, 74, 86, 96, следовательно, расположенных перед лопатками.

Между хвостовиком 18' каждой лопатки и дном соответствующей канавки 58 диска 56 расположен клин 142 для обездвижения лопатки на диске 56 в радиальном направлении.

Межлопаточные полки 16' при этом образуют стенку, ограничивающую изнутри канал 144 для прохода воздушного потока, поступающего в турбомашину, и содержат средства, которые взаимодействуют с соответствующими средствами, выполненными на диске 56 между канавками 58, с целью фиксации полки на диске.

Компрессор 150 низкого давления (LP) расположен вниз по потоку относительно диска 56 вентилятора и непосредственно упирается в нижние по потоку концы хвостовиков 18' лопаток и ребра 140 диска, таким образом, в данном месте не возникает никакого напряжения ребер на радиальной глубине, связанного с зацеплением расположенных ниже по потоку хвостовиков. При этом осевой упор LP компрессора 150 обеспечен радиальным утолщением 151, образованным на верхнем по потоку конце переднего кольцевого плеча 153 нижнего по потоку лабиринтного кольца. Вышеуказанному упору может дополнительно содействовать осевое крепление 155, обычно выполняемое при помощи болтов и расположенным в радиально-наружном направлении между радиальным утолщением 151 и корневой частью пера, отмеченной номером 47' позиции (см. фиг.5).

Профиль внутренней стенки 152 диска 56 может иметь форму усеченного конуса, выступающего по направлению к нижнему по потоку концу.


ЛОПАТКА ТУРБОМАШИНЫ, ЛОПАТОЧНЫЙ УЗЕЛ ТУРБОМАШИНЫ, РОТОР ВЕНТИЛЯТОРА И ТУРБОМАШИНА
ЛОПАТКА ТУРБОМАШИНЫ, ЛОПАТОЧНЫЙ УЗЕЛ ТУРБОМАШИНЫ, РОТОР ВЕНТИЛЯТОРА И ТУРБОМАШИНА
ЛОПАТКА ТУРБОМАШИНЫ, ЛОПАТОЧНЫЙ УЗЕЛ ТУРБОМАШИНЫ, РОТОР ВЕНТИЛЯТОРА И ТУРБОМАШИНА
ЛОПАТКА ТУРБОМАШИНЫ, ЛОПАТОЧНЫЙ УЗЕЛ ТУРБОМАШИНЫ, РОТОР ВЕНТИЛЯТОРА И ТУРБОМАШИНА
ЛОПАТКА ТУРБОМАШИНЫ, ЛОПАТОЧНЫЙ УЗЕЛ ТУРБОМАШИНЫ, РОТОР ВЕНТИЛЯТОРА И ТУРБОМАШИНА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 13.
15.11.2018
№218.016.9db3

Способ синхронизации двигателей самолета с двойным промежуточным состоянием

Изобретение относится к способу синхронизации двигателей самолета. Для синхронизации двигателей используют активационные логические схемы для каждого двигателя. Активационная логическая схема задает три состояния, а именно выключенное, дежурное состояние и включенное состояние. Переключения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672440
Дата охранного документа: 14.11.2018
08.03.2019
№219.016.d39d

Турбинный двигатель, содержащий систему приводов для такого устройства, как коробка агрегатов

Турбинный двигатель содержит полую направляющую стойку, радиальный промежуточный вал и раздаточную коробку. Направляющая стойка проходит радиально относительно оси двигателя от ступицы к кольцевому корпусу, при этом радиально внешний конец стойки прикреплен к кольцевому корпусу и выходит в его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681391
Дата охранного документа: 06.03.2019
14.05.2019
№219.017.51cd

Изложница для центробежного литья, снабженная вкладышами

Изобретение относится к центробежному литью сплава. Изложница, выполненная с возможностью вращения вокруг оси (А), содержит вкладыши (135а), каждый из которых определяет полость (17) для приема сплава, и по меньшей мере один наружный каркас (137). Вкладыши размещены внутри наружного каркаса...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002687320
Дата охранного документа: 13.05.2019
17.07.2019
№219.017.b588

Способ выполнения работ на роторе и связанный с ним профильный элемент

В предложенном в соответствии с настоящим изобретением способе выполнения работ для поддержания металлического ротора, такого как барабан, турбинного двигателя в работоспособном состоянии шлифуют верхнюю по потоку и/или нижнюю по потоку поверхность (343) окружной выемки (34) ротора, имеющую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002694603
Дата охранного документа: 16.07.2019
27.07.2019
№219.017.b9d7

Роторное устройство для турбомашины (варианты), турбина для турбомашины и турбомашина

Роторное устройство для турбомашины содержит диск, лопатки, уплотнительный фланец, промежуточное кольцо и уплотнение. На наружной периферии диска расположены чередующиеся пазы и зубцы, проходящие в нижнем по потоку направлении на диске. Лопатки проходят в радиальном направлении от диска и имеют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695545
Дата охранного документа: 25.07.2019
10.08.2019
№219.017.be14

Устройство для пропускания электрического жгута в газотурбинный двигатель

Изобретение относится к устройству для пропускания электрического жгута через стенку (28), содержащему трубчатый металлический наконечник (34), проходящий непосредственно через стенку (28) и вмещающий электрический жгут, и рукав (38, 64, 66), изготовленный из термоусадочного материала и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002696620
Дата охранного документа: 05.08.2019
08.09.2019
№219.017.c93d

Инструментальная оснастка для механической обработки канавки корпуса газотурбинного двигателя

Группа изобретений относится к инструментальной оснастке для механической обработки кольцеобразной канавки корпуса газотурбинного двигателя. Оснастка содержит обрабатывающий инструмент, опорную плиту, первые средства позиционирования обрабатывающего инструмента относительно опорной плиты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002699603
Дата охранного документа: 06.09.2019
04.10.2019
№219.017.d25c

Способ установки лопаток по периферии диска турбинного двигателя и инструмент для монтажа лопатки

Изобретение относится к способу установки лопаток по периферии диска турбинного двигателя относительно оси вращения диска, содержащего на своей радиально наружной периферии пазы, проходящие параллельно оси диска и расположенные с чередованием с гребнями диска. Каждая лопатка имеет первый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002701925
Дата охранного документа: 02.10.2019
22.10.2019
№219.017.d8fc

Способ изготовления компонента турбинного двигателя

Изобретение относится к способу ремонта компонента турбинного двигателя. Способ ремонта компонента турбинного двигателя включает послойное изготовление заготовки путем селективного плавления порошка, содержащего смесь материала припоя и основного материала, идентичного или подобного материалу...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002703666
Дата охранного документа: 21.10.2019
22.12.2019
№219.017.f103

Охлаждение масляного контура турбинного двигателя

Изобретение относится к турбинному двигателю, такому как турбореактивный двигатель или турбовинтовой двигатель летательного аппарата. Турбинный двигатель содержит по меньшей мере один масляный контур (8) и охлаждающие средства (16) для охлаждения масла в указанном контуре (8), причем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002709761
Дата охранного документа: 20.12.2019
Показаны записи 1-10 из 10.
20.11.2014
№216.013.08b5

Устройство для создания предварительного механического напряжения с радиальным действием

Изобретение относится к устройству для создания предварительного механического напряжения, предназначенному для обеспечения механического контакта между элементами качения и их дорожкой качения. Устройство (10) для создания предварительного механического напряжения, проходящее вокруг некоторой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533630
Дата охранного документа: 20.11.2014
27.11.2014
№216.013.0bb1

Втулка воздушного винта с лопастями с изменяемым углом установки

Предлагаемое изобретение относится к втулке воздушного винта с лопастями с изменяемым углом установки для газотурбинного двигателя, в частности для газотурбинного двигателя с вентилятором, не закрытым обтекателем. Эта втулка воздушного винта содержит многоугольное кольцо 134, представляющее по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534401
Дата охранного документа: 27.11.2014
27.02.2015
№216.013.2c80

Устройство для создания предварительного напряжения с окружным действием

Группа изобретений относится к машиностроению. Устройство (10) создания предварительного напряжения содержит по меньшей мере три зоны (11) деформирования. Зоны (11) деформирования содержат по меньшей мере одну плоскую контактную поверхность и проходят в первой плоскости. Между каждой зоной (11)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542860
Дата охранного документа: 27.02.2015
27.02.2015
№216.013.2e78

Ступица винта, винт, содержащий такую ступицу и газотурбинный двигатель

Объектом изобретения является ступица винта с лопастями с переменным углом установки для газотурбинного двигателя, в частности для газотурбинного двигателя с вентилятором, не закрытым обтекателем. Ступица винта содержит многоугольное кольцо с по существу радиальными цилиндрическими гнездами,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002543364
Дата охранного документа: 27.02.2015
20.08.2015
№216.013.6eae

Ступица для винта с многоугольным усиленным кольцом и турбомашина, снабженная такой ступицей

Ступица винта с лопастями с изменяемым углом установки для турбомашины содержит многоугольное кольцо для удержания лопастей и соединительное средство, связывающее многоугольное кольцо с элементом ротора турбины турбомашины. Многоугольное кольцо выполнено концентрично продольной оси турбомашины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002559904
Дата охранного документа: 20.08.2015
10.08.2016
№216.015.5264

Ротор вентилятора и турбореактивный двигатель

Ротор вентилятора турбомашины содержит диск, несущий лопатки, ножки которых установлены в осевых пазах диска, кожух, имеющий форму усеченного конуса, установленный на диске, средства осевого удержания лопаток на диске, а также средства обеспечения неподвижности при вращении обода. Средства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594037
Дата охранного документа: 10.08.2016
13.01.2017
№217.015.76ff

Устройство предотвращения вращения для гайки большого размера

Настоящее изобретение относится к устройству предотвращения вращения для гайки. Устройство предотвращения вращения для гайки в затянутом положении на охватываемой части, являющейся полой в периферийной зоне, содержит: множество верхних вырезов, выполненных на одном конце гайки и проходящих...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002599712
Дата охранного документа: 10.10.2016
22.01.2019
№219.016.b2a2

Вентилятор, в частности, для турбинного двигателя

Изобретение относится к вентилятору, в частности, для небольшого турбинного двигателя, такого как турбореактивный двигатель, имеющему относительный диаметр ступицы, соответствующий отношению диаметра внутренней границы воздухозаборной секции 26 у радиально внутренних концов передних кромок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002677769
Дата охранного документа: 21.01.2019
30.03.2019
№219.016.f911

Вентилятор для турбомашины

Настоящее изобретение относится к вентилятору, в частности, для турбомашины небольшого размера, такой как турбореактивный двигатель, при этом относительный диаметр ступицы указанного вентилятора равен отношению диаметра внутренней границы входящего воздушного потока (26) у радиально внутренних...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002683343
Дата охранного документа: 28.03.2019
19.03.2020
№220.018.0d9b

Диск с лопатками вентилятора для турбомашины, вентилятор турбомашины и авиационный двигатель

Диск с лопатками вентилятора для турбомашины содержит ступицу, ограниченную передней и задней сторонами, а также внешней периферической поверхностью и внутренней поверхностью вращения. На внешней периферической поверхности ступицы расположены лопасти, каждая из которых имеет переднюю и заднюю...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002716953
Дата охранного документа: 17.03.2020
+ добавить свой РИД