×
09.06.2019
219.017.7c3d

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ МНОГОДУГОВОЙ СВАРКИ ИЛИ НАПЛАВКИ В ЗАЩИТНОМ ГАЗЕ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области сварки или наплавки и может быть использовано как способ многодуговой электросварки или наплавки в защитных газах и особенно эффективно для тонколистовых конструкций из черных и цветных металлов. Процесс сварки или наплавки ведут сочетанием плавящегося и неплавящегося электродов от источника питания переменного тока. Вначале ведут подбор источника для неплавящегося электрода, имеющего внешнюю крутопадающую характеристику с большим напряжением холостого хода, затем для плавящегося электрода, имеющего пологопадающую (жесткую) характеристику с низким напряжением холостого хода. Электрически их соединяют так, что фаза напряжения на плавящемся электроде отстает от фазы напряжения на неплавящемся электроде. Подают напряжение на электроды для возбуждения дуг, при взаимодействии которых в общем плавильном пространстве на плавящемся электроде формируются импульсы тока обратной полярности с частотой, равной половине частоты питающей сети, которые и осуществляют расплавление электродного металла и формирование сварного шва. При этом достигается автоматизация процесса, высокое качество сварных соединений и наплавленного металла, высокая производительность труда, так как процессы сварки, наплавки идут за один проход, а также снижение материальных затрат, так как нет необходимости приобретать дорогостоящее оборудование. 2 ил.

Изобретение относится к области сварки или наплавки и может быть использовано как способ многодуговой электросварки или наплавки в защитном газе и особенно эффективно для тонколистовых конструкций из черных и цветных металлов.

Известны способы многодуговой сварки, при которых используется сочетание дуг, горящих на плавящихся и неплавящихся электродах и образующих общую сварочную ванну - аналоги (см. Ремонт, восстановление, модернизация №9, 2004, Воропай Н.М. и др. «Двухдуговая наплавка поршней из алюминиевых сплавов», стр.14).

Недостатки способов

1. Сложность системы источников питания, вызванная необходимостью формирования специфических импульсов напряжения.

2. Высокие требования к стабилизации параметров режима сварки, например подачи электродной проволоки.

Известен также способ многодуговой сварки и наплавки, при котором процесс ведут сочетанием плавящихся и неплавящихся электродов, при этом на плавящиеся электроды подают напряжения одной и той же полярности (см. авт.свидетельство №689800, опубл. 05.10.79 г., БИ №37). Этот способ наиболее близок к заявляемому и выбран в качестве прототипа. К недостаткам этого способа можно отнести то, что он применим только при плазменной сварке и может быть реализован при сварке толстостенных конструкций в силу больших тепловложений в сварочную ванну и, как следствие, большой проплавляющей способности.

Задачей предлагаемого способа является устранение указанных недостатков и обеспечение автоматической сварки тонколистовых конструкций из черных и цветных металлов в защитном газе или наплавки в случаях, когда требуется минимальное участие основного металла в наплавленном.

При этом достигается следующий технических результат:

1. Автоматизация процесса.

2. Высокое качество сварных соединений и наплавленного металла.

3. Высокая экономичность и производительность труда, так как процесс сварки осуществляется за один проход при практическом отсутствии проплавления основного металла.

4. Снижение материальных затрат, т.к. нет необходимости приобретать дорогостоящее оборудование.

Для достижения указанного технического результата предлагается способ многодуговой сварки, наплавки в защитном газе, при котором процесс ведут сочетанием плавящегося и неплавящегося электродов от источника питания переменного тока. Вначале ведут подбор источника питания для неплавящегося электрода, имеющего внешнюю крутопадающую характеристику, а для плавящегося электрода подбирают источник питания, имеющий пологопадающую жесткую характеристику с напряжением холостого хода ниже, чем напряжение холостого хода источника питания неплавящегося электрода, электрически их соединяют так, что фаза напряжения на плавящемся электроде отстает от фазы напряжения на неплавящемся электроде, возбуждают дугу между неплавящимся электродом и изделием, затем подают напряжение на плавящийся электрод и возбуждают дугу между ним и изделием, горящую в полупериоды, когда напряжение на плавящемся электроде имеет обратную полярность относительно изделия и неплавящегося электрода, и формируют импульсы тока обратной полярности с частотой равной половине частоты питающей сети для расплавления плавящегося электрода и формирования сварного шва.

Отличительными от прототипа являются признаки: для неплавящегося электрода подбирают источник питания, имеющий внешнюю крутопадающую характеристику, а для плавящегося электрода подбирают источник питания, имеющий пологопадающую жесткую характеристику с напряжением холостого хода ниже, чем напряжение холостого хода источника питания неплавящегося электрода, электрически их соединяют так, что фаза напряжения на плавящемся электроде отстает от фазы напряжения на неплавящемся электроде, возбуждают дугу между неплавящимся электродом и изделием, затем подают напряжение на плавящийся электрод и возбуждают дугу между ним и изделием, горящую в полупериоды, когда напряжение на плавящемся электроде имеет обратную полярность относительно изделия и неплавящегося электрода, и формируют импульсы тока обратной полярности с частотой, равной половине частоты питающей сети, для расплавления плавящегося электрода и формирования сварного шва.

Заявленная совокупность признаков способа является новой по сравнению с признаками прототипа и аналогов, следовательно, изобретение соответствует критерию «новизна».

При рассмотрении технических решений в данной области техники - сварке, признаки, отличающие предлагаемое техническое решение, не выявлены, следовательно, оно соответствует критерию «изобретательский уровень». Новая совокупность признаков обусловила возможность автоматизации процесса сварки, наплавки в среде защитного газа тонколистовых конструкций из черных и цветных металлов с минимальным тепловложением, что особенно эффективно при наплавке, когда требуется минимальное участие основного металла в наплавленном. Улучшается качество сварных соединений. Используются обычные источники переменного тока и не требуется дополнительного специализированного оборудования.

Предлагаемый способ поясняется фиг.1 и осциллограммой фиг.2, где однофазный источник питания переменного тока 1 подсоединяется к неплавящемуся электроду 2 концом 3. Трансформатор 4 концом 5 подсоединяется к плавящемуся электроду 6. Конец 7 источника питания 1 и конец 8 трансформатора 4 соединяются между собой и подсоединяются к изделию 9. Со стороны первичного напряжения вывод 10 источника 1 подключается к фазе А, а вывод 11 трансформатора 4 подключается к фазе Б. Выводы 12 и 13 соединяются между собой и подключаются к фазе С, то есть в «открытый треугольник». Неплавящийся 2 и плавящийся 6 электроды электрически изолированы, и опытным путем установлено, что расстояние между ними в пределах 0,5-1,5 диаметра неплавящегося электрода в районе горения дуги наиболее оптимально для осуществления технологических возможностей процесса: форма шва и глубина проплавления.

Способ осуществляется следующим образом: подбираются источники питания для электродов: для неплавящегося - с крутопадающей характеристикой с большим напряжением холостого хода; для плавящегося - с пологопадающей жесткой характеристикой с более низким напряжением холостого хода по сравнению с источником питания неплавящегося электрода, электрически их соединяют, при этом фаза напряжения на плавящемся электроде отстает от фазы напряжения на неплавящемся электроде.

Процесс сварки начинается с возбуждения дуги, горящей между неплавящимся электродом и изделием, затем подается напряжение на плавящийся электрод, при подаче которого между ним и изделием возникает дуга, горящая только в полупериоды, когда напряжение на плавящемся электроде имеет «обратную» полярность относительно изделия и неплавящегося электрода. Это иллюстрируют осциллограммы на фиг.2. Частота импульсов тока обратной полярности равна половине частоты питающей сети. При этом и осуществляется расплавление электродного металла и формирование сварного шва.

Варьируя соотношениями токов в электродах, можно получать широкий спектр технологических возможностей от процессов, аналогичных аргонодуговой сварке неплавящимся электродом и импульсно-дуговой сварке плавящимся электродом до гибридных типа Mig-плазмы.

Промышленную применимость заявляемого способа доказывает его успешное осуществление на производстве.

Пример 1

Сварка низкоуглеродистой стали Вст3пс осуществляется двумя последовательно расположенными дугами, горящими на плавящемся и неплавящемся электродах. Материал плавящегося электрода - проволока св 08Г2С диаметром 1,4 мм, материал неплавящегося электрода - лантанированный вольфрам диаметром 4 мм.

Защитный газ - аргон, расход 900 л/час, Icp на плавящемся электроде 45А, Icp.кв на неплавящемся электроде 150А, Iср.кв в изделии 140А. При толщине металла 3 мм сварка стыкового соединения без применения подкладных устройств («на весу») составляет 38 м/час.

Пример 2

Сварка сплава АМГ6 толщиной 2 мм, соединение нахлесточное, без подкладных устройств. Материал плавящегося электрода - проволока марки св. АМГ6 диаметром 2 мм, материал неплавящегося электрода - лантанированный вольфрам диаметром 3 мм. Icp на плавящемся электроде 45А, Iср.кв на неплавящемся электроде 120А, Iср.кв в изделии 110А, защитный газ аргон, расход 900 л/час. Скорость сварки 45 м/час.

Пример 3

Наплавка антифрикционного слоя на деталь из стали 30ХГСА. Материал плавящегося электрода - проволока БрАМц диаметром 2 мм, материал неплавящегося электрода - лантанированный вольфрам диаметром 4 мм. Защитный газ - аргон, Icp на плавящемся электроде 70А, Iср.кв на неплавящемся электроде 120А, Iср.кв в изделии 115А. Скорость наплавки 10 м/час. Высота наплавленного слоя 3÷4 мм. Химический состав наплавленного металла соответствует сплаву БрАМц.

Таким образом, заявленное изобретение экономично, удобно в применении, обеспечивает стабильность процессов сварки, наплавки и высокое качество.

Способ многодуговой сварки или наплавки в защитном газе, при котором процесс ведут сочетанием плавящегося и неплавящегося электродов от источников питания переменного тока, отличающийся тем, что для неплавящегося электрода подбирают источник питания, имеющий внешнюю крутопадающую характеристику, а для плавящегося электрода подбирают источник питания, имеющий пологопадающую жесткую характеристику с напряжением холостого хода ниже, чем напряжение холостого хода источника питания неплавящегося электрода, электрически их соединяют так, что фаза напряжения на плавящемся электроде отстает от фазы напряжения на неплавящемся электроде, возбуждают дугу между неплавящимся электродом и изделием, затем подают напряжение на плавящийся электрод и возбуждают дугу между ним и изделием, горящую в полупериоды, когда напряжение на плавящемся электроде имеет обратную полярность относительно изделия и неплавящегося электрода, и формируют импульсы тока обратной полярности с частотой, равной половине частоты питающей сети для расплавления плавящегося электрода и формирования сварного шва.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-4 из 4.
20.07.2014
№216.012.e17f

Фрикционный гаситель колебаний тележки железнодорожного вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкциям гасителей колебаний, используемых в центральном рессорном подвешивании тележек грузовых вагонов. Фрикционный гаситель колебаний содержит фрикционный клин 1, взаимодействующий своей вертикальной поверхностью 2 с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523513
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.02.2019
№219.016.c165

Боковая опора грузового вагона

Заявляемое изобретение относится к железнодорожному транспорту. Боковая опора грузового вагона состоит из корпуса, контактного колпака, двух отсеков. Внутри одного отсека установлены демпферы, внутри другого отсека расположен каток. Каток выполнен с образующей, наклоненной к поперечной оси...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002415768
Дата охранного документа: 10.04.2011
18.05.2019
№219.017.5711

Корпус автосцепки железнодорожного транспортного средства

Изобретение относится к автосцепкам железнодорожного транспортного средства. Корпус автосцепки железнодорожного транспортного средства состоит из головы с тыльной стенкой, снабженной наружным упором, переходящей в полый хвостовик с горизонтальными ребрами жесткости. На тыльной части головы на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002381933
Дата охранного документа: 20.02.2010
09.06.2019
№219.017.7a5f

Надрессорная балка

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции надрессорной балки железнодорожной тележки. В отверстие под шкворень опорной колонки вставлена втулка, внутренняя поверхность которой имеет твердость большую, чем твердость основного материала. Втулка может быть...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002386560
Дата охранного документа: 20.04.2010
Показаны записи 1-10 из 11.
10.06.2016
№216.015.4702

Способ соединения пакета труб с трубными решетками и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к способу и устройству для сварки пакета труб с трубными решетками. Трубы из медносодержащего материала устанавливают в отверстия трубной решетки из нержавеющей стали. Осуществляют развальцовку каждой трубы с образованием нахлесточного соединения с трубной решеткой....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586176
Дата охранного документа: 10.06.2016
10.05.2018
№218.016.4bb7

Планетарная коробка передач с тремя степенями свободы

Изобретение относится к семиступенчатым планетарным коробкам передач. Коробка передач с тремя степенями свободы содержит корпус, входной, выходной и промежуточный валы, две фрикционные муфты, четыре тормоза и четыре однорядных планетарных механизма. Входной вал соединен с эпициклической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651957
Дата охранного документа: 24.04.2018
29.05.2018
№218.016.57df

Планетарная коробка передач с двумя степенями свободы

Изобретение относится к планетарным коробкам передач транспортных средств. Шестиступенчатая коробка передач с двумя степенями свободы содержит корпус, входной и выходной валы, пять однорядных планетарных механизмов, пять тормозов и фрикционную муфту. Входной вал связан с солнечными шестернями...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002654833
Дата охранного документа: 22.05.2018
28.07.2018
№218.016.7697

Планетарная коробка передач с четырьмя степенями свободы

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств. Восьмиступенчатая планетарная коробка передач с четырьмя степенями свободы, которая содержит корпус, входной и выходной валы, три фрикционные муфты, три тормоза и два планетарных механизма. Первый планетарный механизм состоит из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662622
Дата охранного документа: 26.07.2018
09.02.2019
№219.016.b894

Планетарная коробка передач

Изобретение относится к планетарным коробкам передач (КПК). Пятиступенчатая ПКП с двумя степенями свободы содержит четыре однорядных планетарных механизма, фрикционную муфту и четыре тормоза. Входной вал коробки передач связан с солнечными шестернями первого и второго планетарных механизмов и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002679352
Дата охранного документа: 07.02.2019
20.02.2019
№219.016.c165

Боковая опора грузового вагона

Заявляемое изобретение относится к железнодорожному транспорту. Боковая опора грузового вагона состоит из корпуса, контактного колпака, двух отсеков. Внутри одного отсека установлены демпферы, внутри другого отсека расположен каток. Каток выполнен с образующей, наклоненной к поперечной оси...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002415768
Дата охранного документа: 10.04.2011
11.03.2019
№219.016.d896

Вагон-платформа для контейнеров

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкции вагонов-платформ для транспортировки крупнотоннажных контейнеров. Вагон-платформа содержит ходовые части, на которые установлена рама (2) с размещенными на ней автосцепными устройствами, тормозным оборудованием и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002314221
Дата охранного документа: 10.01.2008
09.06.2019
№219.017.7a5f

Надрессорная балка

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции надрессорной балки железнодорожной тележки. В отверстие под шкворень опорной колонки вставлена втулка, внутренняя поверхность которой имеет твердость большую, чем твердость основного материала. Втулка может быть...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002386560
Дата охранного документа: 20.04.2010
29.06.2019
№219.017.9c97

Узел соединения упоров автосцепки, способ изготовления узла и устройство для изготовления узла

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции хребтовой балки. Узел соединения упоров автосцепки содержит передний и задний литые упоры автосцепного устройства, имеющие опорные поверхности и переходные элементы, соединенные между собой планками. Планки выполнены из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002395419
Дата охранного документа: 27.07.2010
10.07.2019
№219.017.aeab

Боковая рама железнодорожной тележки

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается, в частности, конструкции боковой рамы железнодорожной тележки. В боковой раме нижний угол рессорного проема выполнен в виде ступенчатого перехода вертикальной колонки (3) рамы в нижний пояс (2). Верхняя поверхность (29) перехода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002323843
Дата охранного документа: 10.05.2008
+ добавить свой РИД