×
27.06.2019
219.017.9922

Результат интеллектуальной деятельности: УЗЕЛ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002692511
Дата охранного документа
25.06.2019
Аннотация: Изобретение относится к области авиадвигателестроения и энергетического машиностроения, преимущественно к системам смазки и охлаждения подшипниковых опор газотурбинных двигателей, и может быть использовано для увеличения эффективности смазки и охлаждения подшипников, например, высокотемпературных авиационных газотурбинных двигателей, где применение охлаждения масловоздушной смесью не представляется возможным, вследствие специфичных условий работы, таких как работа в агрессивной газовой среде или применение в спецтехнике, где не допускается попадание масла в проточную полость. Узел опоры газотурбинного двигателя содержит корпус, шарикоподшипник с наружным и внутренним кольцами, установленный на полом валу ротора, в стенках которого выполнены отверстия, при этом торцевые поверхности внутреннего кольца сопряжены с втулками, также установленными на полом валу ротора. С обоих торцов шарикоподшипника, при помощи крышки и стенок корпуса, образованы входная и выходная полости, содержащие графитовую смазку, в отличие от известного в стенке крышки выполнены специальные отверстия для восполнения графитом воздушно-графитовой смеси и продувки полостей, в стенках корпуса шарикоподшипника выполнены пазы для прохождения охлаждающего воздуха. Во входной полости на входе в подшипник расположена диафрагма, содержащая элемент организации, дросселирования и охлаждения пылевого графитового облака, а в выходной полости на выходе из подшипника расположен элемент для создания и циркуляции пылевого графитового облака и охлаждения воздуха на входе в подшипник. При этом во входной полости между втулкой и корпусом и в выходной полости между втулкой и крышкой установлены с зазорами комбинированные уплотнения для стравливания излишков воздуха. Элемент для создания и циркуляции пылевого графитового облака и охлаждения воздуха на входе в подшипник выполнен в виде импеллера с профилированными лопатками. Элемент организации, охлаждения и дросселирования пылевого графитового облака выполнен в виде отверстий. Технический результат: обеспечение надежной работы опоры газотурбинного двигателя и, следовательно, всего двигателя, работающего в специфичных условиях в течение длительного времени, путем обеспечения стабильных условий смазки и охлаждения подшипника, за счет создания и циркуляции пылевого графитового облака по изолированной траектории вокруг подшипника. Дополнительным техническим решением является дросселирование потока графитовой пылевой смеси на входе в подшипник. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и энергетического машиностроения, преимущественно к системам смазки и охлаждения подшипниковых опор газотурбинных двигателей и может быть использована для увеличения эффективности смазки и охлаждения подшипников, например, высокотемпературных авиационных газотурбинных двигателей, где применение охлаждения масло-воздушной смесью не представляется возможным, вследствие специфичных условий работы, таких как работа, в агрессивной газовой среде или применение в спецтехнике, где не допускается попадание масла в проточную полость.

Известен узел опоры газотурбинного двигателя (патент РФ №172603 МПК F16C 27/00, опубл. 14.07.2017) содержащий корпус, шарикоподшипник с наружным и внутренним кольцами, при этом с обоих торцов шарикоподшипника образованы полости, содержащие смазку, в одной из полостей расположено графитовое кольцо, которое с одной торцевой стороны сопряжено при помощи осевой пружины и направляющего штифта с крышкой, размещенной в корпусе опоры, а с другой стороны упирается в выступ втулки, установленной на валу. Недостатками известной конструкции является то, что невозможно подобрать требуемую скорость износа графитового кольца, вследствие нестабильности шероховатости. При этом, надежность подвода смазки резко снижается в течение требуемого ресурса. Продукты износа из зоны трения не удаляются.

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретения, является обеспечение надежной работы опоры газотурбинного двигателя и, следовательно, всего двигателя, работающего в специфичных условиях в течение длительного времени, путем обеспечения стабильных условий смазки и охлаждения подшипника, за счет создания и циркуляции пылевого графитового облака по изолированной траектории вокруг подшипника.

Дополнительным техническим решением является дросселирование потока графитовой пылевой смеси на входе в подшипник.

Технический результат достигается тем, что в узле опоры газотурбинного двигателя, содержащем корпус, шарикоподшипник с наружным и внутренним кольцами, установленный на полом валу ротора, в стенках которого выполнены отверстия, при этом торцевые поверхности внутреннего кольца сопряжены с втулками, также установленные на полом валу ротора, а с обоих торцов шарикоподшипника, при помощи крышки и стенок корпуса, образованы входная и выходная полости, содержащие графитовую смазку, в отличие от известного в стенке крышки выполнены специальные отверстия для восполнения графитом воздушно - графитовой смеси и продувки полостей, в стенках корпуса шарикоподшипника выполнены пазы для прохождения охлаждающего воздуха, во входной полости на входе в подшипник расположена диафрагма, содержащая элемент организации, дросселирования и охлаждения пылевого графитового облака, а в выходной полости на выходе из подшипника расположен элемент для создания и циркуляции пылевого графитового облака и охлаждения воздуха на входе в подшипник, при этом во входной полости между втулкой и корпусом и в выходной полости между втулкой и крышкой установлены с зазорами комбинированные уплотнения для стравливания излишков воздуха. Элемент для создания и циркуляции пылевого графитового облака и охлаждения воздуха на входе в подшипник выполнен в виде импеллера с профилированными лопатками. Элемент организации, охлаждения и дросселирования пылевого графитового облака выполнен в виде отверстий.

Заявленное решение поясняется чертежами, на которых изображено:

фиг. 1 - конструкция узла опоры вала ГТД в разрезе;

фиг. 2 - конструкция узла опоры вала ГТД в разрезе с указанием направления циркуляции пылевого графитового облака вокруг подшипника;

фиг. 3 - вид А;

фиг. 4 - вид Б;

фиг. 5 - конструкция узла опоры вала ГТД в разрезе с указанием направления охлаждающего потока воздуха, направленного на охлаждение внутреннего кольца подшипника;

фиг. 6 - конструкция узла опоры вала ГТД в разрезе с указанием направления охлаждающего потока воздуха, направленного на охлаждение внешнего кольца подшипника.

Узел опоры газотурбинного двигателя (фиг. 1) содержит корпус 1, шарикоподшипник 2 с наружным 3 и внутренним 4 кольцами, установленный на полом валу 5 ротора, в стенках которого выполнены отверстия 6, необходимые для обеспечения охлаждения его внутреннего кольца 4. Торцевые поверхности внутреннего кольца сопряжены с втулками 7 и 8, также установленные на полом валу 5 ротора, а с обоих торцов шарикоподшипника, при помощи крышки 9 и стенок корпуса, образованы входная 10 и выходная 11 полости, содержащие графитовую смазку. В выходной полости 11 расположен импеллер 12, который необходим для обеспечения циркуляции пылевого графитового облака и создания зоны локального разряжения воздуха перед подшипником 2. Во входной полости 10 расположена диафрагма 13 с выполненными отверстиями 14 и 15, необходимые для организации, охлаждения и дросселирования пылевого графитового облака. В полостях 10 и 11 установлены уплотнения вращающего вала комбинированного типа, включающее в себя импеллерные уплотнения 16 и 17, препятствующие расходованию графитового порошка в подшипниковой опоре, и маслосгонную резьбу 18. Для эффективной работы данной схемы, импеллерные уплотнения 16 и 17 должны быть идентичны. В корпусе подшипника 1 выполнены пазы 19, для прохождения графитовой смеси над верхним кольцом 3 подшипника. К корпусу 1 присоединена крышка 9 с коллектором трубопроводов 20 для прохода охлаждающего воздуха над верхним кольцом подшипника 3 и над пазами 19. В крышке подшипника 9 располагаются два отверстия с присоединенными трубопроводами 21, необходимые для восполнения в ходе работы и полной замены графитового порошка, а также для продувки полостей.

Узел опоры газотурбинного двигателя работает следующим образом.

Перед началом работы в полость 11 за подшипником 2 через отверстия 21 в стенке крышки 9 подается графитовый порошок. Далее, при увеличении частоты вращения вала 5 начинает вращаться импеллер 12, который создает в полости 11 пылевое графитовое облако, а также уплотнения импеллерного типа 16 и 17, которые удерживают графитовое облако во внутренней замкнутой полости вокруг подшипника 2. При работе, пылевое графитовое облако через пазы 19 в корпусе 1 подшипника 2 попадает через профилируемые отверстия 15 в диафрагме 13 в полость 10 на входе в подшипник 2. Далее, графитовая смесь проходит через дросселирующие отверстия 14 в диафрагме 13, где поток воздушно-графитовой смеси достигает максимального снижения температуры за счет специально подобранного диаметра дросселирующих отверстий, поступает в подшипник 2 и обратно в полость 11, тем самым создается непрерывная циркуляции пылевого графитового облака, при помощи которого, происходит смазка, удаление продуктов износа и эффективное охлаждение подшипника 2 опоры газотурбинного двигателя, работающего в специфических условиях, где применение масляной системы охлаждения невозможно. Количество графита, подаваемого в полость 11 за подшипником 2 рассчитывается из условий эксплуатации двигателя. Перед началом последующего цикла, полости 10 и 11 продуваются через специальные отверстия 12, выполненные в стенке 9, после чего восполняют запас графита через те же отверстия 21. При необходимости, восполнение графитовой массы и продувка возможны и в работе газотурбинного двигателя.

В результате, при работе газотурбинного двигателя в узел опоры осуществляется непрерывный подвод, непосредственно в зону трения, графитового порошка и охлаждение потока воздуха, проходящего через подшипник. На выходе из подшипника установлен импеллер, который обеспечивает циркуляцию пылевого графитового облака и создает разряжение воздуха в зоне установки подшипника. На корпусе подшипника выполнены пазы для прохождения графитовой смеси над верхним кольцом подшипника. В диафрагме выполнены дроссельные отверстия для организации дросселирования и охлаждения потока воздушно-графитовой пыли на входе в подшипник. Восполнение графитового порошка и продувка полостей при замене графитового порошка осуществляется через коллектор трубопроводов. Уплотнение вращающего вала комбинированного типа, включающее в себя импеллерные уплотнения, которые препятствует расходованию графитового порошка в подшипниковой опоре, выполняя роль пылезащитного устройства.

Таким образом, предложенная конструкция узла опоры газотурбинного двигателя обеспечивает возможность эффективной смазки и охлаждения подшипника опоры газотурбинного двигателя, позволяет уменьшить тепловыделения в рабочих зонах подшипника, что снижает теплонапряженность опоры газотурбинного двигателя в результате равномерного задросселированного подвода пылевого графитового облака к подшипнику и циркуляции пылевого графитового облака по замкнутому контуру без потерь. Изобретение обеспечивает многорежимность работы узла опоры ротора двигателя в условиях высоких температур окружающих деталей в специфичных условиях, где применение масляной смазки не предоставляется возможным.


УЗЕЛ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
УЗЕЛ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
УЗЕЛ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
УЗЕЛ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 27.
25.08.2018
№218.016.7f36

Способ диагностики технического состояния подшипника качения ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов подшипников качения газотурбинного двигателя при испытаниях и в эксплуатации и может найти применение в двигателестроении для выявления наличия дефекта недостаточной смазки подшипника качения. Технический результат изобретения -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664748
Дата охранного документа: 22.08.2018
13.10.2018
№218.016.919d

Способ определения периодичности контроля деталей газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области эксплуатации и диагностики авиационных газотурбинных двигателей и может найти применение в способах определения периодичности контроля деталей авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) с помощью вихретокового метода обнаружения подповерхностных дефектов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669432
Дата охранного документа: 11.10.2018
30.11.2018
№218.016.a251

Способ измерения сил, действующих на подшипник качения при статическом и динамическом нагружении с использованием тензодатчиков сопротивления

Изобретение относится к способам измерения осевых и радиальных сил, воздействующих на работающий подшипник качения, и может найти применение во всех узлах, имеющих подшипники качения. При реализации способа тензодатчики установлены на наружной посадочной поверхности неподвижного кольца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673503
Дата охранного документа: 27.11.2018
13.12.2018
№218.016.a664

Система плавного включения фрикционной муфты зубчатого редуктора

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам включения фрикционных муфт. Система плавного включения фрикционной муфты зубчатого редуктора содержит поршень в управляющей полости, масляный картер, насос управления, клапаны, аккумулятор масла и маслопроводы. Нагнетание...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674729
Дата охранного документа: 12.12.2018
26.01.2019
№219.016.b4a6

Способ изготовления крупногабаритных лопаток газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на операциях шлифования, фрезерования лопаток газотурбинных двигателей. Изготовление лопатки осуществляют путем механической обработки заготовки по разработанной управляющей программе, которую ведут в несколько...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678222
Дата охранного документа: 24.01.2019
31.01.2019
№219.016.b559

Способ проведения резонансных испытаний рабочих лопаток в составе турбомашины

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано при прочностной доводке осевых турбомашин, преимущественно турбореактивных двухконтурных двигателей, а также при создании систем диагностики. При реализации способа устанавливают на неподвижных частях турбомашины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678511
Дата охранного документа: 29.01.2019
13.03.2019
№219.016.dea2

Комбинированный способ электрохимической обработки деталей из титановых сплавов

Изобретение относится к области электрохимической обработки металлов и сплавов и может быть использовано для получения сложнофасонных поверхностей деталей авиационных газотурбинных двигателей. Способ электрохимической обработки деталей из титановых сплавов включает импульсно-циклическую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681590
Дата охранного документа: 11.03.2019
16.03.2019
№219.016.e188

Главная судовая энергетическая установка

Изобретение относится к области судовых энергетических установок, в частности к главным энергетическим установкам судов. Главная судовая энергетическая установка содержит судовые энергетические установки левого и правого бортов, включающие в себя каждая состоящую из двух двигателей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682029
Дата охранного документа: 14.03.2019
20.03.2019
№219.016.e30e

Устройство для смазки подшипников роторной машины

Изобретение относится к области машиностроения и двигателестроения и может быть использовано в подшипниковых узлах с консистентной смазкой, например в опорах роторов турбомашин с консистентной смазкой. Устройство для смазки подшипников роторной машины включает подшипник, установленный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682294
Дата охранного документа: 18.03.2019
27.04.2019
№219.017.3d2d

Главный судовой газотурбинный агрегат с реверсивным двигателем

Изобретение относится к области главных судовых энергетических установок, в частности к главным судовым газотурбинным агрегатам с реверсивным двигателем и зубчатым редуктором с шестеренными насосами на его корпусе, приводимых от одного из валов редуктора. Главный судовой газотурбинный агрегат с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686258
Дата охранного документа: 24.04.2019
Показаны записи 1-4 из 4.
10.09.2014
№216.012.f3cd

Планетарно-дифференциальный редуктор

Изобретение относится к редукторам газотурбинных двигателей и может найти применение, например, в малоразмерных авиационных турбовинтовых двигателях. Планетарно-дифференциальный редуктор включает входной вал-шестерню, имеющий внешнее зубчатое зацепление с блоком сателлитов, внутренний выходной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002528236
Дата охранного документа: 10.09.2014
27.10.2014
№216.013.02b3

Дифференциальный редуктор турбовинтовного двигателя

Дифференциальный редуктор турбовинтового двигателя включает входной вал-шестерню, внутренний и внешний выходные валы-шестерни, четыре шестерни с большим зубчатым венцом, а также по две шестерни с малым зубчатым венцом для внешнего и внутреннего выходных валов-шестерен соответственно. Входной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532089
Дата охранного документа: 27.10.2014
27.08.2015
№216.013.757a

Способ изготовления редуктора

Изобретение относится к разработке и изготовлению редукторов преимущественно для малоразмерных авиационных турбовинтовых двигателей. Способ включает этапы: ввода исходных данных, составления максимального количества вариантов конструкции, фильтрации по геометрическим параметрам, на котором...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561649
Дата охранного документа: 27.08.2015
25.08.2017
№217.015.b878

Эпоксивинилэфирное связующее, препрег и изделие из него

Изобретение относится к области создания полимерных связующих на основе эпоксивинилэфирного олигомера с наполнителем в виде коротких волокон для полимерных композиционных материалов (ПКМ), получаемых из листового полуфабриката (SMC-препрега) методом прямого прессования (sheet molding compound -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002615374
Дата охранного документа: 04.04.2017
+ добавить свой РИД