×
10.08.2019
219.017.bd61

Результат интеллектуальной деятельности: ПОВОРОТНОЕ ОСЕСИММЕТРИЧНОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к турбореактивным двигателям для авиационной техники, в частности к конструкции реактивных сопел. Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя содержит неподвижный корпус, подвижный корпус, управляющие гидроцилиндры, а также пневмоцилиндры. Неподвижный корпус выполнен с двумя дополнительными опорами со стороны его наружной поверхности, а подвижный корпус расположен между ними и шарнирно соединен с неподвижным корпусом в двух диаметрально противоположных местах шкворнями. Каждый шкворень неподвижно установлен в радиальных отверстиях неподвижного корпуса и дополнительной опоры. Управляющие гидроцилиндры шарнирно закреплены с одной стороны на неподвижном корпусе, а с другой - на подвижном корпусе. Пневмоцилиндры шарнирно закреплены с одной стороны на неподвижном корпусе, а с другой - на подвижном и размещены попарно в области установки шкворней таким образом, что пневмоцилиндры каждой пары размещены с противоположных сторон от оси шкворня. В бесштоковой полости пневмоцилиндров вблизи мест их крепления выполнены отверстия, а штоковая полость пневмоцилиндров связана с компрессором высокого давления с возможностью создания пневмоцилиндрами силы Р, противоположной по направлению осевой силе Р газового потока, действующей на подвижный корпус сопла. Изобретение позволяет увеличить ресурс поворотного осесимметричного сопла за счет повышения работоспособности шарнирного соединения неподвижного корпуса с подвижным в условиях больших осевых нагрузок и при большом количестве циклов поворота сопла. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к реактивным двигателям для авиационной техники, в частности к конструкции реактивных сопел.

Известно поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя, содержащее неподвижный корпус с двумя дополнительными опорами со стороны его наружной поверхности, подвижный корпус, расположенный между ними и шарнирно соединенный с неподвижным корпусом в двух диаметрально противоположных местах шкворнями, причем каждый шкворень неподвижно установлен в радиальных отверстиях неподвижного корпуса и дополнительной опоры, управляющие гидроцилиндры, шарнирно закрепленные с одной стороны на неподвижном корпусе, а с другой - на подвижном корпусе / RU №2310767, МПК F02K 1/80, опубликовано: 20.11.2007 / - прототип.

Недостатком указанного поворотного осесимметричного сопла турбореактивного двигателя является наличие высокого уровня напряжений в местах шарнирного соединения неподвижного корпуса с подвижным по средствам шкворней от действия осевой силы газового потока на элементы конструкции подвижного корпуса, что приводит к чрезмерному износу контактных поверхностей указанного шарнирного соединения и, как следствие, к сокращению ресурса поворотного осесимметричного сопла.

Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного изобретения, является увеличение ресурса поворотного осесимметричного сопла за счет повышения работоспособности шарнирного соединения неподвижного корпуса с подвижным в условиях больших осевых нагрузок и при большом количестве циклов поворота сопла.

Указанный технический результат достигается тем, что поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя, содержащее неподвижный корпус с двумя дополнительными опорами со стороны его наружной поверхности, подвижный корпус, расположенный между ними и шарнирно соединенный с неподвижным корпусом в двух диаметрально противоположных местах шкворнями, причем каждый шкворень неподвижно установлен в радиальных отверстиях неподвижного корпуса и дополнительной опоры, управляющие гидроцилиндры, шарнирно закрепленные с одной стороны на неподвижном корпусе, а с другой - на подвижном корпусе, согласно изобретению сопло дополнительно снабжено пневмоцилиндрами, которые шарнирно закреплены с одной стороны на неподвижном корпусе, а с другой - на подвижном, причем пневмоцилиндры размещены попарно в области установки шкворней таким образом, что пневмоцилиндры каждой пары размещены с противоположных сторон от оси шкворня, также в бесштоковой полости пневмоцилиндров вблизи мест их крепления выполнены отверстия, а штоковая полость пневмоцилиндров связана с компрессором высокого давления с возможностью создания пневмоцилиндрами силы Рц противоположной по направлению осевой силе Рос газового потока действующей на подвижный корпус сопла.

Соединение неподвижного корпуса сопла с подвижным корпусом посредством шарнирно закрепленных на них пневмоцилиндров позволяет создать разгрузочное усилие, направленное противоположно нагрузке, действующей на поворотную часть сопла от действия газового потока. Размещение пневмоцилиндров попарно в области установки шкворней и установка их с противоположных сторон от оси шкворня, позволяет обеспечить нейтрализацию моментов, создаваемых усилиями от каждого пневмоцилиндра относительно оси поворота сопла и избежать тем самым отклонение вектора тяги от действия разгрузочного усилия, а также позволяетчастично или полностью компенсировать отрывную силу, возникающую в результате воздействия газового потока на элементы конструкции подвижного корпуса. Тем самым разгружается шарнирное соединение неподвижного корпуса с подвижным от действия осевой силы, в результате чего в значительной степени снижается износ контактных поверхностей указанного соединения в условиях большого количества циклов поворота сопла и, как следствие, увеличивается ресурс поворотного осесимметричного сопла. Связь штоковой полости пневмоцилиндров с компрессором высокого давления позволяет создать указанными пневмоцилиндрами силу Рц противоположную по направлению осевой силе Рос газового потока, действующей на подвижный корпус сопла. Выполнение отверстий в бесштоковой полости пневмоцилиндров вблизи их крепления служит для предотвращения роста давления в бесштоковой полости и беспрепятственного перемещения поршня внутри корпуса и как следствие, снижению разгрузочного усилия. Закрепление корпусов пневмоцилиндров на неподвижном корпусе служит для удобства подвода рабочего тела.

На фиг. 1 показано поворотное устройство осесимметричного сопла.

На фиг. 2 - сечение А-А по пневмоцилиндру; вид В - вид сзади на пневмоцилиндр

На фиг. 3 - сечение Б-Б по осям крепления поворотного устройства.

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя, содержит неподвижный корпус (1) с двумя дополнительными опорами (2) со стороны его наружной поверхности (3), подвижный корпус (4), расположенный между ними и шарнирно соединенный с неподвижным корпусом (1) в двух диаметрально противоположных местах шкворнями (5), причем каждый шкворень (5) неподвижно установлен в радиальных отверстиях (6) и (7) неподвижного корпуса (1) и дополнительной опоры (2) соответственно, управляющие гидроцилиндры (8), шарнирно закрепленные с одной стороны на неподвижном корпусе (1), а с другой - на подвижном корпусе (4). Кроме того поворотное осесимметричное сопло снабжено пневмоцилиндрами (9), размещенными попарно в области установки шкворней (5) таким образом, что пневмоцилиндры (9) каждой пары размещены с противоположных сторон от оси шкворня (5), корпуса (10) пневмоцилиндров (9) шарнирно закреплены на неподвижном корпусе (1), а штоки (11) пневмоцилиндров (9) - на подвижном корпусе (4). Вблизи мест крепления корпусов (10) пневмоцилиндров (9) выполнены отверстия (12), а штоковая полость (13) пневмоцилиндров (9) связана с компрессором высокого давления с возможностью создания пневмоцилиндрами (9) силы Рц, противоположной по направлению осевой силе Рос газового потока, действующей на подвижный корпус (4) сопла.

В частном случае реализации каждый шкворень (5) снабжен опорным буртиком (14), расположенным со стороны внутренней поверхности (15) неподвижного корпуса (1). Между внутренними торцами (16) дополнительных опор (2) и наружными торцами (17) подвижного корпуса (4) установлены опорные шайбы (18). Между внутренними торцами (19) подвижного корпуса (4) и торцами (20) неподвижного корпуса (1) установлены дополнительные опорные шайбы (21). Между опорными шайбами (18) и дополнительными опорными шайбами (21) установлены распорные втулки (22). В отверстиях (19) с внутренней и внешней стороны подвижного корпуса (4) с натягом установлены опорные втулки (23) с буртиками, опирающимися на его торцевые поверхности. Между одним из буртиков опорных втулок (23) подвижного корпуса (4) и одной из опорных шайб (18) или (21) выполнен торцевой зазор «S».

Работа поворотного осесимметричного сопла турбореактивного двигателя осуществляется следующим образом. При сигнале на поворот сопла управляющие гидроцилиндры (8) поворачивают подвижный корпус(4) поворотного устройства относительно осей шкворней (5) на определенный угол с отклонением в верхнее или нижнее положение сопла. Для уменьшения осевой силы Рос газового потока, действующей на элементы конструкции подвижного корпуса сопла, из системы двигателя, например полости компрессора высокого давления, через штуцер (24) осуществляется подача воздуха в штоковую полость (13) пневмоцилиндров (9). Для выхода воздуха из бесштоковых полостей (25) пневмоцилиндров (9) предусмотрены отверстия (12), расположенные на торцевой поверхности (26) корпусов (10) пневмоцилиндров (9). Направление силы Рц в штоковых полостях (13) пневмоцилиндров (9) противоположно направлению осевой силы Рос. Диаметр пневмоцилиндров (9) выбирается исходя из необходимости обеспечения потребного усилия разгрузки при заданном давлении воздуха за компрессором двигателя.


ПОВОРОТНОЕ ОСЕСИММЕТРИЧНОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
ПОВОРОТНОЕ ОСЕСИММЕТРИЧНОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
ПОВОРОТНОЕ ОСЕСИММЕТРИЧНОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 110.
29.12.2017
№217.015.f19b

Рабочее колесо второй ступени ротора компрессора высокого давления (квд) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора квд, лопатка рабочего колеса ротора квд, лопаточный венец рабочего колеса ротора квд

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения. Рабочее колесо второй ступени вала ротора КВД ТРД содержит диск и образующие лопаточный венец рабочие лопатки. Диск включает ступицу с центральным отверстием, полотно и обод. Лопатка содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636998
Дата охранного документа: 29.11.2017
29.12.2017
№217.015.f704

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к области турбомашиностроения, а именно к конструкции лопатки турбомашины, в частности осевого компрессора газотурбинного двигателя. Лопатка турбомашины выполнена в виде пера с прикрепленными к нему входной и выходной кромками, выполненными из материала с пористой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639264
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f741

Устройство для смазки подшипниковой опоры ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и касается устройства для смазки опорного подшипника ротора турбомашины, в частности авиационного двухроторного газотурбинного двигателя самолета (ГТД). Патрубок подвода масла выполнен из двух сообщающихся между собой трубопроводов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639262
Дата охранного документа: 20.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7a0

Узел уплотнения газовой турбины

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в конструкциях узла уплотнения турбин авиационных газотурбинных двигателей и газотурбинных установках наземного применения. Узел уплотнения газовой турбины содержит закрепленный на статоре турбины кольцевой корпус (1) со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639444
Дата охранного документа: 21.12.2017
29.12.2017
№217.015.f7bd

Универсальная модульная портальная силовая рама для статических и циклических стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин

Изобретение относится к области стендовых испытаний деталей и корпусов турбомашин, в частности авиационного двигателестроения, а именно к конструкции стендовых силовых рам для статических и циклических испытаний. Универсальная модульная портальная силовая рама содержит силовые стойки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002639451
Дата охранного документа: 21.12.2017
20.01.2018
№218.016.15df

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя, узел кда турбореактивного двигателя (варианты)

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку. Корпус КДА размещен на промежуточном корпусе двигателя. На корпусе КДА смонтированы центробежный топливоподкачивающий насос, суфлер центробежный и насос плунжерный. Со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635227
Дата охранного документа: 09.11.2017
20.01.2018
№218.016.15ec

Коробка двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя (трд), корпус кда, главная коническая передача (гкп) кда, ведущее колесо гкп кда, ведомое колесо гкп кда, входной вал кда

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку, выполненных с уступообразным плоским дном и цилиндрическими стенками переменной кривизны. Корпус КДА седлообразно размещен на промежуточном корпусе двигателя. Корпус...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002635125
Дата охранного документа: 09.11.2017
13.02.2018
№218.016.1fa9

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к конструкции поворотного осесимметричного сопла турбореактивного двигателя. Сопло содержит неподвижный корпус со сферической полой законцовкой и поворотное устройство, установленное с возможностью поворота относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002641425
Дата охранного документа: 17.01.2018
17.02.2018
№218.016.2a8e

Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области турбомашиностроения, в частности, может быть использовано в конструкции рабочих колес осевых компрессоров газотурбинных двигателей. Рабочее колесо ротора компрессора высокого давления газотурбинного двигателя содержит диск с кольцевым пазом и лопатки. Между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642976
Дата охранного документа: 29.01.2018
17.02.2018
№218.016.2abe

Клапанный узел канала перепуска компрессора

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к клапанным устройствам для газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении. Клапанный узел канала перепуска компрессора, содержащий корпус компрессора, внешний и внутренний корпуса канала перепуска с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642991
Дата охранного документа: 29.01.2018
Показаны записи 1-10 из 39.
27.04.2013
№216.012.3ac3

Турбореактивный двигатель

Турбореактивный двигатель содержит корпус, в котором последовательно расположены турбина с затурбинным обтекателем, смеситель, форсажная камера, сопло. Затурбинный обтекатель содержит охлаждаемую и неохлаждаемую части. В охлаждаемой части выполнен кольцевой канал, образованный внутренней...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480604
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.05.2013
№216.012.4509

Способ комбинированного охлаждения теплонапряженных элементов (варианты)

Изобретение относится к области машиностроения, энергетики, транспорта и к другим областям, где возникает необходимость увеличения эффективности охлаждения теплонапряженных элементов, в частности к созданию и увеличению ресурса работы малоэмиссионных камер сгорания авиационных газотурбинных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483250
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.06.2013
№216.012.490a

Регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сверхзвуковое сопло содержит корпус, шарнирно прикрепленные к нему сходящиеся створки, соединенные с расходящимися створками, механизм синхронизации,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484278
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.05.2014
№216.012.c730

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя содержит неподвижный и подвижный корпусы, а также экраны, жестко прикрепленные к их внутренней поверхности с образованием каналов для прохода охлаждающего воздуха. Экран подвижного корпуса установлен между подвижным и неподвижным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516751
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.05.2014
№216.012.c739

Регулируемое сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло содержит корпус с теплозащитным экраном и шарнирно прикрепленные к корпусу створки. Теплозащитный экран образует с корпусом канал для прохождения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516760
Дата охранного документа: 20.05.2014
27.09.2014
№216.012.f7c7

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Поворотное осесимметричное сопло содержит неподвижный корпус с экраном и подвижный корпус со сферическим экраном, установленным между неподвижным и подвижным корпусами. Щели...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529268
Дата охранного документа: 27.09.2014
27.09.2014
№216.012.f7d6

Осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Осесимметричное сопло турбореактивного двигателя содержит неподвижный корпус со сферической законцовкой и подвижный корпус с уплотнительным элементом, установленный с возможностью поворота относительно поперечной оси сопла. Уплотнительный элемент выполнен в виде сегментов, установленных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529283
Дата охранного документа: 27.09.2014
10.12.2014
№216.013.1003

Регулируемое сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит поворотные створки и систему управления створками, включающую управляемые рычаги, соединенные с исполнительными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535516
Дата охранного документа: 10.12.2014
20.12.2014
№216.013.1117

Регулируемое сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло содержит расположенные в окружном направлении внешние и внутренние поворотные створки с установленными между ними внешними и внутренними...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002535798
Дата охранного документа: 20.12.2014
27.08.2015
№216.013.7460

Способ очистки топливного коллектора с форсунками камеры сгорания газотурбинного двигателя от продуктов коксования топлива

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам очистки коллектора с форсунками камеры сгорания газотурбинного двигателя от продуктов коксования топлива. Способ очистки коллектора с форсунками камеры сгорания газотурбинного двигателя от продуктов коксования топлива включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561367
Дата охранного документа: 27.08.2015
+ добавить свой РИД