×
20.12.2014
216.013.1117

Результат интеллектуальной деятельности: РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло содержит расположенные в окружном направлении внешние и внутренние поворотные створки с установленными между ними внешними и внутренними проставками. На наружной поверхности каждой внутренней проставки выполнено ребро, размещенное на ее продольной оси симметрии и заведенное в паз кронштейна, установленного в задней части внешней проставки. В передней части внешней проставки выполнены пазы, направленные под углом к ее продольной оси, а внешняя створка снабжена проушинами, размещенными симметрично ее продольной оси, в которых установлены оси с роликами, заведенные в пазы внешних проставок. Изобретение позволяет повысить надежность и ресурс сопла за счет обеспечения центрирования как внутренних, так и внешних проставок относительно смежных створок, а также повышения точности центрирования внутренних проставок. 5 ил.
Основные результаты: Регулируемое сопло турбореактивного двигателя, содержащее расположенные в окружном направлении внешние и внутренние поворотные створки с установленными между ними внешними и внутренними проставками, отличающееся тем, что на наружной поверхности каждой внутренней проставки выполнено ребро, размещенное на ее продольной оси симметрии и заведенное в паз кронштейна, установленного в задней части внешней проставки, причем в передней части последней выполнены пазы, направленные под углом к ее продольной оси, а внешняя створка снабжена проушинами, размещенными симметрично ее продольной оси, в которых установлены оси с роликами, заведенные в пазы внешних проставок.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей (ТРД).

Известно регулируемое сопло ТРД, содержащее расположенные в окружном направлении внешние и внутренние поворотные створки с установленными между ними внешними и внутренними проставками с механизмом центрирования внутренних проставок относительно смежных с ними внутренних створок, содержащим рычаг, в средней своей части шарнирно закрепленный на продольной оси проставки, и две тяги, одними своими концами шарнирно соединенные с концами рычага, а другими - шарнирно соединенные со смежными с проставкой створками (патент ФРГ №2815259 класса F02K 1/12, опубл. в 1991 г.).

Недостатком известного устройства является отсутствие центрирования внешних проставок, а также возможное поперечное смещение оси проставки относительно смежных створок на различных режимах работы сопла, так как тяги, соединяющие установленные на внутренних проставках рычаги со створками, закреплены на последних на разном расстоянии в продольном направлении. Кроме того, механизм центрирования расположен на деталях сопла с наиболее высокой температурой, что снижает его надежность и ресурс.

Задачей настоящего изобретения является усовершенствование системы центрирования проставок относительно створок сопла.

Указанная задача решается тем, что в известном регулируемом сопле турбореактивного двигателя, содержащем расположенные в окружном направлении внешние и внутренние поворотные створки с установленными между ними внешними и внутренними проставками, согласно изобретению на наружной поверхности каждой внутренней проставки выполнено ребро, размещенное на ее продольной оси симметрии и заведенное в паз кронштейна, установленного в задней части внешней проставки, причем в передней части последней выполнены пазы, размещенные под углом к ее продольной оси, а внешняя створка снабжена проушинами, размещенными симметрично ее продольной оси, в которых установлены оси, заведенные в пазы внешних проставок.

Такое выполнение устройства позволяет центрировать не только внутренние, но и внешние проставки относительно смежных с ними створок, повысить точность центрирования внутренних проставок, а также установить механизм центрирования в области сопла с относительно невысокими температурами, что повышает его надежность и ресурс и снижает потери тяги за счет уменьшения утечек газа.

На фиг.1 представлен продольный разрез сопла по проставкам;

на фиг.2 - вид сверху на внутреннюю проставку;

на фиг.3 - сечение А-А - поперечный разрез сопла в его задней части;

на фиг.4 - вид сверху на место соединения внешней проставки с внешними створками;

на фиг.5 - сечение Б-Б - поперечный разрез соединения внешней проставки с внешними створками.

Регулируемое сопло содержит внешние и внутренние поворотные створки 1 и 2 и установленные между ними соответственно внешние и внутренние проставки 3 и 4. На наружной поверхности внутренней проставки 4 выполнено ребро 5, размещенное на ее продольной оси симметрии, которое заведено в паз кронштейна 6, выполненного в задней части внешней проставки 3 (фиг.1 и 3). В передней части внешней проставки 3 выполнены пазы 7, размещенные под углом к ее продольной оси (фиг.4). На внешних створках 1 выполнены проушины 8, размещенные симметрично ее продольной оси. В проушинах установлены оси 9 с роликами 10, заведенные в пазы внешних проставок 3 (фиг.4 и 5). Внутренняя проставка подвешена на двух смежных створках с помощью ограничителей 11.

Устройство работает следующим образом. При повороте внешних створок относительно своих осей вращения происходит их взаимное сближение или удаление в зависимости от направления вращения. В результате этого установленные в проушинах 8 смежных створок оси 9 с роликами 10 перемещаются в пазах 7 установленных между ними проставок 3. Так как проушины 8 выполнены симметрично продольной оси створок, а пазы 7 - симметрично и под углом к продольной оси проставки, перемещения осей 9 в пазах 7 одинаковы и положение проставки 3 при движении створок симметрично относительно них. Так как продольное ребро 5 внутренней проставки 4 заведено в паз кронштейна, выполненного на внешней проставке, то и внутренняя проставка устанавливается в положение, симметричное смежным внутренним створкам 2, так как внутренние и внешние створки 2, 1 находятся в одних радиальных плоскостях. Таким образом, обеспечивается более точное центрирование внутренних проставок 4 относительно створок и равномерное перекрытие створок и проставок по боковым кромкам, благодаря чему оптимизируется охлаждение внутренних проставок и уменьшаются утечки газа.

Осуществление изобретения повысит надежность и ресурс работы сопла, а также уменьшит потери тяги двигателя.

Регулируемое сопло турбореактивного двигателя, содержащее расположенные в окружном направлении внешние и внутренние поворотные створки с установленными между ними внешними и внутренними проставками, отличающееся тем, что на наружной поверхности каждой внутренней проставки выполнено ребро, размещенное на ее продольной оси симметрии и заведенное в паз кронштейна, установленного в задней части внешней проставки, причем в передней части последней выполнены пазы, направленные под углом к ее продольной оси, а внешняя створка снабжена проушинами, размещенными симметрично ее продольной оси, в которых установлены оси с роликами, заведенные в пазы внешних проставок.
РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 32.
20.01.2013
№216.012.1c0a

Самолет с системой дистанционного управления

Изобретение относится к системам дистанционного управления самолетами. Система дистанционного управления содержит два соединительных шкафа (1), в каждом из которых установлены по два однотипных вычислителя (3), в которых реализуются: алгоритмы формирования требуемого положения всех...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472672
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.06.2013
№216.012.490a

Регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сверхзвуковое сопло содержит корпус, шарнирно прикрепленные к нему сходящиеся створки, соединенные с расходящимися створками, механизм синхронизации,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484278
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.07.2013
№216.012.56c2

Механизм сдвига и фиксации фонаря

Изобретение относится к системам эксплуатационного открытия-закрытия и аварийного сброса фонаря самолета. Механизм сдвига и фиксации фонаря содержит направляющие для подвижной части фонаря, средства закрепления подвижной части на фюзеляже, привод и замок с корпусом, установленным на подвижной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487818
Дата охранного документа: 20.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a72

Интегрированный комплекс бортового оборудования многофункционального самолета

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к комплексам управления информационно-исполнительными системами бортового оборудования, общесамолетным оборудованием, летательным аппаратом и индикации информации от систем о внешней обстановке, а также их состояния. Технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488775
Дата охранного документа: 27.07.2013
10.09.2013
№216.012.685f

Цилиндр управления фонарем самолета

Изобретение относится к пневматическим устройствам для перемещения органов из одного положения в другое. Цилиндр управления фонарем содержит цилиндрический корпус, шарнирно соединенный с фюзеляжем, и выдвижной полый шток, размещенный внутри корпуса и шарнирно соединенный с подвижной частью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492366
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.09.2013
№216.012.6cfa

Способ диагностики входного устройства силовой установки самолета

Изобретение относится к авиации и может быть применено для диагностики входных устройств силовых установок с использованием вейвлет-анализа. Способ заключается в регистрации физических параметров с помощью датчиков, преобразовании данных в вейвлет-коэффициенты и последующем анализе. Пульсации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493549
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.10.2013
№216.012.7709

Ручка управления

Изобретение относится к устройствам управления. Технический результат заключается в исключении возможности самопроизвольного поворота вала при несанкционированном выпуске рукоятки и обеспечении однозначной взаимосвязи между положениями рукоятки и состоянием управляемого органа. Устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496133
Дата охранного документа: 20.10.2013
10.12.2013
№216.012.8a78

Коммутационно-разделительное устройство

Устройство относится к радиотехнике, а именно к антенно-фидерным устройствам СВЧ бортового радиооборудования самолетов. Техническим результатом является обеспечение кругового обзора пространства приемопередатчиком и тремя радиоприемными устройствами с трехантенной системой и улучшение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501130
Дата охранного документа: 10.12.2013
27.12.2013
№216.012.9056

Многофункциональный самолет с пониженной радиолокационной заметностью

Изобретение относится к области авиастроения. Многофункциональный самолет содержит фюзеляж (1), консоли крыла (2), консоли цельноповоротного вертикального оперения (4), консоли цельноповоротного горизонтального оперения (3), фонарь кабины (5), горизонтальные кромки воздухозаборников двигателей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502643
Дата охранного документа: 27.12.2013
10.01.2014
№216.012.9402

Маневренный самолет

Изобретение относится к авиации и касается маневренных самолетов и систем их управления. Маневренный самолет содержит фюзеляж, стреловидное крыло, передние стреловидные наплывы, органы управления, шасси. Передние наплывы расположены в зоне сочленения головной и средней частей фюзеляжа и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503584
Дата охранного документа: 10.01.2014
Показаны записи 1-10 из 44.
20.01.2013
№216.012.1c0a

Самолет с системой дистанционного управления

Изобретение относится к системам дистанционного управления самолетами. Система дистанционного управления содержит два соединительных шкафа (1), в каждом из которых установлены по два однотипных вычислителя (3), в которых реализуются: алгоритмы формирования требуемого положения всех...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472672
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.06.2013
№216.012.490a

Регулируемое сверхзвуковое сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сверхзвуковое сопло содержит корпус, шарнирно прикрепленные к нему сходящиеся створки, соединенные с расходящимися створками, механизм синхронизации,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484278
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.07.2013
№216.012.56c2

Механизм сдвига и фиксации фонаря

Изобретение относится к системам эксплуатационного открытия-закрытия и аварийного сброса фонаря самолета. Механизм сдвига и фиксации фонаря содержит направляющие для подвижной части фонаря, средства закрепления подвижной части на фюзеляже, привод и замок с корпусом, установленным на подвижной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002487818
Дата охранного документа: 20.07.2013
27.07.2013
№216.012.5a72

Интегрированный комплекс бортового оборудования многофункционального самолета

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к комплексам управления информационно-исполнительными системами бортового оборудования, общесамолетным оборудованием, летательным аппаратом и индикации информации от систем о внешней обстановке, а также их состояния. Технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488775
Дата охранного документа: 27.07.2013
10.09.2013
№216.012.685f

Цилиндр управления фонарем самолета

Изобретение относится к пневматическим устройствам для перемещения органов из одного положения в другое. Цилиндр управления фонарем содержит цилиндрический корпус, шарнирно соединенный с фюзеляжем, и выдвижной полый шток, размещенный внутри корпуса и шарнирно соединенный с подвижной частью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492366
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.09.2013
№216.012.6cfa

Способ диагностики входного устройства силовой установки самолета

Изобретение относится к авиации и может быть применено для диагностики входных устройств силовых установок с использованием вейвлет-анализа. Способ заключается в регистрации физических параметров с помощью датчиков, преобразовании данных в вейвлет-коэффициенты и последующем анализе. Пульсации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493549
Дата охранного документа: 20.09.2013
20.10.2013
№216.012.7709

Ручка управления

Изобретение относится к устройствам управления. Технический результат заключается в исключении возможности самопроизвольного поворота вала при несанкционированном выпуске рукоятки и обеспечении однозначной взаимосвязи между положениями рукоятки и состоянием управляемого органа. Устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496133
Дата охранного документа: 20.10.2013
10.12.2013
№216.012.8a78

Коммутационно-разделительное устройство

Устройство относится к радиотехнике, а именно к антенно-фидерным устройствам СВЧ бортового радиооборудования самолетов. Техническим результатом является обеспечение кругового обзора пространства приемопередатчиком и тремя радиоприемными устройствами с трехантенной системой и улучшение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501130
Дата охранного документа: 10.12.2013
27.12.2013
№216.012.9056

Многофункциональный самолет с пониженной радиолокационной заметностью

Изобретение относится к области авиастроения. Многофункциональный самолет содержит фюзеляж (1), консоли крыла (2), консоли цельноповоротного вертикального оперения (4), консоли цельноповоротного горизонтального оперения (3), фонарь кабины (5), горизонтальные кромки воздухозаборников двигателей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002502643
Дата охранного документа: 27.12.2013
10.01.2014
№216.012.9402

Маневренный самолет

Изобретение относится к авиации и касается маневренных самолетов и систем их управления. Маневренный самолет содержит фюзеляж, стреловидное крыло, передние стреловидные наплывы, органы управления, шасси. Передние наплывы расположены в зоне сочленения головной и средней частей фюзеляжа и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002503584
Дата охранного документа: 10.01.2014
+ добавить свой РИД