×
24.05.2019
219.017.5ffb

АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области авиационной и ракетно-космической техники и может быть использовано в авиационных ракетных комплексах (АРК) космического назначения с тяжелыми (массой от 100 т) баллистическими ракетами, используемыми в качестве ракет-носителей. Предлагаемый АРК включает в себя планер, самолет, приспособленный для буксировки планера с помощью троса-фала, и ракету-носитель (РН) для выведения космического аппарата. РН перед запуском размещается внутри фюзеляжа планера. АРК содержит также транспортно-разгонную платформу для установки на ней планера и обеспечивающие системы. Фюзеляж планера имеет верхнюю и нижнюю части. Перед отделением от планера и пуском РН нижняя часть планера отделяется от верхней. Платформа снабжена двигательной установкой, например ракетным двигателем твердого топлива. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности (в т.ч. надежности и безопасности) и универсальности АРК. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области авиационной и ракетно-космической техники. Оно может быть использовано в авиационных ракетных комплексах космического назначения (АРК КН), например, с тяжелыми баллистическими ракетами (массой 100 т и более), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) и запускаемыми в воздухе после их отделения от летательного аппарата-носителя, с целью выведения космических аппаратов (КА) на орбиты.

Ближайшим аналогом изобретения является АРК КН, описанный в патенте RU 2175933 и включающий в себя планер, самолет, приспособленный для буксировки планера с помощью троса-фала, ракету-носитель для выведения космического аппарата, размещенную внутри фюзеляжа планера, платформу для погрузки на нее планера и системы, обеспечивающие их функционирование.

Недостатками этого АРК КН являются:

- сложность размещения на планере и отделения от него тяжелой баллистической ракеты;

- пассивная роль платформы, затрудняющая или исключающая взлет самолета с буксируемым планером, загруженным тяжелой ракетой-носителем.

Задачей изобретения является повышение эффективности и гибкости (универсальности) АРК КН путем преодоления отмеченных недостатков.

Данная задача решается тем, что в известном комплексе платформа выполнена транспортно-разгонной, а фюзеляж планера имеет нижнюю часть, отделяемую от его верхней части перед отделением от этой верхней части и пуском ракеты-носителя.

В предпочтительном варианте исполнения транспортно-разгонная платформа снабжена двигательной установкой, например, ракетным двигателем твердого топлива.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором показан общий вид размещения планера с ракетой-носителем на транспортно-разгонной платформе (ТРП).

Планер 1 с ракетой-носителем 2 размещен на ТРП 3. Планер 1 соединен с помощью троса-фала 4 с самолетом 5, выполняющим функцию самолета-буксировщика (на чертеже не показан).

Эта система: планер 1, оснащенный ракетой-носителем 2, самолет 5, ТРП 3 и трос-фал 4 - функционирует следующим образом.

Перед запуском космического аппарата ТРП 3 подается на техническую позицию авиационного ракетного комплекса, где на нее производится погрузка планера 1, снаряженного ракетой-носителем 2, не заправленной компонентами топлива.

После погрузки планера 2 на ТРП 3 производятся заправка ракеты-носителя 2 топливом и проверки систем ракеты-носителя 2, а также систем ТРП 3.

После завершения всех работ по подготовке авиационного ракетного комплекса к запуску космического аппарата (в том числе планера 1, самолета 5, ракеты-носителя 2, ТРП 3) снаряженная ТРП 3 буксируется на взлетно-посадочную полосу (ВПП) 6 в точку начала разбега самолета 5 для взлета на пуск ракеты 2, где производится сцепление самолета 5 с планером 1 с помощью троса-фала 4. В результате чего самолет 5 и ТРП 3 приведены в стартовое положение на ВПП 6.

Функционирование комплекса производится в следующей последовательности.

По команде на вылет в район пуска ракеты одновременно на самолете 5 и ТРП 3 запускаются двигатели (для разгона ТРП на ней установлены, например, твердотопливные ракетные двигатели 7). Тяги двигателей самолета 5 и ТРП 3 обеспечивают равные ускорения при движении их по ВПП 6.

По достижении заданных уровней тяг двигателей самолета-буксировщика 5 и ТРП 3 подается команда на взлет (начало движения их по ВПП 6).

При этом обеспечивается тяга двигателей самолета 5 несколько большей, чем у двигателей 7 ТРП 3 с целью исключения провисания троса-фала 4 до недопустимого уровня.

При движении самолета 5 и ТРП 3 по ВПП 6 на самолет 5 и планер 1 действуют подъемные силы, которые обеспечивают отрыв самолета 5 от ВПП 6 и планера 1 от ТРП 3 при достижении заданной скорости движения (˜180-200 км/ч).

После отрыва самолета 5 от ВПП 6 одновременно от ТРП 3 производится по команде отделение снаряженного ракетой-носителем 2 планера 1 и начало полета самолета 5 в район пуска ракеты-носителя 2.

По прибытии самолета 5 в район пуска самолет 5 и планер 1 занимают заданное расчетное положение в пространстве по высоте, направлению и скорости полета, угловым параметрам (крен, тангаж, курс), обеспечивающее запуск ракеты-носителя 2.

По команде на пуск ракеты 2 производится отделение нижней части фюзеляжа планера 1, например, по горизонтальной плоскости А (с помощью задействования пирозамков и детонирующих шнуров, смонтированных на фюзеляже), и после ее отделения подается команда на отделение ракеты-носителя 2 от верхней части фюзеляжа планера 1 и запуск ее двигателей I ступени. Ракета-носитель 2 отделяется от верхней части фюзеляжа планера 1 под действием силы тяжести (т.е. падает), а планер 1 (верхняя часть) вследствие наличия у него подъемной силы, создаваемой крылом, поднимается вверх. После отделения ракеты 2 от верхней части планера 1 и запуска ее двигателя I ступени производится ее полет по заданной программе и выведение космического аппарата на заданную орбиту.

Таким образом, представленный выше технический облик АРК с новыми отличительными признаками в сравнении с прототипом позволяет:

- при меньших финансовых затратах и сроках, необходимых на создание АРК, существенно увеличить эффективность, в том числе увеличить выводимые на орбиты массы КА или высоты их орбит, расширить районы пусков ракет относительно места базирования АРК;

- упростить конструкцию, повысить безопасность и надежность эксплуатации АРК;

- упростить технологию изготовления и отработки систем АРК при их разработке;

- уменьшить технические, экономические и другие риски при создании АРК и его эксплуатации.

Предложенное в изобретении техническое решение открывает новое направление развития АРК, в том числе космического назначения.

1.Авиационныйракетныйкомплекс,включающийвсебяпланер,самолет,приспособленныйдлябуксировкипланераспомощьютроса-фала,ракету-носительдлявыведениякосмическогоаппарата,размещеннуювнутрифюзеляжапланера,платформудляпогрузкинанеепланераисистемы,обеспечивающиеихфункционирование,отличающийсятем,чтоплатформавыполненатранспортно-разгонной,афюзеляжпланераимеетнижнюючасть,отделяемуюотеговерхнейчастипередотделениемотэтойверхнейчастиипускомракеты-носителя.12.Авиационныйракетныйкомплекспоп.1,отличающийсятем,чтотранспортно-разгоннаяплатформаснабженадвигательнойустановкой,напримерракетнымдвигателемтвердоготоплива.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-8 из 8.
20.02.2019
№219.016.c08e

Защитное устройство для орбитального космического аппарата, размещаемого в ракете боевого назначения морского базирования

Изобретение относится к устройствам для предохранения космических аппаратов от неблагоприятных внешних воздействий и может быть использовано при их запусках боевыми ракетами морского базирования. Предлагаемое устройство содержит корпус, плиту для крепления космического аппарата и платформу для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002301183
Дата охранного документа: 20.06.2007
08.03.2019
№219.016.d4bb

Авиационный ракетный комплекс

Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано в авиационных ракетных комплексах космического назначения, преимущественно с тяжелыми баллистическими ракетами (массой более 100 т), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями и запускаемыми в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002319644
Дата охранного документа: 20.03.2008
08.03.2019
№219.016.d4c1

Авиационный ракетный комплекс

Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано в авиационных ракетных комплексах космического назначения, преимущественно с тяжелыми баллистическими ракетами (массой более 100 тонн), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002317920
Дата охранного документа: 27.02.2008
08.03.2019
№219.016.d4c2

Авиационный ракетный комплекс

Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано в авиационных ракетных комплексах космического назначения, преимущественно с тяжелыми баллистическими ракетами (массой более 100 тонн), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002317922
Дата охранного документа: 27.02.2008
08.03.2019
№219.016.d4c3

Авиационный ракетный комплекс

Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано в авиационных ракетных комплексах космического назначения, преимущественно с тяжелыми баллистическими ракетами (массой более 100 тонн), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002317921
Дата охранного документа: 27.02.2008
29.03.2019
№219.016.f36e

Способ возвращения на космодром многоразовой первой ступени ракеты

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может использоваться при создании многоразовых ракетных комплексов, не требующих отчуждения земель под зоны падения отработавших первых ступеней. Предлагаемый способ заключается в том, что непосредственно после разделения первой и второй...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002309089
Дата охранного документа: 27.10.2007
18.05.2019
№219.017.56e5

Ракета космического назначения тандемной схемы с многоразовой первой ступенью

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может использоваться при создании ракетных комплексов, не требующих отчуждения земель под зоны падения отработавших первых ступеней. Предлагаемая ракета включает в себя маршевые и рулевые двигатели, топливные баки, межступенчатый отсек с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002318704
Дата охранного документа: 10.03.2008
10.07.2019
№219.017.ab03

Способ герметизации люка-лаза бака жидкостной ампулизированной ракеты

Изобретение относится к области технологии производства сварных конструкций и может использоваться при сборке, сварке и герметизации круговых замыкающих элементов, например крышек люков-лазов, в ракетостроении, химическом машиностроении, авиационной промышленности и других отраслях. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002291038
Дата охранного документа: 10.01.2007
Показаны записи 1-10 из 24.
20.10.2013
№216.012.776d

Низкоорбитальная система спутниковой связи

Изобретение относится к системам спутниковой связи, в частности к низкоорбитальной системе спутниковой связи, использующей легкие спутники, функционирующие на низких околоземных орбитах. Технический результат заключается в обеспечении глобальной непрерывной связи между абонентами, возможности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002496233
Дата охранного документа: 20.10.2013
10.02.2014
№216.012.9f27

Способ балансировки ветроколеса вертикально-осевой ветроэнергетической установки

Изобретение относится к способам балансировки ветроколес вертикально-осевых ветроэнергетических установок. Способ балансировки ветроколеса ветрикально-осевой ветроэнергетической установки, состоящего из ступицы и кольца с закрепленными на нем в два яруса лопастями, характеризуется тем, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002506451
Дата охранного документа: 10.02.2014
20.04.2014
№216.012.ba94

Деформируемый термически неупрочняемый сплав на основе алюминия

Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым термически неупрочняемым сплавам на основе алюминия, предназначенным для использования в виде деформированных полуфабрикатов и в качестве конструкционного материала. Сплав, содержит, мас.%: магний 5,6-6,3; титан 0,01-0,03;...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513492
Дата охранного документа: 20.04.2014
20.11.2014
№216.013.06c6

Способ получения углерод - углеродного композиционного материала

Изобретение может быть использовано для получения теплозащитных материалов, стойких к эрозионному разрушению при воздействии высоких температур и давлений. Сначала осуществляют сборку стержневого каркаса цилиндрической формы и пятинаправленного армирования из углеродного волокна и скрепляют его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533135
Дата охранного документа: 20.11.2014
27.11.2014
№216.013.0ab9

Способ отработки старта ракеты

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано для отработки старта ракеты из контейнера. Определяют по заданной (отведенной) зоне падения и известному направлению увода величину и знак угла отклонения органов управления, время работы двигателя, отклоняют в известном...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534153
Дата охранного документа: 27.11.2014
20.12.2014
№216.013.130b

Способ отработки старта ракеты

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано для отработки старта ракеты из контейнера. Определяют по заданной (отведенной) зоне падения и известному направлению увода величину и знак угла отклонения органов управления, время работы двигателя первой ступени, жестко...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536298
Дата охранного документа: 20.12.2014
27.12.2014
№216.013.158e

Бортовое командное устройство на макете ракеты для отработки старта

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано для отработки старта ракеты из контейнера. Бортовое командное устройство содержит источник питания, электрически связанный с катапультирующим устройством, двигателем первой ступени, рулевыми машинами через переключатели с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536942
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.08.2015
№216.013.6aff

Армирующий каркас из углеродного волокна, заготовка для изготовления армирующего каркаса и способ его изготовления

Изобретение относится к области получения теплозащитных материалов, стойких к эрозионному разрушению при воздействии высоких температур и давлений, а более конкретно к конструкции армирующего каркаса из углеродного волокна и способу его изготовления. Армирующий каркас из углеродного волокна для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558949
Дата охранного документа: 10.08.2015
27.08.2016
№216.015.5093

Способ десантирования ракеты космического назначения при пуске из самолета-носителя и авиационная пусковая установка

Группа изобретений относится к авиакосмической технике, в частности к способу десантирования ракеты космического назначения и к авиационной ракетной пусковой установке. Способ десантирования ракеты космического назначения из самолета-носителя заключается в пуске из транспортно-пускового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595742
Дата охранного документа: 27.08.2016
13.02.2018
№218.016.23e1

Блиск охлаждаемых пилонов подачи горючего

Изобретение относится к области аэрокосмической техники и может быть использовано для подачи горючего в высокоскоростной поток воздуха в перспективных прямоточных воздушно-реактивных двигателях внутриатмосферных летательных аппаратов. Блиск охлаждаемых пилонов подачи горючего в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002642718
Дата охранного документа: 25.01.2018
+ добавить свой РИД