×
02.10.2019
219.017.cff7

Результат интеллектуальной деятельности: Зубчатые передачи с арочным зацеплением и способ изготовления зубчатого колеса с внутренними зубьями арочной формы

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002700221
Дата охранного документа
13.09.2019
Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения, а именно к зубчатым передачам и методам изготовления зубчатых колес. Сущность изобретения заключается в том, что при изготовлении зубчатого колеса с внутренними зубьями арочной формы внутрь отверстия кольцевой заготовки зубчатого колеса вводят инструмент с вращающейся режущей кромкой, которым прорезают в заготовке дуговые канавки с равным шагом, образующие впадины между зубьями изготавливаемого зубчатого колеса. При этом вращение инструмента с режущей кромкой обеспечивают с помощью угловой передачи, а плоскость вращения режущей кромки инструмента, находящуюся в пределах габаритов инструмента, располагают под углом к плоскости, касательной к внутренней поверхности заготовки в точке вершины дуги прорезаемой канавки. В результате обеспечивается упрощение изготовления зубчатых колес с внутренним зубом арочной формы и повышение удельных показателей зубчатых передач с внутренним зацеплением за счет возможности использования в зацеплении внутреннего зуба арочной формы. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к зубчатым передачам и методам изготовления зубчатых колес.

Известны зубчатые передачи с арочным зубом наружного зацепления. Использование передач с зубьями арочной формы позволяет более чем в два раза улучшить удельные параметры зубчатой передачи за счет значительно большей жесткости и прочности зуба и большего коэффициента перекрытия зубчатой передачи (RU 2467838 С2, опуб., 27.11.2012). Из этого же источника информации известен и способ изготовления зубчатого колеса с наружным зубом, заключающийся в прорезании дуговых эквидистантных канавок с равным шагом, являющихся впадинами между зубьями изготавливаемого зубчатого колеса, с помощью инструмента с вращающейся режущей кромкой.

Недостатком известных технических решений является сложность изготовления колеса с внутренним зубом из-за неудобства размещения режущего инструмента.

Известен способ изготовления зубчатого колеса с внутренними зубьями арочной формы путем обката долбяком (RU 2005012 С1, опуб., 30.12.1993).

Недостатком известного способа является сложность приспособлений для привода и инструмента, и заготовки.

Техническим результатом является упрощение изготовления зубчатых колес с внутренним зубом арочной формы и повышение удельных показателей зубчатых передач с внутренним зацеплением за счет возможности использования в зацеплении внутреннего зуба арочной формы.

Поставленная задача достигается тем, что при изготовлении зубчатого колеса с внутренними зубьями арочной формы внутрь отверстия кольцевой заготовки зубчатого колеса вводят инструмент с вращающейся режущей кромкой, которым прорезают в заготовке дуговые канавки с равным шагом, образующие впадины между зубьями изготавливаемого зубчатого колеса, при этом вращение инструмента с режущей кромкой обеспечивают с помощью угловой передачи, а плоскость вращения режущей кромки инструмента, находящуюся в пределах габаритов инструмента, располагают под углом к плоскости, касательной к внутренней поверхности заготовки в точке вершины дуги прорезаемой канавки.

Поставленная задача достигается также тем, что ось вращения режущей кромки могут располагать в плоскости, смещенной относительно срединной продольной плоскости заготовки.

Поставленная задача достигается также тем, что ось вращения режущей кромки располагают в торцевой плоскости заготовки колеса или вне пределов проекции ее поперечного сечения.

Поставленная задача в части устройства достигается тем, что в зубчатой передаче внутреннего зацепления с арочным зубом, содержащей зубчатое колесо с внутренними зубьями и шестерню с внешними зубьями, согласно изобретению, зубья колеса и шестерни образованы дуговыми канавками, прорезанными в заготовках с круговыми поверхностями, соответственно, внутренней и наружной, при этом плоскость дуги канавки колеса расположена под углом к плоскости, касательной к поверхности заготовки в точке вершины дуги прорезаемой канавки, причем плоскость дуги канавки колеса, направленная в сторону от вершины дуги к ее концам, наклонена в направлении к центру вращения колеса.

Поставленная задача достигается также тем, что плоскость дуги канавки шестерни может быть расположена под углом к плоскости, касательной к поверхности заготовки в точке вершины дуги прорезаемой канавки, при этом плоскость дуги канавки шестерни, направленная в сторону от вершины дуги к ее концам, наклонена в направлении к центру вращения шестерни.

Поставленная задача достигается также тем, что форма поверхности заготовки колеса и/или шестерни может быть выполнена эллиптической формы, вогнутой или выпуклой.

Поставленная задача в части второго устройства достигается тем, что в зубчатой планетарной передаче с арочным зубом, содержащей зубчатое колесо с внутренними зубьями, сателлит с внешними зубьями и солнечную шестерню с внешними зубьями, согласно изобретению, зубья колеса, сателлита и шестерни образованы дуговыми канавками, прорезанными в заготовках с цилиндрическими поверхностями, соответственно, внутренней и наружными, при этом вершина дуги канавки каждого зубчатого элемента расположена на торцевой плоскости соответствующего элемента или вне пределов проекции поперечного сечения элемента, а плоскость дуги канавки колеса с внутренними зубьями расположена под углом к плоскости, касательной к поверхности соответствующей заготовки в точке вершины дуги прорезаемой канавки.

Поставленная задача достигается также тем, что плоскость дуги канавки сателлита и плоскость дуги канавки солнечной шестерни расположены под углом к плоскости, касательной к поверхности соответствующей заготовки в точке вершины дуги прорезаемой канавки, при этом плоскость дуги канавки сателлита, направленная в сторону от вершины дуги к ее концу, наклонена в направлении к центру вращения сателлита, а плоскость дуги канавки солнечной шестерни, направленная в сторону от вершины дуги к ее концу, наклонена в направлении от центра вращения солнечной шестерни.

Поставленная задача достигается также тем, что форма поверхности заготовки колеса и/или шестерни и/или сателлита может быть выполнена эллиптической формы, вогнутой или выпуклой.

Изобретение поясняется при помощи чертежей.

На фиг. 1 показана схема размещения инструмента и его привода при изготовлении колеса с внутренними зубьями;

На фиг. 2 показана форма зубьев колеса с внутренним зацеплением;

На фиг. 3 показана схема изготовления колеса с внутренними зубьями;

На фиг. 4 показана схема изготовления колеса с внешними зубьями;

На фиг. 5 показана схема передачи с внутренним зацеплением;

На фиг. 6 показана схема планетарной передачи, содержащей коронную шестерню с внутренним зацеплением.

На фиг. 7 показана схема изготовления солнечной шестерни.

Описываемый способ реализуется следующим образом. Внутри заготовки колеса 1 внутреннего зацепления размещают инструмент, например, резцовую головку 2 с резцами 3 (описанную в аналоге RU 2467838 С2). При этом привод резцовой головки осуществляют при помощи стандартной угловой инструментальной головки 4 или специальной угловой передачи (см. фиг. 1). Плоскость 5 вращения режущей кромки резцовой головки 2, проходящую, например, по вершинам резцов 3 и ограниченную габаритами головки 2, располагают под углом у к плоскости 6, касательной к внутренней поверхности заготовки колеса 1 в точке вершины дуги прорезаемой канавки, образующей впадину между зубьями 7 колеса 1. Наклон необходим для предотвращения касания резцов 3 с необрабатываемой частью поверхности заготовки колеса 1. Причем размеры стандартных угловых головок 4 позволяют изготавливать колеса внутреннего зацепления относительно небольших размеров. Но в настоящее время велики потребности промышленности именно в части высоконагруженных передач, передающих мощности до 75 тыс. кВт и более, в частности для перспективных турбовентиляторных авиационных двигателей.

Возможность выполнения арочных колес внутреннего зацепления позволяет решить проблемы создания компактных передач внутреннего зацепления и планетарных зубчатых передач.

При выполнении передачи внутреннего зацепления (см. фиг. 5) шестерню 8 с внешними зубьями изготавливают известным способом (RU 2467838 С2) путем прорезания резцовой головкой 2 дуговых канавок в наружной поверхности заготовки с образованием дуговых или арочных зубьев 9 (см. фиг. 4). При этом ось вращения резцовой головки 2 может быть наклонена таким образом, что плоскость 10 дуги канавки шестерни 8 расположена под углом у к плоскости 11, касательной к поверхности заготовки в точке вершины дуги прорезаемой канавки. При этом плоскость 10, направленная в сторону от вершины дуги к ее концам, наклонена в направлении к центру вращения шестерни 8.

Подобным же образом изготавливаются и компоненты планетарной передачи, показанной на фиг.6, на которой показаны колесо 1 внутреннего зацепления, сателлиты 12, установленный на цапфе 13, закрепленной в водиле 14, а также солнечная шестерня 15. Так, сателлит 12 выполняется по той же описанной выше технологии, что и шестерня 8. Солнечная шестерня 15 также выполняется по указанной технологии, только плоскость 16 дуги канавки солнечной шестерни 15 может быть наклонена от центра ее вращения под углом γ к плоскости 17, касательной к поверхности заготовки в точке вершины дуги прорезаемой канавки, как показано на фиг. 7.

Причем для выполнения условия сборки планетарной передачи дуговая канавка выполняется резцовой головкой 2 со смещением оси ее вращения в торцевую плоскость заготовки зубчатого элемента или за пределы проекции заготовки. В этом случае вершина дуговой канавки расположена на краю зубчатого элемента или за его пределами, что позволяет собрать планетарную передачу путем осевого ввода сателлитов 12 или солнечной шестерни 15 в зацепление.

Для более полного согласования формы зубьев из-за наклона инструмента возможно выполнение рабочих поверхностей заготовок, в которых прорезаются канавки, выпуклой или вогнутой, например, эллиптической формы.

Таким образом, заявленные изобретения позволяют реализовать направление создания высоконагруженных зубчатых передач с очень жестким и прочным зубом, использование которых в технике значительно снизит удельные параметры конечного продукта, в котором они используются, например, в авиационных двигателях.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 29.
20.08.2013
№216.012.6147

Затвор

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для разобщения каналов, а также для регулирования расхода текущих сред по каналам. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение ресурса и надежности работы устройства при сохранении требуемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490535
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.11.2013
№216.012.82c1

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе

Изобретение относится к области поршневых двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение удельной мощности двухтактного двигателя за счет повышения степени наддува путем возврата свежего заряда, вышедшего из цилиндра при продувке, что позволяет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499149
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.82c2

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе

Изобретение относится к области поршневых двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение удельной мощности двухтактного двигателя за счет повышения степени наддува путем возврата свежего заряда, вышедшего из цилиндра при продувке, что позволяет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499150
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.82c3

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе с противоположно движущимися поршнями (варианты)

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двухтактным двигателям внутреннего сгорания с противоположно движущимися поршнями. Техническими результатами заявленного изобретения являются улучшение экономичности, повышение надежности и ресурса двигателя, повышение удельной мощности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499151
Дата охранного документа: 20.11.2013
10.12.2015
№216.013.9854

Составной коленчатый вал

Изобретение касается области коленчатых валов, используемых в механизмах преобразования поршневых машин, преимущественно, двигателей внутреннего сгорания. Составной коленчатый вал поршневой машины содержит две щеки с коренными шейками и кривошипную шейку, установленную в эксцентричных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570616
Дата охранного документа: 10.12.2015
20.04.2016
№216.015.3477

Способ регулирования двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано при регулировании двигателей внутреннего сгорания, преимущественно двухтактных. Способ регулирования двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что после выпуска продуктов сгорания из рабочего цилиндра (1) через выпускной орган газораспределения в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581753
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.3499

Уплотнительный узел поршневого двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Уплотнительный узел поршневого двигателя предназначен для двигателя внутреннего сгорания, имеющего уплотняемую рабочую камеру (3) переменного объема. Узел содержит незамкнутое уплотнительное кольцо, выполненное фасонным в форме кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581749
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.35c4

Шарнирный узел поршневой машины

Изобретение может быть использовано в поршневых машинах, преимущественно в двигателях внутреннего сгорания. Шарнирный узел предназначен для поршневой машины, содержащей поршень (1) с поршневым пальцем (4), кривошип с кривошипным пальцем и шатун (5) с поршневой и кривошипной головками (6) и (8)....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581751
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.368a

Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания с щелевой продувкой

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания с щелевой продувкой содержит цилиндр (1), в котором выполнены продувочные и выпускные окна (3) и (4), открываемые размещенным в нем поршнем (6), первое уплотнительное кольцо (7),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581752
Дата охранного документа: 20.04.2016
19.01.2018
№218.016.0dba

Планетарный редуктор

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к зубчатым планетарным передачам с высокими передаточными отношениями. Планетарный редуктор с солнечным колесом и парными блоками сателлитов, зацепленными с неподвижной коронной шестерней и подвижной коронной шестерней. Солнечное колесо,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633025
Дата охранного документа: 11.10.2017
Показаны записи 1-10 из 33.
20.08.2013
№216.012.6147

Затвор

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для разобщения каналов, а также для регулирования расхода текущих сред по каналам. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение ресурса и надежности работы устройства при сохранении требуемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490535
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.11.2013
№216.012.82c1

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе

Изобретение относится к области поршневых двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение удельной мощности двухтактного двигателя за счет повышения степени наддува путем возврата свежего заряда, вышедшего из цилиндра при продувке, что позволяет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499149
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.82c2

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе

Изобретение относится к области поршневых двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение удельной мощности двухтактного двигателя за счет повышения степени наддува путем возврата свежего заряда, вышедшего из цилиндра при продувке, что позволяет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499150
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.82c3

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе с противоположно движущимися поршнями (варианты)

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двухтактным двигателям внутреннего сгорания с противоположно движущимися поршнями. Техническими результатами заявленного изобретения являются улучшение экономичности, повышение надежности и ресурса двигателя, повышение удельной мощности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499151
Дата охранного документа: 20.11.2013
10.12.2015
№216.013.9854

Составной коленчатый вал

Изобретение касается области коленчатых валов, используемых в механизмах преобразования поршневых машин, преимущественно, двигателей внутреннего сгорания. Составной коленчатый вал поршневой машины содержит две щеки с коренными шейками и кривошипную шейку, установленную в эксцентричных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570616
Дата охранного документа: 10.12.2015
20.04.2016
№216.015.3477

Способ регулирования двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано при регулировании двигателей внутреннего сгорания, преимущественно двухтактных. Способ регулирования двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что после выпуска продуктов сгорания из рабочего цилиндра (1) через выпускной орган газораспределения в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581753
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.3499

Уплотнительный узел поршневого двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Уплотнительный узел поршневого двигателя предназначен для двигателя внутреннего сгорания, имеющего уплотняемую рабочую камеру (3) переменного объема. Узел содержит незамкнутое уплотнительное кольцо, выполненное фасонным в форме кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581749
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.35c4

Шарнирный узел поршневой машины

Изобретение может быть использовано в поршневых машинах, преимущественно в двигателях внутреннего сгорания. Шарнирный узел предназначен для поршневой машины, содержащей поршень (1) с поршневым пальцем (4), кривошип с кривошипным пальцем и шатун (5) с поршневой и кривошипной головками (6) и (8)....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581751
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.368a

Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания с щелевой продувкой

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания с щелевой продувкой содержит цилиндр (1), в котором выполнены продувочные и выпускные окна (3) и (4), открываемые размещенным в нем поршнем (6), первое уплотнительное кольцо (7),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581752
Дата охранного документа: 20.04.2016
19.01.2018
№218.016.0dba

Планетарный редуктор

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к зубчатым планетарным передачам с высокими передаточными отношениями. Планетарный редуктор с солнечным колесом и парными блоками сателлитов, зацепленными с неподвижной коронной шестерней и подвижной коронной шестерней. Солнечное колесо,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002633025
Дата охранного документа: 11.10.2017
+ добавить свой РИД