×
10.06.2013
216.012.490a

Результат интеллектуальной деятельности: РЕГУЛИРУЕМОЕ СВЕРХЗВУКОВОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002484278
Дата охранного документа
10.06.2013
Аннотация: Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сверхзвуковое сопло содержит корпус, шарнирно прикрепленные к нему сходящиеся створки, соединенные с расходящимися створками, механизм синхронизации, гидроцилиндры привода сходящихся створок и внешние створки. Механизм синхронизации выполнен в виде рычагов, шарнирно соединенных через тяги со смежными сходящимися створками. Каждая внешняя створка передним концом шарнирно соединена с рычагом поворота смежных сходящихся створок, а ее средняя часть соединена дополнительными тягами со смежными расходящимися створками. Каждый гидроцилиндр привода створок размещен между смежными внешними створками поперек продольной оси сопла. Изобретение позволяет повысить надежность и ресурс сопла за счет демпфирования колебаний расходящихся створок. 4 ил.
Основные результаты: Регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя, содержащее корпус, шарнирно прикрепленные к нему сходящиеся створки, соединенные с расходящимися створками, и механизм синхронизации, выполненный в виде рычагов, шарнирно соединенных через тяги со смежными сходящимися створками, гидроцилиндры привода последних и внешние створки, отличающееся тем, что каждая внешняя створка передним концом шарнирно соединена с рычагом поворота смежных сходящихся створок, а ее средняя часть соединена дополнительными тягами со смежными расходящимися створками, причем каждый гидроцилиндр привода створок размещен между смежными внешними створками поперек продольной оси сопла.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД).

Известно регулируемое сверхзвуковое сопло ТРД, содержащее корпус, шарнирно прикрепленные к нему сходящиеся створки, соединенные с расходящимися створками, и механизм синхронизации, выполненный в виде рычагов, шарнирно соединенных через тяги со смежными сходящимися створками, гидроцилиндры привода последних и внешние створки. Между смежными внешними створками установлены пневмоцилиндры (см. патент РФ №1009150 класса F02K 1/12, опубл. в 1996 г.).

Недостатком указанного сопла является ненадежное управление срезом сопла и большая масса, так как ближе к срезу сопла между внешними створками устанавливается «браслет» пневмоцилиндров, не обеспечивающих устранение колебаний расходящихся створок, которые могут возникать при работе сопла, и увеличивающих массу сопла, так как являются дополнительным механизмом к гидроцилиндрам поворота сходящихся створок.

Задачей изобретения является обеспечение демпфирования колебаний расходящихся створок, возникающих при работе сопла.

Указанная задача решается тем, что в известном регулируемом сверхзвуковом сопле ТРД, содержащем корпус, шарнирно прикрепленные к нему сходящиеся створки, соединенные с расходящимися створками, и механизм синхронизации, выполненный в виде рычагов, шарнирно соединенных через тяги со смежными сходящимися створками, гидроцилиндры привода последних и внешние створки, согласно изобретению, каждая внешняя створка передним концом шарнирно соединена с рычагом поворота смежных сходящихся створок, а ее средняя часть соединена дополнительными тягами со смежными расходящимися створками, причем каждый гидроцилиндр привода створок размещен между смежными внешними створками поперек продольной оси сопла.

При таком выполнении устройства вводится гидравлическое управление срезом сопла вместо пневматического. Гидроцилиндрами регулируется как критическое сечение сопла, так и сечение среза, что позволяет устранять колебания расходящихся створок, а также существенно уменьшить массу сопла.

На фиг.1 изображен продольный разрез сопла с единым приводом;

на фиг.2 - сечение А-А - конструкция подвески гидроцилиндров;

на фиг.3 - сечение Б-Б - показано соединение рычагов, внешних створок и тяг поворота сходящихся створок;

на фиг.4 - сечение В-В - соединение внешних створок тягами с расходящимися створками.

Сопло содержит корпус 1 (фиг.1), на котором шарнирно установлены сходящиеся створки 2 с подвижно присоединенными расходящимися створками 3, рычаги 4, которые через тяги 5 соединены со смежными сходящимися створками 2 (сечение Б-Б). К рычагам 4 через оси 6 (сечение Б-Б) присоединены внешние створки 7, которые в средней части соединены дополнительными тягами 8 с расходящимися створками 3 (фиг.1 и сечение В-В на фиг.4). Между каждой парой смежных внешних створок 7 поперечно продольной оси сопла установлены гидроцилиндры 9, которые через оси 10 присоединяются к проушинам кронштейнов 11, подвешенных на осях 12 к аркам 13, которые прикреплены к внешним створкам 7 болтами 14.

Между внешними створками 7 и рычагами 4 устанавливаются телескопические регулируемые механизмы 15 (фиг.1), которые дают возможность при установленном критическом сечении сопла поворачиваться его сверхзвуковой части в пределах хода своих штоков.

На днищах рычагов 4, образующих часть внешнего контура, неподвижно закреплены упругие элементы 16, другим концом подвижно соединенные с днищами внешних створок.

Расстояния (плечи) от мест подвески гидроцилиндров 9 на внешних створках до мест соединения с тягами сходящихся и расходящихся створок выбираются при конструировании оптимальными в зависимости от соотношений сил, возникающих на тягах 5 и 8 на основных режимах работы сопла.

На днищах рычагов 4, образующих часть внешнего контура, неподвижно закреплены упругие элементы 16, на другом конце установленные подвижно в зацепление с днищами внешних створок.

При работе двигателя на сходящиеся и расходящиеся створки действует давление от газового потока, а в гидроцилиндры подается рабочее тело, например керосин, с давлением, удерживающим сходящиеся и расходящиеся створки через тяги 5 и дополнительные тяги 8 в определенном положении, обеспечивающем заданную площадь критического и выходного сечений сопла. При этом телескопический механизм на расчетных режимах сопла находится в одном из промежуточных положений.

При работе сопла на нерасчетных и переходных режимах телескопические механизмы работают на упорах, а именно в раскрытом положении при недорасширении сопла (внешние створки полностью раскрыты), а в сжатом положении при перерасширении сопла (внешние створки прикрыты).

Таким образом, при работе сопла гидроцилиндры 9, рычаги 4, внешние створки 7, тяги 5 и дополнительные тяги 8 образуют механизм привода и синхронизации сходящихся и расходящихся створок.

Предложенное устройство позволяет не устанавливать дополнительный механизм привода и синхронизации расходящихся створок, что существенно уменьшает массу сопла.

Корректировка выходного сечения сопла посредством гидроцилиндров позволяет устранять колебания расходящихся створок, так как при их возникновении гидроцилиндры являются гидравлическим демпфером, что увеличивает надежность и ресурс сопла.

Регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя, содержащее корпус, шарнирно прикрепленные к нему сходящиеся створки, соединенные с расходящимися створками, и механизм синхронизации, выполненный в виде рычагов, шарнирно соединенных через тяги со смежными сходящимися створками, гидроцилиндры привода последних и внешние створки, отличающееся тем, что каждая внешняя створка передним концом шарнирно соединена с рычагом поворота смежных сходящихся створок, а ее средняя часть соединена дополнительными тягами со смежными расходящимися створками, причем каждый гидроцилиндр привода створок размещен между смежными внешними створками поперек продольной оси сопла.
РЕГУЛИРУЕМОЕ СВЕРХЗВУКОВОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
РЕГУЛИРУЕМОЕ СВЕРХЗВУКОВОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
РЕГУЛИРУЕМОЕ СВЕРХЗВУКОВОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
РЕГУЛИРУЕМОЕ СВЕРХЗВУКОВОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 112.
10.01.2013
№216.012.196f

Выходное устройство турбины авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к элементам конструктивной связи между корпусом турбины авиационного газотурбинного двигателя и ее внутренними элементами, а именно к конструкции выходного устройства турбины. Выходное устройство турбины содержит полые профилированные стойки корпуса, размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472003
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d28

Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиации. Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя включает раскрутку ротора двигателя до частоты вращения ротора, необходимой для розжига камеры сгорания, розжиг камеры сгорания и выход на режим малого газа с поддержанием при этом предельного значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472958
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.2078

Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением содержит профили лопаток, соединенные полками, участок рассеивания, в виде углубления с внутренней стороны полок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473813
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.23ed

Выходное устройство турбины

Выходное устройство турбины содержит профилированные стойки корпуса, размещенные в проточной части за рабочим колесом последней ступени турбины. У стоек средние линии выходных участков профилей направлены вдоль продольной оси турбины. Средние линии входных участков профилей стоек повернуты к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474699
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b93

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. Лопатка турбомашины содержит газодинамический профиль, ограниченный внешними выпуклой и вогнутой поверхностями, канал вдоль входной кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476682
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2bc2

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя содержит диск с упорным выступом и соединительными элементами диска, лопатки с хвостовиком, средство для перекрытия зазоров и средство осевой фиксации лопаток в замковом соединении типа «ласточкин хвост». Соединительные элементы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476729
Дата охранного документа: 27.02.2013
Показаны записи 1-10 из 60.
10.01.2013
№216.012.196f

Выходное устройство турбины авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к элементам конструктивной связи между корпусом турбины авиационного газотурбинного двигателя и ее внутренними элементами, а именно к конструкции выходного устройства турбины. Выходное устройство турбины содержит полые профилированные стойки корпуса, размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472003
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1994

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит расположенные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые проточки с установленными в них...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472040
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1995

Комбинированный центробежно-шестеренный насос

Изобретение относится к области машиностроения и касается насосов, применяемых в маслосистемах теплонапряженных авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Насос содержит установленные в колодцах корпуса и находящиеся в зацеплении шестерни. У ножек зубьев шестерен выполнены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472041
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d28

Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к авиации. Способ запуска авиационного газотурбинного двигателя включает раскрутку ротора двигателя до частоты вращения ротора, необходимой для розжига камеры сгорания, розжиг камеры сгорания и выход на режим малого газа с поддержанием при этом предельного значения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472958
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.01.2013
№216.012.1d34

Героторный насос с торцовым входом

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к маслонасосам системы смазки авиационного газотурбинного двигателя. Героторный насос с торцовым входом содержит установленную на полом валу 4 по меньшей мере одну пару эксцентрично расположенных шестерен, ограниченных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472970
Дата охранного документа: 20.01.2013
27.01.2013
№216.012.2078

Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в высокотемпературных газовых турбинах. Сопловой аппарат турбомашины с конвективно-пленочным охлаждением содержит профили лопаток, соединенные полками, участок рассеивания, в виде углубления с внутренней стороны полок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002473813
Дата охранного документа: 27.01.2013
10.02.2013
№216.012.23ed

Выходное устройство турбины

Выходное устройство турбины содержит профилированные стойки корпуса, размещенные в проточной части за рабочим колесом последней ступени турбины. У стоек средние линии выходных участков профилей направлены вдоль продольной оси турбины. Средние линии входных участков профилей стоек повернуты к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474699
Дата охранного документа: 10.02.2013
10.02.2013
№216.012.23f9

Способ регулирования подачи топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя и система для его осуществления

Изобретение относится к области управления работой газотурбинных двигателей. Способ регулирования, реализуемый системой регулирования, заключается в формировании расхода топлива через, по крайней мере, два дозатора в группы форсунок в зависимости от режима работы двигателя при использовании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474711
Дата охранного документа: 10.02.2013
27.02.2013
№216.012.2b93

Лопатка турбомашины

Изобретение относится к охлаждению осевой турбомашины и, в частности, к усовершенствованию охлаждения профильной части лопатки турбины высокого давления. Лопатка турбомашины содержит газодинамический профиль, ограниченный внешними выпуклой и вогнутой поверхностями, канал вдоль входной кромки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476682
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2bc2

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя

Рабочее колесо осевого компрессора газотурбинного двигателя содержит диск с упорным выступом и соединительными элементами диска, лопатки с хвостовиком, средство для перекрытия зазоров и средство осевой фиксации лопаток в замковом соединении типа «ласточкин хвост». Соединительные элементы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476729
Дата охранного документа: 27.02.2013
+ добавить свой РИД