×
02.10.2019
219.017.cbd7

Результат интеллектуальной деятельности: ЛОПАСТЬ ВОЗДУШНОГО ВИНТА С УПРАВЛЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИЕЙ ПРОФИЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области авиации. Лопасть воздушного винта с управляемой геометрией профиля содержит аэродинамический профиль, имеющий переднюю часть и подвижный закрылок, соединенные между собой крепежным устройством. Подвижный закрылок состоит из несущего элемента, верхней и нижней обшивок, защитного гибкого упругого покрытия, образующего внешний контур профиля закрылка лопасти, пьезоэлектрический актюатор. Крепежное устройство включает пьезоэлектрический актюатор, содержащий пьзоэлемент и электроды, и несущую цилиндрическую ось. Пьезоэлектрический актюатор выполнен в форме полого цилиндра с возможностью поворота в результате пьезоэффекта наружной поверхности относительно внутренней цилиндрической поверхности. К внутренней цилиндрической поверхности пьезоэлектрического актюатора прикреплена поверхность несущей цилиндрической оси, концы оси неподвижно закреплены на передней части профиля лопасти. На наружной цилиндрической поверхности пьезоэлектрического актюатора закреплен несущий элемент закрылка. Между несущим элементом закрылка и передней частью профиля лопасти выполнен зазор, обеспечивающий беспрепятственный поворот несущего элемента закрылка относительно передней части профиля лопасти. Изобретение направлено на увеличение рабочего диапазона управляемых смещений и углов поворота закрылка лопасти. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области изготовления лопасти воздушного винта с управляемой геометрией профиля, в частности, в авиации для управления геометрией аэродинамических профилей лопастей вертолетов с целью выбора оптимальной формы лопасти воздушного винта в зоне задней кромки для уменьшения шумов и вибраций обшивки при одновременном улучшении режима и линии полета.

Известна конструкция лопасти воздушного винта с упругоподвижным закрылком лопасти (публикация: DE 10334267 А1), у которой в жесткие обшивки профиля вмонтированы или непосредственно под жесткими обшивками или на жестких обшивках закреплены пьезоэлектрические приводы. В результате управляющего воздействия на один из двух пьезоэлектрических приводов на самой верхней или самой нижней обшивке профиля, обеспечивается смещение соответствующей одной обшивки относительно другой обшивки, т.е. укорочение или удлинение верхней обшивки по сравнению с нижней. Вследствие укорочения одной обшивки относительно другой происходит отклонение вверх или вниз жестко закрепленного на обшивках закрылка лопасти воздушного винта.

Недостатком известного устройства является малый рабочий диапазон управляемых смещений и углов поворота закрылка лопасти.

Известна конструкция лопасти воздушного винта для вертолета (публикация: Kovalovs A,, Barkanov Е., Ruchevskis S., Wesolowski М. Modeling and design of a full-scale: rotor blade with embedded piezocomposite actuators // Mechanics of Composite Materials, 2017, Vol. 53, No. 2, pp. 179-192), в которой пластинчатые пьезоэлектрические приводы (пьезоактюаторы) встроены в верхнюю и/или нижнюю обшивки закрылка лопасти, и вследствие укорочения одной обшивки относительно другой происходит отклонение вверх или вниз закрылка лопасти воздушного винта.

Недостатком известного устройства является малый рабочий диапазон управляемых смещений и углов поворота закрылка лопасти.

Наиболее близкой конструкцией того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является лопасть воздушного винта винтокрылого летательного аппарата [см. Патент RU №2412866 от 27.02.2011 г.], в которой пьезоактюатор изменяет форму закрылка. Лопасть воздушного винта содержит аэродинамический профиль, имеющий носок, основу с сердцевиной и охватывающими сердцевину верхней и нижней обшивками. Зона задней кромки профиля с задней кромкой снабжена обратимо искривляемым изгибным приводом, который первым краем крепится в краевой зоне основы, обращенной к задней кромке, а вторым краем свободно выступает из основы и ее краевой зоны к задней кромке. Второй край образует часть зоны задней кромки лопасти и подвижный закрылок лопасти, который при искривлении изгибного привода способен деформироваться с обеспечением дугообразного отклонения закрылка лопасти. Данная конструкция лопасти принята за прототип.

Признаки прототипа, совпадающие с существенными признаками заявляемого изобретения, - аэродинамический профиль, имеющий переднюю часть и подвижный закрылок, соединенные между собой крепежным устройством; подвижный закрылок состоит из несущего элемента, верхней и нижней обшивки, защитного гибкого упругого покрытия, образующего внешний контур профиля закрылка лопасти; пьезоэлектрический актюатор, содержащий пьезоэлемент и электроды.

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является малый рабочий диапазона управляемых смещений и углов поворота закрылка лопасти.

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является увеличение рабочего диапазона управляемых смещений и углов поворота закрылка лопасти.

Указанный технический результат достигается тем, что в известной лопасти воздушного винта с управляемой геометрией профиля, содержащей аэродинамический профиль, имеющий переднюю часть и подвижный закрылок, соединенные между собой крепежным устройством, подвижный закрылок состоит из несущего элемента, верхней и нижней обшивки, защитного гибкого упругого покрытия, образующего внешний контур профиля закрылка лопасти, пьезоэлектрический актюатор, содержащий пьзоэлемент и электроды, согласно изобретению, крепежное устройство включает пьезоэлектрический актюатор и несущую цилиндрическую ось, при этом пьезоэлектрический актюатор выполнен в форме полого цилиндра с возможностью поворота в результате пьезоэффекта наружной поверхности относительно внутренней цилиндрической поверхности, к внутренней цилиндрической поверхности пьезоэлектрического актюатора прикреплена поверхность несущей цилиндрической оси, концы оси неподвижно закреплены на передней части профиля лопасти, а на наружной цилиндрической поверхности пьезоэлектрического актюатора закреплен несущий элемент закрылка, между несущим элементом закрылка и передней частью профиля лопасти выполнен зазор, обеспечивающий беспрепятственный поворот несущего элемента закрылка относительно передней части профиля лопасти.

В частности, один из электродов пьезоэлектрического актюатора расположен между несущей цилиндрической осью и внутренней цилиндрической поверхностью пьезоэлектрического актюатора, а другой - между внешней поверхностью цилиндрического пьезоэлектрического актюатора и несущим элементом закрылка.

В частности, несущая цилиндрическая ось крепежного устройства выполнена из электропроводного материала и исполняет функцию электрода.

В частности, лопасть имеет дополнительные пьезоэлектрические актюаторы, расположенные на боковой поверхности несущего элемента и/или на верхней и/или нижней обшивках закрылка лопасти.

В частности, участки обшивок закрылка лопасти в окрестности мест размещения пьезоэлектрических актюаторов выполнены с увеличенной податливостью на растяжение-сжатие.

В частности, внутреннее свободное пространство внутри обшивки закрылка заполнено легким податливым упругим материалом.

В частности, пьезоэлектрический актюатор может представлять собой пьезоэлектрический шаговый двигатель с корпусом в виде полого цилиндра с функцией пошагового поворота наружной цилиндрической поверхности относительно внутренней цилиндрической поверхности.

Признаки заявляемого технического решения, отличительные от прототипа, - пьезоэлектрический актюатор является частью крепежного устройства для присоединения подвижного закрылка к передней части лопасти, и имеет форму полого цилиндра, выполненного с возможностью поворота в результате пьезоэффекта наружной поверхности относительно внутренней цилиндрической поверхности; крепежное устройство содержит несущую цилиндрическую ось, поверхность которой прикреплена к внутренней цилиндрической поверхности пьезоэлектрического актюатора, а концы оси неподвижно закреплены на передней части профиля лопасти; несущий элемент закрылка закреплен на наружной цилиндрической поверхности пьезоэлектрического актюатора; между несущим элементом и передней частью профиля лопасти выполнен зазор, обеспечивающий беспрепятственный поворот несущего элемента закрылка относительно передней части профиля лопасти; один из электродов пьезоэлектрического актюатора расположен между несущей цилиндрической осью и внутренней цилиндрической поверхностью пьезоэлектрического актюатора, а другой - между внешней поверхностью цилиндрического пьезоэлектрического актюатора и несущим элементом закрылка; несущая цилиндрическая ось крепежного устройства выполнена из электропроводного материала с исполнением функции электрода; наличие дополнительных пьезоэлектрических актюаторов, расположенных на боковой поверхности несущего элемента и/или на верхней и/или нижней обшивках закрылка лопасти; участки обшивок закрылка лопасти в окрестности мест размещения пьезоэлектрических актюаторов выполнены с увеличенной податливостью на растяжение-сжатие; внутреннее свободное пространство внутри обшивки закрылка заполнено легким податливым упругим материалом; пьезоэлектрический актюатор представляет собой пьезоэлектрический шаговый двигатель с корпусом в виде полого цилиндра с функцией пошагового поворота наружной цилиндрической поверхности относительно внутренней цилиндрической поверхности.

Отличительные признаки, в совокупности с известными, позволяют реализовывать относительно большие управляемые повороты наружной цилиндрической поверхности пьезоэлектрического цилиндрического актюатора относительно своей внутренней цилиндрической поверхности и благодаря этому достигается заявленный технический результат: увеличение рабочего диапазона управляемых смещений и углов поворота закрылка лопасти.

На чертеже схематически изображен профиль лопасти воздушного винта с управляемой геометрией профиля, где пунктирной линией показан возможный управляемый поворот закрылка лопасти.

Лопасть воздушного винта с управляемой геометрией профиля содержит аэродинамический профиль, имеющий переднюю часть 1 и подвижный закрылок, соединенные между собой крепежным устройством. Подвижный закрылок состоит из верхней 2 и нижней 3 обшивок, защитного гибкого упругого покрытия, образующего внешний контур профиля закрылка лопасти. Крепежное устройство включает пьезоэлектрический актюатор 4, содержащий пьзоэлемент и электроды, и несущую цилиндрическую ось 5. Пьезоэлектрический актюатор 4 имеет форму полого цилиндра, выполненного с возможностью поворота в результате пьезоэффекта наружной поверхности относительно внутренней цилиндрической поверхности. К внутренней цилиндрической поверхности пьезоэлектрического актюатора 4 прикреплена поверхность несущей цилиндрической оси 5 крепежного устройства, а концы оси 5 неподвижно закреплены на передней части 1 профиля лопасти. На наружной цилиндрической поверхности пьезоэлектрического актюатора 4 закреплен несущий элемент 6. Между несущим элементом 6 и передней частью 1 профиля лопасти выполнен зазор, обеспечивающий беспрепятственный поворот несущего элемента 6 закрылка относительно передней части 1 профиля лопасти.

Один из электродов пьезоэлектрического актюатора 4 может быть расположен между несущей цилиндрической осью 5 и внутренней цилиндрической поверхностью пьезоэлектрического актюатора 4, а другой - между наружной поверхностью цилиндрического пьезоэлектрического актюатора 4 и несущим элементом 6 закрылка.

Несущая цилиндрическая ось 5 крепежного устройства может быть выполнена из электропроводного материала и исполнять функцию электрода.

Цилиндрический пьезоэлектрический актюатор 4, в частности, с пьезоэлектрическим элементом с радиальной поляризацией может быть изготовлен гомогенным или гетерогенным (композитным), например, из однонаправленных стержневых пьезоэлементов (волокон) в эпоксидной матрице (связующем).

Дополнительные один или более пьезоэлектрические элементы с функцией актюаторов изгибного типа могут быть прикреплены к боковой поверхности несущего элемента 6 и/или к верхней 2 и/или нижней 3 обшивкам для увеличения рабочего диапазона управляемых смещений и углов поворота закрылка лопасти (на чертеже не показано).

Локальные участки верхней 2 и/или нижней 3 обшивок закрылка лопасти в окрестности места (сечения) размещения пьезоэлектрического элемента 2 крепежного устройства и/или дополнительных пьезоэлектрических элементов с функцией актюаторов изгибного типа могут быть выполнены с увеличенной податливостью на растяжение-сжатие, в частности, гофрированными в плоскости профиля закрылка лопасти для увеличения рабочего диапазона управляемых смещений и углов поворота закрылка лопасти (на чертеже не показано).

Внутреннее свободное пространство внутри обшивки 2, 3 закрылка лопасти может быть заполнено легким податливым упругим материалом (заполнителем), в частности, пенопластом.

Пьезоэлектрические элементы могут быть заменены на магнитострикционные элементы, в частности, из материала феррит.

Пьезоэлектрический актюатор 4 может представлять собой пьезоэлектрический шаговый двигатель с корпусом в виде полого цилиндра с функцией пошагового поворота наружной цилиндрической поверхности относительно внутренней цилиндрической поверхности.

Устройство работает следующим образом.

Электрическое напряжение на электродах цилиндрического пьезоэлектрического актюатора 4 приводит (в частности, в силу обратного пьезоэффекта для сдвиговых деформаций) к его закручиванию в виде поворота наружной цилиндрической поверхности актюатора 4 относительно внутренней цилиндрической поверхности (закрепленной на несущей оси 5 и неподвижной относительно передней части лопасти 1). В результате чего, поворачивается вокруг оси 5 несущий элемент 6 закрылка, закрепленный на наружной цилиндрической поверхности пьезоэлектрического актюатора 4 и, как следствие, поворачивается (в направлении, обусловленном знаком электрического напряжения на электродах) присоединенный к ней закрылок лопасти с верхней 2 и нижней 3 легко деформируемыми обшивками.

Указанный технический результат подтвержден результатами численного моделирования деформирования закрылка лопасти на основе решения связанных краевых задач электроупругости механики композитных систем.

Результаты численного моделирования показали, что наличие в крепежном устройстве пьезоэлектрического актюатора, в частности, пьезоэлектрического шагового двигателя с корпусом в виде полого цилиндра с функцией пошагового поворота наружной цилиндрической поверхности относительно внутренней цилиндрической поверхности привело к контролируемому посредством управляющего напряжения на электродах повороту места закрепления несущего элемента (консольного типа) и всего закрылка в целом относительно передней части лопасти, что свидетельствует об увеличении рабочего диапазона управляемых смещений и углов поворота закрылка лопасти.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 60.
29.12.2017
№217.015.f69e

Способ получения противоклещевого иммуноглобулина из донорской иммунной плазмы

Изобретение относится к медицине, а именно к иммунологии, и может быть использовано для получения противоклещевого иммуноглобулина. Для этого предварительно по экспериментальным данным анализов плазмы многочисленной группы доноров осуществляют прогностический расчет среднего титра антител к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639261
Дата охранного документа: 20.12.2017
03.03.2019
№219.016.d284

Система управления буровым устройством для разработки труднодоступных запасов углеводородов

Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано при бурении скважин, а именно наклонно-направленных скважин с протяженным горизонтальным участком, в частности, для разработки труднодоступных запасов углеводородов. Система управления буровым устройством включает корпус, имеющий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681053
Дата охранного документа: 01.03.2019
14.03.2019
№219.016.deeb

Способ получения альтернативного топлива из твердых коммунальных отходов

Изобретение описывает способ получения альтернативного топлива из твердых коммунальных отходов, включающий сортировку отходов с выделением горючих фракций с последующим их измельчением, сушку, характеризующийся тем, что предварительно проводят подготовку ТКО путем деления основного потока ТКО...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681655
Дата охранного документа: 12.03.2019
17.03.2019
№219.016.e2db

Способ определения смачиваемости горных пород методом рентгеновской томографии керна

Изобретение относится к области нефтяной геологии и может использоваться для определения смачиваемости нефтенасыщенных горных пород. Способ определения смачиваемости горных пород методом рентгеновской томографии керна включает изготовление из керна горных пород стандартных цилиндрических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682098
Дата охранного документа: 14.03.2019
30.03.2019
№219.016.fa07

Шахтная вентиляционная перемычка

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для временной изоляции горных выработок во время ведения очистных работ и в случае возникновения пожара в горных выработках. Шахтная вентиляционная перемычка включает основание перемычки, состоящее из лыжных салазок или...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002683442
Дата охранного документа: 28.03.2019
12.04.2019
№219.017.0bea

Узел герметичного кабельного соединения скважинного оборудования системы управления буровым устройством

Изобретение относится к области бурения скважин и может быть использовано для коммутации электрических цепей скважинного оборудования при бурении наклонно-направленных и горизонтальных скважин. Узел герметичного кабельного соединения скважинного оборудования системы управления буровым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684547
Дата охранного документа: 09.04.2019
17.04.2019
№219.017.1503

Способ контроля сопротивления защитного заземления калийных рудников

Использование: в области электротехники для контроля сопротивлений в сетях защитного заземления в специфических условиях калийных рудников, характеризующихся высоким сопротивлением горных пород и недопустимостью наличия грунтовых вод. Технический результат заключается в обеспечении возможности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684775
Дата охранного документа: 15.04.2019
01.05.2019
№219.017.47e6

Способ плазменной обработки металлических изделий

Изобретение относится к области упрочняющей термической обработки, а именно плазменной термической и химико-термической обработки поверхностного слоя деталей. Плазменную обработку ведут рабочей плазменной дугой прямой полярности, горящей между плазмообразующим соплом - катодом и изделием -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686505
Дата охранного документа: 29.04.2019
09.05.2019
№219.017.4a40

Способ изготовления изделий из армированных термопластичных композитных материалов методом пропитки под давлением и установка для его осуществления

Группа изобретений относится к способу и установке для производства армированных композиционных изделий методом пропитки под давлением. Способ позволяет изготавливать изделия из композиционных материалов на основе термопластичных связующих. Данная технология может применяться при производстве...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686934
Дата охранного документа: 06.05.2019
09.05.2019
№219.017.4a5d

Оправка для изготовления крупногабаритных корпусов из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к оборудованию для изготовления изделий из композиционных материалов методом намотки и может найти применение при изготовлении формообразующих оправок для намотки силовой оболочки емкостей, работающих под давлением, например корпусов ракетных двигателей твердого топлива...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686932
Дата охранного документа: 06.05.2019
Показаны записи 1-10 из 24.
12.01.2017
№217.015.5e46

Резонансная ячейка для гашения акустических волн

Изобретение относится к области шумоподавления, а именно к ячейкам звукопоглощающей конструкции резонансного типа. Устройство содержит резонансную ячейку для гашения акустических волн, состоящую из камеры и входа, выполненных в форме усеченных круговых конусов. Меньшие основания камеры и входа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002590216
Дата охранного документа: 10.07.2016
13.01.2017
№217.015.8b17

Система гашения спектра акустических шумов

Предложена система гашения спектра акустических шумов. Она включает последовательно расположенные на стенке канала акустический излучатель, резонансную ячейку Гельмгольца с резонансной частотой, равной частоте акустического излучателя, и датчик акустического давления у выхода из канала,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002604174
Дата охранного документа: 10.12.2016
19.01.2018
№218.016.03f6

Звукопоглощающая сотовая панель

Изобретение относится к многослойным звукопоглощающим панелям с сотовым заполнителем резонансного типа, гасящим звуковые колебания, создаваемые газовыми потоками и их нагнетателями, и предназначено для использования в области авиакосмической техники, транспортной техники, радиотехники,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630488
Дата охранного документа: 11.09.2017
19.01.2018
№218.016.045f

Волоконно-оптический датчик давления

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к волоконно-оптическим средствам измерения давления. Волоконно-оптический датчик давления содержит оптическое волокно, приемник излучения. Вокруг оптического волокна нанесены последовательно электролюминесцентный и с радиальной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630537
Дата охранного документа: 11.09.2017
20.01.2018
№218.016.1925

Пьезоактюатор изгибного типа

Изобретение относится к пьезоактюаторам изгибного типа и предназначено для использования в электронике, управляемой оптике, микромеханике, медицине, машиностроении. Пьезоактюатор изгибного типа представляет собой многослойный пакет, состоящий из элементарных слоев, каждый из которых содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636255
Дата охранного документа: 21.11.2017
20.01.2018
№218.016.1e47

Способ формования лопатки спрямляющего аппарата

Изобретение относится к области изготовления спрямляющей лопатки турбореактивного двухконтурного двигателя авиационного применения. Способ формования лопатки спрямляющего аппарата, содержащей верхнюю и нижнюю полки с размещенным между полками пером и выполненной из препрега на основе связующего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002640889
Дата охранного документа: 12.01.2018
17.02.2018
№218.016.2d89

Волоконно-оптический датчик объемного напряженного состояния

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к волоконно-оптическим средствам измерения неоднородного сложного объемного динамического напряженного состояния, и может быть использовано для диагностики напряженного состояния и дефектоскопии композитов, в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643692
Дата охранного документа: 05.02.2018
25.08.2018
№218.016.7ee4

Волоконно-оптический датчик давления

Использование: для создания волоконно-оптические средства измерения давления. Сущность изобретения заключается в том, что волоконно-оптический датчик давления содержит каркас, волоконно-оптический световод, расположенный коллинеарно оси каркаса, и приемник излучения, каркас представляет собой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664684
Дата охранного документа: 21.08.2018
21.10.2018
№218.016.94cb

Датчик вибраций

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к волоконно-оптическим средствам измерения вибраций, давления и/или объемного напряженного состояния. Датчик вибраций содержит пьезоэлектрический пластинчатый элемент, электроды, нанесенные на боковые поверхности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002670220
Дата охранного документа: 19.10.2018
05.04.2019
№219.016.fd45

Датчик вибраций

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к датчикам измерения вибрационных деформаций на поверхности конструкции, и может быть использовано для диагностики вибрационного напряженно-деформированного состояния и дефектоскопии конструкций в аэрокосмической, нефтегазовой и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002684001
Дата охранного документа: 03.04.2019
+ добавить свой РИД