×
10.07.2019
219.017.ada7

РЕГУЛЯТОР РАСХОДА ГОРЯЧЕГО ГАЗА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к ракетной технике и предназначено для использования в качестве регулятора расхода горячего газа, работающего на продуктах сгорания твердых топлив с высокой температурой и давлением при управлении полетом ракеты по плоскостям стабилизации. Регулятор расхода горячего газа содержит корпус с входным и выходным патрубками, установленное в выходной патрубок седло с расходным отверстием, контактирующий с цилиндрическими поверхностями седла регулирующий элемент. Ось расходного отверстия седла перпендикулярна цилиндрической поверхности контакта регулирующего элемента и седла. Седло выполнено составным. Контактирующая с регулирующим элементом часть седла выполнена из изотропного углерода и установлена по посадке на адгезионном составе в глухое прямоугольное отверстие другой части седла. Эта другая часть седла выполнена из жаропрочного металлического сплава. Одна из сторон прямоугольного отверстия седла перпендикулярна цилиндрической поверхности контакта регулирующего элемента и седла. Обе части седла контактируют своими торцами по взаимообращенным идентичным поверхностям. Расходное отверстие части седла из изотропного углерода расположено внутри расходного отверстия части седла из жаропрочного металлического сплава. Изобретение направлено на снижение нагрузки на привод за счет снижения коэффициента трения между седлом и регулирующим элементом. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Предлагаемое изобретение относится к ракетной технике, а именно к регуляторам расхода, работающим на продуктах сгорания твердых топлив с температурой до 2500°К и давлением порядка 10 МПа и обеспечивающим управление полетом ракеты по плоскостям стабилизации.

Известна конструкция вращающегося клапана для горячего газа, состоящая из корпуса с расходным отверстием, в котором установлен с возможностью вращения стакан, при этом наружная поверхность стакана установлена по отношению к внутренней поверхности корпуса с кольцевым зазором (патент США №3276466 НКИ 137-339, 1966).

Недостаток такой конструкции заключается в том, что наличие кольцевого зазора приводит к непроизводительным утечкам продуктов сгорания топлива, что требует увеличения массы топлива, а следовательно, и всего двигателя, что является существенным недостатком.

Известна конструкция клапана для регулирования расхода горячего газа, содержащая корпус с входным и выходным патрубками, опорный узел в виде двух выступов, выполненных на седле и имеющих соосные с валом сквозные отверстия, образующие цилиндрических поверхностей которых совмещены с цилиндрической поверхностью седла, а регулирующий элемент установлен в сквозные отверстия опорного узла (патент РФ №2079023, кл.6 F16K 5/04, 1997).

Недостаток такой конструкции заключается в том, что обычно седло и регулирующий элемент в зависимости от температуры продуктов сгорания изготавливаются из жаропрочных вольфрамомолибденовых сплавов, которые обладают значительным коэффициентом трения, порядка 0,4…0,5, что в свою очередь приводит к повышенному шарнирному моменту в паре деталей, регулирующих минимальное сечение клапана, а это в свою очередь приводит к усилению всех узлов клапана и увеличению мощности привода, а это вес изделия, что для ракетной техники не приемлемо.

Одной из основных задач для конструкций регуляторов расхода, работающих на продуктах сгорания твердых топлив, является снижение нагрузки на привод, так называемого шарнирного момента, который в регуляторах расхода зависит от коэффициента трения материалов в регулирующей паре: седло - регулирующий элемент.

Тенденция развития регуляторов расхода направлена на применение для регулирующей пары деталей материалов с низким коэффициентом трения, таких как различные марки пироуглеродов, изотропные углероды, графиты и т.д. (углеродосодержащие материалы).

Предлагаемое изобретение направлено на увеличение надежности работы за счет уменьшения величины шарнирного момента, что в свою очередь уменьшает вес привода.

Указанная цель достигается тем, что в регуляторе расхода горячего газа, содержащем корпус с входным и выходным патрубками, седло с расходным отверстием, установленное в выходной патрубок, регулирующий элемент, контактирующий с седлом по взаимообращенным цилиндрическим поверхностям, при этом ось расходного отверстия седла перпендикулярна цилиндрической поверхности контакта регулирующего элемента и седла, седло выполнено составным, часть седла, контактирующая с регулирующим элементом, выполнена из изотропного углерода, и установлена по посадке на адгезионном составе в глухое прямоугольное отверстие части седла, выполненной из жаропрочного металлического сплава, одна из сторон прямоугольного отверстия седла перпендикулярна цилиндрической поверхности контакта регулирующего элемента и седла, обе части седла контактируют своими торцами по взаимообращенным идентичным поверхностям, а расходное отверстие части седла из изотропного углерода расположено внутри расходного отверстия части седла из жаропрочного металлического сплава.

На фиг.1 изображен регулятор расхода горячего газа. На фиг.2, 3 изображен вариант конструкции составного седла и его сечение.

Регулятор расхода горячего газа (фиг.1) состоит из корпуса 1 с входным 2 и выходным 3 патрубками, седла 4 с расходным отверстием 5, установленного в выходной патрубок 3 регулирующего элемента 6 и контактирующего с седлом 4 по взаимообращенным цилиндрическим поверхностям 7 и 8. Регулирующий элемент 6 кинематически соединен с валом 9, который в свою очередь соединен с приводом. Ось 10 расходного отверстия седла 4 перпендикулярна цилиндрической поверхности контакта регулирующего элемента и седла. Корпус 1 защищен изнутри от прогрева деталями 11 из эрозионно стойкого теплозащитного пресс-материала. Седло 4 выполнено составным. Часть седла 12, контактирующая с регулирующим элементом 6, выполнена из изотропного углерода, и установлена по посадке на адгезионном составе в глухое прямоугольное отверстие 13 части 14 седла, выполненной из жаропрочного металлического сплава. Одна из сторон 15 (см. фиг.3) прямоугольного отверстия 13 седла перпендикулярна цилиндрической поверхности 7 контакта регулирующего элемента и седла. Обе части седла 12 и 14 контактируют своими торцами 16 и 17 (см. фиг.2) по взаимообращенным идентичным поверхностям, например плоским. Расходное отверстие 5 части 12 седла 4 из изотропного углерода расположено внутри расходного отверстия 18 части седла 4 из жаропрочного сплава.

Обе части 12 и 14 седла 4 (фиг.2, 3) могут соединяться между собой штифтами 19, выполненными из той же марки изотропного углерода, что и часть 12 седла 4. Они установлены в отверстия 20 и 21 с зазором 22 на адгезионном составе. Зазор между штифтом 19 и отверстиями 20 и 21 рассчитывается по следующим зависимостям:

где δ - зазор между штифтом и отверстием под него;

d1 - диаметр отверстия под штифт;

d2 - диаметр штифта;

α1 - коэффициент температурного расширения жаропрочного металлического сплава;

α2 - коэффициент температурного расширения изотропного углерода;

- максимальная температура части седла из жаропрочного металлического сплава;

- максимальная температура части седла из изотропного углерода.

Разброс вызван допусками на изготовление диаметров отверстий и штифтов.

Штифты 19 устанавливаются в ту часть седла, которая соприкасается с деталями 11. Таким образом, штифты дополнительно фиксируются.

В процессе хранения и до вступления в работу регулятора соединение обеих частей седла при помощи адгезионного состава исключает их возможность взаимного перемещения относительно друг друга. Дополнительная их фиксация при помощи штифтов позволяет и в работе повысить надежность соединения.

При поступлении продуктов сгорания в регулятор за счет того, что расходное отверстие седла, выполненное в части седла из изотропного углерода, расположено внутри расходного отверстия части седла из жаропрочного металлического сплава, давлением продуктов сгорания часть 12 седла 4 все время поджимается к части 14 седла 4.

Благодаря тому, что часть 14 седла 4 изготовлена из жаропрочного металлического сплава, обладающего повышенными прочностными характеристиками, не происходит разрушение седла, а выполнение соединения обеих частей седла по глухому прямоугольному отверстию исключает проворот частей седла относительно друг друга.

Контакт частей 12 и 14 седла 4 по взаимообращенным идентичным поверхностям позволяет уменьшить утечки продуктов сгорания.

Если и регулирующий элемент 6 выполнять из изотропного углерода, то можно получить значительное снижение шарнирного момента, потому что коэффициент трения изотропного углерода по изотропному углероду достигает величины порядка 0, 1. Это в свою очередь приводит к снижению нагрузки на регулирующий элемент.

Благодаря тому, что штифты выполнены из той же марки изотропного углерода, что и регулирующий элемент и установлены в отверстия 20 и 21 с определенным зазором, исключается их разрушение из-за нагрева обеих частей седла 4.

Таким образом, как видно из вышеизложенного, обеспечивается увеличение надежности работы за счет уменьшения величины шарнирного момента, достигается еще один положительный эффект, а именно за счет уменьшения величины шарнирного момента можно уменьшить вес конструкции, что является для ракетной техники основным.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 631.
10.02.2013
№216.012.2338

Приборная панель космического аппарата

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для космических конструкций, например, каркасов приборных панелей. Приборная панель космического аппарата содержит несущие верхнее и нижнее основания, между которыми установлен заполнитель в виде сот, и закладные элементы....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474518
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.27bf

Кассетный боеприпас

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к кассетным боеприпасам. Кассетный боеприпас содержит корпус, в кормовой части которого расположен отсек с парашютной системой и срезаемым элементом. Парашютная система помещена в чехол. Парашютный отсек выполнен в виде тонкостенного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475695
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.03.2013
№216.012.3008

Артиллерийский осколочно-фугасный снаряд

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к осколочно-фугасным снарядам, которые применяются при стрельбе из артиллерийских орудий. Артиллерийский осколочно-фугасный снаряд содержит корпус с ведущим пояском, взрыватель и взрывчатое вещество. Корпус состоит из соединенных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477831
Дата охранного документа: 20.03.2013
10.04.2013
№216.012.33da

Сопло летательного аппарата

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям сопел летательных аппаратов, и может быть использовано для сопловых блоков летательных аппаратов, в которых устанавливаются заглушки, служащие для защиты внутренней полости летательного аппарата. Сопло содержит раструб,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478817
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.04.2013
№216.012.3af9

Кран шаровой

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено, в частности, для использования в трубопроводной запорной арматуре пневмогидросистем ракет-носителей космического назначения, а также в любой отрасли промышленности, использующей гидравлическую технику, где необходимо периодически...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480658
Дата охранного документа: 27.04.2013
10.05.2013
№216.012.3e54

Тренога

Изобретение относится к треногам для установки приборов. Тренога содержит основание (1) с центральным отверстием (2) и тремя кронштейнами (3) у основания с выполненными в них проушинами (4). Между проушинами (4) на конической поверхности основания (1) содержатся проточки (5), обеспечивающие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481523
Дата охранного документа: 10.05.2013
20.06.2013
№216.012.4bf4

Солнечная батарея

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при проектировании выносных конструкций космических аппаратов, преимущественно солнечных батарей (СБ). Солнечная батарея содержит раму, верхние и нижние створки, попарно связанные между собой шарнирами, на оси которых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485026
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4d30

Силовой блок двигательной установки ракеты-носителя

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано преимущественно в силовых блоках ракет-носителей (РН) для управления вектором тяги. Силовой блок РН с управляемым вектором тяги содержит хвостовой отсек для установки маршевого жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) и силовое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485342
Дата охранного документа: 20.06.2013
20.06.2013
№216.012.4e5d

Логопериодическая антенна

Изобретение относится к области антенной техники и может быть использовано в радиотехнических системах различного назначения в качестве самостоятельной сверхширокополосной антенны, либо в качестве базового элемента антенной решетки. Технической результат - повышение идентичности ширины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002485643
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.08.2013
№216.012.5dc5

Клапан

Изобретение относится к арматуростроению, а именно к клапанам с пневматическим управлением, и предназначено для пуска и отсечки рабочего тела. Клапан содержит корпус с входным и выходным патрубками, элемент с втулкой на ребрах и седлом, установленный в корпус, подпружиненный затвор с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489626
Дата охранного документа: 10.08.2013
Показаны записи 1-10 из 57.
27.02.2013
№216.012.2c22

Способ управления движущимся объектом и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области радиоэлектроники и может быть использовано в системах автоматического и автоматизированного управления движением различных объектов, например транспортных роботов, судов, летательных аппаратов и т.п. Технический результат - расширение функциональных возможностей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476825
Дата охранного документа: 27.02.2013
10.04.2013
№216.012.33da

Сопло летательного аппарата

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям сопел летательных аппаратов, и может быть использовано для сопловых блоков летательных аппаратов, в которых устанавливаются заглушки, служащие для защиты внутренней полости летательного аппарата. Сопло содержит раструб,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478817
Дата охранного документа: 10.04.2013
27.07.2013
№216.012.5a46

Узел соединения заслонки с седлом клапана расхода горячего газа

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции клапанов для регулирования расхода горячего газа, работающих при высоких температурах и давлениях, и предназначено для управления летательным аппаратом по каналам крена, тангажа и рыскания. Узел соединения заслонки с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488731
Дата охранного документа: 27.07.2013
10.09.2013
№216.012.6846

Способ высотных испытаний крупногабаритного рдтт и установка для его осуществления

При высотных испытаниях ракетного двигателя создают разрежение за счет предварительного вакуумирования пространства вокруг двигателя, эжектирующих свойств струи продуктов сгорания в диффузоре и инжекции дополнительного газа в выхлопную магистраль. Запуск диффузора обеспечивают до момента...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492341
Дата охранного документа: 10.09.2013
10.09.2013
№216.012.6892

Твердотопливная ракета

Изобретение относится к ракетно-космической технике. Твердотопливная ракета содержит стартовый двигатель I ступени с пороховым аккумулятором давления разделения ступеней, прямоточный ракетный двигатель II ступени с соплом и воздуховодом, в камере дожигания которого размещен последовательно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002492417
Дата охранного документа: 10.09.2013
20.09.2013
№216.012.6ca2

Клапан для регулирования расхода горячего газа

Изобретение относится к области машиностроения и направлено на совершенствование конструкций клапанов, работающих в условиях высоких температур и давлений и предназначенных для управления вектором тяги летательных аппаратов. Клапан для регулирования расхода горячего газа состоит из корпуса с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493461
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.10.2013
№216.012.7a8c

Газораспределительный клапан

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено в качестве газораспределительных клапанов управлять летательными аппаратами по плоскостям тангажа, рыскания и крена. Газораспределительный клапан содержит корпус с входным и двумя выходными патрубками, с седлами, установленными в выходных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497034
Дата охранного документа: 27.10.2013
10.11.2013
№216.012.7ece

Газораспределительный клапан

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в клапанах, работающих в условиях высоких температур и давлений, при их транспортировке. Газораспределительный клапан содержит установленную с возможностью поворота вокруг оси в корпусе заслонку, связанную с валом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498135
Дата охранного документа: 10.11.2013
27.06.2014
№216.012.d6ec

Узел пары заслонка и седло регулятора расхода горячего газа

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к регуляторам расхода горячего газа, работающим на продуктах сгорания ракетных топлив и обеспечивающим управление летательным аппаратом в плоскостях тангажа, рыскания и крена. Узел пары заслонка и седло регулятора расхода горячего газа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002520798
Дата охранного документа: 27.06.2014
10.11.2014
№216.013.0527

Способ соединения вала и силовой оболочки с помощью штифта

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к регуляторам расхода горячего газа, в которых валы соединены с силовой оболочкой при помощи штифтов. Способ соединения включает установку во входное отверстие силовой оболочки штифта и его запрессовку. В процессе перемещения штифта...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532717
Дата охранного документа: 10.11.2014
+ добавить свой РИД