×
19.01.2018
218.016.0dba

Результат интеллектуальной деятельности: Планетарный редуктор

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002633025
Дата охранного документа
11.10.2017
Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения, а именно к зубчатым планетарным передачам с высокими передаточными отношениями. Планетарный редуктор с солнечным колесом и парными блоками сателлитов, зацепленными с неподвижной коронной шестерней и подвижной коронной шестерней. Солнечное колесо, неподвижная шестерня, сателлиты и коронная шестерня снабжены опорными элементами с круговыми контактными поверхностями, средний диаметр которых соответствует делительному диаметру соответствующего зубчатого колеса, при этом контактные поверхности взаимодействуют между собой с образованием опор всех вращающихся элементов. Обеспечивается повышение КПД, надежности и ресурса силового планетарного редуктора, не содержащего водила. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к зубчатым планетарным передачам с высокими передаточными отношениями.

Известен планетарный редуктор, содержащий солнечное колесо, установленное на валу и зацепленное с группой первых сателлитов, зацепленных с неподвижной коронной шестерней, группу вторых сателлитов, каждый из которых установлен соосно с соответствующим первым сателлитом с образованием парного блока сателлитов и возможностью передачи крутящего момента от одного к другому, при этом вторые сателлиты зацеплены с подвижной коронной шестерней (DE 10003350 А1, опубл. 09.08.2001).

Недостатком известного редуктора является отсутствие средств стабилизации сателлитов на заданном радиусе и в положении осей вращения сателлитов параллельно оси вращения зубчатых колес передачи, что приводит к повышению механических потерь и снижению надежности редуктора.

Известен планетарный редуктор, содержащий солнечное колесо, установленное на валу и зацепленное с группой первых сателлитов, зацепленных с неподвижной коронной шестерней, группу вторых сателлитов, каждый из которых установлен соосно с соответствующим первым сателлитом с образованием парного блока сателлитов и возможностью передачи крутящего момента от одного к другому, при этом вторые сателлиты зацеплены с подвижной коронной шестерней, при этом неподвижная шестерня, сателлиты и коронная шестерня снабжены опорными элементами с круговыми контактными поверхностями, средний диаметр которых соответствует делительному диаметру соответствующего зубчатого колеса (DE 10030321 A1, опубл. 07.02.2002).

Недостатком известного редуктора является недостаточная степень стабилизации сателлитов, несмотря на наличие опорных элементов на нескольких зубчатых элементах, что не позволяет передавать значительный крутящий момент без ухудшения механического КПД и ресурса.

Техническим результатом является повышение КПД, надежности и ресурса силового планетарного редуктора, не содержащего водила.

Поставленная задача решается тем, что в планетарном редукторе, содержащем солнечное колесо, установленное на валу и зацепленное с группой первых сателлитов, зацепленных с неподвижной коронной шестерней, группу вторых сателлитов, каждый из которых установлен соосно с соответствующим первым сателлитом с образованием парного блока сателлитов и возможностью передачи крутящего момента от одного к другому, при этом вторые сателлиты зацеплены с подвижной коронной шестерней, согласно изобретению солнечное колесо, неподвижная шестерня, сателлиты и коронная шестерня снабжены опорными элементами с круговыми контактными поверхностями, средний диаметр которых соответствует делительному диаметру соответствующего зубчатого колеса, подшипник конца вала солнечного колеса установлен во внутреннем опорном элементе, контактная поверхность которого взаимодействует с контактными поверхностями опорных элементов вторых сателлитов, взаимодействующими, в свою очередь, с контактной поверхностью опорного элемента коронной шестерни, а контактные поверхности опорных элементов первых сателлитов взаимодействуют с контактными поверхностями опорных элементов солнечного колеса и неподвижной коронной шестерни.

Поставленная задача достигается также тем, что он может быть снабжен средствами ограничения осевого перемещения сателлитов.

Поставленная задача достигается также тем, что средства ограничения осевого перемещения сателлитов выполнены в виде кольцевых выступов опорных элементов сателлитов с возможностью контакта торцевых поверхностей выступов с торцевыми поверхностями опорных элементов, взаимодействующих с опорными элементами сателлитов.

Изобретение поясняется при помощи чертежей.

На фиг. 1 показана схема редуктора;

На фиг. 2 - продольный разрез редуктора;

На фиг. 3 - поперечный разрез А-А на фиг. 2;

На фиг. 4 - поперечный разрез Б-Б на фиг. 2;

На фиг. 5 - блок сателлитов в изометрии.

Описываемый редуктор содержит корпус 1, солнечное колесо 2, установленное на валу 3 и зацепленное с группой первых сателлитов 4, зацепленных с неподвижной коронной шестерней 5. Группа вторых сателлитов 6 расположена рядом с группой первых сателлитов 4, при этом каждый из сателлитов 6 установлен соосно с соответствующим первым сателлитом 4 с образованием парного блока сателлитов и возможностью передачи крутящего момента от одного к другому. В данном варианте выполнения сателлиты 4 и 6 установлены на шлицевом валике 7. Вторые сателлиты 6 зацеплены с подвижной коронной шестерней 8, установленной в корпусе 1 посредством подшипников 9. Солнечное колесо 2 снабжено опорным элементом 10 с круговой контактной поверхностью 11, неподвижная коронная шестерня 5 снабжена опорным элементом 12 с круговой контактной поверхностью 13, сателлиты 4 и 6 снабжены опорными элементами 14 и 15 с круговыми контактными поверхностями, соответственно, 16 и 17, а подвижная коронная шестерня 8 снабжена опорным элементом 18 с круговой контактной поверхностью 19. Каждый опорный элемент расположен соосно с соответствующим зубчатым колесом, а средний диаметр его контактной поверхности соответствует делительному диаметру соответствующего зубчатого колеса. Вал 3 может быть выполнен составным и содержит шлицевой вал 20, вставленный в вал 3, выполненный в данном случае заодно с солнечным колесом 2. Опорный элемент 10 является первой опорой вала 3 солнечного колеса 2 и в описываемом варианте опорный элемент 10 выполнен в виде отдельной детали, установленной на шлицевом валу 20. При этом контактная поверхность 11 опорного элемента 10 взаимодействует с контактными поверхностями 16 опорных элементов 14 первых сателлитов 4, которые, в свою очередь, взаимодействуют с контактной поверхностью 13 опорного элемента 12 неподвижной коронной шестерни 5. На втором конце вала 3 расположен подшипник 21, установленный во внутреннем опорном элементе 22, контактная поверхность 23 которого взаимодействует с контактными поверхностями 17 опорных элементов 15 вторых сателлитов 6, взаимодействующими, в свою очередь, с контактной поверхностью 19 опорного элемента 18 подвижной коронной шестерни 8.

Средства ограничения осевого перемещения сателлитов 4 и 6 могут быть выполнены в виде кольцевых выступов 24 опорных элементов 14 и 15, с возможностью контакта торцевых поверхностей элементов 10, 12, 18 и 22 с выступами 24.

В качестве выходного звена в описываемом варианте конструкции используется фланец 25, скрепленный с подвижной коронной шестерней 8. К фланку 25 может быть прикреплен еще один шлицевой вал 20 для привода последующей ступени идентичного редуктора.

В современной технике для достижения сверхвысоких передаточных отношений используются планетарные многоступенчатые, волновые и червячные редукторы.

В традиционных планетарных редукторах ограничено число сателлитов в одной ступени и, как правило, не превышает трех. Проблемой является достижение высочайшей точности выполнения координат отверстий в водиле под оси сателлитов для обеспечения гарантированного контакта всех участвующих в передаче крутящего момента зубьев.

В многоступенчатых волновых редукторах проблемой является обязательно одновременная передача усилия большим количеством элементов выходному звену. Проблема также связана с достижением высочайшей точности выполнения звеньев, передающих момент от одной ступени к другой. Кроме того, неизбежное проскальзывание элементов при взаимодействии всех звеньев приводит к значительному снижению КПД передачи.

Низкий КПД традиционной червячной передачи также не позволяет рассматривать ее в качестве перспективной для использования в технике.

Указанные выше проблемы достижения точности выполнения в планетарных и волновых передачах являются дополнительными к необходимости точного выполнения непосредственно зубьев (профиль, размер и угловое расположение).

Проблема может быть решена путем отказа от использования в планетарной передаче звена «водило». Редуктор состоит из двух рядов зацепления со свободно установленными в окружном направлении блоками парных сателлитов 4 и 6. В радиальном направлении блоки ограничены двумя рядами опорных элементов 10, 12 и 18, 22 с контактными поверхностями (катков), установленных как на блоках сателлитов, так и на внутренних и наружных звеньях зацепления.

Редуктор является синтезом редуктора Джеймса и редуктора Давида по принятой в данной области техники терминологии.

Отсутствие водила позволяет свободно расположить сателлиты в окружном направлении, обеспечив лишь точность выполнения зацепления. В этом случае возможно увеличение числа сателлитов и повышение нагрузочной способности редуктора за счет гарантированного контакта максимально возможного количества участвующих в передаче крутящего момента зубьев.

Так, вал 3 солнечного колеса 2 вращается на опорных элементах 14 сателлитов 4, опирающихся, в свою очередь, на опорный элемент 12, а также в подшипнике 20 внутреннего опорного элемента 21. Момент передается от солнечного колеса 2 к сателлитам 4, которые обкатываются по неподвижной коронной шестерне 5. Сателлит 4 передает свое вращение вокруг собственной оси второму сателлиту 6 посредством шлицевого валика 7. Вращение выходного звена, в данном случае подвижной коронной шестерни 8, установленной в подшипниках 9 корпуса 1, создается за счет ее зацепления со вторыми сателлитами 6. Из-за малой разницы в числе зубьев сателлитов 4 и 6, а также неподвижной 5 и подвижной 8 шестерен передаточное отношение редуктора может достигать трехзначных величин. Заданное положение блоков сателлитов вдоль оси вращения обеспечивается ограничительными кольцевыми выступами 24. Заданное радиальное положение в пространстве блоков сателлитов обеспечивается системой опорных элементов всех шестерен.

Таким образом, отказ от использования водила в планетарном редукторе позволяет использовать максимально возможное количество сателлитов с гарантией одновременной передачи крутящего момента всеми зацепленными парами, что обеспечивает повышенные надежность, ресурс и КПД редуктора.


Планетарный редуктор
Планетарный редуктор
Планетарный редуктор
Планетарный редуктор
Планетарный редуктор
Планетарный редуктор
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 29.
20.08.2013
№216.012.6147

Затвор

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для разобщения каналов, а также для регулирования расхода текущих сред по каналам. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение ресурса и надежности работы устройства при сохранении требуемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490535
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.11.2013
№216.012.82c1

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе

Изобретение относится к области поршневых двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение удельной мощности двухтактного двигателя за счет повышения степени наддува путем возврата свежего заряда, вышедшего из цилиндра при продувке, что позволяет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499149
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.82c2

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе

Изобретение относится к области поршневых двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение удельной мощности двухтактного двигателя за счет повышения степени наддува путем возврата свежего заряда, вышедшего из цилиндра при продувке, что позволяет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499150
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.82c3

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе с противоположно движущимися поршнями (варианты)

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двухтактным двигателям внутреннего сгорания с противоположно движущимися поршнями. Техническими результатами заявленного изобретения являются улучшение экономичности, повышение надежности и ресурса двигателя, повышение удельной мощности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499151
Дата охранного документа: 20.11.2013
10.12.2015
№216.013.9854

Составной коленчатый вал

Изобретение касается области коленчатых валов, используемых в механизмах преобразования поршневых машин, преимущественно, двигателей внутреннего сгорания. Составной коленчатый вал поршневой машины содержит две щеки с коренными шейками и кривошипную шейку, установленную в эксцентричных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570616
Дата охранного документа: 10.12.2015
20.04.2016
№216.015.3477

Способ регулирования двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано при регулировании двигателей внутреннего сгорания, преимущественно двухтактных. Способ регулирования двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что после выпуска продуктов сгорания из рабочего цилиндра (1) через выпускной орган газораспределения в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581753
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.3499

Уплотнительный узел поршневого двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Уплотнительный узел поршневого двигателя предназначен для двигателя внутреннего сгорания, имеющего уплотняемую рабочую камеру (3) переменного объема. Узел содержит незамкнутое уплотнительное кольцо, выполненное фасонным в форме кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581749
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.35c4

Шарнирный узел поршневой машины

Изобретение может быть использовано в поршневых машинах, преимущественно в двигателях внутреннего сгорания. Шарнирный узел предназначен для поршневой машины, содержащей поршень (1) с поршневым пальцем (4), кривошип с кривошипным пальцем и шатун (5) с поршневой и кривошипной головками (6) и (8)....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581751
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.368a

Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания с щелевой продувкой

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания с щелевой продувкой содержит цилиндр (1), в котором выполнены продувочные и выпускные окна (3) и (4), открываемые размещенным в нем поршнем (6), первое уплотнительное кольцо (7),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581752
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.01.2018
№218.016.13f1

Способ маневрирования высокоскоростного беспилотного летательного аппарата в зоне возможного действия средств противоракетной и противовоздушной обороны

Изобретение относится к способу маневрирования высокоскоростного беспилотного летательного аппарата (ВБЛА) в зоне действия противоракетной и противовоздушной обороны. Для осуществления способа задают траекторию обязательного маневрирования в виде последовательности отдельных участков,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634659
Дата охранного документа: 02.11.2017
Показаны записи 1-10 из 33.
20.08.2013
№216.012.6147

Затвор

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для разобщения каналов, а также для регулирования расхода текущих сред по каналам. Техническим результатом заявленного изобретения является повышение ресурса и надежности работы устройства при сохранении требуемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490535
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.11.2013
№216.012.82c1

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе

Изобретение относится к области поршневых двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение удельной мощности двухтактного двигателя за счет повышения степени наддува путем возврата свежего заряда, вышедшего из цилиндра при продувке, что позволяет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499149
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.82c2

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе

Изобретение относится к области поршневых двухтактных двигателей внутреннего сгорания. Техническим результатом является повышение удельной мощности двухтактного двигателя за счет повышения степени наддува путем возврата свежего заряда, вышедшего из цилиндра при продувке, что позволяет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499150
Дата охранного документа: 20.11.2013
20.11.2013
№216.012.82c3

Способ организации газообмена в двухтактном двигателе с противоположно движущимися поршнями (варианты)

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двухтактным двигателям внутреннего сгорания с противоположно движущимися поршнями. Техническими результатами заявленного изобретения являются улучшение экономичности, повышение надежности и ресурса двигателя, повышение удельной мощности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002499151
Дата охранного документа: 20.11.2013
10.12.2015
№216.013.9854

Составной коленчатый вал

Изобретение касается области коленчатых валов, используемых в механизмах преобразования поршневых машин, преимущественно, двигателей внутреннего сгорания. Составной коленчатый вал поршневой машины содержит две щеки с коренными шейками и кривошипную шейку, установленную в эксцентричных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570616
Дата охранного документа: 10.12.2015
20.04.2016
№216.015.3477

Способ регулирования двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано при регулировании двигателей внутреннего сгорания, преимущественно двухтактных. Способ регулирования двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что после выпуска продуктов сгорания из рабочего цилиндра (1) через выпускной орган газораспределения в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581753
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.3499

Уплотнительный узел поршневого двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Уплотнительный узел поршневого двигателя предназначен для двигателя внутреннего сгорания, имеющего уплотняемую рабочую камеру (3) переменного объема. Узел содержит незамкнутое уплотнительное кольцо, выполненное фасонным в форме кольцевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581749
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.35c4

Шарнирный узел поршневой машины

Изобретение может быть использовано в поршневых машинах, преимущественно в двигателях внутреннего сгорания. Шарнирный узел предназначен для поршневой машины, содержащей поршень (1) с поршневым пальцем (4), кривошип с кривошипным пальцем и шатун (5) с поршневой и кривошипной головками (6) и (8)....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581751
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.04.2016
№216.015.368a

Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания с щелевой продувкой

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания с щелевой продувкой содержит цилиндр (1), в котором выполнены продувочные и выпускные окна (3) и (4), открываемые размещенным в нем поршнем (6), первое уплотнительное кольцо (7),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002581752
Дата охранного документа: 20.04.2016
20.01.2018
№218.016.13f1

Способ маневрирования высокоскоростного беспилотного летательного аппарата в зоне возможного действия средств противоракетной и противовоздушной обороны

Изобретение относится к способу маневрирования высокоскоростного беспилотного летательного аппарата (ВБЛА) в зоне действия противоракетной и противовоздушной обороны. Для осуществления способа задают траекторию обязательного маневрирования в виде последовательности отдельных участков,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634659
Дата охранного документа: 02.11.2017
+ добавить свой РИД